Что нового?
Пикник ТВ

This is a sample guest message. Register a free account today to become a member! Once signed in, you'll be able to participate on this site by adding your own topics and posts, as well as connect with other members through your own private inbox!

ГЛОНАСС - спутниковая навигация

[Impact]Очередной спутник “Глонасс-М” планируется запустить 28 февраля с Плесецка[/Impact]

29/01/2020

Космический аппарат “Глонасс-М“, запуск которого запланирован на 28 февраля, доставлен на космодром Плесецк (Архангельская область). Об этом говорится в сообщении, размещенном в среду на сайте компании “Информационные спутниковые системы” (ИСС) им. академика М. Ф. Решетнева” (производитель спутников “Глонасс”).

“Доставленный на космодром Плесецк спутник “Глонасс-М” помещен в монтажно-испытательный корпус, где с ним начинаются работы по подготовке к запуску. В ближайшее время специалисты компании ИСС и космодрома проведут проверки космического аппарата, установят на его корпус крылья солнечной батареи и состыкуют с устройством отделения, посредством которого спутник соединяется с разгонным блоком. Космический аппарат системы ГЛОНАСС планируется вывести на орбиту 28 февраля”, – сообщили на предприятии.

Сейчас в наземном резерве у ИСС остается один спутник серии “Глонасс-М”, изготовленный около пяти лет назад. “Для дальнейшего обновления орбитальной группировки ГЛОНАСС на предприятии идет работа по созданию навигационных аппаратов нового поколения – “Глонасс-К” и “Глонасс-К2”, – отмечается в сообщении.

Предыдущий аппарат “Глонасс-М” был запущен с Плесецка на ракете-носителе “Союз-2.1б” 11 декабря 2019 года и в этот же день выведен на орбиту с помощью разгонного блока “Фрегат“. Спутник был введен в состав орбитальной группировки 3 января 2020 года.

В настоящее время в составе орбитальной группировки 28 аппаратов “Глонасс”, из них 23 спутника используются по целевому назначению, три временно выведены на техобслуживание, один в орбитальном резерве и один на этапе летных испытаний.
 
[Impact]Очередной навигационный спутник «Глонасс-М» запустят 28 февраля[/Impact]
29.01.2020
Стало известно, что следующий навигационный спутник «Глонасс-М» будет запущен в космос 28 февраля 2020 года. Соответствующая информация была опубликована на веб-сайте компании «Информационные спутниковые системы им. М.Ф. Решетнёва», входящей в состав государственной корпорации «Роскосмос».

В сообщении говорится о том, что в настоящее время навигационный космический аппарат «Глонасс-М» уже был доставлен на космодром Плесецк. Его поместили в монтажно-испытательный корпус для проведения необходимых мероприятий по подготовке спутника к отправке в космическое пространство. Инженеры компании-производителя вместе с коллегами, работающими на космодроме, осуществят проведение всех необходимых проверок спутника «Глонсс-М», разместят на корпусе крылья солнечной батареи и устройство отделения, которое будет использоваться для соединения космического аппарата с разгонным блоком.

«Космический аппарат системы ГЛОНАСС планируется вывести на орбиту 28 февраля», — говорится в сообщении на сайте компании «Информационные спутниковые системы им. М.Ф. Решетнёва», которая является производителем аппаратов «Глонасс-М».

Стоит отметить, что на данный момент в наземном резерве производителя хранится один космический аппарат «Глонасс-М», который был создан в соответствии с контрактными поставками примерно 5 лет назад. В настоящее время предприятие работает над созданием аппаратов «Глонасс-К» и «Глонасс-К2», которые планируется использовать для обновления орбитальной группировки отечественной навигационной системы ГЛОНАСС. Сейчас орбитальная группировка ГЛОНАСС насчитывает 28 спутников типа «Глонасс-М» и «Глонасс-К», 23 из которых работают по целевому назначению, а один является частью орбитального резерва. Три космических аппарата проходят техническое обслуживание, а ещё один спутник находится на этапе лётных испытаний.

Источник: Информационные спутниковые системы
 
[Impact]НКА «Глонасс-М» №723 используется по целевому назначению[/Impact]
13 Февраля 2020
По данным центра управления системой ГЛОНАСС навигационный космический аппарат «Глонасс-М» №723 (10 рабочая точка) используется по целевому назначению после проведения планового технического обслуживания.
В настоящее время в составе ОГ ГЛОНАСС находится 28 КА, из них 23 КА используются по целевому назначению, 3 КА - временно выведены на техобслуживание, 1 КА - орбитальный резерв, 1 КА - на этапе летных испытаний.
 
[Impact]Точность ГЛОНАСС повысят, учтя аномалии гравитационного поля Земли[/Impact]

Новая Федеральная целевая программа ГЛОНАСС на 2021-2030 годы будет предусматривать повышение точности российской спутниковой навигационной системы благодаря ее интеграции с новыми технологиями – навигацией на базе аномалий гравитационного поля и магнитных аномалий, заявил в интервью РИА Новости директор Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ, входит в Росстандарт) Сергей Донченко.

“В новой программе предусмотрено проведение соответствующих исследований по интеграции с навигацией на базе аномалий гравитационного поля, на магнитных аномалиях”, – сказал он.

“Основные задачи, которые ставятся, это повышение точности до метра в абсолютном режиме, то есть без использования функциональных дополнений, а также создание так называемой “бесшовной навигации”, когда в приборе задействованы все виды навигации и они функционируют при изменении условий незаметно для потребителя. То есть, появляются возможности определять местоположение вне зоны видимости спутников – в туннелях, в городской застройке. Для этого спутниковую навигацию необходимо интегрировать с другими способами навигации”, – добавил Донченко.

Ранее сообщалось, что ФЦП ГЛОНАСС войдет в состав единой космической программы России на 2021-2030 годы, которая будет внесена на утверждение правительства в этом году. В настоящее время действует ФЦП ГЛОНАСС на 2011-2020 годы.
 
[Impact]ГЛОНАСС позволит определять местоположение с точностью до метра[/Impact]
18.02.2020
Федеральной целевой программой ГЛОНАСС на 2021–2030 годы предусмотрено существенное повышение точности навигации. Об этом сообщает «РИА Новости», ссылаясь на заявления директора Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ) Сергея Донченко.
Посмотреть вложение 1
В настоящее время отечественная навигационная система позволяет определять местоположение с точностью примерно до девяти метров (без применения средств повышения точности). В дальнейшем этот показатель планируется улучшить в несколько раз.

«Основные задачи, которые ставятся, это повышение точности до метра в абсолютном режиме, то есть без использования функциональных дополнений, а также создание так называемой "бесшовной навигации", когда в приборе задействованы все виды навигации и они функционируют при изменении условий незаметно для потребителя», — рассказал господин Донченко.

Повысить точность планируется, в частности, за счёт интеграции ГЛОНАСС с навигацией на базе аномалий гравитационного поля и магнитных аномалий. Кроме того, поднять точность помогут новые спутники, вывод которых на орбиту планируется в следующем десятилетии.

Что касается бесшовной навигации, то данная система позволит определять местоположение вне зоны видимости спутников — скажем, в тоннелях и внутри зданий. Для этого будут задействованы альтернативные методы вычисления координат.
 
[Impact]Источник сообщил дату запуска следующего спутника “Глонасс”[/Impact]

23/02/2020
Запуск очередного навигационного спутника “Глонасс-М” с космодрома “Плесецк” планируется на 16 марта, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.

В январе компания “Информационные спутниковые системы имени Решетнева” сообщила, что старт состоится 28 февраля.

Позже другой источник РИА Новости в отрасли рассказал, что из-за переноса запуска военного спутника связи “Меридиан-М” с 24 января на 20 февраля отправка “Глонасса-М” в космос сдвинута примерно на 15 марта.

“Пуск ракеты-носителя “Союз-2.1б” с разгонным блоком “Фрегат” и спутником “Глонасс-М” намечается на 16 марта”, – сказал собеседник агентства.

В “Роскосмосе” РИА Новости не стали комментировать эту информацию.

В декабре 2019 года еще один источник РИА Новости в отрасли сообщил, что “Глонассу-М” предстоит заменить аналогичный аппарат с системным номером 735, который был запущен в 2010 году, но отказал в ноябре 2019 года, переработав расчетный срок службы в семь лет.

Сейчас орбитальная группировка российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС включает 28 космических аппаратов (26 “Глонасс-М” и два “Глонасс-К”), из которых 23 работают по целевому назначению, один находится в орбитальном резерве, один – на этапе летных испытаний, еще три – на техническом обслуживании. Для глобального покрытия Земли навигационными сигналами системы нужны 24 работающих спутника.
 
[Impact]Спутник «Глонасс-М» выведен на орбиту[/Impact]

Стартовавшая 16 марта с космодрома Плесецк ракета-носитель «Союз-2.1б» в установленное время успешно вывела орбиту российский навигационный космический аппарат «Глонасс-М» (производства ИСС имени академика М.Ф. Решетнёва, входит в Госкорпорацию «Роскосмос»). Он выведен на целевую орбиту и принят на управление наземными средствами Главного испытательного космического центра имени Г.С. Титова Космических войск ВКС.

Старт ракеты-носителя «Союз-2.1б» и выведение космического аппарата «Глонасс-М» на орбиту разгонным блоком «Фрегат» (производства НПО Лавочкина, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») прошли в штатном режиме. С космическим аппаратом «Глонасс-М» установлена и поддерживается устойчивая телеметрическая связь. Бортовые системы космического аппарата функционируют в штатном режиме.
 
[Impact]Запуск навигационного спутника «Глонасс-К» откладывается[/Impact]

Вывод третьего навигационного спутника «Глонасс-К» на орбиту переносится с конца весны на лето. рассказал осведомлённый источник в ракетно-космической отрасли.«Глонасс-К» — это российские навигационные спутники третьего поколения (первое поколение — «Глонасс», второе — «Глонасс-М»). Главное их отличие от аппаратов предыдущего поколения заключается в том, что, помимо навигационных сигналов с частотным разделением в диапазонах L1 и L2, они излучают гражданский навигационный сигнал с кодовым разделением в диапазоне L3. За счёт этого повышается точность навигации.

Спутники «Глонасс-К» запускаются с космодрома Плесецк ракетой-носителем «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат». Первый аппарат семейства был выведен на орбиту ещё в 2011 году, второй — в 2014-м.

Третий спутник «Глонасс-К» планировалось запустить в мае. Однако теперь говорится о задержке. «Планы изменились: доставка спутника "Глонасс-К" на космодром намечается в середине мая, запуск — на 27 июня», — рассказали осведомлённые лица.

Таким образом, задержка составит как минимум месяц. С чем именно это связано, не уточняется. Но, возможно, причина заключается в распространении нового коронавируса.

Сейчас в состав системы ГЛОНАСС входят 27 космических аппаратов. Из них 24 используются по целевому назначению. По одному находятся на этапе ввода в систему, на этапе лётных испытаний и в орбитальном резерве.
 

Google собирает геолокации своих пользователей, чтобы помочь местным органам власти понять, как изменилось передвижения граждан после введения карантина. В рамках проекта COVID-19 Community Mobility Reports корпорация сопоставляет графики популярности публичных мест. Отчет содержит данные из шести категорий: заведения общепита и развлечений (магазины, ТРЦ, музеи, библиотеки, кинотеатры, рестораны, кафе); продуктовые магазины и аптеки; парки и зоны рекреации (пляжи, причалы, площади), остановки общественного транспорта, места работы, жилые дома.

«В Google Maps мы используем агрегированную анонимную информацию, которая показывает, насколько занята та или иная локация. Таким образом мы поможем определить, какие из местных бизнесов переживают самый большой наплыв людей. Местные ведомства по охране здоровья сообщают, что такие данные помогут им принимать важные решения по борьбе с COVID-19», - говорится в блоге Google.

Сейчас COVID-19 Community Mobility Reports предоставляет отчеты по передвижениям в 131 стране. К сожалению, в перечень пока не входит Украина. Доступ к отчетам имеет каждый пользователь - их можно как посмотреть онлайн, так и скачать.
 
[Impact]Спутник "Глонасс-М" № 731 временно выведен из группировки[/Impact]
Он был запущен 2 марта 2010 года

МОСКВА, 2 июня. /ТАСС/. Российский спутник связи "Глонасс-М" № 731 (22-я точка) временно выведен из группировки. Об этом сообщается во вторник на сайте информационно-аналитического центра координатно-временного и навигационного обеспечения системы ГЛОНАСС.

"Временно выведен", - написано в строке состояния аппарата.

Выведенный на техобслуживание "Глонасс-М" был запущен 2 марта 2010 года. 28 августа 2010 года его ввели в систему.

Сейчас в орбитальную группировку входит 27 спутников, 23 из них используется по целевому назначению, один находится на этапе летных испытаний, еще два - в резерве. Для гарантированного глобального покрытия необходимо иметь 24 работающих спутника.
 
[Impact]Источник сообщил о новом переносе запуска спутника "Глонасс-К"[/Impact]
Запуск с космодрома Плесецк навигационного спутника нового поколения "Глонасс-К" отложен на конец июля с возможностью дальнейшего переноса из-за задержек в производстве, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космический отрасли.

В мае другой источник агентства в отрасли рассказал об отсрочке старта "Глонасса-К" с конца июня на середину июля. До этого запуск намечался на май, еще раньше - на март.

"Старт отложен на конец июля, предварительно на 29-е число, но не исключен дальнейший перенос запуска из-за задержек в производстве спутника", - сказал собеседник агентства.

Он добавил, что доставка аппарата на космодром пока намечается в конце июня.
 
[Impact]Один из спутников «Глонасс-М» вышел из строя[/Impact]
18.06.2020
По данным информационно-аналитического центра координатно-временного и навигационного обеспечения ЦНИИмаш, спутник «Глонасс-М» с номером 731 выведен на техническое обслуживание. Как сообщает «РИА Новости», аппарат вышел из строя.
Посмотреть вложение 1
Названный спутник был запущен в марте 2010 года. Расчётный срок службы составлял семь лет, но аппарат смог проработать на три года больше.

«На спутнике вышли из строя бортовые стандарты частоты, что делает невозможным его дальнейшую работу по целевому назначению», — сообщает «РИА Новости», ссылаясь на осведомлённый источник в ракетно-космической отрасли.

На сегодняшний день в состав системы ГЛОНАСС входят 27 космических аппаратов. Из них по целевому назначению используются 23 спутника. Два аппарата находятся в орбитальном резерве, по одному — на этапе лётных испытаний и техническом обслуживании.

Нужно отметить, что для повсеместного покрытия нашей планеты сигналами российской навигационной системы требуются 24 космических аппарата. Таким образом, сейчас ГЛОНАСС в некоторых регионах может функционировать с перебоями.
 
[Impact]Источник: вышедший из строя спутник "Глонасс-М" заменят на резервный[/Impact]
Навигационный спутник "Глонасс-М", проработавший десять лет вместо семи положенных, планируется заменить на резервный аппарат, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.

Согласно данным информационно-аналитического центра координатно-временного и навигационного обеспечения ЦНИИмаш, спутник "Глонасс-М" с системным номером 731, запущенный в марте 2010 года с расчётным сроком службы в семь лет, был выведен на техническое обслуживание в июне 2020 года.

"На спутнике вышли из строя бортовые стандарты частоты, что делает невозможным его дальнейшую работу по целевому назначению", - сказал собеседник агентства.

По его словам, спутник планируется заменить аналогичным аппаратом с системным номером 735, который находится в орбитальном резерве.

"Аппарат 735 был запущен вместе с 731-м, но в отличие от него ещё может работать по целевому назначению", - пояснил собеседник агентства.
 

«Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») заключила контракт с Федеральным университетом Пары́ (UFPA) и Фондом поддержки и развития исследований (FADESP) на размещение беззапросной измерительной станции (БИС) «СМ-ГЛОНАСС» в г. Беле́н, шт. Пара́, Федеративная Республика Бразилия.

Это шестая по счёту БИС в составе зарубежного сегмента сети измерительных станций ГЛОНАСС, создаваемой НПК «СПП» в рамках ОКР «Сигал».

БИС «СМ-ГЛОНАСС» — радиотехническая станция, предназначенная для непрерывного слежения за открытыми сигналами систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo, COMPASS, QZSS, приёма навигационных кадров и контроля параметров достоверности открытых навигационных сигналов спутников ГНСС, а также для проведения измерений псевдодальности по фазе кода и фазе несущей частоты для всех излучаемых сигналов ГНСС с частотой не менее 1 Гц.
 
[Impact]Источник: запуск спутника “Глонасс” нового поколения с Плесецка отложили[/Impact]
6:59 15/08/2020
Запуск с космодрома Плесецк навигационного спутника нового поколения “Глонасс-К”, который регулярно переносится с марта, отложен на октябрь, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.

В начале августа другой источник агентства в отрасли рассказал, что старт перенесен на конец августа – начало сентября.

“Запуск спутника “Глонасс-К” отложен на октябрь, предварительно – на 17-е число. Никаких технических препятствий для него нет”, – сказал собеседник агентства.

Таким образом, по его словам, этот старт состоится после запуска с Плесецка трех спутников связи “Гонец-М”, намеченного на 24 или 29 сентября. Запуски спутника “Глонасс-К” и трех аппаратов “Гонец-М” планируется осуществить с помощью ракет-носителей “Союз-2.1б” с разгонными блоками “Фрегат”.

Первый спутник “Глонасс-К” был запущен в космос в феврале 2011 года и в настоящее время проходит летные испытания. Второй “Глонасс-К” был выведен на орбиту в декабре 2014 года и с февраля 2016 года работает по целевому назначению. В феврале представитель предприятия “Информационные спутниковые системы имени Решетнева” Роман Фаткулин заявил, что в 2020-2022 годах будет выведено девять “Глонассов-К”.

Спутники нового поколения “Глонасс-К” и “Глонасс-К2” отличаются от аппарата предыдущего поколения “Глонасс-М” большим количеством излучаемых навигационных сигналов (пять сигналов у “Глонасс-М”, семь и девять – у “Глонасс-К” и “Глонасс-К2”) и большим сроком службы (семь лет у “Глонасс-М”, 10 лет – у “Глонасс-К” и “Глонасс-К2”).

Сейчас орбитальная группировка российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС включает 27 космических аппаратов (25 “Глонассов-М” и два “Глонасса-К”), из которых 23 работают по целевому назначению, один находится на летных испытаниях, один – на техническом обслуживании и два – в резерве. Для глобального покрытия Земли навигационными сигналами системы нужны 24 работающих спутника.
 
[bluee]Запуск навигационного спутника “Глонасс-К2” перенесли на 2021 год[/bluee]
Российский навигационный спутник нового поколения “Глонасс-К2” будет запущен в 2021 году, а не в 2020 году, как планировалось ранее, в связи с необходимостью доработки бортовой аппаратуры. Об этом сообщил в интервью ТАСС генеральный директор АО “Информационные спутниковые системы” им. М. Ф. Решетнева (ИСС, предприятие-изготовитель спутников “Глонасс”) Николай Тестоедов.

“Глонасс-К2” будет запущен в следующем году. Это опытно-конструкторская работа (ОКР) крайне сложная и ряд бортовой аппаратуры в ходе наземной экспериментальной отработки потребовал доработки. Поэтому мы сдвигаем на следующий год запуск “Глонасса-К2”, – сказал Тестоедов.

Он отметил, что перенос запуска никак не отразится на состоянии российской орбитальной группировки.

По словам гендиректора ИСС, сейчас космический аппарат проходит испытания на предприятии. “Это очень многофункциональный аппарат, на котором больше десятка систем. Два прибора спутника потребовали модернизации и отправлены на доработку в кооперацию. Испытания этих систем приостановлены”, – уточнил Тестоедов.

Ранее заместитель генерального конструктора ИСС Владимир Халиманович сообщал, что спутник “Глонасс-К2” планируется запустить на орбиту в начале 2020 года. Это должен был быть запуск тестового аппарата.

Другой представитель ИСС Роман Фаткулин ранее сообщал, что предприятие планирует запустить девять навигационных спутников “Глонасс-К” до 2022 года. Он уточнил, что запуски аппаратов “Глонасс-К” и “Глонасс-К2” будут осуществляться по одиночной схеме выведения с помощью ракет-носителей “Союз-2.1в” с разгонными блоками “Фрегат” с космодрома Плесецк. Спутники должны выводиться на целевую круговую орбиту высотой 19140 км. Фаткулин также сообщал, что с 2023 года поддержание орбитальной группировки планируется за счет космических аппаратов нового поколения “Глонасс-К2”. Речь идет о серийных аппаратах этого типа.

“Глонасс-К2” – серия космических аппаратов российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. “Глонасс-К2” должен стать развитием спутников серии “Глонасс-К”, он будет передавать девять навигационных сигналов, масса аппарата составит около 1800 кг.
 
[bluee]Ростех и ГЛОНАСС оценивают безопасность российских дорог с помощью ИИ[/bluee]
Пока система оценки безопасности российских автотрасс работает в тестовом режиме, но уже показала первые результаты
Компания «Глонасс-БДД», совместное предприятие Ростеха и АО «ГЛОНАСС», объявила о создании информационной системы для анализа и предупреждения ДТП на дорогах страны. На первом этапе тестирования новая технология на основе искусственного интеллекта изучила российские дороги и оценила их безопасность.

В рамках исследования искусственный интеллект проанализировал 3 тысячи километров российский дорог и сформировал рейтинг их безопасности по пятибалльной шкале. Половина из этих дорог получили высшую оценку — пять звезд, а 6% дорог присвоили всего одну звезду — они были объявлены потенциально опасными. В ближайшем будущем Ростех и ГЛОНАСС планируют увеличить протяженность изучаемых участков дорог в три раза.

Цифровая система с применением нейронных сетей и машинного обучения на основе снимков, сделанных обычными автомобильными регистраторами, создаёт «цифрового двойника» дороги. При этом она учитывает абсолютно все — от ширины и количества полос до дорожных знаков, световых опор, светофоров и разметки. Затем система рассчитывает коэффициент безопасности трассы на основе российских и международных норм. Каждому изученному отрезку дороги система с ИИ присваивает от одной до пяти звезд. Интересно, что полный анализ одной тысячи километров дорог с помощью уникальной системы занимает всего семь дней.

Тестирование системы происходит совместно с региональными властями. Так, в рамках пилотного проекта в Оренбургской области, который завершился в августе, была оцифрована трасса Каменноозёрное-Медногорск, оценена безопасность дороги и даны рекомендации по её повышению.

Разработчики проекта отмечают, что его главная задача — это повышение безопасности движения при помощи объективного анализа состояния дорог. Системой уже заинтересовались власти в регионах и муниципальные службы. Они смогут с её помощью проводить аудит дорог в регионах и повышать безопасность.

Также «Глонасс-БДД» хочет предоставить доступ к цифровым картам и российским водителям. Правда, пройдёт это только через пару лет.
 
[bluee]Стала известна точность российского ГЛОНАСС[/bluee]


Российская глобальная навигационная спутниковая система может допускать заметные неточности.

На данный момент ГЛОНАСС ухудшает сигнал с космического аппарата минимум в два раза, поэтому реальная точность системы на открытых пространствах составляет около 2,5 метров, а на территории крупных городов может достигать — 5-10 метров. Об этом сообщают «Ведомости».

При этом сейчас пользователь не может знать точно получает ли он координаты от ГЛОНАСС в отдельности или GPS, Galileo, а также китайской Beidou.

Сегодня на околоземной орбите находятся 27 спутников ГЛОНАСС.
 
[bluee]Установлена настоящая точность российского ГЛОНАСС[/bluee]
Истинная точность российской системы глобального спутникового позиционирования ГЛОНАСС составляет 1.2 метра без учета атмосферных искажений. То есть, как пишет издание "Ведомости", ГЛОНАСС уступает по точности как европейской системе Galileo (0.5 метра), так и американской GPS (0.7 метра).



Атмосферные искажения ухудшают точность навигационной системы ГЛОНАСС примерно в два раза, поэтому реальная погрешность российского спутникового решения в чистом поле под открытым небом — около двух с половиной метров. В городских условиях точность еще ниже — погрешность ГЛОНАСС может достигать и пяти, и десяти метров.



Как отметили эксперты "Ведомостей", у обычных пользователей нет возможности получить сведения о реальной точности ГЛОНАСС, так как координаты выдаются компьютером, который не сообщает пользователю, какую конкретно систему глобального позиционирования (ГЛОНАСС, Galileo или GPS) он использовал для определения местоположения. Кроме европейской и американской систем, напомним, существует еще китайская Beidou.



Сейчас на орбите Земли есть 27 космических аппаратов ГЛОНАСС. Из них в эксплуатации по целевому назначению находятся 23, тогда как по плану, для охвата всей планеты нужно как минимум 24 сателлита. Ранее глава "Информационных спутниковых систем" (производитель аппаратов ГЛОНАСС) Николай Тестоедов заявил, что спутники российской системы позиционирования состоят из комплектующих зарубежного производства примерно на 40 процентов.
 
[bluee]Сергей Карутин: новый сегмент ГЛОНАСС повысит точность навигации в Восточном полушарии[/bluee]
В октябре с космодрома Плесецк запланирован запуск навигационного спутника "Глонасс-К". Аппарат уже доставлен на космодром, с ним ведутся работы по подготовке к пуску. Это будет третий спутник этой серии в орбитальной группировке. О создании высокоорбитального космического комплекса ГЛОНАСС, повышении точности навигации и увеличении электронно-компонентной базы в соответствующих аппаратах в интервью ТАСС рассказал генконструктор ГЛОНАСС Сергей Карутин.

— Какие основные задачи выполняет ГЛОНАСС?

— В 2020 году завершается очередное десятилетие развития отечественной глобальной навигационной спутниковой системы — ГЛОНАСС. Начавшееся в 2006 году восстановление группировки дает видимые результаты, сегодня нашу повседневную жизнь сложно представить без сплошного искусственного радионавигационного поля, которое орбитальная группировка ГЛОНАСС предоставляет потребителям в глобальном масштабе с 2011 года.

Сегодня сигналы ГЛОНАСС используются для спасения жизней при дорожно-транспортных происшествиях, мониторинге и диспетчеризации воздушного, наземного и водного транспорта, синхронизации сетей подвижной сотовой связи и элементов энергосистемы страны, управления дорожной и сельскохозяйственной техникой и многих других.

Восстановление орбитальной группировки в 2011 году обеспечило полную навигационную независимость Российской Федерации. Несмотря на то что ГЛОНАСС предоставляет потребителям четыре типа навигационных услуг, всех интересует именно базовая. Это вполне объяснимо — она используется всеми потребителями, поэтому хочется рассказать о перспективах именно ее развития.

— В каком составе сейчас работает группировка ГЛОНАСС?

— Базовая навигационная услуга предоставляется посредством орбитальной группировки из 24 космических аппаратов (КА) в трех орбитальных плоскостях на средних круговых орбитах. Равномерное распределение КА по плоскостям обеспечивает глобальное мгновенное и всепогодное определение местоположения, параметров вектора скорости и ускорения потребителей, а также их временную синхронизацию.

Основу группировки составляют аппараты второго поколения — спутники "Глонасс-М", разработанные в 2003 году. Они демонстрируют фантастическую работоспособность, уже 14 космических аппаратов работают дольше гарантийного срока активного существования, четыре спутника в этом году празднуют 13-летнюю годовщину на орбите. Это превзошло все ожидания, ведь они не просто оказывают услугу, они успешно эксплуатируются расчетами Воздушно-космических сил Российской Федерации, которые обеспечивают постоянное повышение точности базовой услуги.

— Насколько улучшилась точность навигации?

— В 2014 году погрешность навигации за счет аппаратов составляла 1,4 м, но работа по повышению точности не останавливается ни на один день. 30 января этого года данные спутники обеспечили снижение погрешности до 0,9 м, а в течение недели погрешность не превышала 1,15 м.

Более того, запущенный 16 марта предпоследний спутник "Глонасс-М" показал точность предоставления базовой услуги 0,38 м на суточном интервале, его лучший недельный результат — 0,63 м

Необходимо отметить, что именно создание спутников "Глонасс-М" позволило потребителям во всем мире впервые получить навигационную услугу в двух диапазонах частот, что необходимо для снижения влияния ионосферы на точность навигации. Прием сигналов в двух диапазонах позволяет осуществлять навигацию в условиях возмущения этого слоя атмосферы во время магнитных бурь, вызванных солнечной активностью. Возмущения ионосферы приводят к увеличению погрешности навигации и временной синхронизации в несколько раз.

— В октябре планируется запуск спутника "Глонасс-К", чем он отличается от предыдущего поколения?

— На космодроме Плесецк готовится к запуску аппарат третьего поколения "Глонасс-К", он предоставит потребителям еще больше возможностей — новый сигнал в третьем частотном диапазоне. Новый сигнал — точнее и информативнее. Поэтому поэтапное обновление орбитальной группировки позволит гарантированно повысить качество базовой навигационной услуги.

— А выполняемые задачи чем-то отличаются?

— Первые космические аппараты данного поколения были запущены в 2011 и 2014 годах и позволили нам отработать технологии создания навигационных спутников в негерметичном исполнении, когда бортовая аппаратура находится вне гермоконтейнера космического аппарата. Подобное решение позволило более чем в полтора раза снизить массу спутника. Этот резерв обеспечил расширение функциональных возможностей космического аппарата.

Теперь аппараты "Глонасс" несут важную и благородную миссию бортового ретранслятора системы КОСПАС-SARSAT — поиска и спасания терпящих бедствие морских и воздушных судов.

С 1982 года система спасла уже более 50 тыс. жизней, и что интересно: практически сразу после запуска в ходе летных испытаний спутником был принят сигнал бедствия от потерпевшего крушение вертолета, и все пассажиры были спасены

— В 2021 году планируется первый запуск спутника "Глонасс-К2". Повысит ли он точность навигации?

— Опыт, полученный при создании аппаратов третьего поколения ("Глонасс-К"), позволил разработать космический аппарат четвертого поколения "Глонасс-К2". Это уникальный космический аппарат — он предоставит гражданским потребителям пять навигационных сигналов, точность навигационного обеспечения за счет этого спутника будет менее 0,3 м, срок активного существования — не менее десяти лет.

— Как продвигается работа по импортозамещению комплектующих спутников?

— Невозможно пройти мимо вопроса обеспечения импортонезависимости, переход на использование отечественной электронной компонентной базы (ЭКБ) открыл нам возможность определять ее функционал, и огромную помощь нам оказывает в этой работе Минпромторг России. За прошедшие шесть лет в изготавливаемой сейчас бортовой аппаратуре доля ЭКБ отечественного производства уже достигла величины более 95%.

— Ранее генеральный директор компании "Информационные спутниковые системы им. М.Ф. Решетнёва" (входит в госкорпорацию "Роскосмос") Николай Тестоедов анонсировал создание нового сегмента спутниковой системы ГЛОНАСС. Когда ожидается первый запуск по программе?

— Наш традиционный фокус на потребителя сохраняется, проведенные исследования показывают растущие потребности в навигационных услугах в сложных условиях, при которых КА виден под углами более 25° над линией горизонта. Для удовлетворения потребностей потребителей в качественных услугах с помощью новых кодовых сигналов в 2021 году начнется создание высокоорбитального космического комплекса (ВКК) ГЛОНАСС. С запуском первого спутника в 2025 году и полным развертыванием группировки из шести космических аппаратов в трех плоскостях к концу 2027 года будет на 25% повышена точность навигации в Восточном полушарии.

В качестве основы для построения высокоорбитального космического комплекса будет использоваться прекрасно зарекомендовавшая себя платформа спутника "Глонасс-К", о которой уже подробно сказано выше.

— Существует какой-то контроль качества оказываемых навигационных услуг?

— Мы уделяем большое внимание контролю качества навигационных услуг ГЛОНАСС, и для решения данной задачи создана система контроля и подтверждения характеристик системы. Она включает сеть станций мониторинга сигналов ГЛОНАСС за рубежом, а также специализированные радиотелескопы, способные проводить анализ структуры и мощности радиосигналов у поверхности Земли. Результаты этого объективного мониторинга подтверждают правильность выбранных технических решений.

— Наблюдались ранее попытки создать помехи для работы российской навигационной системы?

— Важным вопросом является защита навигационных диапазонов частот от несанкционированных помеховых воздействий, и контроль за электромагнитной обстановкой в них стал для нас приоритетнейшей задачей, которую в первую очередь предстоит решать в нормативном поле.

В ближайшие годы запланирована большая работа по созданию комплексной системы нормативно-правового регулирования в сфере навигационной деятельности, выпуск целого ряда ключевых документов, гарантирующего потребителям требуемый уровень качества услуг со стороны операторов системы.

— В прошлом году был разработан Стандарт эксплуатационных характеристик ГЛОНАСС. Зачем он нужен?

— Этот основополагающий документ устанавливает значения достигнутых навигационных характеристик ГЛОНАСС с существенным гарантированным запасом, которые в сочетании с условиями приема сигналов и априорными оценками характеристик аппаратуры потребителя могут позволить потребителю оценить для себя конечные характеристики при решении конкретной задачи.

Стандарт является основой для проведения сертификации услуг ГЛОНАСС, а также для разработки стандартов более низкого уровня на конкретные образцы НАП, системы на основе ГЛОНАСС, для разработки международных стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Международной морской организации (ИМО) и др.

Использование унифицированной номенклатуры эксплуатационных параметров и методик их расчета всеми ГНСС, включая ГЛОНАСС, GPS, Galileo и BDS, является общепринятой мировой практикой. Аналогичные стандарты уже опубликованы для GPS, Galileo и BDS и постоянно обновляются.

— Как в ближайшее время планируется улучшать точность навигации ГЛОНАСС?

— Одной из важнейших задач 2020 года является гармонизация потребительского интерфейса ГЛОНАСС. Выше было отмечено влияние среды распространения на точность навигации, поэтому готовятся к опубликованию новые редакции интерфейсных контрольных документов (ИКД) ГЛОНАСС, которые описывают параметры взаимодействия между аппаратами "Глонасс" и навигационной аппаратурой потребителя.

Предполагается, что повышение точности ГЛОНАСС будет достигнуто за счет введения в резервные разряды кадров навигационных сообщений дополнительной информации. В частности, будут введены математические модели вычисления ионосферных и тропосферных задержек. Параметры модели ионосферы будут включены в состав навигационного сообщения, а тропосферной модели требуется только информация о широте расположения навигационного приемника и сезоне года.

Изменения ИКД для сигналов с частотным и кодовым разделением для передачи дополнительной информации обеспечат обратную совместимость для бессбойной работы существующего парка навигационной аппаратуры потребителя и передачу параметров тропосферы и ионосферы в дополнительных разрядах.
 
Назад
Сверху