Что нового?
Пикник ТВ

This is a sample guest message. Register a free account today to become a member! Once signed in, you'll be able to participate on this site by adding your own topics and posts, as well as connect with other members through your own private inbox!

Развитие Космических Технологий: Новости и Инновации в Спутниковой Индустрии

[shadow=blue]Ракеты семейства "Союз" по-прежнему в лидерах по числу запусков[/shadow]

При запусках космических аппаратов в 2016 г. были использованы ракеты-носители 23 типов.

Чаще всего стартовали российские ракеты семейства "Союз" - 14 раз.

Второе-четвертое место делят китайские ракеты "Чанчжэн-3" (А, В, С), американские Atlas-5 и ракеты Falcon-9 компании SpaceX. В 2016 г. состоялись по 8 запусков этих носителей.

Далее следует европейскмй Ariane-5 - 7 пусков.

Ракеты остальных типов использовались реже.

Обращает на себя внимание, что российский "Протон-М" стартовал всего три раза. Это гораздо реже, чем в предыдущие годы.
 
[shadow=blue]SES завершила рефинансирование долга O3b[/shadow]
ses.gif

С момента покупки остававшихся акций O3b, компания SES провела рефинансирования всего валового долга компании на общую сумму в 1,4 миллиарда долларов по существенно сниженной фондовой ставке. Это принесёт ежегодную общую экономию финансовых расходов на сумму в примерно 60 миллионов евро в год, начиная с 2017.

Рефинансирование проводилось за счёт использования денежных средств на уровне группы, и в частности – доходов от продажи гибридных облигаций, выпущенных SES S.A. в ноябре 2016 года. Средневзвешенная стоимость капитала SES составляет около 4%, что существенно ниже средней стоимости предыдущей задолженности O3b.

«Досрочное завершение рефинансирования долгов O3b является важным источником создания стоимости для акционеров и увеличивает общую рентабельность инвестиций SES в O3b, – прокомментировал финансовый директор SES Падрэг Маккарти. – Уникальные глобальные решения, предлагаемые O3b, представляют важный ускоритель роста для SES. Ежегодная финансовая синергия позволит SES максимально увеличить прибыльность, и принесёт доходы на долгосрочную перспективу».
http://mediasat.info/2017/01/13/ses-refinancing-o3b/
 
[shadow=blue]Китайский квантовый спутник связи готов к полноценной эксплуатации[/shadow]
Quantum-Science-Satellite.jpg

Китай сегодня заявил, что запущенный страной квантовый спутник связи, обладающий функцией повышенной защиты от взлома и ультра—высокой безопасностью, после четырёх месяцев орбитальных испытаний полностью готов к коммерческой эксплуатации.

Китайский квантовый спутник связи, запущенный в августе прошлого года, после четырёх месяцев орбитальных испытаний официально введён в коммерческую эксплуатацию, – заявила в среду Китайская Академия Наук (CAS).

В CAS заявили о завершении тестов самого спутника, его рабочих модулей и каналов связи между Землёй и орбитой, в результате которых была полностью подтверждена их нормальная работа.

Мо—Цзы – спутник для проведения экспериментов в области квантовых технологий в космическом пространстве (QUESS) – является первой в истории платформой для проведения испытаний возможностей квантовой связи между космическими объектами и наземными станциями, – заявил Ван Цзянь Юй, исполняющий обязанности заместителя главного инженера проекта.

Команда исследователей уже начала проводить эксперименты и уже получены предварительные данные, – заявил Пан Дзянь Вэй, старший научный сотрудник проекта.

Китай произвёл успешный запуск первого в мире квантового спутника с космодрома Цзюцюань 16 августа 2016 года.

Спутник Мо—Цзы будет производить исследования в сфере квантовой связи, защищённой от взлома, передавая из космоса ключи, устойчивые к взлому, и давая понимание малоизученного феномена квантовой физики – так называемой квантовой спутанности.
http://satelitray.ru/viewtopic.php?f=78&t=521&p=73528#p73528
 
[shadow=blue]Российская компания создаст для Белоруссии спутник зондирования Земли[/shadow]

Российская корпорация электромеханики создаст для Белоруссии спутник дистанционного зондирования Земли высокого разрешения, сообщил директор предприятия "Геоинформационные системы" Национальной академии наук Белоруссии Сергей Золотой на пресс-конференции в пятницу в Минске, передает РИА Новости.
"Это будет аппарат с разрешением в панхроматическом режиме 50 сантиметров. Многозональное разрешение будет двухметровое. Будет возможность стереосъемки, — сказал Золотой. — Техническое задание уже практически согласовано. Подготовлен проект контракта. Производством займется Российская корпорация электромеханики".

Золотой отметил, что для спутника выбрана та же платформа, что и у действующего спутника, которая будет модернизирована, а новый телескоп для него разработает белорусское предприятие "Пеленг". Он сообщил, что запуск спутника планируется на 2019-2020 годы. "Мы ориентируемся на запуск в конце 2019 года. Может быть, начало 2020 года. Предварительно речь идет о космодроме Восточный", — сказал директор предприятия.

По словам Золотого, за время эксплуатации уже действующего белорусского спутника с его помощью было отснято "более 100 миллионов квадратных километров информации, которая имеет коммерческую ценность". Потребителями этой информации являются 11 министерств и ведомств и 20 других организаций.

Золотой отметил, что если первый космический аппарат был создан за государственный счет, то сейчас поставлена задача сделать его за счет частно-государственного партнерства. Он не назвал сумму, в которую может обойтись создание спутника, но отметил, что она будет не самая высокая по мировым меркам. "В прошлом году Саудовская Аравия объявила конкурс на создание подобного аппарата, который выиграла корпорация Airbus. Стоимость проекта составила 900 миллионов долларов. Наш проект будет дешевле раза в три-четыре", — сказал Золотой.
 
[shadow=blue]Россия прорабатывает проект многоразовой ракеты-носителя «Корона»[/shadow]

В России проектируется одноступенчатая ракета-носитель (РН) с возможностью многоразового использования. Проект, как сообщается в тезисах Академических чтений по космонавтике, носит имя «Корона».

Ракета создаётся на базе современных и перспективных технологий. Она предназначена для выведения полезных грузов массой до 7 тонн при традиционном использовании или до 12 тонн при специальной схеме выведения на низкие околоземные орбиты. Стартовая масса заявлена на отметке 280–290 тонн.

Конструкция предполагает применение высокоэнергетических компонентов топлива — кислорода и водорода. Основным конструкционным материалом назван углепластик.

С применением многоразовых разгонных блоков ракета обеспечит выведение на орбиты с наклонением до 110 градусов до высот 10 000 км и возвращение с них при необходимости. Время подготовки к очередному пуску — около суток.

Новая ракета, как ожидается, будет использоваться в интересах пилотируемой космонавтики при строительстве модульных орбитальных станций и для доставки грузов к ним или к МКС.

«Проведено сравнение с ранее созданными и разрабатываемыми образцами многоразовой космической техники и доказана корректность проведённых проектных проработок и высокая вероятность успешного создания данной РН», — заявляют специалисты Государственного ракетного центра (ГРЦ) им. Макеева.

Нужно отметить, что разработка «Короны» велась с 1992 по 2012 гг., но затем была приостановлена из-за нехватки финансирования.
 
[shadow=blue]Спутник связи ABS-2A полностью введён в эксплуатацию[/shadow]
abs.jpg

Компания Boeing создала для глобального спутникового оператора Asia Broadcast Satellite (ABS) спутник ABS-2A – полностью электрический космический аппарат типа 702, введённый в эксплуатацию 21 января. Данный спутник стал вторым полностью электрическим аппаратом, который компания Boeing изготовила для ABS.

ABS-2A был запущен в космос в июне 2016 года на борту принадлежащей компании SpaceX ракеты Falcon 9 и должен будет обеспечивать широкий спектр услуг спутниковой связи, включая услуги DTH-платформ.

«Мы провели три инвестиционных проекта по постройке и запуску трёх спутников на протяжении трёх лет подряд (ABS-2 в 2014, ABS-3A в 2015 и ABS-2A в 2016). Спутник ABS-2A – последний аппарат повышенной ёмкости, обеспечивающий расширение ёмкости и непрерывность предоставления услуг спутниковой связи из нашей ключевой точки доступа над регионом Индийского океана. Спутник размещён в паре со спутником ABS-2 в премиальной орбитальной позиции компании — 75 восточной долготы, а также оптимизирован для предоставления услуг передачи видео для растущей сферы кабельного телевидения и DTH», – говорит генеральный директор ABS Том Чой.
Космический аппарат оснащён 48 транспондерами Ku-диапазона, имеет 5 выделенных сверхмощных лучей Ku-диапазона и будет обслуживать клиентов ABS в странах Африки, в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка), России, Южной и Юго-Восточной Азии, находясь в орбитальной позиции 75 градусов восточной долготы.

«Компания Boeing стала первым производителем спутников, создающим и продающим полностью электрические аппараты, и наш последний спутник подтверждает наше лидерство в данной сфере, – заявил президент компании Boeing Satellite Systems International Марк Спивак. – Масштабируемая платформа спутника типа 702 в сочетании с эффективностью полностью электрического двигателя позволяет запускать два спутника внутри одной ракеты. Эта возможность объединять спутники в одном пусковом модуле в соответствии с нашими патентованными разработками позволяет нашим клиентам минимизировать расходы, связанные с запуском одного спутника».
Компания ABS является одним из самых быстрорастущих глобальных спутниковых операторов в мире. ABS предлагает полный спектр индивидуальных решений для вещательных компаний, провайдеров, предприятий и правительственных организаций, включая услуги вещания, передачи данных и телекоммуникаций.

Компания ABS управляет группировкой спутников, в которую входят такие аппараты, как ABS-2, ABS-2A, ABS-3A, ABS-4/Mobisat-1, ABS-6 и ABS-7. Спутники, принадлежащие компании, охватывают своим сигналом 93% населения планеты, проживающего в Северной и Южной Америке, Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Европе, на Ближнем Востоке, в России и странах СНГ. Штаб-квартира компании ABS расположена на Бермудских островах; компания также имеет офисы в Соединённых Штатах, ОАЭ, Южной Африке и странах Азии. Большинство акций ABS принадлежит фондам, находящимся в управлении европейской частной инвестиционной компании Permira. Принадлежащие Permira фонды купили ABS в 2010 году.
http://mediasat.info/2017/01/25/abs-2a-start/
 
[glow=red]Перебор полетов

В Воронеже перепроверят двигатели и для "Протонов", и для "Союзов".

[/glow]
Как стало известно, руководство "Роскосмоса" решило отозвать на Воронежский механический завод (ВМЗ) все двигатели второй и третьей ступени ракет-носителей "Протон-М". Поводом для этого стали технологические проблемы, вскрывшиеся в ходе огневых испытаний. Исправлять ситуацию будут при помощи другого двигателестроительного предприятия — НПО "Энергомаш". Ему предстоит провести аудит и дополнительный технический контроль всех двигателей, которые уже произвели на ВМЗ. Проверки скажутся на сроках пусков "Протонов": первый старт с Байконура, по самым оптимистичным прогнозам, состоится не ранее лета, хотя прежде был запланирован на февраль.

О проблемах с жидкостными ракетными двигателями, используемыми в ракетах-носителях "Протон-М", рассказали несколько топ-менеджеров предприятий космической промышленности. По их словам, речь идет о двигателях РД-0210/0211 и РД-0213/0214 производства Воронежского механического завода: они устанавливаются на вторую и третью ступень "Протона" соответственно. Проблема вскрылась некоторое время назад в ходе огневых испытаний одного из двигателей второй ступени, говорят источники: по результатам расследования причин инцидента выяснилось, что при сборке изделия использовались "неликвидные компоненты". В частности, вместо материалов с содержанием драгметаллов, которые должны применяться на этом типе двигателей, использовались менее жаростойкие, которые используются в других типах двигателей, выпускаемых на ВМЗ. Это факт не остался без внимания правоохранительных органов: сейчас на предприятии работают сотрудники ФСБ, прокуратуры и СКР. Они пытаются понять, как замена материалов осталась незамеченной представителями многочисленных структур, отвечающих за контроль качества. "По документам, которые подписывали проверяющие, двигатели в полном порядке",— уточнил собеседник.

В итоге, как признался источник на одном из воронежских оборонных предприятий, во время выездного совещания руководства госкорпорации "Роскосмос", состоявшегося на заводе 20 января, было озвучено решение об отзыве двигателей для "Протонов" на завод-изготовитель для перепроверки и, в случае необходимости, устранения недостатков. "Речь идет обо всех без исключения двигателях для "Протонов", выпущенных на ВМЗ за последние несколько лет. Это десятки единиц, включая те, что уже были доставлены на космодром Байконур,— уточнил один из собеседников.— График их возврата на завод должен быть подписан до конца недели".

View hidden content is available for registered users!
 
[shadow=blue]РКК "Энергия" предлагает два проекта сверхтяжелой ракеты для полетов на Луну[/shadow]

Оба варианта ракеты будут способны вывести на низкую околоземную орбиту около 100 тонн, а на окололунную орбиту 20,5 тонн - массу "лунной" версии корабля "Федерация"
Ракетно-космическая корпорация "Энергия" разработала два проекта сверхтяжелой ракеты, способной доставить пилотируемый корабль "Федерация" к Луне, сообщил ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.

В настоящее время определен примерный облик двух типов ракет, предлагаемых корпорацией для реализации - "Энергия-5В-ПТК" и "Энергия-5ВР-ПТК" со стартовой массой 2 тыс. 368 тонн и 2 тыс. 346 тонн", - рассказал он.
В пресс-центре РКК "Энергия" сообщили, что не комментируют данную тему.
По словам собеседника агентства, эти предложения будут представлены на рассмотрение руководству и научным организациям ракетно-космической отрасли.
Оба варианта ракеты будут способны вывести на низкую околоземную орбиту около 100 тонн, а на окололунную орбиту 20,5 тонн - массу "лунной" версии корабля "Федерация". Вместо корабля "сверху" ракеты может также находиться лунный взлетно-посадочный модуль. Оба проекта предполагают использование на первой и второй ступенях двигателей РД-171МВ (четыре на первой ступени, один - на второй), двух двигателей РД-0150 (водородное топливо) на третьей ступени. Помимо этого", проект "Энергия-5В" предполагает использование кислородно-водородного разгонного блока, таким образом, превращая ракету, по сути, в четырехступенчатую, пояснил собеседник.
Для доставки корабля "Федерация" или лунного взлетно-посадочного модуля предлагается использовать межорбитальный буксир на базе разгонного блока "ДМ".
О ракете
В ноябре гендиректор корпорации "Энергия" Владимир Солнцев на научной конференции в Москве представил проект ракеты-носителя "Энергия-5В" сверхтяжелого класса.
По его словам, при создании ракеты от "Ангары-А5В" будет взята верхняя водородная ступень, от перспективной ракеты среднего класса "Феникс" будут использованы первая и вторая ступени.
После этого заместитель гендиректора госкорпорации "Роскосмос" Юрий Власов информировал, что ракета-носитель, которая позволит реализовать лунную программу, может появиться к 2025 году.
Как сообщалось, ракета в рамках проекта "Феникс" сможет выводить на низкую околоземную орбиту до 17 тонн груза, а на геостационарную орбиту - до 2,5 тонны груза при помощи разгонного блока. На создание нового носителя в рамках Федеральной космической программы до 2025 года планируется потратить почти 30 млрд рублей. Бюджетное финансирование проекта начнется в 2018 году.
Также сообщалось, что создание сверхтяжелой ракеты и строительство под нее инфраструктуры на космодроме Восточный обойдется в 1,5 трлн рублей
 
[shadow=blue]Ракета Ariane 6 несмотря на мощность не способна возвращаться на Землю[/shadow]
Ariane-64.jpg

Европейское космическое агентство (ESA) представило новое анимированное видео, иллюстрирующее работу систем будущей ракеты Ariane 6. Это будет мощная ракета, которая должна будет помочь Европе сохранить свои конкурентные преимущества в сфере коммерческих запусков, не полагаясь на поддержку со стороны частного сектора. Однако, в эпоху, когда на горизонте встаёт рассвет ракет многоразового использования, Ariane 6 не сможет нас ничем таким удивить – в ближайшее время вы не увидите никаких эпических приземлений в стиле ракеты Falcon 9.
https://youtu.be/kcKL_qR1dXM
В настоящее время ракете Ariane 5 от ESA принадлежит важнейшая роль на рынке запуска спутников для коммерческого сектора. Однако стабильность её позиций оказалась под угрозой после появления на рынке таких американских компаний, как SpaceX. Поэтому сегодня сложно сказать, насколько успешно ракета Ariane 6 сможет конкурировать с компанией SpaceX и прочими игроками рынка.

В ESA планируют первый полёт ракеты Ariane 6 на 2020 год. При этом новая ракета должна сэкономить деньги агентства – по прогнозам, её использование уменьшит затраты, связанные с запусками спутников, на половину. В ESA также планируют повторно использовать двигатели ракеты Ariane 5, что даст возможность сэкономить ещё большее количество денег.

Тем не менее, ракета Falcon 9 от компании SpaceX всё равно может оказаться более доступной по стоимости, чем Ariane 6, поскольку её конструкция предусматривает многоразовое использование. И в случае успеха проекта стоимость его будет снижаться и дальше. К примеру, стоимость стартовых двигателей превышает 60 миллионов долларов, однако, как известно, в SpaceX работают над тем, чтобы сделать приземление и повторное использование стартовых двигателей первой ступени обычным и рутинным процессом. Это существенно уменьшит себестоимость полётов и увеличит перспективы воплощения в жизнь цели Илона Маска, направленной на создание на Марсе колонии человечества. В то же время, ракета Ariane 6 является одноразовой – она выводит в космос спутник и более не пригодна к использованию. Таким образом, все деньги, потраченные на её создание и запуск, сгорают раз и навсегда.

Несмотря на то, что в краткосрочной перспективе проект ракеты Ariane 6 может быть финансово выгодным, в долгосрочной перспективе её конструкция может оказаться устаревшей. В июле прошлого года президент французского космического агентства CNES Жан-Ив Ле-Галль заявил, что не видит необходимости срочно разрабатывать ракету многоразового использования.

«Сегодня, принимая во внимание цели, стоящие перед ракетой Ariane 6, мы считаем, что данная ракета сможет получить неплохие позиции на рынке, – заявил Ле-Галль. – И если рынок столкнётся с дальнейшим снижением цен, мы будем изучать происходящее».
В ракете Ariane 6 используются твёрдотопливные стартовые двигатели. Ракета может выпускаться в двух конфигурациях – в зависимости от требований к производительности и грузоподъёмности. В конфигурации Ariane 62 используется два стартовых двигателя для «одиночного запуска» – к примеру, для выведения на орбиту космических аппаратов среднего размера, предназначенных для съёмок поверхности Земли и других исследований. В конфигурации Ariane 64 устанавливается четыре стартовых двигателя – для «двойного запуска».

Предварительная разработка конструкции ракеты была завершена в июне 2016 года, а в качестве стартовой площадки для неё будет использоваться Европейский космопорт в Куру, Французская Гвиана. Инженеры, работающие над проектом, размышляют над тем, во сколько может обойтись превращение ракеты в ракету частично многоразового использования. Однако это не является основным приоритетом для проекта Ariane 6.
 
[shadow=blue]КНР будет запускать спутники воздушным стартом с помощью специальных ракет[/shadow]

Китай в ближайшем будущем начнет производить запуск спутников на орбиту воздушным стартом с помощью специальных ракет-носителей, сообщает Международное радио Китая (CRI).
По данным Международного радио Китая, разработкой соответствующих ракет в настоящий момент занимается Китайская академия аэрокосмической аэродинамики. Ракеты-носители со спутниками будут запускаться в воздухе с китайских военно-транспортных самолетов Y-20.

Как сообщали ранее китайские СМИ, максимальная полезная нагрузка Y-20 составляет 66 тонн, что на 6 тонн больше, чем у российского Ил-76. Самолет обладает экипажем из трех человек, длина фюзеляжа составляет 47 метров, размах крыла — 45 метров, максимальная высота самолета достигает 15 метров. Максимальный взлетный вес военно-транспортного Y-20 немногим более 200 тонн. Максимальная дальность полета самолета при полной загрузке ориентировочно составляет 4,4 тысячи километров. Максимальная высота полета около 13 километров.

Как отмечает Международное радио Китая, уже готова модель ракеты-носителя, способная выводить на околоземную орбиту груз до 100 килограмм. Ведется разработка ракеты, которая смогла бы доставить на околоземную орбиту до 200 килограмм груза. О дате, когда может состояться первый подобный запуск спутника воздушным стартом, не сообщается.
 
[shadow=blue]Blue Origin показала, как будут летать и садиться ее ракеты[/shadow]
Буквально сегодня Джефф Безос, глава аэрокосмической компании Blue Origin, на своей странице в «Твиттере» поделился несколькими фотографиями полностью собранного ракетного двигателя BE-4, который компания собирается использовать в своей новой ракете-носителе «New Glenn».
blue-origin-new-glenn-650x343.jpg

На этом Безос решил не останавливаться и теперь поделился уже анимационными видео о том, как эта ракета будет летать.

Согласно планам, ракета-носитель «New Glenn» сможет выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку весом до 50 тонн или до 14 тонн на геосинхронную орбиту, после чего ее первая ступень будет производить мягкую контролируемую посадку на плавающую платформу (привет Илону Маску с его плавающей баржей «Of Course I Still Love You»).

Следует отметить, что компания уже несколько раз производила посадку первых ступеней своей более компактной ракеты «New Shepherd» на твердую землю, однако по сложности эти запуски было не сравнить с орбитальными запусками ракет «Falcon 9», которые производили посадку уже после вывода полезных грузов на орбиту.
https://youtu.be/BTEhohh6eYk
На прошедшем мероприятии Satellite 2017 Джефф Безос также рассказал о том, что первым частным клиентом компании, который собирается использовать ракету-носитель «New Glenn», станет Eutelsat – французская телевизионная корпорация и провайдер мобильной связи, — которая собирается вывести на орбиту новый геостационарный спутник. Произойти это должно, согласно пресс-релизу Eutelsat, где-то в 2021-2022 годах.

Безос также поделился о том, что ключевой задачей его компании является снижение стоимости спутниковых запусков, то есть примерно то же самое, чего хочет добиться та же SpaceX. Новая ракета-носитель «New Glenn» будет представлена в двух версиях.

Та, что будет состоять из двух ступеней и использовать несколько двигателей BE-4, – показана в анимационном видео.

Трехступенчатая версия будет использоваться компанией для доставки посадочного модуля «Blue Moon» на Луну. Правда ни одна из этих версий не поднимется в космос как минимум до 2020 года.

При просмотре анимационного видео становится понятно, насколько будут отличаться «New Glenn» от тех же ракет «Falcon 9» от SpaceX.

Ракета-носитель компании Blue Origin, например, будет использовать систему аэродинамического контроля, которая будет помогать и направлять первую ступень «New Glenn» при посадке.

Сообщается, что, помимо всего прочего, подобная система сведет на нет необходимость использования тормозного импульса при повторном входе в атмосферу. Взято с hi-news.ru
 
[green]Eutelsat станет первым заказчиком услуг по запуску спутника ракетой New Glenn от Blue Origin[/green]

Контракт, заключённый между компаниями Eutelsat и Blue Origin, касается запуска ракеты New Glenn в 2021—2022 годах, при этом конкретный космический аппарат для запуска будет выбран за 12 месяцев до даты старта.

Blue Origin, ракетная компания, принадлежащая генеральному директору Джеффу Бизосу, подписала с французской компанией Eutelsat Communications первый контракт на запуск спутника.

Компания Blue Origin в настоящее время разрабатывает ракету многоразового использования New Glenn, которая, как ожидается, впервые отправится в космос до конца текущего десятилетия.

«Мы не могли надеяться на получение лучшего первого клиента», – заявил Безос в своём программном выступлении на проходящей в Вашингтоне конференции Satellite 2017.
Предполагаемая дата первого запуска – 2021 год, – заявил генеральный директор Eutelsat Родольф Белмер. Условия сделки не разглашаются.

Ракета New Glenn станет развитием программы Blue Origin по созданию системы New Shepard для суборбитальных запусков, в рамках которой компания создаёт ракету и капсулу для отправки грузов и пассажиров на орбиту Земли. Первые тестовые пилотируемые полёты должны состояться уже в этом году. В компании не сообщали пока стоимость таких запусков.

Как и в случае с New Shepard, конструкция ракеты New Glenn предусматривает возвращение на Землю, где она должна восстанавливаться и готовиться для новых запусков в целях сокращения затрат. Как известно, подобный подход поддерживает и компания миллиардера Илона Маска Space Exploration Technologies, или же SpaceX.

Ракета New Glenn будет иметь примерно вдвое большую грузоподъёмность в сравнении с ракетой Falcon 9 от SpaceX, с возможностью выводить на низкую околоземную орбиту груз массой до 45 400 кг.

Компания Blue Origin сможет конкурировать в сфере проведения запусков коммерческих спутников с такими компаниями как SpaceX, а также United Launch Alliance, принадлежащая Lockheed Martin Corp и Boeing Co, европейская Arianespace и другие.

Компании Eutelsat принадлежит группировка из 39 спутников связи, запущенных целым рядом компаний, включая SpaceX, услуги которой, согласно сайту компании, стоят примерно 62 миллиона долларов.
 
[shadow=blue]3D-печать сэкономит создателям спутников время и деньги[/shadow]

Производители спутников всё чаще обращаются к практике использования в производстве добавок ради снижения стоимости и сокращения времени, необходимого для постройки космического аппарата, пишет издание SpaceNews.

7 марта в компании Space Systems Loral объявили, что самая сложная часть спутника, произведённая ею из добавок, – антенная мачта с 37 печатными узлами из титана и более чем 80 графитовыми стойками, продемонстрировала нормальную работу на орбите, на борту запущенного в декабре спутника JCSAT-110A от SKY Perfect JSAT.

«Усовершенствованная конструкция антенной башни позволит нам создавать спутники высокой производительности, что было бы невозможным без использования таких методов, как 3D-печать», – говорит технический директор и вице-президент отдела продвижения продуктов в SSL Маттео Дженна.
В настоящее время SSL использует при создании других спутников тот же метод «пучка стоек». Это касается 13 конструкций, которые в настоящее время разрабатывает и выпускает SSL. Согласно пресс-релизу SSL, компания ежегодно устанавливает на создаваемые ею спутники сотни титановых компонентов, производимых методами 3D-печати.

В компании Boeing Satellite Systems International относятся к производству компонентов из добавок с не меньшим энтузиазмом.

«В настоящее время мы подготовили к запуску спутники, имеющие от 50 до 60 печатных компонентов, – заявил 7 марта на брифинге для прессы во время конференции Satellite 2017 президент компании Boeing Satellite Systems International Марк Спивак. – Мы активно работаем с поставщиками сложных кронштейнов и фитингов, которые ранее производились машинным методом. Мы наблюдаем колоссальный прогресс».
Производители спутников обращаются к практике производства деталей из добавок для экономии стоимости и времени, необходимых на производство деталей космического корабля.

«Небо ограничивает количество компонентов, из которых состоит аппарат, – говорит Спивак. – Вместо четырёх или пяти компонентов можно установить один печатный компонент с теми же характеристиками прочности».
http://mediasat.info/2017/03/10/3d-printing-satellite/
 
В кыргызских СМИ запустили кампанию против украинского поставщика телевизионного оборудования. В «Квант-Эфир» отреагируют судебными исками

Украинскую компанию «Квант-Эфир», занимающуюся производством и поставками передающего аналогово-цифрового телевизионного оборудования, в том числе на рынок Кыргызстана, обвинили в реализации несертифицированного оборудования.

В средствах массовой информации Кыргызстана стартовала кампания, направленная против «Квант-Эфир». Её суть заключается в том, что якобы компания поставила на кыргызский рынок несертифицированное оборудование, обеспечивающее некачественный сигнал и систематически выходящее из строя. Компании также вменяется невыполнение условий контракта по проекту цифрового вещания в стране.

Руководство «Квант-Эфир» отреагировало на обвинения, организовав 28 марта пресс-конференцию в АКИpress (Бишкек).

В ходе мероприятия генеральный директор «Квант-Эфир» Алексей Летинский сообщил, что компанией поставляется качественное оборудование как украинским, так и зарубежным клиентам. Оно имеет все сертификаты, соответствует требованиям качества и имеет трёхлетний гарантийный срок.

«Проект цифрового эфирного телевизионного вещания в Кыргызстане был начат в 2014 году. «Кыргызтелекомом» был объявлен тендер, который выиграла наша компания. Сумма соглашения составила 2 млн 642 тыс. долларов. Реализация проекта предполагала четыре этапа: с 2014-2016 годы был заключен рамочный контракт, выполнен первый заказ на поставку оборудования по первому этапу и потом начата реализация данного проекта. За три месяца мы поставили оборудование и большую станцию в Бишкеке. Потом состоялось открытие системы спутникового ТВ, и первый этап цифрового телевидения состоялся. Большая работа была проделана. С 2014 года нами были реализованы три этапа цифрового ТВ, последний этап был закончен в ноябре 2016 года и с этого времени считается, что система запущена и в данный момент сеть работает в стандартном режиме, как того требовали условия и тендерная документация», – заявил господин Летинский.
Поэтому нет никаких оснований для того, чтобы говорить о нарушении со стороны «Квант-Эфир» условий контракта по строительству сети наземного цифрового телевещания.

Он также добавил, что ранее были планы относительно создания в Кыргызстане отдельного филиала «Квант-Эфир Азия», который бы занимался сборкой оборудования. Однако по ряду причин данный проект так и не был реализован.

По словам Летинского, «Квант-Эфир» вынужден обратиться с иском в местные суды и потребовать опровержений от кыргызских изданий, в частности от редакций Zanoza и Vesti.kg, статьи которых, по его мнению, нанесли значительный урон имиджу компании.

Напомним, переход Кыргызстана на цифровое эфирное вещание запланирован на 15 мая текущего года.
 
«Ангару» – проплыли, теперь будем летать на «Сункаре»?

В российско-казахстанских космических отношениях стала вырисовываться довольно интересная многообещающая конфигурация
В российско-казахстанских космических отношениях стала вырисовываться довольно интересная многообещающая конфигурация. Об этом «Литер» побеседовал с главным редактором журнала «Космические исследования и технологии» Нурланом Аселканом.

– Около месяца назад в СМИ появилась информация, что в рамках опытно-конструкторских работ Роскосмоса «Феникс» в сотрудничестве с Казахстаном будет создана перспективная ракета и что название ей по инициативе российской стороны дали тоже казахское – «Сункар», что означает «сокол».
– На фоне отсутствия вестей о проекте «Байтерек» эта новость вызвала большой интерес среди специалистов, отслеживающих отношения России и Казахстана в космической сфере. Речь идет о том, что специалисты Роскосмоса посчитали необходимым не полагаться лишь на многострадальную модульную линейку ракет-носителей «Ангара» и решили иметь резервный вариант. Опираясь на опыт советского ракетостроения, его лучших достижений, было принято решение скопировать хорошо зарекомендовавшую себя ракету-носитель «Зенит». В свое время она создавалась как боковая ступень («боковушка») большого комплекса «Энергия-Буран». Для специалистов решение о начале работ россиян по проекту «Феникс» с выходом на ракету «Сункар» на базе наработок «Зенита» отвечает здравому смыслу[spoil]. Во-первых, это означает возврат к тем технологиям, которые получили подтверждение, апробированы жизнью, технически и конструкторски оправданны. Во-вторых, это уход от технического авантюризма, который берет начало с 90-х годов. Можно назвать немало технических разработок, которые появились в России за эти годы. Это и многострадальная «Ангара», это и региональный самолет «суперджет», стратегическая ракета подлодок «Булава».
– Напомните, пожалуйста, в чем отличие «Зенита», скажем, от той же «Ангары»?
– Специалисты считают «Зенит» лучшей ракетой конца двадцатого века. В ней использованы все лучшие наработки ракетостроения, использованы все находки, изобретения и даже озарения, связанные с многотрудным путем совершенствования носителей. Ракета представляет собой моноблок, у нее нет боковых ступеней. Ее параметры позволяют использовать стартовый комплекс, находящийся сейчас на правом фланге космодрома Байконур, функциональный, простой, автоматизированный, не требующий присутствия человека как во время подготовки к старту, так и во время самого старта и даже во время нештатной ситуации, когда ракету нужно снимать с комплекса, сливать топливо и отправлять вновь в монтажно-испытательный комплекс. «Скорострельность» комплекса такова, что он позволяет в течение суток производить до трех пусков. Такого, конечно, никогда не случалось, но это во многом говорит о возможностях этого комплекса. Путем проб и ошибок были выбраны и габариты носителя, его диаметр 3,9 метра является наиболее оптимальным в мировом ракетостроении. Это связано с тем, что космодромы, в том числе и российские, расположены далеко от заводов-изготовителей, и ракеты приходится транспортировать к месту старта железнодорожным транспортом. 3,9 метра позволяют максимально использовать объем железнодорожного вагона и при этом не создавать ненужных рисков при перевозке и не перекрывать движение. Как неоптимальное конструкторское решение можно привести пример «Протона», диаметр которого 4,1 м требует остановки встречного движения и порой приводит к повреждениям самой ракеты. На космодроме приходится проводить дефектацию, что влечет лишние расходы.
– Нужно иметь в виду, что «Протон» отличается от «Зенита» не только своими параметрами, но и топливом, на котором он работает.
– Да, это очень существенная деталь, так как «Зенит» использует пару керосин – кислород, которая имеет огромный опыт применения. Она не токсична для людей и для окружающей среды. Что бы ни говорили о простоте использования того же гептила, в том числе и при запуске «Протона», не будем забывать о людях стартового расчета, о заправщиках. Побывайте на заправочной станции «Протона» и принюхайтесь, чем там пахнет, и вы поймете, о чем идет речь. Я уже не говорю о землях, подвергающихся постоянному воздействию гептила и требующих реабилитационных мер.
К положительным особенностям ракеты «Зенит», по мотивам которой будет создаваться перспективный «Сункар», относится и то, что модернизация носителя с ростом характеристик проходит фактически без изменений стартового комплекса, ракета растет вверх, меняются объемы баков, длина ступеней, но диаметр ее не претерпевает изменений. Почему делается ставка на фактическое копирование старого «Зенита»? Потому что специалисты, которые создают «Ангару» вот уже третий десяток лет, осознали, что детские болезни создаваемой ракеты трудноизлечимы. О создании ее, напомню, было заявлено в далеком 1993 году, реальные работы начались в «нулевые», а первый старт был совершен лишь летом 2014 года. И дело тут не только в банальном «распиле» бюджетных средств, а в объективной реальности тех лет. 90-е нанесли тяжелый удар по кадровой составляющей постсоветской ракетно-космической отрасли, это касается не только России, но и всех стран СНГ. Проект закладывали одни люди, строили и испытывали вторые, а сдавать в эксплуатацию будут третьи. «Ангара», как известно, была запущена два раза, в ходе чего выяснилось по неофициальной информации, что закладываемые в нее параметры не достигнуты. Ракета нуждается в серьезных доработках. По своим конструктивным особенностям она требует создания масштабного, дорогостоящего стартового комплекса со значительной долей ручного труда.
Но теперь все это для Казахстана в прошлом. Инициатива с «Сункаром» дает по крайней мере четкий ответ на одно – «Ангары» на Байконуре не будет, обсуждение вариантов ее использования для «Байтерека» прекращено.
– Однако при всех своих несомненно положительных превосходствах над «Ангарой» «Зенит» имеет один жирный минус.
– Я понимаю, что вы имеете в виду. Ракета была разработана украинским КБ «Южное» и производилась на украинских и российских предприятиях. Существует такая журналистская клюква, что «Зенит» построен чуть ли не полностью из российских компонентов. В таком случае напрашивается естественный вопрос, если это так, то зачем в рамках нового начинания россияне отвели на разработку «Сункара» столько времени? Ее первое появление ожидается только в 2025 году. Эксперты в недоумении: если ракета состоит полностью из кубиков, то есть из российских компонентов, не слишком ли расточительно тратить почти десять лет на ее сборку?
– А может быть, процесс превращения «Зенита» в «Сункар» и в самом деле так сложен, что на реализацию этого проекта россиянам понадобился такой большой срок?
– В противовес можно привести другой пример. В свое время НАСА объявило конкурс на доставку грузов на МКС. Американская компания Orbital не стала делать все с нуля, а решила задачу «малой кровью»: она воспользовалась техническими наработками на базе «Зенита» и заказала украинскому КБ «Южное» создать этакий «квазизенит» в американском варианте. В итоге за три года была создана ракета Antares. Этот носитель летал определенное время в интересах американской космической программы. В настоящее время Antares переходит на двигатели новой серии. Фишка в том, что смена маршевого двигателя первой ступени – ключевая модернизация – была выполнена за срок менее года. Для специалистов-ракетчиков такие временные параметры выглядят невероятными.
– Почему же Россия, как бы охладев на какое-то время к Байконуру, вдруг снова заявляет о своей байконурозависимости?
– На это есть несколько причин, некоторые из них появились только сейчас. Несмотря на широко освещенный дебют космодрома Восточный, который состоялся совсем недавно, тем не менее все тяжелые грузы, как минимум до 2021 года, будут запускаться только с Байконура. Это коммерческие спутники, модули международной космической станции, пилотируемые экипажи, плюс федеральные, оборонные и прочие программы. Недавно российская сторона попросила у казахстанской стороны новые поля падения на границе Костанайской и Актюбинской областей. Потому что только в рамках глобального международного проекта One Web запланировано произвести 28 пусков «Союзов». Так что космодром востребован. Более того, заявлены планы создать легкую версию «Протона», это новая надежда россиян в борьбе за мировой рынок пусковых услуг.
– Пока мы возились с Байтереком и «Ангарой», мировая космонавтика не стояла на месте, дожидаясь, пока мы выберем правильную парадигму.
– Здесь за последнее время произошли прямо-таки тектонические сдвиги. С выходом на арену космической кампании SpaceX, руководимой Илоном Маском, конкуренция в этом секторе резко обострилась. Притом не в нашу пользу. Успех Маска – это отдельная большая тема для разговора. Тем не менее скажу, Маск применил методы, которые не использовались до этого в аэрокосмической промышленности. Он создал компанию, которая на первых порах насчитывала несколько сот человек и за короткое время утерла нос многотысячным коллективам мировых аэрокосмических гигантов. Его компания выбрала лучшие образцы космических изделий, купила права на их лицензионное производство, стала строить в рамках своего технопарка в Калифорнии большинство компонентов самостоятельно, применяя при этом технологические приемы, которых не было лет 5–10 назад. Ну, например, когда компоненты ракеты и часть двигательной системы создают методом 3D-принтинга, а камеру сгорания нового носителя за мини- секунды – методом взрывной технологии. При всем при этом конструкция его ракеты, как это ни странно, очень похожа на «Зенит», это моноблок, ее диаметр – 3,8 метра. Falcon-9 также совершенствует свои характеристики путем удлинения ракеты, оставляя неизменным стартовый комплекс. Первый Falcon-9 выводил на орбиту 10 тонн. Через некоторое время он догнал «Зенит» и стал поднимать 14 тонн, а к настоящему моменту за счет удлинения баков и применения переохлажденных компонентов топлива уже достиг мощности в 17 тонн. Причем все это произошло на наших глазах в течение трех-четырех лет. Ракета летает, я уже не говорю о возвращении первой ступени, что вселяет надежду на использование технологии многоразовости. SpaceX в ближайшее время перевернет рынок космических услуг, ракеты станут дешевле, пуски упадут в цене, и это происходит уже сейчас. Его носители уже вышли на «регулярку». Очень многие заказчики стали сотрудничать с Маском. И не учитывать эту конкуренцию – значит уподобиться страусу, зарывающему голову в песок. Маск, кстати, не видит конкурентов ни в Роскосмосе, ни в «Протоне», он воюет со своим главным соперником – могущественной европейской Arianеspace.
– Если судить по заявлениям европейских специалистов, то их реакция на прорывные успехи Маска довольно сдержанная.
– Сейчас в мире утвердились два ведущих оператора – Arianespace и SpaceX. У европейцев своя логика. Они считают, что носитель, космический аппарат, не может быть уж очень дешевым. Делать ракеты так, как делал Форд свои автомобили на конвейере на заре 20-го века, на европейских предприятиях невозможно. Но это их нисколько не смущает, они придерживаются совсем другого подхода. Они создают носители с самым совершенным в мире ракетным топливом – водородом – и добиваются при этом уникальных характеристик своих изделий. Нынешняя рабочая лошадка европейцев носитель Ariane-5 имеет самый большой среди аналогов грузовой отсек диаметром 5,4 и длиной 17 метров. Благодаря ему Ariane-5 выводит на орбиту не один, а два спутника, так называемый кластер, и ставит их с большой точностью. Ракета исключительно надежна. Последняя нештатная ситуация с Ariane-5 была в 2003 году, а запускают ее 8–9 раз в год. Но это не значит, что европейцы в упор не видят успехов Маска. Они готовят свой ответ. Это будет носитель Ariane-6. Ракета будет тоже революционна, но по-своему, по-европейски. Во-первых, будет удлинен грузовой отсек до двадцати метров. Для чего? Разработчики помалкивают, но уже есть версия, что европейцы планируют запускать связку из трех спутников. Представьте себе все три спутника серии KazSat, всю группировку можно было вывести на геостационарную орбиту одним носителем! Это колоссальная экономия времени, ресурсов, быстрый выход на рентабельность, выгод не перечесть. Европейцы внимательно наблюдали за экспериментами с многоразовыми ступенями, которые продемонстрировали в США. Они считают, что козырная карта Илона Маска – спасение ступеней – заслуживает внимания, но она не скоро будет доведена до коммерческого применения. Европейцы на Ariane-6 решили спасать лишь двигатель первой ступени, он составляет примерно 40 процентов стоимости всей ракеты. Двигатель будет снабжен специальной капсулой с крыльями и пропеллером, которая будет садиться на площадку космодрома Куру. Сам носитель будет в двух вариантах – средний, в основном для вывода государственных, оборонных спутников, и тяжелый, для коммерческих целей. Вот такой консервативный осторожный подход. Кстати, европейцы собирали всю жизнь ракеты как американцы, китайцы – вертикально, в Ariane-6 перейдут к советскому, горизонтальному способу сборки ракеты. Возможно, это связано с тем, что три спутника в горизонтальном положении легче обслужить, чем в вертикальном. Европейский подход рассчитан на качественные, уникальные, а значит, и дорогие коммерческие услуги. Сейчас активно строится стартовый комплекс для новой ракеты. Первый пуск намечен на 2019 год. Это будет очень серьезный конкурент американцам.
– Давайте вернемся к главной теме нашей беседы. Есть ли в последней инициативе Роскосмоса опасность повторения негативного для нас сценария?
– К сожалению, есть. Может повториться история 2004 года, когда на самом высоком уровне было принято решение создать совместно с РФ новый носитель на базе «Ангары». Наши считали это стратегическим решением для Байконура до 2050 года, а РФ через пять лет неожиданно сказала: ракета, мол, для Плесецка и Восточного, а вы, казахстанцы, постройте старт за 1,6 млрд долларов и просто покупайте наш носитель, а будут заказы или нет – ваша проблема. Я могу еще добавить, что наши партнеры монопольно могли диктовать цену покупной ракеты, разумеется, не в ущерб себе.
Какая может сложиться ситуация? Отстреливание «Протонов», бездеятельность до 2025 года, и надежда, что к тому времени гептиловая ракета может быть заменена на версию «Зенита». Россияне будут в выигрышном положении – во-первых, они выиграют время; во-вторых, обеспечат бесперебойность работы «Протона», проведут все испытания «Ангары»; ну и там видно будет – если «Ангара» залетает, то все можно пересмотреть, если нет, то есть в резерве готовый «Сункар», правда, опять прежде всего для Восточного.
На осеннем заседании Межправительственной комиссии Казахстана и России по космодрому Байконур будет объявлено о начале совместных работ по «Сункару». Руководству казахстанской космической отрасли нужно четко сформулировать взаимные обязательства и гарантии, без этого мы опять наступим на те же самые грабли.
– Учитывая курс на полное сворачивание российско-украинского сотрудничества в военно-технической сфере, представим себе гипотетически, что Украина и РФ не смогут поделить свое общее дитя «Зенит».
– Вполне допускаю ситуацию, когда такое сотрудничество будет полностью свернуто, и тогда космическая кооперация РФ и Украины станет невозможной. Не все ясно и с «Фениксом/Сункаром». В последнем интервью руководитель Роскосмоса Комаров заявил, что судьба этой будущей ракеты определится в ближайшие месяцы. Но эту фразу мы слышим уже года полтора. Может, это связано с объявленным урезанием почти в два раза российского бюджета на космические нужды. Может, существуют какие-то другие причины. Только что объявлено о сокращении числа постоянно работающих российских космонавтов на МКС, их будет двое вместо трех. При таком раскладе не нужно сидеть сложа руки, а вернуться, на мой взгляд, к тем идеям, которые существовали в 2005–2006 годах, когда была программа создания центра международной космической индустрии на космодроме Байконур. В тот период, когда национальную компанию «Казкосмос» возглавлял Азамат Батыргажин, Казахстану нужно брать в кратчайший срок контроль над объектами «Зенита» на правом фланге космодрома в собственные руки, не дожидаясь 2025 года, и использовать его в кооперации с российскими и другими партнерами. Байконур нуждается в интернационализации своей деятельности. Время аренды проходит. Проще говоря, лучшая страховка для Казкосмоса – это параллельная работа по другому проекту с другим инвестором.
Самые большие возражения против «Зенита» сейчас носят политический и экономический характер. Политическую составляющую мы рассматривать не будем – она общеизвестна. Экономические возражения сводятся к тому, что завод «Южмаш», изготовитель «Зенита», не способен в нынешнем своем состоянии оплачивать российские комплектующие. В первую очередь двигатели РД-171М, сердце ракеты.
Итак, что мы имеем в промежуточном итоге? Потребность в еще одном игроке на рынке есть. Производственные мощности есть. Нет денег у производителя – нет ракеты. Нет ракеты – нет заказов. Но этот порочный круг в принципе можно разорвать.
Интерес Казахстана – сохранение космодрома Байконур и получение доступного средства выведения как основы статуса космической державы. Ну и деньги, конечно же, которые можно заработать на пусковом рынке. Интерес России – создание в кратчайшие сроки запасной ракеты в случае неизлечимости «Ангары». Ну и сохранение производства дорогостоящих компонентов «Зенита», получение доходов от их продажи.
Совместить эти интересы можно созданием своеобразного «ракетного хаба» на базе Байконура. Сейчас не так уж и важно, в каких организационных формах он будет существовать. Главное – определить его функционал. А он достаточно прост: закупать компоненты «Зенита» у изготовителей и интегрировать их в ракету-носитель непосредственно на космодроме Байконур. У «Южмаша» нет денег на закупку РД-171М? Неважно, движки у НПО «Энергомаш» будет закупать хаб, а «Южмаш» будет поставлять на космодром комплектный блок второй ступени и основную конструкцию (без двигателя) блока первой ступени. Поставщиком головного обтекателя может быть как «Южмаш», так и НПО им. Лавочкина. Последнее может быть поставщиком разгонного блока «Фрегат». РКК «Энергия» будет продавать хабу блок ДМ.
Ничего фантастического в данном проекте, как видим, нет. Несмотря на обилие альтернативных способов реализации, как бы красиво их ни называли, все же совершенно понятно, что наилучшим вариантом является именно оригинальный «Зенит», производство которого пока не умерло. В целом идея ракетного хаба выглядит вполне здравой, поскольку обеспечивает здоровый баланс интересов всех участников проекта. Насколько она реализуема на практике – зависит от множества факторов: экономической целесообразности и конъюнктуры рынка.[/spoil]
 
[shadow=blue]Вскоре спутники будут ремонтировать на орбите[/shadow]

В компании Space Systems/Loral (SSL) заявили о заключении соглашения с Агентством перспективных исследований оборонной промышленности США (DARPA), цель которого состоит в разработке расширенных технологических решений для обслуживания и мелкого ремонта космических аппаратов, находящихся на геостационарной орбите.

В общих чертах о сотрудничестве между компаниями сообщалось ещё в феврале, однако сейчас озвучены подробности.

Суть проекта состоит в постройке и запуске на орбиту спутника, который мог бы обслуживать другие спутники, находящиеся на орбите. Американская компания SSL получает финансовую поддержку от канадской MDA Communications, разработавшей Canadarm – роботизированную «руку» на дистанционном управлении, которая использовалась в ряде полётов по программе «Шаттл», а также её более современный вариант – Canadarm-2 – используемый на Международной космической станции.

«В SSL надеются оказать помощь спутниковым операторам и правительственным агентствам в решении проблемы, связанной с ростом спроса на технологические решения нового поколения по доступным ценам, – говорит генеральный директор SSL/MDA Holdings Говард Ланс. – В настоящее время SSL сотрудничает с NASA и DARPA в сфере разработки программ, связанных с совместной разработкой решения для орбитального сервисного обслуживания спутников, которые установят новые рамки для космической архитектуры будущего, а также обеспечат коммерческим и правительственным операторам гибкость для управления спутниковыми группировками».
Напомним, создание и вывод на орбиту роботизированных аппаратов для проведения сервисных и ремонтных работ также стоит на повестке дня у спутниковых операторов SES и Intelsat.
 
[shadow=blue]Изготовление модернизированных спутников ретрансляции "Луч-М" отложено[/shadow]
Работы по созданию модернизированных спутников ретрансляции данных серии "Луч-М" отложены на следующее десятилетие, сообщил сегодня генеральный директор компании "Информационные спутниковые системы" им. Решетнева" Николай Тестоедов.

"Ведется подготовка к опытно-конструкторской работе по "Луч-5М". Работы начнутся в рамках действующей Федеральной космической программы ближе к 2025 году с переходом к реализации в программе на следующий период", - сказал он.

Согласно Федеральной космической программе на 2016-2025 годы, два космических аппарата серии "Луч-М" с пятнадцатилетним сроком гарантированной работы (у предыдущих спутников серии "Луч" срок гарантированной работы составляет 10 лет) должны были быть запущены в 2019 году и 2022-м. На модернизацию космической системы ретрансляции "Луч" в программе заложено 12 млрд рублей.

Тестоедов также сообщил, что конкурс на изготовление двух дополнительных спутников ретрансляции серии "Луч", через которые ведется передача информации от стартующих ракет и находящихся на орбите спутников, будет проведен в этом году.

"Сейчас система "Луч", включающая спутники "Луч-5А", "Луч-5Б" и "Луч-5В", находится в опытной эксплуатации. Тем не менее Роскосмос готовит решение провести в этом году конкурс и дополнить группировку еще двумя космическими аппаратами серии "Луч-5В", чтобы поддержать состав группировки и занять заявленную за Россией четвертую точку стояния", - рассказал он.

По его словам, три действующих аппарата находятся в точках 16 градусов западной долготы, 95 градусов восточной долготы и 165 градусов восточной долготы. Однако за Россией зарегистрирована еще одна точка - над Америкой. "Заказчиком будет принято решение либо перегнать туда один из существующих аппаратов, либо запустить в эту точку новый аппарат", - сказал Тестоедов.

Ранее он сообщил, что спутники могли бы быть изготовлены и запущены на орбиту в течение 3,5 года. Сумма контракта на два аппарата, по словам Тестоедова, превышает 7 млрд рублей.

В Федеральной космической программе до 2025 года не прописано изготовление спутников серии "Луч". Однако в программе указано создание модернизированных аппаратов "Луч-5М".

Серия телекоммуникационных спутников-ретрансляторов "Луч" создана в компании "Информационные спутниковые системы" им. Решетнева". Система предназначена для обеспечения связью с наземными станциями российского сегмента Международной космической станции, низкоорбитальных космических аппаратов, ракет-носителей и разгонных блоков. Сейчас в систему входят три спутника.
 
[shadow=blue]Проверка двигателей ракет "Протон-М" завершится в 2018 году[/shadow]
Проверка двигателей для ракет-носителей "Протон-М" продлится до 2018 года, следует из информации на сайте Воронежского механического завода (предприятие - производитель двигателей второй и третьей ступеней для "Протонов").

"Согласно графику, значительная часть работ по проверке двигателей второй и третьей ступеней для ракет-носителей "Протон-М" будет проведена в 2017 году, оставшаяся перейдет на 2018 год", - сообщили на заводе.

Ранее Роскосмос отозвал для проверок все двигатели, стоявшие на вторых и третьих ступенях ракет-носителей "Протон", производящихся на Воронежском механическом заводе. Оказалось, что ко всем двигателям второй и третьей ступеней ракет "Протон", производившимся с 2015 года, есть претензии - при их производстве использовали более дорогой и не отвечающий техническим требованиям припой.

Проблемы были выявлены и в двигателях для ракет "Союз", также выпускаемых в Воронеже.
 
[shadow=blue]Индия испытает в начале июня тяжелую ракету-носитель для пилотируемого корабля[/shadow]
Индийская организация космических исследований (ИСРО) намерена провести в первых числах июня испытательный запуск тяжелой ракеты-носителя индийской разработки. Как сообщил телеканал NDTV, новая ракета позволит реализовать национальную пилотируемую космическую программу.

Носитель GSLV MK-III (его также называют LVM3 - Launch Vehicle Mark-3), способен вывезти полезный груз весом около 8 тонн на околоземную орбиту. Как указывает телеканал, это самая мощная и тяжелая ракета из разработанных в Индии. Ее вес сопоставим с весом 200 индийских слонов (более 640 тонн), и она создана полностью на индийских технологиях.

Если первый этот пуск носителя будет успешным, с его помощью в скором будущем впервые будет отправлен в космос индийский экипаж с индийской территории на индийской ракете, отмечает NDTV. В случае, если этот план осуществится, Индия станет четвертой страной мира после России, США и Китая, которая способна самостоятельно отправлять людей в космическое пространство.

С помощью нового носителя на орбиту также будут выводиться на околоземную орбиту спутники различного назначения. Ранее Индийская организация космических исследований сообщила, что не исключает того, что первым на индийской ракете в космос отправится женщина.

Первым индийским космонавтом стал Ракеш Шарма, который был отправлен на орбиту в составе экипажа советского корабля "Союз Т-11". Нью-Дели долгое время не уделял большого внимания разработке национальной пилотируемой программы, однако после того, как своих космонавтов стал отправлять в околоземное пространство Китай, Индия тоже решила вплотную приступить к разработке собственного орбитального корабля.

По данным местных СМИ, ИСРО уже разработало проект корабля на 2-3 членов экипажа, также идут работы над скафандрами и другим необходимым оборудованием.
 
[shadow=blue]Первый старт тяжелой ракеты "Ангара-А5М" запланирован на 2021 год[/shadow]
Первый запуск российской тяжелой ракеты "Ангара-А5М" планируется осуществить с космодрома Восточный в 2021 году, сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин на своей странице в Facebook.

"3 июня коллегия ВПК и Роскосмос определили первоочередные работы по созданию новой ракеты сверхтяжелого класса и строительства инфраструктуры на космодроме Восточный, - отметил Рогозин. Первый старт тяжелой ракеты "Ангара-А5М" с космодрома Восточный запланирован на 2021 год".

Ранее сообщалось, что Роскосмос отменил создание пилотируемой версии ракеты "Ангара-А5" - "Ангары-А5П", отложив строительство инфраструктуры для пилотируемых запусков на космодроме Восточный до создания сверхтяжелой ракеты.

"Ангара" - семейство российских ракет нового поколения. Состоит из унифицированных носителей легкого ("Ангара-1.1", "Ангара-1.2"), среднего ("Ангара-А3") и тяжелого ("Ангара- А5", "Ангара-А7") классов (грузоподъемность от 1,5 до 35 т). С их помощью можно выводить на любую орбиту космические аппараты всех типов - спутники, корабли, автоматические межпланетные станции.

Первый испытательный запуск ракеты тяжелого класса "Ангара-А5" (грузоподъемность до 24 т) состоялся с космодрома Плесецк (Архангельская область) 23 декабря 2014 года.

В разработке также находятся варианты ракеты - "Ангара- А5П" для пилотируемых запусков с космодрома Восточный и "Ангара-А5В" грузоподъемностью до 37-38 т специально под лунную программу России.
 
Назад
Сверху