[shadow=blue]Евгений Куцарский, Divan.TV: OTT не уничтожает, а модифицирует телевидение[/shadow]
Посмотреть вложение 2
Интернет меняет привычную нам картинку мира очень быстро и во многих секторах, в том числе и в сфере потребления видеоконтента. О том, как изменились технологии распространения контента, как удержать зрителя у экрана и каким должен быть современный медиаконтент Mediasat поговорил с директором по продуктам Divan.TV Евгением Куцарским.
— Евгений, как, на ваш взгляд, в последние годы эволюционировал телепросмотр?
Интернет подарил людям свободу доступа к информации. Поэтому модель смотрения медиаконтента смещается с каждым годом все больше в сторону просмотра видео по запросу (VOD), то есть того, что абонент хочет смотреть прямо сейчас. Это не обязательно должны быть фильмы и сериалы, так же люди готовы смотреть в записи телешоу, познавательные, развлекательные и информационные программы. Главное требование рынка – это «смотреть что хочу и когда хочу».
— Как в связи с этим изменились технологии предоставления контента?
Технологии предоставления контента эволюционируют от обычного линейного телевидения (неважно транслируется оно по кабелю, спутнику или через телевизионную вышку), на которое пользователь никак не влияет, до так называемого интернет-телевидения (транслируемого по технологиям OTT и IPTV).
Что эти запутанные аббревиатуры дают конечному потребителю? Самое важное отличие от линейной ТВ-трансляции – это управляемость процессом или, как сейчас модно говорить, – интерактивность. Абонент может запустить программу, которая шла в эфире ранее из телевизионного архива, может поставить трансляцию на паузу, может пропустить неинтересные моменты программы или перемотать рекламу и это далеко не все возможности подобной технологии.
— Как сегодня удержать зрителя возле экрана? Какие шаги нужно сделать сейчас, чтобы зритель остался у экрана через несколько лет? Ведь способы телепросмотра продолжат эволюционировать.
Современный зритель сейчас, как, впрочем, и много лет назад, хочет хлеба и зрелищ, с той лишь разницей, что запросы стали более требовательными. Если еще 20 лет назад приходилось ждать 3 часа начала фильма, и это было нормой, то сейчас этот же фильм можно запустить в любой момент в любой точке страны и сразу наслаждаться просмотром. Но современного зрителя этим уже не удивишь, поэтому приходится предлагать всё новые и новые технологии, делающие просмотр контента более комфортным. В первую очередь это решается за счет автоматизации процесса подбора контента. То, что принято называть рекомендательным сервисом. Сложнейшие алгоритмы обрабатывают огромные объемы информации по просмотрам и рекомендуют пользователям наиболее релевантные передачи. Например, если система определила, что абонент предпочитает сериалы и фильмы военной тематики, а также программы про животных, то ему будут рекомендоваться не только подобные программы, но и передачи, которые его тоже смогут заинтересовать, например, научные программы или передачи по истории. То есть, по сути, «муки выбора» мы перекладываем на могучие плечи искусственного интеллекта. При этом у абонента всегда остается возможность выбирать передачи и классическим способом – листая список телепрограмм вручную.
— Ещё несколько лет назад для того чтобы оплатить какую-либо услугу нужно было идти в отделение банка или представительство компании и там проводить расчёт. Позже появился интернет-банкинг, что гораздо упростило оплату услуг. Может ли как-то изменится способ оплаты услуг OTT-платформ в ближайшем будущем? Допускаете ли вы, что абонплата в том виде, в котором она есть сейчас, просто исчезнет?
Да. Тенденция движутся в направлении отказа от еще недавно популярных направлений оплаты через терминалы или отделения банков. Сейчас для оплаты OTT-сервиса достаточно совершить одну оплату и оформить подписку. Ежемесячный платеж будет поступать автоматически и также автоматически будет продлеваться доступ к сервису. При этом важно понимать, что этот процесс абсолютно прозрачен и управляем, поскольку отказаться от подписки абонент сможет в любой момент.
— Евгений, вот вы, как представитель глобального видеосервиса, видите разницу между украинскими пользователями вашими услугами и зрителями в других странах? Зависит ли эта разница от континентов и в чём конкретно заключается эта разница?
Без сомнения, вижу. Украинские пользователи, в отличие от западных зрителей, с трудом отвыкают от линейного смотрения. Наш зритель большей частью все еще по привычке включает телеканал и смотрит трансляцию, зарубежные же зрители уже в основном перешли на потребление контента через онлайн-библиотеку видео или через архив записей телевизионных программ. Линейное же телевидение больше потребляется ими в том случае, когда важна актуальность информации, например, для новостей, спортивных соревнований или прямых эфиров шоу.
Посмотреть вложение 1
— А за какой из технологий доставки медиаконтента до конечного потребителя вы видите будущее?
OTT технология на данный момент, по моему мнению, является наиболее удобной для конечного потребителя, так как она дает ему полную свободу действий. Смотреть контент можно в любом месте, где есть стабильный интернет, при этом можно использовать широкий спектр устройств, начиная от ноутбуков и заканчивая Smart телевизорами.
— А каким должен быть собственно сам контент? И каким он станет через 5-10 лет?
Увеличение четкости и размеров экранов подталкивает производителей контента также создавать видео высокой четкости, так называемые видео 4K и 8K. Без сомнения, увеличение разрешения видео это один из путей развития контента – это особенно актуально для телевизоров с большими диагоналями. Однако для этого также необходимо и усовершенствовать инфраструктуру передачи данных, так как подобное видео требует достаточно большой пропускной способности интернет-канала. Что касается VR шлемов и, собственно говоря, видео 360 и виртуальной реальности то это, вероятно, более далекая перспектива с точки зрения массового рынка. Надо понимать, что история устройств виртуальной реальности длиться еще с 60-х годов прошлого века, но по сей день не решены ряд вопросов, связанных с возможными проблемами для здоровья человека при их длительном использовании. Поэтому уделом VR пока больше остается молодежный сегмент и развлекательное короткое видео, прогресс в этой области зависит как от решения вопросов влияния на здоровье человека, так и от производителей контента, потому что перспектива попасть внутрь фильма и ощутить полное погружение в виртуальную реальность, конечно, является сама по себе заманчивой и работы в этом направлении ведутся.
— Расскажите, а как происходит реализация локализации контента в различных странах вашего присутствия?
Мы ориентируемся в первую очередь на украиноязычную и русскоязычную аудиторию, поэтому наш контент соответствует запросам наших потребителей по всему миру.
— Видите ли вы будущее за интерактивными каналами? Исчезнет ли линейное телевидение или всё же это больше пустые разговоры?
Исчезновение линейного телевидения в самые ближайшие годы вызывает большое сомнение. Продукт исчезнет с рынка только тогда, когда исчезнут его потребители, чего пока не наблюдается. Однако интерактивное телевидение, которые позволяет абоненту полностью управлять контентом – это, без сомнения, будущее. Подрастает новое поколение, которое уже было воспитанно на видеосервисах типа Youtube, и которое не приемлет неуправляемые процессы и всем участникам рынка рано или поздно придется учесть грядущие изменения.
— Как вы думаете, в будущем Smart-телевизоры смогут вытеснить прочие устройства для приёма медиаконтента (телеприставки, медиаплееры)?
На данный момент я не вижу, чем телеприставка может явно выигрывать у Smart-телевизора. Для любой телеприставки нужен экран для отображения информации, то есть по сути тот же телевизор. Поэтому вполне разумно, что Smart-телевизоры, которые предоставляют собой «всё в одном» более выигрышный вариант для конечного пользователя в перспективе развития рынка. Другое дело, что есть рынки, где исторически доля ТВ приставок (STB) велика, как, например, Apple и Roku на рынке США. Тут уже выступают вперед другие факторы, такие как приверженность бренду или нежелание обновлять само ТВ-устройство, если ему можно продлить жизнь докупив приставку.
— Сегодня некоторые видеосервисы стараются присутствовать и на игровых консолях? Есть ли в этом смысл?
В среднесрочной перспективе, да. Видеосервисам необходимо работать и с молодежной аудиторией, которая большей частью декларирует лозунг «я не смотрю ТВ», однако при этом с удовольствием смотрят VOD. А для просмотров фильмов и сериалов, мультфильмов и развлекательных программ OTT сервисы подходят как никто лучше.
— Что касается устройств. Какую роль в потреблении медиаконтента сегодня играют мобильные девайсы?
Мобильные девайсы постепенно отвоевали сердца потребителей и заняли свою стабильную нишу. Это, без сомнения, просмотр вне дома, когда пользователь имеет полную свободу доступа к видеоконтенту: в путешествии, по дороге на работу или на берегу реки. Также портативные устройства активно используются и в домашних условиях, обычно в ситуации, когда пользователь не хочет привязываться к месту установки телевизора или это место уже было занято более расторопным или физически сильным членом семьи.
— Можно ли сказать, что через 5-10 лет зрители мигрируют на мобильные устройства, и львиная доля просмотров OTT-контента будет приходиться на смартфоны и планшеты?
Я вообще думаю, что разделение на классы типа smart-телевизоры, планшеты, смартфоны, ноутбуки будет скоро очень условным, так как технологически тот же smart-телевизор это, по сути, большой компьютер, а планшет можно рассматривать как маленький smart-телевизор с сенсорным экраном.
Люди будут смотреть телевидение там, где им удобно и так, как им удобно – это основное. Дома это может быть большой экран телевизора на всю стену или большой планшет, а где-то в дороге смартфон или очки со встроенными экранами; ведь развитие мобильных сетей передачи данных приводит к тому, что доля мобильного смотрения будет увеличиваться.
— Как на примере Divan.TV сегодня распределяется доля просмотров с мобильных устройств, с веб-версии (компьютеры, ноутбуки), с помощью умных-телевизоров и телеприставок?
Основное смотрение на данный момент приходится на умные телевизоры, так как это наиболее комфортный способ просмотра контента дома, за ними следом идут мобильные устройства, которые дают абонентам возможность смотреть контент без привязки к конкретному месту. И на последнем месте идёт веб-версия, которая в последнее время сдает свои позиции и существенно уступает по популярности мобильным устройствам.
— А как распределяется ваша прибыль в зависимости от этого?
Наибольшая доля прибыли приходится на пользователей с популярными моделями smart-телевизоров, часто в связке с просмотрами на мобильных устройствах. Ведь мультиэкранность или одновременный просмотр на нескольких устройствах под одним логином, это еще одно из преимуществ нашего сервиса. Что же касается веб-версии приложения, то тут все легальные сервисы испытывают одинаковые сложности, связанные с тем, что в интернете по-прежнему много пиратских сайтов, транслирующих контент нелегально и поэтому до пользователя еще надо донести дополнительную ценность легального сервиса, которая в первую очередь заключается в покрытии большого количества устройств, куда не могут попасть пиратские видеосервисы, а также высоком качестве трансляции и ее стабильности. И это еще не говоря о том, что легальные сервисы дают возможность рынку развиваться и предоставлять всё более качественный контент.
— С веб-версией OTT-сервиса в принципе всё понятно, а вот для того, чтобы достучаться до пользователей, использующих, прочие устройства, необходимо создавать специальное приложение. Расскажите, кем и как создаются такие приложения?
Создание и поддержка большинства приложений для разного спектра устройств в подавляющем большинстве случаев осуществляется силами нашего технического департамента. В случае инновационного быстроразвивающегося сервиса, которым являет Divan.TV – этот подход оправдан, так как позволяет максимально оперативно разрабатывать новые версии приложений и внедрять новые функции.
— Создание приложений под различные платформы – это комплексный процесс? Ведь необходимо соблюдать общий стиль, продумывать юзабилити, что упростит жизнь пользователям в том случае, когда они «юзают» сервис с нескольких устройств.
Вы совершенно правы. Общий стиль – это как раз то, к чему мы стремимся при разработке всех новых версий приложений. Основная задача, которую ставит перед собой департамент продукта заключается в том, чтобы интерфейс был не только узнаваемый, но и переход пользователя между разными экранами не вызывал у него затруднений. Все основные функции сервиса дублируются на Smart TV устройствах, на медиаплеерах, портативных устройствах под управлением Android и iOS, а также на сайте сервиса. При этом в каждом случае учитывается, каким способом абонент будет взаимодействовать с системой – при помощи ТВ-пульта, сенсорного экрана или компьютерной мыши.
— Извечное противостояние Android и iOS. Кто побеждает в случае использования вашего приложения по количеству пользователей?
Если говорить в количественных показателях, то сейчас больше пользователей используют портативные устройства под управлением ОС Android. Данные устройства в своей массе более разнообразны и доступны для конечного пользователя, что, вероятно, и выливается в такую ситуацию – особенно на развивающихся рынках.
Кстати, для владельцев устройств Apple хорошей новостью будет то, что мы доступны не только на iPad и iPhone, но и на медиаплеерах Apple TV, что позволяет легко смотреть нас на всех экранах при использовании привычных «яблочных» интерфейсов.
— С мобильными приложениями всё понятно, а как быть с интернетом? Ведь для корректной работы OTT-сервиса необходимо иметь довольно хорошую скорость передачи данных. То есть, пользователи мобильных девайсов могут воспользоваться сервисом только при наличии Wi-Fi сети? Или возможно использование высокоскоростного мобильного интернета третьего поколения (3G)?
Основные каналы, транслирующиеся в нашем сервисе, имеют пониженный битрейт 800 Кбит/сек, что позволяет с легкостью смотреть контент при использовании 3G-соединения. С ростом покрытия 3G-сетей и «пакетных» гигабайтов, я уверен, тенденция будет в увеличении доли мобильного смотрения.
— Вы как-то сотрудничаете с украинскими операторами мобильной связи? Есть ли у вас подобное сотрудничество с сотовыми провайдерами в других странах мира?
На текущий момент мы сотрудничаем с ведущими мобильными операторами Украины, такими как Киевстар, Lifecell и Интертелеком. В рамках сотрудничества с каждым оператором предусмотрены специальные тарифы. Например, у Киевстара есть услуга «Видео на ходу», которая позволяет смотреть видео в сети 3G без тарификации используемого трафика.
— А как ещё можно расширить базу подписчиков? Возможно ли сотрудничество видеосервиса и интернет-провайдера?
Divan.TV сотрудничает со многими интернет-провайдерами, так как конечному абоненту удобно получать услуги комплексно. При этом сотрудничеством с интернет-провайдерами мы не ограничиваемся и работаем с партнерами в разных направлениях, например, с розничными сетями бытовой электроники. В целом расширение базы подписчиков, помимо разного рода партнерских программ и рекламных компаний, происходит органически, так как всё больше и больше потребителей задумываются над преимуществами интернет-телевидения и приобретают современные смарт устройства, для которых Divan.TV и является тем «сердцем», что способно вдохнуть жизнь в цифровой девайс.
— В таком случае возникает вопрос: OTT – угроза современному рынку платного телевидения?
Ну, начать надо с того, что OTT – это давно уже один из сегментов рынка платного телевидения. Так что он его не уничтожает, а модифицирует. Вопрос только в том, что выберет конечный потребитель: платить за линейную трансляцию контента, которая имеет тенденцию становится анахронизмом, как пленочный магнитофон или платить за интернет-телевидение, которое предоставляет пользователю широкий спектр возможностей, от формирования плейлистов из любимых программ, до мощных алгоритмов рекомендаций, которые ненавязчиво подскажут пользователю, что можно посмотреть интересное прямо сейчас.
— А вообще, как вам кажется, возможно, что сервисы, подобные вашему, когда-нибудь заменят классическое телевидение?
Чтобы ответить на этот вопрос достаточно поискать людей на улице с кассетными плеерами. Вряд ли вы их найдете, зато много кто ходит со смартфоном и наушниками. Здесь та же ситуация, ждать несколько часов или дней, чтобы увидеть какой-то фильм или программу рано или поздно канет в лету. Вопрос не в том случится ли это, а в том – когда именно это произойдет.
— Выход на украинский рынок сервиса Netflix. Что это меняет?
Выход Netflix можно воспринимать с точки зрения вливания «свежей крови» в украинский рынок потребления медиаконтента, но на практике глобальная перестройка не происходит. Дело в том, что данный сервис слишком специфический для украинского потребителя, его цена не сильно соответствует рыночным реалиям, плюс значительно страдает локализация контента под местный рынок и Netflix предлагает лишь онлайн-библиотеку.
Практика показывает, что украинские абоненты более охотно смотрят контент с родными лицами или если хотите родственными душами, что подтверждает статистика смотрения отечественных шоу, юмористических и информационных программ и сериалов. Так что со своим набором контента и функциональными возможностями Divan.TV как-раз и способен максимально удовлетворить потребности на рынке украинского телевидения.
http://mediasat.info/2017/06/23/evgeny-kutsarsky/