Что нового?
Пикник ТВ

This is a sample guest message. Register a free account today to become a member! Once signed in, you'll be able to participate on this site by adding your own topics and posts, as well as connect with other members through your own private inbox!

Актуальное от Роскосмоса: Новости и Развитие Российской Космической Программы

Итоги Совета главных конструкторов в ИСС

Компания «„Информационные спутниковые системы“ имени академика М. Ф. Решетнёва» (ИСС, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») подвела итоги работы предприятий кооперации по созданию космических аппаратов и систем.
4415322586.jpg

Представители более 40 предприятий кооперации и организаций-заказчиков космических аппаратов и спутниковых систем приняли участие в работе мартовского Совета главных конструкторов компании «ИСС». Они обсудили вопросы реализации государственных программ в области космической деятельности, которые ведутся при головной роли предприятия.

В частности, на заседаниях Совета были представлены доклады о состоянии и развитии навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, системы персональной связи «Гонец» и ретрансляции «Луч». Помимо этого, были рассмотрены планы создания космических аппаратов для новых спутниковых систем в рамках госпрограммы «Сфера».

Генеральный директор ИСС Николай Тестоедов отметил, что главный акцент в ходе обсуждений был сделан на работу кооперации в условиях санкций, введённых в отношении России. Компания «ИСС» как головная организация анализирует влияние ограничительных мер на реализацию текущих и перспективных проектов, прорабатывает мероприятия по их парированию. В результате будут приняты оперативные решения для выполнения действующих контрактов.
 
"Роскосмос" намерен удвоить число российских спутников на орбите

Перед "Роскосмосом" стоит задача увеличить число российских спутников на орбите вдвое, пишет РИА "Новости" со ссылкой на главу госкорпорации Дмитрия Рогозина.

Гендиректор госкорпорации также отметил, что запуск большого количества космических аппаратов позволит загрузить предприятия, которые выпускают системы управления, двигатели и другие составляющие ракетно-космической техники.

Также Рогозин озвучил сроки создания независимого спутникового интернета в России. Он сообщил, что это произойдет к 2025 году, передает телеканал "Звезда".

"Мы должны обеспечить широкополосным доступом в интернет прежде всего свою собственную территорию. Чтобы обеспечить суверенитет в этом вопросе", — сказал гендиректор "Роскосмоса".

Он добавил, что для функционирования устойчивой связи нужно вывести на высокоэллиптическую орбиту четыре аппарата системы связи "Экспресс-РВ". Они уже находятся в разработке.

Рогозин отметил, что спутниковый интернет необходим, в том числе, для всесезонной работы Северного морского пути, поэтому требуется обеспечение инфракрасной и радиолокационной системы наблюдения из космоса.

Кроме того, стало известно, что эскизный проект спутниковой системы "Гонец" находится на финальной стадии завершения. Он проходит заключительные экспертизы, пишет ТАСС со ссылкой на гендиректора АО "Спутниковая система "Гонец" Павла Черенкова.

Речь идёт о группировке малых спутников нового поколения, которые будут работать на низкой круговой орбите высотой 1500 км над Землёй. 32 космических аппарата обеспечат непрерывное предоставление услуг телефонии и передачи данных на территории России, в том числе в труднодоступных районах, включая Арктику.

"Основная часть эскизного проектирования "Гонца" по сути закончилась. Сейчас проходят финальные экспертизы расчетов стоимости, завершение экспертиз по техническим характеристикам и показателям системы", - сказал Черенков.

Период активного существования новых спутников составит десять лет. Этот гарантированный срок службы в два раза больше, чем у "Гонцов", которые сейчас работают на орбите.
 
КБХА поставило оборудование для газовых скважин Ковыктинского месторождения

Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА, входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения, возглавляемую НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко Госкорпорации «Роскосмос») осуществило первую поставку комплекта внутрискважинного оборудования для газовых скважин Ковыктинского месторождения.

Оборудование отгружено досрочно и будет эксплуатироваться на крупнейшем по запасам газа месторождении на Востоке России, которое является основным для наполнения газопровода «Сила Сибири».

Директор КБХА Сергей Ковалев: «За последнее время в рамках крупного инвестиционного проекта наше предприятие провело большой объем работ по модернизации производственных мощностей под увеличение объемов выпуска гражданской продукции, прежде всего, в интересах отечественных компаний нефтегазовой отрасли. Результат уже налицо — отгрузка высокотехнологичной продукции по заключенным контрактам позволит нам в ближайшей перспективе продолжить расширение работ по импортозамещению и увеличению объемов производства».

Предприятие уже более 20 лет под брендом «ВМЗ» поставляет на месторождения России и стран СНГ оборудование, которое за это время зарекомендовало себя как одно из самых надежных.
 
[Impact]Раскрыты планы по созданию российской орбитальной станции[/Impact]

Состоялось заседание Наблюдательного совета государственной корпорации «Роскосмос», посвящённое перспективам дальнейшего использования Международной космической станции (МКС) и создания Российской орбитальной служебной станции (РОСС).
Посмотреть вложение 1
В нынешней ситуации «Роскосмос» вынужден оптимизировать затраты на реализацию проекта МКС. Кроме того, ранее руководитель госкорпорации Дмитрий Рогозин говорил, что решение о продлении эксплуатации МКС после 2024 года ещё не принято. При этом без российского участия станция, по сути, обречена, поскольку выработала свой ресурс.

В дальнейшем Россия планирует сосредоточить усилия на развитии РОСС. Как говорится, уже принято решение после защиты эскизного проекта нового орбитального комплекса приступить к разработке конструкторской документации и созданию его модулей.


«Кроме того, председатель Набсовета Юрий Борисов отметил принципиальную государственную и гражданскую позицию "Роскосмоса" в условиях санкционного давления на страну», — отмечается в официальном сообщении.

Первый модуль российской орбитальной станции могут запустить в 2026 году.
 
[Impact]Российские космонавты выйдут в открытый космос 18 апреля[/Impact]

Государственная корпорация «Роскосмос» сообщает то том, что 52-й плановый выход российских космонавтов в открытый космос (ВКД-52) состоится ровно через неделю — 18 апреля.
Посмотреть вложение 1
Внекорабельной деятельностью займутся Олег Артемьев и Денис Матвеев. Они выйдут в открытый космос в 17:25 по московскому времени из малого исследовательского модуля «Поиск».

Продолжительность работ на внешней поверхности Международной космической станции (МКС) составит 6 часов 38 минут. В основном задачи выхода связаны с интеграцией манипулятора ERA в состав российского сегмента МКС.



«Космонавтам "Роскосмоса" предстоит установка и подключение, а также проверка внешнего пульта манипулятора, демонтаж защитных крышек, перестановка блока телекамеры многоцелевого лабораторного модуля "Наука", установка адаптера переносного рабочего места на внешней поверхности "Науки"», — говорится в сообщении государственной корпорации.

Таким образом, второй в этом году выход в открытый космос положит начало серии работ, посвящённых подключению и интеграции манипулятора в состав станции.
 
[Impact]Россия повременит с созданием метановой ракеты «Амур-СПГ»[/Impact]

Генеральный директор государственной корпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин рассказал о планах по созданию метановой ракеты-носителя «Амур-СПГ». Реализация проекта, по всей видимости, затянется.

«Амур-СПГ» — это двухступенчатый носитель с первой ступенью многократного использования. В качестве компонентов топлива должны использоваться сжиженный природный газ и жидкий кислород. Изначально говорилось, что для новой ракеты будет создан стартовый стол на космодроме Восточный. Первый пуск планировалось организовать в 2026 году.

«Что касается ракеты "Амур-СПГ", то она появится тогда, и никак не раньше, когда мы почувствуем, что пора завершать эксплуатацию "Союза-2". Сейчас в России присутствует весь спектр ракет-носителей от лёгкого до тяжёлого класса. Соответственно, нет сейчас задачи форсировать создание ракет-носителей», — приводит «РИА Новости» слова господина Рогозина.

Отмечается также, что в 2024 году в России будет создан метановый двигатель РД-0169. Планируется выполнение его комплексных испытаний.
 
Без русского движка. На чём теперь будут летать в космос американцы?

Сюжет Санкции в отношении России и ответные меры РФ

Ракетный двигатель РД-180 для РН «Атлас — 5» во время сборки в цехе Научно-производственного объединения энергетического машиностроения имени академика В. П. Глушко.

События на Украине серьёзно повлияли на мировую космическую отрасль. За прошедшее с 24 февраля время руководителями крупнейших космических агентств было сделано множество заявлений, приостановлены контракты и совместные проекты, прекращены запуски космических аппаратов и различные поставки.

Наиболее чувствительным для США стал отказ Роскосмоса обслуживать оставшиеся у американцев ракетные двигатели РД-180 и поставлять новые РД-181. А ведь именно эти движки, считающиеся лучшими в мире, много лет обеспечивали NASA наиболее интересные и стратегически важные космические миссии. На чём же они будут летать теперь?


Выводили даже их военные спутники

Ракетный двигатель РД-180 был разработан в середине 1990-х в НПО Энергомаш на основе советского РД-170. С 1997 года эти двигатели поставлялись в США — тогда они понадобились для американских ракет «Атлас-3» и «Атлас-5» и были разработаны специально под них. Контракт не раз продлевался: хотя заокеанские «партнёры» давно пытаются избавиться от тягостной для них зависимости от российского производителя, создать полноценный аналог собственными силами они не могут.

На РД-180 в космос отправлялись такие миссии, как New Horizons, InSight, Lunar Reconaisance Orbiter, Solar Orbiter, Juno и многие другие. Стоит сказать, что на протяжении четверти века российские двигатели, установленные на ракетах «Атлас-3» и «Атлас-5», выводили на орбиту в том числе и американские военные спутники. Причём ракеты всегда запускали только при участии российских представителей — разработчиков РД-180. Наши инженеры на всех этапах подготовки к старту проверяли двигатели: осуществляли так называемый авторский надзор.
С 2014 года на Россию начали оказывать санкционное давление, и некоторые эксперты полагали, что поставки РД-180 за океан прекратятся. Вопреки ожиданиям, в декабре 2014-го с американцами был подписан очередной контракт — на этот раз на поставку двигателей РД-181. Это экспортный вариант, разработанный для ракет «Антарес». На этих носителях NASA отправляет на орбиту космические грузовики Cygnus.

Тяга будет почти в два раза меньше

Как уже сказано, заменить российские двигатели американцы пытаются давно. И кое-какие варианты у них есть, пусть и не такие надёжные и дешёвые. Хвалёный Илон Маск ставит на свои ракеты различные модификации двигателя Merlin, который разработан его компанией SpaceX и эксплуатируется с 2006 года. Правда, для того чтобы хоть как-то сравняться по характеристикам и эффективности с РД-180, на одной ракете приходится использовать несколько двигателей. Так, на первой ступени Falcon 9 их стоит девять штук. А на ракете-носителе сверхтяжёлого класса «Falcon Heavy» — аж 27! Кроме того, компания Маска продолжает работу над двигателем Raptor, который планируется применять на космическом корабле Starship.

Сначала в качестве альтернативы РД-180 американцы рассматривали двигатель AR1 от компании Aerojet Rocketdyne. Его планировалось устанавливать на всё те же «Атласы», но, когда подошёл срок, выяснилось, что разработка находится в сыром состоянии. Огневые испытания отложены как минимум до конца 2022 года.

Сейчас наиболее подходящим вариантом замены российскому движку считают BE-4, который создаётся компанией Джеффа Безоса Blue Origin. Его тяга будет больше, чем у двигателя Илона Маска Merlin, но почти в два раза меньше, чем у РД-180. Принципиальное отличие этого двигателя в том, что он метановый. Однако важнее то, что BE-4 до сих пор не испытан в полётах: его производство и ввод в эксплуатацию отстают от запланированных сроков.

А вот заменить РД-181, на которых летали ракеты «Антарес», сейчас вообще нечем. О таких разработках ничего не известно, а между тем отправлять к МКС грузовые корабли Cygnus американцам как-то придётся. Во всяком случае, два запуска на ближайшие пару лет в их планы входят.

Что потеряет Роскосмос

Что будут делать в такой ситуации NASA и Европейское космическое агентство? И какими финансовыми потерями это обернётся для российской стороны? Об этом АиФ.ru спросил у научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева:

«Во время наиболее интенсивного использования американцами РД-180 он покрывал 10% потребностей США в ракетных двигателях первых ступеней ракет-носителей. Всего американцам были поставлены 122 таких двигателя. Контракт по РД-180 был завершён в прошлом году — он принёс НПО Энергомаш более миллиарда долларов.

В настоящее время у США есть запас РД-180 — около 20 двигателей. Их с лихвой хватит на все оставшиеся запуски ракеты-носителя “Атлас-5”, на которой этот тип двигателей используется. Потом “Атлас-5” будет заменена на более совершенную ракету “Вулкан-Кентавр”, на первой ступени которой будут стоять двигатели BE-4, которые разрабатывает компания Джеффа Безоса. Первый пуск “Вулкана” ожидается уже в этом году.

Второй двигатель, который мы поставляли в США — РД-181 для ракеты-носителя “Антарес”. Всего было запущено 11 ракет с такими двигателями. В среднем они летали два раза в год, что приносило НПО Энергомаш доход в 40 миллионов долларов. Теперь, когда по инициативе Роскосмоса поставки двигателя РД-181 прекращены, у американской корпорации Northrop Grumman, которая его закупала, есть два варианта действий. Первый: она может вообще отказаться от запусков ракет “Антарес”. Для функционирования МКС это не будет критичным, так как все необходимые функции сможет выполнять компания SpaceX со своими кораблями. Второй: запускать грузовики к МКС на ракетах “Атлас-5”, как уже было после аварии 2014 года. К этим ракетам двигатели РД-180 у американцев ещё имеются, о чём я уже сказал.

Что касается Европы, то с ней у нас было два больших коммерческих проекта — запуски спутников OneWeb и запуски с космодрома Куру спутников различных иностранных заказчиков. Сейчас оба проекта прекращены. Планируемые к запускам полезные нагрузки уйдут на европейские ракеты-носители “Вега” и “Ариан”, а также на ракеты фирмы SpaceX.
Что в результате потеряет Роскосмос?

Доход от запусков OneWeb должен был составить 1 миллиард долларов, и на момент прекращения этот проект выполнен на 60%. C космодрома Куру наши “Союзы” летают с 2011 года, всего совершено 27 запусков. Потери России из-за отказа от этого проекта составят примерно 200 миллионов долларов в год».
 
[Impact]В России разработана «коробка передач» для космических аппаратов[/Impact]

Государственная корпорация «Роскосмос» сообщает о том, что специалисты Самарского университета разработали уникальную систему управления положением космических кораблей. Решение открывает новые возможности для повышения манёвренности аппаратов и для более эффективного расходования их энергии.
Посмотреть вложение image.png

Речь идёт о многороторной системе, которую, по словам учёных, можно назвать «механической коробкой передач для космоса». Она может быть реализована как на крупномасштабных космических аппаратах, так и на небольших спутниках.

Принцип работы такой «коробки» основан на мгновенном подключении и отключении дополнительных роторов, что позволяет не только повысить управляемость аппарата, но и увеличить его энергоэффективность.


«Внутри многороторного ядра, по словам учёных, можно соединять как одноосевые внутренние роторы, так и роторы с ортогональными осями, что даёт возможность мгновенно менять угловое положение аппарата в пространстве за счёт уже накопленного кинетического момента и энергии вращающихся роторов», — говорится в публикации.

Более того, система позволяет мгновенно избавиться от гироскопических эффектов при управлении космическим аппаратом, спутником или станцией. Благодаря этому значительно облегчается маневрирование.
 
[Impact]В России запатентован лунный «экскаватор»[/Impact]

Входящая в структуру «Роскосмоса» ракетно-космическая корпорация «Энергия» работает над созданием машины, предназначенной для функционирования на Луне и способной удалять крупные камни, производить срезы элементов микрорельефа, разрыхлять грунт и осуществлять другие работы. Об этом свидетельствует патентная документация, о которой рассказало ТАСС.

Машина представляет собой своего рода экскаватор: с одной стороны она оснащена бульдозерным отвалом и стрелой с ковшом, с другой расположены рыхлитель, стойка с поручнями и пульты управления — здесь предусмотрено место для космонавта. Оператор пребывает в вертикальном положении, закрепив своё положение магнитным фиксатором, полужёстким упором под ранец и креплением для ботинок скафандра.

«Инженерная луномашина содержит несущий ферменный каркас, ходовую часть, пульт и блоки управления, оборудование строительно-землеройного назначения, гусенично-колесные модули с возможностью трансформирования их в колёсные движители и настил. <...> При необходимости космонавт освобождается от закрепления ботинок скафандра, с портативным пультом переходит на грунт и управляет процессом разработки грунтов», — цитирует ТАСС описание патентной заявки.

Таким образом, лунный аппарат предназначается для расчистки и планирования исследовательской площадки посредством отвала, а дальнейшая работа включает разрыхление и копание грунта.
 
[Impact]Ещё один спутник связи «Меридиан-М» двойного назначения будет запущен до конца года[/Impact]

Министерство обороны Российской Федерации планирует вывести на орбиту новый спутник связи «Меридиан-М» двойного назначения до конца текущего года. Об этом сообщил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Посмотреть вложение 1
В марте нынешнего года уже был запущен космический аппарат двойного (военного и гражданского) назначения «Меридиан-М». Он предназначен для обеспечения связи морских судов и самолётов ледовой разведки в районе Северного морского пути с береговыми, наземными станциями, расширения сети станций спутниковой связи северных районов Сибири и Дальнего Востока.

«Ещё один космический аппарат "Меридиан-М" будет запущен до конца года», — приводит ТАСС слова генерала армии.


Господин Шойгу отметил, что в целях наращивания возможностей системы управления ВС РФ в 2021 году завершено формирование 24-й отдельной бригады связи Верховного главного командования.

Ожидается, что запуск нового аппарата поможет в развитии экономики Российской Федерации. Это очень важно в сложившейся ситуации.
 
[Impact]Россия и Китай расширят сотрудничество в сфере пилотируемой космонавтики[/Impact]

Стало известно, что Россия и Китай планируют развивать взаимодействие в сфере пилотируемой космонавтики. Об этом сообщило информационное агентство ТАСС со ссылкой на данные государственной корпорации «Роскосмос».


«Учитывая стратегический характер партнёрских отношений России и Китая, мы, несомненно, будем развивать сотрудничество с китайскими партнёрами в области пилотируемой космонавтики», — приводит источник слова представителя пресс-службы «Роскосмоса».

В госкорпорации уверены, что постоянное присутствие космонавтов на низкой околоземной орбите является важным. Поэтому уже сейчас осуществляется проработка вопросов касательно дальнейшей самостоятельной работы, а также кооперации с китайскими коллегами. В «Роскосмосе» отметили, что Китай имеет большой потенциал в сфере пилотируемой космонавтики. Сотрудничество в данном направлении организовано в рамках Совместной российско-китайской комиссии по сотрудничеству в области пилотируемой космонавтики.

Напомним, в начале этого месяца глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявлял, что Россия и Китай могут обсудить строительство совместных модулей для китайской орбитальной станции «Тяньгун». Позднее представитель МИД КНР говорил о намерении Поднебесной пригласить космонавтов из других стран для реализации совместных проектов на собственной орбитальной станции, которая должна быть полностью введена в работу к концу этого года. При этом в Управлении программы пилотируемых космических полётов КНР говорили о намерении организовать равноправное сотрудничество в рамках национальной орбитальной станции с Россией и другими государствами, несмотря на сложную геополитическую ситуацию в мире.
 
Роскосмос как собиратель операторов спутников российских...
28.4.2022
Итак, из сообщений СМИ:

"Выступая с приветственным словом к участникам конгресса "Сфера", глава "Роскосмоса" Д.О.Рогозин пригласил частные компании и государственных операторов связи собраться в "единый кулак". По мнению руководителя госкорпорации, подобная гибкая структура позволит совместить интересы частных компаний и "Роскосмоса" в переговорах с правительством России по развитию орбитальной группировки страны".

Что ж, попробуем разобраться, как это может произойти и какие плюсы и минусы могут быть при реализации этой незаурядной идеи. Так как призыв касается "операторов связи", то навигация, метеорология и ДЗЗ (Дистанционное зондирование Земли) остается однозначно вне будущего "кулака".

Проведем ревизию, чем богата Земля наша по части операторов спутниковой связи.


1. На первом месте по всем параметрам ФГУП "Космическая связь" (сокр. ГПКС)
, управляется сейчас Минцифры и имеет статус стратегического предприятия, управляет государственным имуществом, находящимся очень далеко от границ родины – спутниками на геостационарной орбите 36000 км от экватора), а от Москвы еще дальше.

2. Второй оператор – ОАО "Газпром космические системы" (сокращенно ГКС), друг-соперник, и иногда конкурент ГПКС. Большой Газпром имеет в нем 85+% (ПАО "Газпром" — 79,80%, ПАО "РКК Энергия" — 16,16%, ГазпромБанк (АО) — 4,04%). Напомню, что РКК "Энергия" — это предприятие Роскосмоса, которое строило ИСЗ связи, но не очень успешно.

3. Следующим оператором собственных ИСЗ является АО "Гонец", принадлежащее самому Роскосмосу, которое владеет и управляет низкоорбитальной группировкой "Гонец" и геостационарными спутниками "Луч", которые в основном используются для организации связи с Международной космической станцией, а так же, как пишет Википедия, …ракеты-носители, разгонные блоки и др. КА. "Луч" будут принимать от них информацию (как телеметрическую, так и целевую) на участках полёта, находящихся вне зон видимости с территории России, и ретранслировать её в режиме реального времени на российские земные станции.

Спутниковая группировка "Гонец", базируется на технологиях прошлого века и по сути является "космическим пейджером". Несмотря на огромные усилия пришедшей туда команды, наладить коммерческую деятельность и продажу услуг "Гонцов" возможно только среди соспредприятий, которые должны ориентироваться строго на отечественные ИСЗ. Увы, сами аппараты "Гонец" и их возможности — это даже не ВАЗ-2101 на нынешнем авторынке, и торговать таким продуктом чрезвычайно сложно.

Это все операторы, имеющие собственные спутники связи.
Но помимо них, есть и другие компании, являющиеся операторами спутниковой связи
. Перечислим их.

1. ФГУП "Морсвязьспутник", который обладает монополией в России на услуги связи спутниковой группировки INMARSAT (ее штаб-квартира в Лондоне). INMARSAT недавно куплен компанией ViaSat (США) —одним из крупнейших поставщиков Пентагона.

2. ООО "Иридиум Коммьюникешенс", основным акционером (59%) которой является американская компания Iridium Communication LLC, предоставляющая услуги в том числе Пентагону и другим военным из стран НАТО. "Иридиум" на сегодня единственная глобальная спутниковая сеть, которая может обеспечить услуги в Арктике, трассе Северного морского пути и на полюсах.

Также "Инмарсат" и "Иридиум" являются операторами спутниковой связи, терминалами которых согласно Морскому регистру, должны быть обеспечены все морские суда, собирающиеся выйти в море.

3. ЗАО "Джи Ти Эн ТИ" (GTNT)
– оператор подвижной персональной спутниковой системы связи Thuraya. "Турайя" — геостационарный спутник связи, принадлежащий компании Al Yah Satellite Communications из Арабских Эмиратов.



Отмечу так же, что все три последние компании, неукоснительно выполняют требования российского Закона о связи в части создания в РФ станций "приземления" трафика и требования СОРМ. Но также честно признаем, что управление этими спутниками находится в "чужих", и не всегда дружеских нам руках.

Есть еще просто компании — операторы спутниковой связи, например, РТКОММ, или "АльтегроСкай", не имеющие собственных ИСЗ или эксклюзивных прав на какие либо зарубежные ИСЗ, но для простоты мы их сейчас вообще исключим из списка, ибо и с тем, что уже перечислили хлопот не оберешься...

Но есть нюансы...
Первый вопрос, который встанет перед создателями будущего "кулака" – сколько и каких "пальцев" в нем будет? Если критерий – наличие собственных ИСЗ, то однозначно первые три. По крайней мере, Роскосмос — это создатель российских спутников связи, и именно первые три оператора будут их эксплуатировать. Ожидать, что "Иридиум" или INMARSAT закажут что-то у Роскосмоса, я представить себе (в рамках доступных мне лекарственных средств) не могу.

В чем может быть плюс от создания Единого спутникового оператора? Теоретически это создание единой наземной инфраструктуры, единой (типовой) спутниковой платформы для будущих ИСЗ, единой службы продаж, сокращение административно-хозяйственного персонала и расходов – в общем все, что обычно пишут нанятые консультанты при подготовке любой сделки по слиянию двух компаний, выполняя заказ их нанявшего заинтересованного лица. Отметим, что иногда, как это ни странно, часть написанного такими консультантами реально происходит в жизни.

Разумное зерно в объединении, тем не менее, есть – раньше у ГПКС и ГКС была возможность заказа ИСЗ у иностранных компаний Thales Alenia Space ("Ямал-402") или Airbus Defence and Space ("Экспресс АМУ1"). Как вы понимаете, это теперь остатки былой роскоши, и будущее этих группировок будет коваться в цехах ИСС им. Решетнева в Красноярске. А чем больше серия, тем меньше стоимость одного изделия, как показал нам всем Илон Маск, не к ночи и месту тут помянутый. Плюс, объединяя (а по сути, поглощая) этих двух операторов, Роскосмос получит около 20 миллиардов рублей коммерческой выручки от реальных клиентов, будет создана новая административная структура с соответствующими креслами и окладами.

Так же заметим, что польза от попадания в "кулак" может быть и для ГПКС, и для ГКС. На данный момент они вынуждены брать кредиты на создание ИСЗ (то есть, закупку их у Роскосмоса), а ГКС еще и покупать ракету для запуска спутника на орбиту. Кредиты и проценты по ним надо отдавать, и перед получением кредита еще и обосновать перед банками наличие будущей выручки на 10+ лет вперед. При этом стоимость и сроки производства отечественного ИСЗ определяется закономерностью "всегда вверх (стоимость) и вправо (сроки)".

При создании единого оператора все эти нюансы будут погребены внутри Роскосмоса, который исторически сидит на бюджетных деньгах.

Есть еще один потенциальный нюанс – возможное наличие долгов у ГКС/ГПКС по взятым на строительство ИСЗ, в том числе валютных. При объединении их в новую структуру долги и обязательства по ним можно будет "перевесить" на новую структуру и покрыть из бюджета.

В общем как ни крути, плюсов не мало.. Но "не все так однозначно", как говорят в интернетах.

Как юридически это оформить?
Роскосмос – это госкорпорация, и акая форма будет у будущего Единого спутникового оператора? – видимо АО.

С АО "Гонец" будет просто – это то же акционерное общество, можно просто передать ее акции в новое АО. А вот с ГПКС, которая ФГУП, так не получится: его перед тем, как вливать куда-то в АО, надо сначала акционировать. А ГКС вообще нужно извлечь из Газпрома, который неоднократно хвалился, что он единственная в мире нефтегазовая компания, у которой есть собственные спутники. Хватит ли Дмитрию Олеговичу ораторского искусства и аппаратного веса, чтобы убедить наше Национальное Достояние стать "как все остальные"?

Далее. Как ни крути, но ГПКС и ГКС – это рыночные компании, работающие на конкурентном рынке, в том числе в конкуренции с зарубежными операторами. У обеих есть отстроенная система продаж – на подготовку менеджера, который может реализовывать такой продукт, уходит от 5 лет (это мой личный печальный опыт). Как из двух, а точнее трёх команд получить одну? То же самое можно сказать и об инженерных командах, ибо спутники ГПКС и ГКС "создают" практически сами, определяя их под требования рынка – это самая сложная и творческая работа. ИСС строит потом то, что было задумано инженерами ГКС/ГПКС.

Еще одна огромная проблема – санкции. ГПКС и ГКС успешно торгуют российским высокотехнологическим продуктом, то есть, частотно-орбитальным ресурсом российских ИСЗ на зарубежных рынках. Просто возьмите зоны покрытия их ИСЗ и посмотрите какие регионы мира они покрывают: например, "Экспресс АМ8" – всю Европу, "Ямал-402" – Европу и половину Африки. В некоторые годы доля валютной выручки с зарубежных рынков (в том числе из стран, которые теперь нам совсем недружественные) достигала 30%!!! И если теперь это все превратится в "единый кулак", есть серьезное опасение, что нынешние клиенты ГПКС и ГКС воспримут будущего Единого спутникового оператора имени Роскосмоса, не то чтобы просто как "кулак", а, вспомнив историю "как OneWEB свои спутники на Союзах запускал", так вообще как потенциальную "дулю" перед своим носом.

Итого, полномочиями облеченным есть над чем подумать, если не махать сразу шашкой. Хотя, может, времена стоят ныне такие, что нет времени думать – "тут рубить надо".

Что ж, поживем – увидим…
 
[Impact]Рогозин: запуск российских аппаратов «Луна-26» и «Луна-27» может быть отложен — у «Роскосмоса» есть дела поважнее[/Impact]

Не исключено, что сроки реализации российской лунной программы будут пересмотрены. Об этом сообщил генеральный директор государственной корпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин.
Посмотреть вложение image.png
В текущем году, как ожидается, будет запущена автоматическая станция «Луна-25» для изучения поверхности Луны в околополярной области и отработки технологии мягкой посадки. Миссию «Луна-26» для картографирования планировалось осуществить в 2024 году, а «Луна-27» для исследования грунта — в 2025-м. Теперь же говорится, что график, вероятно, будет изменён.

«Что касается миссии орбитального аппарата "Луна-26" и тяжёлого посадочного аппарата "Луна-27", они будут, возможно, скорректированы с учётом того, что в текущей ситуации мы основные финансовые и производственные ресурсы будем тратить на увеличение орбитальной группировки. Это сейчас важнее», — приводит ТАСС заявление господина Рогозина.



По словам главы «Роскосмоса», в настоящее время речь идёт прежде всего о жизнеспособности российской орбитальной группировки, а также о её работе в качестве группировки двойного и военного назначения. Поэтому реализация ряда научных миссий может быть отложена.
 
[Impact]Российские космонавты в течение лета совершат пять выходов в открытый космос[/Impact]

В ближайшие месяцы российским космонавтам предстоит напряжённая работа в открытом космосе. График внекорабельной деятельности обнародован на страницах журнала «Русский космос», публикуемого государственной корпорацией «Роскосмос».
Посмотреть вложение 1
В частности, 19 мая запланирован выход в открытый космос Олега Артемьева и Дениса Матвеева по программе ВКД-54. Примерно через месяц, 20 июня, состоится выход в открытый космос по программе ВКД-55 для подготовки к переносу шлюзовой камеры с модуля «Рассвет» на модуль «Наука».

На 15 июля намечен выход в открытый космос Олега Артемьева и Дениса Матвеева по программе ВКД-56 для переноса радиатора теплообменника с модуля «Рассвета» на модуль «Наука». Эти же космонавты продолжат внекорабельную деятельность 17 июля по программе ВКД-57.



Кроме того, выходы Олега Артемьева и Дениса Матвеева в открытый космос запланированы на 10 и 12 августа в рамках программ ВКД-58 и ВКД-59. Таким образом, в течение лета российские космонавты совершат пять выходов в открытый космос.

«Выход в открытый космос — одна из самых сложных и опасных операций. За кажущейся лёгкостью перемещений космонавтов — многие часы напряжённой подготовки на Земле и тяжёлый труд на орбите», — отмечается в публикации.
 
[Impact]Глава «Роскосмоса» пообещал отправить на Луну станцию «Луна-25» до конца сентября[/Impact]

В ходе выступления на марафоне «Новые горизонты» общества «Знание» руководитель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин пообещал, что ещё до конца сентября к Луне отправится первая за долгие десятилетия отечественная миссия.

По словам Рогозина модуль «Луна-25» отправится к спутнику Земли с космодрома «Восточный» позже запланированного. Как сообщает РИА «Новости», ранее ожидалось, что создаваемая в НПО им. Лавочкина станция будет отправлена к Луне уже в середине лета, в июле.

Как ожидают учёные, автоматический аппарат совершит посадку в районе южного полюса Луны и проведёт ряд запланированных экспериментов, в том числе — криогенное бурение. Оно должно осуществляться до глубины 2 м, основная цель — поиск на планете древней воды.

По мнению представителя Института космических исследований РАН Натана Эйсмонта, учёные предполагают, что в районе лунных полюсов в кратерах имеются участки, куда никогда не попадал солнечный свет. Благодаря этому отсутствует испарение — если на Луне ранее была вода, она остаётся в кратерах.

Проект имеет важнейшее значение для космической программы и космических амбиций России. Станцию «Луна-24» запускал ещё СССР в 1976 году, более 45 лет назад. Учёные уже сообщали, что оптимальным «окном» для отправки станции к Луне должен стать период с 25 мая по 19 октября 2022 года.
 
[Impact]Будущая российская орбитальная станция будет автоматической, но сможет принять экипаж[/Impact]

Совет РАН по космосу и президиум Научно-технического совета госкорпорации «Роскосмос» пришли к выводу, что Российская орбитальная служебная станция должна быть автоматической. Это означает, что участие экипажа в её работе потребуется только для доставки и установки оборудования. Об этом пишет информационное агентство ТАСС со ссылкой на слова гендиректора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина.
«Новая российская орбитальная служебная станция будет автоматической, а космонавты будут лишь обслуживать её и менять аппаратуру», — сообщил Дмитрий Рогозин в своём Telegram-канале.

При этом он отметил, что станция сможет принимать космонавтов. «Станция будет способна принимать долговременные пилотируемые экспедиции, но в целом она будет работать в автоматическом режиме. Это не гостиница для космонавтов и туристов, а робототехническая многофункциональная платформа высокодетального наблюдения за Землёй и околоземным пространством, управление которой в случае необходимости будет переходить экипажу», — добавил господин Рогозин.

Ранее Дмитрий Рогозин говорил, что 26 мая будет рассматриваться итог первого этапа эскизного проекта Российской орбитальной служебной станции. На заседании планировалось рассмотреть вопрос наклонения орбиты. Предлагалось два варианта: высокоширотная станция или станция, которая сохранит свою работу на той орбите, где сейчас работает Международная космическая станция, путём разделения российского сегмента и оставшейся части МКС.
 
[Impact]«Роскосмос» начал готовить к запуску первый модуль российской орбитальной станции[/Impact]

Генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил о том, что государственная корпорация не будет дожидаться окончания эскизного проектирования новой российской орбитальной служебной станции, а начнёт заранее готовить Научно-энергетический модуль (НЭМ) к запуску в качестве её первого элемента.
Посмотреть вложение image.png
Предполагается, что новая станция будет принципиально отличаться от МКС. На начальном этапе комплекс, помимо научно-энергетического модуля, будет включать ещё три: узловой, шлюзовой и базовый. После 2030 года добавятся ещё несколько блоков — целевые модули.



Отмечается, что модуль НЭМ находится в высокой степени готовности. «По научно-энергетическому модулю мы договорились [с правительством РФ], так что не будем ждать окончания эскизного проекта российской орбитальной служебной станции. Что там надо сделать, я объясню. Нужен дополнительный модуль к нему, к НЭМу, который будет внутри себя иметь силовые гиродины, позволяющие удерживать эту конструкцию на орбите. Мы это, видимо, начнём делать немедленно», — приводит «РИА Новости» заявления господина Рогозина.

Говорится также, что отправлять НЭМ к Международной космической станции больше не планируется.
 
[Impact]«Роскосмос» в полтора раза ускорит создание аппаратуры для спутников[/Impact]

Государственная корпорация «Роскосмос» возьмёт на вооружение новый подход, который позволит значительно сократить сроки создания бортовой аппаратуры для новых космических аппаратов.
Посмотреть вложение 1
Речь идёт об унификации оборудования для спутников. Такой метод позволяет при тиражировании заблаговременно отработанных технических решений не тратить длительное время на наземную экспериментальную отработку, как это делается сейчас. В результате, может быть существенно ускорено производство собственно спутников, что важно в свете реализуемой комплексной программы по расширению российской орбитальной группировки.

«Он [новый подход] позволяет в полтора раза снизить сроки поставки бортовых систем при безусловном сохранении качества и надёжности продукции. По этой технологии будут созданы новые КА "Гонец-М1", "Канопус-ВО", эскизное проектирование по которым уже завершается», — приводит «РИА Новости» заявления пресс-службы «Роскосмоса».

Комплекс «Гонец-М1» предназначен для обеспечения помехозащищённой связи с возможностью выхода в сети общего пользования и интернет в режиме, максимально близком к реальному времени. Эти спутники также обеспечат сбор и передачу данных о состоянии подвижных объектов и местоположении абонентов.

Что касается «Канопус-ВО», то данная система призвана обеспечить оперативный мониторинг чрезвычайных ситуаций.
 
[Impact]«Роскосмос» возобновил переговоры с ЕКА по проекту «ЭкзоМарс»[/Impact]

Генеральный директор государственной корпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин сообщил о возобновлении переговоров с Европейским космическим агентством (ЕКА) по проекту ExoMars («ЭкзоМарс»), нацеленному на изучение Красной планеты.
Посмотреть вложение 1
Напомним, в сложившейся ситуации «Роскосмос» и ЕКА отказались от реализации второй фазы названной миссии, для которой были разработаны российская посадочная платформа «Казачок» и европейский ровер «Розалинд Франклин» (Rosalind Franklin). Запуск, намечавшийся в период с 20 сентября по 1 октября 2022 года с космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-М», был отменён.

После этого «Роскосмос» заговорил о планах по реализации собственного проекта по изучению Марса. Сообщалось, что для этого будет изготовлена долгоживущая стационарная посадочная платформа с набором научного оборудования. И вот теперь стало известно, что ставить крест на миссии «ЭкзоМарс» рано.

Как рассказал господин Рогозин, ресурса приборов и посадочной платформы «Казачок» хватит, чтобы запустить аппарат в 2024 году. «Роскосмос» планирует получить ответ от ЕКА по проекту «ЭкзоМарс» в 20-х числах июня.

«Коллеги из ЕКА обещали обратиться к патронам в лице стран — участников ЕКА. Если те пойдут навстречу и скажут, что согласны, тогда миссия может быть реализована», — приводит ТАСС заявления руководителя «Роскосмоса».

При этом отмечается, что вероятность положительного ответа не слишком высока — она составляет 7–8 %.
 
[Impact]«Роскосмос» пока не готов отправлять российских космонавтов на американском корабле Starliner[/Impact]

В государственной корпорации «Роскосмос» прокомментировали возможность отправки российских космонавтов на МКС на американском пилотируемом корабле Boeing Starliner в рамках программы перекрёстных полётов.
Посмотреть вложение 1
Напомним, ранее премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин подписал распоряжение, позволяющее «Роскосмосу» вести переговоры с Национальным управлением США по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) об исполнении соглашения по перекрёстным полётам.

В рамках этого договора космонавт Анна Кикина может первой полететь на американском корабле SpaceX Crew Dragon, запуск которого запланирован на 1 сентября 2022 года. Перед этим она пройдёт специальную подготовку в США, включая тренировки со скафандром, и поучаствует в лекционных занятиях по последним изменениям в работе некоторых систем Crew Dragon.

Что касается корабля Boeing Starliner, то говорить об отправке на нём российских космонавтов, по мнению «Роскосмоса», преждевременно.

«Пока в рамках лётных испытаний американский корабль Starliner не совершил ни одного полёта без замечаний, поэтому говорить о возможности полёта российских космонавтов на нём преждевременно», — приводит ТАСС заявления представителей госкорпорации.
 
Назад
Сверху