Что нового?
Пикник ТВ

This is a sample guest message. Register a free account today to become a member! Once signed in, you'll be able to participate on this site by adding your own topics and posts, as well as connect with other members through your own private inbox!

Развитие Космических Технологий: Новости и Инновации в Спутниковой Индустрии

[dropshadow=blue]Японская ракета SS-520 попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая компактная в мире[/dropshadow]
Японская ракета-носитель SS-520, которая в феврале этого года успешно вывела на орбиту телекоммуникационный микроспутник, попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая компактная в мире. Об этом в пятницу сообщило Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA).

"Нам удалось это осуществить благодаря высокому уровню науки и технологий в Японии, а также благодаря обширному опыту разработок, которые мы проводили до настоящего времени. Взяв за основу достигнутый результат, мы намерены и дальше развивать наши технологические возможности", - сказал представитель JAXA Хирото Кабу.

Длина ракеты составляет всего 9,54 метра, диаметр - 52 см, вес - 2,6 тонны. В январе прошлого года первый ее запуск завершился неудачей из-за недостатка в конструкции защиты электрических кабелей. Однако 3 февраля этого года JAXA удалось с ее помощью успешно вывести на орбиту телекоммуникационный микроспутник TRICOM-1R, который весит всего 3 кг.

За счет использования общедоступных аккумуляторных батарей и других компонентов JAXA удалось максимально сократить стоимость разработки и запуска SS-520. Общие расходы не превышают 400 млн иен ($3,6 млн).
 
[dropshadow=blue]Китай разрабатывает грузовой космический летательный аппарат нового типа[/dropshadow]
Ухань, 27 апреля (Синьхуа) — Китай в настоящее время разрабатывает грузовой космический летательный аппарат нового типа, который уже в 2019 году должен совершить свой первый полет. Об этом сообщил в четверг в Ухане Люй Дунмин, председатель правления Компании по развитию космической техники Китайской корпорации аэрокосмической науки и промышленности (CASIC).

Как стало известно, новый аппарат разрабатывается с использованием гибких термозащитных и композитных материалов, надуваемых в космосе конструкций и других передовых технологий. При низкой себестоимости он будет отличаться высокой грузоподъемностью.

Также сообщается, что в средне- и долгосрочной перспективе этот аппарат будет активно участвовать в научно-исследовательской работе, связанной с программой пилотируемых полетов к Луне.
 
Проект космического корабля, выполненного из астероида, получает новое развитие


Группа студентов и исследователей из Делфтского технического университета, Нидерланды, разрабатывает межзвездный космический корабль, на борту которого смогут жить многие поколения людей, движущихся в пространстве между звездами – и теперь исследователи решили обратиться к Европейскому космическому агентству за помощью в разработке систем жизнеобеспечения для этого звездолета.

Проект DSTART объединяет большое число специалистов из различных научных областей, которые вместе работают над созданием футуристического межзвездного космического корабля, который предполагается выполнить внутри полого астероида. В целях проекта значится не только разработка необходимых для создания такого аппарата технологий, но и рассмотрение биологических и социальных факторов, которые могут повлиять на осуществимость этого грандиозного космического путешествия.

«Нам нужно разработать технологию, которая позволила бы людям продержаться в космосе на протяжении многих десятилетий, необходимых для путешествия из нашей Солнечной системы к планетным системам других звезд», - объяснил руководитель проекта DSTART Анджело Вермёлен (Angelo Vermeulen), являющийся в настоящее время студентом докторантуры кафедры инжиниринга Делфтского технического университета.

[spoil]«В рамках этого стратегического направления мы обратили внимание на регенеративные системы жизнеобеспечения, которые были впервые предложены при реализации программы MELiSSA (Micro-Ecological Life Support System Alternative) Европейского космического агентства.

В рамках международной программы MELISSAпредполагается создание системы, подобной природной акваэкосистеме, которая эффективно конвертирует органические остатки и диоксид углерода в кислород, воду и пищу.

Пилотная установка, построенная в рамках программы MELISSA, расположена в Испании. В герметичной замкнутой циркуляционной системе присутствует биореактор, где под действием света водоросли синтезируют кислород, который помогает «командам» лабораторных мышей выживать и чувствовать себя вполне комфортно в течение нескольких месяцев. В то время как водоросли выделяют кислород и поглощают углекислый газ, мыши делают совершенно противоположное.

Такой биореактор недавно был успешно протестирован на Международной космической станции.

Команда проекта DSTART в ближайшее время представит компьютерную модель первой версии системы MELISSA в масштабе космического корабля. Эта модель позволит команде оценить надежность системы MELISSA при долговременных космических путешествиях.[/spoil]
 
[dropshadow=blue]РКК «Энергия» отказалась от доли в проекте корабля с солнечным парусом[/dropshadow]
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» приняла решение выйти из проекта по созданию перспективного космического аппарата, оснащённого солнечным парусом.
Посмотреть вложение 1
Разработками в соответствующей области занимается консорциум «Космическая регата». Он был организован ещё в 1990 году по инициативе РКК «Энергия», которой до недавнего времени принадлежали 30 % структуры.

Однако, как говорится в годовом финансовом отчёте РКК «Энергия», корпорация избавилась от своей доли в консорциуме «Космическая регата», продав её физическому лицу. Сейчас эти акции, как уточняет сетевое издание «РИА Новости», принадлежат Олегу Сапрыкину — главному конструктору «Космической регаты» и члену совета директоров РКК «Энергия».

Нужно отметить, что консорциум прорабатывает несколько высокотехнологичных проектов. Один из них — это упомянутый космический корабль с солнечным парусом. Такая система позволяет перемещаться под давлением солнечного света без затрат топлива.

Ещё одна инициатива консорциума «Космическая регата» — освещение поверхности Земли за счёт отражающих конструкций, разворачиваемых в космосе. В этой области уже получены несколько патентов.
 
[dropshadow=blue]Эти ракетные технологии будущего смогут доставить людей на Марс[/dropshadow]
6 февраля SpaceX сотворила историю, запустив ракету Falcon Heavy с мыса Канаверал во Флориде. Сегодня это самая большая и мощная ракета в мире. Илон Маск, знаменитый на весь мир CEO космической компании, планирует построить ракету еще больше, которая в конечном итоге доставит людей на Марс. Возможно. Falcon Heavy — 70-метровое чудо инженерии — способное переправлять грузы до 64 тонн на низкую околоземную орбиту. Только легендарная «Сатурн-5», ракета, которая отправила Нила Армстронга на Луну в 60-х и 70-х, была больше и толще. Но те времена давно прошли. Впрочем, обе ракеты полагаются на жидкое топливо.


Поездка на Марс в один конец с использованием обычных химических ракет может занять до девяти месяцев. Человеческому экипажу придется провести длительное время под воздействием радиации и других опасностей. Это одна из причин, по которым NASA и другие космические агентства, а также университеты и частная отрасль пытаются разрабатывать различные иные виды ракетных технологий.

Тяга плазменного двигателя
Ведущей альтернативой для поездки на Марс считается электрическая тяга. В 2015 году NASA отметило три стартапа для разработки систем солнечной электротяги (SEP), каждый из которых получил трехлетний грант в рамках программы агентства Next Space Technologies for Exploration Partnerships.

NextSTEP — это всего лишь один винтик в самом долгосрочном плане NASA по созданию орбитальной станции возле Луны, которая будет служить перевалочным пунктом для поездок на Красную планету. Сейчас это практически научная фантастика в лучших традициях Артура Кларка, но системы SEP уже вполне реальны, пусть и не так масштабны.

Три компании, получившие контракты, — Ad Astra Rocket Company, Aerojet Rocketdyne и MSNW — разрабатывают различные ионные или плазменные двигатели.

Вместо того чтобы выбрасывать газы в процессе сгорания, которые производят тягу в химические ракеты, ионные двигатели применяют силу для перемещения объекта путем ионизации инертного газа, такого как ксенон или водород, электрическим зарядом. Он выбивает электроны из атомов, создавая положительно заряженные ионы. В результате получается газ, состоящий из положительных ионов и отрицательных электронов — другими словами, плазма. Электрические и магнитные поля в дальнейшем помогают направить плазму в нужное русло для обеспечения тяги.


Плазма — это отдельное четвертое состояние вещества, наряду с твердым, жидким и газообразным. Самый яркий пример плазмы — центр нашей Солнечной системы, то есть солнце. Однако в природе, да и на Земле, плазма достаточно распространена: это и молнии, и всем известная «плазма» телевизоров.

Физика ионов
Ионные двигатели также долгое время используются на спутниках и даже в глубоком космосе. В 2015 году, например, ионные двигатели вывели зонд NASA Dawn на орбиту карликовой планеты Цереры, которая находится в поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера.

У ионных двигателей есть один минус, которого нет у ракеты Falcon Heavy: они неспособны мгновенно ускоряться, чтобы покинуть гравитацию Земли. Зато они намного более эффективны в безвоздушном пространстве. Космический аппарат с ионными двигателями может набирать скорость постоянно, достигая таким образом разгона, недоступного для традиционных химических двигателей. Например, космические шаттлы могли набирать скорость в 30 000 км/ч. А космический аппарат, движимый силой ионов, может теоретически разрезать космос на скорости свыше 340 000 км/ч.

Бывший астронавт Франклин Чанг Диаз, который руководит Ad Astra, заявил, что теоретически мог бы выстрелить устройством на Марс так, что оно прибудет на планету через 40 дней. Идея ракеты VASIMR, разрабатываемой в Ad Astra, пришла к нему еще в 1980-х годах.

Не так давно компания продемонстрировала, что двигатель VASIMR может производить 100 киловатт мощности на протяжении 100 непрерывных часов. Следующим шагом будет активация двигателя для производства плазменного шара, горячего как солнце, и поддержание его на протяжении 100 часов подряд. Aerojet Rocketdyne также сообщила о готовности к следующему этапу 100-часовых испытаний двигателя Холла, другого типа двигателя на основе плазмы. Лучшее, на что способны современные ионные двигатели, это 5 кВт.

Между тем MSNW исследует различные прототипы термоядерных ракет, которые смогут выбрасывать плазму, произведенную синтезом смеси изотопов водорода и гелия, прогреваемых низкочастотными радиоволнами. Этот процесс преобразует часть массы атомов в энергию. Много энергии.

Из тонкого воздуха
Чтобы не отставать, Европейское космическое агентство разрабатывает свой ионный двигатель, который может буквально питаться воздухом. Воздушная силовая установка всасывает молекулы на грани атмосферы планеты, в значительной степени устраняя необходимость переноса газового топлива, такого как ксенон.

Хотя такая технология может и не пригодиться космическому аппарату дальнего следования, она идеально запитает спутники на низкой околоземной орбите или даже на других планетах вроде Марса, где можно засасывать газы и превращать их в топливо.

Установка была испытана в вакуумной камере в Италии, где моделировали среду на высоте более 500 километров.

Вопреки законам природы
Электрическая силовая установка, которая забирает воздух и превращает его в топливо, может показаться излишней перед лицом другого космического двигателя, который до сих пор остается теоретическим: электромагнитная двигательная установка, которая не использует никакого топлива вообще. Таков двигатель EmDrive, предложенный учеными NASA. Он создает тягу в процессе отскока микроволн в закрытой камере. В теории такой двигатель сможет доставить ракету на Марс за два месяца. Если бы не тот досадный факт, что он нарушает законы природы. В частности, EmDrive нарушает третий закон классической механики Исаака Ньютона, который гласит, что на каждое действие есть равное противодействие.

Вопрос того, сможет ли EmDrive стать билетом людей на Марс, до сих пор не нашел однозначного ответа.

Не от мира сего
Другая необычная идея, применимая к космическим двигателям, поступила от колорадского стартапа Escape Dynamics. Он предложил использовать технологию микроволновой тяги.

В основе проекта лежит внешнее воздействие на электромагнитный двигатель космического аппарата в виде микроволн. Микроволновый пучок будет способствовать нагреву бортового водородного топлива, которое затем будет выбрасываться и вырабатывать тягу. Ранний прототип оказался весьма многообещающим, но компания была вынуждена прекратить испытания в 2015 году, когда не собрала достаточно средств на продолжение разработки.

Ракеты — это вам не это
В следующем году исполняется 50 лет со дня исторической высадки на Луну, когда один человек совершил гигантский скачок для человечества. Чтобы сделать следующий шаг по солнечной системе, потребуется гигантский технологический скачок в ракетной науке. Сегодня может показаться невероятным, что человек попадет на Марс, но это, без сомнений, свершится.

Как писал Артур Кларк, «единственный способ узнать пределы возможного — выйти за них в невозможное».
 
[Impact]Российско-европейскую миссию по изучению Марса хотят запустить в 2020 году[/Impact]
Запуск российской посадочной платформы с европейским марсоходом в рамках проекта ExoMars-2020 к красной планете запланирован на 25 июля 2020 года, сообщает изготовитель российской платформы НПО имени Лавочкина.

"Двадцать пятое июля 2020 (года)", — говорится в материалах, размещенных на сайте предприятия.

ExoMars-2020 — второй этап российско-европейской миссии ExoMars. В ходе первого этапа к красной планете в 2016 году на ракете "Протон-М" запустили европейский орбитальный модуль Trace Gas Orbiter c двумя российскими приборами и посадочный аппарат Schiaparelli, который разбился при посадке 19 октября 2016 года.

Этап 2020 года предполагает более широкое участие российской стороны. Российская посадочная платформа, окончательная сборка которой ведется подмосковным НПО имени Лавочкина, будет оборудована 11 российскими и двумя европейскими научными приборами. Через несколько дней после посадки с нее съедет европейский марсоход, на котором также будет два российских прибора.
 
[Impact]“Не хотим множить космический мусор”. Как в БГУ создают студенческий спутник[/Impact]

В 2008 году в структуре Белорусского государственного университета появилось новое учреждение — Центр аэрокосмического образования. Его задача — подготовка специалистов для разных сфер деятельности в космосе: от управления спутниками до разработки новых элементов космических аппаратов. Свое десятилетие центр планирует отпраздновать запуском первого белорусского студенческого спутника. Он станет третьим объектом отечественного происхождения на околоземной орбите. В рамках совместного с Приорбанком проекта «Белорусский космос» мы побывали в ЦАО БГУ и узнали, для чего нашей стране студенческий космический аппарат и как в Беларуси готовят новых специалистов для космической сферы.

«Белорусская техника работает даже на МКС»

Руководство Центра аэрокосмического образования находится в студенческом городке БГУ в Щомыслице — на базе факультета радиофизики и компьютерных технологий. При этом назвать учреждение структурной частью какого-либо факультета нельзя: здесь не занимаются непосредственно обучением студентов, а решают вопрос комплексной подготовки специалистов аэрокосмического направления, к примеру, разрабатывая программы и учебные пособия. Обучение же ведется на конкретных факультетах и их кафедрах. К примеру, на факультете радиофизики и компьютерных технологий их уже три.

— Наша страна во времена СССР достаточно активно работала над освоением космоса, так что все это появилось не на пустом месте, — рассказывает научный руководитель ЦАО БГУ, заведующий кафедрой физики и аэрокосмических технологий факультета радиофизики и компьютерных технологий Владимир Саечников. — И БГУ был одним из важных учреждений в космической отрасли СССР. Здесь делали антенны для спускаемых на поверхность Венеры и Луны аппаратов, разрабатывали теплозащиту, в том числе для челнока «Буран». Да и в 90-е также много создавалось, просто заказчики были разными, вплоть до Китая и Индии. До сих пор на МКС работает созданная в БГУ целевая аппаратура, которая позволяет исследовать верхние слои атмосферы. В общем, космическая отрасль в Беларуси имеет большую историю. Другое дело, что единой системы подготовки специалистов для нее не существовало — все было направлено на решение проблем огромной страны.

С обретением суверенитета у страны появились собственные задачи в космосе, а значит, и запросы на подготовку соответствующих специалистов.

— Работа над созданием нашего центра началась, когда приняли решение о запуске первого белорусского спутника, — объясняет Владимир Саечников. — Нам поручили обеспечить кадрами Белорусскую космическую систему дистанционного зондирования Земли. Затем появились планы по запуску телекоммуникационного спутника, другие проекты. В общем, назрела необходимость создания целостной системы аэрокосмического образования. За образец мы взяли аналогичный центр в Украине, который создавался в Днепропетровске сразу после распада СССР. Наши южные соседи тоже не пытались сделать «все и сразу», а лишь выделили несколько наиболее актуальных для государства направлений и взялись за их развитие

Центр аэрокосмического образования ведет работу по трем направлениям. Первое — подготовка кадров для эксплуатации спутников дистанционного зондирования Земли. Второе — подготовка специалистов, разработка учебных материалов и материальной базы самого центра. Третье — разработка сверхмалых космических аппаратов. И если с двумя первыми задачами центр давно и успешно справляется, то в третьем вопросе лишь собирается «дебютировать». Уже в этом году БГУ планирует запустить на орбиту свой первый спутник.

«Не хотим, чтобы аппарат стал космическим мусором»

— Студенческий спутник — это, проще говоря, летающая учебно-научная лаборатория, — поясняет научный руководитель ЦАО БГУ. — Идея заключается в том, что это реализация сквозной технологии: всем, начиная от идеи, разработки, создания и комплекса испытаний и заканчивая запуском и эксплуатацией должны заниматься наши студенты и специалисты центра. Причем такой аппарат может иметь разное назначение, не зацикливаясь на дистанционном зондировании Земли. К примеру, на нем может быть установлена и опробована телекоммуникационная аппаратура нового поколения, аппаратура для изучения атмосферы Земли и самого космического пространства. Но нашей главной задачей при создании спутника было научить студентов полному циклу разработки и использования космических аппаратов.

Создание первого белорусского студенческого спутника — BSUSat-1 — уже на финальной стадии. Планируется, что на орбиту его запустят до конца этого года. Обычно подобные объекты выводятся в космос в качестве попутного груза с другими аппаратами — это позволяет значительно уменьшить стоимость запуска. BSUSat-1 займет орбиту на высоте чуть более 500 километров над Землей — примерно на таком же удалении работает первый белорусский космический аппарат БКА. Над проектом работали около 20 человек, больше половины из них — студенты.

— Возможно, это прозвучит как-то пессимистично, но нашей главной задачей на первом этапе после запуска будет то, чтобы аппарат попросту заработал, — говорит Владимир Саечников. — Университетских или образовательных спутников за все время было запущено уже больше сотни, из них примерно половина либо работала чисто условно, либо вообще никогда не передавала данные на Землю. Причины разные: перегрузка спутника аппаратурой, нестабильность систем, неаккуратность при тестировании или эксплуатации. Мы не хотим, чтобы наш аппарат стал очередным космическим мусором. Поэтому каждый элемент BSUSat-1 мы долгое время тестировали по отдельности, а затем проводили испытания в комплексе.

После пуска спутник будет выполнять различные задачи. На нем будет установлена целевая аппаратура белорусских предприятий, которые помогали в создании BSUSat-1. Среди них — навигационный приемник компании NTLab, радиационный спектрометр компании «Полимастер», радиационно стойкие элементы памяти производства «Интеграла», а также несколько собственных разработок БГУ: инфракрасный детектор (с его помощью аппарат будет ориентироваться в пространстве и анализировать инфракрасное излучение поверхности планеты) и камера дистанционного зондирования Земли. Последняя не обладает высоким разрешением, однако вполне подходит для обучения студентов основам разработки и эксплуатации подобной аппаратуры.

«В будущем — коммерческие запуски»

Специально для BSUSat-1 в БГУ была разработана собственная система ориентации и стабилизации. Дело в том, что после запуска небольшие спутники обычно приобретают очень быстрое вращение. Одной из первых задач команды, обслуживающей аппарат, будет «выровнять» сателлит и вывести его в стабильное положение. Специально для этого на факультете радиофизики и компьютерных технологий уже построили несколько стендов. Они представляют собой электромагниты разных размеров, внутри которых на аэродинамическом подвесе помещается спутник. С помощью внутренних алгоритмов аппарат должен уметь гасить вращение и занимать заданное положение в пространстве.

— Наша система стабилизации — пассивно-активная, состоит из ферритовых стержней и электромагнитных катушек, которые будут работать, взаимодействуя с магнитным полем Земли, — поясняет заведующий лабораторией прикладных космических технологий факультета радиофизики и компьютерных технологий Сергей Лешкевич. — Собственных двигателей на спутнике нет. Это лишняя опасность для носителя — работа двигателей требует наличия взрывоопасного топлива, а рисковать потерять многомиллионную ракету и ее полезную нагрузку из-за студенческого спутника никто не будет. Поэтому скорректировать орбиту у нас уже не получится. Аппарат будет медленно тормозить о верхние слои атмосферы и, по нашим расчетам, примерно через пять лет сгорит из-за трения о воздух.

Без учета стоимости запуска аппарат уровня BSUSat-1 может обойтись примерно в 100 тысяч рублей. Это цена разработки его модулей и систем, интеграции их в аппарате и проведения испытаний.

— Я занимаюсь программированием бортового компьютера этого аппарата, в частности, системы его ориентации и стабилизации, — рассказывает аспирант факультета радиофизики и компьютерных технологий Сергей Василенко. — Моя задача — создать «софт», который в автоматическом или ручном режиме сможет погасить вращение аппарата после его запуска. Вообще, в аспирантуре мне нравится, уходить отсюда я не собираюсь. Тем более, раз уж я занялся спутником, нужно закончить эту работу.

Что касается будущего центра аэрокосмического образования, то Владимир Саечников говорит в первую очередь о работе над новыми спутниками.

— Каждый уважающий себя университет сейчас имеет спутники, подобные нашему, поэтому мы продолжим работу в этом направлении, — отмечает собеседник. — Вообще, идея студенческих спутников возникла в Стэнфордском университете еще в 1999 году, ведь с помощью них можно задешево опробовать все новые технологии. Поэтому наш следующий шаг — это развитие технологического направления, когда мы будем испытывать в космосе собственные наработки. А дальнейшая перспектива — это уже коммерческие запуски.
 
[Impact]Облачная база снимков российских ДЗЗ-спутников заработает 1 сентября[/Impact]
Компания «ТЕРРА ТЕХ», входящая в холдинг «Российские космические системы» (РКС), завершила создание коммерческого облачного сервиса по распространению космических снимков.
Посмотреть вложение 1
Речь идёт об изображениях, получаемых с российских спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Такие снимки могут быть востребованы широким кругом потребителей. Среди областей применения данных ДЗЗ можно назвать сельское хозяйство, геологические исследования, лесоводство, охрану окружающей среды, различные образовательные проекты и пр.

В рамках нового облачного сервиса пользователи смогут получить доступ к обработанным снимкам и результатам аналитической обработки данных. Более того, компания «ТЕРРА ТЕХ» уже заключила соглашения с ведущими операторами зарубежных спутников с целью предоставления клиентам доступа к снимкам не только с российских, но и с иностранных ДЗЗ-аппаратов.

Новая облачная платформа заработает 1 сентября нынешнего года.

Сейчас «ТЕРРА ТЕХ» разрабатывает аналитические сервисы для управления территориями, выявления изменений, происходящих в любой точке мира, а также для определения темпов развития регионов.

«Такие сервисы будут также осуществлять регулярный мониторинг строительства крупных объектов инфраструктуры, играющих ключевую роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации, обеспечивать государство и бизнес информацией о соблюдении экологических норм и законодательства», — отмечается на сайте РКС.
 
[Impact]«Студенческий» спутник «Аист-2Д» лёг в основу новой космической платформы[/Impact]
«Главкосмос», дочернее предприятие госкорпорации Роскосмос, представит перспективную спутниковую платформу на базе российского научного аппарата «Аист-2Д».
Посмотреть вложение 1
«Аист-2Д» — это малый космический аппарат, разработанный АО «РКЦ «Прогресс» в сотрудничестве с Самарским национальным исследовательским университетом им. академика С.П. Королева. «Студенческий» спутник был отправлен в космос 28 апреля 2016 года в рамках первого пуска с нового российского космодрома Восточный.

Аппарат предназначен для получения снимков поверхности Земли в панхроматическом, мультиспектральном и инфракрасном режимах съёмки, а также для проведения различных научных экспериментов. Масса спутника с оборудованием составляет 531 кг, срок активного существования — не менее трёх лет.

Нужно отметить, что информация, получаемая с борта аппарата, находит практическое применение при решении ряда задач государственных федеральных и региональных потребителей. Снимки востребованы МЧС России для оперативной оценки обстановки в районах чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Кроме того, спутник позволяет решать задачи картографии, выявлять места незаконной добычи общераспространённых полезных ископаемых и пр.

Сообщается, что космическая платформа на базе аппарата «Аист-2Д» будет представлена на Международном симпозиуме по малым спутникам дистанционного зондирования Земли в итальянском Сорренто (пройдет с 28 мая по 1 июня). Данная платформа будет доступна в виде пакетного решения «под ключ». В него входят производство спутника, его запуск на ракете-носителе «Союз-2», строительство наземной инфраструктуры, а также страхование и финансирование.
 
[Impact]ДЛЯ ЗАПУСКА СПУТНИКОВ ONEWEB ИЗГОТОВЛЕНО ШЕСТЬ РАКЕТ «СОЮЗ»[/Impact]

Ракетно-космический центр «Прогресс», разработчик и производитель РН «Союз», изготовил шесть ракет «Союз» для запуска спутников глобальной системы широкополосного доступа OneWeb. Три ракеты уже отправлены на космодромы Куру и Байконур, сообщил «Роскосмос».
Контракт предусматривает выведение 672 космических аппаратов на околополярную орбиту высотой 1200 км. Масса головной части РН «Союз» (включающей сами спутники и систему разделения), выводимой ракетой за один запуск, составляет 5,5 тонн.

Ранее сообщалось, что OneWeb планирует развернуть глобальную низкоорбитальную спутниковую систему высокоскоростного интернет-доступа. Сейчас у оператора есть разрешение Федеральной комиссии по связи США (FCC) на запуск 720 космических аппаратов, но в марте 2018 года OneWeb запросил у FCC разрешение на увеличение группировки еще на 1260 спутников. Таким образом, оператор рассчитывает развернуть группировку из 1980 космических аппаратов.

Первый пуск РН «Союз» с космодрома Куру с 10 спутниками OneWeb планировался на май, но был перенесен на конец 2018 года из-за необходимости проведения дополнительных испытаний. Основатель и президент OneWeb Грег Уайлер (Greg Wyler) утверждает, что эта задержка не нарушит основной график развертывания системы. Коммерческие усулуги компания планирует начать предоставлять в 2019 году после запуска примерно 300 аппаратов.
 
[Impact]Завершено изготовление трех спутников связи "Гонец"[/Impact]
Завершено изготовление трех спутников для единственной российской низкоорбитальной спутниковой системы связи "Гонец", сообщили на спутникостроительном предприятии "Информационные спутниковые системы" имени Решетнева" (ИСС).

Ранее генеральный директор ИСС Николай Тестоедов сообщил, что на хранении компании находится шесть спутников, изготовленных в 2016 и в 2018 годах, а к лету будет завершено изготовление еще трех космических аппаратов.

"В компании ИСС завершено изготовление очередной тройки спутников "Гонец-М", — рассказал представитель компании.

После изготовления спутники будут переданы на хранение. Сроки их запуска определит госкорпорация "Роскосмос". В этом году планируется запуск ранее изготовленной "троки" спутников этой системы, уточнил представитель ИСС.

"Гонец" — единственная российская низкоорбитальная система подвижной спутниковой связи. Она предназначена для глобального обмена различными видами информации с подвижными и стационарными объектами, а также организации каналов ретрансляции в различных целях.

Так, использование системы позволяет передать координатные данные ГЛОНАСС с подвижного объекта в удаленные центры мониторинга и связи вне зависимости от местоположения абонента.

Спутники малого класса "Гонец-М" выводятся на низкую круговую орбиту (около 1,5 тысячи километров над Землей) блоком по три аппарата. Спутники этой серии обеспечивают организацию связи с регистрацией сообщений в бортовом запоминающем устройстве, хранением и последующей передачей абоненту.

В задачи спутников "Гонец-М" также входит обеспечение телефонной и факсимильной связи в зоне прямой радиовидимости пользователей. В настоящее время группировка состоит из девяти спутников. Для полноценного функционирования ей нужно 12 космических аппаратов. В последний раз спутники "Гонец" запускали на орбиту в 2016 году.
 
[Impact]КЛАСТЕРНЫЕ ЗАПУСКИ СПУТНИКОВ СИСТЕМЫ “СФЕРА” БУДУТ ПРОИЗВОДИТСЯ РАКЕТОЙ “АНГАРА-5”[/Impact]

Малые спутники глобальной инфокоммуникационной системы “Сфера” будут выводится на орбиту кластерами тяжелой ракетой “Ангара-5”. Об этом сообщил исполняющий обязанности первого заместителя гендиректора госкорпорации "Роскосмос" Николай Севастьянов.
По словам Николая Севастьянова, малые спутники системы, расположенные на низкой орбите, позволят обеспечить глобальный охват земной поверхности.

Система “Сфера” будет состоять из 600 космических аппаратов, которые, как сообщил президент РФ Владимир Путина во время «Прямой линии» будут заниматься «и позиционированием, и зондированием Земли, и связью». Позднее генеральный директор "Российских космических систем" (РКС) Андрей Тюлин уточнил, что программа “Сфера” является развитием проекта "Эфир". При этом “Эфир” станет подсистемой “Сферы” и будет отвечать за интернет вещей и подвижную связь.

Первый пусковой комплекс под РН “Ангара-5” построен на космодроме Плесецк, и в декабре 2014 года оттуда был осуществлен первый пуск российской тяжелой ракеты. Второй стартовый комплекс в этом году начнут строить на космодроме “Восточный”.
 
[Impact]Огневые испытания двигателя для "Союза-5" начнутся в 2019 году[/Impact]
Проведение огневых испытаний двигателя РД-171МВ для новой средней ракеты-носителя "Союз-5" запланировано на 2019 год. Об этом сообщил сегодня главный конструктор разработчика двигателя Научно-производственного объединения "Энергомаш" Петр Левочкин.

"Огневые испытания первого доводочного двигателя РД-171МВ запланированы на 2019 год. Первый товарный двигатель мы должны поставить заказчику в 2021 году для первого беспилотного запуска "Союза-5", который должен состояться в 2022 году.

Для пилотируемого запуска ракеты, который запланирован на 2024 год, мы планируем поставить двигатель РД-171МВ в 2023 году", - сообщил Левочкин.

По его словам, эскизный проект двигателя был разработан и передан в РКЦ "Прогресс" (будет выпускать "Союзы-5") в 2017 году.Сейчас в НПО "Энергомаш", в том числе с помощью 3D-моделирования, идет выпуск конструкторской документации по этому двигателю, ведется подготовка производства и стендовой базы.

"В этом году должны будем изготовить конструкторский макет, позволяющий увязать все элементы двигателя. Также в этом году мы должны поставить в РКЦ "Прогресс" макет РД-171МВ для проведения динамических испытаний", - добавил главный конструктор.

Он отметил, что в РД-171МВ используется только российская элементная база, в частности системы управления и регулирования полностью отечественные.
 
[Impact]НПО "Энергомаш": детали российских ракетных двигателей планируется "выращивать"[/Impact]
В России ведется активная работа над созданием новой ракеты-носителя среднего класса "Союз-5", которая может вывести на орбиту перспективный пилотируемый корабль "Федерация" в 2022 году. Тяжелые ракеты "Ангара-А5" в ближайшие годы будут задействованы в запусках 600 спутников системы "Сфера". Научно-производственное объединение (НПО) "Энергомаш" ведет работы над новыми двигателями для обоих типов ракет — РД-171МВ и РД-191М.

На каком этапе находится разработка, какие новые технологии и в каком объеме будут применяться в РД-171МВ и РД-191М, чем закончились испытания детонационного двигателя и зачем российские ракеты переводить на метан, рассказал в интервью ТАСС главный конструктор НПО "Энергомаш" Петр Левочкин.
Посмотреть вложение 6
— Какие перспективные разработки ведутся сегодня в конструкторском бюро НПО "Энергомаш"?

— КБ сегодня очень плотно занято разработкой двигателя РД-171МВ для перспективной ракеты-носителя "Союз-5". Несмотря на то, что он заимствует многие решения РД-171М, — это новая модификация двигателя. Отмечу, что в РД-171МВ используется только российская элементная база, в том числе системы управления и регулирования полностью отечественные.

Большой объем работ ведется по повышению надежности и снижению стоимости двигателя РД-191 (используется на первой ступени ракет-носителей "Ангара" — прим. ТАСС). "Ангара" будет жить, и мы делаем все возможное, чтобы это был носитель, востребованный не только министерством обороны РФ, по заказу которого она и создавалась, но также в будущем выйдет на рынок коммерческих пусков.

В рамках Федеральной космической программы и за счет собственных средств нами ведется ряд разработок по применению в ракетном двигателестроении композитных материалов. Продолжаются работы по исследованию детонации в ЖРД. Ведутся разработки кислородно-метанового двигателя, прорабатываются варианты применения аддитивных технологий и многое другое.

— Какие работы по двигателю РД-171МВ будут выполнены в этом году?

— В конце 2017 года мы разработали эскизный проект двигателя и передали его в РКЦ "Прогресс" (будет производить "Союз-5" — прим. ТАСС). Сейчас в НПО "Энергомаш" полным ходом, в том числе с помощью 3D-моделирования, идет выпуск конструкторской документации по этому двигателю, ведется подготовка производства и стендовой базы. В этом году должны будем изготовить конструкторский макет, позволяющий увязать все элементы двигателя. Также в этом году мы должны поставить в РКЦ "Прогресс" макет РД-171МВ для проведения динамических испытаний.
— Когда планируется поставить опытный образец двигателя для огневых испытаний?

— Огневые испытания первого доводочного двигателя РД-171МВ запланированы на 2019 год. Первый товарный двигатель мы должны поставить заказчику в 2021 году для первого беспилотного запуска "Союза-5", который должен состояться в 2022 году. Для пилотируемого запуска ракеты, который запланирован на 2024 год, мы планируем поставить двигатель РД-171МВ в 2023 году.

— Вы упомянули про РД-191, а когда будет создан опытный образец нового двигателя для "Ангары-А5В" — РД-191М?

— НПО "Энергомаш" по заданию ГКНПЦ им. Хруничева работало над созданием модификации двигателя РД-191, который получил название РД-191М (тяга на 10% выше), для использования его на "Ангаре-А5В". Мы выпустили технический проект двигателя, а также согласовали объемы его отработки с головными научно-исследовательскими институтами отрасли. Следующим шагом должно было стать развертывание работ по производству и началу отработки двигателя, но контракт на эти работы с ГКНПЦ пока не заключен.
Посмотреть вложение 5
Но все же новый двигатель на "Ангару-А5В" устанавливать планируется?

— Безусловно. Однако создание ракеты-носителя "Ангара-А5В" — это не только двигатель РД-191М, это модернизация всей ракеты плюс создание абсолютно нового кислородно-водородного жидкостного ракетного двигателя для третьей ступени. Поэтому сейчас "Ангара" будет летать с базовым двигателем, в том числе и с космодрома Восточный.

— Сегодня много говорится о новых легких и средних коммерческих ракетах-носителях, планируете ли создавать под них двигатель?

— В свое время НПО "Энергомаш" разработало двигатель РД-120 для второй ступени ракеты-носителя "Зенит", созданием которого руководил один из ведущих конструкторов нашего предприятия, мой предшественник на посту главного конструктора Владимир Константинович Чванов. Тяга РД-120 варьируется от 80 тонн до 93 тонн в форсированном режиме. Наши маркетологи оценили этот продукт с точки зрения коммерческой привлекательности и сделали вывод, что если бы у нас был сегодня двигатель с тягой 80–100 тонн по хорошей цене, он бы нашел своего потенциального коммерческого пользователя.
Посмотреть вложение 4
Но здесь стоит задача не просто воспроизвести двигатель, а спроектировать его заново, сделать его менее трудоемким с точки зрения производства, чтобы он имел не только отличные энергетические характеристики, но и привлекательную, конкурентоспособную стоимость. Такую работу мы планируем делать на опережение. Пока идут предварительные расчеты, после которых будет принято решение по диапазону тяги и схеме двигателя. Новый двигатель будет создан полностью в цифре, планируем максимально использовать аддитивные технологии и композитные материалы.

— По композитным материалам какие именно работы у вас ведутся?

— В этом году совместно с Центром Келдыша на модельной камере проведены исследования по использованию неохлаждаемого сопла из композитных материалов. Это большая перспектива по снижению веса наших двигателей, снижению трудоемкости их изготовления. Температура, где работает этот неохлаждаемый насадок, достигает 1300 градусов Цельсия, то есть температуры плавления сталей, жаропрочные никелевые сплавы при такой температуре теряют свою прочность.

Сегодня стенка камеры и сопла двигателя состоит из двух оболочек, спаянных между собой. В процессе работы между оболочками течет один из компонентов ракетного топлива, обеспечивая охлаждение внутренней оболочки. Такая конструкция доказала свою состоятельность и работоспособность, однако является достаточно трудоемкой в производстве и, соответственно, дорогой.

Известно применение композитных сопел для двигателей верхних ступеней как в России, так и за рубежом. Однако для первых ступеней такое сопло еще не применялось. Первым двигателем, на котором мы планируем использовать композитное сопло, должен стать РД-191 или его модификация.
Посмотреть вложение 3
Аддитивные технологии в каких двигателях будете применять?

— Благодаря развитию аддитивных технологий, сегодня у нас появляется возможность за несколько часов сделать ту работу, на которую раньше ушли бы месяцы. Например, печать такой сложной сборочной единицы, как смесительная головка. Снижение трудоемкости — колоссальное. Но есть и сложности. Одна из них — подбор и применение материалов, обладающих хорошей прочностью и хорошей теплопроводностью. Работаем вместе с ведущими металлургическими институтами страны и все работы проводим за собственные средства.

Мы уже определили для себя ряд агрегатов, где применение аддитивных технологий может быть актуальным, попробуем их изготовить, проведем автономную обработку, после чего примем решение — внедрять это на двигатель или нет. В основном это достаточно сложные, трудоемкие в обычной механике сборочные единицы двигателей РД191 и РД171МВ. Но пока это экспериментальный вариант, мы только изучаем возможность использования аддитивных технологий в ракетном двигателе.

— Как продвигается разработка кислородно-метанового двигателя, какие результаты получены?

— В настоящее время КБХА и НПО "Энергомаш" в рамках опытно-конструкторской работы отрабатывают технологии использования метана в качестве компонента топлива в перспективных ЖРД — это формирование научно-технического задела на будущее. Выпущен эскизный проект, где рассмотрены все типы схем ЖРД. В ближайшее время должен пройти научно-технический совет интегрированной структуры ракетного двигателестроения по выбору варианта для дальнейшей разработки. Но, к сожалению, конкретной ракеты-носителя, под которую разрабатывается двигатель, пока нет.

— Зачем нужен двигатель на метане?

— В свое время основатель НПО "Энергомаш" Валентин Глушко, возглавляя совет по ракетным топливам при Академии наук, исследовал комбинации веществ в качестве окислителя и горючего применительно к ракетным топливам. Была исследована практически вся таблица Менделеева, в том числе и метан. И в результате было показано, что при более высоком удельном импульсе (на примерно 10–15%), чем у кислородно-керосиновых ЖРД, баки РН с метаном той же массы, что и керосин, будут тяжелее из-за более чем двухкратной разницы плотности (конструкция самого бака будет весить больше — прим. ТАСС). Ожидаемого эффекта для первых ступеней не будет. Поэтому, проведя ряд теоретических проработок, НПО "Энергомаш" в дальнейшем сосредоточилось на работах с традиционными компонентами топлива, такого как кислород и керосин.
Посмотреть вложение 2
Другое дело верхние ступени РН. Там, где согласно законам физики влияние удельного импульса выше, энергетическая эффективность метана может обеспечить вывод большой массы полезной нагрузки. Понимая это, Центр Келдыша совместно с КБХА и КБХМ продолжили исследования по возможности использования метана в ракетных двигателях. Надо отдать должное их успехам в этом направлении, так как сегодня проведены не только теоретические исследования, но и самые настоящие огневые испытания ракетных двигателей на кислородно-метановом топливе. В отрасли накоплен определенный опыт работы с таким взрывоопасным веществом как метан.

Кроме того, на основе созданных в КБХА проектов ЖРД на метане в РКЦ "Прогресс" разработана линейка ракет от легкого до сверхтяжелых классов под этот вид топлива. Создание научно-технического задела по метановому направлению продолжается, тем более что в перспективе метан должен быть более дешевым компонентом топлива из-за его широкой сырьевой базы. К тому же метан есть на Марсе, и уже сегодня некоторые компании создают двигатель и ракету для полетов к Красной планете на метане, ставя задачу вернуться домой на топливе, добытом там.

— Как продвинулись работы по созданию двигателя с детонационным горением?

— Совместно с Институтом гидродинамики им. Лаврентьева, МАИ, Центром Келдыша, Центральным институтом авиационного моторостроения им. Баранова, Механико-математическим факультетом МГУ мы создали несколько вариантов камеры жидкостного ракетного двигателя, которая работает по принципу непрерывной спиновой детонации — топливо сгорает со сверхзвуковой скоростью.

Курировал эту работу Фонд перспективных исследований (ФПИ). Теоретически предполагалось, что детонационное горение даст нам выигрыш по тяге двигателя. Огневые испытания показали, что выигрыш действительно есть, однако не такой ощутимый, как мы предполагали.

— На этом исследования детонационного двигателя завершены?

— Проект, который мы делали под эгидой ФПИ, — закончен. Мы доказали, что детонация в ЖРД возможна, сконструировали камеру. Однако в своих изысканиях мы не остановились: проводя работы, мы получили интересный результат: помимо прироста по энергетике, который в целом был ожидаем, мы получили прирост тяги при достаточно низком уровне давления подачи топлива. Это заманчиво, потому что позволяет в перспективе повысить надежность и увеличить ресурс турбонасосного агрегата. А турбонасосный агрегат и камера сгорания — это два ключевых агрегата, во многом определяющие надежность ракетного двигателя. То есть с помощью технологии детонационного горения потенциально ракетный двигатель можно сделать более легким и более надежным.
Посмотреть вложение 1
Поэтому сейчас, уже за собственные деньги, мы проводим проектирование двух двигателей с тягой 5 и 20 тонн с использованием камеры, работающей по принципу детонационного горения. В рамках данной НИОКР мы пытаемся оценить результаты с точки зрения массогабаритных и вибропрочностных характеристик. Если результаты будут хорошие, то продолжим исследовательские работы.

— Какие двигатели наиболее перспективны для полетов в дальний космос?

— Сегодня наши двигатели, обладая тягой в десятки и сотни тонн, выполняют самую тяжелую и неблагодарную работу — отрывают ракету от поверхности Земли. Альтернативы им в этом вопросе на дальнесрочную перспективу — нет. Можно их использовать (и так делается) и для полетов к Луне, Марсу и т.д. Но гораздо эффективнее использовать электроракетные двигатели (ЭРД), которые по эффективности в разы превышают ЖРД и ракетные двигатели на твердом топливе. Правда, есть проблема: сегодня тяги ЭРД измеряются в граммах и разгон космического аппарата до нужных скоростей может занять длительное время. Для увеличения тяги необходимо создать компактные, но мощные источники электрического тока. За этим направлением большое будущее.

Но все равно говорить о межгалактических полетах на имеющихся типах двигателей пока не приходится. Для преодоления расстояния в сотни и миллионы световых лет нужны другие двигатели, а может и способы перемещения.

— Какие направления в ракетно-космической отрасли, по-вашему, самые перспективные?

— Я бы назвал два основных. Первое — это освоение дальнего космоса с помощью имеющихся средств выведения и двигателей. В качестве первого этапа можно рассматривать Луну и Марс. Второе направление — это полеты в ближний космос, который постепенно переходит в коммерческое русло. И здесь наиболее перспективное направление — это создание на базе имеющихся носителей многоразовых возвращаемых ступеней. У нас такой опыт есть, двигатель РД-170 был сертифицирован на десятикратное полетное использование в рамках программы "Энергия-Буран". Сегодня в России под руководством генерального конструктора по средствам выведения А.А. Медведева ведутся работы по созданию научно технического задела по созданию многоразовых РН сверхлегкого класса.

Дальнейшее развитие этого направления, по моему мнению, в создании одноступенчатых летательных аппаратов с комбинированным ракетным двигателем, способных самостоятельно летать в космос и возвращаться. Такие комплексы могут эффективно использоваться в том числе для коммерческих транспортных перевозок. Летательный аппарат будет выходить в ближний космос (~100 км), преодолевать основное расстояние и совершать посадку в нужной точке Земли гораздо быстрее обычных самолетов. Сегодняшний уровень разработок в металлургии, материаловедении позволяет сделать подобное, одноступенчатое средство выведения.

— Какие двигатели будут отгружены иностранным заказчикам в этом году?

— В настоящее время изготовление товарных двигателей в НПО "Энергомаш" идет в соответствии с заключенными контрактами. Отгрузка первой партии РД-180 и РД-181 в США запланирована на второй квартал 2018 года. А следующая партия этих двигателей отправится заказчикам в конце года. Что касается РД-191, то, согласно контракту, в конце года заказчику будут отправлены два двигателя. Кстати, на этих двигателях уже будут частично реализованы усовершенствования, которые мы внедряем в рамках программы повышения надежности и снижения стоимости.
 
[Impact]ARABSAT ПРЕДОСТАВИТ ОБЛАЧНОЕ ХРАНИЛИЩЕ НА СПУТНИКАХ[/Impact]

Cloud Constellation Corporation и Arab Satellite Communications Organization (Arabsat) заключили соглашение о намерении, в рамках которого Arabsat будет продвигать на Ближнем Востоке услуги защищенного спутникового облачного хранилища данных (Data Security as a Service, DSaaS).
Создатели сервиса, который получил название Space Belt, уверены, что для повышения надежности облачного хранилища необходимо максимально изолировать его от уязвимых ко взлому наземных сетей. Поэтому сервис DSaaS будет реализован на спутниковой системе из 12 космических аппаратов, находящихся на низкой орбите. Связь космического хранилища с абонентскими терминалами будет осуществляться через геостационарные спутники связи.

Предполагается, что клиентами Space Belt станут коммерческие, государственные и силовые структуры, для которых крайне важна задача защиты данных.

Кроме того, Cloud Constellation планирует начало развертывания спутниковой системы на 2019 год. В сентябре прошлого года компания заключила контракт с Virgin Orbit на 12 запусков.
 
[Impact]Украинская компания ФЭД участвует в изготовлении спутника компанией Thales Alenia Space[/Impact]
Запуск европейского телекоммуникационного спутника с агрегатами украинской компании ФЭД (Феликс Эдмундович Дзержинский) запланирован на 2020 год

Продолжается реализации проекта по разработке и изготовлению агрегата для спутника компании Thales Alenia Space (франко-итальянский производитель аэрокосмической продукции).

ФЭД — единственная украинская компания, которая впервые выиграла тендер на разработку подобной продукции для стран Евросоюза.
 
[Impact]В России разрабатывается надувной каркас для космической техники[/Impact]
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва рассказала о проекте по созданию сверхлёгких трансформируемых конструкций для космической техники.
Посмотреть вложение 1
Речь идёт о разработке особых надувных каркасов, которые смогут принимать окончательную конфигурацию непосредственно на орбите. Такие конструкции предлагается доставлять в космос в компактном сложенном виде. Далее будет производиться их надув, сопровождающийся трансформацией. Затвердевание в окончательной форме обеспечат факторы космического пространства.

Оболочка надувных конструкций представляет собой многослойный пакет, состоящий из герметичного внутреннего слоя, силового среднего слоя и наружной мембраны, не позволяющей конструкции в сложенном состоянии «залипать».

Надувные конструкции могут использоваться в качестве каркасов для рефлекторов антенн, солнечных батарей, выдвижных штанг для полезных нагрузок и других элементов космической техники.

В ходе выполнения опытно-конструкторских работ специалисты рассчитывают провести эксперимент на борту Международной космической станции (МКС). Опытный блок будет установлен на внешней поверхности российского сегмента орбитального комплекса, и космонавты смогут в течение определённого времени диагностировать состояние этой конструкции.
 
[Impact]В основу глобальной системы связи «Сфера» лягут спутники «Гонец»[/Impact]
Появились новые подробности о масштабном российском проекте «Сфера», в рамках которого планируется развернуть глобальную многофункциональную систему спутников.
Посмотреть вложение 1
В основу «Сферы», как говорилось ранее, лягут примерно 600 небольших космических аппаратов. Система позволит решать различные задачи, в том числе обеспечивать связь, высокоскоростной доступ в Интернет и оптическое наблюдение Земли в режиме реального времени.

Как теперь сообщает «РИА Новости», ссылаясь на источники в ракетно-космической отрасли, основой «Сферы» станут спутники «Гонец-М1» нового поколения. Головным разработчиком этих аппаратов является АО «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнёва».

Спутники нового поколения «Гонец-М1» предназначены для обеспечения помехозащищённой связи с возможностью выхода в сети общего пользования и Интернет в режиме, максимально близком к реальному времени. Кроме того, в задачи этих спутников входит сбор и передача данных о состоянии подвижных объектов и местоположении абонентов.

Стало также известно, что оператором системы «Сфера» может быть назначена компания «Гонец», которая является оператором отечественных систем связи и ретрансляции, созданных по заказу государственной корпорации по космической деятельности Роскосмос.
 
Китай разрабатывает “умную” ракету, способную саму себя чинить и задавать курс полета
Китай разрабатывает “умную” ракету, способную исправлять механические поломки во время полета и по ситуации задать новый курс полета.

Ракета, которая разрабатывается Китайской академией космических технологий, будет способна самостоятельно воспринимать внешние факторы, оценивать обстановку, задавать цели и вносить коррективы в план полета. Она будет оборудована передовой возобновляемой энергосистемой, которая может повторно включаться и выключаться.

С учетом своей полетной миссии и своей мощности, а также окружающей среды ракета может самостоятельно определить лучший план полета с целью выполнить свою миссию.

Окончательной целью запуска ракеты будет выход на намеченную орбиту. В случае нефатальной неисправности, к примеру, при отсутствии взрыва или повреждений структурного характера, “умная” ракета способна самостоятельно реагировать и внести коррективы для решения возникших проблем, включая выход на специальную орбиту для спасения и возвращение на базу с минимальными потерями.

“При возникновении неполадок с двигателем обычная ракета может не справиться с задачей, угрожая упасть на землю или столкнуться с чем-либо”, – отметил главный проектировщик “умной” ракеты Гао Лэй.

Другой проектировщик Шан Тэн также отметил, что запуск “умной” ракеты должен быть дешевле и все ракеты-носители, находящиеся в активной эксплуатации, должны быть модернизированы в будущем для адаптации к “умным” ракетам.
 
[Impact]Телескоп «Джеймс Уэбб» поможет в исследовании атмосфер экзопланет[/Impact]
Национальное управление США по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) продолжает рассказывать о задачах, которые предстоит решать телескопу «Джеймс Уэбб» (James Webb Space Telescope).

Названный аппарат станет самой большой космической обсерваторией в истории — размер зеркала равен 6,5 метра. Запуск телескопа многократно переносился: сейчас вывести его в космос планируется в марте 2021 года.
Посмотреть вложение 1
Не так давно сообщалось, что «Джеймс Уэбб» в числе прочего займётся исследованием Большого красного пятна на Юпитере. Теперь в NASA рассказали, что аппарату предстоит изучить атмосферы экзопланет.

Целями телескопа «Джеймс Уэбб» станут некоторые газовые гиганты за пределами Солнечной системы, которые предстоит обнаружить аппарату TESS. Эта космическая обсерватория была запущена весной нынешнего года. Для обнаружения экзопланет будет применяться метод транзита. Миссия TESS рассчитана как минимум на два года: в течение этого времени аппарат, как ожидается, изучит окружение примерно 200 тыс. звёзд.

В перспективе учёные намерены задействовать телескоп «Джеймс Уэбб» для исследования планет, на которых теоретически может существовать жизнь. Специалисты будут изучать окрестности красных карликов — это самые распространённые объекты звёздного типа во Вселенной. Из-за низкой скорости сгорания водорода они имеют очень большую продолжительность жизни — от десятков миллиардов до десятков триллионов лет. А поэтому существует определённая вероятность наличия жизни в планетных системах таких звёзд.
 
Назад
Сверху