Что нового?
Пикник ТВ

This is a sample guest message. Register a free account today to become a member! Once signed in, you'll be able to participate on this site by adding your own topics and posts, as well as connect with other members through your own private inbox!

Космический корабль Прогресс, Протон, Союз, Ангара

Administrator

Administrator
[Impact]Космический корабль Прогресс, Протон, Союз, Ангара[/Impact]

[Impact]Космический корабль «Прогресс» начал неконтролируемое падение[/Impact]



Российский космический корабль «Прогресс М-27М» начал неконтролируемый сход с орбиты, передает «РИА Новости» со ссылкой на источник.

«Так как запустить двигатели и выполнить корректирующий маневр не удается, космический грузовик постепенно теряет орбиту. Скорость снижения будет варьироваться в зависимости от состояния атмосферы и солнечного ветра, но в целом корабль только за эти сутки потерял десятки метров высоты. Точно рассчитать дату и район падения несгоревших в плотных слоях атмосферы фрагментов «Прогресса» будет возможно только за несколько часов до того, как это произойдет»,— сказал собеседник агентства.
Ранее сообщалось, что стыковка стартовавшего 28 апреля космического грузовика «Прогресс М-27М» с МКС перенесена с четверга на неопределенный срок.

Ракета «Союз» с кораблем «Прогресс М-27М» стартовала с Байконура в 10:09. После отстыковки корабля от ракеты в ЦУПе сообщили, что на землю не поступает телеметрия. Источник агентства в космической отрасли сообщил, что на «Прогрессе» не раскрылись две антенны системы стыковки «Курс», корабль не вышел на расчетную орбиту из-за сбоя в работе одной из ступеней ракеты-носителя «Союз-2.1а».

По данным российских СМИ, скорость снижения космического «грузовика» будет варьироваться в зависимости от состояния атмосферы и солнечного ветра. За эти сутки «Прогресс» потерял десятки метров высоты.

Как сообщалось, неуправляемый корабль начал вращаться вокруг собственной оси.

«На текущей орбите корабль может находиться до 3-4 мая, но не больше. После этого он войдет в атмосферу», — сообщил эксперт Медузе.
В то же время, по данным российских СМИ, обломки неуправляемого «Прогресса» могут упасть в любой точке Земли в пределах зоны, ограниченной с севера и юга 52-мы параллелями.

Также отмечается, что до Земли долетят только те фрагменты грузового корабля, которые не сгорят в атмосфере во время падения.

216
 
3464732.jpg


Рабочие российского завода, где был изготовлен корабль «Прогресс», заявляют о начавшихся увольнениях и опасаются невыплаты апрельской премии в связи с аварией космического корабля, об этом сообщает русская служба ВВС.

Изготовленный в Самаре транспортный корабль «Прогресс М-27М» застрахован на сумму около 2 млрд рублей. Общий ущерб от неудачного запуска оценивается в 5 млрд рублей.

Рабочие завода утверждают, что начальство намерено лишить их премии в связи с неудачным запуском корабля «Прогресс».

При этом на заводе уже идут сокращения, а нервная обстановка привела к гибели сотрудницы отдела кадров, сообщает самарский журналист Сергей Петров.

Как отметил сотрудник самарской прокуратуры Роман Былинин, инцидент произошел в понедельник утром, когда сотрудник пришел подписать соглашение об увольнении по соглашению сторон.

«Рабочий некоторое время ожидал приглашения в кабинет управления кадров, но, не дождавшись вызова, вдруг ворвался в помещение […] В ответ на законные требования 57-летней сотрудницы отдела успокоиться и покинуть помещение мужчина то ли ударил ее в шею, то ли схватил руками за шею. Во всяком случае, физическое воздействие с его стороны имело место. Затем сотрудницы отдела вывели мужчину в коридор. Пострадавшей женщине стало плохо, и вскоре она скончалась», — рассказал прокурор.
Руководство завода утверждает, что сокращения производятся в рамках объявленной еще в феврале программы оптимизации, в результате которой своих рабочих мест может лишиться тысяча человек.
 
В Интернете запущен онлайн-сервис, который дает возможность следить за падением российского космического корабля "Прогресс".

На сайте http://www.n2yo.com/ теперь есть возможность следить онлайн за падением российского космического грузовика "Прогресс", информирует УНИАН.

"Прогресс М-27М", запущенный во 28 апреля к МКС, не был выведен на расчетную орбиту и не смог пристыковаться к МКС. Далее он начал полет в режиме неконтролируемой "закрутки".
Позже появилась информация, что грузовик начал постепенный неконтролируемый сход с орбиты. Эксперты отмечают, что финальным местом падения может стать любая точка на нашей планете.

620x459.jpg
 
p_51908538.jpg


Командование воздушно-космической обороны Северной Америки ( North American Aerospace Defense Command, NORAD) обнародовало прогноз схода с орбиты российского космического грузового корабля «Прогресс М-27М». Об этом сообщает «Интерфакс-АВН».

Сообщается, что «Прогресс» прекратит существование в 20:33 МСК 9 мая на на 186-м витке вокруг Земли. Согласно прогнозу, последние мгновения полета корабля пройдут над точкой с координатами 26,7 град. сев.ш., 63,1 град. зап.д. Данный район находится в центральной части Атлантического океана, примерно в 1600 км восточнее Кубы.

Ракета «Союз-2.1а» разработки и производства самарского ракетно-космического центра «Прогресс» с грузовым кораблем «Прогресс М-27М» стартовала с Байконура 28 апреля. В момент отделения корабля от третьей ступени ракеты российский ЦУП перестал получать телеметрическую информацию. Несмотря на предпринятые попытки взять корабль на управление, этого сделать не удалось. Корабля начал произвольное и неуправляемое снижение. За сутки высота его орбиты снижается более, чем на 100 метров. Сейчас он находится на орбите с параметрами 270 км (в апогее) и 190 км (в перигее).

В Роскосмосе также спрогнозировали дату падения «Прогресса», по их данным, это должно произойти 5-7 мая. Точное место падения в России собираются обнародовать за несколько часов до стыковки с землей.
 
p_51908538.jpg


Анализ орбит обнаруженных вблизи грузового космического корабля «Прогресс М-27М» обломков косвенно свидетельствует, что при отделении корабля от третьей ступени ракеты произошел взрыв. Об этом сказал «Интерфаксу» в четверг, 30 апреля источник в космической отрасли, близкий к комиссии по расследованию «ЧП» на орбите.

«Российские и американские средства контроля космического пространства обнаружили вблизи «Прогресса» несколько десятков непонятных фрагментов. Сейчас специалисты заняты их идентификацией, а также анализом их орбит. По одной из предварительных версий, «облако» фрагментов могло образоваться в результате взрывного эффекта», — сказал собеседник агентства.
По его словам, взрыв, «скорее всего, произошел в момент разделения корабля от третьей ступени».

Ранее сообщалось, что космический центр ВВС США на базе «Ванденберг» в Калифорнии зафиксировал 44 обломка на орбите рядом с грузовым кораблем «Прогресс М-27М» и третьей ступенью ракеты-носителя «Союз-2.1а». Позже были опубликованы параметры орбит 15 наиболее крупных фрагментов. Эксперты обратили внимание на большой разброс высот появившихся фрагментов. По американским данным, они находятся на высотах от 170 км до 370 км в апогее, и от 130 до 180 км — в перигее.

«Учитывая это, а также то, что корабль «Прогресс» был обнаружен примерно на 30-40 километров выше расчетной орбиты и при этом сильно вращался вокруг своей оси, можно с уверенностью говорить о том, что при отделении корабля от третьей ступени ракеты-носителя произошло что-то вроде взрыва», — сказал собеседник агентства.
По его словам, имеющейся информации пока недостаточно, чтобы точно сказать, что именно взорвалось.

«По мере накопления необходимой информации будет проводиться математическое моделирование всех возможных процессов, произошедших на орбите. Затем будет выбрана наиболее вероятная версия», — сказал собеседник агентства.
 
[shadow=blue]Космонавт сфотографировал с борта МКС падающий «Прогресс»[/shadow]
Российский космонавт Геннадий Падалка с использованием фотоаппаратуры, имеющейся на борту МКС, сфотографировал в ночь на 30 апреля пролетающий в 170 км ниже станции грузовой корабль «Прогресс М-27М» и передал полученные снимки в Центр управления полетами (ЦУП), сообщили «Интерфаксу» в космической отрасли.

«К сожалению, разрешение снимков оказалось недостаточным. Это не позволило оценить внешние повреждения, возможно полученные кораблем в результате нештатной ситуации при его отделении от третьей ступени ракеты-носителя», — сообщил собеседник агентства.
Он отметил, что попытки заснять «Прогресс» с борта МКС будут продолжены, потому что такие снимки могли бы помочь специалистам установить, что именно произошло при разделении корабля и третьей ступени ракеты «Союз» 28 апреля.

Ракета «Союз-2.1а» разработки и производства самарского ракетно-космического центра «Прогресс» с грузовым кораблем «Прогресс М-27М» стартовала с Байконура 28 апреля. В момент отделения корабля от третьей ступени ракеты российский ЦУП перестал получать телеметрическую информацию. Несмотря на предпринятые попытки взять корабль на управление, этого сделать не удалось. Корабля начал произвольное и неуправляемое снижение. За сутки высота его орбиты снижается более чем на 100 метров. Сейчас он находится на орбите с параметрами 270 км (в апогее) и 190 км (в перигее). МКС вращается вокруг Земли на расстоянии около 400 км.
 
[shadow=blue]Космический корабль России "Прогресс-М-27М" упадет с орбиты 8 мая вблизи тихоокеанского побережья США.[/shadow]

"Прогресс" войдет в плотные слои атмосферы примерно в 15:30 по киевскому времени и распадется на составляющие, сообщает объединенный центр космических операций стратегического командования США.

Кроме того, озвучены точные координаты ожидаемого падения: 35 градусов северной широты и 113 градусов западной долготы.

Ранее командование воздушно-космической обороны Северной Америки озвучило прогноз, по которому "Прогресс" сойдет с орбиты 9 мая. Тогда прогнозировали падение корабля в центральной части Атлантического океана примерно в 1,6 тысячи километров восточнее Кубы.
 
?Роскосмос обнародовал первые итоги расследования причин аварии грузовика «Прогресс». По предварительным данным, авария вызвана разгерметизацией бака-окислителя и бака горючего третьей ступени ракеты-носителя
Ракета-носитель «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс М-16М»
Фото: РИА Новости
Роскосмос назвал предварительную причину потери космического корабля «Прогресс М-27М», попавшего в нештатную ситуацию при запуске 28 апреля. Как рассказал на брифинге глава Роскосмоса Игорь Комаров, на данном этапе расследования подтверждена версия нештатного разделения третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1а», а также разгерметизация баков третьей ступени.

«В результате работы госкомиссии удалось собрать данные телеметрии и другие данные объективных исследований, и они подтвердили версию нештатного разделения, включающего два последовательных разделения, связанных с разгерметизацией, то есть вскрытием после выключения маршевых двигателей третьей ступени ракеты-носителя сначала бака-окислителя, а затем и бака горючего третьей ступени ракеты-носителя», — цитирует Комарова РИА Новости.

Он уточнил, что причину разгерметизации установит специальная рабочая группа. Окончательные выводы о причинах аварии ожидаются не позднее 22 мая.

Первый заместитель главы Роскосмоса Александр Иванов добавил на брифинге, что из-за продолжения расследования причин аварии «Прогресса», Министерству обороны рекомендовано отложить запуск ракеты-носителя «Союз-2» с военным спутником с космодрома Плесецк. «До окончания работы аварийной комиссии — она продлена до 22 мая — мы рекомендовали Минобороны приостановить запуск до этого срока», — сказал он.

В свою очередь первый замгенконструктора РКК «Энергия» Владимир Соловьев заявил, что Роскосмос планирует перенести посадку экипажа МКС на июнь. Ранее планировалось, что три члена экипажа МКС вернутся на Землю 14 мая. «Мы с ними уже поговорили на эту тему, они, естественно, с пониманием все это восприняли и согласны поработить еще около месяца на орбите», — сказал Соловьев.

Он добавил, что на начало июля текущего года планируется запуск к МКС транспортного грузового корабля «Прогресс», а только после этого на МКС отправится очередная пилотируемая экспедиция. По словам Соловьева, это сделано для обеспечения безопасности полета.

Ракета-носитель «Союз 2.1а» с кораблем «Прогресс» стартовала с космодрома Байконур утром 28 апреля. После отделения третьей ступени с грузовика перестала поступать телеметрия. «Прогресс» не смог выйти на расчетную орбиту. Предпринятые попытки взять под управление аварийный «Прогресс» оказались неудачными. В конце апреля Роскосмос признал потерю «Прогресса». 8 мая ведомство сообщило, что космический корабль сгорел в плотных слоях атмосферы над Тихим океаном.

Грузовик должен был доставить на МКС необходимые для полета экипажа станции топливо, кислород, аппаратуру для научных экспериментов, посылки для космонавтов и астронавтов и подарки для членов экипажа к предстоящим праздникам, а также продукты питания. После потери «Прогресса» космонавты заявляли, что на станции есть все необходимое для продолжения миссии.
 
[shadow=blue]«Протон-М» не смог вывести мексиканский спутник на орбиту[/shadow]
proton_m_04.jpg

Российскую космическую отрасль продолжают преследовать неудачи: в субботу, вскоре после запуска, ракета-носитель «Протон-М» с мексиканским спутником MexSat-1 на борту в результате произошедшей нештатной ситуации упала в Сибири.

Как сообщают российские СМИ со ссылкой на чиновников российского космического агентства, примерно на 500-ой секунде после старта ракеты с космодрома Байконур в Казахстане произошла аварийная ситуация в её третьей ступени.

Точная причина аварии, в результате которой спутник не был доставлен на орбиту, пока не установлена. Поэтому, как сообщает РИА Новости со ссылкой на одного из российских чиновников, курирующих космическую отрасль, в ближайшее время будет приостановлена программа запуска ракет подобного типа.

По словам одного из чиновников российской космической отрасли, которого цитирует агентство, в последней ступени ракеты «Протон» на момент её падения в Читинской области сибирского региона России могло находиться несколько тонн гептила – высокотоксичного ракетного топлива.

Первые тестовые запуски российской грузовой ракеты «Протон», ставшей «рабочей лошадкой» космической отрасли России, ранее известной под кодом UR-500, состоялись в середине 60-х годов прошлого столетия.

Она изначально разрабатывалась как межконтинентальная баллистическая ракета для доставки к цели ядерных боеголовок в рамках потенциальной войны между Советским Союзом и его противником по холодной войне – Соединёнными Штатами. Однако ракета никогда не использовалась в качестве средства доставки ядерного заряда.

В последнее время российскую космическую отрасль, которая стояла у истоков освоения космоса, запустив на орбиту первый спутник и первого человека, преследуют несчастья и неудачи, бросающие тень на её репутацию.

В конце апреля Россия не смогла осуществить миссию ценой в 2,6 миллиона рублей (51 миллион долларов) по доставке груза на Международную Космическую Станцию (МКС), когда непилотируемый грузовой корабль «Прогресс M-27M», несущий на борту примерно 3 тонны (2 722 кг) груза, в силу нештатной ситуации не сумел состыковаться с МКС.

Годом ранее, неудача постигла российский космический аппарат «Экспресс-АМ4Р», который сгорел в атмосфере после запуска с космодрома Байконур на ракете-носителе «Протон-М». Тогда причиной аварии называли производственный дефект в ходе сборки ракеты.

В июле 2013 года ракета-носитель «Протон» с тремя навигационными спутниками общей ценой в примерно 200 миллионов долларов на борту разбилась вскоре после запуска с арендуемого Россией космодрома Байконур.
 
Недавняя авария ракеты «Протон», повлекшая за собой потерю мексиканского спутника связи MexSat-1, сейчас анализируется комиссией, которая определит причины инцидента и установит ответственных.
3A3U2323s.jpg

Как заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, виновные в аварии должны понести не только административную, но и материальную ответственность.
В связи с этим интерес представляет сообщение государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени Хруничева о поданном министерством обороны РФ иске к предприятию на 1,8 млрд рублей в связи с нештатным запуском ракеты-носителя «Протон-М» в 2013 году.
3A3U2487s.jpg

Тогда по причине неправильной установки трёх из шести датчиков угловых скоростей при сборке «Протона-М» специалистами ГКНПЦ им. М.В. Хруничева произошла авария, в результате которой были потеряны три навигационных спутника «ГЛОНАСС-М».
«Да, действительно, такой иск есть. Сейчас юристы центра его внимательно изучают, иск касается нештатного запуска „Протона“ в 2013 году», — подтвердил центр.
До завершения расследования причин аварии с мексиканским спутником пуски «Протонов-М» было решено приостановить.
Источник:
Интерфакс
 
c146bccf2f0f.jpg
[shadow=blue]Д.Рогозин: К аварии «Протона» на Байконуре привела старая «конструктивная болезнь» двигателей[/shadow]
Старая «конструктивная болезнь» двигателей ракеты-носителя привела к аварии «Протона» с мексиканским спутником связи 16 мая, заявил во вторник на пленарном заседании Госдумы вице-премьер Дмитрий Рогозин, передает ТАСС.

По его словам, эта авария «удивительным образом совпадает» с авариями 1988 и 2014 годов, но и тогда госкомиссии не смогли определить причину. «Есть некая конструктивная болезнь и дело чести найти эту болезнь», — подчеркнул Рогозин. Еще одним фактором, приводящим к авариям, отметил вице-премьер, является низкая зарплата в отрасли. «Людям нужно платить достойную зарплату», — сказал он. «Почему у нас «Росатом» работает нормально, потому что у нас там молодые специалисты получают, извините, больше меня, больше зампреда правительства и это нормально, это правильно», — добавил вице-премьер.

Ранее Рогозин заявил, что причинами катастрофы «Протона» являются конструктивные особенности или нарушения технологий. Вице-премьер также считает, что Россия должна переходить на цифровое проектирование в ракетной отрасли, постепенно отказываться от «Протонов», ориентируясь на другие ракеты-носители, в том числе на «Ангару». Кроме того, по словам Рогозина, аварии с ракетами-носителями «Протон», — следствие системного кризиса в космической отрасли. По его словам, во всех случаях «работали аварийные госкомиссии, принимались масштабные меры, но... опять авария».

Значит, советские и российские специалисты с выводами поторопились и причины аномального поведения воронежского двигателя так и не установили. Больше права на ошибку у них нет. Причину надо найти и внести необходимые конструктивные изменения Дмитрий Рогозин

В свою очередь, высокопоставленный источник в ракетно-космической отрасли, непосредственно участвовавший в создании «Протона», считает, что нынешняя авария не похожа на прошлогоднюю, которая была вызвана разрушением подшипника в рулевом двигателе третьей ступени.

«Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и мексиканским спутником «МекСат-1» стартовал с Байконура утром 16 мая. За минуту до планового разделения головной части и третьей ступени ракеты произошла нештатная ситуация, в результате они, по предварительным данным, сгорели в плотных слоях атмосферы над Забайкальским краем.

Напомним, 2 июля 2013 года «Протон-М» с тремя спутниками ГЛОНАСС стартовал с космодрома Байконур, однако в результате нештатной ситуации упал на первой минуте полета.
 
proton_m_02.jpg

Владимир Рачук, конструктор и гендиректор Конструкторского бюро химавтоматики, входящего в структуры ГКНПЦ имени Хруничева, по всей видимости, окажется крайним в истории неудачного запуска ракеты-носителя «Протон-М» 16 мая.

По сообщению газеты «Коммерсант», в ходе следственных работ по выявлению причин аварии было установлено ряд несоответствий в системе качества менеджмента предприятий. К такому выводу пришла следственная комиссия 27 мая, после посещения Воронежского механического завода и Конструкторского бюро химавтоматики. Источники издания в Роскосмосе заявили, что ответственность за неудачный запуск будет возложена на гендиректора химавтоматики Владимира Рачука.

Впрочем, ранее в Роскосмосе заявляли, что причина аварии кроется не в производственном процессе. Тогда основной проблема назвали неполадки в роторе двигателя третьей ступени, – а это причина конструктивного характера.
В результате этого, в ГКНПЦ имени Хруничева намерены произвести замену материала из которого изготавливался роторный вал, а также усовершенствовать методику балансировки самого ротора.

Напомним, неудачный запуск ракеты-носителя «Протон-М» состоялся в ночь на 16 мая, при выводе на геостационарную орбиту мексиканского спутника связи «MexSat-1». По оценке Министра транспорта и связи Мексики финансовые потери в результате неудачного запуска составили около 390 млн долларов.
 
42_main.jpg

Федеральное космическое агентство РФ сообщило о том, что выяснило причины аварии космического корабля Прогресс М-27М.
Космический корабль Прогресс М-27М прекратил свое существование 8 мая 06:42
По данным агентства, причина кроется в конструктивных особенностях совместного использования транспортного грузового корабля и ракеты-носителя, связанная с частотно-динамическими характеристиками данной связки.

"Эта конструктивная особенность была не в полной мере учтена при проведении опытно-конструкторской работы по созданию данного ракетно-космического комплекса", - заявляют в комиссии, которая вела расследование аварии.

Прогресс М-27М стартовал 28 апреля с космодрома Байконур. Изначально планировалось, что через шесть часов после старта грузовой корабль должен причалить к МКС.

Российский корабль Прогресс М-27М ракете-носителю не удалось вывести на нужную орбиту, а для ее корректировки необходимы данные телеметрии, которые не поступают. Центру управления так и не удалось наладить связь с потерявшим управление кораблем, и теперь он падает на Землю.

В интернете появился сервис, позволяющий следить онлайн за падением российского космического грузовика Прогресс М-27М. Специалисты прогнозировали, что он может упасть на территории России.
 
4009991.jpg

Это был первый запуск грузового корабля к МКС после двух аварий - апрельской потери российского корабля "Прогресс М-27М" и июньской потери американского Dragon
Российский грузовой корабль "Прогресс М-28М" отделился от ракеты-носителя "Союз-У" и успешно вышел на орбиту. Об этом сообщили ТАСС в Центре управления полетами.
"Произошло отделение грузового корабля от третьей ступени ракеты-носителя", - сказал представитель Центра.
По словам комментатора ЦУПа, на космическом корабле "Прогресс" успешно открылись антенны системы сближения, раскрылись солнечные батареи. "Внешние элементы конструкции корабля полностью раскрыты", - сказал комментатор.
Именно на этом этапе - раскрытия элементов конструкции корабля - в конце апреля была зафиксирована нештатная ситуация на предыдущем грузовом корабле.
Запуск стал первый запуском грузового корабля к МКС после двух аварий - апрельской потери российского корабля "Прогресс М-27М" и июньской потери американского Dragon.
 
Пятьдесят лет назад - 16 июля 1965 Впервые был запущен с космодрома Байконур (Казахстан) ракеты-носитель Протон и в течение многих лет был основой для космической транспортной системы России.

За полвека была проведена более чем 400 Начало протонов в различных модификациях и была построена более 450 отечественных и зарубежных космических аппаратов различного назначения. Протон постепенно приспособлены для доставки все типы спутников. Напоминает Роскосмос.

Современные ракеты Протон-М с разгонным блоком Бриз-М способен принести в космос полезной нагрузки массой более 6 тонн на геостационарную орбиту, вплоть до веса 3,7 тонны.

Протон-М будет служить в ближайшие 10 лет. В 2025 году, полностью заменили модуль типа Ангара-А5, сделанное М. В. Хруничева, который был создан в сотрудничестве с российской космической отрасли.
 
Космический аппарат и ракета-носитель уже находятся на космодроме, глава Роскосмоса Игорь Комаров. Запланирован коммерческий пуск.
Первый после аварии запуск "Протона" состоится в августе, космический аппарат и ракета уже готовятся на Байконуре, заявил в четверг журналистам глава Роскосмоса Игорь Комаров на космодроме Байконур.

"Следующий пуск "Протона" намечен на август. Это будет коммерческий пуск. Космический аппарат и ракета-носитель уже находятся на космодроме. Мы убедились в том, что все идет по графику", — сказал Комаров.

При этом он не уточнил, какой именно космический аппарат будет выводиться на орбиту.

"Об этом в ближайшее время заявит производитель ракет "Протон" — Центр имени Хруничева", — уточнил Комаров
 
[shadow=blue]Легендарной ракете-носителю «Протон» – 50 лет[/shadow]

proton_50.jpg


Полувековой юбилей отметила легендарная ракета «Протон».

Ровно пятьдесят лет назад впервые в космос была запущена ракета УР 500 с 2—мя ступенями. Она несла на себе 12—тонную станцию «Протон 1», которая должна была проводить научные исследования. Позже имя «Протон» получила и сама ракета.

Несмотря на то, что руководство СССР распорядилась в 1962 году начать создание универсальной ракеты 500—тонной ракеты (именно так расшифровывается аббревиатура УР—500), фактически группа инженеров во главе с В.Н. Челомеем еще с середины 1961 занималась ее разработкой.

Изначально новую ракету планировалось использовать как для подъема на орбиту Земли космических объектов, так и как баллистическое оружие. Однако в процессе проектирования решили остановиться только на мирном использовании «Протона».

Ракета такого класса создавалась впервые, и многие технические разработки и проектные решения до сих пор остаются уникальными. Основной компоновочный принцип новой ракеты состоял в том, что на месте запуска осуществлялись минимальные работы по сборке ракеты. Блочные компоненты аппарата доставлялись по железной дороге, причем диаметр центральных частей ракеты в 4100 мм определялся габаритными ограничениями при железнодорожной транспортировке.

При проектировании «Протона» учитывался опыт, который получили сотрудники предприятия им. М.В. Хруничева во время проектирования межконтинентальной баллистической ракеты. В частности, было принято решение остановиться на азотном тетраксиде и несимметричном диметилгидразине в качестве высококипящих частей топлива. Это сделало процесс создания «Протона» более простым и менее затратным.

2—ой и 3—ей ступенью УР—500 стали 1—ая и 2—ая ступени межконтинентальной ракеты УР—200 с большими ёмкостями для топлива. Двигатель для 1—ой ступени создавало конструкторское бюро им. В.П. Глушко. «Земная» тяга этого двигателя составляла 150 тонн, и это был самый мощный аппарат того времени. В течение пятидесяти лет ракета—носитель неизменно отвечала новым требованиям и задачам.

На первых этапах проектирования были большие проблемы с использованием нового, не изученного материала высокой прочности АЦМ. Детали из этого материала не проходили испытание и даже подвергались разрушению при длительном хранении. АМЦ пришлось в связи с этим заменить на другой, более пластичный материал АМГ—6.

Работы по проектированию ракеты шли ускоренным темпами. Об этом свидетельствует то, что схема компоновки первой ступени получила одобрение уже в начале 1962 года.

Кроме того о скорости, с которой создавался «Протон», говорит и согласованный в апреле 1961 года план. В соответствии с ним все работы по согласованию технического задания проекта должны были быть завершены в течение 1961 года, аванпроект планировалось разработать в течение 16 месяцев (март 1961 – июнь 1962), на изготовление макета отводилось время с октября 1961 по июнь 1962 года, с июля по декабрь 1962 года должны были закончиться все необходимые экспериментальные работы и подан эскизный проект. Позже испытание ракеты—носителя были перенесены на 1965 год.

До создания новой ракеты космические аппараты выводились на орбиту боевыми ракетами, несколько модифицированными для новых целей. В связи с тем, что УР—500 планировалась исключительно для мирных целей, в проектирование 2—ой и 3—ей ступени были внесены некоторые изменения.

Для того чтобы быстрее приступить к эксплуатации новой ракеты, в 1965 году решили начать запуски с 2—ступенчатым вариантом.

Таким образом, 16 июля 1965 года ракета УР—500 с 2 ступенями подняла на орбиту Земли космический научный аппарат. Именем этого аппарата стали называть и поднявшую его ракету УР—500, а также все ее последующие варианты.

Двухступенчатая модель ракеты—носителя удачно выдержала четыре запуска. После этого было решено разработать на ее базе ракету, стартовая масса которой может составлять до 700 тонн. Новая модель получила название УР—500 К, она существует в двух модификациях: с 3—мя и 4—мя ступенями, в последнем одной из ступеней выступает разгонный блок.

Весной 1967 года, 10 марта, трёхступенчатый «Протон К» впервые поднял на орбиту Земли исследовательский аппарат «Космос—146». Модель с тремя ступенями выводила аппараты на низкие орбиты, четырёхступенчатый вариант – на высокие.

Серийное использование «Протона К» началось в 1978 году. Сотни различных предприятий космического машиностроения были задействованы в производстве носителей этой серии.

Больше пятидесяти классов, типов и моделей различных космических объектов было выведено на орбиту Земли ракетами «Протон К» за период с 1967 года.

Именно благодаря этой ракете в космос поднялись станция «Салют 1», модули российского производства для орбитальных станций «Мир»и МКС, орбитальная станция «Алмаз».

«Протоны» запустили в космос такие спутники связи, как «Экспресс», «Радуга», «Экран», «Горизонт». Они сыграли огромную роль в различных разработках и проектах в сфере народного хозяйства, обороны, науки.

Наконец, именно эти ракеты доставили на орбиту оборудование, обеспечивающие работу всемирной системы навигации ГЛОНАСС.

Уникальность, надежность, рентабельность «Протонов» привлекла к ним интерес зарубежных клиентов и позволила начать коммерческую эксплуатацию российских ракет—носителей.

За период с 9 апреля 1996 года, когда «Протон К» осуществил первый коммерческий старт, подняв на орбиту спутник Astra 1F, и до 6 июня 2003 года, когда в космос был выведен АМС—9, состоялось 32 запуска ракеты на коммерческой основе.

Компания International Launch Services, учрежденная в 1995 году, занимается реализацией услуг по выведению в заданную точку орбитальных спутников. За период с 1996 года ракета—носитель «Протон» 71 раз в рамках договоров, заключенных компанией, поднимала космический аппараты связи на коммерческой основе.

В общей сложности за полвека различные модели и версии «Протона» 400 раз взлетали в небо.

Последние 14 лет, с 7 апреля 2001 года, используется новая, модернизированная версия ракеты—носителя класса «Протон» – «Протон М». Ее отличает современная цифровая система управления, более совершенные экологические и эксплуатационные параметры.

Модернизированные технические характеристики «Протона М» (в том числе разгонный блок «Бриз М») позволяют больше маневрировать и достигать большего количества возможных орбит.

За время эксплуатации «Протона М» ракета несколько раз модернизировалась для того, чтобы увеличить ее эффективность. Сегодня ракета в состоянии вывести на стационарную орбиту Земли до 3,7 тонн оборудования, а на переходную орбиту – больше 6 тонн.

В новой версии «Протона М» используются головные обтекатели, которые на несколько порядков легче и объемнее предыдущих. Такая модернизация позволяет разместить больше полезной нагрузки, совершать запуски одновременно нескольких спутников.

Новая цифровая система управления ракетой—носителем сделала «Протон М» более надежным аппаратом. Она обеспечивает оперативный ввод задания для полета, автоматизирует подготовку ракеты перед запуском, проводит измерения телеметрии.

«Протону М» обеспечено еще как минимум 10 лет бесперебойной эксплуатации. До 2025 года героическую ракету—носитель собираются заменить «Ангарой А5». Последняя была спроектирована Космическим центром им. М.В. Хруничева в тесном сотрудничестве с другими компаниями отечественного космического машиностроения. Это экологически безопасная новая ракета модульного типа.
 
[shadow=blue]"Протоны" с 2017 года будут стартовать только с одной пусковой установки на Байконуре[/shadow]

Россия продолжит запускать с помощью "Протонов" космические аппараты, старт которых не был перенесен на космодром Плесецк
Одна из двух пусковых установок для тяжелых ракет-носителей "Протон-М" на космодроме Байконур будет закрыта с 2017 года, сообщил в интервью ТАСС генеральный конструктор изготавливающего эти ракеты Центра им. Хруничева Александр Медведев.

"В соответствии с межправительственным соглашением между Россией и Казахстаном, "жизнь" "Протона" продлится до 2025 года. И с 2020 года там прописано постепенное сокращение количества запусков. Кроме того, по планам Роскосмоса, с 2017 года закрывается одна из пусковых установок на Байконуре. У нас сейчас две действующих. Одна из них будет закрыта, поскольку уже нет смысла выделять средства на ее модернизацию", - сказал собеседник агентства.
По его словам, Россия продолжит запускать с помощью "Протонов" космические аппараты, старт которых не был перенесен на космодром Плесецк. "И, конечно, будем осуществлять коммерческие пуски", - добавил Медведев.
"Кстати, следует учесть, что по планам Роскосмоса с 2021 года должен заработать космодром Восточный - уже с "Ангарой", на которую будут перенесены полезные нагрузки, планировавшиеся для запусков на "Протонах". Так что с 2021 года будем иметь космодромы Плесецк и Восточный, откуда будут выводиться любые аппараты тяжелого, легкого, среднего класса - какого угодно, в том числе с помощью ракет- носителей "Союз", - добавил представитель Центра им. Хруничева.
 
[shadow=blue]Proton Medium и Proton Light – новые модификации ракеты-носителя «Протон»[/shadow]
proton_m_01.jpg

Компания ILS представляет два новых типа ракеты «Протон», подходящих по размеру для запуска малых спутников.

Компания International Launch Services (ILS) информирует о расширении линейки ракет для запуска коммерческих миссий типа «Протон-М с разгонным блоком Бриз», цель которого состоит в расширении целевого рынка запуска космических аппаратов на геостационарную орбиту, в частности – в предложении финансово рентабельных решений для запуска спутников малого и среднего класса (массой от 3 до 5 метрических тонн).

Представляемые как «Вариации ракеты Протон», эти две новые ракеты-носители представляют собой оптимизированные двухступенчатые версии проверенной временем и испытанной полётами системы ракет «Протон-М», которая эксклюзивно используется компанией ILS для проведения коммерческих космических запусков.

Испытать на практике возможности серии «Вариации ракеты Протон» можно будет начиная с 2018 года, когда ракета «Proton Medium» («Протон Средний») взлетит в космос с площадки №24 на космодроме Байконур. Двухступенчатая ракета «Proton Medium» будет иметь четырёхметровый обтекатель с полезным модулем, а в её конструкции будет использована стандартная конфигурация «Протон М» с шестью двигателями, установленными в первой ступени.

Следом за ней, в 2019 году, в космос отправится ракета «Proton Light» — «Протон Лёгкий». Двухступенчатая ракета «Proton Light» будет также иметь четырёхметровый обтекатель с полезным модулем, однако в её первой ступени будет установлено лишь четыре двигателя. В обеих модификациях будет использоваться в качестве верхней ступени для размещения космических аппаратов проверенный временем и практикой модуль «Бриз М».
proton_series.jpg

Иллюстрация: Центр Хруничева
Создание новой линейки «Вариации ракеты Протон» стало возможным благодаря тесному сотрудничеству компаний ILS и ГКНПЦ имени М. В. Хруничева с клиентами и производителями космических аппаратов, в процессе которого были найдены взаимовыгодные решения, связанные с запусками, оптимизированные к условиям коммерческого рынка и учитывающие прогнозируемый рост на нём.

«ILS и ГКНПЦ имени М. В. Хруничева используют надёжность системы «Протон-М» для согласования наших предложений с переменчивыми условиями рынка при одновременном снижении их стоимости и обеспечения возможности обслуживания всех направлений, включающих запуски на низкую, среднюю и геостационаоную орбиты, — говорит президент ILS Кёрк Пайшер. – На протяжении минувших лет производительность ракет типа «Протон» росла с учётом растущих требований рынка, связанных с увеличением средней массы запускаемых спутников и тенденции к переходу к тяжёлым спутникам высокой пропускной способности. Электрические и гибридные двигатели изменили данную тенденцию, и наши клиенты дали нам чётко понять, что они высоко ценят преимущества проверенной временем системы «Протон-М», однако хотели бы получить большую гибкость и финансовую эффективность, чтобы приблизить производительность ракет к требованиям современных космических аппаратов».
В ILS пока не озвучили конкретные цены, однако отметили, что ракеты типов «Proton Medium» и «Proton Light» будут весьма конкурентоспособны на фоне ракет подобного класса, включая ракеты от SpaceX и Arianespace.

Пока идёт процесс разработки ракет типов «Proton Medium» и «Proton Light», компания ILS продолжает предлагать на рынке более мощные ракеты серии «Протон-М», в том числе, и традиционным клиентам компании SpaceX, которые пребывают в состоянии неопределённости после случившегося 1-го сентября взрыва на стартовой площадке, который уничтожил ракету Falcon 9 и её груз – спутник Amos-6 за два дня до предполагаемого запуска.
Proton-modification.jpg

Ракета «Proton Medium» предназначена для выведения на геостационарную переходную орбиту груза массой в 5 метрических тонн; ракета «Proton Light» разработана для вывода на орбиту груза в 3,5 метрической тонны – таким образом, её производительность сравнима с производительностью ракеты многоразового использования «Falcon 9» от SpaceX. Иллюстрация: ILS graphic
http://mediasat.info/2016/09/13/proton-medium-proton-light/
 
[shadow=blue]Центр Хруничева: Подписаны контракты на два запуска ракеты-носителя «Протон» в рамках пакетного соглашения с компанией EUTELSAT[/shadow]

Дочерняя компания Космического Центра им. М.В. Хруничева International Launch Services (ILS), которая предоставляет пусковые услуги РН «Протон» международным коммерческим операторам спутниковой связи, и один из ведущих операторов спутниковой связи Eutelsat Communications (Париж, Франция) объявили о подписании контрактов на два запуска в период 2018-2020 гг.
Первый контракт предусматривает пуск РН тяжелого класса «Протон-М/Бриз-М» с парной полезной нагрузкой в составе созданных компанией Orbital ATK (США) космического аппарата связи EUTELSAT-5-West-B и первого аппарата для продления срока эксплуатации спутников (Mission Extension Vehicle) MEV-1 (в качестве дополнительной полезной нагрузки). Запуск запланирован на последний квартал 2018 г.
Это первый контракт на парный запуск, заключенный ILS c Eutelsat. Запуски на РН «Протон-М» парных полезных нагрузок являются одним из наиболее интересных результатов адаптации носителя к требованиям заказчиков по снижению стоимости пусковых услуг за последние годы. Ранее, начиная с февраля 2009 г., состоялось шесть парных пусков на РН «Протон-М», осуществленных в интересах федеральных и коммерческих заказчиков.
Второй контракт предусматривает запуск с полезной нагрузкой для Eutelsat в период 2019-2020 годов. Для этого запуска планируется впервые использовать модификацию РН «Протон-М» среднего класса.
В сентябре этого года Центр им. Хруничева объявил о расширении продуктовой линейки за счет создания двух дополнительных модификаций РН «Протон-М» (с разгонным блоком «Бриз-М») - легкого и среднего класса. Новые РН – это оптимизированные двухступенчатые версии РН «Протон-М», на которых будет выводиться исключительно коммерческая нагрузка в рамках контрактов, заключенных дочерней компанией Центра Хруничева International Launch Services (ILS). Ввод в эксплуатацию «легкого» и «среднего» «Протонов» позволит обеспечить экономически эффективное выведение на геостационарную орбиту (ГСО) малых и средних космических аппаратов (с массой от 3-х до 5 тонн) в соответствии с требованиями заказчиков и усилить коммерческий потенциал РН «Протон» на рынке запусков геостационарных спутников.
Оба запуска будут осуществлены с космодрома Байконур в рамках Пакетного соглашения на пусковые услуги РН «Протон», заключенного ILS и Eutelsat в октябре прошлого года. Пакетное соглашение предназначено для обеспечения компании Eutelsat гибкого графика экономически эффективных запусков в течение семилетнего периода. Первым запуском в рамках Пакетного соглашения был запуск КА «Eutelsat-9B», осуществленный 30 января 2016 г. «Eutelsat-9B», стал 11-м КА, запущенным за последние 15 лет для Eutelsat с помощью РН «Протон» по контрактам, заключенным ILS.
ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») является разработчиком и серийным изготовителем РН «Протон», РБ «Бриз-М» и семейства РН «Ангара»». Начиная с 1965 года, состоялось 412 пусков различных модификаций РН «Протон». В состав ГКНПЦ входит ряд ключевых производителей компонентов и комплектующих РН «Протон», расположенных в Москве и других городах Российской. Центр имени М.В. Хруничева является владельцем контрольного пакета акций компании International Launch Services – ILS (г. Рестон, США). ILS принадлежит эксклюзивное право на маркетинг и коммерческую эксплуатацию РН «Протон».
Дочерня компания Центра Хруничева International Launch Services (ILS) предоставляет пусковые услуги международным коммерческим операторам спутниковой связи, предлагая им весь спектр услуг и необходимое сопровождение, начиная с подписания контракта вплоть до организации работ по программе и выведения на орбиту. На мировом рынке компания ILS предлагает коммерческим операторам спутниковой связи ракеты-носители «Протон» и «Ангара». Компания зарегистрирована в США со штаб-квартирой, расположенной в г. Рестон, штат Вирджиния, пригороде Вашингтона, округ Колумбия. На настоящий момент компания ILS осуществила 93 запуска в интересах коммерческих заказчиков.
 
Назад
Сверху