Что нового?
Пикник ТВ

This is a sample guest message. Register a free account today to become a member! Once signed in, you'll be able to participate on this site by adding your own topics and posts, as well as connect with other members through your own private inbox!

Новости NASA

[Impact]NASA на год отложила доставку на Луну ровера VIPER[/Impact]

Агентство NASA, в своё время подрядившее компанию Astrobotic на доставку исследовательского ровера Volatiles Investigating Polar Exploration Rover (VIPER) на Луну для поиска воды (в форме льда) и других возможных ресурсов, решило отложить выполнение миссии на год.

Если раньше доставка лунного ровера планировалась Astrobotic в ноябре 2023 года, то теперь NASA сделало запрос командам Astrobotic и VIPER на перенос выполнения миссии на ноябрь 2024 года. В рамках миссии планируется доставка исследовательского модуля на южный полюс Луны.

Решение NASA связано с требованием проведения компанией Astrobotic дополнительного наземного тестирования посадочного модуля Griffin, который доставит VIPER на лунную поверхность. Дополнительные тесты призваны снизить общие риски, сопряжённые с доставкой VIPER на поверхность спутника Земли. Для выполнения тестов выделено ещё $67,8 млн, общая стоимость контракта теперь составляет $320,4 млн.

По словам представителя NASA, луноход VIPER является самым крупным и технически сложным грузом, доставка которого предусмотрена в рамках программы CLPS, которая, в свою очередь, является ключевой частью программы исследования Луны — Artemis. Доставка научных и технологических грузов позволит «заложить фундамент» для дальнейших пилотируемых лунных миссий.
 
[Impact]NASA отправит на МКС прототип хирургического робота[/Impact]

NASA обеспечит финансовую помощь исследовательскому проекту по созданию робота, предназначенного для выполнения хирургических операций — машина отправится на Международную космическую станцию в 2024 года.

Механизм получил название MIRA (Miniaturized In vivo Robotic Assistant — «Миниатюрный роботизированный ассистент для операций на живом организме»), за его создание отвечает стартап Virtual Incision, созданный на базе Университета Небраски в Линкольне. Работа над проектом под руководством профессора Шейна Фарритора (Shane Farritor) ведётся почти 20 лет. В прошлом году машина хорошо проявила себя при операции по резекции толстой кишки с единственным разрезом в области пупка. При земных операциях управлением MIRA в реальном времени занимаются хирурги.

На орбите хирургией роботу заниматься пока не доверят — он в автономном режиме будет разрезать резиновые ленты и надевать металлические кольца на проволоку. Имитация движений при реальных операциях поможет исследователям понять, можно ли будет когда-нибудь использовать подобное решение, если одному из членов экипажа понадобится хирургическое вмешательство. MIRA пока не готов проводить операции самостоятельно, но вариант с дистанционным управлением создателями проекта не рассматривается: проект на орбите подготовит робота к к выполнению задач в условиях дальнего космоса.
https://youtu.be/dVEqORGD4GA

Разработчики предполагают, что в космосе он будет вести себя иначе, а любой сбой, люфт в условиях невесомости может иметь серьёзные последствия. Учёным предстоит решить, как обеспечить оптимальные условия для его транспортировки, чтобы он добрался до орбиты в сохранности. Следующий год уйдёт на создание транспортабельного прототипа, способного поместиться в коробку размером с микроволновую печь, а также написание ПО для автономной работы MIRA.

В ходе предстоящего полёта на орбиту инженеры хотят изучить особенности работы машины в условиях невесомости. В перспективе — через 50 или 100 лет — роботы вроде MIRA должны войти в стандартную комплектацию космического корабля на тот случай, если, к примеру, у одного из членов экипажа начнётся аппендицит.
 
[Impact]NASA потребует назначать командирами частных миссий на МКС бывших профессиональных астронавтов[/Impact]

Американское космическое агентство NASA вскоре введёт правило, согласно которому командирами американских частных миссий на Международную космическую станцию (МКС) должны назначаться бывшие профессиональные астронавты. Мера направлена на повышение безопасности частных миссий и снижение нагрузки на существующие ресурсы МКС, гласит соответствующий документ.
Посмотреть вложение image.png
Бывший профессиональный астронавт будет осуществлять «опытное руководство частными [непрофессиональными] астронавтами в ходе предполётной подготовки и выполнения миссии». Предусмотрен и ряд более строгих требований, предъявляемых к космическим туристам: новые медицинские стандарты, увеличение времени на осуществление частных исследовательских проектов, изменение в политике возвращения груза, а также дополнительное время на адаптацию космических туристов к условиям микрогравитации.

Мера стала результатом «извлечённых уроков» в ходе частной миссии компании Axiom Space на МКС, участие в которой обошлось астронавтам-любителям по $55 млн. Двухнедельное путешествие на орбиту сказалось на экипажах и МКС, и самой Axiom. Стоит отметить, что апрельской миссией компании руководил бывший астронавт NASA Майкл Лопес-Алегрия (Michael López-Alegría), который сейчас занимает в Axiom пост главного астронавта. Компания рассматривала возможность вообще отказаться от услуг профессионалов в миссиях, высвобождая тем самым дополнительные коммерческие места, но, вероятно, от этих планов теперь придётся отказаться.

Кандидатов в командиры частных миссий не так много. Сегодня насчитываются более 200 живых астронавтов NASA в отставке, говорится на сайте ведомства, и нет ясности, сколько из них согласятся взять на себя эти обязанности. Агентство и само испытывает кадровый дефицит: сегодня штат астронавтов NASA составляет всего 44 человека, и это минимальный показатель с 1970-х годов. В январе агентство опубликовало доклад (PDF), согласно которому кадровый вопрос может стать препятствием для будущих миссий на МКС и на Луну.
 
[Impact]NASA решило проблему нераскрывшейся солнечной панели аппарата Lucy для изучения астероидов[/Impact]

В прошлом году агентство NASA запустило космический аппарат Lucy для изучения троянских астероидов Юпитера. Однако при развёртывании питающих исследовательский зонд солнечных панелей одна из них не смогла полностью раскрыться и зафиксироваться. Американское ведомство предприняло множество попыток развернуть панель и недавно сообщило, что нашло решение проблемы, пусть и не в полной мере.
Посмотреть вложение image.png
О том, что одна из солнечных панелей аппарата не может полностью раскрываться, стало известно спустя 12 часов после запуска Lucy. Изначально установить причину поломки не удалось. Так как на солнечных панелях аппарата нет камер, определить источник проблемы оказалась затруднительно. Специалисты NASA придумали другое решение. Они запустили двигатели Lucy в попытке определить любые аномальные вибрации, резонирующие по его корпусу. Затем инженеры собрали детальный макет одного из механизмов, отвечающих за раскрытие солнечных панелей зонда. В итоге эксперты пришли к заключению, что строп, который раскрывает купол панели, мог застрять в барабане лебёдки.

Инженеры предложили два способа решения проблемы. В рамках первого предлагалось оставить всё как есть. Панель раскрылась пусть и не полностью, но достаточно, чтобы вырабатывать энергию. Обе панели вместе обеспечивали 90 % мощности, а бортовые аккумуляторы аппарата штатно подзаряжались. Второй вариант предлагал сильнее потянуть строп солнечной панели при помощи основного и вспомогательного моторов лебёдки в надежде на то, что заклинивший механизм снова заработает.

Опасность второго варианта была в том, что конструкция лебёдки не предусматривает работу обоих моторов одновременно. В течение нескольких месяцев команда инженеров NASA разрабатывала и проводила испытания компьютерных моделей для понимания всех возможных последствий этой операции. В итоге её всё же решились провести. Они семь раз одновременно запускали оба мотора лебёдки, благодаря чему удалось сильнее раскрыть солнечную панель, придав ей натяжение.

https://youtu.be/wKlitjLjEpM

К сожалению, обе половины панели до конца так и не раскрылись и не были закреплены специальным механизмом фиксации. Однако теперь солнечная панель «находится в значительном натяжении для того, чтобы аппарат смог проводить запланированные научные исследования», отмечают в NASA.

В октябре аппарат Lucy должен покинуть область воздействия земной гравитации и отправиться на встречу свой первой цели для исследования, которой он достигнет в 2025 году.
 
[Impact]Ракета NASA SLS отправится на стартовую площадку 18 августа — запуск к Луне намечен на 29 августа[/Impact]

В NASA сообщили, что лунная ракета SLS с кораблём Orion успешно проходит последние проверки, что позволяет установить точную дату для следующего шага — начала перемещения ракеты на стартовую площадку. Выкатка из сборочного цеха намечена на 18 августа. Запуск ракеты в космос состоится ещё через 11 дней — 29 августа.
Посмотреть вложение image.png
Экипажем космического корабля Orion станут четыре фигурки астронавтов Lego, плюшевая собачка Снупи и Барашек Шон. Для корабля Orion это будет второй полёт в космос. Первый тестовый полёт без экипажа частично многоразовая капсула «Орион» совершила 5 декабря 2014 года на ракете-носителе Delta IV Heavy. Для «Ориона» полёт на РН SLS станет второй беспилотной миссией в космосе. Только на этот раз корабль слетает к Луне, проведёт там несколько недель и войдёт в плотные слои атмосферы Земли совсем на другой скорости, чем после обычного орбитального полёта.

Миссия Artemis I станет испытанием практикой как для ракеты-носителя SLS, которая ещё не летала в космос, так и проверкой на прочность корабля Orion. По завершению миссии корабль приводнится в водах Тихого океана, где будет подобран кораблём ВМФ США.

Согласно полётному плану, ракета-носитель должна достичь орбиты за 8,5 минут. Примерно через 80–90 минут после старта разгонный блок ракеты должен будет вывести корабль на траекторию полёта к Луне. Гравитационный манёвр выведет «Орион» на так называемую дальнюю ретроградную орбиту Луны. Корабль будет двигаться в направлении противоположном движению Луны вокруг Земли. Для возвращения к Земле также будет совершён гравитационный манёвр.

Корабль Orion оснащён средствами скоростной связи и камерами высокого разрешения. В NASA рассчитывают на множество качественных видеотрансляций видов Луны и Земли из этого уголка космоса. Многочисленные селфи корабля также будут одной из целей миссии Artemis I.

Резервными днями для запуска лунной ракеты определены 2 и 5 сентября. Если в эти дни ракета не будет запущена, её снова придётся везти в ангар и частично восстанавливать. Следующие окна откроются в октябре. Будем надеяться, ракета успешно взлетит в первые запланированные дни. Езда из ангара на площадку и обратно не идёт ей на пользу.
 
[Impact]NASA заказало разработку новых процессоров для космических миссий впервые за 30 лет — они будут в 100 раз мощнее предшественников[/Impact]

Процессоры для космических миссий сначала должны быть надёжными, и только потом быстрыми. Но какими бы надёжными ни были актуальные процессоры для космических компьютеров NASA, морально они давно устарели, ведь разработали их 30 лет назад. Поэтому в NASA заказали разработку следующего поколения процессоров для космических аппаратов, производительность которых была бы в 100 раз больше, чем у предшественников.

Контракт на разработку высокопроизводительного процессора для космических полетов (High-Performance Spaceflight Computing, HPSC) NASA заключило с компанией Microchip Technology из Аризоны. Это известный в мире производитель микроконтроллеров с богатым опытом. Новое решение, очевидно, будет представлять собой однопалатный компьютер, поскольку есть намерение создать сопутствующую экосистему.

По словам Уэсли Пауэлла (Wesley Powell), главного технолога NASA по передовой авионике, Агентству давно пора пересмотреть свои космические компьютеры: «Наши нынешние компьютеры для космических полётов были разработаны почти 30 лет назад. Хотя они хорошо служили прошлым миссиям, будущие миссии NASA требуют значительного увеличения возможностей и надежности бортовых вычислительных систем. Новый вычислительный процессор обеспечит необходимые достижения в производительности, отказоустойчивости и гибкости для удовлетворения этих потребностей будущих миссий».

Забегая вперёд, отметим, на данный момент не ясно, сможет ли новый процессор NASA потягаться с современными настольными чипами. Как упоминалось, здесь в первую очередь важна надёжность чипа, а не его производительность.
 
[Impact]Миссия NASA «Вояджер» отмечает юбилей: 45 лет, полёт нормальный[/Impact]

Завтра 20 августа исполнится ровно 45 лет с момента запуска космической миссии «Вояджер», которая стала самой длительной для NASA и всей земной космонавтики. В рамках этой миссии созданный человеком объект впервые вышел за пределы Солнечной системы. Оба аппарата миссии и сегодня продолжают углубляться в межзвёздное пространство и передают на Землю бесценную научную информацию.
Посмотреть вложение 1
Специалисты разработчика зондов «Вояджер-1» и «Вояджер-2» — Лаборатории реактивного движения NASA (JPL) — посвятили юбилею миссии специальный ролик, в котором рассказали об этапах создания зондов и задачах, которые приходилось решать как в ходе производства аппаратов, так и в космосе (см. видео ниже).

https://youtu.be/SKrw5B6fufk
Первым 20 августа 1977 года в космос был выведен зонд «Вояджер-2». Второй аппарат — «Вояджер-1» — был запущен через несколько недель после этого, а именно 5 сентября 1977 года. Во время пролёта по Солнечной системе «Вояджер-2» посетил Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, а «Вояджер-1» совершил пролёт мимо Юпитера и Сатурна.


В межзвёздное пространство первым вышел «Вояджер-1», что произошло в 2012 году. Этот же зонд сделал знаменитый снимок Земли — «бледно-голубой точки» с расстояния 6 млрд км. Зонд «Вояджер-2» вышел за пределы нашей звёздной системы в декабре 2018 года. Сегодня каждый из них — это самые дальние в космосе созданные на Земле объекты. Удивительно, но 45 лет спустя аппаратура зондов продолжает работать более-менее нормально и отправляет учёным информацию о ряде аспектов состояния межзвёздной среды — данные, которыми до этой миссии исследователи не располагали.
 
[Impact]NASA выбрало чёртову дюжину мест для возможной высадки астронавтов на Южный полюс Луны[/Impact]

В NASA сообщили, что выбрали 13 потенциальных площадок для высадки астронавтов на Луну после 2024 года. Высадка планируется на Южный полюс Луны, где в вечной тени кратеров может скрываться водный лёд. Лёд будет необходим как для жизнедеятельности лунной базы, так и для производства на месте ракетного топлива.

Критериями для выбора мест для высадки были постоянная освещённость площадок Солнцем — это важно для работы солнечных панелей посадочного модуля и луноходов, относительная ровность поверхности, возможность постоянной связи с Землёй и близость места с потенциальными залежами льда. Высадка должна состояться в ходе миссии Artemis III в 2025 или 2026 году, если всё будет проходить по плану. Размеры каждой площадки составляют 15 × 15 км с местом приземления в центре радиусом 100 м.

Миссия Artemis I с беспилотным облётом Луны космическим кораблём Orion должна стартовать 29 августа (либо 2 или 5 сентября). В 2024 году корабль Orion в миссии Artemis II понесёт к Луне живой экипаж астронавтов. И только затем, когда будут готовы новый посадочный модуль и новый лунный скафандр, миссия Artemis III обеспечит возвращение человека на лунную поверхность спустя полвека после предыдущих высадок на Луну.

Конкретное место высадки будет выбрано после определения даты запуска миссии Artemis III. Во-первых, все площадки будут ещё раз проанализированы, если NASA соберёт новые данные о них (сейчас таких инструментов у Агентства нет). Во-вторых, место будущего прилунения будет зависеть от времени старта, поскольку не все площадки будут доступны одновременно. В NASA рассчитывают на один–два резервных варианта и не считают выбор конкретной площадки чем-то крайне важным.
 
[Impact]NASA отменило запуск лунной ракеты SLS с кораблём Orion из-за технической неисправности[/Impact]

Сегодня Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) США планировало запустить сверхтяжёлую ракету-носитель Space Launch System с кораблём Orion в рамках лунной миссии Artemis 1. При заправке носителя топливом была обнаружена утечка водорода. Хотя после проверки оказалось, что масштаб утечки невелик и процесс заправки был возобновлён, позднее обратный отсчёт всё же пришлось остановить, а запуск перенести на 2 сентября.
Посмотреть вложение image.png
Старт ракеты SLS с кораблём Orion должен был состояться с площадки 39B Космического центра имени Кеннеди во Флориде в 15:33 по московскому времени. Однако обратный отсчёт был остановлен за 40 минут до расчётного старта. Согласно имеющимся данным, пуск пришлось перенести из-за проблем технического характера с одним из четырёх двигателей ракеты SLS. Дело в том, что третий двигатель не смог обеспечить требуемую скорость потока водорода во время процедуры прокачки перед стартом. Таким образом не получилось довести температуру всех двигателей до нужного значения.

Инженеры NASA предприняли несколько попыток устранить неисправность на месте, но в конечном счёте сделать это в отведённые для пуска ракеты два часа оказалось невозможным. Сообщается, что инженеры продолжат собирать данные, чтобы определить причину проблемы с ракетным двигателем.

Следующая возможная дата пуска ракеты SLS — 2 сентября. Старт состоится только в случае, если инженерам NASA удастся полностью устранить обнаруженные неисправности.
 
[Impact]Сегодня NASA вновь попытается запустить ракету SLS в рамках лунной миссии Artemis 1[/Impact]

NASA сегодня предпримет очередную попытку произвести запуск космического корабля Orion на сверхтяжёлой ракете-носителе Space Launch System (SLS) — аппарат должен в беспилотном режиме выйти на лунную орбиту. Выделенное специалистами агентства двухчасовое временное окно открывается в 14:17 по времени Восточного побережья США (21:17 мск); ракета отправится в космос со стартовой площадки 39B космического центра имени Кеннеди во Флориде.

Первоначально запуск планировался на 29 августа, но его пришлось отменить, поскольку при заправке первой ступени SLS была обнаружена утечка жидкого водорода. Миссия Artemis 1 является испытательной — она предусматривает отправку космического корабля Orion на лунную орбиту, где ему предстоит провести около месяца. За это время он выведет несколько спутников, каждому из которых поставлена своя задача: от изучения находящихся в постоянной тени кратеров, в которых, считают исследователи, может быть вода, до замеров радиационного фона и его потенциального влияния на людей, которые отправятся на Луну в предстоящих миссиях программы Artemis. Часть исследований будет проводиться и при помощи корабля Orion, который также станет производить замеры радиационного фона и позволит испытать теплозащитный экран — при возвращении к Земле скорость аппарата составит около 40 000 км/ч, а температура при этом будет примерно 5000 °C.

Разработанная корпорацией Boeing ракета-носитель SLS сегодня является мощнейшей в мире — её базовая версия позволяет отправлять на орбиту до 95 т полезной нагрузки, а в перспективе этот показатель можно будет увеличить до 130 т.
https://youtu.be/CMLD0Lp0JBg
При благоприятном прогнозе погоды заправка SLS сверххолодным топливом в объёме 2,8 млн литров начнётся примерно в 5:45 по местному времени (12:45 мск). По оценкам специалистов NASA, благоприятные погодные условия сегодня установятся с вероятностью 60 %. Если же сегодняшний запуск не состоится, агентство может предпринять ещё две попытки, 5 и 6 сентября — в противном случае придётся возвращать ракету в ангар для повторной проверки защитного оборудования и перезарядки аккумуляторов на спутниках. NASA собирается транслировать запуск SLS в прямом эфире на YouTube.
 
[Impact]NASA проверило влияние разной гравитации на здоровье плодовых мушек в космосе — это нужно для длительных полётов людей в будущем[/Impact]

Поскольку человечество переживает новую эру космической экспансии, освоение Луны и Марса уже перестало быть фантастикой — полным ходом идёт подготовка пилотируемых миссий. В этих условиях важнейшее значение имеют данные о воздействии микрогравитации и других факторов на живые организмы и сведения о возможностях защититься от деградации тканей. В решении этих вопросов поможет новое исследование NASA.
Посмотреть вложение image.png
Учёные отправили на Международную космическую станцию (МКС) плодовых мушек, оставив контрольную группу на Земле. В космосе мушек разделили на тех, кто находился в условиях микрогравитации наравне с астронавтами и тех, для кого создавали искусственную гравитацию в специальной центрифуге.

По данным учёных из исследовательского центра Эймса, микрогравитация наносит вред центральной нервной системе, поэтому для сохранения здоровья будущих астронавтов, отправляющихся в длительные полёты, вероятно, понадобится принимать контрмеры. Поскольку генетически плодовые мушки относительно близки людям, их выбрали в качестве компактного варианта для экспериментов с микрогравитацией и искусственной гравитацией для оценки возможного воздействия космоса на здоровье живых организмов. По данным NASA, три недели для мушек приблизительно эквивалентны 30 годам человеческой жизни, поэтому учёные получили богатую пищу для размышлений.

В течение месяца на МКС мушки обитали в модуле Multi-use Variable-gravity Platform (MVP), позволявшем испытывать на насекомых воздействие различных уровней гравитации. У мушек был доступ к еде, а одна из групп испытуемых изолировалась в условиях микрогравитации, эквивалентной той, что испытывают на МКС люди. Для другой группы имитировали с помощью центрифуги земную гравитацию.

После возвращения плодовых мушек на Землю подопытные отправились в подконтрольный NASA центр Эймса для проведения тестов и сравнения их с образцами, остававшимися на Земле. Изучалось поведение мушек, изменения нервной системы и генов, а также другие факторы. Некоторые изменения, по данным учёных, были легко заметны, другие выявлялись на биохимическом или генетическом уровнях. Например, мушки имеют естественную склонность взбираться вверх по стенкам контейнера, поэтому этой особенности уделялось повышенное внимание. Те насекомые, которые жили в условиях микрогравитации, оказались более активными, чем те, что жили в условиях искусственной, но и взбираться вверх после возвращения на планету им оказалось труднее.


Более глубокий анализ выявил и неврологические изменения. Кроме того, быстрее всех в сравнении со своими земными собратьями постарели мушки, жившие при микрогравитации, Те, кто обитал в центрифуге, тоже старели преждевременно, но значительно медленнее.

Результаты исследования показали, что космический полёт оказывает негативное влияние на организмы мушек на клеточном уровне, приводя к негативным поведенческим и неврологическим изменениям, а также вызывает и другие трансформации. Тем не менее использование искусственной гравитации может отчасти компенсировать негативные эффекты от пребывания в космосе, хотя в долгосрочной перспективе всё равно регистрируется негативное воздействие на здоровье.

Плодовые мушки и люди всё же слишком отличаются, чтобы делать окончательные выводы, однако исследование может помочь в разработке защиты для людей. В центре Эймса считают, что в ходе длительных космических миссий неизбежны изменения гравитации, поэтому необходимо понять её воздействие на неврологическое состояние путешественников. Учёные не исключают, что с использованием искусственной гравитации, возможно, можно будет увеличить продолжительность космических миссий без серьёзного ущерба здоровью астронавтов.
 
[Impact]NASA выбрало изготовителя скафандров для высадки на Луну в рамках миссии Artemis 3[/Impact]

Агентство NASA объявило о выборе американской Axiom Space для создания лунных скафандров в рамках подготовки к выполнению миссии Artemis 3, предусматривающей высадку людей близ южного полюса спутника Земли в 2025 или 2026 годах.

Artemis 3 призвана стать первой миссией с высадкой людей на Луну с 1972 года — если всё пойдёт согласно планам NASA. В рамках программы агентство намерено создать населённый аванпост на ближайшем к Земле небесном теле к концу текущего десятилетия.

По словам представителя NASA, то, чему удастся научиться в ходе Artemis 3 и других будущих миссий, позволит «проложить дорогу» к выполнению пилотируемых миссий на Марс. «Скафандры буквально позволяют нам сделать следующий шаг», — заявляют в NASA.

В июне текущего года агентство объявило, что выбрала Axiom и команду во главе с Collins Aerospace для разработки и выпуска скафандров для будущих миссий на Луну и МКС. Две частные компании получили право конкурировать за контракт на сумму в $3,5 млрд до 2034 года.

Деньги будут распределяться в ходе серии «специальных заказов». В частности, на создание скафандров для Artemis 3 будет выделено от $228,5 млн. В самой NASA будут определять технические требования к скафандрам, а также требования к их безопасности.

Axiom Space будет отвечать за дизайн, разработку, оценку, сертификацию и производство скафандров и вспомогательного оборудования, соответствующих заявленным для миссии Artemis 3 задачам. До финальной проверки на Луне скафандры Axiom должны протестировать в средах, имитирующих обстановку на лунной поверхности.
 
[Impact]NASA сдвинуло срок запуска миссии Artemis 1 — полёт к Луне состоится не ранее 27 сентября[/Impact]

В NASA сообщили о корректировке сроков испытаний ракеты SLS заправкой криогенным топливом и запуска миссии Artemis I. Пробная заправка ракеты топливом состоится не раньше 21 сентября, а для старта к Луне выбраны окна 27 сентября и 2 октября.

Очередная попытка NASA запустить ракету-носитель SLS с кораблём Orion к Луне сорвалась 2 сентября после обнаружения утечки жидкого водорода в месте подсоединения основной магистрали топливопровода к ракете. В минувшие выходные инженеры NASA завершили ремонт этого узла подачи топлива, заменив на нём уплотнители в основном канале и в канале стравливания. Данный узел уже ремонтировался в сборочном цехе, но испытать его в условиях подачи сверхохлаждённого топлива можно только на мобильной платформе на стартовом столе космодрома.

В NASA приняли решение ремонтировать узел на космодроме, не перевозя ракету в ангар. Испытания узла заправкой ожидались 17 сентября. Теперь дату испытаний решено сместить на 21 сентября, чтобы у команды запуска было больше времени для подготовки и появилось время на отдых (команда работает в авральном режиме с конца августа). Поэтому датой очередной попытки запустить ракету-носитель SLS станет не 23 сентября, как предполагалось ранее, а 27 сентября. Вторая резервная дата с окном длительностью 106 минут выбрана в октябре, точнее — 2 октября.

Обе новые даты требуют повторной сертификации системы аварийного прерывания полётов. Традиционно такое разрешение давалось на 25 суток после установки батарей питания системы аварийного прерывания и её предполётного тестирования. Эти работы можно проводить только в сборочном цехе. В прошлый раз система прерывания полёта на ракете SLS для миссии Artemis I была протестирована и признана годной 14 или 15 августа. Для продления сроков сертификации NASA подало запрос, на который пока нет ответа.

Кроме продления сроков сертификации системы аварийного прерывания полёта, NASA необходимо согласовать новые полётные расписания. Так, на 3 октября предварительно назначен запуск коммерческой миссии Crew-5 к МКС, в ходе которого на корабле SpaceX Crew Dragon впервые полетит российский космонавт, а именно — Анна Кикина. Вскоре после этого ожидается миссия по возврату на Землю экипажа Crew-4. В NASA должны определить степень воздействия одних миссий на другие в выбранный период времени.

Миссия Artemis I должна отправить корабль Orion в беспилотный облёт Луны. Это первая ступень в лестнице, возвращающая человека на Луну. Корабль Orion уже летал на орбиту, но ещё одна проверка после возвращения с лунной орбиты — необходимый этап испытаний, связанный с более высокими скоростями вхождения в атмосферу. Если полёт будет завершён удачно, в следующей миссии Artemis II на борту «Ориона» полетят астронавты, а высадка на Луну состоится в ходе миссии Artemis III в 2025 году.
 
[Impact]Зонд-камикадзе NASA DART выпустил кубсат для наблюдения за ударом по астероиду со стороны[/Impact]

До самого дорого в истории Земли краш-теста осталось десять дней. Зонд-камикадзе NASA DART массой 550 кг и размерами с небольшой холодильник должен врезаться 27 сентября в 160-м астероид Диморф. Первым свидетелем рукотворной катастрофы станет итальянский кубсат LICIACube, который на днях отделился от зонда и стал следить за событиями со стороны.

Кубсат LICIACube формата 6U размерами 10 × 20 × 30 см отделился от зонда DART 11 сентября. На борту аппарата две камеры: одна с широким, а вторая с узким полем зрения. Кубсат немного отстанет от зонда-камикадзе, чтобы заснять его удар по астероиду, зафиксировать уровень выброса пыли в результате удара и сделать снимок рукотворного кратера с высоты примерно 55 км. Затем LICIACube унесётся в космическое пространство и канет в вечность — тормозить и выходить на орбиту вокруг целевого астероида у него ресурсов нет, и они не предполагались.

Миссия NASA DART должна проверить возможность землян кинетически воздействовать на опасные для нашей планеты астероиды. Красочные «фейерверки» в виде ядерных ударов по астероидам оставим фантастическим произведениям. Образующийся рой осколков в таком случае будет сродни выстрелу в упор из дробовика. Точечные удары с возможностью изменить опасную траекторию астероидов выглядят предпочтительнее — осколков будет мало, а траектория сменится на безопасную. По крайней мере, так выглядит в теории. Насколько это работает на практике, мы сможет узнать через десять дней.

Ожидается, что удар по Диморфу в двойной системе астероидов достаточно заметно изменит орбиту малого тела вокруг большого. Изменения должны быть заметны для наблюдения в телескопы. Более подробно место катастрофы должно быть изучено в ходе миссии Hera. Зонд Hera с двумя кубсатами на борту должен будет отправиться в систему с Диморфом в конце 2024 года. Ожидается, что проект Hera будет окончательно проработан до конца текущего года.

Системы навигации зонда DART в лице камеры DRACO уже следят за системой с астероидом Диморф, но пока зонд управляется командой с Земли. На днях эта ситуация изменится — DART возьмёт управление на себя для точного наведения на цель.
 
[Impact]NASA получило разрешение на запуск лунной ракеты 27 сентября или 2 октября, но теперь помешать может плохая погода[/Impact]

Осень — время ураганов. Запланированный на 27 сентября запуск ракеты-носителя SLS с кораблём Orion к Луне может сорваться по причине зарождающегося в Карибском бассейне шторма. Если сила ветра будет большая, ракету придётся увозить в сборочный цех. Это сорвёт даты запусков как 27 сентября, так и 2 октября.

На днях многострадальную ракету SLS наконец-то смогли заправить криогенным топливом, хотя без эксцессов дело не обошлось. Также NASA получило долгожданное разрешение от Космических сил США, которые контролируют Восточный полигон ракетных запусков, на продление срока сертификации системы прекращения полета (FTS). Традиционно такое разрешение выдавалось на 20 суток, но в виде исключения было продлено на 5 дней, чтобы запуск вошёл в окно 5 сентября.

Сегодня на календаре 24 сентября. Первоначальные сроки сертификации превышены вдвойне. Но это не помешало регулятору разрешить NASA совершить попытку запуска как 27 сентября, так и в запасное окно 2 октября, без новой сертификации системы аварийного прерывания запуска (cистема FTS должна автоматически уничтожить ракету, если та отклонится от курса).

Помешать совершить пуск может плохая погода. В регионе формируется мощный ураган, и если прогноз будет неблагоприятным, ракету придётся увозить под прикрытие стен сборочного цеха. Причём увозить ракету необходимо сильно заранее, поскольку в процессе передвижения ракета сможет выдерживать не такие сильные порывы ветра, как в неподвижном состоянии. На стартовом столе максимальная скорость ветра не должна превышать 137 км/ч, а в движении — не более 74 км/ч. Решение должно быть принято на основе довольно раннего предупреждения, и оно решит судьбу старта. Если ракета поедет в ангар, запуск будет невозможен даже 2 октября. Решение о транспортировке должно быть принято в ближайшие часы.
 
[Impact]Будущей ночью зонд-камикадзе NASA DART врежется в астероид — за этим можно будет наблюдать онлайн[/Impact]

Миссия Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) США Double Asteroid Redirection Test (DART), в рамках которой космический аппарат врежется в астероид для изменения траектории его полёта, подходит к логическому финалу. Зонд-камикадзе DART столкнётся с астероидом Диморф уже будущей ночью, 27 сентября в 02:14 по московскому времени.
Посмотреть вложение 1

Миссия планетарной защиты DART реализуется для проверки возможности изменения траектории полёта космических объектов, потенциально опасных для Земли. Зонд-камикадзе отправился в полёт в ноябре 2021 года. За время своего путешествия он сблизился с системой из двух астероидов, находящихся на расстоянии около 11 млн километров от нашей планеты. Объекты Дидим и Диморф имеют разный размер: диаметр первого — 780 метров, а второго — 160 метров. Они не представляют опасности для Земли, поэтому миссия DART имеет исключительно научный интерес.

https://youtu.be/-6Z1E0mW2ag
Зонд-камикадзе нацелен на столкновение с меньшим астероидом. Аппарат весом 550 кг столкнётся с Диморфом на скорости 24 тыс. км/ч, чтобы попытаться изменить траекторию его полёта. NASA будет транслировать завершающую стадию миссии в режиме онлайн на своём сайте и официальных страницах в соцсетях. В конструкции зонда имеется навигационная камера Didymos Reconnaissance and Asteroid Camera (DRACO), которая будет передавать примерно один снимок в секунду по мере сближения с объектом столкновения. Естественно, после столкновения зонда с астероидом данные с камеры поступать перестанут.



Онлайн-проект Virtual Telescope Project, руководителем которого является итальянский астрофизик и астроном Джанлука Маси (Gianluca Masi), планирует транслировать в режиме онлайн последствия столкновения зонда DART с астероидом Диморф, используя для этого наземные телескопы. Поскольку собственные телескопы Virtual Telescope не очень подходят для наблюдения за столкновением, проект сотрудничает с двумя южноафриканскими обсерваториями: обсерваторией в Кляйн Кару, управляемой астрономом-любителем Берто Монардом (Berto Monard), и обсерваторией Махикенг Северо-Западного университета. Прямая трансляция Virtual Telescope начнётся 27 сентября 01:30 по московскому времени. Отметим, что вид с наземных телескопов будет неидеальным, поскольку с поверхности нашей планеты система астероидов представляется лишь точкой в небе. Однако момент столкновения должен обозначиться увеличением яркости, что будет заметно даже с Земли.
https://youtu.be/DxXzQ2ZizOM

Более детально рассмотреть результаты столкновения можно будет позднее. Дело в том, что от аппарата DART отсоединился миниатюрный спутник-кубсат Light Italian for Imaging of Asteroid (LICIACube), который пролетит над местом столкновения через три минуты после удара и сделает несколько снимков. Ожидается, что они будут опубликованы позднее в течение дня. Ранее сообщалось, что наблюдать за столкновением зонда DART с астероидом будут космические телескопы «Джеймс Уэбб» и «Хаббл», а также зонд Lucy, предназначенный для исследования троянских астероидов Юпитера.
 
[Impact]Лунную ракету NASA SLS снова увезли со стартовой площадки в ангар — ей угрожал надвигающийся ураган[/Impact]

Вчера поздно вечером команда NASA приступила к транспортировке ракеты-носителя SLS с кораблём Orion в сборочный ангар. Прогноз погоды крайне неблагоприятный — к побережью Флориды приближается ураган «Ян». Скорость ветра на космодроме обещает оказаться выше критической, что может повредить ракете, например, залить водой критически важные узлы. У NASA уже практически всё было готово к запуску, но его снова отложили на неопределённое время.

Это уже третий отвод ракеты в ангар. Два предыдущих — в апреле и июне — были связаны с поломками в тех или иных узлах подачи криогенного топлива в баки ракеты. В конце августа ракета была в третий раз вывезена на стартовую площадку, но быстросъёмное соединение подачи водорода в баки первой ступени снова протекли и запуск был отложен для ремонта на месте. Успешно проведённый ремонт позволял осуществить запуск 27 сентября или 2 октября. Однако теперь в дело вмешалась погода. Сформировавшийся в Карибском море ураган «Ян» грозит обрушиться на побережье Флориды с разрушительной силой и, тем самым, может повредить ракету.

Откат в сборочный цех убережёт ракету-носитель и корабль от ветра и воды. В то же время это сделает невозможным запустить её в резервное окно 2 октября. Ранее в NASA заявляли, что следующие резервные окна для запуска откроются в период с 17 по 31 октября. Можно ожидать, что при благоприятном прогнозе погоды запуск может состояться в эти сроки.

Откат ракеты в ангар позволит команде NASA заново протестировать систему автоматического уничтожения ракеты при отклонении от курса. Командование космическими силами Восточного побережья сертифицирует этот узел на 20 суток. Для ракеты SLS сделали беспрецедентное исключение, продлив разрешение до более 50 суток. Но раз уж ракету всё равно увезли в ангар, то команда NASA сможет заменить батареи этого узла и заново его сертифицировать.

На транспортировку ракеты в ангар со стартовой площадки требуется около 11 часов. В ангаре она окажется сегодня где-то к полудню по московскому времени. Можно рассчитывать, что в NASA определят следующую дату запуска ракеты для выполнения миссии Artemis к концу текущей недели. В ходе выполнения миссии ракета SLS должна будет вывести беспилотный корабль Orion на высокую орбиту Луны и через некоторое время корабль вернётся на Землю. Миссия должна доказать способность корабля без разрушений входить в атмосферу Земли на повышенных «межпланетных» скоростях.
 
[Impact]Зонд NASA DART успешно врезался в астероид Диморф — это первый в истории Земли тест планетарной системы защиты[/Impact]

Впервые в истории рукотворный космический аппарат врезался в астероид чтобы проверить, можно ли таким образом влиять на траекторию небесного тела — ожидается, что в будущем это поможет защищать Землю от потенциальных угроз из космоса. Зонд NASA Double Asteroid Rendezvous Test (DART) «атаковал» астероид Диморф, находящийся в 11 млн км от нашей планеты.
Посмотреть вложение 1
Столкновение произошло в 02:14 по московскому времени прошлой ночью. Целью теста было изменение орбиты Диморфа, вращающегося вокруг более крупного астероида — Дидима, для того чтобы доказать, что человечество в принципе способно ответить на угрозы из космоса. Сами астероиды Диморф и Дидим не представляют угрозы для Земли.

https://youtu.be/Xg5iSHAsQ_A
По данным представителя NASA, тест увенчался успехом, и «земляне могут спать спокойнее». В NASA пошутили, что у динозавров, предположительно вымерших после столкновения Земли с астероидом 65 млн лет назад, не было космической программы, а у нынешних жителей Земли она есть. Зонд размером с машину для гольфа и весом 570 кг врезался в Диморф на скорости около 22 530 км/ч. В NASA рассчитывали, что столкновение позволит сократить орбиту Диморфа вокруг более крупного тела.

Сообщается, что запланированное столкновение прошло в штатном режиме, поэтому учёным не пришлось прибегать ни к одному из 21 резервных планов, имевшихся в запасе, причём большая часть действий выполнялась зондом в автоматическом режиме. Концепт-проект миссии был представлен ещё в 2011 году, а её старт состоялся 23 ноября 2021 года. До момента столкновения основная камера зонда регулярно отправляла на Землю изображения приближающегося объекта. В конце концов, трансляция прервалась в момент столкновения.

«Кинетическое воздействие» пока является основным методом, предлагаемым учёными для изменения орбиты астероидов. Хотя риск столкновения Земли с небесным телом значимых размеров относительно невелик, он вполне реален. В NASA уже обнаружили множество астероидов, потенциально способных представлять угрозу нашей планете. Новый космический телескоп Near Earth Object Surveyor, специально предназначенный для обнаружения соответствующих объектов, может быть отправлен в космос в 2026 году.



Двойная система Диморфа и Дидима была выбрана для теста по определённой причине — период обращения первого вокруг второго составляет всего 11 часов 55 минут, поэтому любые изменения орбиты будут довольно быстро замечены. Хотя система классифицирована как «потенциально опасная», фактически она не представляет никакой угрозы Земле. Ожидается, что DART ускорит Диморф на его орбите примерно на 10 минут. По данным NASA, «минимальными требованиями» были 73 секунды, но учёные рассчитывают на более значительное изменение скорости движения.

Первые результаты наблюдений поступят уже сегодня. Учёные рассчитывают, что в результате столкновения на астероиде появится кратер диаметром порядка 20 м. До столкновения DART высвободил малый кубсат LICIACube, предназначенный для регистрации последствий столкновения. Ожидается, что соответствующие фотографии появятся у учёных через несколько дней, поскольку данный аппарат не имеет большой антенны для быстрой передачи данных. Многочисленные космические и наземные телескопы также следят за тем, насколько Диморф ускорился на своей орбите.

Известно, что собственную миссию к двойной системе Дидим-Диморф намерено отправить и Европейское космическое агентство (ESA). Миссия «Гера» (Hera) предусматривает отправку космического аппарата к астероиду в 2024 году, а к 2027 году он уже будет вращаться на орбите вокруг системы для наблюдений за объектами и кратером, оставленным столкновением с DART.
 
[Impact]NASA восстановило работоспособность лунного спутника CAPSTONE[/Impact]

Инженеры Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) и частной аэрокосмической компании Advanced Space сумели вернуть работоспособность зонду Cislunar Autonomous Positioning Technology Operations and Navigation Experiment (CAPSTONE), который находился в безопасном режиме с середины сентября. Аппарат обработал полученные из центра управления полётами команды и перестал бесконтрольно вращаться.

В NASA отметили, что специалистам ведомства удалось «устранить серьёзное препятствие на пути возвращения космического аппарата к нормальной работе». Сбои в работе 25-килограмового спутника CAPSTONE начались из-за «проблемы, связанной с клапаном в одном из восьми двигателей космического аппарата». В результате один из двигателей фактически вышел из строя и вызвал неконтролируемое вращение спутника.

В настоящее время специалисты работают над тем, чтобы полностью восстановить контроль над CAPSTONE до того, как он достигнет орбиты Луны 13 ноября. Уже сейчас инженерам NASA удалось скорректировать положение солнечных батарей и антенн спутника, а также взять под контроль систему ориентации в пространстве. «Сейчас CAPSTONE сориентировал солнечные батареи на Солнце и скорректировал направление своих антенн, чтобы обеспечить лучшую связь с Землёй для передачи данных», — говорится в сообщении NASA.

Напомним, аппарат CAPSTONE был запущен в космическое пространство вместе с универсальной платформой Photon с помощью ракеты-носителя Rocket Lab Electron в июле этого года. После серии манёвров спутник отделился от платформы и продолжил двигаться по заданной траектории в направлении Луны. После выхода на почти прямолинейную гало-орбиту CAPSTONE должен приступить к сбору разных данных для лунной программы NASA. Кроме того, в будущем ведомство планирует построить на этой орбите полноценную орбитальную станцию, поэтому миниатюрный спутник также позволит оценить перспективность этого проекта.
 
[Impact]В NASA создали твердотельный аккумулятор, значительно превосходящий литийионные аналоги[/Impact]

Исследователи из Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) США, работающие в рамках проекта Solid-state Architecture Batteries for Enhanced Rechargeability and Safety (SABERS), добились прогресса в разработке инновационного аккумулятора — более лёгкого, эффективного и безопасного в сравнении с аналогами, используемыми сейчас в промышленности. Речь идёт о твердотельном аккумуляторе, который по характеристикам значительно превосходит литийионные аналоги.
Посмотреть вложение image.png
Производительность аккумуляторов является ключевым аспектом в разработке экологически чистых видов транспорта, таких как электрические самолёты. Батареи должны хранить огромное количество энергии, необходимой для питания самолёта, при этом они должны иметь небольшую массу и разряжаться с определённой скоростью.

Для создания такого аккумулятора в SABERS использовали инновационные материалы, которые прежде не применялись в этой сфере. За счёт этого исследователям удалось добиться существенного прогресса. За последний год им удалось увеличить скорость разряда батареи сначала в 10 раз, а потом ещё в 5 раз, приближая разработку к цели — созданию батареи для питания самолёта.

Использование инновационных материалов также позволило внести ряд изменений в конструкцию и способ упаковки твердотельных аккумуляторов. Это помогло уменьшить их массу и увеличить ёмкость. Вместо того, чтобы размещать каждый отдельный элемент аккумулятора в отдельном стальном корпусе, как это делается в случае с литийионными батареями, все элементы аккумулятора SABERS могут быть уложены вертикально внутри одного корпуса. Используя такой подход, исследователи наглядно показали, что твердотельные батареи могут питать машины с мощностью 500 Вт·ч/кг — вдвое больше, чем у современных электромобилей.

«Такая конструкция не только устраняет 30-40 % массы батареи, но и позволяет нам удвоить или даже утроить энергию, которую она может хранить, что значительно превосходит возможности литийионных батарей, которые считаются передовыми», — сообщил один из участников проекта SABERS Рокко Виджано (Rocco Viggiano).

Безопасность является ещё одним из ключевых требований для использования батарей в электрических самолётах. В отличие от литийионных аккумуляторов, твердотельные батареи не загораются при физическом повреждении и могут продолжать работать даже в таком состоянии. Исследователи SABERS испытали свою батарею при разных давлениях и температурах. В итоге было установлено, что она может работать при температурах почти в два раза более высоких, чем литийионные аккумуляторы, причём без необходимости задействования сложных систем охлаждения.
 
Назад
Сверху