[dropshadow=blue]Глава lifecell: Украинский телеком-рынок никого не интересует[/dropshadow]
В 2018 году в телеком-отрасли наконец случился долгожданный прорыв — внедрение 4G. Операторы уже раскупили под это частоты и в ближайшее время готовятся к полноценному внедрению технологии.
НКРСИ провела два тендера на частоты в диапазоне 1 800 МГц и 2 600 МГц. Это позволило Украине не только вплотную приблизится к полноценному внедрению 4G, но и пополнить госказну на 7,9 млрд грн.
На аукционах шла жесткая борьба между тремя украинскими операторами — Киевстар, lifecell и Vodafone. После распределения частот, они обещают уже к лету запустить мобильный интернет нового поколения в крупнейших городах. Он будет в несколько раз быстрее прежнего 3G.
О том как проходили тендеры, когда абоненты получат новую технологию и перспективах украинского телеком-рынка, «Минфину» рассказал глава lifecell Исмет Языджы.
Исмет, уже почти год как Вы возглавляете lifecell Украина. Что изменилось в компании и Вашей жизни за это время? Что было самым сложным для Вас?
В моей жизни, конечно, многое переменилось: география, климат, люди, которые меня окружают. Что касается lifecell, я думаю, что многое только начинает меняться. Подобные перемены не происходят за ночь, особенно в таких крупных компаниях. Здесь работает более 1 000 людей, более 13 лет строилась корпоративная культура, традиции.
Мы все еще в процессе изменений. Когда я приходил в lifecell, был только 3G. А сейчас мы вот-вот запустим 4G. Надеюсь, мы увидим с вами и 5G.
К слову, о переменах. В Украине только сейчас появится 4G, тогда как в других странах этот стандарт уже давно работает. Это звучит невероятно. С каким трудностями сталкиваются операторы, внедряя новые технологии?
Прежде чем говорить о невероятном, нужно понимать, почему в Украине 3G появился позже на 10 лет, чем в других странах. Вот это действительно невероятно. Или другой вопрос: почему у нас до сих пор нет услуги по сохранению номера при переходе к другому оператору, тогда как она существует на законодательном уровне даже в самых неразвитых странах.
Сложно поверить, что в Украине нет законодательства, соответствующего стандартам ЕС, хотя страна стабильно идет по пути евроинтеграции. Такое впечатление, что о законах, связанных с телеком-операторами, просто забыли.
С тех пор как я здесь, я постоянно пытаюсь поднять этот вопрос. Более того, на украинском телеком-рынке одна из самых низких плат за обслуживание. Некоторые думают, что это прекрасно, ведь на рынке есть жесткая конкуренция. Но это не так.
4G это изменит?
До появления 3G это был совершенно другой рынок. Тогда была совершенно другая телеком-реальность. Основные операторы, которые пришли на рынок намного раньше нас, поделили абонентов и получали деньги от предоставления стандартных услуг. lifecell пришел на рынок и взбудоражил его. Многое начало меняться. Это и называется конкуренцией.
4G станет совершенно другой историей. Некоторые думают, что все дело только в скорости. Да, эта технология действительно принесет большие скорости. Но 4G также означает начало новой эры, которая называется цифровой. Она перенесет в цифровое поле не только мобильные коммуникации и услуги, но и всю страну. Все болезненные «бумажные истории» останутся в прошлом.
И лидером станет тот, кто знает, как вводить подобные цифровые услуги, а не тот, у кого большая абонентская база.
В конце января НКРСИ наконец провела первый тендер на радиочастоты. lifecell купил самый крупный лот в диапазоне 2 600 МГц. Некоторые называют тактику компанию агрессивной. С чем связана такая активность компании?
Мы не были агрессивными, компания работала в рамках своей стратегии.
Суммарно lifecell тогда купил 30 МГц. Но они разделены на несколько полос. Эксперты утверждают, что из-за этого некоторые смартфоны не смогут получить 4G...
Давайте разберемся. На самом деле нет большой разницы в 30 Мгц, которые купила наша компания, и которые купил Киевстар. Все дело в терминалах. Современные терминальные модули позволяют агрегировать (то есть объединять) отдельные полосы частот. Но устаревшие терминалы и телефоны действительно могут не поддерживать подобную функцию.
Подготовка к тендеру требует провести достаточно много исследований. lifecell – оператор с самым большим проникновением смартфонов в сети. Мы проверяем каждый смартфон в нашей сети. Мы молодой оператор, и наша абонентская база также молода, по сравнению с другими. К тому же, два года назад производители начали выпускать смартфоны, которые поддерживают агрегирование.
Потому для нас раздельные полосы — не проблема, и это входило в тактику компании на тендере. Мы купили 30 МГц за очень неплохую цену. Например, Киевстар, у которого в три раза больше абонентов, чем у нас, купил столько же.
Если провести аналогию, на «скоростной дороге» Киевстара будет в три раза больше машин, чем на нашей. А теперь представьте, на какой из трасс автомобили смогут двигаться быстрее.
Но что действительно удивило нас – Vodafone. Да, на рынке были слухи, что Vodafone не будет агрессивным на этом тендере из-за их финансового состояния, «штаб-квартиры» и т.д. Но я ожидал, что они купят, как минимум, 30 МГц, так как у них очень большая база абонентов. А теперь им придется «протиснуть» их в 20 Мгц.
На тендере по радиочастотам 1 800 МГц, lifecell наоборот был неактивным. Компания выкупила всего 15 Мгц и практически не боролась за лоты во время аукциона. С чем связанна подобная перемена? Почему компания де-факто отказалась от борьбы за одни из самых привлекательных радиочастот?
Такую стратегию покупки частот в диапазонах 2600 МГц и 1800 МГц мы спланировали заранее. Суммарно с двумя полосами по 15 МГц в диапазоне 2600 МГц, которые мы приобрели в первом тендере, мы получили два спектра по 30 МГц для запуска 4.5G.
Учитывая наш абонентскую базу, это гораздо больше, чем у наших конкурентов в пересчете частот на одного абонента. Мы также обеспечили себе лучшую цену спектра, что позволит нам больше инвестировать в развитие сети и расширение портфеля цифровых услуг.
Я пользуюсь lifecell. За пару дней до первого тендера мне пришло сообщение о повышении тарифов. Это связано с внедрением 4G?
Я постоянно общаюсь с клиентами, и они всегда спрашивают, вырастут ли тарифы после внедрения 4G. Подобные вещи – коммерческий секрет компании. Могу только сказать, что стоимость ГБ трафика не будет зависеть от технологии. И заверяю, что мы останемся самым лучшим диджитал-оператором и в 4G.
И когда же украинцы получат 4G?
Конец марта – начало апреля.
Это в Киеве? В крупных городах?
Сначала это будет не только в Киеве, а и в большинстве крупных городов. Мы уже практически закончили настройку большей части наших базовых станций и продолжаем работу.
Будет ли 4G доступен по всей Украине?
В мире нет страны, где бы 4G или 3G был доступен везде. Я говорю о более-менее крупных странах. Конечно, если размеры государства как у Ватикана или Андорры, то такое возможно.
На самом деле технология должна быть доступной для 90% населения. 4G будет доступен везде, где есть 3G.
Чтобы сделать покрытие более широким, операторы должны совместно использовать инфраструктуру. Ведь очень затратно создавать инфраструктуру в малонаселенных местах, она не окупается. Единственный выход — обмен между операторами.
Также для покрытия малонаселенных мест лучше использовать частоты нижнего спектра, например, 800 или 900 Мгц.
Многие страны уже тестируют 5G. Когда украинцы смогут получить доступ к этой технологии?
Думаю, что в широкий доступ 5G попадет после 2020-2021 годов. Как и другие страны, Украина будет следовать тренду и станет внедрять 5G.
Я надеюсь, что с развитием технологий будет развиваться и регулирование рынка, ведь сейчас оно застряло там, где было 10 лет назад. Рыночные правила и законы должны следовать за технологиями.
Получается, в Украине регулятор противится прогрессу?
На самом деле, это сложный вопрос. У нас есть отличный регулирующий орган. По крайней мере, он очень открыт, и мы можем коммуницировать. Есть очень много вещей, которые они хотели бы делать. Но многие перемены требуют внесения изменений в законодательство. Это самая проблематичная часть. Даже если регулятор что-то и хочет поменять, закон ему не позволяет этого сделать.
Приведите пожалуйста пример. Для решения каких проблем у регулятора не хватает полномочий?
К примеру, до сих пор не принят закон об электронных коммуникациях 3549-1. Поэтому у регулятора нет полномочий обнаруживать и устранять злоупотребления со стороны доминирующих операторов, чтобы обеспечить эффективную конкуренцию.
Законы нужно обновить, регулятору необходимо предоставить больше полномочий, и тогда можно рассчитывать на какие-либо перемены.
Осенью прошлого года АМКУ оштрафовал lifecell на 19,5 млн грн за то, что компания декларировала посекундную тарификацию, хотя на практике применяла поминутную. Что произошло?
Я сам пытаюсь понять, что произошло. Не думаю, что в мировой практике можно найти подобный пример. Другой крупный оператор, который занимает значительную долю рынка, – Vodafone – получил за подобное поведение только письменное предупреждение. lifecell же оштрафовали на 19 млн грн.
Хотя, если смотреть на детали, это одно и то же дело. Почему такие санкции применяют к самому небольшому игроку, тогда как доминирующий оператор просто получает предупреждение?
lifecell обратился с этим вопросом в суд. Мы твердо верим, что решение будет принято в нашу пользу.
Против чего именно протестует lifecell? Из-за штрафа? Или же компания считает, что система тарификации, которую она применяла, — это нормальная практика на рынке?
Это не было нормальной практикой. Я не могу раскрывать деталей судебного дела. Но проблема в неравенстве, когда за одно и то же нарушение одним выписывают штаф, другим – предупреждение.
Когда вы ожидаете решение суда?
Думаю, оно будет через несколько месяцев.
По мнению lifecell, что вообще произошло?
Мы декларировали и использовали посекундный подход исходя из реалий законодательных требований и технических возможностей операторов. Компания lifecell обжаловала решение АМКУ. На наш взгляд, данное решение было вынесено с нарушением норм законодательства.
В частности, Комитет не исследовал объективно и всесторонне все обстоятельства. Также были нарушены нормы материального права. При этом АМКУ не установил, как практика всех мобильных операторов на рынке обеспечила неправомерные конкурентные преимущества конкретному субъекту.
Со своей стороны, мы рассчитываем на объективную и непредвзятую оценку этих и других аргументов в судебном процессе, которые позволят суду признать решение АМКУ недействительным в полном объёме.
В прошлом году появилась информация, что lifecell заинтересовался покупкой интернет-провайдера Воля. lifecell намерен заключить эту сделку? От чего это будет зависеть?
Воля – наш партнер. У нас есть несколько совместных проектов, и мы будем внедрять еще больше. Да, я тоже слышал эти слухи.
Более того, я слышал и слухи о том, что lifecell собирается уходить с украинского рынка. Думаю, что тендеры на частоты, нужные для 4G связи, показали, кто здесь для того, чтобы остаться, а кто – чтобы уйти. Я постоянно говорю, что мы ищем возможности расти дальше. И что мы всегда будем искать новые возможности в этой стране.
Как компания с листингом на Нью-Йоркской и Стамбульской фондовых биржах, lifecell может делать какие-либо объявления о покупке только на последнем этапе переговоров. Сейчас я могу сказать, что мы постоянно ищем возможности.
Конкуренты lifecell уже начали тестировать услугу Mobile ID. Собирается ли lifecell внедрять ее? Когда она может заработать на полную? Как Вы считаете, нужна ли эта услуга украинцам в принципе?
Ближайшее время мы запустим тестирование Mobile ID среди наших сотрудников. Сейчас мы пытаемся решить проблему с регистрацией абонентов. Некоторые люди боятся регистрировать свой номер мобильного. И я отчасти их понимаю.
Но, с другой стороны, безопасность становится одной из самых важных проблем. И не только в Украине.
Мы должны внедрить процесс регистрации абонентов. И не только из-за безопасности. Ведь Mobile ID – вершина айсберга. За ней кроются также и мобильные финансовые услуги. Это касается и безналичной экономики, которую пытаются построить власти.
Более того, у lifecell уже есть собственная финансовая компания и финансовые услуги станут одним из наших приоритетов. А Mobile ID – добавит простоты в их использование.
Если клиент не захочет Mobile ID, он сможет сохранить анонимность?
У меня нет ответа на этот вопрос. Это должен решить закон, а мы – будем его выполнять. Сейчас идут оживленные дискуссии. Так что давайте дождемся, что скажет окончательная версия закона.
Каковы Ваши прогнозы развития телеком-отрасли в 2018 году? Как Вы считаете, может ли кто-то из конкурентов lifecell покинуть этот рынок? Или, может, зайдет еще один серьезный игрок?
Забудьте о появлении нового игрока на этом рынке в 2018 году. Тендеры показали нам, что этот рынок никого не интересует. Честно говоря, не думаю, что нам вообще нужно больше 3-х операторов. Даже с таким количеством нам так и не удалось создать рынок, работающий по законам и правилам конкуренции.
Я следил за украинским рынком долгие годы. До 3G многие говорили, что сюда придут крупные инвесторы, например, китайские или вьетнамские. Мне удалось как-то встретится с некоторыми потенциальными инвесторами, и спросить, действительно ли они собираются выходить на украинский рынок.
Они отвечали, что да, есть намерение инвестировать, ведь это большая страна с огромным потенциалом. Но после того, как они приехали в Украину и изучили законы, поняли, что не все так однозначно.
Так происходит во всех сферах, не только в телекоме. Потенциальные инвесторы присматриваются к рынку, но когда они вникают в законодательство, то понимают, что пока не готовы здесь работать.
Беседовал Алексей Рябуха