Можно ли оценить, как будет влиять на темпы роста абонбазы ухудшение макроэкономической ситуации, прежде всего снижение доходов населения?
Многие люди сейчас переехали из мегаполисов за город и ищут возможности организовать себе там полноценную жизнь с привычным или дополнительным досугом. Поэтому мы не просели в пандемию и на текущий момент видим предпосылки для повышения спроса на спутниковое ТВ. В более долгосрочной перспективе прогнозировать пока сложно: многое будет зависеть от общей экономической ситуации, темпов восстановления деловой активности и изменения уровня доходов граждан. Вместе с тем спутниковое ТВ остается одним из наиболее доступных способов получения информации и доступа к развлечениям. Поэтому мы все-таки с умеренным оптимизмом смотрим на развитие ситуации в будущем.
Какие меры вы считаете обоснованными в сложившейся ситуации, чтобы динамика роста абонбазы не снижалась?
В целом продолжим работать, как работали. Будем думать над новыми конвергентными продуктами — мы видим в них потребность. Будем расширять контентные предложения. В том числе эксклюзивные в рамках экосистемы МТС.
Какие изменения в потреблении контента абонентами вы фиксировали во время пандемии?
В период ограничений и пика пандемии вырос спрос на информационные и региональные каналы. Люди больше смотрели кино и досуговые программы. Для нас довольно неожиданным стало повышение интереса зрителей к телемагазинам. Снизился интерес к спортивным программам из-за того, что отменились знаковые соревнования. Как ни странно, люди стали меньше смотреть передач о здоровье и семье. После снятия ограничений и возвращения к обычной жизни резко выросли как раз спортивные каналы, а кино и новости вернулись к прежнему уровню.
Изменилась ли востребованность пакетов спутникового ТВ МТС, выросло или снизилось число подключений дополнительных каналов?
Число подключений дополнительных каналов выросло. Но с апреля у нас дейcтвовала возможность бесплатно подключить доппакет «Океан открытий» — набор познавательных каналов Discovery, а с мая можно было на два с половиной месяца бесплатно подключить контент «Амедиа» — лучшие зарубежные сериалы. Но наша стратегия в целом нацелена на то, чтобы уже в основных пакетах предложить пользователям широкий спектр контента разных направлений. Это обеспечивает нам более прозрачные условия предоставления сервиса, а пользователю — гибкость и свободу в выборе из уже доступного разнообразного контента. Сейчас по самым привлекательным акционным предложениям новые абоненты получают подписку на расширенный пакет с 209 каналами. Всего мы можем предложить пользователям 235 каналов.
Как изменилось время смотрения каналов спутникового ТВ МТС — «Расширенного» и дополнительных — за последние полгода?
Мы бы так не ставили вопрос. Расширенный пакет наиболее интересен для подключения. Но он уже содержит в себе достаточный набор контента для формирования собственного пула предпочтений. Это не готовое предложение, а своего рода маркетплейс, позволяющий набрать каждому абоненту интересный именно ему набор опций и каналов. Дополнительные каналы — продукт достаточно дорогой и нишевый. Поэтому они и были выделены в отдельные группы за дополнительную плату. Например, не все любят спорт. И не у всех есть дети. И какую-то часть специального контента мы выделяем в отдельные пакеты, которые подключат те, кому они действительно нужны. И в этом смысле какого-то перераспределения смотрения мы не заметили. Как и явных изменений в структуре подключения дополнительных каналов.
Что происходит с подключениями спутникового ТВ в пакете с мобильным интернетом — стали ли такие пакетные подключения более популярными?
Конвергентный продукт стал популярным уже в самом начале его вывода на рынок в 2019 году. И мы работали над его совершенствованием, понимая его востребованность. В марте и особенно апреле спрос на конвергент заметно вырос, что легко объяснимо тем, что горожане начали массово выезжать за город на самоизоляцию. И им нужно было организовать и нормальный доступ в интернет, — а мы предлагаем безлимит на скорости до 10 Мбит/с, — и качественный досуг. Это совпало с тем, что в середине апреля мы модифицировали конвергент и предложили новым подписчикам единую для всех регионов невысокую абонентскую плату за комплексную услугу: мобильный интернет и спутниковое ТВ. Поэтому рост был ощутимым: продажи продукта в мае — июне 2020-го выросли более чем в три раза относительно аналогичного периода прошлого года. Этот продукт стал самым востребованным. Сейчас мы работаем над расширением линейки конвергентных предложений. Чтобы они были востребованы, рассчитываем исходить из конкурентной ситуации, в том числе в регионах, и делать продукт максимально комфортным по цене. Исходя из того, что телесмотрение — часто семейная практика, мы будем формировать конвергентные решения, рассчитанные на коллективное использование, удобное и выгодное в рамках одной семьи. И своими интересными предложениями будем привлекать тех, кто почему-то до сих пор не с МТС.
Какие каналы продаж выходят на передний план в текущих условиях? Повлияли ли на распределение каналов ограничения во время пандемии?
Разумеется, условия самоизоляции и установленных ограничений повлияли на востребованность каналов продаж. Все онлайн-сервисы стали использоваться намного активнее. И сейчас этот канал более активен, чем до карантинных мер. А на работу торговых точек и выездных агентов, наоборот, накладывались ограничения. При этом в разных регионах они могли отличаться: где-то исключительно жесткие, где-то помягче. На сегодня основным каналом продаж является собственная розница МТС. Важным каналом продаж для нас остаются наши агенты, которые задействуют широкий спектр возможностей предложения продукта, в том числе онлайн-ресурсы. И хотя в период активной фазы пандемии в ряде регионов в связи со сложной эпидемиологической ситуацией маневренность агентов ограничивалась как практической целесообразностью и соображениями безопасности, так и локальными законами, этот канал оставался наиболее эффективным. И именно он показал наибольшую динамику числа подключений: клиенту не нужно было покидать дом для приобретения комплекта, агент все привозил и устанавливал сам. Но у нас были введены жесткие меры контроля за здоровьем наших сотрудников. И мы всех обеспечили специальными индивидуальными средствами защиты.
Если говорить о росте абонбазы в региональном разрезе — какие области обеспечивают наивысшее число новых подключений?
Максимальный рост базы обеспечивают крупнейшие регионы из-за их емкости рынка. Динамика роста у нас относительно равномерна по всем регионам присутствия. Рост есть везде. Но в абсолютных значениях наибольший рост обеспечивают те субъекты РФ, которые входят в топ-20 по численности населения.
Что необходимо делать сейчас, чтобы повысить лояльность потребителей и их удовлетворенность контентом и сервисом?
Любой бизнес преуспеет, только если он делает что-то нужное и важное для людей. Мы делали хороший, качественный, удобный и доступный продукт на каждый день. И в кризис он оказался еще более востребованным. Главное — думать о людях. И уж точно в сложные времена, играя вдолгую, нельзя делать ставку на сиюминутную выгоду. Из-за ограничений у многих сократились доходы. Многие были вынуждены неделями не выходить из дома. И мы предлагаем им тот продукт, который позволит за небольшие деньги получить доступ к качественным сервисам, обеспечивающим и работу, и досуг, и связь с миром. И МТС уже давно завоевал репутацию бренда, которому доверяют.