[shadow=blue]Квотный рефлекс. Как Кириленко всех перессорил[/shadow]
Кто из украинских музыкантов больше патриот - Андрей Хлывнюк или Антон Мухарский? Уже несколько дней сторонники одного и второго пытаются это выяснить. Поле боя - соцсети. Оружие - восклицательные и ругань.
А началось все вот с чего. Депутаты разных фракций зарегистрировали в Верховной Раде законопроект №3822. Инициировал его министр культуры Вячеслав Кириленко. Таким образом политики предложили изменить две статьи закона "О телевидении и радиовещании".
Первая правка обязывает радиостанции формировать эфиры так, чтобы 50% музыки в них было - от украинских авторов и исполнителей. Причем 75% от этого количества должны составлять песни на государственном языке.
Вторая поправка фактически отнимает у работников радио возможность хитрить и выполнять предложенную квоту за счет ночных эфиров.
С первого взгляда - все идеально. Наконец отечественные музыканты заживут нормальной жизнью, а менеджеры радиостанций, все эти годы игнорировали украинское, будут наказаны.
Однако политики так спешили сделать мир лучше, не предусмотрели санкций за невыполнение закона.
Мало того, они даже не дали Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания инструментов контроля над соблюдением предписанных норм.
Когда закон написали и передали в парламент, Кириленко собрал совещание. На нее он позвал активистов, руководителей радиостанций, продюсеров, менеджеров и музыкантов. Всего в президиуме сидели около 30 человек. Примерно столько же людей пришло послушать дискуссию.
24 марта на совещании в Доме звукозаписи Украинского радио пригласили музыкантов, продюсеров, работников радио и общественных активистов. Фото: Mova
Однако разговора не получилось - все начали ссориться.
В начале совещания шоумен Антон Мухарский рассказал о засилье "русского мира" на радиостанциях.
Генеральный продюсер "ТАВР Медиа" Виталий Дроздов попытался доказать обратное, но показать презентацию ему не дали, потому что она была на русском языке.
Затем упреки посыпались в сторону продюсера Джамалы Игоря Тарнопольского . Лидер группы "Хорея Козацька" Тараса Компаниченко возмутила реплика о том, что "Океана Эльзы" для популярности не понадобились квоты, и он заявил, что продюсер "поливает говном" украинских музыкантов.
Присутствующие в зале слушатели пытались взять слово, чтобы по крайней мере разобраться в происходящем.
Однако сделать этого не позволили - некоторым пришлось буквально отвоевывать микрофон. С журналистами Кириленко тоже отказался говорить. На вопрос " Зачем вы нас тогда пригласили? " ответил: " Да будут " .
Тарас Компаниченко и Саша Ярмола поддерживают законопроект о введении квот на украиноязычные песни в радиоэфире. Фото: mincult.kmu.gov.ua
На следующий день Министерство культуры распространило пресс-релиз с заголовком "Известные украинские музыканты и общественные организации поддержали введение квот на украиноязычные песни в радиоэфире".
В ответ на это "Независимая ассоциация телерадиовещателей " (НАМ) обнародовала заявление под названием "Более полусотни украинских исполнителей и групп не поддерживают " Закон Кириленко ".
Среди подписантов этого обращения указан лидер "Бумбокса" Андрей Хлывнюк .
На своей странице в Facebook Андрей Хлывнюк заявил: его подпись против "закона Кириленко" означает, что он нуждается в доработке с учетом форматов радиостанций. Фото: Maryna Holovnova
Впоследствии на своей Facebook-странице он еще раз высказался против введения "квот Кириленко".
Так на территории украинского интернета зародилась спор о том, можно ли теперь считать Хлывнюка патриотом Украины.
В ЧЕМ СУТЬ полемику?
Естественно, что "закон Кириленко" больше всего не понравился работники радио. Они говорят, что проект является популистским и не учитывает особенностей индустрии.
Исполнительный директор НАМ Екатерина Мясникова убеждена, что квоты в радиоэфирах на язык и национальное производство могут быть, но законодатели должны учитывать форматы радиостанций.
По ее словам, скандальный законопроект прописан таким образом, что квота на украиноязычный продукт будет касаться всех музыкальных произведений, а не только песен с текстом.
То есть такие нормативы априори не смогут выполнять радиостанции, транслирующие инструментальную музыку, в том числе электронную - как KISS FM, например.
Кроме того, изменения в 28 статьи закона "О телевидении и радиовещании" предусматривают, что изменения внутри национальной квоты касаются в основном дневного периода.
"Днем в радиостанций много так называемого неформатированного эфира, на который распространяется требование статьи 28, поэтому мы не сможем расставить украиноязычные песни равномерно по всему дню" , - объясняет Мясникова.
Исполнительный директор Независимой ассоциации телерадиовещателей Екатерина Мясникова убеждена, что, вводя квоты в радиоэфирах, законодатели должны учитывать форматы радиостанций. Фото: НАМ
Она говорит: работники радио имеют в своем распоряжении ограниченное количество материала на украинском языке - и то, что есть, придется регулярно повторять.
"Выполняя квоту, если" закон Кириленко "будет принят, мы заезда определенные композиции, потому что будем вынуждены ротировать их достаточно часто в дневное время. А неудачной ротацией можно убить песню" , - отметила Мясникова.
Она опасается, что из-за нововведений радиостанции потеряют уникальность форматов и станут похожими между собой. Это, по мнению медиаэксперта, может отпугнуть слушателей и заставить их перейти в интернет.
К тому же, неудачный закон может стать препятствием к возникновению ФМ-станций с новыми форматами - например, Urban contemporary (современная городская музыка).
"Доминирующая речь R'n'B стиля - английский, а не украинский или русский" , - говорит Мясникова.
Аргументы против введения "квот Кириленко" приводят и некоторые музыканты и их менеджеры.
Продюсер группы "Бумбокс" Алексей Согомонов утверждает, что нормативы, которые пытаются ввести - "это лишь инструмент давления в руках должностных лиц" .
"Я не верю в то, что эти люди вдруг начнут продвигать украинскую музыкальную культуру. Я годами занимаюсь этим бизнесом и знаю: риторика может быть какой угодно, а на самом деле это ведет или к личному обогащению тех, кто принимает такие законы и их выполняет, или просто ничего не происходит " , - говорит он.
Продюсер группы "Бумбокс" Алексей Согомонов не верит, что "закон Кириленко" призван продвигать украинскую музыкальную культуру. Фото: Alex Alexandrovich
Лидер группы Pianoбой Дмитрий Шуров считает, что главной и самой нужной квоте в радиоэфире является обязательное количество новой музыки - и местной, и зарубежной.
"По крайней мере половина украинских песен в эфире самых рейтинговых радиостанций, по моему мнению, должна быть новой, независимо от стиля и языка. В ротациях должны быть песни, которые появились в течение последнего года" , - говорит музыкант.
По словам Шурова, украинская сцена сейчас обновляется естественным путем, но это трудно заметить, когда включаешь большинство украинских радиостанций.
По мнению Дмитрия Шурова, самой нужной квоте в украинском радиоэфире является обязательное количество новой музыки. Фото: Тарас Дмитров
Он уверен, что новой музыке нужно дать шанс - и она изменит вкусы аудитории. Но и форматы радиостанций с ретро-музыкой, по его мнению, необходимо учитывать: мол, пусть людям, которые не воспринимают новое тоже будет, что слушать.
"Я считаю, что главным критерием должно быть актуальность произведения, и никоим образом не язык или происхождения автора" , - подчеркивает музыкант.
Генеральный продюсер музыкальной премии "YUNA" Павел Шилько убежден, что принцип запретов, которым пользуется Министерство не может дать хороших результатов, но возмущать недовольство.
Генпродюсер музыкальной премии "YUNA" Павел Шилько убежден, что запреты приводят к недовольству, а не положительных результатов. Фото: cultprostir.ua
Он говорит, что государство действует агрессивно, а нужно наоборот - поощрять музыкантов к созданию украиноязычных песен .
"Сейчас главное - не убивать индустрию. У нас вот-вот начало все получаться. Украинские музыки становится больше, и она является качественной и конкурентоспособной" , - заявил продюсер.
Автор программы о рок-музыке Андрей Куликов согласен с Шилько в том, что в Украине есть много хороших исполнителей, однако, в отличие от него, поддерживает введение квот в эфирах радиостанций.
Правда, радиоведущий отмечает: законопроект должен быть выписан так, чтобы никому не навредить.
Радио- и телеведущий Андрей Куликов за введение квот в эфирах украинских радиостанций. Фото: telekritika.ua
" Цифры - это вопрос спорный, но то, что нужно квотирования, у меня лично сомнений не вызывает. Доля украиноязычных песен может быть больше, но без навязывания", - говорит Куликов. - "Просто голая квота может привести к тому, что с целью выполнения нормативов, радиоэфиры заполнять некачественной музыкой. Это скомпрометирует отечественных исполнителей" .
Введение квот, по его мнению, должно сопровождаться кампанией, когда слушателей предупреждать об изменениях в эфире. Также необходимо предусмотреть переходный период для радиостанций.
КАКАЯ СУДЬБА ЗАКОНОПРОЕКТА?
30 марта законопроект №3822 обсуждали на комитете Рады по вопросам свободы слова.
Работники радио и музыканты убедили депутатов в том, что документ нужно вернуть на доработку.
Обсуждение законопроекта о введении квот в радиоэфире на комитете Верховной Рады по вопросам свободы слова. Фото: Svitlana Ostapa
Теперь эксперты должны создать рабочую группу, которая будет предлагать пути его совершенствования. Первая их встреча должна состояться в понедельник, 4 апреля.
По словам исполнительного директора НАМ Екатерина Мясникова, идеи по улучшению законопроекта уже есть.
Один из депутатов, в частности, предложил схему, которая имеет поощрять работников радио крутить новые треки вместо уже популярных: например, если недавно записана песня звучит 4 минуты, то по квоте она засчитывается как 8-минутная.
Мясникова говорит, что авторов будут просить отозвать свой законопроект и затем внести новый.
Медиаэксперт Екатерина Мясникова выступает за то, чтобы отозвать нынешний законопроект о квотах в радиоэфире, а затем внести новый. Фото: mincult.kmu.gov.ua
"Если он в таком виде пойдет в первое чтение, никаких существенных поправок, согласно регламенту, мы внести не можем. То есть обсуждение будет происходить исключительно в пределах этих двух статей - 9 и 28, которые сейчас обозначены в проекте. Если мы захотим добавить что-то, что предусмотрено другими статьями, то мы этого сделать между первым и вторым чтением не сможем " , - отмечает медиаэксперт.
Таким образом, объясняет она, принятие недоработанных документа в парламенте лишит депутатов возможности в дальнейшем учесть пожелания работников радио, а также предусмотреть санкции за игнорирование квот.
Лидер группы "Гайдамаки" Александр Ярмола , который является одним из тех, кто поддерживал законопроект в первоначальном виде, не прочь внесения поправок. Но имеет свои опасения.
"Я просто боюсь, что это доработки может затянуться. Просто не так много времени есть на эту реформу. Закон надо адаптировать так, чтобы минимизировать сопротивление медийщиков. Но эту реформу надо делать быстро" , - считает он.
По словам главы профильного комитета парламента Виктории Сюмар , усовершенствованный текст документа может быть готов уже через месяц.
Несмотря на парламентский кризис, к тому времени состав Кабмина очевидно изменится, и вряд Министерство культуры вновь возглавит Кириленко. Пусть и Мовир нише , в должности его заменит актер Евгений Нищук .
В комментарии "Украинской правде. Культура" бывший чиновник признался: он поддерживает идею квотирования радиоэфиров.
Наиболее вероятный претендент на должность нового министра культуры Евгений Нищук поддерживает идею введения квот в радиоэфирах. Фото: kmu.gov.ua
"Однозначно я за то, чтобы государство защищало и увеличивала украинский языковой контент на радио и телевидении. Но то, каким образом это сейчас подается, меня беспокоит и я с этим не согласен. Практика" соприкосновения лбами "художников разного языковой среды приводит к социальному напряжение " , - убежден Нищук.
Он уверен: нужно создавать условия, когда "будут услышаны все достойные украинские группы, когда будут транслироваться украинские программы и кинофильмы, а на улицах можно будет видеть украиноязычные вывески и рекламу" .
Таковы слова потенциального министра. Нынешний же, Кириленко, успокаивает возмущенных его инициативе так: протесты ничего не изменят. Мол, документ уже у депутатов - обсуждайте, сколько хотите, а решать они.
Александра Гайворонская
http://life.pravda.com.ua/culture/2016/04/2/210444/