Что нового?
Пикник ТВ

This is a sample guest message. Register a free account today to become a member! Once signed in, you'll be able to participate on this site by adding your own topics and posts, as well as connect with other members through your own private inbox!

Исследование Марса: Миссии, Открытия и Перспективы



Ученые Бременского университета в Германии нашли микроорганизмы, которые могут расти и развиваться в условиях марсианской атмосферы, исследование опубликовано в журнале Frontiers in Microbiology.

Как отмечается в научной работе, на основе цианобактерий или сине-зеленых водорослей можно создать системы жизнеобеспечения для людей, которые будут жить на поверхности Марса.

Ученые обнаружили, что цианобактерии могут поддерживать жизнедеятельность, используя газы марсианской атмосферы в качестве источника углерода и кислорода, несмотря на низкое давление. Сине-зеленые водоросли размножались в воде с взвесью марсианской пыли, что дает возможность использовать их в качестве корма для других живых организмов. Кроме того, цианобактерии производят кислород в качестве побочного продукта фотосинтеза.

Для эксперимента ученые разработали биореактор Atmos, поддерживающий условия, приближенные к марсианским.

Для эксперимента команда выбрала вид азотфиксирующих цианобактерий Anabaena sp. PCC 7938, которому, по результатам предварительных испытаний, с наибольшей вероятностью подойдут “марсианские” условия. Хотя бактерии лучше росли в питательной среде, исследователи также наблюдали рост на марсианском реголите. Затем ученые высушили культуру Anabaena sp. и успешно применили ее как субстрат для выращивания гетеротрофной бактерии E. coli W.

Исследователи предположили, что газы из атмосферы Марса при давлении, равном примерно десяти процентам атмосферного давления Земли, приведенного к уровню моря, будут подходить для фотобиореакторных модулей систем жизнеобеспечения на основе цианобактерий, а открытие ученых в дальнейшем позволит значительно улучшить эти системы.
 
[bluee]Полет человека на Марс упростится — спасибо магнитному ракетному двигателю[/bluee]
Разработана концепция ракетного двигателя, который для создания тяги использует магнитные поля. Благодаря такому подходу длительность будущих пилотируемых полетов на Марс может уменьшиться, а сами космические путешествия станут дешевле.
амым большим препятствием на пути человечества к освоению космоса являются двигатели, используемые для перемещения космических аппаратов через Солнечную систему и за ее пределы. Химические ракеты могут развивать внушительную тягу, но имеют очень небольшой удельный импульс. Электрические двигательные установки, такие как двигатели Холла, наоборот, создают небольшую тягу, но могут постепенно развивать большую скорость.
К сожалению, оба этих двигателя не очень подходят для перевозки астронавтов на Марс на борту корабля весом в десятки, если не сотни тонн. Один может дать быстрый старт, а другой — медленный, но оба они означают долгое и опасное путешествие продолжительностью в месяцы, если не в годы. В идеале здесь нужен двигатель, который сочетает в себе свойства и электрического, и химического «коллег», и он должен иметь хорошую тягу и большой импульс.
412.jpg

Художественная концепция миссии на Марс. Изображение: Pixabay
Новая концепция двигателя, предложенная физиком из Принстонской лаборатории физики плазмы (PPPL), работает с использованием того же механизма, что и солнечные вспышки. Эти вспышки состоят из заряженных атомов и частиц, называемых плазмой, которые удерживаются в мощных магнитных полях, где происходят сложные взаимодействия.

Разработчики опирались на такое явление, как магнитное пересоединение, когда магнитные поля в сильно заряженной плазме реструктурируются, чтобы сходиться вместе, быстро разделяться и повторно сходиться. При этом они генерируют большое количество кинетической, тепловой энергии и вызывают ускорение частиц. Это явление наблюдается не только на Солнце, но также в атмосфере Земли и внутри термоядерного токамака — тороидальной камеры для магнитного удержания плазмы.

В целом, магнитный двигатель малой тяги подобен ионным двигателям, которые становятся все более распространенными на космических кораблях. Они работают, заряжая топливо, состоящее из тяжелых атомов, и затем ускоряют их с помощью электрического поля. В новом двигателе ускорение создают магнитные поля.
410.jpg

Художественная концепция работающего плазменного двигателя с магнитным пересоединением. Изображение: Elle Starkman/PPPL Office of Communications/ITER
На данный момент компьютерное моделирование показывает, что двигатель на основе магнитного пересоединения может генерировать выхлоп, который в 10 раз быстрее, чем у современных электрических двигательных систем.

Сейчас космическое путешествие на большие расстояния занимает месяцы или годы, потому что удельный импульс химических ракетных двигателей очень мал — кораблю требуется время, чтобы набрать скорость. Но двигатели, основанные на магнитном пересоединении, помогут выполнять дальние миссии за более короткий период времени.

Еще один плюс магнитного двигателя — возможность регулировки за счет точной настройки магнитных полей. Изменение силы магнитного поля может увеличить или уменьшить тягу. Просто используя больше электромагнитов и магнитных полей, можно точно регулировать скорость.

Кроме того, такие двигатели выбрасывают не только плазму, но и плазмоиды — плазменные сгустки, заключенные в магнитные пузырьки, а это генерирует еще больше энергии. Также двигателю не требуется тяжелый газ — в нем можно использовать любой тип газа, в том числе более легкий и дешевый.

Идея подробно изложена в Journal of Plasma Physics.
 
[Impact]Аппарат миссии ExoMars сфотографировал гигантские смерчи на Красной планете[/Impact]
28.02.2021
Государственная корпорация Роскосмос представила изображения огромных пылевых вихрей, бушующих в настоящее время на Марсе. Фотографии переданы на Землю с борта орбитальной станции Trace Gas Orbiter (TGO).
mars1.jpg

Напомним, что TGO — это один из аппаратов российско-европейской миссии ExoMars-2016 по исследованию Красной планеты. Этот орбитальный модуль и спускаемый аппарат Schiaparelli были запущены в 2016 году. Правда, Schiaparelli потерпел крушение при посадке.

Запечатлённые гигантские смерчи перемещаются по дну 70-километрового кратера в южном полушарии Марса, оставляя после себя тёмную полосу. Вихрь в левой части изображения движется со скоростью около 4 метров в секунду, вихрь в правой — со скоростью примерно 8 метров в секунду.

В левой части снимка можно видеть крупное тёмное пятно: это огромное базальтовое поле дюн. Перемещающиеся смерчи сдувают верхний слой пыли, оставляя на поверхности своеобразную паутину следов.
mars2.jpg

Отмечается, что вихри на Красной планете гораздо крупнее земных — они могут достигать восьми километров в высоту. След же, оставляемый такими смерчами, имеет в ширину десятки и сотни километров.

«Изучение смерчей на Марсе крайне важно и интересно с тем, чтобы понять, как они могли влиять на климат на планете с течением времени. Их огромные размеры позволяют крайне эффективно поднимать пыль высоко в марсианскую атмосферу», — отмечает Роскосмос.
 
[Impact]Ученые выяснили, куда делась вода на Марсе[/Impact]

Большая часть воды, которая раньше покрывала поверхность Марса, не улетучилась в космос, как считали до сих пор, а находится в минералах, слагающих горные породы планеты. Об этом говорится в исследовании американских ученых, опубликованном в журнале Science.

Геологические и геоморфологические данные указывают на то, что древний Марс имел большие объемы жидкой воды. На поверхности Красной планеты до сих пор сохранились пересохшие русла рек, котловины древних озер и океанов. Традиционно считается, что большая часть воды покинула Марс из-за слабой гравитации в течение первого миллиарда лет существования планеты.

Исследователи из Калифорнийского технологического института и Лаборатории реактивного движения NASA поставили эту гипотезу под сомнение. Как подсчитали ученые, около четырех миллиардов лет назад на Марсе было достаточно воды, чтобы покрыть всю планету океаном глубиной от ста до 1,5 тысячи метров. По объему это соответствует примерно половине Атлантического океана Земли.

“Атмосферный выброс не может полностью объяснить имеющиеся у нас данные о том, сколько воды когда-то существовало на Марсе”, — приводятся в пресс-релизе Калифорнийского технологического института слова руководителя исследования Евы Шеллер (Eva Scheller).

Авторы с помощью комплекса методов — анализа химического состава текущей атмосферы и коры планеты, анализа метеоритов, данных марсоходов и орбитальных аппаратов — оценили объем воды во всех ее формах (пар, жидкость и лед), заключенный в коре Марса сегодня, а также — с помощью изотопного отношения дейтерия к водороду в атмосфере и горных породах — скорость ее потери в ходе геологической истории.

Вода состоит из водорода и кислорода, однако не все атомы водорода одинаковые. Подавляющее большинство из них имеют один протон в ядре, в то время как крошечная часть — около 0,02 процента — существует в виде дейтерия, или так называемого тяжелого водорода, в ядре которого есть протон и нейтрон.

Тяжелый водород сильнее удерживается гравитационным полем планеты, поэтому со временем происходит увеличение отношения дейтерия к водороду в атмосфере. По этому показателю ученые судят о том, сколько было воды изначально и какая доля из этого количества улетучилась, а какая накопилась в минералах и осталась.

Результаты моделирования показали, что в течение нойского периода — примерно с 4,1 до 3,7 миллиарда лет назад — объем воды на поверхности Марса уменьшился на 40-95 процентов. При этом от 30 до 99 процентов марсианской воды поглотили минералы в процессе гидратации. Впоследствии часть вернулась обратно с вулканическими газами, но этого было недостаточно для восстановления гидросферы планеты, считают ученые.

При взаимодействии воды с горными породами происходит их выветривание, или гидратация, то есть они накапливают воду. Этот процесс происходит как на Земле, так и на Марсе. Но поскольку Земля тектонически активна, старая кора постоянно растворяется в мантии и возвращает воду в атмосферу посредством вулканизма. Марс в целом тектонически неактивен, и поэтому “высыхание” поверхности здесь происходило безвозвратно.

“Вся эта вода была изолирована довольно рано и затем никогда не возвращалась обратно”, — объясняет Шеллер.

“Утечка из атмосферы явно тоже сыграла роль в потере воды, но результаты последних десяти лет миссий на Марс указывают на тот факт, что существует огромный резервуар древних гидратированных минералов, образование которых определенно уменьшило доступность воды с течением времени”, — добавляет еще один автор статьи Бетани Элманн (Bethany Ehlmann), профессор планетологии и заместитель директора Института космических исследований имени Кека.

Авторы планируют продолжить изучение процессов, в результате которых поверхностная вода Марса была законсервирована в горных породах, используя лабораторные эксперименты, моделирующие марсианские процессы выветривания, а также анализируя новые данные марсохода Perseverance.
 
20210317220334.jpg


[Impact]Новое исследование ставит под сомнение давнюю теорию судьбы марсианской воды
[/Impact]
Миллиарды лет назад, согласно геологическим свидетельствам, обильные потоки воды текли через Марс и собиралась в бассейны, озера и глубокие океаны. Новое исследование, финансируемое НАСА, показывает, что значительное количество воды - от 30 до 99% - заключено в минералах в марсианской коре, что ставит под сомнение текущую теорию о том, что из-за низкой гравитации Красной планеты ее вода ускользнула в космос.

Считалось, что на раннем этапе Марс имел достаточно воды, чтобы покрыть всю планету океаном глубиной примерно от 100 до 1500 метров - объем, примерно равный половине Атлантического океана Земли. Хотя некоторая часть этой воды, несомненно, исчезла с Марса в результате атмосферного выброса, новые результаты, опубликованные в последнем выпуске журнала Science, показывают, что она не объясняет большую часть потери воды.

Результаты были представлены на 52-й конференции по изучению Луны и планет (LPSC) ведущим автором и доктором философии Калифорнийского технологического института, Евой Шеллер вместе с соавторами.

«Атмосферный выброс не полностью объясняет имеющиеся у нас данные о том, сколько воды на самом деле когда-то существовало на Марсе», - сказала Шеллер.

Используя обширный массив данных, исследовательская группа объединила данные нескольких миссий НАСА по программе исследования Марса и работы в метеоритных лабораториях. В частности, команда изучила количество воды на Красной планете с течением времени во всех ее формах (пар, жидкость и лед), а также химический состав текущей атмосферы и коры планеты, в частности, изучая соотношение дейтерия и водорода (D / H).

Хотя вода состоит из водорода и кислорода, не все атомы водорода одинаковы. Подавляющее большинство атомов водорода имеют только один протон в ядре атома, в то время как небольшая часть (около 0,02%) существует в виде дейтерия или так называемого «тяжелого» водорода, который имеет протон и нейтрон. Более легкий водород улетучивается в космос под действием силы тяжести планеты намного легче, чем его более плотный аналог. Из-за этого потеря воды на планете через верхние слои атмосферы оставит показательный знак в отношении соотношения дейтерия и водорода в атмосфере планеты: останется очень большое количество дейтерия.

Однако потеря воды исключительно через атмосферу не может объяснить ни наблюдаемое равновесие дейтерия к водороду в марсианской атмосфере, ни большое количество воды в прошлом. Вместо этого исследование предполагает, что комбинация двух механизмов - улавливание воды минералами в коре планеты и потеря воды в атмосфере - может объяснить наблюдаемое отношение дейтерия и водорода в марсианской атмосфере.

Когда вода взаимодействует с горными породами, химическое выветривание образует глины и другие водные минералы, которые содержат воду как часть своей минеральной структуры. Этот процесс происходит как на Земле, так и на Марсе. На Земле старая кора постоянно растворяется в мантии и образует новую кору на границах плит, возвращая воду и другие молекулы обратно в атмосферу посредством вулканизма. Однако на Марсе нет тектонических плит, и поэтому «высыхание» поверхности, если оно происходит, становится постоянным.

«Гидратированные материалы на нашей планете постоянно перерабатываются посредством тектоники плит», - сказал Майкл Мейер, ведущий научный сотрудник программы НАСА по исследованию Марса в штаб-квартире агентства в Вашингтоне. «Поскольку у нас есть измерения с нескольких космических аппаратов, мы можем видеть, что Марс не активный и поэтому вода теперь заперта в коре или потеряна в космосе».

Ключевой целью миссии марсохода НАСА Mars 2020 Perseverance на Марс является астробиология, в том числе поиск признаков древней микробной жизни. Марсоход будет характеризовать геологию планеты и климат в прошлом, проложит путь для исследования Красной планеты людьми и станет первой миссией по сбору и хранению марсианских камней и реголита. Шеллер и Элманн будут помогать марсоходу Perseverance в работе по сбору этих образцов, которые будут возвращены на Землю через программу возврата образцов с Марса, что позволит продолжить долгожданное дальнейшее изучение этих гипотез об изменении климата Марса. Понимание эволюции марсианской среды является важным контекстом для понимания результатов анализа возвращенных образцов, а также понимания того, как обитаемость на каменистых планетах меняется со временем.
 
20210323211054.jpg


[Impact]Марс теряет в космос воду во время пылевых бурь и теплых сезонов[/Impact]

На Марсе присутствует вода, однако она, по-видимому, вся сосредоточена в ледяных шапках, расположенных в окрестностях полюсов планеты, или в форме газа в тонкой атмосфере планеты. Вода покидала Марс на протяжении миллиардов лет, с тех пор как планета утратила свое магнитное поле (и следовательно – большую часть своего воздуха и воды), и в двух новых исследованиях изучается движение воды в атмосфере планеты и ее потеря в космос.

В этих двух новых работах, руководителями которых являются Анна Федорова из Института космических исследований Российской академии наук и Жан-Ив Шафрэ (Jean-Yves Chaufray), ученый из Лаборатории наблюдений атмосферы и космоса, Франция, были использованы данные, собранные при помощи орбитального аппарата ExoMars Европейского космического агентства (ЕКА), который начал свою основную научную миссию в 2018 г., а также зонда Mars Express ЕКА, чтобы показать, что скорость удаления воды в космос с поверхности планеты определяется изменениями погоды и климата на Марсе и расстоянием от планеты до Солнца.

«Мы проанализировали наблюдения водяных паров, расположенных в атмосфере на высоте до 100 километров над поверхностью, на протяжении 8 марсианских лет», - сказала Федорова. (Один года на Марсе длится два земных года.)

Исследователи нашли, что когда планета находится в наиболее удаленной от Солнца точке своей орбиты, на расстоянии примерно в 400 миллионов километров от нашей звезды, то водяные пары в атмосфере Марса практически поднимаются на высоту не более 60 километров. Однако когда планета максимально сближается с родительским светилом, и расстояние до него составляет всего лишь 333 миллиона километров, вода может быть обнаружена на высоте до 90 километров над поверхностью.

Но не только смена сезонов влияет на скорость потери Марсом атмосферы в космос; пылевые бури тоже играют важную роль, нашли исследователи. Проанализировав данные наблюдений планеты за 8 лет, авторы работы пришли к выводу, что в эти годы, когда на планете происходили пылевые бури, вода поднималась выше в атмосфере планеты. В эти годы водяные пары доходили до отметки в 80 километров над поверхностью Марса.

Ученые нашли, что каждый один миллиард лет Марс теряет воду в количестве, эквивалентном «глобальному двухметровому слою воды», согласно сделанному заявлению.

Впрочем, эта работа не может полностью объяснить потерю Марсом в космос всей его воды на протяжении последних 4 миллиардов лет, отмечается в работе. Если принять наличие на Марсе в древности тех больших объемов воды, что могли бы сформировать речные долины и каналы, которыми изрезана вся современная поверхность планеты, то либо скорость потери этой воды в космос должна была иметь сверхвысокие значения, либо вода должна была просочиться вниз, под поверхность Марса, отмечают авторы в заключение.

Эти два исследования были опубликованы в журналах Journal of Geophysical Research: Planets и Icarus.
 
[Impact]Марсианский вертолёт прислал на Землю первую цветную фотографию, которую сделал на Красной планете[/Impact]
Марсианский вертолёт NASA «Изобретательность» (Ingenuity) сделал свою первую цветную фотографию вскоре после того, как его опустил на поверхность Красной планеты марсоход «Настойчивость» (Perseverance). Снимок имеет разрешение лишь 320 × 240 точек и не особо информативен.
00.jpg

«На картинке изображено дно кратера Езеро на Марсе и фрагменты двух колёс марсохода "Настойчивость"», — написали сотрудники NASA в описании опубликованной фотографии. Снимок был сделан 3 апреля 2021 года, когда винтокрылый аппарат на солнечной энергии всё ещё находился под ровером. Ожидается, что с помощью этой камеры будут получены несколько изображений в более высоком разрешением во время каждого испытательного полёта дрона.

Ровер «Настойчивость» размером с автомобиль приземлился внутри кратера Езеро диаметром 45 километров 18 февраля — тогда вертолёт ещё был прочно закреплён на днище в сложенном состоянии. После сброса кожуха марсоход развернул «Изобретательность», выгрузил на поверхность Марса и отъехал на небольшое расстояние, дав возможность марсианскому солнечному свету достичь панелей вертолёта, питаемого от солнечных батарей. До этого момента дрон питался от марсохода, а теперь должен получать энергию только от солнца — она требуется не только для полётов, но и для обогрева во время холодных марсианских ночёвок (температура опускается до –90 °C).

В течение следующих нескольких дней «Настойчивость» отъедет ещё дальше, в место под названием Ван Зил Оверлук (в честь старшего научного сотрудника Лаборатории реактивного движения Якоба ван Зила). Отсюда откроется хороший вид на выбранную взлётную площадку. Если все пойдёт по плану, вертолёт взлетит 11 апреля, совершив первый в истории винтовой полёт за пределами Земли.
01.jpg

Цель состоит в том, чтобы доказать, что подобный способ исследования осуществим на Марсе. Если «Изобретательность» будет хорошо работать, будущие миссии на Красную планету могут получить более совершенные вертолёты-разведчики для марсоходов или для людских миссий. «Изобретательность» не несёт на борту никаких научных инструментов. Но небольшой дрон будет захватывать изображения во время своих полётов, и эти фотографии обещают быть довольно высокого качества.

Шестиколёсный марсоход постарается задокументировать первый испытательный полёт «Изобретательности» с помощью своей системы камер высокого разрешения MastCam-Z. Возможно, «Настойчивость» даже запишет звуки полёта с помощью своих двух бортовых микрофонов. Однако в разряженной марсианской атмосфере звук затухает быстро, так что может быть ничего не слышно.

Полётная программа «Изобретательности» ограничена максимум одним месяцем, после чего «Настойчивость» займётся своими делами. Марсоход стоимостью $2,7 млрд будет искать признаки древней марсианской жизни на дне Езеро, где миллиарды лет назад была дельта реки и большое озеро. Ровер также соберёт и сохранит несколько десятков образцов грунта, которые планируется вернуть на Землю в рамках совместной кампанией NASA и ESA — возможно, уже в 2031 году.
 
[Impact]Вертолёту «Изобретательность» для первого полёта на Марсе потребовалось обновление прошивки[/Impact]
13.04.2021
Специалисты Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США (НАСА) продолжают работать над устранением проблемы, которая мешает осуществлению первого в истории полёта винтокрылого аппарата в марсианской атмосфере.
mars1.jpg

Речь идёт о небольшом вертолёте «Изобретательность» (Ingenuity). Он прибыл на Красную планету на борту ровера «Настойчивость» (Perseverance).

Первый полёт планировалось осуществить 11 апреля. Однако в ходе тестов была выявлена аномалия в работе бортовых систем, из-за чего запуск вертолёта пришлось отложить.

Как теперь сообщается, для решения проблемы требуется обновление программного обеспечения летательного аппарата. Специалисты НАСА сейчас работают над соответствующим апдейтом, который после тестирования будет загружен в память Ingenuity.
mars2.jpg

Вместе с тем отмечается, что вертолёт находится в рабочем состоянии. Его системы функционируют в штатном режиме, благодаря чему аппарат в состоянии переживать холодные марсианские ночи.

В ближайшее время на борт Ingenuity будет загружено новое программное обеспечение для управления полётом. После этого вертолёт, как ожидается, сможет совершить отрыв от поверхности Марса.
 
[Impact]Марсианский зонд InSight рискует погибнуть из-за суровой погоды на Красной планете[/Impact]
15.04.2021
Космический зонд InSight стоимостью $800 млн, совершивший посадку на марсианской равнине Элизий в 2018 году, последние несколько месяцев сражается за выживание, так как получаемой им солнечной энергии может оказаться недостаточно для того, чтобы его электроника смогла выдержать сверхнизкую температуру в марсианскую зиму.
6074d2302cc1ef0018da15a8.jpg

В отличие от других регионов Марса, куда были отправлены марсоходы и зонды NASA, мощные порывы ветра — редкие гости на равнине Элизий. Они приносят не только вред, но и пользу, очищая солнечные панели марсоходов и космических зондов от накапливающейся пыли. Из-за их отсутствия в этой местности на InSight скопился толстый слой пыли, и в феврале, в преддверии марсианской зимы, его солнечные панели работали лишь на 27 % своих возможностей, изо всех сил пытаясь поглощать солнечный свет.

Поэтому специалисты NASA начали постепенно отключать различные инструменты на посадочном модуле, постепенно переводя его в экстренный спящий режим. Вскоре у зонда будут отключены все функции, которые не понадобятся ему для выживания. Благодаря этому посадочный модуль будет иметь возможность сэкономить достаточно энергии, чтобы поддерживать свои системы в тепле в холодные марсианские зимние ночи при экстремально низкой температуре.
6074bb793e3fe7001882a3d6.jpg

InSight все ещё в рабочем состоянии, он даже использует свой роботизированный манипулятор, но потенциальный риск фатального сбоя питания существует постоянно. Если батареи посадочного модуля разрядятся, он может уже никогда не возобновить работу.

По словам главного исследователя миссии InSight Брюса Банердта (Bruce Banerdt), большая часть электроники довольно хрупкая, и есть вероятность, что что-то будет повреждено из-за холода. Он допустил, что именно это случилось с марсоходами Spirit и Opportunity. У обоих закончилась энергия, и их не удалось вновь запустить. Банердт выразил надежду, что с InSight этого не случится.
 
[Impact]Марсианский вертолёт успешно прошёл тест на вращение лопастей с высокой скоростью
[/Impact]17.04.2021
Команда NASA сообщила обнадёживающие новости: 16 апреля, в 154-ю годовщину со дня рождения авиаконструктора Уилбура Райта (Wilbur Wright), было получено сообщение о том, что марсианский вертолёт «Изобретательность» (Ingenuity) прошёл тест на вращение лопастей на высокой скорости. Это важная веха на пути к полёту — команда продолжает работать над проблемой с последовательностью команд, выявленной 9 апреля.
00.jpg

Команда Лаборатории реактивного движения NASA (JPL) написала: «Как мы прошли эту веху? Как и в любой инженерной задаче, существует множество подходов к решению. В данном случае команда работала над двумя потенциальными решениями параллельно. Подход, который привёл к сегодняшнему успешному тестированию вращения, потребует добавления нескольких команд к полётному заданию. Этот подход был тщательно протестирован как на Земле, так и на Марсе, и был выполнен без угрозы безопасности для вертолёта.

Второй подход требует незначительной модификации и переустановки программного обеспечения, управляющего полётом "Изобретательности". Замена прошивки — это простейшее решение выявленной проблемы. Но она займёт несколько больше времени, потому что требует модификации ПО, которое оставалось отработанным и неизменным в течение почти двух лет. Проверка и тестирование уже заняли несколько дней, а передача и загрузка этих новых файлов займёт ещё несколько».
01.jpg

Специалисты в ближайшее время рассмотрят оба варианта и примут решение после анализа, тестирования и проверки всех усилий — как в JPL, так и на Марсе. Учёные понимают, что общественность хочет узнать дату первого полёта, поэтому в ближайшее время команда её назовёт.
https://youtu.be/Z8lltSzjmMo
Ровер «Настойчивость» (Perseverance) размером с автомобиль приземлился внутри кратера Езеро диаметром 45 километров 18 февраля — тогда вертолёт массой 1,8 кг ещё был прочно закреплён на днище марсохода в сложенном состоянии. После сброса кожуха «Настойчивость» развернул «Изобретательность», довёл заряд батарей вертолёта до 100 %, выгрузил на поверхность Марса и отъехал на небольшое расстояние, дав возможность солнечному свету достичь вертолёта, питаемого от солнечных батарей.
02.jpg

До этого момента дрон питался от марсохода, а теперь получает энергию исключительно от Солнца — она требуется не только для полётов, но и для обогрева во время холодных марсианских ночёвок (температура опускается до –90 °C). Недавно NASA опубликовало первую фотографию с нижней служебной камеры вертолёта в низком разрешении, а после этого — автопортрет ровера на фоне «Изобретательности». Из-за проблемного теста винтов первый взлёт «Изобретательности», назначенный на 11 апреля, пришлось отложить.
 
[Impact]Первый полёт марсианского вертолёта Ingenuity запланирован на 19 апреля[/Impact]
18.04.2021
Стало известно о том, что переносившийся несколько раз первый полёт марсианского вертолёта «Изобретательность» (Ingenuity) состоится 19 апреля в 10:30 по московскому времени. Об этом пишет издание The Verge со ссылкой на данные Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) США.
182.jpg

Вертолёт Ingenuity массой 1,8 кг прибыл на Марс 18 февраля на борту марсохода «Настойчивость» (Perseverance). С тех пор его первый полёт откладывался неоднократно. На поверхность красной планеты дрон спустился 4 апреля и с тех пор специалисты NASA проводят предполётную подготовку.

После отделения от марсохода питание дрона обеспечивается исключительно за счёт солнечной энергии, которая необходима для поддержания работоспособности систем и обогрева во время холодных марсианских ночей, когда температура падает до –90 °С. Первоначально предполагалось, что вертолёт взлетит над поверхностью Красной планеты 11 апреля, однако в ходе подготовки к полёту была выявлена ошибка в программном обеспечении дрона. Инженеры Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA решили изменить и переустановить программное обеспечение на Ingenuity, для чего им потребовалось несколько дней.

Во время полёта Ingenuity поднимется примерно на три метра над поверхностью Марса, затем зависнет на месте на 30 секунд, после чего развернётся и осуществит посадку. Во время полёта камера, размещённая на нижней стороне дрона, будет делать 30 снимков марсианской поверхности в секунду. В это же время вторая камера будет смотреть на горизонт и делать снимки, пока Ingenuity находится в полёте. Кроме того, марсоход Perseverance занял оптимальную позицию для того, чтобы запечатлеть полёт дрона во всех деталях.

Трансляция полёта марсианского вертолёта Ingenuity будет доступна в режиме онлайн 19 апреля в 10:30 по московскому времени на сайте NASA, а также на YouTube-канале агентства и других платформах.
 
[Impact]Марсианский вертолёт взлетел над Красной планетой и успешно сел обратно — это первый винтокрылый полёт за пределами Земли[/Impact]
19.04.2021
Сегодня утром марсианский 1,8-кг вертолёт «Изобретательность» (Ingenuity) вошёл в историю, совершив первый полёт винтокрылой машины за пределами Земли. Команда Лаборатории реактивного движения NASA (JPL), как и планировалось, провела трансляцию, на которой в прямом эфире показала процесс приёма первых данных, подтверждающих успешный первый взлёт и благополучную посадку.
00.jpg

Вначале команда приняла телеметрические данные о взлёте, зависании на высоте чуть более 3 метров и последующей посадке. Следом пришла чёрно-белая фотография (в разрешении 640 × 480 точек), сделанная навигационной камерой дрона: на снимке видна поверхность Марса и тень самого вертолёта во время зависания, в углах можно заметить края посадочных опор. Эта камера используется автоматикой, чтобы отслеживать поверхность при полёте.
01.jpg

Наконец, после всего этого было показано своеобразное видео полёта: последовательность фотографий, полученных с помощью камер расположившегося в стороне и наблюдавшего за полётом марсохода «Настойчивость» (Perseverance). Вот, собственно, это «видео» (на отметке 40:56):
https://youtu.be/p1KolyCqICI
Возможно, вскоре NASA опубликует и другие данные, полученные во время этого первого в истории человечества винтокрылого управляемого полёта на другой планете.
05.jpg

Но этот тестовый взлёт — не конец истории для «Изобретательности». Теперь, когда аппарат доказал способность летать в разряженной атмосфере Марса (1 % от атмосферы Земли), должны состояться и другие, уже гораздо более сложные полёты.
03.jpg

Ровер «Настойчивость» (Perseverance) размером с автомобиль приземлился внутри кратера Езеро диаметром 45 километров 18 февраля — тогда вертолёт массой 1,8 кг ещё был прочно закреплён на днище марсохода в сложенном состоянии. После сброса кожуха «Настойчивость» развернул «Изобретательность», довёл заряд батарей вертолёта до 100 %, выгрузил на поверхность Марса и отъехал на небольшое расстояние, дав возможность солнечному свету достичь вертолёта, питаемого от солнечных батарей.
02.jpg


До этого момента дрон питался от марсохода, а теперь получает энергию исключительно от Солнца — она требуется не только для полётов, но и для обогрева во время холодных марсианских ночёвок (температура опускается до –90 °C). Недавно NASA опубликовало первую фотографию с нижней служебной камеры вертолёта в низком разрешении, а после этого — автопортрет ровера на фоне «Изобретательности». Из-за проблемного теста винтов первый взлёт «Изобретательности», назначенный на 11 апреля, пришлось отложить.
 
[Impact]NASA опубликовало видео первого полёта марсианского вертолёта[/Impact]
20.04.2021
В понедельник марсианский вертолёт NASA «Изобретательность» (Ingenuity) стал первым в истории винтокрылым аппаратом, совершившим управляемый полет на другой планете. После того, как команда Лаборатории реактивного движения NASA (JPL) подтвердила успех во время трансляции, были опубликованы подробности и первое полноценное видео.
00.jpg

Первое видео кратковременного взлёта и посадки «Изобретательности» было снято марсоходом «Настойчивость» (Perseverance) с расстояния в 64,3 метра. Разрешение видео — 720p, а частота кадров — лишь 6,7 в секунду. Тем не менее, оно позволяет увидеть процесс взлёта вертолёта, его зависание на высоте порядка 3 метров, разворот вокруг оси и посадку:
https://youtu.be/wMnOo2zcjXA
Кроме того, команда опубликовала вторую чёрно-белую фотографию (тоже в разрешении 640 × 480 точек), сделанную навигационной камерой дрона, но уже непосредственно перед посадкой. На нём хорошо видна поверхность Марса и тень вертолёта, а в углах также можно заметить края посадочных опор. Специалисты сделали любопытное наблюдение: даже на этой близкой фотографии поднятой вертолётом пыли почти не видно — она совершенно не мешает наблюдению. В марсианской атмосфере поднять пыль винтами сложнее. Напомним: эта камера используется автоматикой, чтобы отслеживать поверхность при полёте.
03.jpg

02.jpg

Вертолёт на солнечных батареях впервые поднялся в воздух в 19 апреля в 10:34 по московскому времени. Данные высотомера свидетельствуют, что «Изобретательность» достиг заданной для данной операции высоты в 3 метра и поддерживал стабильное зависание в течение 30 секунд. Затем аппарат снизился, коснувшись поверхности Марса: всего полёт продлился в общей сложности 39,1 секунды.
https://thumbs.gfycat.com/AlarmedZealousChafer-mobile.mp4
Демонстрация была автономной — всё пилотирование осуществлялась бортовыми системами наведения, навигации и управления, работающими по алгоритмам, разработанным командой JPL. Поскольку данные должны быть отправлены на Красную Планету и возвращены с неё с помощью орбитальных спутников, дроном невозможно управлять непосредственно, а полёт нельзя наблюдать с Земли в реальном времени.
01.jpg

NASA назвала импровизированный аэродром, первый за пределами Земли, с которого был произведён взлёт аппарата, Полем братьев Райт — в честь изобретателей из Дейтона. 117 лет назад Уилберу и Орвиллу Райтам (Wilbur, Orville Wright) удалось сконструировать самолёт и совершить первый в мире управляемый полёт человека на аппарате тяжелее воздуха с двигателем.
https://youtu.be/JM_2hmdRnfQ
1,8-кг «Изобретательность» с размахом лопастей 1,2 м — чисто технологическая демонстрация и не содержит никаких научных приборов на борту. Он был призван доказать возможность будущих исследований Марса подобными винтовыми летательными аппаратами. Полет был сложной задачей. Красная планета имеет значительно меньшую гравитацию (треть земной) и чрезвычайно слабую атмосферу (1 % у поверхности по сравнению с нашей планетой). Это означает, в воздухе мало молекул, с которыми лопасти двух соосных несущих винтов Ingenuity могут взаимодействовать для осуществления полёта. Любопытно, что вертолёт содержит не только уникальные компоненты, но и применяемые широко детали — многие из индустрии смартфонов. Некоторые были впервые испытаны в дальнем космосе в рамках этой миссии.
04.jpg

В ближайшие дни команда JPL получит и проанализирует все данные и снимки с испытательного полёта и сформулирует план второго экспериментального тестового полёта, который состоится не ранее 22 апреля. Если вертолёт выдержит второе лётное испытание, команда решит, как наилучшим образом расширить полётное здание.
05.jpg

Ровер «Настойчивость» (Perseverance) размером с автомобиль приземлился внутри кратера Езеро диаметром 45 километров 18 февраля — тогда вертолёт массой 1,8 кг ещё был прочно закреплён на днище марсохода в сложенном состоянии. После сброса кожуха «Настойчивость» развернул «Изобретательность», довёл заряд батарей вертолёта до 100 %, выгрузил на поверхность Марса и отъехал на небольшое расстояние, дав возможность солнечному свету достичь вертолёта, питаемого от солнечных батарей. До этого момента дрон питался от марсохода, а теперь получает энергию исключительно от Солнца — она требуется не только для полётов, но и для обогрева во время холодных марсианских ночёвок (температура опускается до –90 °C). Недавно NASA опубликовало первую фотографию с нижней служебной камеры вертолёта в низком разрешении, а после этого — автопортрет ровера на фоне «Изобретательности». Из-за проблемного теста винтов первый взлёт «Изобретательности», назначенный на 11 апреля, пришлось отложить.
https://youtu.be/ia6S1jZmwWc
 
Назад
Сверху