Что нового?
Пикник ТВ

This is a sample guest message. Register a free account today to become a member! Once signed in, you'll be able to participate on this site by adding your own topics and posts, as well as connect with other members through your own private inbox!

Исследование Луны: Миссии, Открытия и Будущие Планы

[Impact]Как ученые обнаружили воду на Луне и для чего она им нужна?[/Impact]
До середины XX века ученые были уверены, что на Луне нет воды. Они тщательно разглядывали спутник через телескопы и не могли обнаружить на нем ни озер, ни облаков. Впервые о том, что на спутнике нашей планеты может быть вода, заговорили советские ученые. А уже потом аэрокосмическое агентство NASA объявило, что на нем действительно есть вода, но не в жидкой форме, а в ледяной. Признаки наличия воды на Луне были обнаружены только на его темной стороне, куда не поступает солнечный свет. Но недавно американские ученые смогли найти признаки воды даже на солнечной стороне спутника. Эта новость считается очень важной для научного сообщества и ее обсуждают многие зарубежные издания. Но почему же эта тема стала настолько обсуждаемой? И вообще, как ученые обнаружили следы воды на Луне, если они не бывали на ней с 1969 года? Давайте разбираться.
Посмотреть вложение 5
На Луне может быть больше воды, чем считалось ранее

Изучение Луны
Ученые постоянно наблюдают за естественным спутником Земли. На данный момент известно, что на Луне есть около 30 кратеров диаметром более 200 километров. Впервые о возможности наличии в них воды стало известно в 1976 году, в ходе изучения данных, собранных советской межпланетной станцией «Луна-24». В те времена признаки наличия воды на Луне были найдены в доставленных на Землю образцах лунного грунта. Но сегодня ученым доступны более изощренные технологии. Благодаря им, поиском воды на отдаленных от нашей планеты космических объектах можно заниматься, даже не посещая их.
Посмотреть вложение 4
Межпланетная станция «Луна-24»

С мая 2010 года, на высоте 13 километров от поверхности земли, время от времени летает стратосферная обсерватория SOFIA. По своей сути, это телескоп, который установлен на борт самолета Boeing 747. Летательный аппарат набирает достаточную высоту, чтобы получать такие же точные данные о космических объектах, как и находящиеся на земной орбите телескопы. Установленное вместе с телескопом оборудование предназначено для слежение за рождением и гибелью звезд, формированием звездных систем и изучения космических объектов внутри Солнечной системы.
Посмотреть вложение 3
Стратосферная обсерватория SOFIA — совместный проект США и Германии

Обнаружить воду на Луне помогла технология инфракрасной спектроскопии. Под этим термином подразумевается пропускание инфракрасного излучения через различные вещества. Когда излучение проходит через них, молекулы и их отдельные фрагменты начинают совершать колебательные движения. Изучив эти изменения, ученые могут распознать, через какое именно прошли лучи. В августе 2018 года стратосферная обсерватория SOFIA сканировала солнечную сторону Луны и в ходе этого процесса ученые обнаружили явные признаки наличия воды.
https://youtu.be/U70y8ypCbyA
Считается, что вода попадает на Луну вместе с падающими на ее поверхность метеоритами.

Сколько воды на Луне?
Молекулы воды были найдены на расположенном на южных широтах кратере Клавий, а также на так называемом Море Ясности недалеко от экватора. Правда воды там не так уж и много — по земным меркам, ее количество просто ничтожно. Так, в кратере Клавий концентрация воды составляет от 100 до 400 микрограмм на грамм грунта. По словам ученых, даже на земной пустыне Сахара содержится в 100 раз больше воды, чем на этой области нашего спутника.
Посмотреть вложение 2
Сверху Море Ясности, а снизу — кратер Клавий

Но для Луны это удивительный показатель, тем более для ее солнечной стороны. На теневой стороне спутника действительно может храниться вода. Ученые считают, что она в замороженном состоянии точно есть в «холодных микроловушках». Так называются мелкие впадины на поверхности Луны, в которых постоянно удерживается экстремально низкая температура в районе -160 градусов Цельсия.
Посмотреть вложение 1
Вода на Луне есть, но ученые пока находят только малое количество

Но на солнечной стороне вода не может перейти в твердое состояние из-за солнечного тепла. На данный момент ученые точно не знают, как молекулы воды сохраняются на светлой стороне Луны. Но есть предположение, что они таятся в пустотах между зернами лунного грунта. По словам астрофизика Пола Герца (Paul Gertz), данное открытие доказывает, что ученым до сих пор мало что известно о лунной поверхности. Если жидкость есть даже на солнечной стороне спутника, значит, на теневой части ее может быть еще больше.

Освоение Луны
Поиск воды на земном спутнике необходим, потому что в будущем там планируется построить станцию. Она будет своеобразным перевалочным пунктом для космических путешественников, которые будут держат путь на далекие планеты. В 2024 году на Луну будут отправлены астронавты, принимающие участие в миссии «Артемида» по возвращению американцев на Луну. А уже потом на поверхности земного спутника хотят построить огромную базу. Для ее строительства и поддержания жизни астронавтов потребуется вода. Транспортировка с Земли будет стоить дорого, а если на Луне будет открыт естественный источник воды, космические агентства смогут сэкономить много денег. А на космических кораблях останется больше места для доставки научного оборудования.

Возможно, в будущем Луна будет разделена на территории, принадлежащие определенным странам. Недавно аэрокосмическое агентство NASA даже разработала правила по освоению Луны. Согласно так называемому «Соглашению Artemis», страны смогут добывать ресурсы только на своих территориях и будут должны соблюдать границы. Но как именно будут распределяться территории, пока никому неизвестно. Вероятно, каждая страна захочет получить клочок лунной поверхности с большим количеством воды. Остается надеяться, что этот вопрос можно будет решить мирным путем.
 


Китай представил предполагаемую архитектуру систем доставки астронавтов на поверхность Луны. Если обратиться к соответствующей презентации, то становится очевидным, что ключевыми элементами планов страны являются: новая ракета-носитель, космический аппарат нового поколения и лунный посадочный модуль, а также окололунный модуль и пилотируемый луноход. Относительно пусковой программы в презентации отмечается, что в Китае наметили несколько отдельных запусков элементов с последующей стыковкой на окололунной орбите. Относительно крупных целей лунной программы в Китае отметили, что они состоят в проведении научных исследований и демонстрации технологий, изучении путей освоения лунных ресурсов и укреплении космического потенциала страны.

К особенностям предназначенных для этих планов ракет можно отнести то, что страна ориентирована на использование пятиметровых ракетных двигателей и кластеров керосиновых двигателей YF-100K (усовершенствованная версия керосинового двигателя YF-100). На первой ступени будет установлено три подобных блока, а общая длина ракеты будет составлять 87 метров при массе в 2000 тонн.

Относительно более ближних планов в Китае отмечают, что сейчас они работают над решением задачи по возврату на Землю образцов лунной породы и развертыванием околоземной станции.
 
[Impact]Лунный ровер VIPER оснастят системой дальнего и ближнего света[/Impact]

Национальное управление США по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) проектирует специализированную систему «фар» для лунного автоматического ровера VIPER.
viper1.jpg

По проекту VIPER, или Volatiles Investigating Polar Exploration Rover, создаётся машина для поиска залежей льда в области южного полюса Луны. Роботу предстоит работать в сложных условиях, в частности, передвигаться по затемнённым участкам, где на каждом метре пути может подстерегать опасность в виде валунов и кратеров.

Для освещения местности ровер получит особую систему дальнего и ближнего света. Так, на специальной мачте предлагается установить два массива светодиодов, формирующих узкий световой пучок: эти модули будут выполнять функции фар дальнего света.

В области основания лунохода будут размещены шесть светодиодных блоков, создающих менее интенсивное освещение. Эти приборы позволят операторам отчётливо видеть объекты, находящиеся в непосредственной близости от ровера.
viper2.jpg

С помощью данной осветительной системы специалисты смогут прокладывать оптимальные маршруты с минимальным риском повреждения аппарата. Кстати, конструкция последнего предусматривает использование колёсной платформы. Луноход сможет пробурить грунт для сбора проб и их последующего анализа при помощи бортовых приборов.

Запуск VIPER к естественному спутнику нашей планеты состоится не ранее декабря 2022 года.
 
[Impact]«Луна-17»: «Наш любимый лунный трактор…»[/Impact]
10 ноября 1970 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Протон-К» c автоматической станцией «Луна-17». К нашему ночному спутнику полетел первый в мире самоходный телеуправляемый аппарата для исследований обстановки на месте, вскоре ставший известен как «Луноход-1»
Гусеница или колесо?
Первые проработки аппаратов для перевозки космонавтов, которым предстояло высадиться на Луну, начались в ОКБ-1 ещё в конце 1950-х. Опыта и ресурсов для самостоятельной разработки таких вездеходов у «фирмы» С.П. Королёва не было, и он начал искать подходящего смежника. «Сначала проект … решили отдать Научно-исследовательскому тракторному институту (НАТИ), — вспоминает один из разработчиков лунохода Борис Гладких. — Но там от участия в проекте отказались, потому что задание было похоже на сказочную авантюру. Обозначенные условия для работы будущей машины были фантастическими: глубокий вакуум, перепад температур от –150°С до +150°С».

В конце 1959 года С.П. Королёв обратился к руководителю Специального конструкторского бюро №2 (СКБ-2) ленинградского Кировского завода Ж.Я. Котину с предложением разработать «внеземное транспортное средство». К 1961 году, рассмотрев несколько вариантов шасси и оценив сложности реализации, от проекта отказался и танковый конструктор.
Ill-01_%D0%9A%D0%B0%D0%B4%D1%80_%D0%B8%D0%B7_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0.jpg

Кадр из документального фильма, показывающий примерный вид лунохода Л2, разрабатываемого в ОКБ-1. (Источник)
В конечном итоге тема перекочевала в головную организацию танковой промышленности — ленинградский Всесоюзный научно-исследовательский институт №100 (ВНИИ-100, будущий Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения ВНИИТрансмаш), где за работу взялся коллектив под руководством А.Л. Кемурджиана.

Официально проект лунохода был санкционирован 10 февраля 1965 года решением №10 Комиссии президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам (Военно-промышленной комиссии). В пилотируемой лунной экспедиции Н1-Л3, реализация которой с августа 1964 года становилась основной задачей советской космической программы, луноходам отводилась важная роль: им предстояло прилуниться раньше человека и разведать район посадки, а также осмотреть резервный экспедиционный корабль ЛК, который прибудет вослед. Кроме того, луноходы должны были служить посадочными радиомаяками, средством перемещения космонавтов и передавать на Землю телевизионные изображения высадки советского человека на Луну.
Ill-02_%D0%90.%D0%9B.%D0%9A%D0%B5%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%B0%D0%BD.jpg

А.Л. Кемурджиан – заместитель директора – главный конструктор ВНИИтрансмаш по космической тематике. (Источник)
Одной из «точек кипения» стал выбор движителя. Рассматривались разные варианты: шагающий, шнековый, гусеничный, колёсный. Поскольку не было ясности ни в свойствах грунта, по которому предстояло двигаться, ни в особенностях рельефа местности на Луне, до последнего момента шел спор между колесом и гусеницей, причем предпочтение отдавалось последней.

«Для проработки этого необычного для нас задания мною вначале была сформирована небольшая (со мною — пять человек) группа… Всё держалось в страшном секрете. Это была группа первопроходцев, осмысливавших задание и соображавших, что надо сделать, чтобы его выполнить, — вспоминал Александр Леонович. — Постепенно на эту работу переключился весь 25-й отдел. С привлечением специалистов из других отделов вопрос был изучен, сделаны конструкторские проработки, проведены некоторые экспериментальные исследования и определены проблемы. Все это было доложено С.П. [Королёву], который посетил наш институт 31 мая 1964 года вместе со своими ближайшими соратниками… А в июле 1964 года был выпущен отчет: «Определение возможности и выбор направления в создании самоходного шасси аппарата Л-2»».
Ill-03_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D1%88%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8.jpg

Первые действующие макеты шасси аппарата Л2, 1965 год: А) с колесным движителем; Б) с гусеничным движителем. (Источник)
В 1965-1966 годах, как мы помним (см. «Луна-16»: триумф после поражения), все работы по межпланетной тематике ОКБ-1 передало на Завод имени С.А. Лавочкина. Последний отвечал за создание комплекса для доставки лунохода («объект Е-8»), а также — за проектирование собственно передвижного объекта. ВНИИ-100 занимался самоходным шасси с блоком управления и системой безопасности движения.

«Лавочкинцы» переделали Е-8, приняв в качестве средства запуска к Луне ракету-носитель «Протон-К» и разгонный блок «Д». Полностью перекроен был и проект лунохода. Поскольку задача создать тележку, которая, с одной стороны, могла управляться дистанционно (нужных по размеру компьютеров и хоть какого-нибудь искусственного интеллекта тогда не было), а с другой — в случае необходимости — возить космонавтов, оказалась неподъемной, на первом этапе решили обойтись «полностью беспилотным вариантом». Но даже не оставив в проекте средств жизнеобеспечения и сняв рычаги управления и подножки, коренным образом снизить массу лунохода не удалось — она только росла…
Ill-04_%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4-1.jpg

«Луноход-1». Фото из архива НПО имени Лавочкина
В самом начале разработки ВНИИ-100 продолжил углубленное изучение различных типов движителей, начатое предшественниками: «Пробовали мы и гусеничный, и шагающий, и другие варианты, — вспоминал Борис Гладких. — … Для прокручивания гусениц нужна [была] большая мощность». У лунохода же последняя не превышала пару-тройку сотен ватт. К тому же разрыв гусеницы полностью обездвиживал аппарат, а починить ее было некому. Выход же из строя одного колеса в многоколёсном шасси не был критичным.

Важную роль в выборе движителя сыграла информация о физических свойствах лунного грунта, полученная в январе и декабре 1966 года «Луной-9» и «Луной-13». Возникла полная определенность, на каких тропинках оставит свои следы луноход: слой порошкообразного вещества («пыли»), который покрывал мелкие камушки «почвы», оказался очень тонок, что говорило о том, что со своей задачей неплохо справятся и колёса, а вот звенья гусеницы могли не выдержать воздействие мелкодисперсного абразива в условиях вакуума.
Ill-05_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%B0-13.jpg


Станция «Луна-13» определяла механические свойства лунного грунта. Фото из архива НПО имени Лавочкина
В конечном итоге выбрали колёсное шасси, которое было легче и надёжнее, а также требовало для привода меньшую мощность, чем для вращения гусениц. Оставалось нужные колёса изготовить и испытать.

Разработка, испытания и доводка шасси шли параллельно с эскизным проектированием Е-8. Уже к концу 1967 года его отработали сначала в ВНИИ-100, а затем и на Заводе имени С.А. Лавочкина. Имитировать силу тяжести, которая на Луне вшестеро меньше земной, было сложно. Поэтому процесс взаимодействия модели колеса с лунным грунтом изучался на стенде с падающим контейнером. Затем к экспериментам подключили летающую лабораторию — самолёт Ту-104. Внутри пассажирского салона устроили грунтовый канал для изучения тяговых и сцепных характеристик колеса в условиях пониженной тяжести с учетом различных параметров конструкции. На полигоне построили стенд с системой разгрузки, которая имитировала лунную силу тяжести с точностью до процента.

Но некоторые технические вопросы требовали не только наземной, но и космической отработки — их проводили на спутниках «Луна-11», «Луна-12» и, особенно тщательно, на «Луне-14». У специалистов, управляющих этими станциями, даже появилась шутка: «Пойдем, потрёмся!...» — говорили они, давая команду на включение экспериментальной аппаратуры, установленной на последних аппаратах серии Е-6 (элементы редуктора для проверки работоспособности зубчатых — cтальных и стеклокерамических — и различных подшипников) для последующего использования результатов в проекте лунохода.
Ill-06_%D0%A1%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%B8_%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%B0-14.jpg

Глазастый бачок
С точки зрения современных лунных и марсианских роверов, первый луноход представлял собой довольно крупный аппарат массой около 750 кг, высотой 135 см и длиной 170 см. В верхней части его ширина достигала 215 см, тогда как в нижней он был заметно уже — около 160 см, благодаря чему внешне он напоминал огромный бак для кипячения белья, поставленный на колёса.

Луноход состоял из герметичного приборного контейнера, в котором размещалась вся служебная аппаратура, и самоходного шасси. Контейнер имел форму усеченного конуса: большое верхнее основание служило радиатором для сброса тепла, к меньшему нижнему крепились элементы шасси. На время лунной ночи радиатор закрывался теплозащитной крышкой, внутренняя поверхность которой была заклеена фотоэлектрическими преобразователями: элементы общей площадью около 3,5 м2 вырабатывали 180 Вт электричества, обеспечивая лунным днём подзаряд серебряно-кадмиевого буферного аккумулятора ёмкостью 200 А·ч. В рабочем положении крышка поднималась над задней частью аппарата, поворачиваясь электроприводом на шарнире и устанавливаясь под разным углом, располагаясь оптимально к Солнцу — в зависимости от его высоты над лунным горизонтом. Азимутальное наведение солнечной батареи обеспечивалось поворотами корпуса лунохода.
Ill-07_%D0%A3%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B0-1.jpg

Устройство «Лунохода-1». (Источник)
Надо сказать, что при проектировании лунохода кроме солнечных батарей рассматривались различные источники электроснабжения, в том числе двигатели внутреннего сгорания и турбогенераторы на однокомпонентном топливе или использующие солнечное тепло, топливные элементы и радиоизотопные термоэлектрогенераторы. Всё это было отвергнуто, в основном по причине отсутствия готовых технических решений требуемой размерности.

Впрочем, радиоизотопный генератор всё же применили, но несколько в другом качестве: изначально луноход рассчитывался на работу в течение трех месяцев, за которые он должен был пережить три «лунных ночи», а каждая длилась две недели! За это время даже укутанный экранно-вакуумной изоляцией гермокорпус остывал до недопустимо низких температур, и довольно слабая электроника могла не запуститься «лунным утром». Поэтому было решено обогревать аппарат радиоизотопным источником: цилиндрическая «печка» с капсулой на основе полония-210 торчала снаружи сзади лунохода; днем она просто излучала избыточное тепло, а ночью сквозь нее циркулировал хладагент, отдавая тепло внутрь герметичного корпуса.
Ill-08_%D0%92_%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2_%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%8C_%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B0.jpg


В задней части луноходов находилась радиоизотопная «печка». Фото Н. Дзись-Войнаровского. (Источник)
Собственно шасси с шириной колеи 1600 мм состояло из восьми ведущих мотор-колес (диаметр каждого по грунтозацепам — 510 мм, ширина 200 мм, колесная база — 170 мм). В первом варианте аппарат должен был иметь всего четыре больших (диаметром по 1100 мм) колеса — по два с каждой стороны. Позднее для повышения надежности число колес удвоили; этот вариант и был принят к реализации. Разворот осуществлялся «по-танковому», за счет изменения скорости и направления вращения колес левого и правого борта. Минимальный радиус поворота составлял всего 80 см.

Каждое колесо изготавливалось из проволочной сетки, имело снаружи титановые лопатки-грунтозацепы и оснащалось индивидуальной балансирно-торсионной подвеской. В герметичной ступице находились приводной электродвигатель, трансмиссия и тормоз. Смазка осуществлялась фтористым соединением.
Ill-09_%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE_%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B0__%D0%B8_%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE.jpg

Колесо лунохода (фото РИА «Новости») и его устройство: 1 - мотор-колесо; 2 – балансир; 3 – торсион; 4 – кронштейн; 5 – реактивная тяга; 6 – грунтозацеп; 7 – сетка; 8 – ступица; 9 – спицы; 10 – обод.
Благодаря независимой подвеске колеса могли занимать различное положение по отношению к корпусу, что позволяло луноходу преодолевать камни, выступы, небольшие трещины. На случай застревания или поломки колеса пиропатрон разрывал валик моторного привода, освобождая колесо — перемещение обеспечивали оставшиеся семь. Подвижность не терялась до тех пор, пока с каждой стороны не оставалось хотя бы по два работающих колеса.

Конструкция движителя шасси характеризовалось не только высокой экономичностью (на передвижение тратилось не более 300 Вт — гораздо меньше мощности обычного утюга или электрочайника), но и значительной проходимостью: луноход мог одолеть «порог» высотой до 40 см и шириной до 60 см, взобраться по откосу с крутизной в 20° и даже маневрировать на склоне до 45°. Для предотвращения опрокидывания при движении с большим креном или на уклонах имелись датчики, следящие за углом дифферента (наклон вперед-назад) и крена (наклон вбок), которые могли самостоятельно выдать команду «стоп». Пройденный путь измерялся девятым колесом-одометром в задней части.
Ill-10_%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D1%88%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8.jpg

Блок автоматики шасси (БАШ) «Лунохода-1» с датчиком крена и дифферента (ДКД, прибор в желтом корпусе слева на плате разъемов). (Источник)
Вся служебная аппаратура, требуемая как для полёта Е-8, так и для работы на Луне (система управления, датчики и приборы контроля свойств окружающей среды, блоки телевизионного и радиокомплекса, телеметрической системы, схемы управления луноходом, блоки автоматики, а также аккумуляторы), устанавливалась внутри герметичного корпуса самого лунохода, исключая дублирование, а значит, снижая пассивную массу посадочной платформы. Для того, чтобы самоходный аппарат мог съехать с платформы на Луне, имелись пандусы в носовой и хвостовой частях платформы; при перелёте они были сложены пополам, а после посадки раскладывались. В зависимости от состояния рельефа местности луноход мог съехать на поверхность либо по передним, либо по задним пандусам.

Кроме телекамер на видиконах, служивших для управления, имелась телефотометрическая оптико-механическая система с панорамной разверткой из четырех передающих камер — по две с каждой стороны аппарата. Они формировали лунные панорамы размером в вертикальной плоскости 30°, которые не требовали высокой скорости (передавались на Землю за 25 или 100 минут каждая) и получались во время полной остановки лунохода.

Научное оборудование включало рентгеновский флуоресцентный спектрометр для измерения химического состава грунта, детекторы космических лучей, рентгеновский телескоп для солнечных и внегалактических наблюдений, французский лазерный уголковый отражатель и радиометр. Луноход имел коническую антенну с низким коэффициентом усиления, управляемую остронаправленную спиральную антенну с высоким коэффициентом усиления и выдвижные приборы, которые исследовали плотность лунной поверхности ударным способом.
Ill-11_%D0%9B%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C.jpg

Лазерный уголковый отражатель для точного измерения расстояния от Земли до Луны — в данном случае от «Лунохода-2». (Источник)
⇡#Профессия — водитель лунохода
Аппарат управлялся дистанционно с Земли группой из пяти человек — командира, водителя, бортинженера, штурмана и оператора наведения антенны. Собственно, «рулил» водитель, штурман выполнял навигационные расчеты, бортинженер контролировал состояние аппаратуры, а оператор ориентировал остронаправленную антенну в сторону Земли. Общее руководство осуществлял командир, принимая решения на основании сообщений членов группы.

Операторы смотрели на дорогу «глазами» лунохода, роль которых играли две малокадровые телекамеры с полем зрения 48 × 36°, установленные спереди. Вследствие малой чувствительности камер и того, что сейчас принято называть «малой шириной канала передачи», принимаемая на Земле картинка имела узкий динамический диапазон, низкое разрешение и малую скорость обновления — новый кадр появлялся на экране перед водителями один раз в 20 секунд!

Ill-12_%D0%97%D0%B0_%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%BE%D0%BC_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%E2%80%93_%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD_%D0%B8%D0%B7_%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2.jpg

За пультом управления – один из водителей луноходов Вячеслав Довгань. (Источник)
Учитывая, что задержка в подаче управляющего сигнала составляла до пяти секунд — с Луны на Землю и обратно с учётом реакции водителя — процесс управления был нетривиален. Он заключался в полном взаимодействии всей наземной группы, которая по приборам определяла положение лунохода в пространстве (наклон можно было оценить через камеру, которая смотрела на «датчик лунной вертикали» — внутрь вогнутой полусферической чаши с нанесенными кольцевыми рисками и свободно катающемуся по ним металлическому шарику) и прокладывала путь, ориентируясь по медленно сменяющейся «картинке» посредственного качества.

Дистанционное управление луноходом было налажено через наземный измерительный пункт НИП-10 под Севастополем, входивший в состав общесоюзного командно-измерительного комплекса (КИК). Операторы сидели в отдельной комнате НИПа перед черно-белыми мониторами с электронно-лучевыми трубками, на которых отображались поверхность Луны и телеметрия систем лунохода. Для руления использовались специальные пульты с ручками управления наподобие тех, которыми оснащались пилотируемые космические корабли. Перемещение ручки преобразовывалось в команды, передаваемые через антенну на луноход.
Ill-13_%D0%9F%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B8.jpg

Пункт управления луноходами. (Источник)
Формирование экипажа лунохода началось еще при проектировании аппарата. Кандидаты подбирались из числа офицеров КИК. Тренировки начались в 1968 году до первой попытки запуска Е-8, прервались в ходе выполнения задач по программе Е-8-5 (точнее говоря, экипажи переключилась с управления луноходом на управление «луночерпалкой»), затем возобновились и продолжались чуть ли не до момента запуска «Луны-17».

«Лунодром» представлял собой модель участка лунной поверхности размером 71 × 119 м с типичным для «морских» районов рельефом, образованным искусственно созданными кратерами, каменными грядами и отдельными камнями различных размеров и формы, по которым ездил упрощенный макет лунохода. Тренировки велись по разработанным методикам с учетом состояния основных физиологических параметров операторов (пульса и дыхания) с учетом психо-эмоционального напряжения членов группы управления.
Ill-14._%D0%9B%D1%91%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%82_%D0%92.%D0%A4._%D0%91%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81_%D1%8D%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BC_%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B0-1.jpg

Лётчик-космонавт В.Ф. Быковский с экипажем «Лунохода-1» на «лунодроме» в поселке Школьное, Крым.
22 ноября 1970 года. (Источник)
Даже на земле управлять аппаратом, глядя в телевизионную картинку, оказалось очень непросто: изображение было контрастным, без полутеней, а сами картинки менялись всего лишь три раза в минуту. Выяснилось, что предельную скорость луноход развить не сможет — мешали неопределенности рельефа, которые оценивались по телевизору с учетом большой задержки сигнала. В связи с этим он мог проезжать не более 800 метров в час, передвигаясь короткими рывками и часто останавливаясь. Были и другие факторы, замедлявшие движение: несмотря на то, что в состав экипажа входил штурман, обязанный прокладывать маршрут, реальный выбор пути рождался в споре между управленцами и учеными, для которых интересен был каждый кратер и каждый лунный камень.

⇡#В путь!
Как мы помним из первой части статьи, первая попытка отправки к Луне станции Е-8, предпринятая 19 февраля 1969 года, окончилась аварией ракеты-носителя. Затем началась операция под кодовым названием «лунный грунт», и усилия по запуску передвижной лаборатории пришлось на время оставить.

После того, как «Луна-16» привезла ученым сто грамм реголита, 10 ноября 1970 года стартовала ракета «Протон-К» с разгонным блоком «Д» и станцией Е-8, которая получила официальное название «Луна-17». В этот раз выведение на траекторию полёта к цели прошло успешно. 12 и 14 ноября станция выполнила две коррекции, и 15 ноября вышла на окололунную орбиту высотой 85 × 141 км и наклонением 141°. На следующий день периселений был снижен до 19 км, а 17 ноября «Луна-17» совершила мягкую посадку в Море Дождей в точке с лунными координатами 38,25° с.ш. и 325,00° в.д.
Ill-15_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%B0-17_(%D0%95-8-5).jpg

Станция «Луна-17» (Е-8-5) на Заводе имени Лавочкина. Фото из архива НПО имени Лавочкина
Почти три часа водители оценивали окружающую обстановку. Реальная «картинка» с Луны оказалась ужаснее, чем ее имитация во время тренировок на «лунодроме». Наконец, пандусы раскрылись. Оператор «дал газ», и «Луноход-1» спустился на поверхность. Отъехав от посадочной платформы на 20 м, он остановился, и весь следующий день, оставаясь неподвижным, заряжал аккумуляторы. В следующие двое суток он проехал в общей сложности 190 м. На пятый день крышку закрыли, и луноход «заснул» в 197 м от платформы. Такое маленькое расстояние было пройдено именно из-за того, что решения по управлению необходимо было принимать «здесь и сейчас», учитывая множество факторов; не всё шло гладко и с детальной программой исследований: в целом она была прописана, но, увы, не по шагам.

Началась лунная ночь.
Ill-16_%D0%A1%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%B0-17.jpg

Схема посадки станции «Луна-17» (участок торможения): 1 – включение основного двигателя; 2 – включение двигателей малой тяги; 3 – участок «парашютирования» (снижения с малой скоростью). Из архива НПО имени Лавочкина
«Луноход-1» удивил весь мир. «… На Западе ждали доставки образцов, как в прошлой программе «Луна-16». Реакция мировой общественности была потрясающей, — вспоминает непосредственный участник событий Михаил Маров. — Мысль о том, что автоматический аппарат передвигается на колесах по другому миру, так или иначе находила резонансный отклик у людей, даже несмотря на то, что сам факт этого путешествия носил для многих из них виртуальный характер. О триумфе высадки лунохода станцией «Луна-17» восторженно объявила и советская, и западная пресса, тогда как доставка образцов лунных пород станцией «Луна-16» вызвала скорее мимолетное и менее сильное восхищение. Притягательность лунохода, возможно, была частично вызвана его необычным внешним видом. Первые дни его гротескные изображения не сходили со станиц прессы… Прошло более четверти века, прежде чем США смогли возродить интерес к исследованиям другого мира с помощью аппарата-робота, но подобной реакции уже не было».

Первая лунная ночь прошла спокойно. На восходе крышка открылась и, зарядив за два земных дня аккумуляторы, «Луноход-1» двинулся в путь. Уже наработав необходимый опыт, экипаж в этот раз действовал гораздо увереннее — за второй лунный день было пройдено уже целых полтора километра! Но в «лунный полдень» пришлось остановиться: солнечные лучи, бившие из зенита, полностью заливали телекартинку белыми пятнами бликов. Были и плановые остановки для съёмки панорам, определения свойств лунного грунта, а также сеансов лазерной локации через уголковый отражатель.
Ill-17_%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0_%E2%84%965.jpg

Панорама №5, переданная «Луноходом-1» во время третьего сеанса связи. (Источник)
В целом аппарат показал себя отлично. Гарантированный ресурс в три месяца он перекрыл втрое, выполнив при этом огромный объём научных и прикладных исследований. В частности, отрабатывался поиск подходящего места посадки пилотируемого корабля ЛК (на тот момент актуальность миссии Н1-Л3 еще не была безвозвратно потеряна): через два месяца после прилунения, используя только навигационные средства, «Луноход-1» вернулся к месту старта, где сфотографировал посадочную ступень «Луны-17». Справились и со сложными ситуациями (например, когда не могли долго выбраться из небольшого кратера).

Когда закончился четвёртый лунный рабочий день, ТАСС сообщил о полном выполнении первоначальной программы работ. Но бортовые системы работали нормально, и программу продлили — реально она завершилась лишь 14 сентября 1971 года.
Ill-18_%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%B0-17.jpeg

Фото посадочной платформы станции «Луна-17», сделанное «Луноходом-1». Фото из архива НПО имени Лавочкина
Конечно, проблем хватало. В частности, исторический отчет "Радиотехнический комплекс автоматических станций «Луна-17» и «Луноход-1»", опубликованный на сайте холдинга «Российский космические системы» (РКС), сообщает, что «Во время четвертого лунного дня при проведении сеансов связи через второй комплект передатчика (С-163М-2) наблюдалось уменьшение информативной мощности. <…> Второй передатчик функционировал нормально до седьмого лунного дня. В сеансе №707 (11 мая 1970) постепенно уменьшалась информативная мощность, в некоторые моменты доходя до нуля. К моменту отказа передатчик наработал 212 часов 36 минут».

«После седьмого лунного дня при малой информативной мощности с борта передавалась только телеметрия, при нормальной передавалось телевидение и телеметрия. <…> В двенадцатый лунный день передатчик не включился, отказало бортовое питание объекта. «Луноход-1» прекратил свое существование».

К этому времени аппарат преодолел расстояние в 10 540 м, обследовал площадь в 80 000 м2. Максимальная скорость движения не превышала 2 км/ч. За время работы удалось получить свыше 20 тысяч телевизионных изображений лунной поверхности, а также 206 фотопанорам. Прибор оценки проходимости отработал 537 циклов определения физико-механических свойств грунта, а в 25 точках был выполнен его химический анализ.
Ill-19_%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%8C%D0%BC%D1%91%D1%80%D0%BA%D0%B0,_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B8.jpg

«Восьмёрка» на Луне, нарисованная колёсами. Так водители «Лунохода-1» поздравили своих жён и женщин-коллег с 8 марта. Фото из архива ГЕОХИ
⇡#Продолжение и наследие
После начала работы «Лунохода-1» советская программа исследования нашего ночного светила выглядела следующим образом. 2 сентября 1971 года стартовала «Луна-18»: полет станции Е-8-5, которая должна была доставить на Землю образцы грунта из горных районов, был успешен вплоть до посадки 11 сентября. Однако расход топлива на предпосадочные операции был выше расчётного, и в момент прилунения станция разбилась.

28 сентября 1971 года стартовала «Луна-19». Станция Е-8ЛС, созданная на базе «Луны-17» (для снижения затрат при разработке максимально использовались конструктивные узлы и агрегаты лунохода и посадочной ступени), 3 октября вышла на окололунную орбиту, откуда должна была производить картографирование поверхности и измерение высоты рельефа местности. Однако 6 октября, при проведении коррекции для формирования рабочей орбиты из–за отказа системы управления станция перешла на нерасчетную орбиту. Как следствие, основную задачу пришлось отменить, а программу работы на лунной орбите скорректировать.
Ill-20_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B0_%D0%95-8%D0%9B%D0%A1.jpg

Станция типа Е-8ЛС. Фото из архива НПО имени Лавочкина
14 февраля 1972 года в полёт отправилась «Луна-20». 21 февраля станция Е-8-5 совершила успешную посадку в горах Аполлония близ Моря Изобилия, всего лишь в 1 800 м от места гибели «Луны-18». Садились в дневное время, и камеры станции отправили на Землю снимки местности перед началом работы. При включении бур практически сразу встретил большое сопротивление — его пришлось трижды останавливать во избежание перегрева. Он проник в породу на 25 см и взял 55 г образцов, которые были успешно доставлены на Землю 25 февраля. Спасаемый аппарат приземлился на островке реки Каркингир в 40 км к северу от Джезказгана в условиях снежной бури, и был обнаружен лишь на следующий день.

Стартовавшая 8 января 1973 года «Луна-21» (Е-8) доставила «Луноход-2» — заметно усовершенствованный самоходный аппарат. Он успешно работал на лунной поверхности до 4 июня 1973 года, пройдя расстояние 37 км — в 3,5 раза большее, чем предшественник, и передав на Землю 93 телефотометрических панорамы и около 89 тысяч снимков малокадрового телевидения. Кроме того, он измерял химсостав грунта и напряженность магнитного поля.
Ill-21_%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4-2.jpg

«Луноход-2» был усовершенствованным вариантом своего старшего собрата. (Источник)
29 мая 1974 года на окололунную орбиту улетел очередной картограф — станция «Луна-22» (Е-8ЛС), успешно выполнявшая задачу до декабря 1975 года. Было проведено четыре сеанса картографирования поверхности Луны (запланированный пятый сеанс отменили в связи со значительным понижением перицентра орбиты). Полученные телевизионные панорамы отличались хорошим качеством. Высотомер проводил подробное изучение характера рельефа исследуемых участков; химсостав лунных пород определялся по их гамма–излучению.

Следующая «луночерпалка» создавалась по модернизированному проекту Е-8-5М. Эту станцию, имеющую усовершенствованный механизм бурения, запустили 28 октября 1974 года под названием «Луна-23». 6 ноября она совершила посадку в заданной точке в южной части Моря Кризисов. Из–за отказа измерителя скорости и прилунения на крутой склон станция опрокинулась в сторону грунтозаборного устройства и получила механические повреждения. Был разгерметизирован приборный отсек, отказал один из передатчиков, грунтозаборное устройство в рабочее положение привести было невозможно. Возвратную ракету запускать не стали, но связь с «Луной-23» продолжалась до 9 ноября.
Ill-22_%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%B0_%D0%B1%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%B0-23.jpg

Снимок опрокинутой на бок станции «Луна-23», сделанный американским орбитальным зондом LRO (D-посадочная ступень; А-возвратная ракета). Фото NASA
16 октября 1975 года была предпринята попытка запуска следующей станции типа Е-8-5М, которая завершилась аварией из-за отказа блока «Д».

9 августа 1976 года в путь отправилась «Луна-24». 18 августа эта станция типа Е-8-5М совершила посадку в Море Кризисов. Ночное прилунение произошло неподалёку от мест неудачных посадок предыдущих станций: в 2 400 м от точки, где села «Луна-23» и вблизи района падения «Луны-15». Целью полета было получение проб грунта с глубины более 2,5 м на поверхности маскона. Бур смог проникнуть на глубину 2,25 м под небольшим углом наклона. Образцы общей массой 170,1 г оказались на Земле 22 августа. Посадка произошла в 200 км севернее Сургута.
Ill-23_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%B0-24.jpg

Макет станции «Луна-24» в Мемориальном музее космонавтики. Обратите внимание на грунтозаборное устройство. (Источник)
Этот полет оказался последним: всего в Советском Союзе были запущены 11 станций Е-8-5, из которых только 5 полностью или частично выполнили свою задачу. Успехи луноходов были более значительны: две из трех станций Е-8 выполнили задачу.

Поскольку посадочная платформа Е-8 показала себя с хорошей стороны, на ее базе были реализованы не только «луночерпалки» и луноходы, но и тяжелые лунные спутники Е-8ЛС. Позднее платформа была модифицирована — на ее основе создали автономную двигательную установку для зондов «Фобос», запущенных в 1988 году, а также разгонный блок «Фрегат», успешно используемый в наши дни. Однако самые большие перспективы задела так и не были реализованы.
Ill-24_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA_%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%82.jpg

Современный разгонный блок «Фрегат» - потомок посадочной платформы КТ проекта Е-8. (Источник)
Недавно рассекреченные «Роскосмосом» материалы позволяют узнать о нескольких интересных проектах лунных станций на основе Е-8-5М и Е-8. В 1975 году в НПО имени С.А.Лавочкина был подготовлен документ «Предложение по использованию объектов типа Е8 для исследования Луны и окололунного пространства в 1977 — 1980 годы», где, в частности, отмечается, что на 1983 года «планируется обеспечить посадку автоматических станций на невидимую сторону Луны с последующей доставкой образцов грунта на Землю». Для решения задачи предполагалось привлечь лунные искусственные спутники-ретрансляторы. Кроме научной ценности, данные миссии должны были закрепить советские приоритеты в лунных исследованиях, так как до тех пор «ни один космический аппарат не совершал посадку на невидимой стороне Луны».

Однако в период с полета «Луны-24» и до запуска станции на «темную сторону» страна могла потерять приоритет, поскольку NASA планировало высадить на невидимую сторону свой зонд. Новые советские лунные станции и спутники предлагалось создавать на базе перспективных комплектующих систем, что могло привести к затягиваю сроков, в связи с чем предлагалось ускорить высадку за счёт применения проверенной матчасти: Е-8-5М (посадочная станция Е-8) и Е-8ЛС (спутник ретранслятор Е-8Л1С). Такое решение позволило бы осуществить экспедицию уже в 1977 году.
Ill-25_%D0%9E%D0%B4%D0%B8%D0%BD_%D0%B8%D0%B7_%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8.jpg

Один из вариантов усовершенствованной станции для доставки образцов грунта Е-8-5М. Фото из архива НПО имени Лавочкина
К тому времени в НПО имени С.А.Лавочкина были изготовлены третий луноход, а также ещё одна станция для доставки грунта. С помощью этого лунохода возможно было уже в 1978 году «исследовать распространение радиоволн на поверхности Луны с целью изучения загоризонтной радиосвязи для использования этого принципа в дальнейшем при создании лунных баз». В 1979 — 1980 годах предлагалось «произвести крупномасштабное фотографирование всей поверхности Луны, а также отдельных районов с высоким разрешением, с доставкой фотопленки на Землю (!) с целью создания полной карты Луны». Это мог сделать усовершенствованный аппарат на базе Е-8-5М.

Все эти проекты были вполне реальны, поскольку совершенствование ракеты-носителя «Протон-К» позволяло увеличить массу орбитального блока с 19 640 кг до 20 140 кг, а с учётом модернизации блока «Д» было возможно отправить к Луне станцию массой 6 200 кг — на четыре центнера больше, чем ранее.

Увы, все эти предложения так и остались на бумаге: центр тяжести межпланетных исследований сместился в сторону Венеры и Марса.

Ill-26_%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4-3_%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%81%D1%8F_%D0%BD%D0%B0_%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5.jpg

«Луноход-3» остался на Земле. Фото из архива «Новостей космонавтики»
P.S. Как отмечалось на международной научной конференции «Геодезия и картография внеземных территорий: история и современность», прошедшей 12 февраля 2013 года в Московском государственном университете геодезии и картографии (МИИГАиК), «результаты картографирования территории по маршруту «Лунохода-1» по новейшим данным американского аппарата LRO (разрешение снимков – 0,2 м на пиксель) до некоторой степени сравнимы с результатами картографирования, выполненного 40 лет назад на основе фототелевизионной информации, принятой Симферопольским Центром дальней космической связи. Это свидетельствует как о высоком качестве работ, выполненных в рамках программы луноходов, так и возможностях современной орбитальной съёмочной аппаратуры».
Ill-27_%D0%A2%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%88%D1%80%D1%83%D1%82%D0%B0_%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B0-1.jpeg
 


Индийская организация космических исследований (ISRO) планирует держать в секрете отчет об отказе своего лунного посадочного модуля Викрам (Vikram).

Согласно отчету TOI, запрос на раскрытие информации был подан жителем Бангалора. Он запросил подробности отчета о жесткой посадке посадочного модуля Викрам. Однако в ответе RTI говорится, что эта информация не может быть разглашена в соответствии с разделом 8 (1) Закона RTI. В этом разделе перечислены исключения из раскрытия информации, которая «может нанести ущерб суверенитету и целостности Индии, безопасности, стратегическим, научным или экономическим интересам государства, отношениям с иностранным государством или привести к подстрекательству к преступлению».

Опытный ученый и бывший глава ISRO сказал, что решение ISRO, возможно, не самое лучшее. «Не думаю, что решение, принятое ISRO, правильное. ISRO выполняла прозрачную работу и была прозрачной организацией. Просто покажите, где и как он приземлился, это не повлияет на национальную безопасность. Они дали неубедительное оправдание, вот и все, - сказал доктор Мадхаван Наир.

Посадочный модуль Викрам врезался в поверхность Луны 7 сентября 2019 года, положив конец разрекламированной первой попытке Индии приземлиться на Луну. Викрам был частью миссии «Чандраяан-2», орбитальный аппарат которой продолжает возвращать результаты по сей день.

В News Minute говорится, что Комитет по анализу отказов (FAC) ISRO традиционно публикует отчеты о неудавшихся миссиях космического агентства.

Новостной веб-сайт сообщил, что единственное публичное объяснение неудачи - это письменный ответ канцелярии премьер-министра на вопрос парламента.

Во время второй фазы снижения Викрам применил чрезмерное тормозное усилие и отклонился от запланированной траектории посадки, говорится в ответе.

«Из-за этого отклонения начальные условия в начале фазы точного торможения выходили за рамки проектных параметров. В результате Викрам жестко приземлился в пределах 500 метров от назначенной площадки», - заявили в правительстве.

Инженер из Ченнаи Шанмуга Субраманиан обнаружил останки Викрама примерно в 750 метрах от запланированной зоны приземления после просмотра изображений, полученных с лунного разведывательного орбитального аппарата НАСА. Позднее это было подтверждено космическим агентством США.
 


ВАШИНГТОН – Ключевой сенатор говорит, что она будет продолжать настаивать на принятии законопроекта НАСА о разрешении, который поддерживает программу исследования Луны «Артемида», но не обязательно цель агентства по возвращению людей на Луну к 2024 году.

В своем выступлении 6 ноября на конференции, организованной Центром космической политики и исследований Вашингтонского университета (SPARC), сенатор Мария Кантвелл (штат Вашингтон), высокопоставленный член комитета Сената по торговле, заявила, что по-прежнему надеется, что Конгресс примет законопроект о разрешении финансировании НАСА до конца года.

«Мы пытаемся принять Закон о разрешении НАСА от 2019 года», — сказала она. Кэнтуэлл является одним из соавторов законопроекта, о котором Комитет по торговле положительно сообщил почти год назад, но до сих пор не принят Сенатом в полном составе.

Кантвелл сказала, что, по ее мнению, несмотря на отсутствие прогресса, законопроект все же может пройти через Конгресс до конца года. «Я надеюсь, что мы сможем завершить этот счет. Я не могу обещать вам, что это будет сделано на бессистемной сессии Конгресса, но если этого не произойдет, я гарантирую вам, что это будет сделано в самом начале 2021 года», — сказала она.

Кэнтуэлл не вдавалась в подробности о проблемах, которые препятствовали принятию законопроекта, но источники на Капитолийском холме заявили, что одним камнем преткновения является формулировка в законопроекте, требующая от НАСА пересмотреть отношения своих подрядчиков с Китаем. Некоторые возражали, что этот язык может повлиять на такие компании, как SpaceX, которая не связана с Китаем, но управляется Илоном Маском, чья компания по производству электромобилей Tesla действительно ведет там бизнес.

Это положение поддержал сенатор Кори Гарднер (штат Колорадо), который оказал давление на администратора НАСА Джима Бриденстайна во время слушаний в комитете Сената по торговле 30 сентября. Однако Гарднер не прошел на второй срок на выборах 3 ноября.

Однако это положение является лишь частью более широкого законопроекта, касающегося широкого спектра программ НАСА. «Что мы пытаемся сделать, так это убедиться, что приоритеты НАСА утверждены и полностью профинансированы», — сказала Кантуэлл.

Сюда входит программа НАСА по исследованию Луны «Артемида». Кэнтуэлл сказала, что она широко поддерживает программу. «Я очень взволнована этой программой, — сказала она. «Мы очень рады Артемиде в целом».

Однако у нее были оговорки по поводу графика НАСА по возвращению людей на Луну к 2024 году. «Хотя в Конгрессе много волнений, не всегда существует консенсус о том, когда и в какие сроки мы должны достичь этой цели «Артемиды», — сказала она. Она предупредила, что возвращение в 2024 году «потребует огромных ресурсов».

«Я думаю, мы попросим нашего администратора НАСА и других установить точные временные рамки того, что нам действительно понадобится, чтобы вернуться на Луну», — сказала она. В самом законопроекте прямо не ставится цель возвращения человека на Луну в 2024-м году, вместо этого утверждается, что НАСА «будет сотрудничать с коммерческими и международными партнерами в обеспечении устойчивого исследования Луны к 2028 году».

Комментарии заслуживают внимания, поскольку становится все более вероятной, что бывший вице-президент Джо Байден будет избран президентом. Хотя результаты по нескольким штатам остаются нерешенными, тенденции в результатах голосования складываются в пользу Байдена.

Кампания Байдена мало что говорила о космической политике, за исключением параграфа в платформе Демократической партии о НАСА, опубликованного в июле. «Мы поддерживаем работу НАСА по возвращению американцев на Луну и выходу на Марс, делая следующий шаг в изучении нашей Солнечной системы», — говорится там. Однако он не одобрил текущую цель 2024 года по возвращению человека на Луну.

Это наводит на мысль наблюдателям за космической политикой, что администрация Байдена продолжит программу «Артемида», но более медленными темпами. «Я не думаю, что «Артемиду» отменит. Я также не думаю, что он получат больше денег, чем то, что получают сейчас», — сказала Венди Уитман Кобб, профессор Школы перспективных исследований авиации и космонавтики ВВС США, чьи исследования сосредоточены на космической политике, во время панельной дискуссии. позже на конференции SPARC.

«Я думаю, что крайний срок 2024 года всегда был немного ненадежным, учитывая историю крупномасштабных космических проектов», — добавила она. «Администрация Байдена может почувствовать себя немного лучше, если немного отпустит это».

Она предположила, что администрация Байдена могла бы поддержать дальнейшие усилия по коммерциализации, учитывая усилия, которые, когда Байден был вице-президентом в администрации Обамы, продвигали программу коммерческих съемок. Однако она не думала, что в программе «Артемида» произойдут существенные изменения, выходящие за рамки ее финансирования.
 
[bluee]Необычное свечение на Луне в ноябре[/bluee]


Как сообщают исследователи из НАСА, в ноябре жители Земли смогут наблюдать в небе необычное явление – яркое сияние и свечение на Луне.

Ученые называют это явление «Земным светом», так как причиной такого свечения является земной свет, который отражается от нашей планеты, частично попадает на Луну и отскакивает назад. Такую яркость Земли можно объяснить повышенной облачностью — чем больше облаков на Земле, тем ярче становится свет.

Лучше всего наблюдать это впечатляющее явление в ноябре, во время новолуния, или за 2-3 дня до него и после. Также на поверхности Луны наблюдатели смогут видеть контраст между яркой и темной частью спутника.

Ученые предрекают необычайно красивое «призрачное» свечение Луны и советуют не пропустить такое лунное явление.
 
[bluee]Луна ржавеет! Неужели ничего нельзя сделать?[/bluee]
Из-за влияния Земли Луна быстро ржавеет. И это — не шутка, не каламбур, не выражение в переносном значении. Это — реальность.Последние исследования показали, что атмосфера Земли вызывает распространение ржавчины. Образуется же она под воздействием кислорода и воды. Только проблема не в этом. Просто Луна — слишком сухая, по сути, лишена атмосферы. Так как же по ней распространяется это пагубное явление?

Исследователи обнаружили на полярных областях Луны богатые железом камни, которые по спектральным параметрам соответствуют гематиту. Гематит встречается на поверхности Земли, представляет особый вид оксида железа, или ржавчины — Fe2O3.
Однако, чтобы железо поржавело, ему необходим окислитель — кислород, который замещает электроны из железа. Но солнечный ветер, постоянно поражающий Луну водородом, имеет противоположный эффект. Водород — отличный восстановитель, отдающий электроны другим молекулам. Без защиты от солнечного ветра ржавчина не может образовываться на Луне. Выходит, что именно благодаря земному кислороду становится возможной реакция окисления. Сам же кислород попадает на наш естественный спутник, благодаря влиянию магнитного поля, движущемуся к Луне, которое еще называют Хвостом магнитосферы.

Более того, в полнолуние хвост блокирует 99% солнечного ветра от разноса Луны, создавая пусть временную, но хорошую завесу над поверхностью, давая кучу времени для формирования ржавчины. Но ведь есть и еще один ингредиент, необходимый для появления ржавчины — вода.

По большому счету, совсем уж безводной Луну не назовешь. Ведь на ней в кратерах на обратной стороне все же обнаружили замороженную воду. К тому же, быстро движущиеся частички пыли, засыпающие бомбардировками Луну, способны освобождать молекулы воды, заблокированные в поверхностном слое Луны, давая возможность воде смешиваться с железом.

Пока теорию нужно проверять. Нужны добавочные данные, чтобы правильно понять, почему Луна ржавеет.
 
[Impact]Китайский зонд «Чанъэ-5» покинул Луну с пробами грунта[/Impact]

Вступила в финальную фазу китайская миссия «Чанъэ-5» (Chang’e-5) по доставке на Землю проб лунного грунта. Как сообщают сетевые источники, взлётный модуль аппарата успешно покинул поверхность естественного спутника нашей планеты.
moon2.jpg

Напомним, что автоматическая станция «Чанъэ-5» была запущена к Луне в конце прошлого месяца, после чего спускаемый блок совершил мягкую посадку на поверхности земного спутника. Накануне было объявлено, что аппарат успешно собрал образцы лунного грунта.

И вот теперь Китайское национальное космическое управление сообщило о том, что взлётный модуль с полученными пробами стартовал с поверхности Луны для стыковки с орбитальным блоком.
moon1.jpg

В ближайшее время собранные образцы, запечатанные в специальный контейнер, будут транспортированы на борт орбитального модуля. Тот будет оставаться около Луны в течение примерно недели — в ожидании оптимального времени отлёта к Земле. Ориентировочно в середине текущего месяца аппарат должен приземлиться во Внутренней Монголии.

Если оставшиеся этапы миссии пройдут без сбоев, Китай станет третьей космической державой после Советского Союза и Соединённых Штатов, которая смогла доставить лунный грунт на Землю.
 
[Impact]Джефф Безос рвётся на Луну: двигатель BE-7 для посадочного лунного модуля Blue Origin прошёл новые огневые испытания[/Impact]

Глава Amazon Джефф Безос (Jeff Bezos) объявил о прогрессе в разработке ракетного двигателя для посадочного лунного модуля Blue Origin. В общей сложности двигатель отработал почти 21 минуту (1245 секунд, включая 20-секундный запуск на прошедшей неделе). Очередные успешные огневые испытания позволили Безосу выразить уверенность, что его команда победит в конкурсе NASA и через четыре года доставит человека на Луну.
be_7.jpg

«Это двигатель, который доставит первую женщину на поверхность Луны», — написал он в своем сообщении в Instagram о BE-7. — BE-7 — это высокопроизводительный, выполненный с использованием аддитивных технологий [3D-печати], жидкостный водородно-кислородный двигатель для лунного посадочного модуля с тягой 10 тыс. фунтов с глубоким дросселированием до 2000 фунтов для точной посадки на Луну».
moon_02.jpg

Посадочный лунный модуль Blue Origin будет нести один двигатель BE-7. Источник изображения: Blue Origin

В конкурсе NASA участвуют ещё три коллектива помимо «Национальной команды» (National Team) во главе с Blue Origin. В частности, компания SpaceX Илона Маска также предлагает свой проект по доставке человека на Луну. Предполагается, что победитель конкурса будет объявлен в феврале будущего года, после чего начнётся постройка КА для лунной миссии NASA Artemis. Джеф Безос, как следует из контекста его сообщения, уверен в победе его команды.
 
[bluee]Ученые сделали поразительное открытие на Луне: главная загадка раскрыта[/bluee]
Так, ученым удалось сделать поразительное открытие на обратной стороне Луны — с помощью лунохода Yutu-2 китайской миссии Chang’e 4 обнаружено вещество. Как заверяют ученые, оно сильно отличается от других материалов, которые были найдены на этом спутнике.
Об этом стало известно из информации, предоставленной на сайте миссии.


Так, при тщательном исследовании снимком ученым удалось заметить в одном из кратеров спутников неизвестное вещество. Она имеет гелевую структура. Также ученые отмечают его «необычный цвет». Пока достоверное выяснить природу его происхождения не удалось.


Между тем, китайские ученые предположили, что материал может быть расплавленным стеклом, которое появилось в результате удара метеорита о лунную поверхность.

Ранее сообщалось, что телескопу Hubble удалось заснять процесс гибели звезды. Первоначально, такое явление сильно смутило астрономов, которые его зафиксировали. Вместо того, чтобы классифицировать его как один объект, они предположили, что это два объекта из-за симметричной лопастной структуры. Но потом они все же пришли к выводу, что это один объект.По утверждению многих ученый процесс остывания еще будет длиться несколько тысячелетий. Только по прошествию этого времени она померкнет.
 
[bluee]Как появилась Луна выяснили британские ученые[/bluee]


Луна могла образоваться в результате столкновения Земли с гипотетической планетой Тейя.

Как считают британские ученые, это могло случиться около 4,5 миллиарда лет назад. По словам исследователей, Луна состоит из обломков, возникших после столкновения нашей планеты с Тейей.
Тейя – гипотетическая планета, образовавшаяся 4,6 миллиарда лет назад, как и другие планеты Солнечной системы, которая могла иметь схожий с Марсом размер, сообщает РИА «Новости».

Как сообщалось, NASA больше не будет зависеть от лунной орбитальной станции, которая позволяла высаживать космонавтов.

Теперь Lunar Orbital Platform-Gateway, ранее являвшийся главным инструментом по возвращению человека на спутник Земли, может не понадобиться.
 
[Impact]Взлётный модуль «Чанъэ-5» вернулся на поверхность Луны, чтобы не стать космическим мусором[/Impact]

Стало известно о том, что взлётный модуль китайской миссии «Чанъэ-5» во второй раз успешно сел на поверхность Луны. Об этом сообщило информационное агентство ТАСС со ссылкой на данные, которые были опубликованы Китайской национальной космической корпорацией (CNSA).
1112.jpg

В сообщении говорится о том, что в 01:59 по московскому времени взлётный модуль был выведен с орбиты, после чего под контролем базирующихся на Земле специалистов совершил успешную посадку на лунную поверхность. Повторная посадка взлётного модуля на спутник Земли была выполнена для того, чтобы аппарат не превратился в космический мусор и не мешал реализации будущих миссий по изучению Луны.

Напомним, ракета-носитель «Чанчжэн-5» вместе с аппаратами миссии «Чанъэ-5» была выведена в космическое пространство 24 ноября. Помимо орбитального аппарат в рамках данной миссии в космос отправились взлётный и посадочный модули. Цель миссии заключается в том, чтобы собрать образцы лунного грунта и доставить их на Землю для дальнейшего исследования.

Первое успешное прилунение в рамках миссии «Чанъэ-5» состоялось 1 декабря. После этого в течение двух суток аппарат собирал образцы грунта, а 3 декабря он вернулся на орбиту Земли вместе со взлётным модулем. В соответствие с графиком он состыковался с орбитальным модулем и возвращаемой капсулой, куда и был перемещён собранный грунт. В настоящее время уже произведено отделение возвращаемой капсулы и ведётся подготовка к её доставке на Землю.
 
[bluee]Ученые построят навигацию по Луне с помощью фотографий[/bluee]
Многопрофильная группа инженеров на основе серии изображений Луны создала навигацию, которая поможет выстроить маршрут для космического корабля.
Цель состоит в том, чтобы выстроить для космического корябля оптимальный маршрут, а также посадить его на определенную точку на поверхности спутника.

Самая главная проблема заключается в том, чтобы посадить корабль максимально точно. Мы хотим уменьшить потенциальную площадь приземления, чтобы можно было оптимально иузчить все интересующие нас места.

Джон Кристиан, доцент аэрокосмической техники в Политехническом институте Ренсселера и первый автор статьи
Группа инженеров использовала размещенные в общем доступе данные, фотографии и данные с датчиков и на основе технологий визуальной одометрии создали навигацию, которая поможет перемещаться по Луне.

Эти измерения направления движения в сочетании с данными других датчиков космического корабля, а также информацией, которая уже известна ученым об ориентации Луны, могут помочь космическому кораблю ориентироваться.


Это информация, которую мы можем передать в компьютер, в сочетании с другими данными и изменениями может быть собрана вместе таким образом, чтобы контролировать перемещение космического корабля, его скорость и направление движения, отметил Кристиан.
 
[Impact]Израиль снова отправит на Луну космический аппарат в 2024 году[/Impact]

Стало известно о планах Израиля по запуску на Луну нового спускаемого аппарат под названием «Берешит-2», который намечен на 2024 год. Об этом сообщило информагентство ТАСС со ссылкой на данные компании SpaceIL.
68.jpg

«Мы с гордостью сообщаем, что "Берешит-2" отправится на Луну в первой половине 2024 года. Станция будет включать в себя два посадочных модуля, каждый из которых будет проводить эксперименты на поверхности Луны, а также орбитальный аппарат, который останется на орбите на несколько лет», — говорится в сообщении SpaceIL. Также было объявлено о том, что работу по созданию станции «Берешит-2» SpaceIL будет вести совместно с Israel Aerospace Industries, а также Израильским космическим агентством.

Напомним, о планах SpaceIL по запуску нового лунного аппарата было объявлено в апреле прошлого года, через несколько дней после того, как первый зонд «Берешит» разбился о поверхность Луны. Стоит отметить, что «Берешит» является первым в истории аппаратом, который был создан частной компанией и сумел достичь поверхности спутника Земли.

Работа по созданию аппарата «Беришит» началась в 2011 году в рамках конкурса Google Lunar X Prize. Для победы в нём было необходимо без государственного финансирования создать космический аппарат и доставить его на лунную поверхность. По условиям конкурса, до 31 марта 2018 года аппарат должен был преодолеть не менее 500 метров по поверхности Луны, но ни один из участников не смог выполнить эти условия, поэтому победитель так и не был выявлен.

Несмотря на это, SpaceIL продолжила разработку и 22 февраля 2019 года отправила свой аппарат в космическое пространство с помощью ракеты-носителя SpaceX Falcon 9. Через два с половиной месяца «Беришит» должен был совершить мягкую посадку на поверхность Луны, но потерпел крушение. Согласно имеющимся данным, причиной аварии стал сбой в работе главного двигателя. Стоит отметить, что даже это достижение было оценено в Google Lunar X Prize и компания SpaceIL получила $1 млн, хотя её аппарат так и не проехал нужную дистанцию по лунной поверхности.
 
[Impact]Лунная «золотая лихорадка» может привести к конфликтам на Земле[/Impact]
20201211182155.jpg

Когда дело касается Луны, все хотят одного и того же. Не в смысле общих высоких научных целей, а в смысле коммерчески выгодных объектов – мест, богатых ресурсами. В новом исследовании группа астрономов во главе с Мартином Элвисом (Martin Elvis) из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра, США, анализирует наличие таких мест на поверхности Луны, их возможное влияние на отношения между ключевыми игроками и способы предотвращения потенциальных конфликтов.

Важные для науки места на поверхности Луны также имеют большое значение для сооружения инфраструктуры государственными космическими агентствами или коммерческими фирмами. Такие места включают «зоны вечного света» (области почти постоянно освещенные солнечным светом, что дает доступ к энергии) и находящиеся в вечной тени кратеры приполярных областей, в которых находят водяной лед. Число объектов каждого из этих двух видов на Луне можно пересчитать по пальцам, а еще меньше встречается объектов, совмещающих эти два преимущества – узких вечно освещенных кольцевых валов кратеров, внутри которых имеется водяной лед. За эти ресурсы развернутся самые настоящие баталии уже в ближайшее время, считают авторы.

Кроме того, Элвис и его команда отмечают наличие на Луне и других важных ресурсов. Торий и уран, имеющие значение как основа радиоактивного топлива, обнаруживаются вместе в 34 областях, представляющих собой зоны размером меньше 80 километров каждая. Железо занимает более обширные территории, участки размерами 30-300 километров, однако таких участков на Луне насчитывается всего лишь 20.

И еще одним важным лунным ресурсом является хорошо знакомый нам по научно-фантастическим фильмам гелий-3, способный выступать в роли топлива для термоядерных реакторов. Образующийся под действием солнечного излучения в горных породах лунной поверхности, он в настоящее время занимает обширные территории, однако самые высокие концентрации гелия-3 характерны лишь для 8 основных областей, размер каждой из которых не превышает 50 километров.

Согласно авторам, ключевые игроки на Луне должны договариваться о совместных программах, а в дальнейшем осуществлять регулирование, лишая возможных нарушителей правил участия в таких совместных программах.

Исследование опубликовано в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society A.
 
[bluee]Древняя пирамида обнаружена на поверхности Луны [/bluee]


Уфолог сообщил об очередной невероятной находке на спутнике Земли.

Известный уфолог Скотт Уоринг сообщил об очередной невероятной находке на Луне. По словам исследователя, ему удалось обнаружить на естественном спутнике Земли древнюю пирамиду, очень похожую на египетскую, сообщает esoreiter.

В подтверждение своих слов уфолог демонстрирует снимок NASA и скриншот с сервиса Google Earth. Уоринг считает, что размеры данного строения составляют около одного километра.

Сайт, с которого было получено изображение, был одобрен NASA для использования учеными. Уфолог также сообщил, что на данном сайте он обнаружил еще много интересных вещей, и предлагает ознакомиться с его видеороликом.

Виртуальные археологи регулярно ищут признаки внеземной жизни на ближайших космических объектах — на Марсе и Луне. На поверхности естественного спутника Земли постоянно фиксируются на видео НЛО и обнаруживаются странные «древние постройки». По мнению уфологов, данные находки служат подтверждением того, что Луна до сих пор используется внеземными цивилизациями для межпланетных полетов.
[bbvideo]https://youtu.be/LqPgWsY6-r8[/bbvideo]
 


Мест, пригодных для размещения баз на Луне, мало, за них разгорится соперничество, считает научный руководитель Института космических исследований РАН, академик РАН Лев Зелёный.

В ходе круглого стола в Совете Федерации Зелёный отметил, что размещать базу надо на южном полюсе Луны, богатом на запасы водяного льда. При этом, по его словам, надо учитывать рельеф, который должен быть ровным для посадок космических аппаратов.

“Реально приемлемых районов для безопасной посадки, то есть тех мест, где в будущем может быть размещена российская лунная база, очень мало, хотя Луна, как я подчеркиваю, достаточно большая. И здесь за эти места обязательно разгорится соперничество”, – сказал Зелёный.

“Тщательно выбирая это место, мы не хотели бы на (близком – ред.) расстоянии… строить коммунальную квартиру и получить других соседей, потому что это место хорошее”, – добавил он, имея в виду необходимость правового решения вопросов закрепления районов за страной, которая первой посадила туда автоматические аппараты.

В 2024 году США собираются высадить астронавтов на Луну, Россия предполагает сделать это в 2030 году.
 
[Impact]На поверхности Луны обнаружили более 100 тыс. новых кратеров с помощью нейросетей[/Impact]

Планетологи с помощью нейросетей обработали снимки поверхности Луны, которые были сделаны китайскими зондами «Чанъэ-1» и «Чанъэ-2». В результате им удалось идентифицировать более 100 тыс. ранее неизвестных кратеров. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Nature Communications.
1161.jpg

Если с поверхности Земли следы падения мелких астероидов под действием эрозии исчезают достаточно быстро, то на Луне ситуация обстоит иначе. Из-за этого за четыре миллиарда лет существования Солнечной системы на поверхности Луны образовалось огромное количество кратеров. По оценкам учёных на поверхности спутника Земли примерно пять тысяч кратеров диаметром от 1 до 20 км, около миллиона кратеров диаметром от 10 м до 1 км, тогда как кратеров диаметром меньше 10 м — около миллиарда.

Новое исследование китайских астрономов под руководством планетолога Чэнь Яна из Цзилиньского университета показало, что количество крупных кратеров на поверхности Луны может быть в несколько раз больше. Такой вывод был сделан после того, как нейросети проанализировали высококачественные трёхмерные фотоснимки поверхности спутника, полученные от аппаратов «Чанъэ-1» и «Чанъэ-2». Использовался специальный алгоритм, способный определять на снимках следы кратеров и устанавливать их возраст на основе цвета пород, менее крупным кратерам поблизости и другим особенностям структуры поверхности.

Анализ снимков поверхности спутника Земли позволил обнаружить около 117 тыс. кратеров диаметром в 1 км и больше. Примечательно, что до этого исследования астрономам были известны только около 7 тыс. кратеров. Большинство из ранее известных кратеров возникли примерно 3,92–3,85 млрд лет назад. В результате исследования практически удвоилось количество небольших кратеров диаметром от 1 до 3 км, а также максимально крупных, диаметр которых от 200 до 500 км.
 
[Impact]Искусственный интеллект помогает подсчитывать кратеры на Луне[/Impact]
20201228100035.jpg

Международная команда исследователей использовала алгоритмы машинного обучения для подсчета и нанесения на карту более чем 100 000 лунных кратеров.

Предыдущие работы по идентификации и локализации кратеров на Луне показали, что этот процесс является очень долгим – обычно он выполнялся вручную, путем изучения фотографий и последующего составления карт с использованием полученной информации. В новом исследовании ученые нашли способ существенно ускорить этот процесс, обучив компьютер идентификации кратеров и их дальнейшему подсчету.

Обучение компьютера распознаванию кратеров представляет собой непростой процесс, поскольку кратеры могут принимать различные формы. Не все кратеры представляют собой правильные кольца, при этом все кратеры имеют разный возраст, и следовательно, у наиболее древних кратеров определяющие характеристики «размылись» под действием эрозионных процессов. Ученые хотели составить карту расположения всех кратеров на поверхности Луны и датировать каждый кратер – чтобы получить мощный инструмент для изучения истории нашей Солнечной системы.

Этот новый подход включал «тренировку» алгоритма машинного обучения на распознавание основ структуры кратера. Затем алгоритм был «обучен» распознаванию кратеров в более широком контексте, на основе анализа данных, полученных при помощи китайских лунных орбитальных аппаратов «Чанъэ-1» и «Чанъэ-2». После того как обучение системы было окончательно завершено, исследователи применили ее к анализу данных, собранных при помощи спускаемого аппарата «Чанъэ-5», являвшегося частью китайской миссии по возврату образцов грунта с поверхности Луны. Алгоритм машинного обучения использовал эти данные для идентификации и подсчета кратеров на средних и низких лунных широтах. Эта новая система насчитала в общей сложности 109 956 кратеров – намного больше, чем когда-либо было насчитано для Луны. Она также позволила установить точное местоположение каждого из кратеров и примерный возраст, исходя из степени эрозии основных структурных составляющих кратера.
 
Назад
Сверху