[shadow=blue]Петр Чернышов, «Киевстар»: стратегическая задача – сделать 3G массовым[/shadow]
С момента запуска 3G в Украине прошло два года, а на рынке уже вовсю говорят о 4G. Тот эволюционный путь, который другие страны проходят за 5-10 лет, Украина готова пройти за три года. Мы встретились с президентом компании «Киевстар» Петром Чернышовым, чтобы пообщаться о развитии 3G, внедрении 4G, телефонном спаме, ОТТ-сервисах и роуминге.
— Какой процент проникновения 3G по Украине от «Киевстар»?
Мы многое сделали, чтобы обеспечить украинцев качественным 3G.
Мы обновили оборудование, и теперь радиосеть «Киевстар» работает на базе решения Single RAN (единый радиодоступ), что позволяет поддерживать услуги связи различных стандартов, в том числе 3G и 4G. Сейчас доступ к 3G есть у 75% населения в 9,5 тыс. населенных пунктах. Если бы государство дало право развернуть 3G в диапазоне 900 МГц, процент покрытия территории Украины увеличился бы до 98%. Оставшиеся 2% – это отдельные горные массивы Карпат.
«Киевстар» – первый оператор, который запустил 3G в зоне АТО. Мы подключили мобильный интернет нового поколения в 94 городах зоны АТО и не собираемся останавливаться на достигнутом. Нам важно, чтобы у каждого украинца был одинаковый доступ к новым технологиям.
Если посмотреть на карту покрытия (в кабинете стоит экран с картой работы базовых станций «Киевстар» в реальном времени) – увидите достаточно много белых пятен, это покрытие сети в диапазоне 2100 МГц, в случае с 900 МГц этих пятен не будет.
— Формирование тарифных планов: какова реальная стоимость связи в Украине?
Когда я пришел в компанию в 2013 году, показатель ARPU был 35 грн, сейчас 48 грн. Это меньше $2. Мы гордимся таким показателем, но на быстрый возврат инвестиций – 3,3 млрд. грн за лицензии и конверсию плюс затраты на модернизацию сети – не стоит рассчитывать. Хорошо, что наша сеть может работать на разных диапазонах частот – 1800 МГц, 900 МГц, 2600 МГц. И на разных технологиях.
На данный момент наша стратегическая задача, как и в случае с GSM – сделать 3G массовым. Мы верим в прибыльность этого бизнеса в долгосрочной перспективе.
— Передача голосовых данных – бесплатное приложение к передаче данных или отдельный сервис?
Украинцы любят говорить – у нас до сих пор растет среднее потребление минут на абонента внутри сети – до 572 минут во втором квартале. Это означает, что наши абоненты, как минимум, довольны качеством связи. Хотя в Украине сложилась уникальная ситуация – в мире говорят все меньше и меньше. Например, у абонентов в Европе звонить считается плохим тоном, если это не бизнес-общение. Там пользователи больше пишут в мессенджере. Хорошо, что в нашей стране растут не только голосовые услуги, но и передача данных – за второй квартал у «Киевстар» среднее потребление трафика на абонента увеличилось в 2,7 раза до 760 МБ. Это связано с увеличением зоны покрытия 3G и ростом количества смартфонов.
— Наличие дополнительных сервисов в тарифных планах, включая мультимедиа влияет на качество связи и загруженность сети? Каково процентное отношение абонентской базы по тарифам и реальное использование «безлимитных сервисов»?
Проникновение смартфонов в Украине всего 42% – есть куда расти и чем грузить сеть! Учитывая, что мы обновили оборудование, использование ОТТ-сервисов не влияет на качество связи.
На данный момент тарифами с включенными безлимитными ОТТ-сервисами пользуется каждый второй абонент «Киевстар». Нужны ли им ОТТ-услуги? Да! Подумайте сами: социальные сети, видео- и аудиостримминги это именно то, что нужно людям. Клиентам сложно мыслить математикой гигабайт. Вот сколько мегабайт в одной песне формата MP3? У нас все просто – слушай музыку и не думай про трафик. Мы делаем ставку на видеосервисы, которые станут особенно востребованными, когда в тарифах появится безлимитный доступ к Youtube.
— Совет от президента «Киевстар»: как бороться с смс-спамом?
Мы и сами отслеживаем номера, с которых осуществляется какая-то подозрительная активность – закрываем такие тысячами! Вы даже не представляете, сколько SMS получали бы, если бы наши специалисты за ними не следили. У нас стоят новейшие анти-спам фильтры! Кстати, скажу сразу. Ваш номер, скорее всего, был выбран мошенниками СЛУЧАЙНО, простым подбором цифр. Это не так сложно – просто отправляются SMS по всем возможным комбинациям после кода.
Что делать, если вы получили подозрительную SMS?
Можно сообщить нам – через сайт, центр обслуживания, наши страницы в соцсетях, приложение «Мой Киевстар», «Зоряну», позвонив в call-центр – масса вариантов! У нас есть целый отдел противодействия мошенничеству, в котором специалисты проверяют жалобы абонентов и блокируют номера, с которых подтверждаются фродовые активности.
Можно также добавить номер, с которого пришла SMS с неприятным содержанием, в «черный список».
— Совместное использование башен – бизнес-решение или помощь конкурентам в развитии рынка?
Совместное использование башен – это мировой тренд оптимизации капитальных затрат, но он имеет место, если это выгодно всем участникам. Не совсем понимаю, как это может быть помощью конкурентам в развитии рынка.
— MNP и MVNO на украинском рынке – красивые термины или востребованные сервисы?
Сейчас проникновение мобильной связи в Украине превышает 100% – у всех желающих есть вторая, а то и третья сим-карта. Стартовый пакет стоит гривен 25-30 – если абонент хочет перейти к другому оператору – у него есть все возможности.
Что же касается MVNO, то такая бизнес модель в мире показала свою состоятельность там, где можно демпинговать или предоставлять сервисы неохваченные классическими MVNO. Посмотрим отчеты LycaMobile, и тогда можно будет делать выводы.
— 4G до 2020 года – миф или реальность?
В стране должен быть 4G! Это вопрос не только экономики – в 2018 году это уже имидж!
Сейчас государство предлагает телеком-операторам Украины два пути внедрения технологии 4G. Можно запускать одинаковый мобильный интернет нового поколения в частотах 2600 МГц и 1800 МГц. В чем разница? У базовой станции 2600-го диапазона радиус действия в 2-3 раза меньше, чем у 1800-го. Чтобы обеспечить качественную связь даже в столице, нужно будет построить несколько тысяч базовых станций. А это миллиарды гривен инвестиций, не говоря уже о том, что строительство сетей затянется – нужно получать разрешения на установку оборудования, привлекать дополнительных специалистов. Притом, что в Украине уже есть специальные решения, которые позволяют развивать технологии четвертого поколения связи на частоте 1800 МГц. Уже почти вся сеть «Киевстар» готова к работе в стандарте 4G. Если развивать новую технологию на частотах диапазона 1800 МГц, ряд городов Украины могут получить услуги 4G связи в первой половине 2018 года. В этом нам поможет технологическая нейтральность – возможность запускать любую технологию связи на тех частотах, которые уже есть у операторов.
Надеюсь, что это реальность 2018 года. Мы готовы приобрести право на использование частот обоих диапазонов. Оцениваем, что аукционы на 2600 МГц и 1800 МГц обойдутся нам примерно в 2-2,5 млрд грн. И у нас эти деньги заработаны и отложены. Мы уже завтра готовы прийти на аукцион и отдать их государству. Главное, чтобы у «Киевстар» была возможность обеспечить каждого украинца доступом к новым технологиям. Для этого нужно внедрить технологическую нейтральность – право запускать любые 2-3-4-5G на всех имеющихся частотах. Это распространенная практика в мире, но, к сожалению, не в Украине. Но я очень надеюсь, что наши законодатели все-таки найдут возможность обеспечить операторов технейтральностью. Тем более что это ничего не будет стоить государству. Мы же со своей стороны готовы запустить 4G в крупных городах, но для покрытия малых городов и поселков нужен диапазон 1800, а для покрытия территории всей страны – диапазон 900 и технологическая нейтральность.
К сожалению, операторы не всесильны. Как бы мы ни старались, в текущих регуляторных ограничениях, применимым к технологиям и радиочастотам, мы не можем обеспечить доступ к современным сервисам для работы, образования и развлечений каждому украинцу. Какой выход? Технейтральность. Для этого достаточно принять несколько изменений в подзаконных актах, и страна сделает еще один шаг в цифровую эру.
— Лицензионный сбор за 4G в нынешнем объёме – справедливый побор в пользу государства?
Этот вопрос лучше задавать тем, кто формировал цену.
— Стоимость связи в роуминге будет меняться в связи с европейскими изменениями?
У нас очень низкие цены на роуминг, и мы этим гордимся. Исключение – супер-экзотические страны (Андорра, Мальдивские острова), потому, что там операторы – монополисты.
А если мы говорим о странах, куда реально ездят украинцы (Польша, Турция, Россия, Германия, Италия и т.д.), то там у нас единая цена – от 2 грн за минуту и 35 грн за 100 Мб. Очень важно, что абонент может сам решить, что ему нужно – разговоры, сообщения или мобильный интернет. И платит только за то, чем пользуется. С таким подходом абонент всегда на связи. 1/3 чашки кофе в Sturbucks за возможность общения — это не дорого. Я на испанском сайте по продаже SIM-карточек нашел помимо Orange, LycaMobile еще и карточку «Киевстар». Это означает, что мы стали конкурентными с ними.