Что нового?
Пикник ТВ

This is a sample guest message. Register a free account today to become a member! Once signed in, you'll be able to participate on this site by adding your own topics and posts, as well as connect with other members through your own private inbox!

Народные и церковные праздники

  • Автор темы Автор темы wova
  • Дата начала Дата начала
15 августа - Степан Сеновал

Праздник посвящен первому христианскому мученику из диаспоры евреев – святому Стефану. По легендам, апостолы назначили его в числе семи христиан диаконами, дабы они присматривали за «ежедневным раздаянием потребностей». Но Стефан помимо этого также проповедовал в городе Иерусалиме.

Как-то раз в своей проповеди он высказал мысль: «Всевышний не в рукотворённых храмах живет». Это не только вызвало отрицание у представителей синагоги, но слово «рукотворённый», применяемое обычно для определения языческих идолов, было вочпринято страшным богохульством, за что Стефана предали суду.

На нем после произнесения длинной речи, которая еще больше настроила против него, Стефана убили, причем неясно, было это сделано по приговору или его закидала камнями разъяренная толпа. Но, как бы то ни было, Стефан не просил о пощаде, только молился Иисусу за врагов своих и просил Спасителя принять его дух.

В народе имя Стефан трансформировалось в Степана. А определение Сеновал появилось, поскольку наступала пора завершения сенокоса, оставалось скосить отаву. Каждая крестьянская семья в этот день сообща набирала определенные травы да цветы, чтобы сплести большой венок – Степанов, который висел на особом месте – в красном углу и служил универсальным лекарством: если кого валил недуг, хозяйке дома нужно было отломить немного «трав могучих», заварить и луговым душистых ароматом прогнать злых духов. И так травы венка помогали врачеваться до Илларионова дня, который наступал 10 апреля.

Отдавали много внимания лошадям – всячески обихаживая их и давая напиться через серебро. Конечно, серебряной посуды у крестьян не водилось, но народ с умом обходился и малым. Итак, нужно было отвести лошадь сперва искупаться, а затем – к лесному ручью. Серебряную монетку сперва бросали в ключ, затем – в шапку, и туда же набирали воды, которой и поили лошадь. Монетку же следовало спрятать в конюшне до следующего года, и нередко она передавалась в семье ототцов к сыновьям. Ну, а польза обряда была в том, что лошади после него должны были стать покладистее и не страшиться нечистой силы.

Степанов день и еще несколько следующих указывали на то, каким будет весь сентябрь.

Именинники в этот день: Василий, Иван, Кирилл, Платон, Роман, Степан, Тарас, Фёдор
 
28 августа - Успение

Праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, называемый народом просто – Успение. А посвящен этот день дате смерти Божией Матери.

О ее жизни из Нового Завета известно следующее. Апостолу Иоанну распятый Иисус поручил опекать Марию, что было верно исполнено – после казни Христа и его воскрешения Мария и Иоанн стали жить в Иерусалиме. Нередко Мария поднималась на Голгофу помолиться, и сюда как-то к ней спустился сам архангел Гавриил, известивший Марию: через 3 дня ей суждено «отойти ко Христу Богу». И в день кончины Марии в Иерусалим чудесным образом перенеслись апостолы, до того находившиеся в иных странах, где они говорили проповеди.

Апостолы погребли Марию близ ее родителей, а вход в гробницу завалили большим камнем. В третий день от смерти Марии в Иерусалим пришел Фома, и апостолы вместе с ним отправились к гробнице, дабы и Фома смог проститься с Марией.

Но, когда они отодвинули камень и вошли в гробницу, то не нашли там тела Богородицы, лишь ее благоухающие погребальные одежды. И вскоре, не наступил еще и следующий день, Мария навестила апостолов, они узрели ее среди ангелов, а она сказала: «Радуйтесь, ибо я с вами во все дни».

Успение – один из самых ранних христианских праздников. В 6 веке его праздновали везде, где только было христианство, а датой его официального установления принято считать 582 год. Православная церковь считает Успение одним из дюжины важнейших праздников после пасхи. Успением завершается Успенский пост, строже которого только пост Великий.

В народном сознании образ Богородицы причудливо соединился с Матерью Сырой Землей – одним из древнейших славянских божеств, и потому на Успение также справляли именины Земли. Для ее почитания в этот день по ней не следовало ходить без обуви и, тем более, тыкать ее чем-то острым, вроде лопат или даже палок.

Успение иногда также именовали Дожинком, потому что завершалась хлебная жатва.

На жатве больше трудились женщины, и потому после Успения наступало молодое Бабье лето, время отдыха всего слабого пола, выполнявшего столько трудной работы, и время это тянулось до 11 сентября, то есть до Ивана Постного. Выходя на поле в последний раз, женщины перекатывались по земле и просили жниву вернуть силы, которых ушло немало на жатве, а также обвязывали серпы соломой. Сноп, сжатый последним, рядили в кокошник и яркий сарафан и с почестями, под песни, несли в деревню.

В этот день в церкви освящали и благословляли хлебные колосья и зерно.

Завершалось же все пирами, на которые все скидывались кто деньгами, а кто продуктами, и так накрывали длинные столы с жареной бараниной, пирогами, прочими угощениями и свежим пивом, причем на пиры приходили и те, кто был беден, их почитали за долг угощать более зажиточные селяне.

Еще одним названием праздника было Соление, так как приходила пора квасить капусту и солить огурцы, в зимнее время составлявшие неотъемлемую часть крестьянской пищи. Огурцы и капуста шли в рассольники и щи, ели их и просто – с хлебом и картошкой.
 
29 августа - Спас Нерукотворный

Праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который известен и как Третий Спас, или Спас Нерукотворный.

Тип изображения Спасителя в виде его лика на глиняной доске или на платке (урбусе) и называется Нерукотворным спасом.

Первым Нерукотворным образом Иисуса Христа принято считать изображение его, проявившееся на полотенце после того, как Христос, умывшись, отер им свое лицо. Этот льняной холст многие годы был величайшим сокровищем города Едессы.

В 944 году он был приобретен у города Константином VII и с большим торжеством перенесен в Константинополь, и, собственно, тогда и началась традиция праздника. Но после одного из нашествий крестоносцев реликвия была потеряна. Православные христиане считают, что Нерукотворный образ свидетельствует не только о той истине, что второе лицо Троицы воплощалось в образе человека, но и о том, что иконопочитание также истинно.

В этот день люди на Руси возносили Господу самые горячие молитвы, затем мужчины шли в поля с хлебом-солью, которые вручали им жены. Собирали в поле и необычную телегу: сперва загружали три снопа, на них - мешки с зерном для посева озимых. Тех, кому выпала честь засевать поле, на нем торжественно встречала детвора, поднося гречневую кашу и пирог.

О Спасах народ говаривал: «Первый Спас на воде стоят, на второй — яблоки едят, на третий — полотна продают да хлеб припасают».

Извлекали из печей хлеб нового урожая: «Третий Спас хлеба припас».

Обычно этим днем открывались торги холста и полотна.

Иное название Спаса – Ореховый – объяснимо: начинался сбор созревших орехов. А малым детям загадывали такие загадки: «Маленький мужичок — костяная шубка»? «Ни окон, ни дверей, посередине — архирей», «Нагни меня, ломи меня. Сломишь — гладко, расколешь — сладко».

Следовало отправляться к колодцам с источниками – почистить их и вволю напиться особо целебной подземной водицы.

Верили, что ласточки отправляются на зимовку в три больших вылета – по одному на каждый Спас. Коли к Нерукотворному Спасу и журавли покидали родные места, то уже к 14 октября, на Покров, следовало ожидать морозов.

Именинники в этот день: Александр, Анна, Герасим, Степан, Яков
 

День назван в честь архангела Михаила, чье имя в первоначальном виде складывается из трех слов: «Ми ка эл» - и дословно означает «Кто как Бог?». Слово «Архангел» переводится как «старший посланник».

Согласно православию, Михаил – архистратиг, возглавляющий святое ангельское воинство, охраняющих закон Божий. Он почитается защитником и помощником христианам, противостоящим злым силам, а также тем, кто оберегает души покинувших этот свет, ведь он вознес на небеса еще души Богородицы и Авраама.

Также Михаил – привратник рая. Поскольку Михаил противостоит злым духам, то ему молились в болезнях об исцелении, ведь именно злобные духи, верили наши предки, порождали все болезни. Именем Михаила часто назывались источники, чья вода была целебной.

В Михайлов день крестьяне сходились на мирские братчины для разрешения дел в семьях или между соседями. Сходка могла закончиться не только спором, но и ссорой, но неизменно их завершали застольями, причем каждый приносил по какому-либо кушанью. И вот теперь пора было мириться и брататься, а второй такой шанс выпадал на Николу Зимнего (19 декабря).

Приниматься за работу этим днем было нельзя, чтобы не прогневать Господа.

Однако пора было обратить внимание на погоду, тем более, что подступали холода: «Михаил заморозком прихватил». И вот после них, если ветви деревьев наряжались инеем, ожидалась зима снежная. А еще стоило поглядеть на осину: если ее листочки опадают вверх «изнанкой», можно ждать зиму теплую, а если наоборот - студеную.

Именинники в этот день: Андрей, Всеволод, Денис, Давид, Дмитрий, Иван, Кирилл, Константин, Макар, Михаил, Фекла
 

Этот праздник – Рождество Пресвятой Богородицы - установился в 4 веке и принадлежит к двунадесятым празднествам, главнейшим в годовом церковном календаре.

Что было в те далекие времена, когда в мир пришла Богородица, почти ничего не известно. Благочестивое семейство Анны и Иоакима многие годы ждало ребенка, когда же надежда почти угасла, Иоаким направился молиться в пустыню, и там ангел возвестил ему - об их ребенке «будут говорить во всем мире». И через положенный срок была рождена Мария.

Великий праздник именовался и по-другому – Малая Пречистая (28 августа, на Успение Богородицы, празднуется Большая Пречистая), Оспожинки, Осенины.

Оспожинки были праздником и в честь урожая, и, если выдавалась возможность – на них весело гуляли с танцами, играми и застольями всю неделю. На Осенины ранним утром собирались идти к берегу озера или реки женщины, старшая несла каравай, младшие – заводили песни, славя Богородицу. У воды хлеб ломали, и хозяйки несли кусочки на двор, чтобы угостить скотину.

В этот день те пары, кто стали мужем и женой совсем недавно, принимали в гости родню, а те поучали уму-разуму и строго глядели на всю жизнь молодых, на то, как ведут дом. Хозяюшке следовало не только подать обед, но и поднести родителям круглые пироги, а муж водил мужскую половину родню - показывать хозяйство.

Другие народные названия праздника вполне понятны – Пасиковый от «пасеки» и Луковый от «лука», и, в соответствии с названиями, продолжали выкапывать лук, пасечники же приготавливали к зиме пчелиные семейства.

Это еще и день осеннего равноденствия, и люди второй раз встречали осень да примечали, хороша ли погода, ведь, коли денек погожий, и осень придет такая.

Именинники в этот день: Георгий, Иван
 
[ref=#bb1300]RomaamoR[/ref], у тебя уже церковные праздники начались? :sh_ok: :-) :al_kana_ft:
 
Назад
Сверху