"Яндекс" начал позитивно
26.04.2019
Чистая прибыль компании "Яндекс" по итогам I квартала 2019 года составила 3,1 млрд рублей, увеличившись на 69% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Консолидированная выручка выросла по сравнению с аналогичным показателем за I квартал 2018 года на 40% - до 37,3 млрд рублей. Как отмечают в экспертном сообществе, первая реакция фондового рынка на объявленные компанией финансовые результаты была положительной, и стоимость акций "Яндекса" выросла на 3%, вплотную подойдя к своему историческому максимуму.
Рентабельность по чистой прибыли "Яндекса" за I квартал 2019 года, как значится в ее финансовых результатах, составила 8,4%. Скорректированная чистая прибыль - 5,4 млрд рублей, увеличившись на 36% по сравнению с аналогичным показателем за I квартал 2018 года. При этом отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке составило 14,6%.
Что касается скорректированного показателя EBITDA, то он, согласно отчету компании, вырос по сравнению с аналогичным показателем за I квартал 2018 года на 40% - до 10,8 млрд рублей. Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке составило 28,9%.
Вместе с тем, по данным отчета "Яндекс", его доля на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в I квартале 2019 года составила в среднем 57,0%, тогда как в I квартале 2018 года она составляла 56,5% - также как и в четвертом квартале 2018 года (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар). "В России доля поисковых запросов к "Яндексу" на устройствах на базе Android составила в I квартале 2019 года 51,2%, тогда как в четвертом квартале 2018 года она составляла 49,5%, а в I квартале 2018 года — 46,3% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар)", - значится в отчете компании.
Если говорить о выручке "Яндекс" от различных видов деятельности, то, как заявляется в отчете компании, выручка от продажи интернет-рекламы выросла на 18% по сравнению с аналогичным показателем за I квартал 2018 года. При этом в структуре общей выручки "Яндекса" в I квартале 2019 года она составила 73%. "Выручка от продажи интернет-рекламы включает выручку от продажи контекстной и медийной рекламы на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети", - отмечается в компании.
Выручка "Яндекса" от продажи рекламы на его сайтах увеличилась на 20% по сравнению с аналогичным показателем за I квартал 2018 года и составила 56% от общей выручки компании в I квартале 2019 года. Выручка от продажи рекламы на сайтах Рекламной сети "Яндекса" также выросла - на 14% по сравнению с аналогичным показателем за I квартал 2018 года. Выросла и выручка, относящаяся к сегменту Такси "Яндекса" - на 145% по сравнению с аналогичным показателем за I квартал 2018 года, составив 20% в структуре общей выручки компании. "Такой рост в основном обусловлен увеличением доходов сервиса онлайн-заказа такси: выросло количество поездок и размер комиссии, а также были оптимизированы бонусы партнерам. Рост выручки также связан с быстрым увеличением доходов Яндекс.Такси для бизнеса (они учитываются на валовой основе) и фудтех-направления", - поясняется в отчете компании.
Прочие доходы "Яндекс" в I квартале 2019 года выросли по сравнению с аналогичным показателем на 325%, составив 7% от общей выручки компании. "Рост прочих доходов связан в основном с ростом доходов сервисов Яндекс.Драйв и Яндекс.Музыка и, в меньшей степени, с проектами в области интернета вещей (Internet of Things, IoT)", - указывается в отчете компании.
Комментируя финансовые результаты "Яндекса" в I квартале 2019 года, руководитель ГК "Яндекс" Аркадий Волож заявил: "Мы отлично начали этот год. Каждое из наших бизнес-направлений внесло значительный вклад в общий результат. В I квартале мы добились высоких темпов роста доходов нашего основного бизнеса, продолжая внедрять новые разработки в продуктах и в рекламных технологиях".
Операционный и финансовый директор "Яндекс" Грег Абовский указал на то, что в I квартале выручка компании выросла на 45% без учёта результатов "Яндекс.Маркета". "Сервис онлайн-заказа такси показывает выдающиеся результаты, и наши новые бизнес-проекты, например, Геоинформационные сервисы и Дзен, демонстрируют большой потенциал", - заметил Грег Абовский.
По словам аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына, первая реакция фондового рынка на объявленные "Яндексом" финансовые результаты, была положительной, и стоимость акций компании выросла на 3%, вплотную подойдя к своему историческому максимуму. "В особенности обнадеживающим с этой точки зрения был пересмотр прогноза на 2019 год по сегментам портал и поиск в сторону увеличения до 19-21%, поскольку скромные перспективы именно этих направлений служили охлаждающим для инвесторов фактором. Впрочем, улучшение перспектив на один процентный пункт не смогло перевесить какие-то другие, пугающие инвесторов соображения, так что на данный момент стоимость акций снизилась на 1,5% по сравнению с ценой вчерашнего закрытия. В США, на внебиржевых торгах падение составило 2,6%, несмотря на сильные финансовые результаты и их благожелательный прием аналитиками. При этом средняя справедливая стоимость акции западными аналитиками составляет $43, что на 14% выше текущей ($37,6), а преобладающая рекомендация – покупать акции", - отметил Леонид Делицын.
Относительно того, что обращает на себя внимание в объявленных "Яндексом" финансовых результатах I квартала 2019 года, он сказал следующее: "Можно проделать простую операцию и вычесть квартальную выручку Яндекс.Такси (7,6 млрд руб.) из общей выручки Яндекса 37,2 млрд., останется 30 миллиардов. Из них 27 приходится на интернет-рекламу. Тогда получается, что после гипотетического IPO "Яндекс.Такси" компания снова становится преимущественно поисковой машиной, 90% выручки которой приносит интернет-реклама".
Несмотря на то, что статья "Прочие доходы" выросла на 175%, по мнению Леонида Делицына, сами эти доходы пока что составляют менее десятой доли выручки компании. "Это ставит вопрос о том, как можно будет обеспечить дальнейший рост выручки после выхода интернет-рекламы в стадию зрелости", - указал Леонид Делицын.
Направления хранения данных и искусственного интеллекта, по его словам, перспективны – но на этих рынках работают также системные интеграторы, мобильные операторы и даже банки. "А значит, он будет крайне конкурентным, и на большую долю рассчитывать там не приходится. А на традиционный источник рекламной выручки, где конкурентов у "Яндекса" раньше практически не было – малый и средний бизнес – нацелились мобильные операторы со своими предложениями, учитывающими местоположение как пользователя, так и рекламодателя. Значит, поиск новых драйверов роста становится ещё более актуальным", - заявил Леонид Делицын.
На взгляд аналитика ИК "Велес Капитал" Артема Михайлина, "Яндексу" вновь удалось превзойти прогнозы и ожидания рынка. "Выручка увеличилась на 40,3% до 37,3 млрд руб. на фоне впечатляющей динамики во всех основных сегментах (+45% без учета деконсолидированного Яндекс.Маркет). Рентабельность скор. EBITDAосталась стабильна, на уровне 29%, а сам показатель также вырос на 40% до 10,8 млрд руб. Как и ожидалось наибольший негативный эффект на скор. EBITDA оказали инвестиции в медиа-сервисы и эксперименты (особенно Яндекс.Драйв, Яндекс.Дзен и Яндекс.Облако), а также снижение рентабельности поискового сегмента. Сегмент такси напротив демонстрирует заметное улучшение в скор. EBITDA и убыток составил всего 116 млн руб. против -1,7 млрд руб. годом ранее", - отметил Артем Михайлин.
Он также обратил внимание на то, что "Яндекс" несколько изменил структуру сегментов, переведя образовательные и геосервисы из поискового сегмента в эксперименты, а также исключив сервисы электронной коммерции в силу деконсолидации "Яндекс.Маркет". Сервис "Яндекс.Здоровье" был включен в структуру поиска.
Выручка поискового сегмента, как заметил Артем Михайлин, выросла на 26% до 27,1 млрд рублей или на 25% за вычетом доходов от реализации устройств, а рентабельность скор. EBITDA сегмента снизилась на 1,5 процентных пункта, во многом из-за реализации устройств по себестоимости, либо ниже. "Стабильный рост рынка интернет-рекламы и увеличение доли Яндекса в поиске, на наш взгляд и далее позволят компании наращивать выручку сегмента хорошими темпами", - указал Артем Михайлин.
При этом он отметил, что выручка сегмента такси выросла на 145% до 7,6 млрд руб. и составляет уже 20% от всей выручки компании, а число поездок увеличилось на 64%. "В результатах этого квартала все еще частично присутствует позитивный эффект от консолидации Uber с 7 февраля 2018 года. Благодаря тому, что "Яндекс Такси" стал прибыльным на территории СНГ, убыток в скор. EBITDA сегмента значительно снизился и приходится теперь в основном на беспилотный транспорт, сервисы доставки еды и продвижение в новых регионах присутствия", - заявил Артем Михайлин.
Прочие сегменты, которые находятся в инвестиционной стадии, по его словам, принесли компании более 12% от совокупной выручки и порядка 2 млрд рублей убытка в скор. EBITDA. "Яндекс" поднял прогноз по росту совокупной выручки в текущем году с 28%-32% до 30%-34% и росту выручки поискового сегмента с 18%-20% до 19%-21%. Наша текущая рекомендация для акций "Яндекса" "Покупать" с целевой ценой в 2,6 тыс. рублей", - добавил Артем Михайлин.
По мнению аналитика ИК "Фридом Финанс" Анастасии Сосновой, в целом отчет "Яндекса" выглядит позитивно. "Консолидированная выручка компании выросла на 40% до 37,3 млрд рублей. При этом выручка от продажи интернет-рекламы в I квартале 2019 года выросла на 18% до 27 млрд рублей. Но, тем не менее, наблюдается продолжение тенденции к сокращению доли выручки от продажи интернет-рекламы в структуре общей выручки. В I квартале 2019 года доля выручки от продажи интернет-рекламы снизилась до 72,5%", - указала Анастасия Соснова.
Она также отметила, что заметный рост демонстрирует выручка, относящаяся к сегменту такси. "В январе-марте 2019 года она увеличилась почти в 2,5 раза до 7,6 млрд рублей. Полагаю, что в дальнейшем темпы роста выручки от продажи интернет-рекламы продолжат замедляться, в то время как от сегмента такси – расти двузначными темпами. По итогам 2019 года выручка "Яндекса" может составить порядка 150-170 млрд рублей, что на 20-35% выше показателя выручки по итогам 2018 года. Маржа по EBITDA компании осталась примерно на том же уровне – 29%, при этом сегмент такси начал выходить на самоокупаемость, что в дальнейшем должно способствовать повышению рентабельности бизнеса "Яндекса", - заявила Анастасия Соснова.