Что нового?
Пикник ТВ

This is a sample guest message. Register a free account today to become a member! Once signed in, you'll be able to participate on this site by adding your own topics and posts, as well as connect with other members through your own private inbox!

Новости Международной космической станции. (МКС)

Российский летчик-космонавт рассказал об альтернативе МКС
Утечка воздуха на МКС ставит под сомнение возможность ее эксплуатации в будущем. Об альтернативе Международной космической станции в беседе с «ПолитРоссией» рассказал летчик-космонавт РФ, инженер-механик Юрий Усачев.

Утечка воздуха на Международной космической станции (МКС) навела переполох как на орбите, так и на Земле. Теперь же специалистам удалось определить два возможных места утечки. Об этом стало известно из переговоров экипажа с Землей, опубликованных на сайте Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).

Летчик-космонавт Российской Федерации Юрий Усачев имеет почти 553 суток налета, а в открытом космосе он провел 30 часов и 50 минут. Впервые в космос он отправился в качестве бортинжинера в составе 15-й основной экспедиции на космической станции «Мир». Также Юрий Усачев работал и на МКС. Более того, он был специалистом полета по программе сборки Международной космической станции.

В беседе с «ПолитРоссией» Юрий Усачев отметил, что исследователи еще не завершили свою миссию по изучению низкоорбитального космоса, поэтому в случае выведения МКС из эксплуатации обязательно создадут другую станцию.

«Была станция “Мир”, потом появилась альтернатива – МКС. Не будет Международной космической станции, будет другая станция, потому что мы с низкой орбиты уходить не собираемся. Будем исследовать другими станциями», – сказал он.

Также летчик-космонавт добавил, что все когда-то приходит в негодность, а МКС уже эксплуатируется более 20 лет.

Ранее «ПолитРоссия» писала о том, что обломок японской ракеты в космосе едва не стал причиной аварии на МКС.
 
На МКС применят пластилин для устранения утечки воздуха
Американский астронавт передаст российским космонавтам специальный герметик, похожий на пластилин, чтобы попытаться с его помощью устранить утечку воздуха, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на переговоры экипажа.

«Этот герметик, пластилин. Там особенность какая: в перчатках надо работать, потом раскатать, посмотришь, как тебе попроще будет», - приводит агентство выдержку из переговоров космонавта с представителем центра управления полетами.

Также уточняется, что утечки были найдены в районе трубопроводов системы терморегулирования и в районе герметичной платы с волноводами широкополосной системы связи.

Ранее стало известно, что скотч не помог устранить утечку воздуха в отсеке российского модуля «Звезда» международной космической станции (МКС).
 
[green]Новый полет Crew Dragon к МКС отложен до середины ноября[/green]
Старт миссии Crew-1 перенесен примерно на две недели: сперва он планировался на 31 октября, а сейчас в NASA говорят о середине ноября. Дополнительное время позволит разобраться с нюансами, которые обнаружились после первого полета Crew Dragon с астронавтами на борту.

В частности, возникли сложности с генераторами первой ступени ракеты Falcon 9, которая выводит Crew Dragon на орбиту.
[bbvideo]https://twitter.com/KathyLueders/status/1315005030672424960?ref_src=twsrc%5Etfw%7Ctwcamp%5Etweetembed%7Ctwterm%5E1315005030672424960%7Ctwgr%5Eshare_3&ref_url=https%3A%2F%2Ftech.onliner.by%2F2020%2F10%2F11%2Fnovyj-polet-crew-dragon-k-mks-otlozhen-do-serediny-noyabrya%3Futm_referrer%3Dhttps3A2F2Fzen.yandex.com[/bbvideo]

Первая миссия по контракту NASA предполагает отправку на Международную космическую станцию четырех человек. Трое из них — астронавты NASA Майкл Хопкинс, Виктор Гловер и Шеннон Уокер. Еще один астронавт — Соичи Ногучи из Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA).

Всего для NASA запланировано шесть миссий в партнерстве со SpaceX.
 
МКС под угрозой: из-за утечек неизвестна дальнейшая судьба станции
Международная космическая станция вновь страдает от таинственных пробоин. В отсеке российского модуля «Звезда» обнаружена утечка воздуха. Экипаж попытался справиться своими силами — район стыковочного узла клеил скотчем, даже залеплял пластилином. Но ситуация, если верить сообщениям, не улучшается: давление в отсеке продолжает снижаться. К чему это может привести, и главное — как подобные происшествия могут сказаться на судьбе станции, «МК» рассказал руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
Вначале экипажу МКС пришлось установить, какой модуль «травит» воздух. Потом надо было найти само микроотверстие, чтобы понять, как его заделывать. Предположительно виной всему старые резиновые манжеты в стыковочном узле.

В принципе незначительная утечка воздуха на станции — проблема застарелая. О ней доложили еще в сентябре 2019 года. Месяц назад скорость истечения воздуха в открытый космос возросла. И вот путем последовательных операций по герметизации отдельных модулей удалось установить «первоисточник» — российский модуль «Звезда».

«Звезда» является одним из основных и самых старых модулей российского сегмента МКС. Он был запущен 12 июля 2000 года. Это жилой модуль, который остается структурным центром российского сегмента МКС. На его борту имеются система жизнеобеспечения и энергоустановка. К нему могут причаливать грузовые корабли «Прогресс» и пилотируемые «Союзы». В течение года к МКС запускают 3–4 «Прогресса», которые доставляют по 2,5 тонны различных грузов. Именно в «Звезде» находится центральный пост управления станцией с аппаратурой контроля.

Пока, как утверждают участники программы МКС, экипажу ничего не угрожает, запас воздуха есть. Кстати, в 2018 году на МКС уже произошла мутная история с дыркой в российском корабле, которая непонятно откуда взялась. Дырку заделали, а причину ее появления так и не назвали. Мистика!

Шутки шутками, но чем дальше, тем чаще будет вставать вопрос: а что делать с МКС дальше? Ведь вечно ее эксплуатировать не будешь — это просто небезопасно. Можно сравнить с авто, которому больше 20 лет: даже если такая машина исправно ездит, все равно риск, что у нее что-то откажет, велик. Что уж говорить о МКС, которая работает в открытом космосе, не защищена от космических лучей атмосферой, чья поверхность испытывает за сутки многократные большие перепады температуры — от +160 градусов Цельсия до -100!

В создании МКС участвовали 14 стран. Основной вклад внесли Россия, США, Канада, Япония, Европейское космическое агентство. На станции два основных сегмента — российский и американский. В составе МКС — 15 модулей. Общая масса станции — свыше 400 тонн.

Что же делать со всем этим добром, содержание которого, кстати, обходится странам — участникам программы недешево? Вот что сказал «МК» директор Института космической политики Иван Моисеев.

— Утечки воздуха на станции — это некие звоночки?

— Это ситуация с надежностью. Когда речь идет о российском и американском сегментах, соответственно, есть срок гарантии, который давно истек. Но поскольку модули делаются с большим запасом надежности, то каждый раз, когда истекает срок гарантии, ответственная организация — у нас это «Энергия» — проводит соответствующие исследования и дает свое согласие на продление.

Последняя такая операция была весной этого года. «Энергия» рассмотрела ситуацию с нашими модулями и дала согласие на эксплуатацию до 2024 года. До этого года есть гарантия, что все будет нормально.

Всевозможные утечки, аварии — это неизбежная вещь для такого сложного комплекса, как МКС. Станцию можно сравнить с заводским цехом. А любой заводской цех — это еженедельные микроЧП: то там утечет что-то, то короткое замыкание — много чего происходит. Абсолютной надежности не бывает. Приборов, узлов на станции — огромное количество. Изначально закладывается в проект, что такие случаи будут непрерывно. Но за этой текучкой надо помнить, что все равно придется принимать фундаментальные решения о дальнейшей судьбе станции.

— Тем более что это хозяйство требует больших вложений...

— Нужно смотреть объективно на ситуацию. Да, МКС — изначально затратная вещь. Примерно 2–3 миллиарда долларов в год уходит у американцев на ее поддержание.

Страны — участники проекта МКС сделали станцию, потому что хотели получить опыт работы человека на орбите. В принципе эта категория пилотируемых полетов относится к фундаментальным задачам. Я имею в виду полеты человека в космос, полеты с научными целями, к телескопам, планетам. Они все изначально затратные. То есть когда какое-либо государство принимает решение идти на такой проект, одновременно оно принимает решение потратить, как правило, достаточно существенные деньги без какой-либо компенсации.

Сейчас ситуация потихоньку меняется. В США есть большая программа по коммерциализации пилотируемого космического сегмента. То есть налицо попытки получить затраченные деньги обратно. Вряд ли в обозримом будущем, например в период существования МКС, им удастся компенсировать все свои затраты на поддержание станции, но как организационное направление — это многообещающая вещь.— У нас в этой части работы проводятся?

— Да, но если у американцев уже есть конкретные проекты, которые ведутся на станции и дают отдачу, то у нас все пока только в будущем. И то если соответствующие работы будут успешно завершены.

— Неисправности на борту МКС могут повлиять на сроки эксплуатации станции?

— Пока все космические агентства — участники программы МКС — договорились, что будут ее эксплуатировать до 2024 года. И все согласны продлить ее работу до 2030 года. Хотя на бумаге, документально, это не оформили.

Есть одно обстоятельство. Если будет принято решение затопить эту станцию, то нужно решение об этом принимать за два года. То есть два года надо готовиться к этой операции — и определять, кто будет платить за нее.

Это тема для обсуждения. Будут, наверное, большие дискуссии. В принципе технически это возможно сделать с помощью грузовых кораблей. Наиболее подходящий рассматриваемый вариант — это российские корабли «Прогресс». Но кто будет оплачивать их запуск? Их должно быть несколько. Это теоретическая проблема пока, но к ней пора подбираться.

— Другие варианты для МКС есть?

— Есть теоретическая возможность, которая мало обсуждается, но она существует и зависит только от США: замена на новые устаревших модулей, то есть тех, которые выработали свой ресурс или наверняка полностью выработают к 2030 году. Это в том числе наши модули «Заря», «Звезда». И тогда станция становится, условно говоря, вечной. В принципе будут сэкономлены большие деньги. Но за это придется резко заплатить в ближайшие пятилетку-десятилетку, пока станция еще летает.

— Кому придется заплатить?

— Тому, кто этого захочет. По большому счету это могут сделать только США. У России нет таких денег, у нас тяжелая ситуация.

Сейчас, например, планируется запустить в следующем году российский модуль «Наука», который должны были запустить еще бог знает когда, лет десять назад. В теории этот модуль мог бы стать основой новой станции — например, национальной. Но в связи с изменением проекта он стал одноразовым, то есть его нельзя будет дозаправлять.

Если думать о будущей станции, которая придет на смену МКС, то нужно принимать решение прямо сейчас или, как говорят, еще вчера. И думать о том, как сделать модуль, способный стать ядром этой станции. При этом надо учитывать, что производство модулей МКС, которым занимался центр имени Хруничева, прекращено лет пять назад. Если Россия хочет остаться в пилотируемой космонавтике, то сейчас надо принимать решение. Если не хочет — тогда нет вопросов.

Я думаю, что принимать решение по вопросу, нужно ли заниматься пилотируемой космонавтикой или не нужно, должны даже не ученые или инженеры. Это должно быть решением населения страны. При этом надо сразу говорить: это затратная вещь. Решать должны налогоплательщики — те, кто платит.

Конечно, никаких референдумов устраивать не надо. Но понимать надо, какое настроение у народа. Если люди в большинстве своем считают, что пилотируемая космонавтика нужна, — значит, надо тратить эти немалые средства. И эти траты недовольства не вызовут. Если народ считает, что пилотируемая космонавтика не нужна, тогда надо проект прекращать и уходить в какое-то другое направление.
 
Утечку на МКС устранить не удается. Температура внутри модуля растет


Устранить утечку воздуха в российском модуле «Звезда» на Международной космической станции пока не удается. Работы стартовали еще 9 октября. Утечку пытались заделать с помощью пластилина американского производства.

Космонавт Иван Вагнер с помощью пластилина залепил два возможных места утечки, затем люк в отсек закрыли на ночь, чтобы проконтролировать давление.

10 октября, по данным космонавтов, давление опустилось до 634 мм ртутного столба, тогда как при закрытии люка оно составляло 727 мм. Таким образом, давление в модуле опускается примерно на 7 мм в час. Однако, по подсчетам Роскосмоса, падение составляет 1 мм в час. Там заверили, что это не представляет опасности для экипажа и не препятствует полету.

Российские космонавты начали жаловаться на повышенную температуру в модуле. Ранее, в конце сентября, поступали жалобы на слишком низкую температуру во время ночевки. В подмосковном центре управления полетами пообещали, что нормальный температурный режим в модуле восстановят только 12 октября, когда откроют люк в промежуточную камеру модуля.

Руководитель полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев оценивает утечку как «безумно малую», предположительно, как отверстие или трещину размером 0,6-0,8 мм.

Исполнительный директор по пилотируемым программам Роскосмоса Сергей Крикалев говорит, что, если утечка сохранится, то на МКС придется доставлять дополнительные объемы воздуха.

Давление на МКС стало ощутимо падать в конце августа. Изначально предположили, что источник утечки находится в американском сегменте станции. Тогда весь экипаж станции изолировали на выходные в российском модуле «Звезда». Однако обследование других модулей МКС не выявило утечки кислорода.

Специалисты обнаружили источник утечки воздуха 30 сентября. Он находится в рабочем отсеке служебного модуля «Звезда», где хранится научная аппаратура.
 
С новой экспедицией на МКС доставят дополнительное оборудование для поиска утечки воздуха

Сегодня, 13 октября, Государственная комиссия по проведению лётных испытаний пилотируемых космических комплексов утвердила составы основного и дублирующего экипажей корабля «Союз МС-17».
ek0.jpg

Названный аппарат доставит на орбиту длительную экспедицию МКС-64. В основной экипаж, как и планировалось, вошли космонавты Роскосмоса Сергей Рыжиков, Сергей Кудь-Сверчков, а также астронавт NASA Кэтлин Рубинс. Дублирующий экипаж — космонавты Роскосмоса Олег Новицкий и Петр Дубров, астронавт NASA Марк Ванде Хай.
ek1.jpg

В ходе предполётной пресс-конференции Сергей Рыжиков сообщил, что экипаж доставит на МКС дополнительное оборудование для поиска места утечки воздуха, а также модернизированный герметический материал, который позволит заделать брешь.

Напомним, что орбитальная станция продолжает терять атмосферу — утечка находится в модуле «Звезда», входящем в состав российского сегмента. Попытки устранить проблему при помощи скотча и американского пластичного материала не увенчались успехом.
ek2.jpg

Между тем, сообщает Роскосмос, подтверждена полная готовность ракеты-носителя «Союз-2.1а» и наземной инфраструктуры к предстоящему запуску корабля «Союз МС-17». Старт состоится завтра, 14 октября, в 08:45:04 по московскому времени. Впервые пилотируемый корабль доберётся до МКС по сверхбыстрой двухвитковой схеме.
 
На МКС перестала работать система подачи кислорода
В российском модуле «Звезда» Международной космической станции вышла из строя система подачи кислорода. Об этом стало известно из переговоров космонавтов с подмосковным центром управления полетами.

Отказала система «Электрон-ВМ», отмечается, что устройства подачи кислорода иногда могут ломаться. На МКС предусмотрены запасы кислорода, сообщает РИА Новости. В американском модуле работает своя система получения кислорода.

Напомним, 14 октября на МКС прибыл корабль «Союз МС-17». На борту находились американка Кэтлин Рубинс и российские космонавты Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков. Также на МКС пока остаются Анатолий Иванишин, Иван Вагнер и американский астронавт Крис Кэссиди
 
На МКС отказала российская система получения кислорода
В американском сегменте МКС имеется своя система получения кислорода. Кроме того, на станции имеются запасы кислорода

ВИЛЬНЮС, 15 окт – Sputnik. Система получения кислорода вышла из строя на российском сегменте Международной космической станции (МСК), следует из переговоров экипажа с Землей, которые транслирует НАСА.

Как сообщает РИА Новости, отказы систем получения кислорода на МКС случаются, но на станции имеются запасы кислорода.
[bbvideo]https://youtu.be/70dWc-wmrhA[/bbvideo]

Российский космонавт сообщил специалисту подмосковного центра управления полетами, что отказала система получения кислорода "Электрон-ВМ", установленная в российском модуле "Звезда".

В американском сегменте МКС имеется своя система получения кислорода.

Сейчас на МКС работают российские космонавты Анатолий Иванишин, Иван Вагнер, Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков, а также астронавты НАСА Кристофер Кэссиди и Кэтлин Рубинс.
 
Беда не приходит одна: на фоне утечки воздуха на МКС отказала система получения кислорода

Российский сегмент Международной космической станции (МКС) столкнулся с очередной проблемой. Как сообщает «РИА Новости», произошёл отказ системы получения кислорода.
iss1.jpg

Как доложил один из российских космонавтов в подмосковный центр управления полётами, из строя вышел прибор «Электрон-ВМ», установленный в модуле «Звезда». Эта система предназначена для получения кислорода для дыхания экипажа (до 6 человек). Принцип работы установки сводится к электролизу воды со щелочным электролитом в проточном электролизере, с последующим разделением газожидкостной смеси в статических разделителях и каталитической очисткой производимого кислорода.
iss2.jpg

Пока не ясно, как скоро удастся восстановить работу системы «Электрон-ВМ». В любом случае на МКС имеются запасы кислорода, а в американском сегменте орбитальной станции установлен другой кислородный комплекс.

Добавим, что именно в модуле «Звезда» выявлена утечка воздуха, хотя точное расположение проблемного места до сих пор не установлено. Попытки устранить брешь при помощи скотча и пластилина успехом не увенчались.
 
На возможное место утечки воздуха на МКС указал чайный пакетик

Российские космонавты, возможно, обнаружили точное место утечки воздуха в модуле «Звезда», который входит в состав российского сегмента Международной космической станции (МКС).
air1.jpg

О том, что орбитальный комплекс теряет атмосферу, мы уже неоднократно сообщали. В ходе различных проверок было установлено, что проблема затрагивает переходный отсек модуля «Звезда».

Ранее космонавты пытались выявить брешь при помощи конфетти, а также тонких пакетов и плёнок. Однако эти попытки не увенчались успехом. Как теперь сообщает «РИА Новости», на выручку пришёл обычный пакетик чая.

Оставив пакетик в проблемном отсеке и закрыв люки, космонавты смогли проследить, в каком направлении движется этот «маркер». Оказалось, что чайный пакетик направился в сторону аппаратуры широкополосной системы связи. Предположительно, именно там и происходит утечка воздуха.
air2.jpg

Специалисты подмосковного центра управления полётами уже сделали рекомендации в плане устранения проблемы. Космонавтам предложено снова воспользоваться скотчем для восстановления герметичности отсека.

Отметим, что на фоне утечки воздуха в российском сегменте МКС отказала установка для получения кислорода. К счастью, это не несёт никакой угрозы для экипажа станции.
 
Утечку воздуха на МКС помог обнаружить чайный пакетик
Космонавтам удалось найти предполагаемое место утечки воздуха на Международной космической станции (МКС). Сделать это помог довольно необычный способ.

Идентифицировать утечку помог чайный пакетик. По словам космонавта Анатолия Иванишина, он был распределен в модуле «Звезда» перед закрытием переходной камеры. В невесомости пакетик начал двигаться в ту сторону, откуда, возможно, утекал воздух, сообщает ТАСС.

Также космонавт добавил, что полет пакетика был снят на видео и сфотографирован. Удалось увидеть, в каком направлении дует воздух из возможного места утечки.

Ранее сообщалось, что из-за утечки космонавтам было рекомендовано заклеить скотчем сварочные швы. Она была зафиксирована на МКС еще в сентябре 2019 года. К августу 2020 года ее скорость возросла в пять раз. Удалось установить, что место утечки находилось в промежуточной камере российского модуля. Вероятный размер трещины составляет 0,6-0,8 мм.
 
В работах по устранению утечки воздуха на МКС наметился прогресс

Российским космонавтам, похоже, удалось локализовать место утечки воздуха в модуле «Звезда» Международной космической станции (МКС). Об этом, как сообщает ТАСС, свидетельствуют переговоры с Центром управления полётами.
mks1.jpg

Напомним, что в течение последних недель участники МКС-экспедиции пытались найти брешь, из-за которой орбитальный комплекс теряет воздух. Проверки показали, что проблема затрагивает переходный отсек модуля «Звезда», входящего в российский сегмент комплекса.

Накануне стало известно, что возможное место утечки позволил обнаружить обычный чайный пакетик, который космонавты оставили в закрытом проблемном отсеке. По предварительным данным, причиной потери воздуха является трещина. Для подтверждения факта обнаружения бреши космонавты обклеили возможное место утечки поролоном и скотчем.
mks2.jpg

Как теперь сообщается, после выполненных операций темп падения давления воздуха снизился. А это говорит о том, что в поиске и устранении утечки, наконец, наметился прогресс.

Теперь космонавты предлагают воспользоваться другими материалами для герметизации трещины. «Может быть, нам стоит попробовать твёрдые заплатки, которые есть у наших партнёров? Мы можем поговорить с ними. Потому что сейчас заплатка не так эффективна», — говорят российские участники экспедиции.
 
Конец МКС. Как это будет
Поломки оборудования на МКС в последнее время напомнили, что МКС, в основном, «старушка». 20 лет успешной непрерывной работы на орбите обеспечило постоянное присутствие людей в космосе — это достижение и успех международного проекта. Но любая техника имеет свой «срок жизни» и для МКС он давно перевалил за половину. МКС представляет собой детально проработанный и управляемый проект. Есть разработанные сценарии «конца МКС» — управляемый или аварийный сход с орбиты.

Информация из отчета NASA Office of Inspector General IG-18-021 33 по сценариям сведения МКС с орбиты.

Вывод из эксплуатации и сход с орбиты

В конце работы МКС НАСА будет необходимо свести станцию с орбиты по истечении срока ее полезного использования (штатный сход с орбиты) или раньше в случае чрезвычайной ситуации (непредвиденный сход с орбиты). В идеале сход с орбиты будет происходить путем контролируемого разрушительного входа в атмосферу Земли. До начала процедуры спуска с орбиты весь экипаж на борту МКС должен вернуться на Землю, а спуск с орбиты выполняться компьютерными системами, управляемыми Центром управления полетами в Москве (59). Во время спуска через атмосферу Земли МКС сгорает, разрушается на фрагменты и испаряется. По оценкам НАСА, 16 процентов МКС, вероятно, переживут тепловые нагрузки при входе в атмосферу и упадут на Землю. Общий вес обломков составит от 53 500 до 173 250 фунтов (от 17 до 57 тонн).

Штатный сход с орбиты

По оценкам НАСА, управляемый сход или штатный спуск МКС с орбиты займет до 2 лет и будет стоить около 950 миллионов долларов. Контролируемый сход будет обеспечен за счет использования большего количества топлива, чем используется при обычных операциях, для позиционирования космического комплекса перед входом в атмосферу по крутой траектории схода, чтобы ограничить поле разброса обломков. В случае успеха станция войдет в атмосферу в точке с точной широтой и долготой, чтобы след обломков прошел над необитаемым регионом, предпочтительно в океане. Все планы НАСА контролируемого схода с орбиты МКС требуют, чтобы станция могла контролировать свое положение с помощью двигателей. Как только начнется последовательность включений двигателей, маневр схода с орбиты будет полагаться на программное обеспечение, которое автоматически управляет работой двигательной установки и процедурами перекачки топлива. Цель агентства ограничить область падения обломков при спуске с орбиты всего мусора от МКС — зона падения обломков до 6 000 км или меньше в необитаемом районе южной части Тихого океана (см. рисунок 12). Предполагается, что негативное воздействие на окружающую среду будет небольшим, так как любые токсичные жидкости или материалы сгорят во время разрушения в атмосфере. Однако некоторые фрагменты могут обладать достаточной кинетической энергией, чтобы нанести ущерб людям и строениям, включая корабли.


Иллюстрация в высоком разрешении.

Учитывая технические и эксплуатационные сложности, связанные со спуском с орбиты крупнейшего искусственного сооружения, когда-либо построенного в космосе, НАСА не выполнило необходимых всех задач для выполнения штатного схода станции с орбиты. После завершения работы над МКС в 2011 году Консультативная группа по аэрокосмической безопасности указывает, что требуется «предрешенный сход» — безопасный спуск МКС с орбиты в какой-то момент в будущем и, что ни у НАСА, ни у его международных партнеров нет всеобъемлющего плана как это сделать (60). В январе 2017 года НАСА завершило разработку проекта плана для проработке различных сценариев штатного и непредвиденного спуска с орбиты; однако этот план еще не доработан и ожидает рассмотрения Роскосмосом. Тем временем инженеры НАСА продолжают работать над техническими деталями различных сценариев спуска с орбиты, включая:

• Анализ управления ориентацией Станции, чтобы определить, сколько топлива следует зарезервировать для операций по спуску с орбиты.

• Исследование для проверки того, смогут ли датчики МКС точно определять высоту МКС во время схода с орбиты.

• Окончательная оценка, чтобы определить, сколько топлива потребуется МКС для последней серии маневров спуска с орбиты.

• Оценка живучести МКС при разгерметизации для определения того, какие системы должны оставаться работоспособными для выполнения безопасного спуска с орбиты.

• Процедуры управления полетом, которые определяют, как НАСА будет взаимодействовать с Россией во время схода с орбиты.

• Анализ ударов MMOD (микрометеороиды и орбитальный мусор), которые могут сбить станцию с запланированной высоты, чтобы определить, сколько топлива необходимо сохранить, чтобы восстановить контроль над ориентацией.

Мы также отмечаем, что Конгресс поручил Агентству в Законе о разрешении перехода НАСА от 2017 года определить необходимые действия и оценить затраты на сход МКС с орбиты после того, как истечет срок ее службы. Однако в отчете о ISS, опубликованном в марте 2018 года, эти проблемы не рассматривались.

Непредвиденный сход с орбиты

В случае аварийной ситуации НАСА не имеет возможности обеспечить штатный сход МКС с орбиты из-за сильного удара MMOD или других экстремальных событий. Представители НАСА проинформировали нас, что экстренный спуск МКС с орбиты займет около шести месяцев и будет использовать все топливо, находящееся на борту МКС и с любых транспортных средств посещения. Если это будет возможно, запланированный профиль входа в атмосферу будет аналогичен профилю управляемого маневра схода с орбиты. В то время как во многих чрезвычайных ситуациях размер и форма пятна обломков станции останется такой же, как при контролируемом спуске с орбиты, катастрофические взрывы на борту МКС или столкновения могут привести к значительному рассеянию компонентов МКС перед входом в атмосферу, что приведет к распространению падающих обломков на большую площадь, возможно, включая населенную территорию. В целях планирования НАСА работает со своими международными партнерами над изучением областей полей обломков от 6 000 до 12 000 км, что примерно равно расстоянию от Анкориджа, Аляска, до Орландо, Флорида; или из Лос-Анджелеса, Калифорния, до Сиднея, Австралия.

В рамках своего аварийного планирования НАСА оценило основные аномалии МКС, которые могут привести к эвакуации экипажа МКС, и оценило среднюю вероятность трех основных непредвиденных обстоятельств в течение 6-месячного периода: удар MMOD, вызывающий разгерметизацию (1 к 120), пожар ( 1 к 46 000) или токсичный выброс аммиака (1 к 5,6 миллиона). В случае значительного удара MMOD инженеры НАСА предполагают высокую вероятность необратимой разгерметизации станции. В этом сценарии МКС необходимо будет безопасно свести с орбиты в кратчайшие сроки, поскольку многие из систем авионики, необходимых для схода с орбиты Станции, расположены в находящемся герметичном российском сегменте и, по оценкам, будут оставаться в рабочем состоянии только примерно 180 дней после внезапной разгерметизации. По этим и другим причинам ожидается, что весь экипаж эвакуируется с МКС сразу после любого удара MMOD.

В течение нескольких лет НАСА разрабатывало изменения программного и аппаратного обеспечения, необходимые для обеспечения возможности управляемого спуска станции с орбиты; однако в настоящее время Агентство не имеет возможности обеспечить целевой спуск МКС с орбиты в конкретное безопасное место в случае возникновения аварийной ситуации. Кроме того, для снятия с орбиты МКС в течение 180 дней в аварийном сценарии, вероятно, потребуется больше топлива, чем МКС в настоящее время способна вместить. Это потребует внести изменения в возможность стыковки нескольких российских кораблей «Прогресс» с МКС в условиях вакуума (разгерметизации) (61). МКС была построена с расчетом на низкую вероятность падения орбитального мусора на населенные пункты для защиты тех, кто находится на Земле. С тех пор международные нормы и договоры сделали такой подход неприемлемым. В настоящее время работа НАСА по спуску с орбиты состоит из серии анализов, обновлений программного обеспечения и операционных процедур. Однако до тех пор, пока не будут завершены необходимые адаптации оборудования станции, МКС остается уязвимой к преждевременному сходу с орбиты в случае неисправимой аварийной ситуации, требующей экстренной эвакуации экипажа. Пока эти действия не будут завершены, возможность безопасного схода с орбиты МКС в случае аварийной ситуации остается под вопросом.

Среди оставшихся факторов, которые необходимо проработать:

• Модификации оборудования станции для соответствия требованиям стыковки нескольких кораблей «Прогресс» в вакууме.

• Обновление программного обеспечения, позволяющие одновременно запускать несколько двигателей на «Прогресс» и Service Module для окончательного спуска с орбиты.• Завершение анализа и разработки обновлений программного обеспечения и процедур реконфигурации Functional Cargo Block, принадлежащего США и эксплуатируемого в России.

• Завершение текущей работы по разработке плана спуска с орбиты МКС, включая определение затрат на топливо для управления ориентацией на малых высотах, поскольку для спуска МКС в течение 180 дней в аварийном сценарии, вероятно, потребуется больше топлива, чем МКС в настоящее время способна вместить до внесения изменений которые дают возможность стыковки нескольких кораблей «Прогресс».

• Завершение текущих работ по обеспечению автоматического выполнения перекачки топлива.

Кроме того, НАСА указывает на то, что потребности в доставке топлива для МКС могут превысить запланированный в настоящее время график доставки российских кораблей «Прогресс», начиная с конца 2021 года. Без альтернативы НАСА рискует получить недостаточное количество топлива для обеспечения контролируемого схода с орбиты станции в случае сбоя при крайней необходимости.

57. В результате атмосферного сопротивления Станция постоянно замедляется, и необходимо периодически повышать ее орбиту для поддержания номинальной высоты.

58. По оценкам НАСА, начиная с конца 2021 года, потребности в доставке топлива для МКС могут превысить возможности доставки российских кораблей «Прогресс». В результате НАСА изучает возможность использования аппарата Cygnus Orbital ATK для обеспечения возможности коррекции орбиты с демонстрацией на МКС уже в июле 2018 года.

59. Центр управления полетами в Москве управляет российским сегментом МКС, на котором размещены многие двигательные и управляющие системы станции, необходимые для схода с орбиты.

60. Консультативная группа по аэрокосмической безопасности была учреждена в соответствии с разделом 6 Закона о разрешении Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства 1968 года с поправками (51 U.S.C. § 31101). Группа дает советы и рекомендации администратору НАСА по вопросам, связанным с безопасностью.

61. Определение «в вакууме» относится к любому модулю МКС, давление которого настолько низкое, что экипаж вынужден эвакуироваться с МКС или больше не может выполнять процедуры, необходимые для управления или стыковки корабля «Прогресс».

Из этого документа становится ясно:

— Управляемый сход МКС с орбиты неизбежен. Дата не определена.
— Проведение процедуры управляемого схода обойдется в миллиард долларов США.
— Процедура схода с орбиты будет длительным процессом. 2 года при штатном сходе или до шести месяцев по аварийному сценарию.
— Основные операции по сходу с орбиты должны сделать корабли «Прогресс» и двигательная установка российского сегмента.
— Вероятность аварии МКС от удара «мусора» оказалась неожиданно высокой (1 к 120).
— Стали понятны операции грузового корабля Cygnus по коррекции орбиты МКС. Отработка возможной «помощи» «Прогрессам» при сходе МКС.
 
К запуску на МКС подготовлен воздушный шлюз нового поколения

Как сообщили в NASA, воздушный шлюз нового поколения погружен в модернизированный грузовик Dragon компании SpaceX для отправки к МКС в миссии CRS-21. Запуск состоится в конце ноября или в начале декабря. Модернизированный Dragon может нести на 50 % больше полезной научной нагрузки, чем раньше. Это будет его первая миссия.
Bishop-360-VIew-Configurati.jpg

Воздушный шлюз нового поколения — Nanoracks Bishop Airlock — это первый воздушный шлюз, разработанный по коммерческой программе. В разработке и производстве шлюза приняли участие компании Boeing и NanoRacks. На создание шлюза потребовалось чуть больше трёх лет, хотя компании планировали уложиться в два года.

Планируется, что новый воздушный шлюз будет пристыкован к жилому модулю Tranquility («Спокойствие») американского сегмента МКС. Сейчас американцы используют для экспериментов и служебных надобностей шлюз на японском экспериментальном модуле «Кибо». Своя «калитка» в открытый космос будет для них просторнее и удобнее, а также не надо будет ходить на поклон к соседям.

Bishop_Logo_View3.jpg


Шлюз Nanoracks Bishop Airlock был доставлен на производственный объект SpaceX в Космическом центре им. Кеннеди NASA во Флориде 10 октября. Два дня спустя его поместили в грузовой отсек грузовика Dragon. На орбиту грузовик будет доставлен на борту ракеты-носителя Falcon 9 со стартового комплекса 39A Кеннеди. Произойдёт это, как сказано выше, через месяц-полтора.
 
Космонавт назвал причину частых поломок на российском модуле МКС
Герой России, космонавт Геннадий Падалка, пробывший в космосе дольше любого из коллег – почти два с половиной года, рассказал, почему в последнее время так много поступает сообщений с МКС о поломках. Об этом сообщает РИА «Новости».

Как заявил космонавт, частые поломки оборудования и систем жизнеобеспечения в российских модулях его не удивляют. Вся техника не была рассчитана на длительный период работы и давно исчерпала свой эксплуатационный ресурс.

«Все модули "Мира" были рассчитаны примерно на 5 лет, потом пролонгировали их до 15 лет. Все это сделано по технологиям и ГОСТам 70-80-х. Там недаром давали такие ресурсы», – сказал Падалка.

Он напомнил, что функционально-грузовой блок «Заря» находится в космосе с 1998 года, а служебный модуль «Звезда» – с 2000-го. Все они созданы по тем же советским технологиям и стандартам, но эксплуатируются более 15 лет.

Ранее канал «Наука» рассказал об обнаружении утечки воздуха в российском модуле «Звезда». Также сообщалось о поломке туалета и задымлении при проведении эксперимента. А в четверг стало известно об отказе системы получения кислорода.
 
В российском сегменте МКС восстановлена работа системы получения кислорода

Космонавты, по сообщению ТАСС, смогли восстановить работу системы «Электрон-ВМ», которая отвечает за получение кислорода в составе российского сегмента Международной космической станции (МКС).
iss1.jpg

Комплекс «Электрон-ВМ» находится в модуле «Звезда». Он предназначен для выработки кислорода в количестве, достаточном для дыхания до шести человек. Производительность составляет от 25 до 160 литров кислорода в час. Дополнительно вырабатывается от 50 до 320 литров водорода в час.

О сбое в работе системы стало известно на уходящей неделе. На устранение проблемы российским космонавтам потребовалось несколько дней. И вот теперь сообщается, что функционирование прибора восстановлено в полном объёме.
iss2.jpg

«Экипаж Международной космической станции под руководством специалистов главной оперативной группы управления полётом станции успешно провёл восстановительные работы по возобновлению функционирования системы "Электрон-ВМ"», — рассказали в государственной корпорации Роскосмос.
 
Странный неопознанный объект сняли с борта МКС
Одни утверждают, что это космический мусор, который отображает свет. Другие считают, что это НЛО.
На борту Международной космической станции камеры зафиксировали неопознанный объект овальной формы, который мигает разноцветными огнями.

Кадры с неизвестным предметом появились в Сети. Мнения читателей разделились. Одни утверждают, что это космический мусор, который отражает свет. Другие уверены, что это НЛО.

Как полагают эксперты, на камеру попала не Луна и не планета, пишет Daily Star.

Напомним, что в августе этого года российский космонавт Иван Вагнер вместе с полярным сиянием над Антарктидой случайно зафиксировал загадочный полет неопознанной «эскадрильи». ■
 
В ноябре российские космонавты выйдут из МКС для подготовки станции к прибытию модуля «Наука»

Очередной выход российских космонавтов в открытый космос запланирован на 18 ноября. Такую информацию, как сообщает ТАСС, предоставили в пресс-службе государственной корпорации Роскосмос.
space1.jpg

Внекорабельной деятельностью займутся Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков, которые в настоящее время находятся на борту Международной космической станции (МКС). Они начнут готовить орбитальный комплекс к прибытию многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) «Наука».

Для включения МЛМ в состав станции придётся отстыковать блок «Пирс», который будет затоплен в Тихом океане. Работами по подготовке «Пирса» к отстыковке как раз и займутся российские космонавты в ходе предстоящего выхода в открытый космос.
space2.jpg

Нужно отметить, что операции по подготовке МКС к прибытию «Науки» будут также выполняться во время следующего выхода россиян в открытый космос: он запланирован на февраль 2021 года.

Что касается собственно модуля «Наука», то он сейчас готовится к запуску на космодроме Байконур. Вывод блока на орбиту намечен на 20 апреля следующего года.
 
С борта МКС засняли неопознанный летающий объект с мигающими огнями

С борта Международной космической станции был зафиксирован не идентифицированный объект, который пролетел мимо станции, мигая разноцветными огнями. Видео НЛО было опубликовано таблоидом Daily Star.



В Сети предположили, что странный неопознанный летающий объект, который попал в объектив камеры на борту МКС, не является Луной или планетой, как можно было бы подумать. Но тогда что это? Мнения специалистов разделились.



Кто-то уверен, что камера на МКС зафиксировала обыкновенный фрагмент космического мусора, которого много на околоземной орбите. И действительно — фрагменты космического мусора могут быть весьма разнообразными, и неудивительно, если некоторые из них переливаются под солнечными лучами, генерируя разноцветные блики.



Но нашлись и люди, уверенные, что это НЛО. Подтвердить или опровергнуть эту версию весьма сложно, так как имеющихся данных недостаточно для того, чтобы делать выводы на этот счет. Но если учесть тот факт, что подобные объекты фиксируются около МКС регулярно, то это, вероятно, все же космический мусор. Как видим, проблема мусора на орбите носит более острый характер, чем принято считать. Специалисты предупреждают, что такой обломок вполне может столкнуться с Международной космической станцией и нарушить ее функциональность.
 
Назад
Сверху