Что нового?
Пикник ТВ

This is a sample guest message. Register a free account today to become a member! Once signed in, you'll be able to participate on this site by adding your own topics and posts, as well as connect with other members through your own private inbox!

Актуальное от Роскосмоса: Новости и Развитие Российской Космической Программы

[Impact]«Роскосмос» показал внешний вид будущей орбитальной станции[/Impact]

Генеральный директор государственной корпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин опубликовал изображения, дающие представления об облике и конструктивных особенностях будущей Российской орбитальной служебной станции (РОСС).
Посмотреть вложение 3
Напомним, РОСС в перспективе станет для России заменой Международной космической станции (МКС). Новый орбитальный комплекс будет строиться по модульному принципу, а его первый блок могут запустить в 2026 году. «Так видят наши конструкторы в эскизном проекте облик РОСС с "припаркованными" к ней новыми пилотируемыми кораблями, работа над которыми идёт в Ракетно-космической корпорации "Энергия"», — отметил господин Рогозин.
Посмотреть вложение 2
Конструкция РОСС включает целевой, производственный и научно-энергетический модули, а также специализированную платформу обслуживания. Впоследствии могут быть добавлены другие блоки разного назначения.

Посмотреть вложение 1
Отмечается, что для перемещения РОСС или её отдельных модулей на другие высокие орбиты, в том числе лунную, будет использоваться межпланетный ядерный буксир «Зевс», разработкой которого заняты специалисты КБ «Арсенал», Центра Келдыша и предприятий госкорпорации «Росатом».


Для РОСС планируется использование доказавшей свою надёжность пилотируемой системы, состоящей из двух кораблей («Прогресс» и «Союз»). В то же время будут разработаны новые перспективные корабли.
 
[Impact]Следующий запуск тяжёлой ракеты «Протон-М» намечен на осень[/Impact]

Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева (ГКНПЦ) рассказал о планах по запуску ракет-носителей «Протон-М, эксплуатация которых близится к завершению.
Посмотреть вложение image.png
Как сообщает «РИА Новости», ссылаясь на заявления руководителя ГКНПЦ Алексея Варочко, ближайший пуск тяжёлой ракеты «Протон-М» намечен на осень нынешнего года. Речь идёт о выводе на орбиту космического аппарата в интересах иностранного заказчика.

В настоящее время носитель находится на техническом комплексе космодрома Байконур. Скоро должны начаться работы с космической головной частью. Какой именно спутник будет выступать в качестве полезной нагрузки, не уточняется.

Первый запуск «Протона-М» состоялся более двадцати лет назад — в апреле 2001 года. Ракета предназначена для вывода на орбиту различных космических аппаратов по государственным и коммерческим программам. С момента ввода в эксплуатацию носитель прошёл несколько этапов модернизации.

Сообщается, что сейчас в России осталось четырнадцать ракет «Протон-М» — собранных или находящихся на стадии производства. После их запуска эксплуатация данного ракетного комплекса завершится. В дальнейшем запуски тяжёлых космических аппаратов планируется осуществлять на носителя семейства «Ангара».
 
[Impact]Европа прекратила работы с Россией по проекту «ЭкзоМарс», а Рогозин запретил космонавтам на МКС пользоваться европейским манипулятором ERA[/Impact]

Европейское космическое агентство (ЕКА) приняло решение о прекращении сотрудничества с «Роскосмосом» по программе «ЭкзоМарс-2022» (ExoMars-2022). Об этом заявил генеральный директор агентства Йозеф Ашбахер.
Посмотреть вложение image.png
Напомним, «ЭкзоМарс-2022» — совместная инициатива России и Европы по изучению Красной планеты. Для миссии были разработаны российская посадочная платформа «Казачок» и европейский ровер «Розалинд Франклин» (Rosalind Franklin). Старт планировалось выполнить осенью нынешнего года с космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-М».

Однако в сложившейся ситуации судьба проекта оказалась под вопросом. Запуск был отложен, а переговоры сторон ни к чему не привели.

«Совет ЕКА обсудил ровер и посадочную платформу миссии "ЭкзоМарс", признав, что обстоятельства, которые привели к приостановке сотрудничества с "Роскосмосом", продолжают преобладать. Как следствие, совет [управляющих ЕКА] поручил мне официально прекратить приостановленное в настоящее время сотрудничество с "Роскосмосом" по роверу и платформе "ЭкзоМарс"», — приводит ТАСС заявление господина Ашбахера.
Посмотреть вложение image.png
В свою очередь, руководитель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин отметил, что данное решение перечёркивает труд тысяч учёных и инженеров в Европе и России. В этой связи РФ прекратит работы с европейским манипулятором ERA, который установлен на российском МКС-модуле «Наука».

«Ашбахер заявил о прекращении сотрудничества с "Роскосмосом" по "ЭкзоМарсу". "Роскосмос" предпримет все усилия для возвращения из Италии нашего десантного марсианского модуля. "Казачок" вернётся в родную станицу. А я, в свою очередь, даю команду нашему экипажу на МКС прекратить работу с европейским манипулятором ERA», — сказал Дмитрий Рогозин.
 
[Impact]Новая российская космическая станция проектируется с учётом задач ядерного буксира «Зевс»[/Impact]

Генеральный директор государственной корпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин рассказал свежие подробности о Российской орбитальной служебной станции (РОСС), которая в перспективе придёт на смену МКС.
Посмотреть вложение 1
Новый орбитальный комплекс будет строиться по модульному принципу, а его первый блок могут запустить в 2026 году. В состав РОСС на начальном этапе войдут целевой, производственный и научно-энергетический модули, а также специализированная платформа обслуживания. Впоследствии конфигурация комплекса будет расширяться путём добавления дополнительных блоков.

Как рассказал господин Рогозин, новая станция проектируется с учётом задач ядерного буксира «Зевс». Этот аппарат сможет применяться для транспортировки грузов и тяжёлых кораблей к дальним планетам Солнечной системы. РОСС планируется расположить на такой же орбите, с которой «Зевс» будет отправлять космические корабли к Луне и в дальний космос. Это позволит российским космонавтам выполнять работы по обслуживанию буксира.


«Если говорить об окончательном принятии решения по наклонению орбиты, то это зависит от следующей цепочки факторов. Первое: наклонение орбиты станции должно быть точно таким же, как наклонение орбиты "Зевса", а наклонение орбиты "Зевса" должно быть таким, каким необходимо его иметь с точки зрения оптимальной отлётной траектории к Луне и далее», — приводит «РИА Новости» слова руководителя «Роскосмоса».

Таким образом, новая станция, вероятно, будет размещена не на орбите с наклонением 97–98 градусов, которая была выбрана ранее. Дмитрий Рогозин отметил, что орбита также будет высокоширотной, но не полярной.
 
Дмитрий Рогозин освобождён от должности генерального директора госкорпорации «Роскосмос»
Президент подписал Указ «О Рогозине Д.О.».

15 июля 2022 года14:44
Текст Указа:

1. Освободить Рогозина Дмитрия Олеговича от должности генерального директора Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Юрий Борисов назначен генеральным директором госкорпорации «Роскосмос»
Глава государства подписал Указ «О генеральном директоре Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

15 июля 2022 года14:45
Текст Указа:

1. Назначить Борисова Юрия Ивановича генеральным директором Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
 
[Impact]Рогозина сняли с должности гендиректора «Роскосмоса» — его сменил бывший вице-премьер Юрий Борисов[/Impact]

Президент России подписал сегодня два указа, касающихся госкорпорации «Росмкосмос», и оба вступили в силу с момента подписания: согласно первому, Дмитрий Рогозин освобождается от должности главы компании; согласно второму, на посту его сменяет теперь уже бывший замглавы правительства Юрий Борисов.
Посмотреть вложение 1
Пока нет никакой ясности относительно того, где продолжит работу Дмитрий Рогозин. Он возглавлял «Роскосмос» с 2018 года. При нём начались работы по строительству второй и третьей очереди космодрома «Восточный» и расположенного на той же площадке одноимённого аэропорта. В 2019 году стартовало строительство Национального космического центра в Филях (Москва). Примечательно, что перед уходом в «Роскосмос» господин Рогозин занимал должность вице-премьера, и его преемником на этом посту также стал господин Борисов.

Заметим, что по словам пресс-секретаря Президента РФ Дмитрия Пескова, отставка Рогозина с поста главы «Роскосмоса» «не связана с какими-либо претензиями к его работе». Он так добавил, что Рогозин будет трудоустроен, о чем Кремль сообщит дополнительно.

Юрий Иванович Борисов родился 31 декабря 1956 года в г. Вышний Волочёк (Калининская, ныне Тверская область). Выпускник Пушкинского высшего командного училища радиоэлектроники противовоздушной обороны, а также МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор технических наук. Работал в области радиоэлектроники и оборонной промышленности. Входит в совет директоров ОАО «Уралвагонзавод» и Объединённой авиастроительной корпорации, в «Лигу содействия оборонным предприятиям», является председателем Авиационной и Морской коллегий при Правительстве Российской Федерации, а также заведующим кафедрой электроники в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ».
 
[Impact]«Роскосмос» показал внешний вид будущей российской орбитальной станции[/Impact]

Государственная корпорация «Роскосмос» опубликовала изображения, дающие представление о двух этапах развёртывания будущей Российской орбитальной служебной станции (РОСС). Ранее сегодня глава «Роскосмоса» Юрий Борисов сообщил, что Россия намерена выйти из проекта Международной космической станции (МКС) после 2024 года. При этом основным приоритетом станет строительство РОСС.
Посмотреть вложение image.png
На первом этапе в состав нового орбитального комплекса войдут базовый, шлюзовой, узловой и научно-энергетический модули. Общий объём герметичных отсеков составит 228 м3, объём для целевого оборудования — до 19 м3. В такой конфигурации станция сможет принимать двух космонавтов, а также один или два корабля.
Посмотреть вложение 1
Второй этап развёртывания предполагает добавление целевого и производственного модулей, а также специализированной платформы обслуживания. В результате, суммарный объём герметичных отсеков возрастёт до 667 м3, объём для научного оборудования — до 49 м3. На борту станции смогут находиться одновременно четыре человека. Комплекс сможет принимать до трёх кораблей. Для сравнения, объём герметичных отсеков МКС составляет 916 м3, из которых объём жилых модулей — 388 м3.

Для РОСС планируется использование доказавшей свою надёжность пилотируемой системы, состоящей из двух кораблей («Прогресс» и «Союз»). В то же время будут разработаны новые перспективные корабли.
 
[redd]Глава «Роскосмоса» призвал сделать платными спутниковые услуги[/redd]

По мнению Юрия Борисова, в противном случае нет стимулов к их совершенствованию.

В эфире телеканала «Россия 24» глава госкорпорации отметил, что нужно постепенно переходить на коммерческую основу предоставления услуг. «Это выверенная практика почти во всём мире. Я считаю, что в этой ситуации и мы как производители, и наши потребители будут завязаны товарно-денежными отношениями», — сказал Борисов.

Современные спутники помимо услуг связи и доступа в интернет обеспечивают навигацию. Также они могут следить за сельхозугодьями и предоставлять метеоинформацию.
 
01 августа 2022
Первый спутник проекта «Сфера» запустят в конце октября

Российский ведущий разработчик космических аппаратов «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнёва (ИСС) (входит в «Роскосмос») начал сборку и испытания демонстрационного космического аппарата широкополосного доступа в интернет «Скиф-Д». Запуск планируется в октябре, сообщили в пресс-службе «Роскосмоса»


«Работы над спутником «Скиф-Д» стартовали на предприятии во второй половине 2020 года. Определенные трудности возникли после введения Западом санкций весной этого года, когда зарубежные партнеры отказались от поставки необходимого оборудования для полезной нагрузки и спутниковой платформы. Все зарубежное оборудование было оперативно заменено на отечественные аналоги. Сейчас конструкция спутника готова и передана в сборочный цех. В конце сентября «Скиф-Д» транспортируют на Восточный для подготовки к запуску. По плану, спутник будет отправлен на орбиту вместе с тройкой «Гонцов-М» в конце октября», — говорится в сообщении.

Он станет первым спутником, запущенным по программе «Сфера» — одного из ключевых проектов «Роскосмоса», который призван решить проблему цифрового неравенства и направлен на развитие космических информационных технологий. Для этой̆ программы ИСС выполняет работы по изготовлению космических аппаратов в рамках проектов «Скиф» и «Марафон».

Масса «Скифа-Д» составляет не более 200 кг, энергопотребление — порядка 250 Вт. Он будет выведен на среднюю круговую орбиту высотой̆ 8070 км. Срок его активного существования — три года. Космическая система «Скиф-Д» предназначена для отработки новых технических решений по предоставлению услуги высокоскоростного доступа в интернет на территории России, в том числе в районах Крайнего Севера и Арктики, а также для защиты орбитально-частотного ресурса, отметили представители «Роскосмоса».

Ранее «Телеспутник» писал, что шесть рабочих «Скифов» будут запущены в 2027 и еще шесть — в 2029 году. В состав системы «Сфера» входят десять спутниковых группировок — пять наблюдения и пять связи.
 
Контрольно-испытательная станция для ракеты «Ангара-А5» создается на предприятии «Полет»

На Производственном объединении «Полет» (омский филиал Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») продолжается создание контрольно-испытательной станции для ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5».

«Ввод контрольно-испытательной станции в эксплуатацию позволит нашему предприятию производить комплексные испытания всей ракеты «Ангара-А5» в сборе и отгружать готовые ракеты прямо с ПО «Полет» на космодромы», — сказал заместитель директора ПО «Полет» — главный инженер Сергей Богочанов. По его словам, на станции сейчас ведутся отладка интерфейсов и взаимодействий систем и подключение отдельных элементов.
 
Атмосферный свой: российские спутники смогут летать без топлива

Что космические аппараты будут использовать в качестве горючего


Российские изобретатели создали первый в мире двигатель для спутников, который работает без топлива. В качестве горючего аппарат будет использовать остатки атмосферы на орбите. Спутники с таким двигателем могли бы функционировать на считающихся низкими орбитах в районе 200 км от Земли. Сейчас этот диапазон практически не освоен, поскольку на высотах ниже 300 км аппаратам требуется слишком много топлива. Использование этих высот позволило бы, например, обеспечить страну высокоскоростной связью с относительно небольшими затратами, пояснили разработчики. Однако на низких орбитах кислород может губительно воздействовать на двигатель, что, вероятно, сократит срок службы летательного аппарата, указали эксперты.

На подножном корме

Жар не сломит: создан материал для космических самолетов будущего
Как теплостойкий композит поможет сделать потомков «Бурана» для путешествий на орбиту
Двигатели нужны находящимся на орбите космическим аппаратам, чтобы компенсировать торможение, которое возникает из-за наличия остаточной атмосферы Земли. Без устройства, поддерживающего аппараты на заданной высоте, спутники бы снижались и в итоге сгорали в плотных слоях атмосферы. Кроме того, с их помощью можно изменить направление движения, траекторию и скорость спутника. Обычно в качестве таких устройств используют ионные двигатели. Они работают за счет разгона ионов рабочего газа электрическим полем: поток ускоренных заряженных частиц вылетает из двигателя, создавая тягу, — силу, которая «толкает» аппарат.

Сложность в том, что рабочий газ, система его хранения и подачи имеют значительный вес, а также рано или поздно он заканчивается, — тогда и срок службы спутника подходит к концу. Инженеры из российской компании «Экипо» придумали оригинальный метод решения проблемы.

Созданный ими ионный двигатель принадлежит к так называемому открытому типу.


— Такому двигателю не нужно дополнительное топливо, то есть рабочий газ, — рассказал «Известиям» руководитель проекта Вячеслав Темкин. — Ионная ловушка открытого типа обеспечивает работу двигателя за счет использования остатков атмосферы в низком космосе. Она создает электромагнитное поле, которое обеспечивает зажигание плазмы, в которой ионизуются атмосферные газы. Получающиеся при этом ионы могут быть эффективно захвачены электромагнитным полем. Проведенные нами эксперименты показали устойчивое горение плазмы даже в условиях глубокого вакуума.


«Космический мусор может нести угрозу жизни людей на МКС»
Гендиректор ЦНИИмаш Сергей Коблов — о защите орбитальной стации от осколков аппаратов, отслеживании потенциально опасных астероидов и комет и жалобах астрономов на спутники Илона Маска
По заявлению разработчиков, характеристики «воздушного» двигателя даже превосходят параметры, получаемые на обычных устройствах закрытого типа.

Чем ниже, тем лучше
По мнению ведущего инженера-исследователя корпорации «Российские космические системы» Марии Барковой, использование новых двигателей может позволить продлить срок службы низкоорбитальных космический аппаратов.

— При разработке своего сборщика космического мусора у меня также возникла идея использовать атмосферные газы для получения окислителя (кислорода) и горючего (водорода), которые можно найти на высоте до 1 тыс. км, — рассказала специалист. — Однако она не подошла из-за того, что на таких высотах атмосферы уже нет. Но в рамках увеличения срока службы именно низкоорбитальных космических аппаратов идея использовать атмосферные газы в качестве компонентов топлива подает большие надежды.


Низкий космос сейчас мало освоен из-за того, что космические аппараты сложно удержать на орбитах высотой ниже 300 км. Например, чтобы спутник пробыл на орбите высотой около 200 км один год, требуется масса топлива, сравнимая с тяжестью самого спутника. То есть вес аппарата перед запуском практически удваивается, и запуск становится значительно дороже. А когда топливо будет израсходовано, спутник перестанет работать. По этой причине, например, все спутники системы Starlink Илона Маска планируется использовать на высотах существенно больше 300 км.



Двигатель для спутника


«Мы сможем создавать автономные базы на Луне и планетах»
Космонавт-испытатель Олег Блинов — об изоляционном эксперименте продолжительностью 240 суток и о том, зачем экипаж SIRIUS-21 выращивал зелень и пек хлеб
— С нашим ионным двигателем можно уверенно удерживать спутник на высоте ниже 200 км длительное время без топлива, — заявил Вячеслав Темкин. — На таких высотах существенно возрастают возможности для обеспечения эффективной связи, навигации и дистанционного зондирования Земли по сравнению с большими высотами, допустим, 300–500 км. На данных высотах в отличие от больших отсутствует космический мусор.

Это обстоятельство практически исключает гибель спутника из-за столкновения с каким-либо объектом. Аппарат с таким двигателем можно использовать на орбите до те пор, пока его элементы не перестанут функционировать технически.

По словам руководителя проекта, благодаря разработке Россия может занять лидирующую позицию в низком космосе.

— Мы сможем обеспечить покрытие устойчивой связью территории Крайнего Севера, обеспечить навигацией Севморпуть, развивать интернет, телевидение и другое. В низком космосе будут решены многие актуальные для экономики России и геополитики задачи, — заявил Вячеслав Темкин. — Небольшие габариты и низкая масса спутника позволяют существенно сократить затраты на его запуск.


Если очень захотеть: зачем России аэрокосмическая инновационная долина
Проект станет фабрикой результатов интеллектуальной деятельности полного цикла — от идеи до промышленного применения
Однако начальник отдела Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики МАИ Александр Богатый считает, что преимущества такого двигателя неочевидны.

— Атомарный кислород, присутствующий на этих орбитах, оказывает губительное влияние как на аппарат в целом, так и на двигатель, поэтому долго использовать его не получится, — пояснил эксперт. — К тому же на высотах ниже 200 км энергии от солнечных панелей не хватит на компенсацию сопротивления атмосферы. Также двигательная установка получается довольно большой из-за необходимости захватывать требуемое количество газа.

Сейчас разработчики создали лабораторный макет двигателя. Его проверили в условиях, моделирующих открытый космос, — в вакууме разной степени. По словам авторов проекта, устройство работает стабильно и эффективно и готово к реальным испытаниям. Двигатель уже представили публике на проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг»
 
[Impact]Российские космонавты вчера совершили выход в открытый космос, и он пошёл не по плану
[/Impact]
Участники 67-й длительной экспедиции на Международной космической станции (МКС), космонавты госкорпорации «Роскосмос» Олег Артемьев и Денис Матвеев совершили очередной плановый выход в открытый космос. Выход прошёл не совсем по плану — он продлился 4 часа 1 минуту вместо запланированных 6 часов 44 минут.
Посмотреть вложение 1
Дело в том, что в скафандре «Орлан-МКС» Олега Артемьева упало напряжение аккумуляторной батареи. Из-за этого ему по указанию подмосковного Центра управления полётами пришлось вернуться внутрь модуля «Поиск» и подключить скафандр к бортовому электропитанию. Денис Матвеев также вернулся внутрь станции.

Основной задачей в рамках внекорабельной деятельности стала подготовка к работе европейского дистанционного манипулятора ERA (European Robotic Arm). Эта система представляет собой роботизированную «руку» длиной около 11,3 метра. Манипулятор предназначен для сборочных работ, поддержки космонавтов во время выходов в открытый космос и обслуживания орбитального комплекса. В ходе работ космонавты установили на манипуляторе две локтевые телекамеры и демонтировали стартовое кольцо с одного из двух его концевых эффекторов.


Это был 63-й российский выход (54-й плановый) в рамках проекта МКС и пятый в 2022 году. Незавершённые работы будут выполнены во время следующих выходов в открытый космос.
 
28 ноября,
Запуск нескольких спутников группировки "Экспресс" перенесли на один-два года

Как указал гендиректор ФГУП "Космическая связь" Алексей Волин, проблема заключается в том, что ранее кучно запущенные спутники также кучно начнут выходить из строя
МОСКВА, 28 ноября. /ТАСС/. Запуск нескольких спутников группировки "Экспресс" в интересах ФГУП "Космическая связь" откладывается. Это следует из презентации гендиректора предприятия Алексея Волина, представленной в понедельник в ходе круглого стола комитета Совета Федерации по экономической политике.

"До [две тысячи] тридцатого года из 12 аппаратов 7 наших космических аппаратов будут нуждаться в замене, потому что они отработают срок активного существования. <...> У нас проблема заключается в том, что мы достаточно кучно запускали спутники, но они так же кучно начнут выходить из строя", - сказал он.

Согласно презентации, плановый запуск аппарата "Экспресс-АМУ6" должен состояться в 2029 году вместо 2027 года, "Экспресс-36", "Экспресс-АМУ8", "Экспресс-АТ3" и "Экспресс-АТ4 - в 2030 году вместо 2029 года. Также на 2030 год запланирован запуск "Экспресс-АМУ4" и "Экспресс-АМУ5". Сроки запуска аппарата "Экспресс-40" переносятся с 2028 года на 2030 год. При этом "Экспресс-АМУ5" запустят раньше - в 2029 году, а не в 2030.

Ранее сообщалось, что запуск аппарата "Экспресс-АМУ6" намечен на 2027 год, "Экспресс-40" и "Экспресс-Р1" - в 2028 году. Запуск "Экспресс-36", "Экспресс-АМУ8", "Экспресс-АТ3" и "Экспресс-АТ4" планировался в 2029 году. В 2030 году планировали запустить "Экспресс-АМУ5" и "Экспресс-Р2", в 2032 году - "Экспресс-Р3".

источник
 
[Impact]«Роскосмос» назвал возможную причину повреждения корабля «Союза МС-22»[/Impact]

Расследование утреннего инцидента с разгерметизацией «контура системы обеспечения теплового режима», российского корабля «Союз МС-22» привело к выявлению возможной проблемы. По словам исполнительного директора «Роскосмоса» Сергея Крикалёва, причиной повреждения обшивки корпуса могло стать попадание крошечного метеороида.

Ранее сообщалось, что в открытый космос почти на 6,5 часа планировали выйти российские космонавты Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин — для проведения работ с модулем «Наука», однако выход был отменён. По имеющимся данным, собранным во время дистанционного визуального осмотра с помощью специального оборудования, на корабле «Союз» произошло повреждение внешней обшивки приборно-агрегатного отсека, что и стало причиной нарушения работы системы.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на Сергея Крикалёва, обшивка приборно-агрегатного отсека российского корабля могла быть повреждена из-за «внешнего воздействия». «Причиной возникновения утечки может быть попадание микрометеорита в радиатор, возможные последствия — изменения температурного режима приборно-агрегатного отсека корабля "Союз"», — цитирует издание слова Крикалёва.

По имеющимся данным, специалисты оценивают влияние утечки на приборно-агрегатный отсек, корабль в целом и оценивают тепловой баланс системы. Как сообщил Крикалёв, других изменений телеметрии как самого корабля, так и МКС, включая российский и американский сегменты, не зарегистрировано. В настоящее время космонавтам ничего не угрожает, продолжается анализ состояния корабля.
 
[Impact]Глава «Роскосмоса» сообщил, что резервный корабль на замену повреждённому на МКС «Союзу» подготовят к пуску 19 февраля[/Impact]

По словам главы «Роскосмоса» Юрия Борисова, решение о дальнейшей судьбе повреждённого корабля «Союз МС-22», пристыкованного к МКС, будет принято приблизительно 27 декабря. Резервный корабль российское аэрокосмическое ведомство подготовит к запуску 19 февраля. Также Борисов рассказал об отверстии в системе охлаждения «Союза», нарушившем его рабочие качества.
Посмотреть вложение image.webp
По данным «Роскосмоса», размер отверстия в системе охлаждения корабля составляет порядка 0,8 мм — именно оно привело к разгерметизации охлаждающих контуров и утечке охлаждающей жидкости. Дополнительно утверждается, что корабль по-прежнему находится в работоспособном состоянии.

«Если ситуация будет развиваться по какой-то другой траектории, то, конечно, у нас есть запасной вариант, у нас подготовлен будет корабль быстрее, вместо запланированного мартовского пуска мы его подготовим где-то к 19 февраля, он уже находится на космодроме Байконур, проходит все проверки», — цитируют СМИ главу «Роскосмоса».

По данным Борисова, решение о необходимых мерах будет принимать специальная комиссия, а приблизительно 27 декабря специалисты двух уже сформированных рабочих групп будет решать, как именно придётся выходить из сложившейся ситуации. Не исключается, что экипаж вернётся домой в марте на повреждённом корабле, если ситуация «будет контролируемая» и корабль по-прежнему сохранит работоспособность.

Разгерметизация внешнего контура системы охлаждения «Союза» произошла 15 декабря, вероятной причиной называется попадание микрометеорита. Ранее источники сообщали, что на отправку нового корабля взамен повреждённого уйдёт около месяца. По данным «Коммерсанта», в «Роскосмосе» заявили о наличии корабля «Союз МС-23», уже прошедшего часть подготовки на космодроме. По предварительным оценкам, его можно вывести на орбиту через 45 суток после инцидента.

Ранее сообщалось о повышении температуры на борту «Союза МС-22» из-за повреждённого контура охлаждения, но последние сообщения соответствуют о том, что она снизилась благодаря действиям команды Центра управления полётами.
 
[Impact]«Роскосмос» сообщил о стыковке грузовика «Прогресс МС-22» к МКС и неожиданной разгерметизации «Прогресс МС-21» — экипажу ничего не угрожает[/Impact]

В рамках юбилейного сотого подряд успешного запуска российских ракет-носителей к МКС был доставлен грузовик «Прогресс МС-22». Стыковка к служебному модулю «Звезда» российского сегмента станции состоялась сегодня в 11:45 мск. Также стало известно о внезапной разгерметизации контура другого грузовика — «Прогресс МС-21». Он пока тоже пристыкован к МКС, но вскоре будет отведён от станции и затоплен.

Стыковка «Прогресс МС-22» с Международной космической станцией прошла в автоматическом режиме под контролем специалистов подмосковного Центра управления полетами ЦНИИмаш. Запуск состоялся 9 февраля в 09:16 по московскому времени на ракете-носителе «Союз-2.1а» с площадки 31 космодрома Байконур. «Прогресс МС-22» доставил на станцию 2534 кг грузов, включая 720 кг топлива, 420 л питьевой воды, 40 кг азота и 1354 кг оборудования и материалов, в том числе аппаратуру для систем российского сегмента.

Научная полезная нагрузка включает наборы для экспериментов «Кардиовектор», «Нейроиммунитет», «Пилот-Т2, «Матрешка-Р», «Биомаг-М», «Асептик», «Пробиовит», «Структура», «Фотобиореактор», «Биодеградация», «Биополимер» и «Сепарация». Для установки снаружи российского модуля доставлена антенна спутниковой навигации АСН-КМ. Всё это будет извлекаться из грузовика по мере надобности в течение примерно 6,5 месяцев, пока он будет состыкован с МКС.

В процесс подготовки и проведения стыковки выяснилось, что состыкованный со станцией грузовик «Прогресс МС-21», прибывший на станцию в октябре прошлого года, показал разгерметизацию. «Контур транспортного грузового корабля Прогресс МС-21, затопление которого запланировано на 18 февраля, разгерметезирован, подтвердили данные телеметрии, поступившей в ЦУП», — сказали в пресс-службе госкорпорации, что процитировал «Интерфакс».

Переходной люк «Прогресс МС-21» закрыт — грузовик изолирован от общего объёма станции, все грузы для затопления перенесены на него и экипажу ничего не угрожает. Разгерметизация контура Прогресс МС-21» не повлияет на дальнейшую программу пилотируемых полетов, добавили в «Роскосмосе».

Сейчас к станции также пристыкован корабль «Союз МС-22» с поврежденным наружным радиатором. Корабль в беспилотном режиме спустят на Землю. Для спуска экипажа 20 февраля будет произведён запуск корабля «Союз МС-23» в беспилотном режиме. Капсула привезёт на станцию груз, а обратно заберёт космонавтов «Роскосмоса» Сергея Прокопьев, Дмитрия Петелина и астронавта NASA Франциско Рубио.

Февраль оказался насыщенным как на полёты к МКС, так и на нештатные события на станции, к счастью, без инцидентов с экипажем. В настоящее время на борту МКС работает экипаж 68-й длительной экспедиции в составе космонавтов «Роскосмоса» Сергея Прокопьева, Дмитрия Петелина и Анны Кикиной, астронавтов NASA Франциско Рубио, Николь Мэнн и Джоша Кассады, а также астронавта JAXA Коити Вакаты.
 
[Impact]«Роскосмос» и Европейское космическое агентство договорились вернуть друг другу оборудование, предназначавшееся для проекта ЭкзоМарс-2022»[/Impact]

Хотя марсианский проект ExoMars-2022 с участием космических ведомств России и ЕС, похоже, уже не будет реализован, стороны пришли к соглашению о возврате друг другу оборудования. Как сообщает «Коммерсантъ», реализация программы по исследованию Красной планеты, запущенной ещё в 2001 году, была прекращена летом 2022 года.

Межпланетная космическая станция «ЭкзоМарс-2022» должна была включать в себя российский десантный модуль с посадочной платформой, а также марсоход Европейского космического агентства (ЕКА). Старт миссии ожидался уже осенью прошлого года с помощью ракеты «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М». Известно, что на первом этапе стороны уже запустили к Марсу в 2016 году космическую станцию для марсианской орбиты. Хотя финансовый вклад России относительно невелик и составляет порядка 10 %, страна обладает рядом необходимых для выполнения миссии технологий, часть оборудования на момент начала санкционного противостояния хранилась в Европе.

«Для подготовки к возвращению российской материальной части (десантный модуль с посадочной платформой и научные приборы) на предприятии Thales Alenia Space Italy в Турине (Италия) проводятся необходимые работы с участием российских специалистов», — заявили в «Роскосмосе».

Известно, что «Роскосмос» и Российская академия наук исследуют возможность реализации собственного марсианского проекта на основе уже подготовленных технологий, не исключается привлечение новых иностранных партнёров, поскольку ЕКА прекратила сотрудничество с Россией в рамках проекта ExoMars летом 2022 года. По данным «Коммерсанта», в то же время было предложено организовать взаимный возврат оборудования.

Пока неизвестна судьба и другого оборудования, недоступного владельцам из-за прекращения сотрудничества между Россией и отдельными странами. В частности, партия спутников OneWeb осталась в распоряжении «Роскосмоса» и их судьба до сих пор не определена.
 
[Impact]В России начали строить первую ракету «Рокот-М» — с отечественной системой управления вместо украинской[/Impact]

Российские ракетостроители начали производство первого экземпляра «Рокот-М» — космической ракеты-носителя, представляющей собой модифицированную версию ракеты «Рокот». Новая модель получила отечественную систему управления.

По словам главы Центра им. М.В. Хруничева Алексея Варочко, в силу объективных причин украинскую систему управления пришлось заменить на российский вариант. Пока речь идёт о производстве некоторых элементов ракеты.

«По проекту "Рокот-М" проведена контрактация с нашей кооперацией по комплектующим элементам, ведётся изготовление стендовых изделий, а также ряда элементов первой лётной ракеты с длительными сроками изготовления», — сообщил Варочко журналистам.

Ещё в августе 2018 года в материалах Центра им. М. В. Хруничева появилась информация, что предприятие, входящее в состав «Роскосмоса», работает над созданием варианта ракеты «Рокот-2» с обновлённой системой управления на основе российских решений. В июне 2020 года Центр имени Хруничева подтвердил информацию о выпуске ракеты — под именем «Рокот-М» на отечественной системе управления. Ранее первый запуск планировался на 2022 год.

В мае 2022 года Варочко сообщал, что первый пуск состоится значительно позже, теперь в 2024 году с космодрома Плесецк. Решение отказаться от зарубежной системы управления и выпустить отечественный вариант было принято после подробного аудита проекта. Также сообщалось, что необходимо привести в порядок оборудование, уже исчерпавшее свой ресурс.
 
[Impact]«Роскосмос» оценил создание российской орбитальной станции в сумму до 600 млрд рублей[/Impact]

По предварительной оценке экспертов, строительство отечественной орбитальной станции для России будет стоить до 600 млрд рублей. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на первого заместителя генерального директора «Роскосмоса» Андрея Ельчанинова, речь идёт о сумме «со всеми кораблями и инфраструктурой».
image.webp
По его словам, более точная информация будет доступна по результатам эскизного проектирования. «По нашей оценке, это от 300 до 600 млрд рублей», — заявил журналистам Ельчанинов. На первом этапе в создание ядра станции из научно-энергетического, узлового и шлюзового модулей будет вложено 350 млрд рублей, на втором этапе должна состояться стыковка целевых модулей.

При этом уже на первом этапе космонавты смогут прилетать на станцию для работы на орбите. Хотя Ельчанинов признал, что цифра весьма весомая, он подчеркнул, что при расчёте расходов ведомство относится к техническим решениям очень щепетильно, «понимая всю степень финансовой нагрузки на экономику страны».

Уже 12 апреля глава «Роскосмоса» Юрий Борисов должен проинформировать президента России Владимира Путина о ходе проектирования отечественной космической станции. Известно, что соглашение об эксплуатации МКС истечёт в 2024 году, но может быть продлено до 2028 года.

12 апреля, по его словам Ельчанинова, руководитель «Роскосмоса» проинформирует президента Владимира Путина о ходе работ по проектированию станции. Ещё летом прошлого года Борисов докладывал о выходе из проекта МКС и разработке собственного решения. Впрочем, уже в ноябре он дополнил заявление, сообщив, что сроки выхода будут зависеть как от технического состояния российского сегмента, так и от темпов развёртывания т.н. Российской орбитальной станции. Более того, в конце декабря прошлого года директор «Роскосмоса» по пилотируемым программам Сергей Крикалёв предложил и далее эксплуатировать МКС — до 2028 года.
 
Следующая станция - РОС

кор.Наталия Ячменникова

На какую станцию после МКС пересядут российские космонавты? Хаб в космосе? Стапель для сборки межпланетных комплексов? Ступенька к Луне и Марсу? Эксклюзивное интервью "Российской газете" дал заместитель генерального конструктора РКК "Энергия", главный конструктор Российской орбитальной станции (РОС) Владимир Кожевников.
Владимир Евгеньевич, о новой национальной космической станции говорят много, а конкретной информации пока мало. Отсюда фантазии и домыслы. Но для начала вопрос: "Роскосмос" направил в правительство предложения о продлении эксплуатации российского сегмента МКС до 2028 года. Известно, когда решение будет принято на самом высоком уровне?
Владимир Кожевников: Окончательное решение будет принимать правительство РФ с учетом технического состояния МКС. Ни для кого не секрет, что ресурс первых ее модулей, рассчитанный на пятнадцать лет, превышен более чем в полтора раза. Пока мы полагаем, что МКС способна долетать до 2028 года. Преемницей нашего сегмента должна стать Российская орбитальная станция - РОС. Причем она должна быть создана в сроки, позволяющие избежать перерыва в российской пилотируемой космической программе. То есть до завершения эксплуатации российского сегмента МКС.
Почему создание РОС так важно для России?
Владимир Кожевников: Россия была и остается одним из мировых лидеров в области пилотируемой космонавтики. Однако эксплуатация российского сегмента МКС - основы нашей пилотируемой программы - подходит к завершению. Создание новой станции позволит не только сохранить уникальные компетенции и кадры, но и перейти от освоения околоземного космического пространства к его практическому целевому использованию. Космические технологии должны служить России, приносить конкретные результаты.
Принципиальный момент: для новой станции выбрано высокое наклонение орбиты. А это и уникальные эксплуатационные возможности по сравнению с МКС.
Что значит "наклон" станции?
Владимир Кожевников: Если совсем просто, то это насколько ее орбита удалена от экватора. Так, у МКС угол наклонения меньше 52 градусов, из-за чего космонавты могут видеть лишь около 10 процентов территории России. У РОС "наклон" дойдет до 97 градусов. То есть наша станция будет находиться на солнечно-синхронной орбите, где солнечные батареи всегда освещены. Где полный обзор земной поверхности, включая арктическую зону. Причем во всех спектрах - от обычного оптического до инфракрасного и радиолокационного. Где мы будем иметь гарантированную стабильную связь с наземным комплексом управления.
Рассматривается срок запуска первого модуля в 2027 году, а завершение развертывания РОС - в 2032-м
Работа идет полным ходом. Что уже ясно?
Владимир Кожевников: Эскизное проектирование должно завершиться до конца лета. Рассматривается срок запуска первого модуля в 2027 году, а завершение развертывания РОС - в 2032-м. Объем работ очень большой. Впервые в практике РКК "Энергия" проект полностью делается по безбумажной технологии, с использованием современных систем управления жизненным циклом изделия. Детально прорабатываем вопросы применения так называемых цифровых двойников, оптимизации объема испытаний для сокращения сроков и стоимости при безусловном сохранении качества.
Как я понимаю, начинаем не на пустом месте: "в железе" уже есть научно-энергетический модуль (НЭМ)?
Владимир Кожевников: Все верно. НЭМ создавался для Международной космической станции. Чтобы не утилизировать практически новый модуль вместе с МКС, решено использовать его в качестве первого блока РОС. Конечно, доработки понадобятся. В частности, будут дооснащены системы управления, стыковки, жизнеобеспечения. Будет обеспечена возможность установки силовых гироскопических комплексов (гиродинов) для безрасходного управления ориентацией.
Какие еще будут модули?
Владимир Кожевников: После научно-энергетического на орбиту отправятся узловой и шлюзовой модули. Причем планируется сделать это одним пуском, на ракете-носителе "Ангара-А5М". Узловой обеспечит возможность дальнейшего развития станции, шлюзовой - выход экипажа в открытый космос.
Затем запустим базовый, который возьмет на себя функции управления станцией. Дальнейшее развитие РОС будет обеспечиваться целевыми модулями.
Много говорили о разработке трансформируемого модуля. Американцы уже испытывают свой на МКС. А на РОС будет?
Владимир Кожевников: В РКК "Энергия" и ЦНИИмаше разработаны свои проекты "трансформеров". Для понимания: такой модуль состоит из центрального жесткого отсека и разворачиваемой вокруг него многослойной мягкой гермооболочки. Что это значит? На орбиту он летит в сложенном виде: размеры при запуске примерно в три раза меньше. А после выведения в космос - раскрывается. И как раз тут основное преимущество. В то же время использование трансформируемых конструкций ограничено возможностями по обеспечению их теплового режима.
Могу сказать: на первом этапе в составе РОС "трансформера" не будет. Но не исключено, что один из модулей на последующих этапах получит надувную оболочку. Это позволит значительно увеличить объем для хранения грузов. Увеличит и жизненное пространство космонавтов, позволит разместить центрифугу. Если кто-то из частных компаний придет с такой идеей, безусловно, окажем поддержку.
Вы называете достаточно жесткие сроки развертывания станции - 2027-2032 годы. Они реальны?
Владимир Кожевников: Сроки действительно жесткие. Но они реальны при выполнении определенных условий. Каких? Прежде всего летом 2023 года завершить разработку эскизного проекта и успешно защитить его в госкорпорации "Роскосмос". Одновременно заключить необходимые госконтракты на создание космического комплекса Российской орбитальной станции со стартом работ в 2024 году.
При этом работы должны быть развернуты сразу по всем направлениям: создание орбитального комплекса РОС, создание наземного комплекса управления, проведение необходимых доработок космодрома "Восточный". Должна быть эффективно выстроена работа всей кооперации.
Для первоначального транспортно-технического обеспечения РОС предполагается использовать новый пилотируемый корабль и доказавший свою надежность космический грузовик "Прогресс". В варианте для новой станции - "Прогресс-РОС".
Вы говорили, что станция будет строиться по принципу конструктора и может быть "вечной". Что это значит?
Владимир Кожевников: Новая архитектура РОС - построение станции сразу с использованием узлового модуля повышенного ресурса. Грубо говоря, это шарик с шестью портами: остальные модули пристыковываются к нему. Допустим, базовый выработал свой ресурс. Его можно отстыковать и свести с орбиты, а на это место пристыковать новый. И ровно так же, в случае выхода из строя самого узлового модуля, можно сделать новый. Пристыковать с другой стороны базового, как бы создав новый центр станции.
Кстати, возможно и прибытие к РОС кораблей других стран. Но только если их стыковочные агрегаты соответствуют параметрам наших стыковочных узлов, признанных в качестве стандарта на международном уровне.
Одна из самых интересных новаций - внешняя платформа для обслуживания, ремонта и даже дозаправки спутников. Ведь такой еще никогда не было?
Владимир Кожевников: Не было. Задача обслуживания спутников и других космических аппаратов - новая. Для этого предусматриваем специальные механические, электрические и гидравлические интерфейсы. Обслуживание на "внешней подвеске" будет возможно как космонавтами во время выходов в открытый космос, так и с использованием робототехнических средств.
Кстати, дозаправку в космосе мы отработали еще в 1978 году. Эту систему у нас заказывала и ESA для своего грузового корабля АTV.
Чем еще РОС будет принципиально отличаться от МКС, "Мира", Салюта"?
Владимир Кожевников: Станция будет создаваться с применением новых материалов и сплавов. Также адитивных технологий, в том числе для изготовления сложных металлических деталей конструкции модулей. Планируем разместить на станции 3D-принтер для печати из пластика необходимых деталей приборов и интерьера. Предусматривается создание робототехнических средств, которых в нашей космонавтике никогда не было. Заделы создавались для "Бурана", но до космоса не дошли. Будут использоваться средства виртуальной и дополненной реальности, особенно в части подготовки космонавтов.
Кроме того, планируем восстановить утраченные технологии, которые не использовались при строительстве МКС. Те же силовые гироскопические комплексы, высокомощное энергопитание. На МКС гиродины только на американском сегменте, основная электроэнергия идет тоже оттуда.
Но у нас есть свое производство, необходимо и нужно делать свое. Вообще РОС станет плацдармом для отработки перспективных и совершенствования новых отечественных технологий в космосе. Включая технологии связи, производства материалов и комплектующих.
В свое время со станции "Салют-7", полет которой подходил к завершению, на "Мир" было перевезено ценное оборудование. Более 800 килограммов грузов! На российском сегменте МКС тоже много чего уникального. Будет ли оно перенесено на РОС?
Владимир Кожевников: Нет. Это практически невозможно. Разница наклонений орбит МКС и РОС не позволяет проводить такие перелеты с одной станции на другую. Расходы топлива будут слишком высоки. Однако преемственность научной программы обязательно сохраним, оборудование сделаем новое.
А возможен вариант, когда экипажи смогут одновременно работать и на МКС, и на РОС?
Владимир Кожевников: Проект предусматривает на первом этапе развертывания РОС одновременное функционирование российского сегмента МКС и новой станции. Соответственно и экипажи обеих станций какое-то время будут работать одновременно. Аналогичная ситуация была при развертывании МКС и завершении эксплуатации станции "МИР". Но, повторю, речи о перелете с МКС на РОС и обратно не идет.
На высокоширотной орбите человек еще не летал. Как станция и космонавты будут защищены от галактических лучей и радиации?
Владимир Кожевников: Корпусы модулей, приборы, агрегаты и кабели сами по себе частично защищают от радиации. Остатки радиационного излучения будут экранироваться средствами радиационной защиты. И прежде всего в зонах пребывания экипажа. Радиационная обстановка на борту будет контролироваться специализированной системой дозиметрического контроля.
Сейчас готовится полет биоспутника "Бион-М" № 2, который позволит получить практическую информацию по радиационным нагрузкам на этой орбите. Пока расчеты показывают, что обстановка на этих широтах вполне приемлема для пилотируемых полетов.
Знаю, что широко обсуждался вопрос, какой будет РОС: постоянно обитаемой или посещаемой? О рекордах в невесомости до года речь не идет?
Владимир Кожевников: Никаких рекордов. Длительность пребывания экипажа на станции четко определяется программой. Думаем, целесообразна такая схема: на этапе развертывания космонавты будут находиться на борту постоянно. Почему? Потребуется выполнять очень большой объем работ. Впоследствии станция может стать посещаемой. Прилетели, выполнили необходимую работу, улетели.
Кстати, российский сегмент МКС без космонавтов "жить" не может. Его консервация очень трудозатратна. А здесь буквально за сутки мы можем полностью и законсервировать станцию, и подготовить ее для работы.
А сколько космонавтов сможет работать на борту? У каждого будет спальная каюта?
Владимир Кожевников: Станция сможет принять и обеспечить всем необходимым до шести человек. Однако мы рассчитываем, что уровень автоматизации систем не потребует постоянного присутствия на борту более двух космонавтов.
Впервые в истории к разработке концептов интерьера космической станции приглашены студенты-дизайнеры Строгановки
На начальном этапе экспедиции планируются длительностью около 240 дней, а дальше - в формате посещения в зависимости от конкретных задач. Поэтому сразу будет оборудовано две каюты. А вот на будущих целевых модулях сможем разместить еще дополнительные. В том числе, например, для космических туристов.
Космонавты рассказывают, что спальные каюты в американском сегменте МКС чуть больше, чем наши. Зато в наших есть иллюминаторы. И вот это для настроения то, что надо. Над этим думают конструкторы?
Владимир Кожевников: Конечно. Мы стараемся максимально учитывать пожелания космонавтов. И каюты на нашей станции обязательно будут оснащены иллюминаторами.
В 1968 году группа американских архитекторов и промышленных дизайнеров, несмотря на возражения инженеров, убедила НАСА добавить в конструкцию орбитальной лаборатории "Скайлэб" обзорное окно. Тогда, мол, особенности человеческой психологии стали влиять на проектирование космических кораблей. Предусматриваются ли на РОС какие-то специальные опции для повышения комфорта экипажа?
Владимир Кожевников: Насчет специальных опций пока не скажу. Но то, что все нацелено на комфортную работу и жизнь космонавтов, - это факт. Цвет, свет, компоновка модуля, свободное пространство… Впервые в истории к разработке концептов интерьера космической станции приглашены студенты-дизайнеры Строгановки. Мы встречались с ребятами. Идей у них выше крыши, вплоть до футуристических. Но мы сразу договорились: пустые фантазии не нужны. Когда работы будут завершены, обязательно их покажем.
На завершающей стадии эскизного проектирования запланирована экспертиза проекта с привлечением Центра подготовки космонавтов им. Гагарина. Безусловно, с участием отряда космонавтов "Роскосмоса".
Пробои "Союза МС-22" и "Прогресса МС-21" показали, насколько космические аппараты уязвимы перед метеороидами и космическим мусором. Говорят, что РОС будет защищена от частиц до 1 см, летящих с бешеной скоростью 10 км/сек. Это реально?
Владимир Кожевников: Да, модули РОС будут "одеты" в своеобразную многослойную броню - противометеороидные экраны. Возможности этих экранов будут подтверждены не только расчетами, но и экспериментально.
Экипажи на РОС будут доставляться с космодрома "Восточный" на новом пилотируемом корабле ПТК. На какой стадии находится его разработка?
Владимир Кожевников: К настоящему моменту завершен выпуск рабочей конструкторской документации и начато производство корпусных элементов отсеков летных образцов корабля. Поставляется бортовое оборудование для комплектации первой летной машины.
Полным ходом идет экспериментальная отработка: проводятся статические испытания корпусов корабля, на завершающей стадии оснащения находятся динамический и вертолетный макеты. Можно с уверенностью сказать, что к началу эксплуатации РОС первый экипаж будет доставлен на станцию именно на этом корабле.
Правда, что трасса выведения корабля пройдет над Северным Ледовитым океаном? Если это так, то как будут защищены космонавты в случае нештатной ситуации?
Владимир Кожевников: Прорабатываются различные траектории выведения. Если под нештатной ситуацией вы имеете в виду аварийное приземление в акватории Северного Ледовитого океана, то тут многое зависит от времени года старта.
Когда океан скован льдом, то это можно расценивать как приземление на жесткую поверхность. И проведение поисково-спасательных мероприятий будет осуществляться по сценарию зимней посадки, аналогичной "союзовской". Если же океан по траектории приземления частично или полностью свободен от ледяного покрова, то это уже можно расценивать как приводнение. Проведение поисково-спасательных мероприятий в таком случае будет осуществляться по сценарию поиска на водной поверхности.
В любом случае экипажу нужно будет просто дождаться поисково-спасательную группу. Для поддержания жизнедеятельности космонавтов есть носимый аварийный запас. Он обеспечивает выживание во всех климатических зонах, в том числе и таких экстремальных, как пустыня, горы и Арктика.
А что входит в его состав?
Владимир Кожевников: Теплозащитный костюм, запасы продуктов и воды. На случай приводнения есть гидрокомбинезоны "Форель": они обеспечивают автономное пребывание на плаву при температуре воды от минус 1 °С до плюс 30 °С и волнении моря до 5 баллов не менее 12 часов.
Я так поняла, что Российская орбитальная станция предполагается как хаб для обслуживания спутников, обеспечения связи с орбитальными группировками и много чего другого, что необходимо как госструктурам, так и бизнесу?
Владимир Кожевников: Да. Первое направление - это как раз представление услуг по заказу госструктур и бизнеса. Например, съемка заданных районов территории земного шара с необходимой периодичностью и передача данных на Землю. Причем мы ставим перед собой задачу обеспечить возможность доставки информации потребителю практически в реальном времени.
Второе направление - представление услуги платформы для установки оборудования заказчика. Мы обеспечим рабочее место, электрические и информационные интерфейсы, передачу данных на Землю. Третье направление - это рекламно-информационная деятельность.
Есть также четвертое возможное направление, которое нам как разработчикам очень интересно: станция как платформа для интеграции в ее состав коммерческих модулей. Сейчас эта тема активно обсуждается в рамках американского сегмента МКС. В будущем году планируется начать интеграцию в состав станции модулей компании Axiom для космического туризма и исследований.
Мы также готовы и всячески приветствуем появление частных компаний, которые готовы будут разработать свои модули (в том числе и трансформируемые надувные) для возможного их включения в состав РОС. Такие организации могут полностью рассчитывать на любую помощь со стороны РКК "Энергия" в части поддержки разработки и интеграции модулей в станцию. Несколько меморандумов о возможном сотрудничестве уже подписаны, взаимный интерес имеется.
Вопрос из блогосферы: зачем запускать новую станцию, если, как считают некоторые, с помощью ста спутников дистанционного зондирования Земли можно делать то же самое лучше и дешевле?
Владимир Кожевников: Очень популярный вопрос. Он задается, наверное, с зарождения пилотируемой космонавтики. Попробую ответить. Во-первых, станция будет стоить гораздо дешевле, чем сто аппаратов ДЗЗ. А главное: станция - не просто большой спутник зондирования Земли.
Станция - совокупность разнообразной целевой аппаратуры и задач. Это медико-биологические эксперименты, оборудование для экспериментального производства, научно-образовательная деятельность, телескопы и радары разных диапазонов, аппаратура сканирования Земли. Мы говорим о задачах, которые роботам сегодня выполнить без участия человека не под силу.
Мы хотим изменить принцип создания орбитальных станций. Чтобы идти именно от задачи использования, объект должен быть нацелен сразу на получение результата практической или научной деятельности. Поэтому и предполагается иметь много рабочих мест для установки оборудования. При необходимости использовать свободнолетающие модули, обеспечивать потребителя достаточным уровнем энергетики, что в первую очередь требуется для больших радиосистем.
Да, если говорить современным языком, станция предполагается как некая экосистема, хаб. Мы готовы предоставить нашим космическим предприятиям возможность отработки технологий и получения летной квалификации перспективного оборудования. Также представляется востребованной возможность оперативного восполнения функционала в случае выхода из строя специализированных спутников: можно привезти аппаратуру, установить на станцию и получать полезную информацию до восстановления целевого космического аппарата.
При этом никто не снимал с нас задач исследования комплекса проблем "человек в космосе". В том числе для решения основной целевой медико-биологической задачи РОС - обеспечения полетов человека в дальнем космосе за пределами низкой околоземной орбиты. Выбранное наклонение орбиты 96,8 градуса дает такую возможность. Будут продолжены работы по биотехнологическим экспериментам.
Сейчас на этапе эскизного проекта прорабатываются возможности использования РОС как стапеля для сборки больших конструкций, в том числе межпланетных перелетных комплексов. Конечно, задача эта не сегодняшнего дня. Но такую возможность мы должны рассмотреть.
А рассматривается ли РОС как "ступенька" к пилотируемому полету на Луну?
Владимир Кожевников: Безусловно. Уже сейчас понятно, что новая станция поможет отработать технологии дальних космических полетов. Рассматривается вариант сборки на РОС межпланетных экспедиционных комплексов, в том числе для полетов к Луне. Вообще, станция должна быть полигоном на околоземной орбите для всего нового в космосе.

Главный конструктор и его команда
Владимир Кожевников родился в 1974 году в городе Калининграде Московской области. Потомственный "энергетик". Родители проработали всю свою трудовую жизнь на "Энергии".
Пришел на предприятие в 1997 году, сразу после окончания МГТУ им. Баумана. Занимался имитационным моделированием, созданием тренажеров для подготовки космонавтов и астронавтов как в российском ЦПК, так и в центрах подготовки астронавтов стран-партнеров по МКС. Ученик академика Евгения Микрина.
С 2014 года активно занимался системой управления движением и навигации как отвечающий за систему в целом на всех изделиях "РКК "Энергия". С сентября 2022 года - главный конструктор Российской орбитальной станции.
"Мы хотим, чтобы основное ядро проекта РОС составляли молодые люди, с новым взглядом на мир, - говорит Владимир Кожевников. - Проект должен делаться быстро и не терять темпа".
У главного конструктора три заместителя по направлениям создания космического комплекса, целевым и прикладным задачам - Рустам Абдулхаликов, Станислав Конев и Петр Ермаков. Возраст - от 38 до 44 лет. По-хорошему одержимые космосом, желанием создать новое и получить результат. "Работать ради процесса мы не хотим", - подчеркивает Владимир Кожевников.

Цитата
Юрий Борисов, генеральный директор Госкорпорации "Роскосмос": "МКС - великое достижение, но сегодня эквивалент отдачи от станции для нас значительно ниже, чем затраты на ее эксплуатацию. К тому же никто из инженеров не может сказать, когда закончится жизненный цикл станции. Американцы рассчитывают эксплуатировать МКС и после 2030 года - катать туда туристов. Но нам надо иметь альтернативу и формировать нашу станцию начиная с 2027 года. Целесообразность создания станции обусловлена в первую очередь грамотной, системной и очень востребованной научной программой. Цель - получать новые знания, а не просто отправлять туда космонавтов". (Из интервью Юрия Борисова РИА Новости)
 
Назад
Сверху