Что нового?
Пикник ТВ

This is a sample guest message. Register a free account today to become a member! Once signed in, you'll be able to participate on this site by adding your own topics and posts, as well as connect with other members through your own private inbox!

Китайское национальное космическое управление - CNSA

[Impact]Китайский стартап провёл огневые испытания своего более компактного аналога SpaceX Starship[/Impact]

Китайская компания Jiuzhou Yunjian сообщила, что на её полигоне в провинции Аньхой успешно прошли огневые испытания ракетного двигателя JZYJ Longyun-70 в комбинации с топливным баком компании Space Epoch из нержавеющей стали. Похоже, что оба стартапа идут по пути компании SpaceX Илона Маска, намереваясь создать многоразовую ракету по типу корабля Starship
Посмотреть вложение image.webp
Ракета компании Space Epoch высотой 64 м с корпусом из нержавеющей стали должна будет поднимать 6,5 т полезной нагрузки на солнечно-синхронную орбиту высотой 1100 км. Ракету-носитель можно будет использовать повторно до 20 раз. В движение ракету будут приводить метаново-жидкокислородные двигатели, прототип которого как раз прошёл статические огневые испытания в комплекте со стальным топливным баком диаметром 4,2 м.

Статические огневые испытания включали в себя проверку на зажигание и перезапуск, а также зажигание при низком уровне топлива. Название прототипа также несёт отсылку к практике SpaceX. Огневые испытания проходил прототип XZH-1 D1, а для первого суборбитального полёта с проверкой возможности восстановления после посадки в океан будет задействован прототип XZH-1 D2. Это событие ожидается в текущем году.

Разработчик ракеты — стартап Space Epoch — получил первое серьёзное финансирование в августе прошлого года. Компания ставит перед собой цель стать лидером китайского коммерческого космоса, включая доставку грузов из точки в точку на Земле, космический туризм, планетарную оборону и исследование дальнего космоса.

Стартап Jiuzhou Yunjian, создавший 70-т двигатель Longyun-70, был основан в 2017 году и ранее был выбран другим китайским стартапом — Rocket Pi — для своей ракеты Darwin-1, которая может быть запущена уже в этом году. Этот же двигатель, похоже, рассматривается компанией SAST (принадлежит корпорации CASC) для ещё одного китайского проекта, повторяющего проект Starship, но уже в большем масштабе.
 
[Impact]Китай намерен запустить на орбиту более 200 новых аппаратов в 2023 году[/Impact]

В прошлом году Китай провёл 64 орбитальных космических пуска, а также завершил строительство новой орбитальной космической станции. В 2023 году страна планирует вывести на околоземную орбиту свыше 200 космических аппаратов, пишет Space.com со ссылкой на Китайскую корпорацию аэрокосмической науки и технологий (CASC).
image.webp
CASC, являющаяся основным подрядчиком Космической программы Китая и производителем ракет-носителей Long March объявила, что в рамках 2023 года планируется провести более 60 космический запусков. В 2022 году на долю самой корпорации пришлись 54 запуска. Ключевыми CASC выделила три миссии в новом году — «Тяньчжоу-6», «Шэньчжоу-16» и «Шэньчжоу-17». В их рамках планируется доставка грузов, а также тайконавтов на китайскую космическую станцию «Тяньгун».

Из более 60 планируемых космических запусков в этом году 10 будут коммерческими, в интересах частных аэрокосмических компаний Expace, Galactic Energy, CAS Space, Orienspace и Space Pioneer. В текущем году также планируются новые запуски ракеты-носителя Long March 5, должен состояться первый полет ракеты-носителя «Чанчжэн-6В»/CZ-6С или Long March-6С. Количество полётов ракет-носителей серии «Чанчжэн» за всю историю превысит отметку в 500.

Для улучшения глобальной навигационной системы Beidou Китай планирует запустить три резервных спутника. При этом корпорация пообещала ускорить создание космической системы дистанционного зондирования Земли коммерческого назначения нового поколения.

В этом году в рамках четвертой фазы проектов по исследованию Луны, Марса и Вселенной продолжится разработка новых зондов «Чанъэ-7» и «Тяньвэнь-2», а также геостационарного микроволнового зонда.

По данным CASC, за 2022 год Китай вывел на околоземную орбиту 271,39 тонн полезных грузов.
 
[Impact]Китай первым в мире провёл космические испытания двигателя Стирлинга[/Impact]

Источники сообщают, что недавно на китайской орбитальной станции «Тяньгун» прошла первая в мире серия испытаний двигателя Стирлинга в условиях орбитального полёта. Установка с преобразователем энергии обеспечивала стабильное электропитание с «передовым» уровнем эффективности термоэлектрического преобразования. Ожидается, что в сочетании с ядерными реакторами двигатель Стирлинга станет главным поставщиком энергии для космических баз.
Посмотреть вложение image.webp
Солнечная энергия доступна не повсеместно и не может служить основой для бесперебойного снабжения лунных и, в целом, космических баз. В основе космической энергонезависимости будут ядерные установки, которые сегодня разрабатывают все космические державы, включая Китай. Двигатели Стирлинга не могут тягаться с ними по пиковой мощности, но зато способны работать на любом источнике тепла, включая ядерный распад. При этом двигатели Стирлинга имеют малый вес, простую конструкцию, быстрый цикл запуска, производят незначительные вибрации и низкий уровень шума.

Термальное расширение рабочего тела в двигателях Стирлинга толкает поршни с магнитами сквозь катушку провода, генерируя при этом ток в обмотках. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока есть внешний источник тепла. В своё время аналогичный проект разработали в NASA и в 2018 году приступили к наземным испытаниям по программе Kilopower Reactor Using Sterling Technology (KRUSTY), но в космосе испытания двигателя Стирлинга первым провёл Китай.
 
[Impact]Китай сообщил об успешном вертикальном приземлении ракеты[/Impact]
В Китае утверждают, что научились обеспечивать вертикальное приземление ракет – так, как это делают в SpaceX.
Китай успешно провёл испытания, в ходе которых было осуществлено вертикальное приземление ракеты на воду. Это закладывает основы для запуска программ космических путешествий и систем многоразового использования, – сообщает китайское государственное информационное агентство Global Times.

В рамках проведенных испытаний ракета Китайской академии наук (CAS) успешно совершила вертикальную посадку в море в Хайяне, провинция Шаньдун в Восточном Китае.

Рабочая модель ракеты смогла пролететь на высоте более 1000 метров, прежде чем перейти к плавному падению. После этого ракета замедлила снижение, используя реверс тяги двигателя, и осуществила уверенное приземление с точностью менее 10 метров.
https://youtu.be/xKo9-WHKuQI
Ракета, использованная при испытании, имеет высоту 2.1 метра и диаметр 0.5 метра, а её вес на стартовой площадке составил 93 килограмма. Движение ракеты обеспечивают спаренные двигатели, каждый с тягой 550 ньютонов, и турбореактивный двигатель, который использовался при испытании для имитации движения ракеты на жидком топливе с переменной тягой. Именно он и является двигателем, который будет использоваться при вертикальной посадке на море или на сушу.

Испытание, длившееся около десяти минут, может открыть путь к разработке технологии многоразового использования ступеней ракеты – подобно той, которую имеет американская компания SpaceX.

SpaceX стала настоящим профессионалом в области вертикальной посадки своих ускорителей. В 2015 году компания впервые совершила успешную посадку, чему предшествовал год проб и ошибок. Первая ступень ракеты использует двигатель, контролирующий её управляемый спуск и приземление на четыре ноги из углеродного волокна. Сегодня ракеты Falcon 9 регулярно приземляются на дрейфующие в море самоходные баржи.
 
[Impact]Китай испытает систему защиты Земли от астероидов в 2025 году — ударит по небесному камню зондом-камикадзе[/Impact]

На прошедшей в Вене (Австрия) 8-й конференции IAA по планетарной защите представители Китая сообщили о выборе цели и времени для испытания ударной космической платформы по защите Земли от опасных астероидов. Корабль-камикадзе и станция наблюдения за миссией будут запущены в 2025 году, а целью станет околоземный астероид 2019 VL5 диаметром 30 м.
image.webp

Как известно, NASA успешно провела аналогичную миссию, врезавшись кораблём-камикадзе DART в малый астероид Диморф в двойной системе астероидов. Этот эксперимент показал, что при удачном стечении обстоятельств и раннем обнаружении опасных астероидов их можно уводить с опасной траектории просто врезавшись на космической скорости в небесное тело достаточно тяжёлым объектом. Хотя собранные данные указывают на успех испытаний, позже к Диморфу будет отправлена европейская автоматическая станция Hera, которая вблизи изучит последствия удара зондом-камикадзе по астероиду.

Китайская программа по изучению ударного воздействия на опасные астероиды предполагает одновременный запуск зонда-камикадзе и станции наблюдения. Оба аппарата будут запущены на одной ракете «Чанчжэн-3B» и станция наблюдения с массой приборов первой выйдет на орбиту целевого астероида. На станции будут радиолокаторы, лазерные дальномеры, средства анализа пыли и частиц и камеры высокого разрешения. Станция будет вблизи и очень подробно наблюдать весь процесс удара и разлёта обломков, чего не было в случае миссии NASA DART.

Согласно расчётам, удар по астероиду 2019 VL5 изменит его скорость на 5 см/с. Наблюдать за процессом будут также земные телескопы (для этого выбирается окно для запуска с 2025 по 2027 годы), а также орбитальный телескоп, который Китай запустит как приложение к своей орбитальной станции к концу 2024 года.

Следует сказать, что Китай намерен серьёзно подойти к созданию планетарной обороны для защиты от опасных астероидов, и вынашивает для этого достаточно планов. Другое дело, что на современном уровне развития науки и техники всё это будет работать только в том случае, если у нас будет время на подготовку для отражения угрозы и это не недели или месяцы, а годы. И это всё не работает в случае появления долгопериодических комет, которые выскакивают из облака Оорта абсолютно непредсказуемо.
 
[Impact]Китай прервал молчание о судьбе марсохода «Чжужун» — он запылился[/Impact]

Китайский роботизированный марсоход «Чжужун» (Zhurong) задержался в состоянии спящего режима дольше, чем ожидалось ранее — аппарат переключился в этот режим почти год назад, в мае 2022 года. Причиной инцидента стало чрезмерное скопление песка и пыли, сообщает Reuters со ссылкой на разработчика ровера.

Марсоход «Чжужун», названный в честь китайского бога огня, перешёл в спящий режим в мае 2022 года — с наступлением марсианской зимы на его батареи стало поступать меньше света, в результате чего снизилась выработка электроэнергии. Аппарат должен был «проснуться» в декабре, но этого не произошло, вероятно, из-за непредвиденного скопления пыли. Об этом рассказало китайское телевидение со ссылкой на Чжана Жунцяо (Zhang Rongqiao), главного конструктора китайской программы исследования Марса.

По данным орбитального аппарата NASA, марсоход не двигался по крайней мере с сентября. В мае 2021 года 240-килограммовый «Чжужун» успешно произвёл посадку. Аппарат оснащён комплектом научных приборов, в том числе камерой высокого разрешения. В его задачи входит изучение почвы и атмосферы, а также поиски признаков древней жизни, в том числе льда и подземных вод. По словам конструктора, «Чжужун» исследовал марсианскую поверхность в течение 358 дней и преодолел 1921 м, хотя был рассчитан лишь на три месяца работы.

На планете работают ещё два марсохода — американские Perseverance и Curiosity: первый исследует планету два года, а второй выполняет свою миссию уже более десяти лет.
 
[Impact]Китайский ровер «Чжужун» нашёл сравнительно свежие следы жидкой воды на Марсе[/Impact]

Марсоход «Чжужун», который, вероятно уже не сможет продолжить работу из-за накопившейся на нём пыли, успел обнаружить следы сравнительно недавнего присутствия жидкой воды на низких марсианских широтах. Это свидетельствует о том, что эти территории потенциально могут быть обитаемыми. Более того, это противоречит прежним предположениям о том, что вода на Марсе может существовать только в твёрдом или газообразном состояниях.

Открытие было сделано благодаря анализу морфологических особенностей и состава минералов в марсианских дюнах на месте работы ровера. Свидетельства присутствия жидкой воды подтвердил анализ данных с ровера, получивших оценку в Институте геологии и геофизики (IGG) Китайской академии наук (CAS). В исследовании приняли участие и другие подразделения академии. Результаты уже опубликовали в журнале Science Advances.

Результаты прежних исследований свидетельствуют о присутствии огромного количества воды на Марсе в древности, но по мере того, как планета теряла свою атмосферу, климат менялся. В итоге очень низкое давление и другие факторы привели к тому, что сегодня воде в жидком состоянии чрезвычайно трудно сохраниться на Марсе. Среди учёных широко распространено мнение, что вода может существовать на планете только в твёрдом и газообразном состояниях.

Тем не менее капли на роботизированной руке аппарата Phoenix в своё время показали, что солёная вода может появляться марсианским летом на высоких широтах, а симуляции показали, что климатические условия для возникновения жидкой воды могут временно возникать в определённых зонах Марса, хотя до последнего времени отсутствовали наглядные свидетельства существования жидкой воды в нижних широтах.
image.webp

Информацию дополняют открытия, сделанные «Чжужуном». В составе миссии по исследованию Марса он совершил посадку на поверхности планеты 15 мая 2021 года — на равнине Утопия. С помощью камер и датчиков марсохода изучались различные свойства и состав дюн в зоне посадки. По характеру корочек, трещин, грануляции, многоугольных гребней и полосообразных следов, а также анализу спектральных данных выяснилось, что поверхностный слой дюн богат гидратированными сульфатами, гидратированным кремнезёмом, минералами на основе оксида трёхвалентного железа и, возможно, хлоридами.

https://youtu.be/wBe3yweYXns

По словам учёных, подобные характеристики поверхности дюн связаны с присутствием жидкой солёной воды, появлявшейся вследствие таяния инея или снега, выпадавшего на содержавшие соль поверхности дюн. В частности, благодаря соли дюн вода сохраняла жидкое состояние при низких температурах, а после её высыхания формировались корочки из частиц/минералов, позже трескавшиеся. Вода оставляла и другие следы на поверхности дюн.



Возраст дюн оценивается в 0,4–1,4 млн лет, учёные предполагают, что перенос водяного пара от полярного ледяного щита в своё время привёл к появлению следов жидкой воды на дюнах. Китайские открытия свидетельствуют о существовании жидкой воды в марсианских нижних широтах, где значительно теплее, чем в верхних. По мнению китайских учёных, эти открытия чрезвычайно важны для изучения эволюции марсианского климата, поиска среды, пригодной для жизни и получения ключевых подсказок для дальнейшего поиска жизни.
 
[Impact]Китайский многоразовый космический аппарат успешно вернулся на Землю[/Impact]

Сегодня в Китае после 276-дневного путешествия успешно завершились испытания многоразового космического аппарата. Об этом сообщает China Daily со ссылкой на центр запуска спутников Цзюцюань, расположенный на северо-востоке Китая.

Ракета-носитель «Чанчжэн 2F»доставила на орбиту космический аппарат с космодрома Цзюцюань 5 августа 2022 года. Как сообщили представители ведущего китайского космического подрядчика — China Aerospace Science and Technology Corp (CASC), основными задачами миссии были проверка технологий многоразового использования и технологий обслуживания на орбите. В результате заложены технологические основы мирного использования космического пространства.

Уже не первый раз появляются данные о запуске экспериментальных космических аппаратов многоразового использования. До этого, например, орбитальный тест состоялся в сентябре 2020 года, но в тот раз аппарат провёл на орбите менее двух дней.

Как сообщают отраслевые эксперты, многоразовые космические аппараты найдёт широкое применение — от выполнения космических туров до транспортировки профессиональных космических путешественников и снабжения космических станций, а также в качестве недорогих средств вывода космических спутников на орбиту.

Китайские космические подрядчики изучают и демонстрируют космические технологии многоразового использования уже несколько лет. Двумя крупнейшими корпорациями в стране, занимающимися строительством ракет и космических аппаратов, являются China Aerospace Science and Technology Corp и China Aerospace Science and Industry Corp.
 
[Impact]РН “Long March 2C” YZ-1S стартовала с космодрома Цзюцюань[/Impact]

9 июля в 11:00 UTC с космодрома Цзюцюань ракета-носитель “Long March 2C” с разгонным блоком YZ-1S запустила “спутник для испытаний спутниковых интернет-технологий” (“satellite Internet technology test satellite.” ). Дополнительных сведений пока нет; может быть связано с созвездием Guowang.

По сравнению с прошлым запуском РБ YZ-1S для этой миссии использует новую переходную секцию с изогнутой решеткой, которая снижает вес на 35% и повышает грузоподъемность ракеты. Измерительная система впервые использует интегрированный режим измерения и управления космическим и наземным базированием, который может свободно переключаться между космическими и наземными измерениями и временем контроля, а также имеет возможность измерять и контролировать весь процесс без слепого наблюдения.

Запущенный на этот раз испытательный спутник (возможно 2 КА) спутниковой интернет-технологии был разработан группой Пятой академии аэрокосмических наук и технологий.

Этот пуск является 478-м пуском ракет-носителей серии “Великий поход”.
 
[Impact]Первый китайский многоразовый пилотируемый корабль полетит в космос в 2027 году[/Impact]

Свой ответ многоразовым пилотируемым кораблям типа SpaceX Dragon и Boeing CST-100 Starliner Китай даст в 2027 году. Именно тогда в космос должен будет отправиться первый китайский многоразовый пилотируемый корабль, который станет основой для освоения Луны Китаем и Россией.


Как сообщил на днях представитель китайской пилотируемой программы, полномасштабный прототип корабля уже летал в космос, что произошло в 2020 году. Он сохранил форму «тупой пули», но материалы защитного жаропонижающего покрытия и конструкции у него иные, чем у современного одноразового корабля «Шэньчжоу». Новое тепловое покрытие корабля для защиты его при входе в плотные слои атмосферы выдерживает до 1650 °C и при этом оно на 30 % легче старого. За исключением покрытия, большинство узлов корабля будут использованы повторно до 10 раз, что сделает запуски дешевле.

Многоразовый китайский пилотируемый корабль пока не имеет имени. Конкурс на его название стартует в ближайшее время. Как и SpaceX Dragon, и Boeing CST-100 Starliner, китайская разработка будет вмещать семь астронавтов (тайконавтов). При этом корабль будет способен донести их до Луны, тогда как американский «Орион», созданный для выполнения той же задачи, сможет перевозить не больше шести астронавтов.

Конструкция корабля стала проще. Он состоит из двух, а не из трёх секций, и при этом он в два раза длиннее «Дракона» компании SpaceX, и более чем в два раза тяжелее его: 21,6 т у «китайца» против 9,5 т у «американца». Длина китайской пилотируемой капсулы составляет 8,8 м.

Многоразовый космический корабль призван сыграть ключевую роль в будущих китайских космических программах и особенно в программе создания базы на Луне. Сам он не будет садиться на спутник. Для этого создаётся отдельный посадочный модуль, имя которому также будут выбирать на общенациональной конкурсной основе.
 
[Impact]Китай обогнал США по потенциалу оперативного запуска спутников[/Impact]

Исследователи Джорджтаунского университета опубликовали доклад, в котором сказано о проигрыше США Китаю в вопросе оперативного запуска спутников. В случае «маловероятного, но критического» сценария, когда спутниковые группировки обеих стран окажутся вдруг уничтоженными, Китай сможет начать восстановление группировок в считанные дни, тогда как у США такой возможности сегодня нет.


Учёные изучили данные из открытых источников за последние десять лет и пришли к выводу, что властям США необходимо менять отношение к вопросу оперативного запуска спутников. В 2021 году из федерального бюджета на подобные программы было выделено всего $15 млн, а в 2022 и 2023 годах — по $50 млн. Это несоизмеримо меньше, чем тратят китайские компании на аналогичные проекты.

В вопросах космической инфраструктуры и масштабных запусков США сделали ставку на мощные ракеты на жидком топливе, и в этом они опередили Китай и сегодня остаются далеко впереди. Для условно оперативного запуска военных спутников в США используются либо переделанные ракеты Minotaur II+, срок эксплуатации которых подходит к концу, либо запускаемые с самолёта ракеты Pegasus XL. Обе они твердотопливные. К тому же, Minotaur II+ запускается с оборудованной площадки и не допускает запуска с мобильной установки с произвольной площадки. За последнее десятилетие эти ракеты-носители были использованы всего два раза и к ним есть вопросы по надёжности.

В Китае, напротив, целых три варианта твердотопливных ракет, которые осуществили свыше 30 успешных запусков с 2013 года. Это ракеты Цзелун-1 (Jielong-1), Куайчжоу-1 (Kuaizhou-1) и Чанчжэн-11 (Long March-11) грузоподъёмностью, соответственно, 200, 430 и 350 кг. Все они могут запускаться с мобильных платформ на ровных площадках с возможностью повторного старта менее чем через семь дней. Очевидно, что США аналогичной возможностью не располагают. Поэтому докладчики настоятельно рекомендуют поднять эту тему и создать стратегический запас твердотопливных ракет «на всякий случай».

«Обе страны создали обширные средства космического базирования для решения широкого спектра экономических, научных и военных задач. Способность быстро заменять поврежденные или уничтоженные спутники является ключевым компонентом космической устойчивости, — сказал Сэм Бресник (Sam Bresnick), соавтор доклада и научный сотрудник центра. — Соединённые Штаты обладают самой развитой космической промышленностью в мире, однако они не продемонстрировали соразмерной способности запускать ракеты по первому требованию».
 
[Impact]Тайконавты «Шэньчжоу-16»: 5 месяцев на орбите «Тяньгуна»[/Impact]
В эпоху бурного развития космической отрасли каждый полет человека в космос — это не только шаг к познанию неизведанного, но и возможность проверить и улучшить существующие технологии. Экипаж «Шэньчжоу-16», вернувшийся сегодня на Землю после 5 месяцев вахты на космической станции «Тяньгун», продемонстрировал высокий уровень профессионализма и внёс важный вклад в развитие китайской космонавтики.



Новый этап в истории
Этот полет отмечен несколькими значимыми моментами. Во-первых, это первая вахта, проведённая на станции «Тяньгун» с момента её официального введения в эксплуатацию год назад. Во-вторых, в экипаж включен гражданский специалист Гуй Хайчао, что стало прорывом, поскольку до этого момента в космос отправлялись исключительно военные лётчики.



Научные эксперименты и образование
На борту «Тяньгуна» экипаж «Шэньчжоу-16» проводил различные научные эксперименты, внося свой вклад в мировую науку. Кроме того, они участвовали в образовательных проектах, давая лекции и демонстрируя трюки в условиях невесомости. Это не только привлекает внимание к космическим исследованиям, но и вдохновляет молодое поколение на изучение естественных наук.



Взгляд в будущее
Возвращение экипажа «Шэньчжоу-16» на Землю — это ещё один успешный этап в развитии китайской космической программы. «Тяньгун» продолжит свою работу, принимая новые экипажи и обслуживая научные эксперименты. Уже обсуждаются планы по расширению станции и добавлению новых модулей.

Космос остаётся приоритетным направлением в научно-технической политике Китая, и успешные миссии, такие как «Шэньчжоу-16», демонстрируют всему миру, что страна уверенно движется вперёд на пути освоения космических просторов.
 
[Impact]Китайская Космическая Станция «Тяньгун»: Полная Комплектация и Планы Расширения на Орбите[/Impact]
Впервые после завершения её строительства, Китай представил миру фотографии своей космической станции «Тяньгун» в полной комплектации. Эти знаменательные снимки были сделаны тайконавтами миссии «Шэньчжоу-16», когда они возвращались на Землю в октябре этого года. Фотографии высокого разрешения демонстрируют завершённый вид станции и являются важным свидетельством успеха китайской космической программы.


Ключевым элементом станции является базовый модуль «Тяньхэ», успешно доставленный на низкую околоземную орбиту весной 2021 года. С тех пор станция приняла три экипажа тайконавтов, начиная с миссии «Шэньчжоу-12», и продолжает свою работу, проводя научные эксперименты. Добавление модулей «Вэньтянь» и «Мэнтянь» в 2022 году значительно расширило функциональные возможности станции, обеспечивая ей статус важного научного и исследовательского объекта на орбите.



В рамках 74-го Международного астронавтического конгресса (IAC-2023) в Баку, Управление программы пилотируемых полётов Китая (CMSA) объявило о планах по дальнейшему расширению космической станции. Предусмотрено добавление ещё трёх модулей, что увеличит общее количество элементов до шести, значительно расширяя возможности станции для проведения экспериментов и исследований.


Кроме того, CMSA планирует запустить космический телескоп «Сюньтянь», который будет вращаться вокруг Земли рядом со станцией. Этот телескоп, сравнимый с знаменитым «Хабблом», будет выполнять важные функции наблюдения и исследования, периодически стыкуясь с «Тяньгун» для обслуживания и модернизации.

Эти планы подчёркивают решимость Китая укрепить своё положение в космических исследованиях и разработках, открывая новую главу в истории мировой космонавтики. Космическая станция «Тяньгун» уже сейчас является символом технологического прогресса и амбициозных целей Китая в освоении космоса.
 
[Impact]Китайский Космический Самолёт Вновь На Орбите, Пока Запуск Американского Аналога Отложен[/Impact]

Вчера вечером с космодрома Цзюцюань успешно стартовала ракета «Чанчжэн-2F», на борту которой находился китайский секретный беспилотный космоплан. Этот запуск стал третьим для китайского многоразового аппарата, который способен самостоятельно приземляться на Землю. В то же время, запланированный запуск американского космоплана X-37B был отложен из-за технических причин.


Подробности о китайском космическом самолёте остаются неизвестными, однако предполагается, что он по своим характеристикам схож с американским проектом X-37B. Эксперты считают, что китайский космоплан может использоваться для военных и научных экспериментов, аналогично американскому аппарату, который служит летающей космической лабораторией.

Отменённый запуск американского X-37B должен был осуществиться на ракете SpaceX Falcon Heavy. Однако он был перенесён из-за плохой погоды и технических проблем с определённым оборудованием.

Китайский космоплан уже вышел на орбиту с параметрами 333 × 348 км и наклоном 50,0°, схожими с параметрами его первого запуска в 2020 году. Во время своего второго полёта в 2022 году аппарат находился в космосе 276 дней, что намного меньше 908-дневной миссии американского X-37B.
 
[Impact]Китайская OrienSpace запустила в космос одну из мощнейших ракет на твёрдом топливе[/Impact]

Сегодня в 03:30 по пекинскому времени (8:30 мск) с плавучей платформы в Жёлтом море впервые в космос была запущена трёхступенчатая ракета-носитель Gravity-1 на твёрдом топливе. Создала её молодая китайская компания OrienSpace. Новая ракета положит начало целому семейству ракет для широкого спектра приложений. Ожидается, что Gravity-1 будет участвовать в программе создания китайской версии Starlink — группировки спутников для интернет-связи по всему миру.
image.webp
Ракета Gravity-1 высотой 31 м состоит из центрального блока и четырёх боковых ускорителей. Выглядит она крайне необычно на фоне современных ракет. Первый запуск был успешным. Ракета вывела на орбиту высотой 500 км три метеорологических спутника Yunyao-1. Потенциально она способна выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой 6,5 т. На гелиосинхронную орбиту ракета будет выводить до 4,2 т нагрузки.
https://youtu.be/13e35XZln1o
Модельный ряд ракет семейства Gravity будет дополнен версиями Gravity-2 и Gravity-3. Последняя должна стать многоразовой, для чего, очевидно, она получит жидкостные ракетные двигатели. Ракета Gravity-2 будет частично возвращаемой. Она будет выводить на НОО до 15 т груза, тогда как Gravity-3 — до 30 т. Ракеты семейства Gravity можно будет запускать как с суши, так и с морских платформ. Первый запуск ракеты, как видим, совершён с морской платформы.
 
[Impact]У SpaceX новый конкурент: в Китае испытали ещё одну многоразовую ракету на метане[/Impact]

В пятницу китайская частная компания LandSpace завершила серию испытаний многоразовой ракеты Zhuque-3 на метане. Это уже вторая многоразовая ракета частной разработки в Китае, использующая экологически чистое топливо. Ранее компания iSpace провела серию подъёмов ракеты Hyperbola-2. Таким образом, пока компания SpaceX пытается осуществить удачный запуск гигантской ракеты Starship, китайские компании начинают дышать ей в спину.


Прототип ракеты Zhuque-3 со стартовой массой 50,3 т высотой 18,3 м и диаметром 3,35 м поднялся на высоту 320 м и пробыл в воздухе 60 с. Ракета мягко поднялась и опустилась практически в центр мишени на соседней площадке. О точности приземления не сообщается, но в случае испытания прототипа ракеты Hyperbola-2, например, отклонение от центра мишени составило всего 29,5 см.
https://youtu.be/M2dascprAeQ
По заверениям LandSpace, ракеты Zhuque-3 начнут коммерческую эксплуатацию в 2025 году. Каждая ракета может быть использована не менее 20 раз, что снизит стоимость запуска на 80–90 %. В будущем компания проведёт ещё ряд испытаний прототипа с подъёмами на большую высоту для оттачивания технологий управления системами ракеты.

Удивительно, как они обходятся без «фейерверков», регулярно случавшихся на стартовой площадке космической компании Илона Маска при испытаниях прототипов? Впрочем, китайцы не склонны рассказывать о неудачах. Поэтому факты аварий банально могут скрываться, что ничуть не умаляет их успехов.
 
[Impact]Китай запустил первый в мире коммерческий спутник с ИИ[/Impact]

Китай вывел на околоземную орбиту первый в мире коммерческий спутник с искусственным интеллектом (ИИ), сообщил онлайн-ресурс, принадлежащий телеканалу CGTN. Спутник под названием Rongpiao, разработанный компанией Guoxing Aerospace Technology, предназначен для проверки в космосе алгоритма ИИ Synaesthesia Fusion. После тестов спутник будет использоваться в качестве платформы для будущих коммуникационных сетей.


Спутник Rongpiao (Xingshidai-18) с интегрированной сетью зондирования был доставлен на орбиту с помощью ракеты Smart Dragon-3 (SD-3), для которой этот полёт был третьим. Ракета стартовала в космос 3 февраля в 11:06 по местному времени (06:06 мск) с морской платформы в акватории рядом с городом Янцзян в южной провинции Гуандун в Китае. Вместе с Rongpiao ракета доставила на орбиту ещё восемь спутников, включая египетский спутник NExSat-1.

Ранее в этом месяце стало известно, что китайская компания ExPace провела на полигоне успешные испытания прототипа многоразовой ракеты, который взлетел на девять секунд в воздух, а затем успешно приземлился обратно на стартовую площадку. Испытания подтвердили успешное продвижение компании в разработке многоразовых ракет с двигателями на метане и жидком кислороде.
 
[Impact]Китайские учёные разработают рельсотронную катапульту для запуска гиперзвуковых космопланов[/Impact]

Китайские учёные добились определённых успехов в разработке теорий, материалов, технологий и процессов, которые обещают кардинально изменить аэрокосмическую область и не только. Речь идёт о гиперзвуковом транспорте, который на начальном этапе может использовать электромагнитное ускорение. Технология также может найти воплощение в «гиперлупе» — гиперзвуковых поездах в вакуумных тоннелях.


В настоящее время в Китае есть ряд экспериментальных решений, создающих основу для моделирования и опытов. Как сообщается в недавно опубликованной статье в рецензируемом журнале Acta Aeronautica, процессы разгона и отделения воздушного судна от рельсотронной катапульты были исследованы в аэродинамической трубе и подвергнуты анализу на компьютере. Разработчики проекта подчёркивают, что им неизвестно о проведении подобных работ в США или в других странах. Между тем, анализ процессов в момент отделения самолёта от гиперзвуковой катапульты является одним из самых важных в процессе запуска.

На авианосцах ВМФ США для запуска самолётов используются паровые катапульты. При попытке перейти на электромагнитные катапульты инженеры столкнулись с трудностями. В частности, электромагнитные катапульты получили авианосцы типа «Джеральд Р. Форд». Сообщается, что у них достаточно большая частота отказов. Ещё раньше NASA отказалось от проекта разработки электромагнитной катапульты для замены первой ступени ракет. Тогда считалось, что для этого необходимо разогнать вторую ступень до скорости 700 км/ч. После работы над аналогичным проектом в Китае учёные пришли к выводу, что для отказа от первой ступени космолёт придётся разгонять до более высокой скорости.

В 2016 году в Китае начали разрабатывать проект «Тэнъюнь» — это многоразовая аэрокосмическая платформа с гиперзвуковым разгонщиком и космолётом. Как вариант рассматривается возможность разгона 50-тонного космолёта на гигантской электромагнитной стартовой трассе, которая придаст судну скорость до 1,6 Маха (1960 км/ч). После отделения от катапульты космоплан запускает свои двигатели и разгоняется до скорости, семикратно превышающей скорость звука. Тем самым будет достигаться колоссальная экономия на топливе.

Момент отделения 50-т машины размерами больше лайнера Boeing 737 будет критическим для системы и именно ему посвящены многочисленные эксперименты в аэродинамической трубе. Как выяснили учёные, при преодолении космопланом звукового барьера на катапульте между самолётом и землёй запускается каскад ударных волн. Нижняя часть аппарата начинает испытывать многочисленные ударные нагрузки из-за отражений ударных волн от близкой поверхности земли. Эти же ударные волны нарушают воздушный поток, создавая очаги воздушного потока дозвуковой скорости между аппаратом, электромагнитными салазками и треком.

Когда салазки достигают заданной скорости, они резко останавливаются, и происходит отделение космоплана. Хаотичный поток воздуха сначала поддерживает аппарат, но через четыре секунды, как показало испытание в аэродинамической трубе, поток срывается в нисходящую тягу. Для гипотетических пассажиров судна и экипажа в этот момент возникла бы кратковременная невесомость. Но по мере увеличения расстояния между самолетом и взлётной полосой интенсивность воздушного потока уменьшается, пока полностью не исчезнет. К этому моменту двигатели самолёта должны достичь необходимой тяги и создать ему условия для набора высоты.

Моделирование показало, что конструкция космоплана требует усиления в местах наиболее сильно подверженных аэродинамическим ударам. Но в целом, этот подход признан безопасным и осуществимым, как написали учёные в своей статье. Очевидно, что предложенный подход будут проверять на практике. Для этого уже построены две экспериментальные трассы. Трассы, что показательно, построены не только и не столько для аэрокосмического проекта, а для разработки поездов на магнитной подушке. Одна из них — 2-км вакуумная труба в промышленном центре Датун, провинция Шаньси, построенная Китайской корпорацией аэрокосмической науки и промышленности (CASIC), позволит разгонять маглевы в трубе с низким вакуумом до 100 км/ч. В перспективе длина трубы достигнет 60 км, по которой можно будет разгонять поезд до 5000 км/ч. На трассе будут проверяться возможности электромагнитного разгона, управления и всего прочего, что также найдёт применение в катапультах для космических запусков.

Аналогичную площадку также создали в Цзинане, столице восточной провинции Шаньдун, там проводятся похожие эксперименты со сверхскоростными электромагнитными санями под наблюдением Академии наук Китая (CAS). Наконец, в Китае также создаются обычные боевые рельсотроны, если слово «обычные» применимо к подобным проектам.

Всё вместе означает, что Китай понемногу развивает материально-техническую базу, которая в перспективе может произвести революцию в сфере запусков в космос. Если рельсовый ускоритель и гиперзвуковой космоплан станут реальностью, то цена доставки каждого килограмма полезной нагрузки на орбиту будет существенно дешевле $100 (до $60 и даже меньше).
 
В Китае запущен спутник для исследования атмосферы
27.03.2024

2703-01.png

26 марта 2024 г. в 22:51 UTC (27 марта в 01:51 мск) с площадки № 9А космодрома Тайюань выполнен пуск РН “Чанчжэн-6А” (Y3) со спутником “Юньхай-3-02”.

Пуск успешный, космический аппарат выведен на околоземную орбиту.

Спутник будет использоваться для исследований атмосферы и морской среды, мониторинга космической среды, предотвращения стихийных бедствий, а также научных экспериментов.

Состоявшийся пуск стал 514-м для ракет семейства “Чанчжэн”.
 
В Китае запущен новый спутник Smart SkyNet-1-01
09.05.2024
0905-01.png

9 мая 2024 г. в 01:43 UTC (04:43 мск) с космодрома Сичан выполнен пуск РН «Чанчжэн-3В» с телекоммуникационным спутником Smart SkyNet-1-01.
Пуск успешный, космический аппарат выведен на околоземную орбиту.
Спутник создан Университетом Цинхуа совместно с Шанхайской академией космических технологий для испытания разработок в области связи.
Состоявшийся пуск стал 521-м для ракет сем ейства «Чанчжэн».
 
Назад
Сверху