Наблюдая за последним заседанием Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, я пришла к выводу, что у ведущих политических ток-шоу тоже бывает профдеформация. И заключается она в стремлении создать балаган в любом месте, где есть и люди и хоть какая-нибудь камера. По крайней мере, это происходит каждый раз, когда регуляр рассматривает вопросы телеканала «Макси ТВ» (ООО «Наша Прага»), он же самопровозглашенный «Наш», представляемого его ведущим и директором Тиграном Мартиросяном.
Ну как вопросы. На самом деле с ноября прошлого года, когда на частотах женского «Макси ТВ» запустился информационно-политический «Наш», Нацсовет рассматривает один и тот же вопрос - самовольное изменение каналом названия и программной концепции. Уже через неделю после старта обновленного вещателя регулятор, зафиксировав отсутствие в эфире всех прописанных в лицензии программ, назначил телеканалу проверку, а через месяц - вынес предупреждение и обязал устранить нарушение в течение двух недель.
[spoil]Новый мониторинг и последующая проверка показали, что телеканал распоряжение Нацсовета не выполнил (продолжает вещать в формате информационно-аналитического), что дает регулятору право обратиться в суд за аннулированием лицензии «Макси ТВ». За это члены госоргана и собирались проголосовать в прошлый четверг, но начал выступать Мартиросян, и заверте...
«В середине декабря прошлого года мы обратились в Нацсовет с заявлением об изменении программной концепции. Как обладатели спутниковой лицензии, полученной на внеконкурсном основании, мы имеем право вещать в рамках того формата и программной концепции, который считаем нужным. Согласно закону «О телевидении и радиовещании», Нацсовет в течение 30 дней должен рассмотреть наше заявление и утвердить его. Сегодня 14 февраля 2019 года. Более двух месяцев Нацсовет игнорирует рассмотрение нашего заявления. Более того, не рассматривает документы, поданые нами в установленный законом срок: об изменении структуры собственности, об изменении юридического адреса, об изменении редакционного совета и руководства. Вместо этого Нацсовет назначает нам мониторинг, внеплановые проверки и выносит предупреждение. Наш телеканал, я хочу подчеркнуть, не нарушает украинского законодательства, мы транслируем продукт исключительно собственного производства, не покупая дорогостоящие турецкие сериалы, голливудские фильмы, французские или испанские форматы. Наш телеканал остается площадкой для всех политических сил, как парламентских, так и непарламентских. За неполных три месяца работы мы создали более 350 рабочих мест и только за декабрь заплатили более 3 млн грн в государственный бюджет Украины. Мы планируем расширяться: создать более 500 рабочих мест и, соответственно, платить еще больше налогов. Но Нацсовет фактически искусственно создает условия, при которых мы становимся нарушителями, не рассматривая наши документы. Мы требуем у Нацсовета приступить к рассмотрению наших документов, нашего заявления и дать нам возможность реализовать конституционное право граждан Украины на доступ к информации», - продекламировал Мартиросян.
А юрист телеканала добавила (цитирую дословно): «Согласно распоряжению главы Нацсовета от 11 декабря, нам был предоставлен месячный срок для приведения деятельности в законодательство. Через 10 дней был составлен мониторинг, на основании которого была сделана проверка. Мы считаем, что это было грубое нарушение наших прав - и акт проверки, и все, что сегодня происходит, мы считаем противозаконным».
Опуская долгое дальнейшее обсуждение, объясню суть: в документах, отправленых вещателю после декабрьского заседания Нацсовета, была допущена ошибка - прописано 30 дней на устранение нарушения вместо озвученных на заседании 14-ти. И это, и то, что регулятор не рассматривает заявление канала об изменении концепции, поданное уже после того, как концепция была самовольно изменена, «Наш» намерен оспаривать в суде, а также «обращаться во все международные организации, профильные организации и посольства, чтобы отстоять свое право работать».
В сотый раз объяснив, что изменение формата до соответсвующего решения регулятора является нарушением, член Нацсовета Сергей Костинский напомнил, что документы, поданные каналом на переоформление, в том числе содержат пункт о намерении изменить логотип «Макси ТВ» на «Наш», который уже оформлен на другую телекомпанию, ранее вещавшую под логотипом «Наши». «Нацсовет не переоформил лицензию, поскольку документы содержали невозможные условия, то есть переоформление на логотип, который на тот момент уже использовался или принадлежал другой телеорганизации», - резюмировал Сергей.
Особо не вдаваясь в подробности несоответствия действий вещателя с его заявлениями (на момент подачи документов на переоформление концепции Мартиросян утверждал, что «Наш» вещает в соответствии с форматом «Макси ТВ» и даже обещал это доказать), Костинский также уточнил, что регулярно смотрит эфир канала, и нарушения вещатель не устранил ни через 14 дней, ни через месяц, прошедший с момента вынесения предупреждения. По мнению чиновника, речь идет о систематическом нарушении телеканалом законодательства, и Нацсовету все же стоит обратиться в суд за аннулированием его лицензии.
Мартиросян стоял на своем: «С актом мониторинга мы не согласны. Утверждение «ну давайте будем откровенны, что вы нарушаете программную концепцию» юридически никчемно - мы с вами это прекрасно понимаем. Мы считаем, что вы игнорируете наше заявление и документы из-за того, что канал ведет независимую политику и приглашает в эфир представителей всех политических сил, в том числе критикующих власть».
К дискуссии подключилась Ульяна Фещук: «Давайте не превращать заведание в вечернюю телепередачу. Вы даже начали с «добрый вечер», хотя сейчас на самом деле утро... Я периодически смотрю ваш канал и вижу, что рекламы в ваших программах нет. Поэтому откуда у собственника берутся деньги, чтобы платить озвученные зарплаты и налоги, исходя из той декларации, которая подана в документах Нацсовету, для меня большой вопрос».
Впрочем, «вечерняя передача» была неизбежна: в зале находился народный депутат Сергей Высоцкий, заявивший, что очень хотел бы увидеть в Украине закон, предоставляющий Нацсовету расширенные права по борьбе с российской пропагандой - как во Франции. И четко озвучивший свое отношение к каналу «Наш»: «На пятый год войны мы имеем канал, который использует своих ведущих как микрофон, чтобы приглашать понятных пророссийских гостей в студию и гнать свою пропаганду. Это формат, который создали на NewsOne. Мы все прекрасно понимаем, какой это формат, как вы его построили и зачем. Телеканал выглядит как пророссийский, использует пророссийскую символику, мы видим постоянную ротацию одних и тех же спикеров на всех телеканалах, которые считаются пророссийскими, - они ходят с канала на канал и вешают лапшу зрителям».
Тигран начал обвинять Сергея в политизации вопроса, тот - отвечать, что такие телеканалы вместе с собственниками строят в Украине «русский мир», Мартиросян - требовать обоснования обвинений. В итоге кричать и перебивать друг друга начали все.
Когда тишину удась восстановить, резюмировать все озвученное взялась Ульяна Фещук. Для начала она пожелала Мартиросяну «научиться останавливать своего собственника господина Мураева от оглашения в эфире своей предвыборной агитации и нарушения законодательства» (на что Тигран возразил, что Евгений Мураев не является собственником). Затем - в очередной раз объяснила, что телеканал мог бы очень просто переоформить свою программную концепцию, если бы подал документы в Нацсовет до того, как это сделал. И предложила выход из ситуации с ошибкой в документах регулятора - провести еще одну проверку «Макси ТВ»: «Вы утверждаете, что работаете в рамках программной концепции - значит, эта проверка вам ничем не грозит».
За такой проект решения члены регулятора проголосовали единогласно. Затем Фещук дополнила: «Даже если Нацсовет принимает решение обратиться в суд об аннулировании лицензии, это не говорит о том, что лицензия аннулирована. Пока длится судебый процесс, канал продолжает вести вещание, и ничего ему не мешает».
Жаль, что нельзя подать в суд за убийство времени. Те, кто своими «короткими комментариями» в ответ на каждую реплику превратил пятиминутный вопрос в полуторачасовой балаган, этого явно заслуживают.[/spoil]