Что нового?
Пикник ТВ

This is a sample guest message. Register a free account today to become a member! Once signed in, you'll be able to participate on this site by adding your own topics and posts, as well as connect with other members through your own private inbox!

Развитие Космических Технологий: Новости и Инновации в Спутниковой Индустрии

[dropshadow=blue]Передовой инструмент поможет в проведении фундаментальных исследований в астрономии[/dropshadow]
Европейская Южная Обсерватория (ESO) сообщает о том, что в центре Параналь на севере Чили успешно выполнены первые наблюдения с новым приёмником MATISSE на Очень Большом Телескопе-Интерферометре (VLTI).
Посмотреть вложение 2
Система MATISSE (Multi AperTure mid-Infrared SpectroScopic Experiment) — это многоапертурный спектроскопический экспериментальный приёмник среднего инфракрасного диапазона. На сегодняшний день данный инструмент является самым мощным в своём классе.

Инструмент функционирует на длинах волн между видимым и микроволновым диапазонами электромагнитного спектра — от 3 до 13 микрометров. Приёмник способен работать с несколькими телескопами одновременно, получая благодаря волновой природе света в этом режиме более детальные изображения космических объектов, чем те, которые получаются с любым из существующих или проектируемых индивидуальных телескопов.
Посмотреть вложение 1
«MATISSE осуществляет сложение световых потоков от астрономического объекта, комбинируя сигналы от отдельных телескопов, в результате чего получается интерферомерическая картина, содержащая информацию, из которой может быть реконструировано изображение», — сообщает ESO.

Ожидается, что MATISSE внесёт вклад в некоторые области фундаментальных исследований в астрономии, в частности, в изучение внутренних областей протопланетных дисков вокруг молодых звёзд, исследование звёзд на различных стадиях их существования, изучение окрестностей сверхмассивных чёрных дыр в центрах галактик.

С новым приёмником уже выполнены наблюдения красного сверхгиганта Бетельгейзе. Проделанная работа — большой шаг на пути построения следующего поколения оптических и инфракрасных интерферометров, которые позволят астрономам получать интерферометрические изображения с высоким разрешением в более широком диапазоне длин волн.
 
[bluee]Первое включение электрического ракетного двигателя, работающего на воздухе[/bluee]

Впервые в мире команда исследователей, возглавляемая сотрудниками Европейского космического агентства (ЕКА), построила и провела огневые испытания электрического двигателя, способного использовать молекулы разреженного воздуха из верхних слоев атмосферы в качестве рабочего тела. Эта разработка поможет увеличить срок службы спутников, находящихся на низкой околоземной орбите.

Спутник ЕКА под названием GOCE находился на орбите высотой 250 километров в течение более чем пяти лет благодаря электрическому двигателю, который постоянно компенсировал силу сопротивления воздуха. Однако срок его службы был ограничен, поскольку на борту находилось всего лишь 40 килограммов ксенона, используемого в качестве рабочего тела – после того как весь ксенон был израсходован, миссия завершилась.

Замена рабочего тела, запасы которого приходится хранить на борту, на молекулы атмосферного воздуха позволит создать новый класс спутников, способных находиться на очень низких орбитах в течение продолжительного времени.

«В начале этого проекта была предложена концепция двигателя, способного захватывать молекулы воздуха в верхних слоях атмосферы Земли и использовать их в качестве рабочего тела, чтобы обеспечить скорость на уровне 7,8 километра в секунду", - объяснил Луи Вальпот из ЕКА.

Вся конструкция двигателя была разработана и испытана авиакосмической фирмой Sitael, Италия, которая протестировала двигатель в вакуумной камере, имитирующей условия на высоте 200 километров над поверхностью Земли.

Основной проблемой при создании двигателя стала разработка надежной системы впуска молекул воздуха, позволяющей накапливать достаточное его количество для последующего сжатия. Затем сжатый воздух подвергается ионизации, и ионизированные частицы ускоряются в электрическом поле, обеспечивая необходимую тягу. Система ионизации и ускорения молекул воздуха имеет две ступени.

Использующие атмосферный воздух электрические ракетные двигатели могут также быть использованы для движения космических аппаратов в атмосферах других планет, например, в атмосфере Марса, в которой преобладает диоксид углерода (CO2), считает Вальпот.
 
[bluee]К 2020 году Китай запустит основной модуль для будущей космической станции[/bluee]

Китай запланировал до 2020 года произвести запуск основного модуля для собственной будущей космической станции. Об этом в середине недели сообщили местные СМИ со ссылкой на Чжоу Цзяньпина, занимающего пост главного конструктора программы пилотируемых полетов КНР. Этот специалист подчеркнул, что ориентировочно к 2020 году на орбиту будет выведен основной модуль, затем начнется его тестирование.

Работа по производству космического аппарата уже вступила в окончательную фазу. Как только модуль будет выведен на орбиту, начнется тестирование всех систем космической станции, которые будут установлены на этом аппарате. После завершения тестовых работ к модулю направится грузовой корабль, а уже затем прибудет первый экипаж станции.

Ориентировочно к 2022 году в модулю будут пристыкованы две космические лаборатории, масса каждой из них составит порядка 20 тонн. Главный конструктор проекта отметил, что планируется также запуск отдельного отсека с новейшим телескопом высокоточного разрешения. Диаметр данного телескопа будет достигать двух метров. Установка всей конструкции должна завершиться к началу 2022 года.

Параллельно китайские специалисты займутся проработкой механизма выхода космонавтов в открытое космическое пространство. Сейчас уже ведется работа над созданием новейшей модели скафандра. Как только станция начнет функционировать в штатном режиме перед космонавтами будут ставиться более сложные задачи не только на ее борту, но и при выходе в открытый космос, резюмировал Чжоу Цзяньпин.

На китайской космической станции постоянно будет находится экипаж из трех космонавтов. Но в период смены экипажей на станции определенное время смогут одновременно находиться и по шесть человек.

Напомним, ранее сообщалось, что в 2018 году Китай планирует осуществить до 14 запусков ракет-носителей «Чанчжэн-3». Большая часть ракетных запусков будет производиться с целью выведения на орбиту навигационных спутников класса Beidou, говорится в заявлении Китайской корпорации аэрокосмической науки и техники.
 
[bluee]Китай разрабатывает многоразовый военный космоплан[/bluee]
В Китае ведется разработка многоразового космического аппарата, предназначенного для выполнения самого разного рода задач, в том числе и военного характера – атаки иностранных космических аппаратов, космических станций и даже перехвата баллистических ракет. Кроме того, многоразовый космоплан можно будет использовать для доставки людей и грузов на орбиту. При этом его запуск и посадку можно будет осуществлять из любого обычного аэропорта, сообщает местный китайский новостной канал CCTV.
Посмотреть вложение 1
«В отличие от ракет, требующих сложной процедуры переработки, космоплан способен произвести настоящую революцию в сфере космической транспортировки», — отметил Чжан Хунвен, президент корпорации China Aerospace Science and Industry Corporation (CASIC), ответственной за разработку.

Несмотря на то, что проект находится в ранней стадии, эксперты отмечают, что космоплан можно будет использовать в качестве транспортного средства для доставки на орбиту космических туристов, запуска спутников, снабжения орбитальных станций, а также обеспечения спасательных операций.

«Его также можно будет использовать как военный космический аппарат, оборудованный устройствами обнаружения и нападения против иностранных космических аппаратов, спутников и космических станций», — заявил местному изданию Global Times военный эксперт и телекомментатор Сон Чжоньпинь.

Кроме того, добавил Сон, аппарат можно будет использовать для перехвата баллистических ракет и нанесения точечных ударов по наземным целям.

В репортаже CCTV журналисты рассказали, что комплекс будет состоять из двух частей: «материнского» самолета-носителя и непосредственно самого космоплана. Носитель будет беспилотным и использоваться для разгона космоплана, после чего тот будет отделяться и использовать уже свою силовую установку. После выполнения миссии космоплан будет возвращаться на Землю и садиться как обычный самолет.

Некоторые сторонние эксперты отмечают, что у Китая на данный момент нет необходимых для создания такого комплекса технологий. Прежде всего речь идет о двигателях: причем как для космоплана, так и для самолета-носителя. Очевидно, ни один из имеющихся у Поднебесной на данный момент двигателей не отвечает требованиям проекта.

Однако один из военных экспертов, пожелавший остаться анонимным, рассказал изданию Global Times о том, что в основе силовой установки самолета-носителя будет лежать технология гибридного воздушно-реактивного двигателя с использованием жидкого водородного топлива. В таком двигателе кислород, забираемый из атмосферы, будет переходить в жидкое состояние и на пару с жидким водородом питать силовую установку. В теории такая система позволит развивать скорость, до 22 раз превышающую скорость звука, обеспечив достаточное ускорение для вывода космического аппарата в космос. Оснащенный таким двигателем самолет-носитель, отметил источник, будет очень сложно перехватить нынешними системами противовоздушной обороны.

Проект разработки данной системы носит название «Tengyun», и впервые о нем стало известно в 2016 году. На тот момент вице-президент корпорации CASIC Лю Шицзян заявил, что система будет готова к полету к 2030 году.
 
[dropshadow=blue]Китай намерен продавать свои космические разработки[/dropshadow]

Китай займется коммерческим продвижением технологии возвращаемых спутников,сообщает официальное информационное агентство Синьхуа.

С 1975 года страна успешно вернула более 20 спутников из космоса и уверена, что ее технология является высоконадежной, сказал Чжан Хунтай (Zhang Hongtai), президент Китайской академии космических технологий.

Например спутник “Шицзянь-10” (Shijian-10, SJ-10) провел на орбите 12 дней, затем результаты экспериментов были доставлены на Землю в специальной спускаемой капсуле .Капсула спутника,предназначенного для изучения микрогравитации, успешно приземлилась в уезде Сыцзыванци.
https://youtu.be/hTbWx6SHeE4
«Мы планируем модернизировать эту технологию, чтобы удовлетворить потребности коммерческих пользователей», – сказал он.

Китайский президент Си Цзиньпин стремится продвигать космическую программу Китая, которая пока отстает от коллег в Соединенных Штатах и ??России, заявив, что это необходимо для укрепления национальной безопасности и обороны.
 
[dropshadow=blue]Spacecom построит спутник Amos-8[/dropshadow]

Израильская компания Spacecom – оператор спутниковой группировки Amos – по данным ряда источников близка к тому, чтобы начать процесс приобретения нового спутника, который, по всей видимости, будет носить имя Amos-8.

Последние несколько лет были трудны для компании Spacecom. 1 сентября 2016 года компания потеряла новый спутник Amos-6, который был разрушен во время взрыва, случившегося при предстартовой проверке двигателей ракеты Falcon 9 на космодроме на мысе Канаверал.

1 декабря 2016 года стало известно, что компания Spacecom арендовала у компании из Гонконга спутник AsiaSat-8 для замены потерянного аппарата. Предполагаемый срок аренды – 4 года. Спутник AsiaSat-8 был отправлен в орбитальную позицию 4 градуса западной долготы. Аренда спутника у компании AsiaSat обходится ежегодно компании Spacecom в 22 миллиона долларов.

Тем не менее катастрофическая потеря спутника сорвала продажу компании Spacecom китайскому консорциуму (Beijing Xinwei). Компанию Spacecom по-прежнему контролирует Eurocom Holdings (64% акций) совместно с Bezeq Israeli Telecoms; обе эти компании контролировал Шауль Алович. 26 февраля Алович, обвинённый в Израиле, вместе с рядом других, в коррупции, вышел из совета директоров Bezeq.

Новый спутник будет размещён в орбитальной позиции 4 градуса западной долготы, а его запуск должен произойти ближе к 2020 году. К слову, на следующий год компания Spacecom планирует запуск спутника Amos-17, который в настоящее время находится в процессе создания.
 
[dropshadow=blue]Пакистан приобрел китайский спутник для дальнейшего развития DTH[/dropshadow]
22 марта Комиссия Пакистана по исследованию космоса и стратосферы (Space & Upper Atmosphere Research Commission, SUPARCO) подписала контракт с Китайской корпорацией Great Wall Industry Corporation (CGWIC) на совместное владение спутником PakSat Multi-Mission (PakSat-MM1).
Как сообщает Associated Press of Pakistan, этот спутник уже прибыл в орбитальную позицию, принадлежащую Пакистану — 38,2°в.д. PakSat-MM1 объявлен как многоцелевой, но в сообщении ставится акцент на его работе для осуществления непосредственного телевещания, другие аспекты его работы не раскрываются.

Министр планирования, развития и реформ Пакистана Ахсан Икбал заявил, что в данном проекте участие обеих сторон составляет 50%.

PakSat-MM1 — второй коммуникационный спутник, принадлежащий Пакистану, первый — PakSat-1R — также был поставлен CGWIC. Также Китай и Пакистан активно сотрудничают по другим космическим программам, в частности системе космического наблюдения.

Пакистан активно развивает свою DTH-сеть, поскольку ранее правительство страны запретило распространение индийского контента ), а позже распределила частоты и лицензии на DTH-вещание.
 
[dropshadow=blue]Японская корпорация заказала строительство спутника для вещания в формате Super Hi-Vision[/dropshadow]

Японская корпорация Broadcasting Satellite System Corp (B-SAT) заказывает у компании Space Systems/Loral (SS/L) новый спутник BSAT 4b, который поможет обеспечить раздачу сигнала в стандарте Super Hi-Vision на DTH-платформы во время проведения Олимпийских игр в Токио 2020 года.

«Для нас большая честь – предоставить компании B-SAT второй спутник, который сможет гарантировать дистрибуцию высококачественного телевизионного контента во время проведения Олимпийских игр 2020 года, – говорит президент группы SS/L Дарио Замариан. – Мы считаем, что ничто так не подчёркивает значимость наших возможностей, как повторные заказы от удовлетворённых спутниковых операторов, поэтому мы планируем продолжить сотрудничество с нашими партнёрами из B-SAT».

В ноябре 2017 компания SS/L изготовила для B-SAT спутник BSAT-4a; аппарат BSAT-4b станет подобным вещательным спутником Ku-диапазона повышенной пропускной способности. Спутник BSAT-4b будет размещён в орбитальной позиции 110 градусов восточной долготы, где он будет работать в паре со спутником BSAT-4b.

B-SAT является уникальным спутниковым оператором, который предоставляет в Японии услуги вещания в полосе 12 ГГц BSS. Компания была основана в апреле 1993 года и находится в Токио. С момента своего основания компания B-SAT, которая на 49.9% принадлежит общественному вещателю Японии NHK, прилагала максимум усилий, направленных на обеспечение стабильной передачи данных через спутник и непрерывности вещания. В настоящее время компания B-SAT владеет и управляет четырьмя спутниками — BSAT-3a, BSAT-3b и BSAT-3c (используются для трансляции каналов в 2К / HDTV), а также BSAT-4a. Компания B-SAT уже начала тестовое вещание в стандартах 4К/8K и планирует начать регулярное вещание в данном стандарте с декабря 2018 года через спутник BSAT-4a.

«Компания SSL завершила изготовление спутника BSAT-4a раньше графика, и сегодня данный спутник успешно эксплуатируется на орбите, – говорит президент и генеральный директор B-SAT Такаши Ябаши. – Мы рады возможности расширить наше плодотворное сотрудничество с SS/L, в рамках которого и будет осуществляться производство спутника BSAT-4b».
 
[dropshadow=blue]Солнечные батареи для навигационных спутников[/dropshadow]
Компания Airborne Aerospace получила контракт от Airbus Defence and Space Netherlands на производство 48 панелей для солнечных батарей на 12 новых спутниках Galileo. Контракт, исполняемый в рамках программы Евросоюза, – результат нескольких лет сотрудничества двух голландских компаний для усиления созвездия навигационных спутников.

На сегодняшний день, разработчик поставил 889 панелей. Airbus DS NL была первым контрактором для создания солнечных батарей 22 спутников Galileo, которые уже построены. 18 из них уже работают на орбите. Новая порция из 12 спутников планируется к запуску с 2020 по 2023 год.

В ходе последнего запуска Galileo 12 декабря, ракета Ariane 5 несла на борту четыре навигационных спутника, оборудованных крыльями «полностью сделано в Голландии» на 16 панелях. Каждый спутник получает питание от двух крыльев, состоящих из двух панелей площадью 2,75 кв. м.

Спутники весят 715 кг и были выпущены на высоте 22 922 км. Квартет проходит полугодовые тестирования, которые докажут пригодность их к работе в созвездии Galileo.

Airbus DS NL несёт ответственность за конструирование, проверку, производство, сборку, интеграцию и тестирование всей системы солнечных батарей для Galileo FOC (полностью операционных).
 
[dropshadow=blue]В России предложен проект аппарата для межпланетных экспедиций[/dropshadow]
Предприятия Роскосмоса представили в рамках Салона изобретений и инновационных технологий «Архимед-2018», который проходит с 5 по 8 апреля 2018 года в Москве, ряд инновационных разработок и перспективных проектов.
Посмотреть вложение 2
В частности, компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» демонстрирует проект космического аппарата, который в перспективе может быть использован для межпланетных экспедиций или для создания орбитальных станций следующего поколения.

Главная особенность аппарата заключается в том, что его основная часть всегда повёрнута торцом к Солнцу. Это позволяет правильно ориентировать солнечные батареи, радиаторы охлаждения и защитный экран.
Посмотреть вложение 1
В центре тяжести основной части находится узел вращения, на котором расположена рама, предназначенная для крепления двигателей и баков с рабочим телом. Поворот основного блока вокруг своей оси и поворот рамы вокруг основного блока позволяет, сохраняя ориентацию всех систем на Солнце, использовать двигатели для полёта в любом направлении.

Основной узел включает в себя все жилые и служебные помещения. Предполагается, что предложенная конструкция обеспечит максимальную эффективность работы экипажа и высокий комфорт проживания.

Кроме того, компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» представила проект трансформируемой конструкции для использования в выдвижных фермах при переводе различных элементов — антенн, солнечных батарей и т. п. — из сложенного положения на требуемое расстояние от корпуса аппарата.
 
[dropshadow=blue]Создаётся VHTS-спутник нового поколения с ёмкостью 500 Гбит/сек[/dropshadow]

Компании Orange и Thales названы в числе ключевых партнёров-поставщиков компании Eutelsat Communications в свете подготовки нового VHTS-спутника.

Спутник KONNECT VHTS будет построен компанией Thales Alenia Space и обеспечит дальнейшее развитие бизнеса Eutelsat в сфере предоставления услуг фиксированного широкополосного доступа в Интернет и связи с воздушными судами. Спутник имеет массу в 6,3 тонны, его ёмкость в Ka-диапазоне составляет 500 Гбит/сек, а ввод в эксплуатацию намечен на 2021 год.

Компания Eutelsat подписала долгосрочные соглашения об обязательствах с компаниями Orange и Thales. Соглашение о розничном партнёрстве, подписанное с компанией Orange, должно укрепить позиции компании Eutelsat на рынке фиксированного доступа к широкополосному Интернету в странах Европы, где группа присутствует в розничном секторе. А соглашение о партнёрстве в сфере дистрибуции, подписанное с Thales, должно помочь компании на рынке услуг правительственной связи.

Комментируя заключение контракта, генеральный директор компании Eutelsat Родольфе Бельмер заявил: «Мы очень рады подписанию этого соглашения с международными партнёрами – компаниями Orange и Thales – ибо оно подтверждает роль спутниковых решений в развитии широкого покрытия высокоскоростным интернетом. Выступая в качестве ключевого дополнения к наземным широкополосным сетям, высокоскоростной широкополосный Интернет станет основной движущей силой для дальнейшего развития компании Eutelsat с 2020 года. В следующем десятилетии VHTS будут располагать достаточной пропускной способностью для широкомасштабного обслуживания рынков услуг высокоскоростного широкополосного Интернета и связи с воздушными судами, предоставляя услуг, сравнимые как по цене, так и по качеству с услугами оптико-волоконных сетей».

Инвестиция заменит совместную инвестицию с ViaSat в спутник ViaSat-3 для обслуживания клиентов в странах Европы, Африки и Ближнего Востока.
 
[dropshadow=blue]Утверждён эскизный проект ракеты-носителя «Союз-5»[/dropshadow]
Выполненный РКК «Энергия» эскизный проект «Комплекс ракеты-носителя среднего класса для лётно-конструкторской отработки ключевых элементов космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса» одобрен комиссией Роскосмоса.

Речь идёт о проекте ракеты-носителя «Союз-5». Она представляет собой двухступенчатую ракету среднего класса с последовательным расположением ступеней. В качестве двигателя первой ступени планируется использовать агрегат РД171МВ, двигатель второй ступени — РД0124МС.

Стартовая масса ракеты составит около 530 тонн. Длина равна 61,87 м (с транспортным пилотируемым кораблём «Федерация» — 65,9 м), диаметр — 4,1 м. Масса выводимой полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту с космодрома Байконур составит около 18 тонн.

«Разработчиками проделан большой объём проектных проработок по определению облика и характеристик комплекса ракеты-носителя среднего класса, подтвердивших возможность выведения на орбиту Земли пилотируемых транспортных кораблей массой до 15,5 тонны, а также запуски автоматических космических аппаратов на околоземные орбиты и отлётные траектории к телам Солнечной системы», — говорится в сообщении Роскосмоса.

Основные элементы и технологии, положенные в основу «Союз-5», будут применены при разработке ракеты-носителя сверхтяжёлого класса, которая должна обеспечить реализацию перспективных космических проектов — в первую очередь лунной программы.
 
[dropshadow=blue]Миссия TESS готова к предстоящему запуску[/dropshadow]

Спутник, разработанный в Массачусетском технологическом институте (Massachusetts Institute of Technology, MIT), готовится приступить к поискам тысяч близлежащих экзопланет, в число которых войдет не менее 50 планет размером с Землю.

Этот космический аппарат, построенный на средства НАСА, имеет размер чуть больше бытового холодильника и оснащен четырьмя камерами с очень широким полем обзора, которые были разработаны, спроектированы и построены в MIT для наблюдений близлежащих, ярких звезд в поисках сигналов, указывающих на прохождение перед звездами планет.

Теперь, спустя примерно 10 лет с того момента, когда ученые из MIT впервые предложили эту миссию, космический аппарат TESS готов к предстоящему старту. Аппарат будет запущен в космос на борту ракеты Falcon 9 производства компании SpaceX с площадки Базы ВВС США, расположенной на мысе Канаверал, штат Флорида, США, не ранее 18:32 по местному времени EDT 16 апреля.

Космическая обсерватория TESS проведет два года, сканируя все небо целиком – поле обзора, включающее более 20 миллионов звезд. Ученые ожидают, что тысячи из этих звезд имеют планеты в своих системах, и эти планеты могут быть обнаружены при помощи камер аппарата TESS.

Среди этого огромного набора ожидаемых экзопланет ученые из MIT планируют отобрать не менее 50 небольших планет радиусом меньше радиуса Земли и определить их массы. Многие из планет, которые будут обнаружены при помощи миссии TESS, могут напоминать Землю, поэтому ученые будет проводить их дополнительные наблюдения при помощи других обсерваторий, что позволит охарактеризовать атмосферы этих планет и даже, возможно, обнаружить на них следы жизни.
 
[dropshadow=blue]Для создания сверхтяжёлой ракеты в РФ предлагается сформировать холдинг[/dropshadow]
В составе госкорпорации Роскомос может быть сформирована новая структура, которая будет отвечать за разработку перспективной сверхтяжёлой ракеты, о чём сообщает сетевое издание «РИА Новости».
Посмотреть вложение 1
Президент Российской Федерации Владимир Путин в ходе недавнего посещения реконструированного исторического павильона «Космос» на ВДНХ сообщил, что испытания российской сверхтяжёлой ракеты планируется начать через 10 лет. Такой носитель планируется использовать в рамках будущих проектов, в частности, для полётов на Луну и Марс.

Как теперь сообщается, в составе Роскосмоса может появиться вертикально интегрированная структура, курирующая создание ракеты. «Рассматривается вопрос создания холдинга с включением в него РКК "Энергия", РКЦ "Прогресс", а также частично НПО имени Лавочкина и, возможно, НПО "Энергомаш", то есть всей кооперации по разработке и изготовлению ракеты "Союз-5" и создания на её основе носителя сверхтяжёлого класса», — рассказали в ракетно-космической отрасли.

Предполагается, что холдинг в случае его формирования возглавит РКК «Энергия». На базе РКЦ «Прогресс» планируется развернуть производственные мощности. В свою очередь, НПО имени Лавочкина будет отвечать за головные обтекатели, а НПО «Энергомаш» — за двигатели.

Для запуска ракеты планируется создать новый стартовый комплекс на космодроме Восточный. Ранее сообщалось, что затраты на разработку собственно носителя и развёртывание необходимой инфраструктуры составят 1,5 трлн рублей.
 
[dropshadow=blue]У космического корабля NASA Orion более 100 деталей напечатаны на 3D-принтере[/dropshadow]
3D-печать становится всё более популярной. Её используют даже в строительстве космических аппаратов следующего поколения. Мировой лидер в области 3D-печати и аддитивных решений Stratasys сообщил о заключении соглашения о партнёрстве с корпорацией Lockheed Martin, а также компанией Phoenix Analysis & Design Technologies, Inc. (PADT) с целью создания деталей для пилотируемого космического корабля нового поколения Orion, который, как ожидается, будет использоваться в лунной и марсианской миссиях.
Посмотреть вложение 2
Речь идёт не просто о прототипах деталей. В Stratasys объяснили, что в космическом корабле будет установлено более 100 напечатанных на 3D-принтере деталей. Для их изготовления Stratasys использует инновационный материалы, включая ULTEM 9085 и новый вариант термопластика Antero 800NA на основе PEKK, разработанный с учётом требований NASA по тепловой и химической стойкости, а также способный выдерживать высокие механические нагрузки.
Посмотреть вложение 1
Кстати, Lockheed Martin является одним из первых клиентов Stratasys, кто будет использовать её термопластик Antero.

«Работа с PADT, Stratasys и NASA позволила нам достичь очень надёжных сборок, которые выходят за рамки изготовления прототипов. Мы не просто создаём детали, мы перестраиваем нашу производственную стратегию, чтобы сделать космический корабль более доступным, с возможностью изготовления в более сжатые сроки», — отметил Брайан Каплун (Brian Kaplun), менеджер по аддитивному производству в Lockheed Martin Space.
 
[dropshadow=blue]Космический грааль: межпланетный корабль, которому нет альтернативы[/dropshadow]
Ракеты на химическом топливе способны доставить людей на Луну, Марс, Венеру. Но чтобы исследовать другие планеты Солнечной системы и выйти за ее пределы, нужны корабли на ядерном или термоядерном топливе — взрыволеты. РИА Новости рассказывает о проектах взрыволетов и предполагаемых сроках межпланетной миссии.
Посмотреть вложение 2
Принцип космического корабля, движущегося за счет энергии ядерного заряда, сформулировал американский ученый Станислав Улам еще до космической эры, в 1947 году. По его идее, детонацию от последовательных ядерных взрывов можно улавливать прикрепленным к кораблю металлическим щитом и таким образом разгоняться.

В 1957 году в США в рамках проекта “Орион” приступили к разработке модели ядерного движителя и испытаниям. Корабль предназначался для военных, чтобы перемещать ядерные боеголовки. Он включал отсек с кассетами для топлива, щит-толкатель, грузовой отсек. Пилотируемый вариант требовал также установку амортизаторов для гашения рывков. Помимо выигрыша в скорости, взрыволет берет на борт на порядок больше полезного груза, чем ракета на химическом топливе.

“Эта идея привлекательна тем, что только с помощью взрыволетного корабля можно разогнаться до значимых релятивистских скоростей, тогда дальние планеты Солнечной системы станут доступны и появится возможность организовать первую межзвездную экспедицию”, — объясняет РИА Новости Антон Первушин, писатель-фантаст, специалист по истории космонавтики.

Ученые рассчитали, что если взрывать один заряд каждые три секунды, то при ускорении, равном единице, корабль достигнет трех процентов скорости света и долетит до ближайшей к нам звездной системы альфа Центавра за 140 лет.

Идею космического движителя на ядерных взрывах высказал также советский физик Андрей Сахаров в 1962 году. Его концепцию признали очень сложной, но перспективной.

Все работы по взрыволетам прекратились в 1963 году, когда был подписан международный договор о запрете испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой.
Посмотреть вложение 1
Термоядерный взрыволет
В 1971 году немецкий физик Фридвард Винтерберг предложил ускорять космический корабль термоядерной реакцией, запускаемой с помощью электронного пучка.

Термоядерная реакция энергетически в 26 миллионов раз превосходит химическую водородно-кислородную ракетного топлива и дает на порядок больше энергии, чем ядерная. Но на порядок меньше, чем взрыв при взаимодействии материи и антиматерии. Проблема в том, что из всех потенциальных видов топлива пока реализована и показала свою эффективность только реакция ядерного распада.

Несмотря на утопичность идеи термоядерного двигателя, ее поддержали члены Британского межпланетного общества и через два года учредили проект “Дедал”.

Термоядерный синтез происходит в недрах звезд. Для его запуска на Земле необходимы чудовищные температуры и топливо из водорода или водорода и гелия. Расчеты показали, что на энергии термоядерного синтеза смеси дейтерия и гелия-3 можно развить 12 процентов скорости света — 36 тысяч километров в секунду. “Дедал” достиг бы звезды Бернарда, расположенной на расстоянии 5,9 световых лет от Земли, за полвека. Для сравнения: самый быстрый космический аппарат “Вояджер-1” разогнался до 17,02 километра в секунду за счет гравитационного маневра около Сатурна.

Конструктивно корабль представлял собой большой резервуар с топливом, откуда каждую секунду маленькими порциями горючее вбрасывается в камеру сгорания. Продукты горения плазмы направляются в сопла сильными магнитными полями.

В 1978 году работы по “Дедалу” свернули.

“К сожалению, проекты взрыволетов не могут полноценно развиваться из-за договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах (океане, атмосфере и космосе), подписанного в 1963 году. Пока его не пересмотрят, любые концепции взрыволетов остаются чисто теоретическими”, — отмечает Антон Первушин.

Двести лет ожидания
В 2010 году энтузиасты предприняли очередную попытку реанимировать мечту о взрыволете и основали проект “Икар”. Их поддержали Британское межпланетное общество, а также фонд “Тау Ноль”.

Участники проекта “Икар” взяли за основу наработки “Дедала” и проанализировали главные аспекты будущей миссии. Предлагается запустить небольшой беспилотный зонд на термоядерном движителе сразу к нескольким целям в пределах 15 световых лет от нас. Чтобы детально изучить одну-две звезды и шесть-семь планет, потребуется целый комплекс оборудования весом порядка двести тонн. Заправиться гелием-3, которого мало на Земле, можно на орбите газовых гигантов типа Юпитера. Учитывая темпы развития технологий, осуществить такую миссию удастся не ранее 2300 года.

Помимо законодательного ограничения, у проектов взрыволета множество нерешенных технических проблем. Не ясно, где взять топливо для термоядерной реакции, как его подавать в камеру, как амортизировать ускорение, как защитить экипаж от космического излучения, и вообще, какая из схем космического движителя окажется наиболее работоспособной.

Тем не менее, как считает Первушин, если когда-нибудь люди захотят отправить большой космический аппарат к ближайшим звездам, другого варианта, кроме взрыволетного, просто нет.
 
[dropshadow=blue]Изучение Луны невозможно без роботов[/dropshadow]
Генеральный директор Санкт-Петербургского центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК) Александр Лопота рассказал «Известиям» о создании экспериментального образца нового лунохода, о будущих автоматических установках для исследования естественного спутника Земли, а также об управляемых с орбиты Земли машинах для исследования планет.
Посмотреть вложение 3
Россия приступает к освоению Луны, и значит, потребуются роботы для исследования ее поверхности. Ведутся ли в ЦНИИ РТК разработки в этом направлении?

— Полномасштабное изучение поверхности Луны невозможно без мобильных робототехнических средств. Это следующий этап освоения естественного спутника Земли, но думать об этом нужно уже сегодня. Необходимо не только определить типы будущих луноходов и их облик, но и отработать технологии работы с космическими аппаратами, находящимися на большом удалении от центра управления.

В ЦНИИ РТК создается образец нового лунохода для космического эксперимента. Речь идет об управлении создаваемым роботом «Луноход-РТК» с борта российского сегмента МКС. При этом необходимо будет учитывать ограничения каналов связи, задержку сигнала, применять современные технологии виртуальной и дополненной реальности.
Посмотреть вложение 2
На этапе освоения Луны потребуется множество различных робототехнических платформ. Они будут исследовать поверхность естественного спутника Земли, проводить научные изыскания, возводить базы на Луне, помогать космонавтам.

В ЦНИИ РТК есть разработки по техническому облику робота-геолога. Этот аппарат должен будет проехать по маршруту длиной около 400 км. При этом он проведет исследования поверхностного слоя с отбором проб грунта, выполнит сейсмологические эксперименты, установит автоматическую научную станцию длительного наблюдения.

Кроме того, мы разрабатываем демонстрационный образец среднего исследовательского робота для помощи космонавтам. В его составе — интеллектуальное шасси с режимом «шагания» для увеличения проходимости, а также два манипулятора для технических работ.

— Технологии телеуправления роботами, изучающими планеты Солнечной системы, отрабатывались в эксперименте «Контур-2». Чем он закончился?

— Работы завершены. Накоплен большой опыт манипулирования различными объектами с борта МКС.
Посмотреть вложение 1
Предлагаемый нами сейчас проект «Луноход-РТК» — это продолжение «Контура-2». С другой стороны, это качественно новый шаг — управление робототехнической системой, предназначенной для передвижения по поверхности Луны.

— Вы уже создали руку-манипулятор для будущего «Косморобота»?

— Этот проект называется «Захват-Э». Создается специализированный манипулятор для работы на наружной поверхности российского сегмента МКС. Сейчас завершается изготовление летного образца изделия. Эксперимент предполагается провести на поверхности нового лабораторного модуля «Наука» после его вывода на орбиту.

Технические решения, заложенные в «Захват-Э», активно используются при разработке «Косморобота». Результаты эксперимента позволят выявить все нюансы работы наших приводов в орбитальных условиях и учесть их при создании летных образцов.

— Занимается ли институт созданием сервисного спутника для ремонта и обслуживания космических аппаратов?

— В России пока нет средств для обслуживания или ремонта спутников непосредственно в космосе. Считаем это перспективным направлением. ЦНИИ РТК разрабатывает полезную нагрузку, которая превращает спутник в сервисный, способный выполнять операции по орбитальному обслуживанию.

При этом необходимо пересмотреть принципы проектирования космических аппаратов в сторону модульности. Тогда их можно будет ремонтировать простой заменой отдельных блоков. Все создаваемые сейчас спутники не соответствуют этим требованиям.

Серьезная задача для таких систем — стыковка с ремонтируемым объектом. В институте создан прототип манипулятора со специальными датчиками, позволяющими ему эффективно действовать в условиях невесомости.

Надо сказать, что на поверхности многих существующих космических аппаратов нет такелажных элементов, которые можно использовать для стыковки. Это сильно ограничивает возможности обслуживания таких некооперируемых систем.

В нашем институте разрабатывают блок, к которому крепятся манипуляторы и магазин сменного инструмента. Отдельно фиксируется блок со сменными элементами, топливо для дозаправки космических аппаратов. Для обслуживания некооперируемых спутников потребуются два-три манипулятора — некоторые из них будут удерживать обслуживаемый аппарат. Для кооперируемых достаточно стыковочного устройства и одного манипулятора, который будет заменять или обновлять блоки.
 
[dropshadow=blue]Китайцы показали подводный скафандр для космических тренировок[/dropshadow]
Китайский центр космонавтики впервые продемонстрировал скафандр, предназначенный для подготовки будущих космонавтов к миссии на Китайской космической станции. Как сообщает издание GBTimes, костюм будет использоваться во время подводных тренировок, где имитируются условия невесомости.

Перед тем, как отправиться на околоземную орбиту, космонавты проходят множество тренировок, во время которых они отрабатывают возможные внештатные ситуации и пытаются привыкнуть к условиям открытого космоса. Для того, чтобы имитировать невесомость, используется бассейн, где создаются условия нулевой плавучести: находясь под водой, курсант не всплывает на поверхность, но и не тонет. Во время испытаний надевается специальный скафандр, который во многом похож на тот, который космонавты надевают во время выхода в открытый космос. Это помогает приспособиться к ограниченности движений.

20 апреля в Пекине показали один из таких подводных скафандров. Китайский центр космонавтики начал работу над ним еще в 2014 году — учебный костюм снабжен системами контроля давления, температуры и влажности, а также передачи сигнала и голоса. На одном из рукавов изображены иероглифы ?? («Feitian»). Дословно они означают «лететь по небу». Это отсылка к женским духам облаков и воды апсарам, которые встречаются в буддистской культуре. Такое же название имеет компания, создавшая скафандр, который использовался для первого и единственного выхода Чжая Чжигана в открытый космос во время миссии Шэньчжоу 7 в 2008 году. Костюм весил 120 килограммов и во многом повторял дизайн костюма «Орлан» разработанного в СССР

Сейчас китайские космонавты обучаются обслуживанию и строительству Китайской космической станции. Ее первый базовый модуль, Тяньхэ, будет запущен на низкую околоземную орбиту около 2020 года. Таким образом, можно ожидать, что работы и эксперименты будут вестись и за пределами космического корабля.

К настоящему времени Китай отправил в космос 11 космонавтов. Первая пилотируемая миссия прошла в 2003 году, когда на низкую околоземную орбиту был выведен корабль «Шэньчжоу-5».

Между тем, в 2030 году Япония планирует отправить пилотируемую миссию на Луну: детальная концепция миссии должна быть готова в 2018 году.
 
[dropshadow=blue]Шаг за шагом к многоразовым ракетам-носителям[/dropshadow]
Благодаря успешному испытательному запуску Falcon Heavy – SpaceX перешла в новую «весовую категорию»

SpaceX доказала, что повторное использование-это не просто способ сэкономить пару долларов. Преимущество по сравнению с традиционными одноразовыми транспортными средствами, полностью перевернули отрасль с ног на голову, заставив каждую ракетную компанию пересмотреть то, как они подходят к бизнесу.
Посмотреть вложение 1
Шаг за шагом

Однако с точки зрения генерального директора Firefly Aerospace Тома Маркусича, для начинающих компаний не имеет смысла фокусироваться исключительно на повторном использовании. Добавление технических проблем, связанных с созданием многоразовой ракеты, – это риск, который может навредить вашему бизнесу. Markusic считает, что эксперименты с многоразовыми моделями должны быть оставлены более “зрелым” компаниям.

Несмотря на успех SpaceX с Falcon 9, ряд компаний идут своим путём. Например, компания Vector Space Systems разработчик одноразовой РН Vector . ” Даже основатель SpaceX Илон Маск начинал с Falcon 1, а не Falcon 9?, – указывает Markusic.

На данный момент инженеры компании Firefly Aerospace в первую очередь сосредоточены на одноразовой 95-футовой РН Alpha. За кулисами, однако, они уже думают о своем многоразовом преемнике, Firefly Beta. По словам Markusic, у бета-версии есть две потенциальные конфигурации: “самое очевидное … это собрать три ступени Альфа вместе и получить что — то похожее на Falcon Heavy. Это как собрать Lego ”, – говорит он. Альтернативой является строительство совершенно новой первой ступени с большим диаметром.

Однако многоразовая ракета Firefly Aerospace не будет похожа на Falcon 9. Вместо того, чтобы придерживаться вертикального взлета и посадки, как у SpaceX и Blue Origin, Markusic заинтригован идеей транспортного средства, основанного на ” авиационном наследии “. Этот ракетный самолет вернется на землю на управляемом скольжении вместо того, чтобы сжигать дополнительное топливо для торможения.

Markusic считает, что такой поэтапный подход к повторному использованию может привести к доминированию компании на рынке малых и средних запусков, что позволит ей предлагать рейсы значительно ниже $ 10,000 за кг.

Аргумент в пользу повторного использования только усиливается, когда вы приближаетесь к более высокой массе полезной нагрузки на рынке, прогнозирует международный аналитик Билл Остров. “Чем дороже будет построить ракету, тем легче будет окупить ваши расходы, потратив немного больше на строительство ракеты, чтобы сделать ее многоразовой”, – говорит он.

В то же время, возможность повторного использования не обязательно имеет такую же финансовую привлекательность для компаний, строящих лёгкие ракеты-носители . “Их аргумент заключается в том, что они пытаются максимально снизить стоимость производства”, – говорит Bill Ostrove. “Один из способов сделать это-упростить ракеты и облегчить их строительство, а также построить их как можно больше – экономия за счет массовости. Так компания Rocket Lab надеется запускать от 50 до 120 ракет в год.

” Если бы вы производили бы 30 Falcon 9 каждый год, то у вас не было бы полезных нагрузок для них”, – говорит Маркусич. “Поэтому я думаю, что самый лучший способ снизить затраты-это войти в реальный ритм ”, – говорит Маркусич.

Тем не менее, генеральный директор Blue Origin Боб Смит считает, что это всего лишь вопрос времени, прежде чем повторное использование станет обычным явлением . Это просто должно быть-другого пути нет”, – утверждает Смит.

К вопросу надежности. Заблуждение заключается в том, что запуск на ранее летавшей ступени является более рискованным. В действительности, повышенная надежность и возможность повторного использования идут рука об руку, говорит Смит.

Смит ожидает конкуренции со стороны многоразовых ракет.

“В конечном итоге эти компании будут вынуждены ответить”, – говорит он.
 
[dropshadow=blue]Финская компания запустит в космос спутник с гиперспектральной камерой[/dropshadow]

Финская компания Reaktor Space Lab в 2018 году запустит в космос спутник Hello World, оснащенный гиперспектральной камерой. Об этом сообщила газета Hufvudstadsbladet.

Камера необычна тем, что позволяет проводить съемку в инфракрасной части электромагнитного спектра. Ее возможности шире, чем у других камер, поскольку она из-за своих особенностей позволяет увидеть вещи, которые нельзя обнаружить невооруженным глазом. “С помощью этой камеры можно фотографировать все что угодно, она будет идентифицировать разные материалы и изменения в них”, – пояснил директор Reactor Space Lab Туомас Тикка.

По его словам, такие свойства могут быть использованы для наблюдения за изменениями, происходящими в лесном покрове, за ростом водорослей, урожаем.

“Спутник ждет старта уже пару месяцев”, – говорит Тикка. Запуск должен произойти в июле с помощью индийской ракеты-носителя. В дальнейшем компания планирует вывести на орбиту целую спутниковую систему. Она также думает о создании спутника для исследования астероидов.

Впервые Финляндия начала запускать спутники в космос в 2017 году. Эти наноспутники были построены студентами и молодыми учеными из Университета Аалто. Сейчас на орбите находится “Аалто-1”, весной прошлого года был также запущен “Аалто-2”, связь с которым позже была потеряна.

Также в июле, по данным издания, в космос, вероятно, отправится спутник “Суоми-100”, названный так в честь векового юбилея страны. Помимо сбора научной информации, аппарат будет делать из космоса фотографии всей планеты.
 
Назад
Сверху