Administrator
Administrator
[shadow=blue]Обзор проектора для домашнего кинотеатра Sony VPL-HW65ES[/shadow]
Sony VPL-HW65ES — последняя модель в серии высокопроизводительных проекторов для домашнего кинотеатра с разрешением full HD, пришедшая на замену VPL-HW55ES, которая была выпущена два года назад. Как и у предшественника, цена этого проектора составляет $3999, однако новая модель предлагает некоторые улучшения, включая более «резвый» процессор Reality Creation, снизошедший с более дорогих проекторов Sony с 4K разрешением, а также несколько изменений в интерфейсе, включая управление по IP, возможность обновления через USB, а также радиочастотную синхронизацию 3D вместо инфракрасной. Фанаты видеоигр будут счастливы услышать, что, хотя HW55ES был быстрым с его задержкой в 27 мс, HW65ES еще быстрее, обладая задержкой в 21 мс. Проектор чуть ярче, чем HW55ES, аналоговые входы у новой модели отсутствуют. В целом, HW65ES является улучшенной версией HW55, что вполне ожидаемо. HW55ES был сам по себе превосходным проектором и, отталкиваясь от стандартов производительности, заданных этой моделью, остается немного пространства для улучшения full HD технологии.
Качество Изображения
Сегодня Sony VPL-HW65ES находится в числе лучших full HD проекторов на рынке. Он производит выдающееся качество 2D изображения благодаря сочетанию характеристик светового движка SXRD с различными функциями видео-обработки, улучшающими резкость, детализацию, чистоту и контрастрость изображения. Нет какой-то одной функции, дающей HW65ES уникальное конкурентное преимущество; скорее это — сочетание работающих совместно нескольких функций, что и дает превосходно чистое изображение с высоким разрешением.
Начнем с того, что световой движок SXRD сам по себе способен производить глубокие уровни черного, у которых лишь немногие найдут изъян. Хотя существуют несколько проекторов, способных произвести минимально более глубокие уровни черного, но и у этого аппарата они достаточно солидны, чтобы придать изображению впечатляющие глубину и и динамический диапазон.
HW65ES обладает превосходной чистотой изображения и удивительной объемностью. Этим свойствам проектор в значительной мере обязан более мощному процессору Reality Creation 2 (достался от 4K проекторов Sony), который увеличивает четкость мелких деталей. В дополнение к этому, Contrast Enchancer подчеркивает тени, а система интерполяции кадров Motionflow добавляет изображению больше чистоты и плавности. Все эти функции являются опциями, доступными пользователю. Их можно отключить, или наоборот, «перекрутить» до уровня, когда они будут создавать приувеличенный эффект, отвлекая от натуральной красоты изображения. Однако, при использовании в меру они могут работать совместно, производя изображение с облагороженным качеством, которое сложно превзойти.
Процессор Reality Creation 2 можно регулировать по шкале от 1 до 100. По нашим ощущениям, уровень «25» придает изображению привлекательную улучшенную резкость и детализацию, не заставляя его выглядеть искусственно. Contrast Enhancer может устанавливаться в режимы «низкий», «средний» и «высокий». Мы обнаружили, что в «низком» режиме раскрывается детализация в тенях, при этом сохраняется приемлемый баланс по шкале серого.
Что касается Motionflow, то следует кое-что отметить. Речь идет о термине, которым Sony называет интерполяцию кадров (Frame Interpolation), процесс, в ходе которого формируются и вставляются в видеопоток промежуточные кадры, позволяющие сгладить артефакты движения, — в первую очередь «дерганость» или прерывистость движения в результате перемещения камеры. Преимущество интерполяции в том, что она дает вам более стабильную, плавную картинку. Недостаток в том, что, для начала, чрезмерно высокий уровень интерполяции может произвести артефакты движения, которых не было, а также может сделать изображение подозрительно гипер-реалистичным (эффект цифрового видео, или «мыльной оперы»).
У Motionflow есть четыре режима: «Выкл.», «True Cinema» (настоящее кино), «Smooth Low» и «Smooth High» (сглаживание слабое/сильное). Тестируя на сценах, а) на которых чувствуется много прерывистого движения б) которые склонны производить артефакты, связанные с использованием интерполяции кадров, мы обнаружили, что режим «True Cinema» лишь минимально сгладил прерывистость, хотя и практически не создал негативного эффекта. Этот режим создан, чтобы воспроизводить исходные 24 кадра в секунду, убирая преобразование кадровой частоты 3:2 и обеспечивая более правильное, честное воспроизведение формата 24 кадра. Однако, снижение кадровой частоты может быть неоптимальным вариантом. В большинстве случаев результат получается очень похож на простое отключение Motionflow.
Две оставшиеся настройки Motionflow — отдельная история. Smooth Low дает разительный эффект ослабления подергивания, что дает гораздо более чистое и стабильное изображение. Smooth Low также добавляет время от времени заметные артефакты, которые, впрочем, довольно тонкие, редкие и даже близко не столь же заметные, как на более старых вариантах технологии интерполяции кадров. Smooth Low также практически не привносит эффекта цифрового видео.
Smooth High, самая агрессивная настройка, добавляет лишь легкий налет эффекта цифрового видео, но он даже и близко не столь очевиден и проблемен, как то, что мы видели на других проекторах. Большинство зрителей воспримут это, как просто резкое, чистое кино-изображение, а не что-то, снятое цифровой камерой. Smooth High добавляет изображению чуть больше стабильности, чем Smooth Low, хотя преимущество от этого при работе с кинофильмами исключительно мало. Однако, на живых представлениях, концертах и танцевальных видео (то есть материалах, где чем реалистичнее — тем лучше) эта настройка работает отлично.
В целом, Motionflow реализован компанией Sony исключительно успешно. Мы подозреваем, что многие пользователи, даже те, кто ранее возражал против технологии интерполяции кадров, выберут режим Smooth Low для большинства кинопросмотров, поскольку он существенно улучшает стабильность, практически не привнося нежелательных побочных эффектов. Однако, есть одно примечательное ограничение — Motionflow не является вариантом в игровом (Game) режиме, когда задержка вывода должна быть самая минимальная. Ничего удивительного, конечно, но стоит упомянуть.
Качество 3D изображения
При всем великолепии 2D изображения, того же не скажешь о производительности данного проектора в 3D. Хотя с точки зрения цвета и контрастности изображение хорошее, наш тестовый проектор демонстрировал некоторую нестабильность, включая слабое мерцание на ярких сценах, артефакты движения и время от времени возникающее двоение (crosstalk). В целом, 3D изображение достаточно хорошее, чтобы удовлетворить зрителя, который планирует лишь время от времени смотреть 3D, но у конкурентов можно найти и более чистое 3D. Заядлые фанаты, сидящие на диете из 3D материалов захотят подыскать проектор с более стабильным 3D изображением.
Предустановки цвета
HW65ES обладает восемью режимами с различными заводскими установками, которые вы можете модифицировать, как пожелаете. Cinema 1, Cinema 2 и Reference («Эталон») нацелены на D65 (6500K, правильный белый — MyProjector.ru) с минимальными вариациями по яркости. Они отлично пригодны к использованию прямо «из коробки», без калибровки. Однако, большинство видеофилов, любителей домашнего кинотеатра, потративших $4000 на проектор, захотят, чтобы он был профессионально откалиброван. Режим Bright Cinema примерно на 15% ярче, чем Cinema 1 и нацелен на D75, то есть он немного хооднее, хотя по-прежнему вполне смотрибелен, и некоторые пользователи предпочтут этот режим.
Из восьми настроек изображение режима "Game" является самым ярким, оно откалибровано на более холодную цветовую температуру, около 7500K. У режимов TV и Bright TV (Яркий ТВ) такая же цветовая температура, но названия режимов выглядят странно, поскольку они обладают практически идентичной яркостью. Тем не менее, эти предустановки отличаются изначальным положением функции «Contrast Enhancer», гаммой, цветовым пространством, уровнем Reality Creation и уровнем шумодавов.
Последняя предустановка — режим "Photo", единственная из восьми с более теплой цветовой температурой, чем по стандарту, — 5500K. Само обозначение «Фото» является любопытным — мы бы ни за что не стали показывать фотографии при 5500 градусах. И черно-белые фото мы стали бы показывать на этой температуре только в том случае, если бы решили применить эффект сепии. Тем не менее, у режима «Photo» имеется одно огромное преимущество — он идеален для отображения классических черно-белых фильмов. В те давние дни в коммерческих кинотеатрах использовался более теплый источник света, чем мы используем сегодня. Поэтому, если вы хотите пережить эти старые фильмы с Богартом и Бэколл именно так, как их видели зрители в 40-х, то врубайте ваш ч/б источник, включайте HW65ES в режим «Photo» — и все готово. Я на уик-энде смотрел фильм Орсона Уэллса 1948 года «Леди из Шанхая», и HW65ES показал его во всей красе.
Ключевой Функционал
Превосходная система интерполяции кадров. На родном диалекте Sony она именуется «Motionflow» и придает изображению большую плавность без нежелательных побочных эффектов.
Reality Creation. Система улучшения детализации выносит четкость изображения за пределы того, что можно получить от изначального формата сигнала 1080p (full HD).
Contrast Enhancer (Улучшатель Контрастности). При умеренном использовании данная функция усиливает разделение теней и дает более глубокое и объемное изображение.
Превосходная скорость отклика для игр.Задержка составляет исключительно шустрые 21 мс.
Ручная диафрагма. Позволяет точно настроить световой поток, снижая его на 1 — 40% по непрерывной шкале.
Система сведения матриц. Если вдруг в результате небрежной транспортировки или при сборке у проектора возникло несведение матриц, то HW65ES позволяет восстановить точное сведение.
Зум с кратностью 1,6x и вертикальным + горизонтальным сдигом. Универсальность объектива позволяет с легкостью установить проектор на потолочном креплении, либо на платформе позади зрительских мест. Вертикальный сдвиг составляет порядка 2,33 * высота изображения, а сдвиг по горизонтали достигает максимум 25% ширины изображения в обе стороны.
3D функционал. Проектор позволяет отображать full HD 3D, используя для этого радио- очки, обеспечивающие более надежную связь, чем инфракрасные с более ранней модели HW55ES.
Полное управление цветовой температурой и цветом. Сегодня практически все проекторы для домашнего кинотеатра обладают исключительно богатым набором управления цветом. Тем не менее, благодаря функции управления по IP, приложение Projector Calibration Pro позволяет вносить изменения при калибровке не через экранные меню проектора, а с компьютера, а также предлагает тестовые диаграммы, помогающие в процессе настройки. (Инсталляторам ПО предлагается за бесплатно с сайта Sony's Dealer Source).
Разъемы. Панель разъемов располагается в нижней правой части проектора, если смотреть сзади. Разъемов мало, но для большинства пользователей это адекватно. Два HDMI порта, один сетевой RJ45 (10Base-T/100BASE-TX), один порт ИК синхронизации 3D для подключения внешнего передатчика, один RS232-C, один 12-Вольтный триггер. Обратите внимание, что компонентного входа 3-RCA, а также VGA, которые имелись на HW40ES и HW55ES, на данной модели нет.
Совместимость с анаморфотной линзой. Если вы захотите использовать с проектором HW65 А-линзу, то необходимое для этого вертикальное растяжение картинки доступно в меню выбора соотношения сторон экрана.
Трехлетняя гарантия. На проектор распространяется гарантия в 3 года, на лампу — год, то есть условия весьма привлекательные.
Производительность
Яркость. Заявленная производителем яркость Sony HW65ES составляет 1800 люмен. В самом ярком режиме мы получили 1772, что очень близко. У проектора имеется целых восемь стандартных цветовых режимов и один настраиваемый пользователем. При установке лампы в «Яркий» режим, а объектива — в наиболее широкоэкранное положение, наш тестовый образец продемонстрировал следующие значения ANSI светового потока:
Sony VPL-HW65ES, ANSI Люмены:
В различных стандартных режимах по умолчанию выставлены различные настройки обработки видео, прежде всего — "Contrast Enhancer" (Улучшатель Контраста), который может быть установлен в положения «выкл.», «низкий», «средний» и «высокий». К примеру, в режиме «Reference» он выключен, в «Cinema 1» установлен в «Среднее» положение, в «Cinema 2» — в «Низкое положение», а в «Bright Cinema» — в «Высокое» положение. Поскольку каждая настройка может настраиваться пользователем, такое количество режимов не является абсолютно необходимым. Тем не менее, новичку они иллюстрируют различные варианты, как можно настроить систему. Тем, кто не хотел бы возиться с управлением картинкой, достаточно просто выбрать наиболее приглянувшийся режим. В итоге мы имеем навороченный проектор для домашнего кинотеатра, которым сможет насладиться новичок.
Влияние зума (1,6x). Устанавливаемое вами положение масштабирования объектива имеет на удивление небольшое влияние на световой поток. Потеря яркости при переходе из самого широкого в наиболее узкоугольный режим составляет лишь 17,5%. Нам приходилось видеть, как аналогичные объективы теряли 1/3 света.
Эко-режим. Эко-режим снижает яркость проектора на 40%, что типично. Максимальный световой поток режимов «Cinema 1» и «Cinema 2» опускается до 789 и 724 люмен соответственно. Этого будет достаточно для большинства домашних кинотеатров, но если нет, то вопрос снимет режим «Bright Cinema» с яркостью 900 люмен. Либо же оставьте проектор в режиме полной мощности, который обеспечит изобилие яркости.
Равномерность яркости. Наш проектор продемонстрировал довольно хороший, хотя и не сногсшибательный уровень равномерности в 83%, при котором наиболее яркая часть изображения находится в центре, а наименее яркая — в правом нижнем углу.
Задержка вывода сигнала. В режиме «Game» проектор HW65ES выдает молниеносную скорость отклика с задержкой в 21 мс, что делает его самым быстрым проектором для игр из виденных нами за долгое время. В режиме «Cinema» он дает задержку в 107 мс, что чуть больше, чем можно было бы ожидать. Это не проблема, поскольку тот, кто настолько серьезен по отношению к домашнему кинотеатру, что может позволить себе купить проектор такого уровня качества, несомненно, прибегнет для синхронизации звука и видео к установке задержки звука.
Шум вентилятора. Слышимый шум вентилятора исключительно тихий, обладает низкой тональностью, что делает его практически бесшумным, если только вы не сидите прямо возле проектора. Переход в эко-режим еще больше снижает шум, вплоть до уровня, когда его едва можно обнаружить.
Режим большой высотности необходим на высотах более 1500м. В этом режиме шум вентилятора увеличивается, но по прежнему остается очень тихим и ненавязчивым.
Цена замены лампы. По расчетам Sony, лампа должна прожить 6000 часов в эко-режиме, при этом они не публикуют расчеты по режиму максимальной мощности. Новая лампа стоит $299.
Установка
Sony VPL-HW65ES проецирует изображение диагональю 120 дюймов с расстояния от 365 до 579 см, плюс-минус десять см. При данном размере экрана, расположив проектор на расстоянии около 365 см от него, яркость изображения будет максимальной. Если установить проектор на расстоянии около 457 см (среднее положение зума), то яркость упадет примерно на 9%. Если максимально отодвинуть его от экрана, вплоть до расстояния в 579 см, то яркость падает на 17,5%. Учитывайте это, выбирая место установки. Используйте проекционный калькулятор, чтобы определить ваше проекционное расстояние, отталкиваясь от желаемого размера экрана.
У HW65ES имеется функция сдвига объектива по вертикали с диапазоном 2,33 * высота изображения. Этот диапазон считается от центра объектива, то есть половина диапазона сдвига находится выше центра объектива, а половина — ниже. Таким образом, можно расположить изображение целиком выше или целиком ниже уровня центра объектива с дополнительным зазором в 16% от высоты изображения (примерно 24 см при диагонали 120 дюймов). Это позволяет использовать практически любое потолочное крепление, либо полку в задней части комнаты. Также имеется горизонтальный сдвиг, позволяющий сдвинуть изображение влево или вправо на 25% ширины изображения, если вертикальный сдвиг не используется, и на 6% ширины изображения, если вертикальный сдвиг используется по максимуму.
Кольца регулировки сдвига объектива на корпусе
Как и в случае с большинством проекторов, HW65ES не следует устанавливать под наклоном, превышающим 15 градусов — это может повлиять на работу системы охлаждения. Если установить проектор под любым углом к экрану, кроме перпендикулярного положения, потребуется использование трапецеидальной коррекции геометрии для выравнивания формы изображения, что мы всячески избегаем делать на full HD проекторах. Но есть и хорошая новость: из HW65ES функцию коррекции геометрии изъяли, так что это, в любом случае, не вариант. Просто расположите проектор перпендикулярно экрану и используйте функцию сдвига объектива для совмещения картинки с экраном.
В руководстве требуется минимальный зазор в 30 см по обе стороны от корпуса и 30 см от стены позади проектора. Длина корпуса составляет 46 см, поэтому, если вы планируете установить его на заднюю полку, то объектив должен оказаться на расстоянии 76 см от стены, что не совсем соответствует глубине обычной книжной полки.
Связанные с установкой компромиссы
Идеальное проекционное расстояние. Каким будет идеальное проекционное расстояние, если у вас кратность зума 1,6x и можно выбрать потолочную установку на расстоянии от 365 до 579 см, если нужен экран диагональю 120 дюймов? Тут имеются следующие соображения:
При установке на расстоянии 365 см вы получаете максимальный световой поток проектора, что хорошо, если требуется дополнительная яркость. Негативный момент состоит в том, что при наиболее широком пучке света та его часть, которая попадает на края экрана, будет больше отражаться в сторону, от центрального положения зрителя. В общем, это не совсем идеально с точки зрения равномерности освещения экрана.
При установке на расстоянии 579 см, свет убавляется на 17,5%. Однако, в режиме максимальной мощности лампы вы, скорее всего, будете иметь более, чем достаточно света для большинства задач, так что у такой небольшой потери яркости может не быть серьезных последствий. Преимущество узкоугольного зума в том, что проецируется узконаправленный пучок света, дающий более равномерную освещенность экрана, поскольку свет отражается от краев экрана под меньшими углами.
Расположив проектор на расстоянии 450 — 490 см, вы получаете компромисс, равноудаленный от вышеперечисленных вариантов. Кроме того, теоретически, среднее положение объектива является оптимальным с точки зрения оптики, но я сомневаюсь, что разрешение 1080p позволит вам заметить разницу.
В итоге, в случае с данным проектором мы склонились к выбору более длиннофокусного положения зума, если позволяет помещение. Безусловно, размер экрана и его усиление (gain) являются ключевыми переменными, которые повлияют на ваше решение.
Предвидение снижения яркости ламы. В процессе планирования вашей инсталляции помните, что хорошим правилом является предвидение того факта, что лампы теряют 25% яркости в течение первых 500 часов работы, после чего ослабление яркости замедляется. У HW65ES это можно компенсировать двумя способами. Один из них — это ручная диафрагма, которая по умолчанию широко открыта, но может быть задействована для снижения светового потока на величину от 1% и аж до 40%. Можно установить проектор с диафрагмой, уменьшающей свет на, скажем, 25%, а по мере снижения яркости лампы можно приоткрывать диафрагму.
Альтернативный подход — выбрать себе размер и усиление экрана исходя из того, что изначально вы будете использовать проектор в эко-режиме (первые 500-700 часов), после чего переключиться в режим полной мощности лампы на оставшийся ее ресурс. Тем не менее, поскольку эко-режим HW65ES уменьшает световой поток на 40%, это может оказаться нежизнеспособным вариантом именно для данной модели.
Каким бы путем вы ни пошли, поскольку вы отдаете за проектор до $4000, цена лампы в $299 не является существенной затратой, если сравнивать с общей стоимостью инсталляции, так что серьезные видеофилы предпочтут менять лампу чаще, чем говорят спецификации, чтобы проектор всегда работал на пике своих возможностей.
Ограничения
Нестабильность 3D. Хотя 2D изображение HW65ES сложно превзойти, 3D демонстрирует минимальные уровни мерцания, двоения и присутствия артефактов движения. Если ваш интерес к 3D не является первостепенным, то проектор даст вам 3D. Однако те, для кого 3D — первостепенный вопрос, вероятно, захотят посмотреть другие варианты.
Нет аналоговых разъемов. Некоторые проекторы по-прежнему имеют VGA и компонентный видеовходы, которые, стоит отметить, были и у Sony HW40ES, и у HW55ES, а вот из данной модели они изъяты. Это создаст некоторые проблемы с подключением аналоговых источников, если вы их используете.
Равномерность яркости. При 83% равномерность достаточна хороша, но на нашем тестовом образце имеется некоторое ослабление яркости в правой части экрана, которой мы бы предпочли не наблюдать у проектора такого калибра. Неравномерность заметна при отображении сплошного белого или серого тестового изображения, хотя при просмотре фильмов оно заметно редко. Как правило, зритель никогда этой проблемы не заметит.
Эко-режим урезает яркость сильнее, чем считается нормальным. Снижение яркости в эко-режиме на 40% — это больше, чем типичные 25% или около того. Влияние этого будет или не будет ощутимо в зависимости от обстоятельств. Расчетный ресурс лампы в 6000 часов (единственная цифра, предоставленная Sony) основана на использовании проектора только в эко-режиме.
Уход за воздушным фильтром. У данного проектора есть воздушный фильтр, который нужно снимать, чистить и ставить на место каждые 1500 часов (и еще чаще если вы работаете в пыльном помещении). Это достаточно редко, чтобы забыть об этом, но, к счастью, проектор вам напомнит текстовым сообщением.
Один 12-вольтный триггер. У конкурирующих аппаратов иногда имеются два триггера, активирующих при включении проектора сразу несколько систем — экран с электроприводом, свет, шторы и пр. У HW65ES только один триггер.
Заключение
Sony VPL-HW65ES — элегантный проектор для домашнего кинотеатра, чей успех заключается в сочетании набора эффективных функций видеообработки и параметров, таких, как «Reality Creation 2», «Contrast Enhancer», «Motionflow», низкий уровень цифрового шума, солидные уровни черного и контрастность SXRD технологии. Хотя с функциями обработки можно «переборщить», но при умеренном использовании это все дает некий единый, целостный эффект в виде 2D изображения, которое выглядит значительно лучше, чем все его составляющие, взятые отдельно. Оно исключительно чистое, стабильное, резкое и естественное — все, что вы могли желать видеть в проекторе для домашнего кинотеатре. Геймеры найдут задержку вывода в 21 мс исключительно шустрой и привлекательной. Когда дело касается 3D изображение, оно пригодно для просмотра время от времени, но не вполне соответствует чистоте и элегантности 2D картинки Sony VPL-HW65ES.
Sony VPL-HW65ES — последняя модель в серии высокопроизводительных проекторов для домашнего кинотеатра с разрешением full HD, пришедшая на замену VPL-HW55ES, которая была выпущена два года назад. Как и у предшественника, цена этого проектора составляет $3999, однако новая модель предлагает некоторые улучшения, включая более «резвый» процессор Reality Creation, снизошедший с более дорогих проекторов Sony с 4K разрешением, а также несколько изменений в интерфейсе, включая управление по IP, возможность обновления через USB, а также радиочастотную синхронизацию 3D вместо инфракрасной. Фанаты видеоигр будут счастливы услышать, что, хотя HW55ES был быстрым с его задержкой в 27 мс, HW65ES еще быстрее, обладая задержкой в 21 мс. Проектор чуть ярче, чем HW55ES, аналоговые входы у новой модели отсутствуют. В целом, HW65ES является улучшенной версией HW55, что вполне ожидаемо. HW55ES был сам по себе превосходным проектором и, отталкиваясь от стандартов производительности, заданных этой моделью, остается немного пространства для улучшения full HD технологии.
Качество Изображения
Сегодня Sony VPL-HW65ES находится в числе лучших full HD проекторов на рынке. Он производит выдающееся качество 2D изображения благодаря сочетанию характеристик светового движка SXRD с различными функциями видео-обработки, улучшающими резкость, детализацию, чистоту и контрастрость изображения. Нет какой-то одной функции, дающей HW65ES уникальное конкурентное преимущество; скорее это — сочетание работающих совместно нескольких функций, что и дает превосходно чистое изображение с высоким разрешением.
Начнем с того, что световой движок SXRD сам по себе способен производить глубокие уровни черного, у которых лишь немногие найдут изъян. Хотя существуют несколько проекторов, способных произвести минимально более глубокие уровни черного, но и у этого аппарата они достаточно солидны, чтобы придать изображению впечатляющие глубину и и динамический диапазон.
HW65ES обладает превосходной чистотой изображения и удивительной объемностью. Этим свойствам проектор в значительной мере обязан более мощному процессору Reality Creation 2 (достался от 4K проекторов Sony), который увеличивает четкость мелких деталей. В дополнение к этому, Contrast Enchancer подчеркивает тени, а система интерполяции кадров Motionflow добавляет изображению больше чистоты и плавности. Все эти функции являются опциями, доступными пользователю. Их можно отключить, или наоборот, «перекрутить» до уровня, когда они будут создавать приувеличенный эффект, отвлекая от натуральной красоты изображения. Однако, при использовании в меру они могут работать совместно, производя изображение с облагороженным качеством, которое сложно превзойти.
Процессор Reality Creation 2 можно регулировать по шкале от 1 до 100. По нашим ощущениям, уровень «25» придает изображению привлекательную улучшенную резкость и детализацию, не заставляя его выглядеть искусственно. Contrast Enhancer может устанавливаться в режимы «низкий», «средний» и «высокий». Мы обнаружили, что в «низком» режиме раскрывается детализация в тенях, при этом сохраняется приемлемый баланс по шкале серого.
Что касается Motionflow, то следует кое-что отметить. Речь идет о термине, которым Sony называет интерполяцию кадров (Frame Interpolation), процесс, в ходе которого формируются и вставляются в видеопоток промежуточные кадры, позволяющие сгладить артефакты движения, — в первую очередь «дерганость» или прерывистость движения в результате перемещения камеры. Преимущество интерполяции в том, что она дает вам более стабильную, плавную картинку. Недостаток в том, что, для начала, чрезмерно высокий уровень интерполяции может произвести артефакты движения, которых не было, а также может сделать изображение подозрительно гипер-реалистичным (эффект цифрового видео, или «мыльной оперы»).
У Motionflow есть четыре режима: «Выкл.», «True Cinema» (настоящее кино), «Smooth Low» и «Smooth High» (сглаживание слабое/сильное). Тестируя на сценах, а) на которых чувствуется много прерывистого движения б) которые склонны производить артефакты, связанные с использованием интерполяции кадров, мы обнаружили, что режим «True Cinema» лишь минимально сгладил прерывистость, хотя и практически не создал негативного эффекта. Этот режим создан, чтобы воспроизводить исходные 24 кадра в секунду, убирая преобразование кадровой частоты 3:2 и обеспечивая более правильное, честное воспроизведение формата 24 кадра. Однако, снижение кадровой частоты может быть неоптимальным вариантом. В большинстве случаев результат получается очень похож на простое отключение Motionflow.
Две оставшиеся настройки Motionflow — отдельная история. Smooth Low дает разительный эффект ослабления подергивания, что дает гораздо более чистое и стабильное изображение. Smooth Low также добавляет время от времени заметные артефакты, которые, впрочем, довольно тонкие, редкие и даже близко не столь же заметные, как на более старых вариантах технологии интерполяции кадров. Smooth Low также практически не привносит эффекта цифрового видео.
Smooth High, самая агрессивная настройка, добавляет лишь легкий налет эффекта цифрового видео, но он даже и близко не столь очевиден и проблемен, как то, что мы видели на других проекторах. Большинство зрителей воспримут это, как просто резкое, чистое кино-изображение, а не что-то, снятое цифровой камерой. Smooth High добавляет изображению чуть больше стабильности, чем Smooth Low, хотя преимущество от этого при работе с кинофильмами исключительно мало. Однако, на живых представлениях, концертах и танцевальных видео (то есть материалах, где чем реалистичнее — тем лучше) эта настройка работает отлично.
В целом, Motionflow реализован компанией Sony исключительно успешно. Мы подозреваем, что многие пользователи, даже те, кто ранее возражал против технологии интерполяции кадров, выберут режим Smooth Low для большинства кинопросмотров, поскольку он существенно улучшает стабильность, практически не привнося нежелательных побочных эффектов. Однако, есть одно примечательное ограничение — Motionflow не является вариантом в игровом (Game) режиме, когда задержка вывода должна быть самая минимальная. Ничего удивительного, конечно, но стоит упомянуть.
Качество 3D изображения
При всем великолепии 2D изображения, того же не скажешь о производительности данного проектора в 3D. Хотя с точки зрения цвета и контрастности изображение хорошее, наш тестовый проектор демонстрировал некоторую нестабильность, включая слабое мерцание на ярких сценах, артефакты движения и время от времени возникающее двоение (crosstalk). В целом, 3D изображение достаточно хорошее, чтобы удовлетворить зрителя, который планирует лишь время от времени смотреть 3D, но у конкурентов можно найти и более чистое 3D. Заядлые фанаты, сидящие на диете из 3D материалов захотят подыскать проектор с более стабильным 3D изображением.
Предустановки цвета
HW65ES обладает восемью режимами с различными заводскими установками, которые вы можете модифицировать, как пожелаете. Cinema 1, Cinema 2 и Reference («Эталон») нацелены на D65 (6500K, правильный белый — MyProjector.ru) с минимальными вариациями по яркости. Они отлично пригодны к использованию прямо «из коробки», без калибровки. Однако, большинство видеофилов, любителей домашнего кинотеатра, потративших $4000 на проектор, захотят, чтобы он был профессионально откалиброван. Режим Bright Cinema примерно на 15% ярче, чем Cinema 1 и нацелен на D75, то есть он немного хооднее, хотя по-прежнему вполне смотрибелен, и некоторые пользователи предпочтут этот режим.
Из восьми настроек изображение режима "Game" является самым ярким, оно откалибровано на более холодную цветовую температуру, около 7500K. У режимов TV и Bright TV (Яркий ТВ) такая же цветовая температура, но названия режимов выглядят странно, поскольку они обладают практически идентичной яркостью. Тем не менее, эти предустановки отличаются изначальным положением функции «Contrast Enhancer», гаммой, цветовым пространством, уровнем Reality Creation и уровнем шумодавов.
Последняя предустановка — режим "Photo", единственная из восьми с более теплой цветовой температурой, чем по стандарту, — 5500K. Само обозначение «Фото» является любопытным — мы бы ни за что не стали показывать фотографии при 5500 градусах. И черно-белые фото мы стали бы показывать на этой температуре только в том случае, если бы решили применить эффект сепии. Тем не менее, у режима «Photo» имеется одно огромное преимущество — он идеален для отображения классических черно-белых фильмов. В те давние дни в коммерческих кинотеатрах использовался более теплый источник света, чем мы используем сегодня. Поэтому, если вы хотите пережить эти старые фильмы с Богартом и Бэколл именно так, как их видели зрители в 40-х, то врубайте ваш ч/б источник, включайте HW65ES в режим «Photo» — и все готово. Я на уик-энде смотрел фильм Орсона Уэллса 1948 года «Леди из Шанхая», и HW65ES показал его во всей красе.
Ключевой Функционал
Превосходная система интерполяции кадров. На родном диалекте Sony она именуется «Motionflow» и придает изображению большую плавность без нежелательных побочных эффектов.
Reality Creation. Система улучшения детализации выносит четкость изображения за пределы того, что можно получить от изначального формата сигнала 1080p (full HD).
Contrast Enhancer (Улучшатель Контрастности). При умеренном использовании данная функция усиливает разделение теней и дает более глубокое и объемное изображение.
Превосходная скорость отклика для игр.Задержка составляет исключительно шустрые 21 мс.
Ручная диафрагма. Позволяет точно настроить световой поток, снижая его на 1 — 40% по непрерывной шкале.
Система сведения матриц. Если вдруг в результате небрежной транспортировки или при сборке у проектора возникло несведение матриц, то HW65ES позволяет восстановить точное сведение.
Зум с кратностью 1,6x и вертикальным + горизонтальным сдигом. Универсальность объектива позволяет с легкостью установить проектор на потолочном креплении, либо на платформе позади зрительских мест. Вертикальный сдвиг составляет порядка 2,33 * высота изображения, а сдвиг по горизонтали достигает максимум 25% ширины изображения в обе стороны.
3D функционал. Проектор позволяет отображать full HD 3D, используя для этого радио- очки, обеспечивающие более надежную связь, чем инфракрасные с более ранней модели HW55ES.
Полное управление цветовой температурой и цветом. Сегодня практически все проекторы для домашнего кинотеатра обладают исключительно богатым набором управления цветом. Тем не менее, благодаря функции управления по IP, приложение Projector Calibration Pro позволяет вносить изменения при калибровке не через экранные меню проектора, а с компьютера, а также предлагает тестовые диаграммы, помогающие в процессе настройки. (Инсталляторам ПО предлагается за бесплатно с сайта Sony's Dealer Source).
Разъемы. Панель разъемов располагается в нижней правой части проектора, если смотреть сзади. Разъемов мало, но для большинства пользователей это адекватно. Два HDMI порта, один сетевой RJ45 (10Base-T/100BASE-TX), один порт ИК синхронизации 3D для подключения внешнего передатчика, один RS232-C, один 12-Вольтный триггер. Обратите внимание, что компонентного входа 3-RCA, а также VGA, которые имелись на HW40ES и HW55ES, на данной модели нет.
Совместимость с анаморфотной линзой. Если вы захотите использовать с проектором HW65 А-линзу, то необходимое для этого вертикальное растяжение картинки доступно в меню выбора соотношения сторон экрана.
Трехлетняя гарантия. На проектор распространяется гарантия в 3 года, на лампу — год, то есть условия весьма привлекательные.
Производительность
Яркость. Заявленная производителем яркость Sony HW65ES составляет 1800 люмен. В самом ярком режиме мы получили 1772, что очень близко. У проектора имеется целых восемь стандартных цветовых режимов и один настраиваемый пользователем. При установке лампы в «Яркий» режим, а объектива — в наиболее широкоэкранное положение, наш тестовый образец продемонстрировал следующие значения ANSI светового потока:
Sony VPL-HW65ES, ANSI Люмены:
Влияние зума (1,6x). Устанавливаемое вами положение масштабирования объектива имеет на удивление небольшое влияние на световой поток. Потеря яркости при переходе из самого широкого в наиболее узкоугольный режим составляет лишь 17,5%. Нам приходилось видеть, как аналогичные объективы теряли 1/3 света.
Эко-режим. Эко-режим снижает яркость проектора на 40%, что типично. Максимальный световой поток режимов «Cinema 1» и «Cinema 2» опускается до 789 и 724 люмен соответственно. Этого будет достаточно для большинства домашних кинотеатров, но если нет, то вопрос снимет режим «Bright Cinema» с яркостью 900 люмен. Либо же оставьте проектор в режиме полной мощности, который обеспечит изобилие яркости.
Равномерность яркости. Наш проектор продемонстрировал довольно хороший, хотя и не сногсшибательный уровень равномерности в 83%, при котором наиболее яркая часть изображения находится в центре, а наименее яркая — в правом нижнем углу.
Задержка вывода сигнала. В режиме «Game» проектор HW65ES выдает молниеносную скорость отклика с задержкой в 21 мс, что делает его самым быстрым проектором для игр из виденных нами за долгое время. В режиме «Cinema» он дает задержку в 107 мс, что чуть больше, чем можно было бы ожидать. Это не проблема, поскольку тот, кто настолько серьезен по отношению к домашнему кинотеатру, что может позволить себе купить проектор такого уровня качества, несомненно, прибегнет для синхронизации звука и видео к установке задержки звука.
Шум вентилятора. Слышимый шум вентилятора исключительно тихий, обладает низкой тональностью, что делает его практически бесшумным, если только вы не сидите прямо возле проектора. Переход в эко-режим еще больше снижает шум, вплоть до уровня, когда его едва можно обнаружить.
Режим большой высотности необходим на высотах более 1500м. В этом режиме шум вентилятора увеличивается, но по прежнему остается очень тихим и ненавязчивым.
Цена замены лампы. По расчетам Sony, лампа должна прожить 6000 часов в эко-режиме, при этом они не публикуют расчеты по режиму максимальной мощности. Новая лампа стоит $299.
Установка
Sony VPL-HW65ES проецирует изображение диагональю 120 дюймов с расстояния от 365 до 579 см, плюс-минус десять см. При данном размере экрана, расположив проектор на расстоянии около 365 см от него, яркость изображения будет максимальной. Если установить проектор на расстоянии около 457 см (среднее положение зума), то яркость упадет примерно на 9%. Если максимально отодвинуть его от экрана, вплоть до расстояния в 579 см, то яркость падает на 17,5%. Учитывайте это, выбирая место установки. Используйте проекционный калькулятор, чтобы определить ваше проекционное расстояние, отталкиваясь от желаемого размера экрана.
У HW65ES имеется функция сдвига объектива по вертикали с диапазоном 2,33 * высота изображения. Этот диапазон считается от центра объектива, то есть половина диапазона сдвига находится выше центра объектива, а половина — ниже. Таким образом, можно расположить изображение целиком выше или целиком ниже уровня центра объектива с дополнительным зазором в 16% от высоты изображения (примерно 24 см при диагонали 120 дюймов). Это позволяет использовать практически любое потолочное крепление, либо полку в задней части комнаты. Также имеется горизонтальный сдвиг, позволяющий сдвинуть изображение влево или вправо на 25% ширины изображения, если вертикальный сдвиг не используется, и на 6% ширины изображения, если вертикальный сдвиг используется по максимуму.
Кольца регулировки сдвига объектива на корпусе
Как и в случае с большинством проекторов, HW65ES не следует устанавливать под наклоном, превышающим 15 градусов — это может повлиять на работу системы охлаждения. Если установить проектор под любым углом к экрану, кроме перпендикулярного положения, потребуется использование трапецеидальной коррекции геометрии для выравнивания формы изображения, что мы всячески избегаем делать на full HD проекторах. Но есть и хорошая новость: из HW65ES функцию коррекции геометрии изъяли, так что это, в любом случае, не вариант. Просто расположите проектор перпендикулярно экрану и используйте функцию сдвига объектива для совмещения картинки с экраном.
В руководстве требуется минимальный зазор в 30 см по обе стороны от корпуса и 30 см от стены позади проектора. Длина корпуса составляет 46 см, поэтому, если вы планируете установить его на заднюю полку, то объектив должен оказаться на расстоянии 76 см от стены, что не совсем соответствует глубине обычной книжной полки.
Связанные с установкой компромиссы
Идеальное проекционное расстояние. Каким будет идеальное проекционное расстояние, если у вас кратность зума 1,6x и можно выбрать потолочную установку на расстоянии от 365 до 579 см, если нужен экран диагональю 120 дюймов? Тут имеются следующие соображения:
При установке на расстоянии 365 см вы получаете максимальный световой поток проектора, что хорошо, если требуется дополнительная яркость. Негативный момент состоит в том, что при наиболее широком пучке света та его часть, которая попадает на края экрана, будет больше отражаться в сторону, от центрального положения зрителя. В общем, это не совсем идеально с точки зрения равномерности освещения экрана.
При установке на расстоянии 579 см, свет убавляется на 17,5%. Однако, в режиме максимальной мощности лампы вы, скорее всего, будете иметь более, чем достаточно света для большинства задач, так что у такой небольшой потери яркости может не быть серьезных последствий. Преимущество узкоугольного зума в том, что проецируется узконаправленный пучок света, дающий более равномерную освещенность экрана, поскольку свет отражается от краев экрана под меньшими углами.
Расположив проектор на расстоянии 450 — 490 см, вы получаете компромисс, равноудаленный от вышеперечисленных вариантов. Кроме того, теоретически, среднее положение объектива является оптимальным с точки зрения оптики, но я сомневаюсь, что разрешение 1080p позволит вам заметить разницу.
В итоге, в случае с данным проектором мы склонились к выбору более длиннофокусного положения зума, если позволяет помещение. Безусловно, размер экрана и его усиление (gain) являются ключевыми переменными, которые повлияют на ваше решение.
Предвидение снижения яркости ламы. В процессе планирования вашей инсталляции помните, что хорошим правилом является предвидение того факта, что лампы теряют 25% яркости в течение первых 500 часов работы, после чего ослабление яркости замедляется. У HW65ES это можно компенсировать двумя способами. Один из них — это ручная диафрагма, которая по умолчанию широко открыта, но может быть задействована для снижения светового потока на величину от 1% и аж до 40%. Можно установить проектор с диафрагмой, уменьшающей свет на, скажем, 25%, а по мере снижения яркости лампы можно приоткрывать диафрагму.
Альтернативный подход — выбрать себе размер и усиление экрана исходя из того, что изначально вы будете использовать проектор в эко-режиме (первые 500-700 часов), после чего переключиться в режим полной мощности лампы на оставшийся ее ресурс. Тем не менее, поскольку эко-режим HW65ES уменьшает световой поток на 40%, это может оказаться нежизнеспособным вариантом именно для данной модели.
Каким бы путем вы ни пошли, поскольку вы отдаете за проектор до $4000, цена лампы в $299 не является существенной затратой, если сравнивать с общей стоимостью инсталляции, так что серьезные видеофилы предпочтут менять лампу чаще, чем говорят спецификации, чтобы проектор всегда работал на пике своих возможностей.
Ограничения
Нестабильность 3D. Хотя 2D изображение HW65ES сложно превзойти, 3D демонстрирует минимальные уровни мерцания, двоения и присутствия артефактов движения. Если ваш интерес к 3D не является первостепенным, то проектор даст вам 3D. Однако те, для кого 3D — первостепенный вопрос, вероятно, захотят посмотреть другие варианты.
Нет аналоговых разъемов. Некоторые проекторы по-прежнему имеют VGA и компонентный видеовходы, которые, стоит отметить, были и у Sony HW40ES, и у HW55ES, а вот из данной модели они изъяты. Это создаст некоторые проблемы с подключением аналоговых источников, если вы их используете.
Равномерность яркости. При 83% равномерность достаточна хороша, но на нашем тестовом образце имеется некоторое ослабление яркости в правой части экрана, которой мы бы предпочли не наблюдать у проектора такого калибра. Неравномерность заметна при отображении сплошного белого или серого тестового изображения, хотя при просмотре фильмов оно заметно редко. Как правило, зритель никогда этой проблемы не заметит.
Эко-режим урезает яркость сильнее, чем считается нормальным. Снижение яркости в эко-режиме на 40% — это больше, чем типичные 25% или около того. Влияние этого будет или не будет ощутимо в зависимости от обстоятельств. Расчетный ресурс лампы в 6000 часов (единственная цифра, предоставленная Sony) основана на использовании проектора только в эко-режиме.
Уход за воздушным фильтром. У данного проектора есть воздушный фильтр, который нужно снимать, чистить и ставить на место каждые 1500 часов (и еще чаще если вы работаете в пыльном помещении). Это достаточно редко, чтобы забыть об этом, но, к счастью, проектор вам напомнит текстовым сообщением.
Один 12-вольтный триггер. У конкурирующих аппаратов иногда имеются два триггера, активирующих при включении проектора сразу несколько систем — экран с электроприводом, свет, шторы и пр. У HW65ES только один триггер.
Заключение
Sony VPL-HW65ES — элегантный проектор для домашнего кинотеатра, чей успех заключается в сочетании набора эффективных функций видеообработки и параметров, таких, как «Reality Creation 2», «Contrast Enhancer», «Motionflow», низкий уровень цифрового шума, солидные уровни черного и контрастность SXRD технологии. Хотя с функциями обработки можно «переборщить», но при умеренном использовании это все дает некий единый, целостный эффект в виде 2D изображения, которое выглядит значительно лучше, чем все его составляющие, взятые отдельно. Оно исключительно чистое, стабильное, резкое и естественное — все, что вы могли желать видеть в проекторе для домашнего кинотеатре. Геймеры найдут задержку вывода в 21 мс исключительно шустрой и привлекательной. Когда дело касается 3D изображение, оно пригодно для просмотра время от времени, но не вполне соответствует чистоте и элегантности 2D картинки Sony VPL-HW65ES.