Что нового?
Пикник ТВ

This is a sample guest message. Register a free account today to become a member! Once signed in, you'll be able to participate on this site by adding your own topics and posts, as well as connect with other members through your own private inbox!

Развитие Космических Технологий: Новости и Инновации в Спутниковой Индустрии

[Impact]Российские учёные создали сплав, способный самостоятельно восстанавливать форму после сильной деформации[/Impact]

Специалисты лаборатории физики высокопрочных кристаллов Томского государственного университета (ТГУ) получили уникальную структуру сплавов, которые в перспективе смогут найти применение в космических аппаратах и технике, рассчитанной на специфичные условия эксплуатации.
space1.jpg

Главная особенность предложенной структуры — особая способность к деформации и восстановлению исходной формы. В частности, как утверждается, величина обратимой деформации может достигать 15 процентов.

Российские исследователи, в частности, экспериментировали с высокоэнтропийными сплавами. За счёт добавления наночастиц удалось получить обратимую деформацию до 13,5 процентов. Предполагается, что результаты работы приведут к созданию новых конструкционных и функциональных материалов для космоса и Арктики.
space2.jpg

«Максимально рассчитанный ресурс деформации, к которому стремятся материаловеды во всем мире — 8,7 процента. Физики ТГУ — первые, кто получил результат, в два раза превышающий теоретический ресурс, и описал механизм этого процесса», — говорится в публикации университета.

Кроме того, специалисты работали с ферромагнитными сплавами. В данном случае удалось достичь обратимой деформации до 15 процентов благодаря старению в мартенситном состоянии под нагрузкой. Это достижение пригодится при разработке термо- и магнитоконтролируемых силовых элементов, используемых в космической отрасли и робототехнике.
 
[Impact]ДЗЗ-спутники «Аист-2Т» будут готовы к концу 2022 года[/Impact]

Государственная корпорация Роскосмос сообщает о том, что Ракетно-космический центр «Прогресс» завершил разработку технического проекта космического комплекса «Аист-2Т». А это означает, что соответствующие спутники стали на шаг ближе к запуску.
earth1.jpg

«Прогресс» победил в конкурсе Роскосмоса на создание аппаратов «Аист-2Т» в конце прошлого года. Проектом предусмотрена разработка двух небольших спутников, предназначенных для стереоскопической съёмки нашей планеты. В состав платформы также войдёт наземный комплекс управления.

Предполагается, что спутники дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) в рамках проекта «Аист-2Т» будут готовы к концу 2022 года. А это означает, что их вывод на орбиту, скорее всего, состоится в 2023-м.

«Решение амбициозной задачи — создание этого космического комплекса в столь сжатые сроки — стало возможным благодаря использованию имеющегося в РКЦ "Прогресс" задела — малого аппарата "Аист-2Д", созданного ранее с использованием собственных средств», — говорится в сообщении Роскосмоса.
earth2.jpg

Напомним, что «Аист-2Д» стал одним из аппаратов, выведенных в космос в ходе первой в истории пусковой кампании космодрома Восточный: старт состоялся 28 апреля 2016 года. Этот аппарат создавался с целью проведения ряда научных экспериментов, а также для отработки и сертификации целевой аппаратуры дистанционного зондирования Земли. За время эксплуатации спутником отснято более 55 млн квадратных километров земной поверхности.
 
[Impact]Airbus получила контракт на создание корабля для возврата образцов с Марса на Землю[/Impact]

На днях все формальности на пути к проектированию и созданию космического корабля для возврата образцов с Марса на Землю были улажены. Компания Airbus заключила с Европейским космическим агентством (ESA) контракт на сумму 491 млн евро на постройку орбитального аппарата Earth Return Orbiter. Задача ERO: слетать к Марсу, сбросить на него платформу по сбору и отправке на орбиту образцов грунта, поймать образцы на орбите и вернуть их на Землю. Всего-то.
ERO---Infographic-Mars-Samp.jpg

В разработанной специалистами ESA и NASA миссии по возврату образцов марсианского грунта на Землю столько всего может пойти не так, что миссию наверняка можно назвать как одно известное кино с Томом Крузом. Начать хотя бы с того, что марсоход «Настойчивость», который будет собирать образцы на Марсе в местах с потенциально возможной местной жизнью, ещё не приземлился на Красную планету и даже не долетел до неё.

«Настойчивость» доберётся до Марса в феврале 2021 года, опустится на его поверхность и начнёт собирать образцы в пробирки-контейнеры. Образцы будут оставляться на грунте. Возить с собой марсоход их не будет. Собирать образцы будет другой марсоход, который на Марс в 2026 году на спускаемой платформе доставит Earth Return Orbiter, на проектирование которого получила контракт компания Airbus.

После возврата марсохода с образцами к посадочной платформе роботизированный манипулятор платформы перегрузит образцы в специальный контейнер, формой и размерами напоминающий баскетбольный мяч. Этот контейнер будет помещён внутрь возвращаемого аппарата — фактически ракеты для вывода контейнера на орбиту. Аппарат Earth Return Orbiter должен будет поймать отстрелянный на орбите контейнер, упаковать его в биозащитную оболочку (мало ли что там живёт на Марсе!) и вернуть к Земле. На орбите Земли контейнер будет сброшен в американскую пустыню и до анализа образцов помещён в карантин.

Во всей этой миссии кораблю Airbus Earth Return Orbiter предстоит масса манёвров на орбитах Земли, Марса и в дальнем космосе. Поэтому двигательная система ERO будет представлять собой комбинацию из электрических и химических движителей. В частности, использование ионных двигателей потребует большого объёма энергии, для чего аппарат оснастят солнечными панелями размахом до 40 метров.
 
[Impact]Российская система позволит управлять роем спутников на орбите[/Impact]

В России, по сообщению «РИА Новости», завершён начальный этап разработки специализированной системы для проектирования и управления космическими инфраструктурами, насчитывающими сотни и даже тысячи спутников.
sat1.jpg

Созданием технологии занимаются специалисты Фонда перспективных исследований совместно с Московским физико-техническим институтом. Проект предполагает разработку особого программного обеспечения, способного контролировать рой космических аппаратов на орбите.

Отмечается, что многоспутниковые системы могут объединять разные или однотипные аппараты гражданского или военного назначения. Однако существующие как в России, так и за рубежом средства моделирования группировок из сотен и тысяч спутников не решают задачу комплексно. Поэтому российские специалисты занимаются разработкой новой технологии.

Функциональность готовящегося комплекса поможет находить оптимальные решения, недостижимые при проектировании с использованием экспертных и аналитических подходов.
sat2.jpg

«Это позволяет исключить принятие ошибочных решений и впоследствии значительно сократить затраты при создании и применении многоспутниковых систем и комплексов», — говорят в ФПИ.

Создаваемая технология может помочь в реализации масштабного российского проекта под названием «Сфера». Он предполагает развёртывание многоцелевой системы, в основу которой лягут более 500 космических аппаратов. Система позволит решать различные задачи, в том числе обеспечивать высокоскоростной доступ в Интернет и оптическое наблюдение Земли в режиме реального времени.
 


Работы по проектированию систем аппарата Clearspace-1 для уборки космического мусора стартовали в Европе летом этого года. Об этом сообщил ТАСС глава постоянного представительства Европейского космического агентства (ЕКА) в России Рене Пишель.

“Технические работы по проекту начались в июле 2020 года с совместных заседаний технических специалистов ЕКА и ClearSpace, проектирования систем, работ по полетному сегменту и т.д.”, – отметил Пишель.

Подписание контракта на разработку запланировано в ноябре 2020 года. Конкурс на создание аппарата выиграл частный консорциум, возглавляемый ClearSpace SA, дочерней компанией Федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL). В консорциум в том числе входят компании Airbus, OHB, Deimos, APCO, RUAG и др.

Подписание контракта на создание и запуск аппарата для очистки орбит от космического мусора ожидалось летом, но было перенесено из-за пандемии коронавируса. Документ был согласован в ноябре 2019 года на министерском совещании стран – участниц ЕКА, которые будут финансировать проект.

Задачей аппарата станет вывод с орбиты отработавших спутников и крупных обломков космического мусора, которые потенциально могут стать источником сотен мелких обломков. Предполагается, что спутник будет определять положение орбитального объекта при помощи датчиков, после этого приближаться к нему и захватывать с помощью четырех манипуляторов.

В качестве первого объекта “охоты” выбран адаптер для полезной нагрузки под названием Vespa (Vega Secondary Payload Adapter), который использовался на ракете Vega в 2013 году. Сейчас он находится на орбите на высоте примерно 660-800 км.
 
[Impact]«Лидер»: в России предложена концепция новой ракеты для полётов к Марсу[/Impact]

Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева (ГРЦ), по сообщению ТАСС, разработал концепцию нового ракетного комплекса сверхтяжёлого класса для осуществления сложных и долгосрочных миссий.
mars1.jpg

Проект получил название «Лидер». Он предполагает создание семейства носителей большой грузоподъёмности, которые позволят доставлять аппараты к Луне и Марсу. В общей сложности предлагаются три варианта ракеты.

Конструкция базовой версии предусматривает наличие двух боковых блоков первой ступени с кислородно-керосиновыми двигателями РД-171М и центрального блока второй ступени с водородными двигателями РД-0120. В состав головной части войдут разгонный блок, межорбитальный буксир и перспективный пилотируемый корабль «Орёл». В такой конфигурации ракета сможет выводить на низкую опорную орбиту 53 тонны груза.

Более мощный вариант, по сути, предполагает объединение двух базовых носителей. То есть, речь идёт о четырёх боковых и двух центральных блоках. Расчётная грузоподъёмность — 106 тонн на низкую орбиту. Такой носитель предлагается использовать для запуска беспилотных аппаратов.
mars2.jpg

Наконец, для третьего варианта предложено совмещение шести боковых и трёх центральных блоков. В такой конфигурации ракета сможет выводить на опорную орбиту до 160 тонн груза. Носитель позволит реализовывать различные марсианские миссии в беспилотном режиме.

Добавим, что в России проектируется сверхтяжёлая ракета «Енисей». Она позволит выводить на низкую околоземную орбиту до 100 тонн груза и доставлять до орбиты Луны грузы массой до 27 тонн.
 
[Impact]Электричество из космоса: Великобритания задумалась о строительстве орбитальной солнечной электростанции к 2050 году[/Impact]

Правительство Великобритании заказало исследование, которое должно прояснить вопрос целесообразности создания к 2050 году орбитальной солнечной электростанции. Проведение исследования поручено компании Frazer-Nash Consultancy. Последняя намерена подключить лучших профильных консультантов, чтобы обосновать целесообразность или неэффективность проекта.
orbit_sol.jpg

Всем нам хорошо известны недостатки солнечных панелей. Это потребность в хорошей погоде и безоблачном небе, потеря мощности по мере продвижения солнца по небу или необходимость в механизмах ориентации панелей, а также снижение интенсивности солнечного света при прохождении атмосферы. Солнечная станция на орбите лишена этих недостатков и постоянно работает на пике эффективности. Но возникает проблема передачи энергии на Землю. Делать это можно с помощью микроволновой передачи на поля из антенн приёмников. Но без потерь тоже не обойтись.

Исследование Frazer-Nash Consultancy должно учесть все плюсы и минусы размещения на орбите солнечных электростанций с учётом современных уровней развития науки и техники, а также немного забегая вперёд. Толчком к заказу исследования послужило развитие отрасли коммерческих полётов в космос, что сделало и сделает доставку грузов на орбиту менее затратным мероприятием, чем раньше.

Главной целью проекта орбитальной солнечной электростанции ставится снижение углеродного следа от энергогенерирующей отрасли. При этом в Великобритании как минимум раз в год случаются масштабные отключения света и ставка на электромобили только усугубит ситуацию.
 
[Impact]Япония займется утилизацией космического мусора[/Impact]

Японский стартап Astroscale Holdings планирует запустить на орбиту спутник для уборки космического мусора. Проект намерены реализовать уже в марте 2021 года, передает ТАСС.

Сообщается, что 175-килограммовый спутник оснащен специальными магнитными панелями, с помощью которых будет притягивать обломки к себе. После сборки мусора аппарат войдет в атмосферу и сгорит вместе со своей «добычей».

Для запуска спутника используют российскую ракету «Союз». Первый пуск намечен на март следующего года, он будет совершен с космодрома Байконур.

Как отмечали ранее специалисты Научного института машиностроения в России, на сегодняшний день около 70% всех объектов геостационарной орбиты составляет космический мусор.

В связи с этим ученые постоянно ищут способы борьбы с загрязнением околоземного пространства. Еще в 2015 году китайские инженеры представили орбитальный сборщик мусора, который перерабатывает собранные космические отходы на топливо для себя.

Спустя три года, их коллеги из Британии протестировали гарпун, установленный на специальном спутнике и призванный очистить орбиты от космического мусора.

Также в этом году свои разработки представили российские специалисты. В частности, в августе компания «Российские космические системы» показала свой аппарат для утилизации космического мусора. А через месяц специалисты Самарского университета представили модель буксира для уборки геостационарной орбиты.

Кроме того, к 2025 году ожидается, что «Роскосмос» завершит свои работы по созданию космического аппарата «Ликвидатор» (рабочее название), предназначенного для очистки геостационарной орбиты от неработающих спутников и разгонных блоков.

В этом же 2025 году Европейское космическое агентство (ЕКА) готовится запустить первого сборщика космического мусора. Поскольку на орбите Земли остается много частей от космических кораблей, целью зонда ClearSpace-1 станет отработанная ступень ракеты Vega.
 
[Impact]В России искусственный интеллект будет управлять тысячами спутников[/Impact]

Холдинг «Российские космические системы» (РКС) работает над созданием системы управления группировками спутников. Применение технологий искусственного интеллекта (ИИ) даст возможность управлять сразу тысячами космических аппаратов, передает 3Dnews.

Сообщается, что сейчас в России обслуживание каждого спутника выполняют отдельно: проверяют работоспособность, исправляют отклонения и предусматривают угрозы для каждого аппарата. Чтоб проконтролировать группировку из 150 таких аппаратов, наземному автоматизированному комплексу необходимо ежесуточно проводить до двух тысяч сеансов управления.

РКС предлагает качественно новый метод. Система холдинга предполагает иерархическую структуру: на верхнем уровне вводятся необходимы задачи, которые будет решать ИИ, самостоятельно определяя спутники и команды управления для выполнения задач. ИИ сам сможет оценивать орбитальную позицию каждого аппарата, его техническое состояние, наличие энергоресурса и т.д.

«Особенностью новой технологии станет переход от применяемого сегодня точечного управления отдельными космическими аппаратами к управлению системным эффектом всей орбитальной группировки. В своей разработке специалисты РКС предлагают использовать методы согласованной самоорганизации — или гомеостаза, который позволит эффективно управлять орбитальной структурой, её численностью, ресурсами системы, сетью передачи данных и орбитальной вычислительной сетью», — сообщили в РКС.
 
[Impact]Проект обитаемого модуля HALO для окололунной станции прошёл предварительную проверку[/Impact]

Компания Northrop Grumman, с которой NASA заключило контракт на подготовку проекта командно-жилого модуля HALO (Habitation And Logistics Outpost) для окололунной станции Gateway, сообщила об успешно завершённых мероприятиях по первоначальному предварительному рассмотрению проекта. Завершение работ ожидается ближе к концу текущего года. Подрядчик на строительство модуля пока не утверждён.
halo.jpg

Стоимость контракта на разработку модуля HALO составила $187 млн, хотя в основе модуля будет лежать проверенная временем конструкция грузового корабля Cygnus разработки всё той же Northrop Grumman (точнее, дочернего предприятия компании — Orbital Science Corporation). Для превращения грузовика в обитаемый модуль с возможностью поддерживать проживание четырёх астронавтов в течении 30 дней модуль получит систему поддерживания жизнеобеспечения, а также системы управления и контроля.

«Создав модуль HALO на базе Cygnus, мы можем в сжатые сроки предоставить доступный и надёжный продукт, проверенный в полётах», — сказал Стив Крейн (Steve Krein), вице-президент по гражданским и коммерческим спутникам Northrop Grumman.

Высокая скорость работы над проектом также стала возможной благодаря новым подходам в проектировании. Это использование виртуальной реальности и 3D-печатных моделей в процессе прототипирования.

Модуль HALO будут служить своеобразным шлюзом в составе лунной станции Gateway. К нему будут пристыковываться пилотируемые корабли Orion и грузовые корабли для обеспечения миссии «Artemis». В последующем станция Gateway планируется использоваться для полётов людей к Марсу.

Согласно текущим планам модуль HALO в жёсткой сцепке с двигательно-силовым модулем PPE (propulsion element) будет выведен на орбиту в 2023 году. Ранее предполагалось выводить модули по отдельности с последующей стыковкой на орбите.
 
[Impact]При использовании спутника AMOS-17 установлен рекорд скорости передачи данных в сети hiSky[/Impact]

В рамках полевых тестов в движении и испытаний, проведенных с использованием мощных управляемых HTS-лучей модуля KA-диапазона спутника AMOS-17 от компании Spacecom и небольших приёмных терминалов Smartellite от компании hiSky была достигнута скорость передачи данных на уровне 125 кбит/сек – что на 400% превышает результаты других решений.

Компания hiSky Ltd., являющаяся пионером услуг доступной спутниковой связи для передачи голоса и данных и провайдер спутниковых услуг для Интернета вещей, договорилась о сотрудничестве с компанией Spacecom, провайдером услуг спутниковой связи и оператором спутникового флота AMOS, с целью организации системы предоставления услуг связи с использованием спутника AMOS-17.

В качестве оператора услуг доступной сети компания hiSky внедрила инновационные технологии в области спутниковой связи для передачи голоса и данных, соединяя людей и устройства в самых удалённых местах, а также в дороге. Терминалы Smartellite, работающие в Ka- и Ku-диапазонах, обеспечивают глобальный доступ к услугам компании как на суше, так и на море и удовлетворяя растущий спрос на передачу данных на низкой и средней скорости для приложений Интернета вещей, задействованных в различных отраслях, включая рыболовство, управление флотом, сельское хозяйство, добыча нефти и газа и многое другое.

AMOS-17 – это современный цифровой трёхдиапазонный спутник. Возможности его рабочего модуля позволяют обеспечивать широкое HTS-покрытие в C-диапазоне, передачу региональных HTS-лучей в Ku-диапазоне и управляемых HTS-лучей в Ka-диапазоне, которые можно комбинировать для обеспечения максимальной пропускной способности и эффективности. Расположенный в оптимальной орбитальной позиции 17 градусов восточной долготы, спутник охватывает сигналом всю территорию EMEA, а при помощи управляемых лучей Ka-диапазона, передаваемых со спутника, возможно предоставлять услуги на обширной территории от Азии на востоке до Бразилии на западе. Уникальный трёхдиапазонный цифровой рабочий модуль спутника предлагает надёжные, защищённые и отказоустойчивые решения по организации спутниковой связи для нужд основных сфер интересов.

Компании hiSky и Spacecom договорились о сотрудничестве, чтобы изучить потенциал для оптимизации системы hiSky и увеличения скорости передачи данных с использованием мобильных терминалов крайне малого размера за счёт обеспечения возможности соединения через мощные управляемые лучи спутника AMOS-17. В результате серии успешных полевых испытаний, в процессе которых скорость передачи данных обычно составляла менее 30 кбит/сек, удалось резко увеличить данный показатель — до отметки 125 кбит/с при использовании современного спутника AMOS-17. Таким образом, это открыло двери для внедрения целого ряда дополнительных услуг Интернета вещей, которые предоставляет компания hiSky, и которые предусматривают использование разнообразных новых приложениях и более высокие скорости.

«Сочетание возможностей нового спутника высокой пропускной способности AMOS-17 с расширенными возможностями и гибкостью нашего компактного терминала позволило нам достичь рекордных показателей скорости передачи данных при работе в сети во время движения, – говорит соучредитель и генеральный директор HiSky Шахар Кравиц. – Для наших потребителей это означает, что мы можем снизить цену на наши услуги, одновременно предложив им возможности более высокого уровня, в частности — потоковую передачу видео и подключение других ресурсоёмких приложений IoT. Это также открывает вполне реальные возможности для развёртывания национальных коммуникационных систем и инфраструктуры Интернета вещей на уровне государств, что полностью изменит правила игры для сообществ по всей Африке».

Директор компании Spacecom по вопросам бизнеса и технологических проектов Эран Шапиро добавляет: «Превосходные результаты, полученные в ходе испытания, наглядно демонстрируют то, что сочетание производительности рабочего модуля спутника AMOS-17, современной гибкой цифровой платформы и оптимального расположения в позиции 17° в.д. открывают новые возможности для пользователей услуг мобильной связи и мобильных сетей передачи больших данных. Терминалы hiSky способны кардинально изменить ландшафт мобильной связи для сектора IoT, узкополосных и широкополосных решений. Благодаря использованию спутника AMOS-17 мы можем предложить единый пакет новых возможностей для работы коммерческих приложений, открывать новые рынки и развивать наши уникальные предложения для государственных служб».
 
[Impact]Завершена сборка спутника связи «Экспресс-АМУ3». Его запустят в следующем году[/Impact]

Компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» (ИСС) сообщила о завершении операций по сборке телекоммуникационного космического аппарата «Экспресс-АМУ3».
amu1.jpg

О планах по изготовлению спутников «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» компания ИСС объявила в 2018 году. Эти аппараты предназначены для обеспечения высококачественных услуг связи и телерадиовещания для потребителей России и зарубежных стран.

Аппаратура спутников сможет функционировать в Ku-, L- и С-диапазонах. Модуль полезной нагрузки создан российскими специалистами совместно с итальянским подразделением фирмы Thales Alenia Space.
amu2.jpg

Сообщается, что в ходе сборочных операций блок полезной нагрузки объединён с модулем служебных систем, отвечающим за жизнеспособность космического аппарата. Теперь спутнику предстоит пройти серию электрических испытаний.

Космические аппараты «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» планируется вывести на геостационарную орбиту и разместить в позициях 96,5 и 145 градусов восточной долготы соответственно. Срок активного существования составит 15 лет. Запуск планируется в следующем году.
 
[Impact]Образцы грунта с астероида Рюгу подготовят к анализу только к лету 2021 года[/Impact]
Как известно, этап шестилетней миссии японского космического зонда «Хаябуса-2» успешно завершился сбросом на Землю капсулы с образцами грунта астероида Рюгу. Капсула с образцами подобрана в Австралии и уже доставлена в Японию, но на подготовку к вскрытию, сортировку образцов и их подготовку к анализу потребуется ещё не менее шести месяцев.
capsule.jpg

Зонд «Хаябуса-2» сбросил капсулу с образцами с астероида Рюгу три дня назад на территории запретной зоны Вумера на юге Австралии. Специалисты Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) подобрали капсулу и на месте в ходе первичного осмотра подтвердили высокую вероятность того, что внутри герметичной капсулы содержатся образцы астероида. Указывается на наличие внутри космических газов.

Сегодня утром капсула доставлена в Японию. Как сообщает ТАСС, на пресс-конференции представитель JAXA заявил: «После прохождения процесса вскрытия и сортировки приблизительно через шесть месяцев после прибытия мы сможем передать образцы для непосредственного исследования». Часть образцов будет передано для изучения специалистам NASA.

«В ходе проведенного осмотра и анализа мы пока не смогли подтвердить, что этот газ [внутри капсулы] исходит именно от находящихся внутри образцов грунта. Мы продолжим проводить анализы уже в нашей лаборатории в Японии. Сам факт того, что мы его зафиксировали, уже обнадеживает», — отметил на пресс-конференции в Токио представитель JAXA.

Добавим, астероид Рюгу, размерами около 900 м, относится к самому распространённому классу астероидов из ныне изученных — к классу C. Он пересекает орбиты Земли и Марса и, как считается, содержит большое количество углерода. Будет особенно ценно, если в образцах грунта учёные смогут найти частички воды. Вопрос возникновения воды на Земле и на космических телах всё ещё остаётся загадкой.
ast0.jpg

На этом миссия зонда «Хаябуса-2» не закончилась. После манёвра по уклонению от Земли зонд направился к небольшому 30-метровому астероиду 1998 KY26. К этому небесному телу зонд должен добраться к июлю 2031 года. Миссия также предполагает забор образцов грунта для анализа.
 
[Impact]Следующий испытательный полёт капсулы Boeing Starliner запланирован на конце марта. Пока что без экипажа[/Impact]

Год назад первые испытания капсулы Boeing Starliner для доставки в будущем экипажей астронавтов на МКС закончились провалом. Комиссия установила, что капсула могла быть потеряна как минимум дважды, а всего обнаружили 80 недоработок. Исправление недочётов сильно затянулось, и новый испытательный полёт Starliner пришлось отложить на следующий год.
oft_2.jpg

Вчера поздно вечером NASA сообщило, что новой датой испытательного полёта Starliner без экипажа выбрано 29 марта. Ранее планировалось совершить второй тестовый полёт (Orbital Flight Test-2, OFT-2) с октября по декабрь текущего года. Вероятно, всё оказалось не так просто исправить, хотя фактор пандемии тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Сроки первого испытательного запуска Starliner с экипажем пока остаются неизменными. Астронавты NASA Барри «Бутч» Уилмор, Майк Финке и Николь Манн продолжают тренироваться для первого пилотируемого полета капсулы с экипажем (Crew Flight Test, CFT). После успеха беспилотной миссии OFT-2 полёт CFT с экипажем ожидается летом 2021 года. Для первой из шести запланированных миссий NASA и Boeing по штатной смене экипажа на МКС — Starliner-1 — тренировку проходят астронавты Сунита Уильямс, Джош Кассада и Жанетт Эппс. Но сроки запуска Starliner-1 сегодня называть слишком рано.

Сборка капсулы Starliner для миссии OFT-2 близится к завершению. На многоразовый модуль экипажа подано питание и почти завершены проверки авионики, силовой и двигательной систем. Установлены парашюты, посадочные подушки безопасности, тепловой экран и оболочка космического корабля. Далее последует загрузка балласта в капсулу и манекена «Ракетницы Рози».

Параллельно с этими работами специалисты Boeing продолжают ремонтировать модуль экипажа, использовавшийся при первом испытании Starliner в полёте OFT-1, а также создают совершенно новый сервисный модуль для программы NASA Boeing Crew Flight Test (CFT). Отправлять людей в бывшей в употреблении капсуле пока не рискуют, хотя технологически она рассчитана на десять запусков.
 
[Impact]Япония подтвердила успех миссии «Хаябуса-2»: во вскрытой капсуле обнаружен грунт с астероида[/Impact]

Сегодня Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA), подтвердило, что миссия «Хаябуса-2» (Hayabusa2) по отбору образцов грунта на поверхности астероида Рюгу и доставке их на Землю прошла успешно. Специалисты космического агентства открыли контейнер для образцов в «чистой комнате» лаборатории и обнаружили у его отверстия гранулы чёрного песка, который, по их мнению, ничто иное как частицы с астероида Рюгу.
fig7_1.jpg

«Контейнер для образцов внутри капсулы для возвращения в плотные слои атмосферы был открыт, — указано в заявлении JAXA. — 14 декабря в контейнере для образцов был обнаружен гранулированный образец чёрного песка, предположительно полученный на астероиде Рюгу».

Вплоть до сегодняшнего дня инженеры JAXA не были полностью уверены, что космический аппарат добыл какие-либо образцы грунта астероида. Хотя аппарат выполнил все операции по отбору проб на Рюгу, как и планировалось, у команды миссии не было возможности получить подтверждение, что в доставленной на Землю капсуле содержатся какие-либо фрагменты астероида. И лишь сегодня всё стало на свои места.
https://twitter.com/haya2e_jaxa/status/1338469549822201856?ref_src=twsrc%5Etfw%7Ctwcamp%5Etweetembed%7Ctwterm%5E1338469549822201856%7Ctwgr%5E%7Ctwcon%5Es1_&ref_url=https%3A%2F%2F3dnews.ru%2F1027823%2Fyaponiya-podtverdila-uspeh-missii-hayabusa2-vo-vskritoy-kapsule-obnarugen-grunt-s-asteroida
Но на этом хорошие новости не заканчиваются, так как грунта с астероида может быть ещё больше, поскольку инженеры ещё не полностью открыли контейнер. Чёрный песок, обнаруженный JAXA, находился прямо у отверстия контейнера. Глубже в контейнере имеется ёмкость, в которой может находиться основная часть образцов. Целью миссии было собрать на Рюгу до 100 миллиграммов грунта. Насколько её удалось достичь станет известно после того, как учёные вскроют полностью ёмкость для хранения образцов.

Как уже сообщалось, процесс вскрытия и сортировки займёт около шести месяцев, после чего учёные приступят к изучению образцов. Часть образцов грунта астероида будет передана NASA для изучения.
 
[bluee]В России появится новый космодром!

[/bluee]
В обозримом будущем в России появится еще один космодром. Учитывая, что наша страна является «космической державой», в этом нет ничего удивительного. Однако, новый космический объект заслуживает внимания уже потому, что будет построен частной компанией. Таким образом, космическая отрасль в РФ может получить более динамичное развитие, а Роскосмос и ряд иностранных компаний сильного конкурента.

Проект будет реализовываться компанией Success Rockets в тесном сотрудничестве с «Корпорацией развития Дагестана». По предварительным оценкам, объем инвестиций в строительство достигнет солидной суммы в 600 миллионов рублей. Уже определено местоположение будущего объекта и сроки сдачи в эксплуатацию. Первые работы будут начаты осенью следующего года. Он будет располагаться в Дагестане, а начало эксплуатации намечено на 2025 год.

Будущий космодром не будет только площадкой для запуска ракет-носителей. Планируется создание инфраструктуры. Это предполагает создание таких объектов комплекс по выпуску носителей, полноценный испытательный полигон и центр управления пусками. На космодроме будут сооружены, как минимум, две установки пусков сверхлегких ракет. При этом все работы по разработке самих ракет будут выполняться Success Rockets.
 
[Impact]Американская компания собрала первый ракетный двигатель AR1 на замену российского РД-180[/Impact]

Американская Aerojet Rocketdyne на днях завершила сборку первого AR1 — своего нового ракетного двигателя, финансируемого ВВС США в качестве возможной замены российского РД-180 производства «Энергомаш». Компания пока не имеет заказчиков на двигатель и планирует продавать его для ускорителей первой ступени в ракетах-носителях среднего класса.
01.jpg

AR1 был собран на большом заводе по производству двигателей Aerojet Rocketdyne в Космическом центре имени Джона Стенниса (штат Миссисипи). «Следующим шагом будет его тестирование», — сказал в беседе со SpaceNews старший вице-президент Aerojet Джим Мейзер (Jim Maser).

Конгресс в законопроекте об обороне 2021 года выделил $15 млн на испытания больших керосиновых двигателей в Стеннисе. Эти средства не были выделены специально на AR1, но господин Мазер выразил надежду, что они будут использованы для тестирования именно нового двигателя его компании.

AR1 с тягой 500 000 фунтов (250 тонн-сил) является первым построенным в США двигателем на топливной паре жидкий кислород/керосин со ступенчатым циклом сгорания. Компания первоначально разработала двигатель при финансовой поддержке ВВС США в качестве возможной замены российского РД-180 (тяга 390–423 тс), который используется в первой ступени ракеты «Атлас 5» компании United Launch Alliance (ULA).

The first #AR1 engine is complete – the first American-made liquid oxygen/ kerosene staged-combustion engine. AR1 is the ideal engine for many possible solutions; it brings the right thrust level, size, and performance to a wide variety of launch vehicles. pic.twitter.com/NaWw5zRtJS

— Aerojet Rocketdyne (@AerojetRdyne) January 12, 2021
После того, как Конгресс потребовал от ВВС прекратить использование российских двигателей, в 2016 с Aerojet был заключён контракт на сумму более $800 млн на разработку, испытания и сертификацию AR1. Позднее контракт был сокращён до $350 млн, когда ULA решила использовать в первой ступени своей новой ракеты Vulcan другой двигатель — BE-4 от Blue Origin (тяга около 250 тс).

После провала сделки с ULA, Aerojet продолжила разработку AR1 и теперь считает, что у неё есть будущее на рынке ракет-носителей среднего класса. В прошлом году компания подписала соглашение со стартапом Firefly Aerospace о возможном использовании AR1 в будущей ракете-носителе Firefly для выводя небольших грузов на орбиту.

Возлагает надежды компания и на Космические силы США — если военные заинтересуются двигателем AR1, за ними могут последовать и коммерческие инвестиции. Следующим этапом для AR1 станет проведение испытаний в Космическом центре имени Джона Стенниса. Сейчас там преимущественно тестируются водородные двигатели, так что придётся перенастроить один из испытательных стендов для проверки керосинового двигателя AR1.

Aerojet Rocketdyne находится в процессе поглощения компанией Lockheed Martin. Обе компании отказываются комментировать судьбу AR1 после слияния.
 
[Impact]Великобритания хочет создать дальний космический флот на атомных двигателях Rolls-Royce[/Impact]

Космическое агентство Великобритании заключило новое соглашение с компанией Rolls-Royce, в рамках которого планируется создать ядерный силовой двигатель для космических аппаратов дальнего действия. Власти бывшей «владычицы морей» надеются, что разработка «произведёт революцию в космических путешествиях». Например, на Марс можно будет долететь в два раза быстрее, чем на традиционных химических двигателях.
853.jpg

У компании Rolls-Royce, считают британские власти, хорошие перспективы для разработки космического проекта. Она 60 лет снабжает подводный флот Великобритании атомными двигателями для подводных лодок, так что смежный опыт и цепочки поставок у неё есть.

Исполнительный директор Космического агентства Великобритании Грэм Тернок (Graham Turnock) сказал: «Это исследование поможет нам понять захватывающий потенциал космических аппаратов с атомными двигателями и выяснить, поможет ли эта зарождающаяся технология путешествовать дальше и быстрее в космосе, чем когда-либо прежде». Если всё получится, то до Марса можно будет добраться не за 6–8 месяцев, а за 3–4 месяца, снизив риски для экипажа и необходимое количество припасов.
moon_tnp.jpg

Потенциал атомных двигателей для космических перелётов в своё время исследовали как в США, так и в СССР. Американская программа была свёрнута в 1971 году, но в прошлом году американцы вновь вернулись к атомной теме, заказав разработку военных космических рейдеров на атомных двигателях для патрулирования окололунного и околоземного пространства. В России также ведётся разработка атомных двигателей для космических аппаратов.

Кстати, компания Rolls-Royce разрабатывает небольшие модульные ядерные реакторы для использования на суше с целью удовлетворения растущего спроса на электроэнергию в Великобритании. Если новые наработки не полетят в космос, то пригодятся на земле.
 
[Impact]Франция успешно протестировала первый в мире спутниковый двигатель на основе йода[/Impact]

Первый в мире спутник с ионным двигателем на йоде успешно прошел испытания. Специалисты утверждают, что это поможет спутниковой промышленности перейти на более экологичное и дешевое топливо, передает Hi-Tech Mail.ru.

Сообщается, что ионный двигатель на йоде был создан французским стартапом ThrustMe и установлен на спутнике CubeSat 12U. Космический аппарат был отправлен в космос с помощью китайской ракеты-носителя «Чанчжэн-6» в ноябре прошлого года.

Успешные тесты говорят о том. что йод можно считать подходящим топливом для спутников. Главным преимуществом йода как рабочего тела для двигателя является его экономичность — он нетоксичен, остается твердым при комнатной температуре и не требует сложной системы понижения давления для перехода в газообразное состояние.

Более того, спутники на таких двигателях не будут загрязнять орбиту, поскольку обладают достаточной тягой для поддержания высоты и предотвращения столкновений. По завершению миссии от таких маленьких и легких аппаратов можно довольно просто избавиться, направив в атмосферу, где они полностью сгорят.

Напомним, в 2024 году Япония планирует запустить в космос первый в мире деревянный спутник. Возвращаясь на Землю, он будет полностью сгорать в атмосфере, не выбрасывая в нее вредные вещества и не осыпая землю обломками. Кроме того, такие спутники будут проще в сборке.
 
[Impact]Новый прибор повысит надёжность работы российских спутников[/Impact]

Холдинг «Российские космические системы» (РКС), входящий в государственную корпорацию Роскосмос, сообщил о разработке интегрированного декодера командно-программной и телеметрической информации. Этот прибор позволит повысить надёжность и стабильность работы российских спутников.
sat1.jpg

Новая отечественная разработка объединяет функции различных бортовых узлов обработки командно-программной и телеметрической информации в одной микросхеме, которая наделена алгоритмами помехоустойчивого кодирования и декодирования данных.

Кроме того, узел снабжён средствами резервирования выполнения критических временных программ. Это гарантирует защиту от непредвиденных сбоев аппаратуры управления спутником.

В целом, новая разработка призвана повысить надёжность командно-измерительной системы, которая отвечает за управление космическим аппаратом, а также ретранслирует текущие навигационные параметры и агрегирует телеметрическую информацию.
sat2.jpg

«Эта разработка — очередной шаг РКС в работе по созданию интегрированного бортового комплекса командно-информационных систем, объединяющего командно-измерительные и вычислительные функции, обрабатывающего телеметрическую информацию, обеспечивающего защищённое управление и резервирование критических функций бортового комплекса управления», — говорится в сообщении холдинга.

Предполагается, что производство унифицированных интегрированных решений в дальнейшем позволит снизить стоимость изготовления спутников различного назначения и повысить срок их службы.
 
Назад
Сверху