[Impact]Большое концептуальное вью нынешнего руководителя Xtra TV Юрия Чередничка в формате FAQ:[/Impact]
Дверь с кодовым замком: Почему операторов платного спутникового ТВ ждут хорошие времена?
О современном рынке спутникового ТВ в Украине, о переходе с карточек на сет-топ-боксы, о предлагаемых пакетах и мультисервисах, а также грядущей кодировке национальных телеканалов мы побеседовали с директором компании Xtra TV Юрием Чередничком.
- 2011-й можно считать годом рождения DTH-платформы. Что такое Xtra TV сегодня?
Xtra TV в настоящий момент - это 95% новых сотрудников. Это молодые, амбициозные люди, каждый из которых привносит новый подход и методы работы в давно уже устоявшийся рынок спутникового ТВ.
С момента основания в 2011 году был создан сильный бренд. Компания развивалась и эволюционировала, широко шагнув вперед.
Начиналось все моделью, считавшейся успешной определенный период времени - это карточная система. Для получения услуг спутникового телевидения пользователь должен был приобрести карту Xtra TV и тюнер к ней. Эта модель была удобна тем, что клиент сам выбирал тюнер и вставлял туда карту Xtra TV, причем услуга – не контрактная, а припейд.
На сегодня мы ушли от карт и предлагаем не просто спутниковый сигнал, а мультимедийный сервис. Например, пользователь, подключающийся к услугам Xtra TV, получает возможность смотреть тот же контент и по спутнику, и в мобильном приложении (для футбольных болельщиков мы сделали сайт!). Это значит: 3 экрана при оплате одного.
- Аудитория и количество абонентов на сегодняшний день?
Наша аудитория – 35-40+, в основном мужчины (60-70%), и это жители небольших городов. О количестве рано пока говорить, мы ведь в процессе отключения карт. Реальные цифры будут известны только к концу года.
Однако здесь нужно посмотреть на картину спутникового ТВ Украины в целом. В стране две легальные платформы – Xtra TV и «Виасат». Количество абонентов практически равное. Всего у нас 4,2 миллиона домохозяйств со спутниковыми тарелками, но официально платят порядка 80-100 тыс. Это те люди, которые выбрали официального провайдера. Остальные либо ищут бесплатные варианты, либо выбирают пиратство. Во многом и из-за этого было принято решение уходить от карточной системы. Сегодня она взломана и не соответствует стандартам современной защиты.
- C 1 апреля 2019 года вы отказались от карт условного доступа Xtra TV. Почему?
Это решение было принято в конце 2018 года. Основной причиной таких изменений является необходимость защитить от пиратства тот контент, который ретранслирует платформа Xtra TV. К сожалению, карты Xtra TV взломаны и успешно «шарятся». Мы понимали, что потребуются значительные инвестиции в оборудование. Речь идет о собственных сет-топ-боксах и надежной системе кодирования Verimatrix.
Таким образом, мы переводим существующую абонентскую базу на сет-топ-боксы. И здесь пользователь только выигрывает, получая намного больше услуг: например, появилась возможность смотреть телеканалы в HD-качестве. Плюс, помимо телевизора, стал возможен просмотр в мобильном приложении и на сайте. Те, кто переходит, действительно ощущают разницу и видят преимущества.
Спойлер
- Как стать абонентом Xtra TV?
Этот процесс мы постарались сделать максимально простым.
Существующих абонентов с начала года мы информировали по всем имеющимся каналам коммуникации (телефон, имейл, СМС). Далее идет оформление заявки на получение нового ресивера, отправка «Новой почтой» – оплата при получении (в зависимости от условий: аренда или покупка) и самостоятельное переподключение старого «бокса» на новый. К тем, кто не смог сделать это самостоятельно, мы вызываем партнеров-инсталляторов.
Если пользователь впервые решил стать абонентом Xtra TV, его схема подключения будет такой же.
- Как вы привлекаете новых пользователей?
Весной была запущена рекламная кампания, где задействованы диджитал-каналы, региональная пресса и пратнеры/дилеры/установщики. В первую очередь мы хотели проинформировать о переходе на новые сет-топ-боксы и рассказать о наших услугах, а это 60 премиальных каналов и остальные – в свободном доступе, HD-качество и мультисервисная платформа.
- Расскажите о личном кабинете Xtra TV
Личный кабинет существовал давно, но прошлой осенью мы его значительно обновили: улучшили функциональность, добавили возможность быстрой оплаты и сделали редизайн.
Для активации необходимо ввести свой номер телефона, затем – полученный пароль, войти в личный кабинет, ввести серийный номер сет-топ-бокса, лицевой счет (полученный в СМС или указанный в договоре). И услуга начинает работать.
Далее в течение 5 дней для ознакомления будут доступны все предлагаемые телеканалы, чтобы пользователь выбрал удобный ему пакет.
Если же у абонента нет интернета или по другим причинам не получается, он может позвонить в колл-центр, и оператор все расскажет и проведет активацию.
Также у пользователя есть возможность управлять набором телеканалов. Например, он сам выбирает, какой пакет хочет смотреть сейчас, а какой отключить на летний период и т. д. В ближайшее время появится рекомендательный список.
- Как формируется пакет телеканалов? Стоимость пакетов?
Стоимость варьируется от 49 до 159 грн. Они разделены по жанрам: «Детский», «Познавательный», «Фильмовый», «Футбол» (в этом пакете эксклюзивный контент, который можно на спутнике найти только у нас. Оплата 99 грн).
Однако с 1 июля абонентов ждет небольшая трансформация пакетного предложения, естественно, в лучшую сторону (смеется).
- Есть ли каналы собственного производства?
Мы являемся частью большого медийного холдинга – Медиа Группа Украина, в которую входит канал лидер национального телесмотрения «Украина», молодежный канал «НЛО TV», канал для всей семьи «Индиго TV», спортивные каналы «Футбол 1» / «Футбол 2», региональные каналы «Донбасс», «34 канал», «Сигма». Их вполне можно считать нашим собственным производством.
- Интересно узнать о работе колл-центра
Есть первая линия обслуживания и вторая линия – поддержки. Первая линия – это партнерский аутсорсинговый контакт-центр, который находится в Хмельницком и во Львове. Второй контакт-центр здесь, в нашем офисе. Они выполняют функцию технической поддержки.
В будущем, наша основная задача снижать количество звонков и обращений в наш контакт-центр за счет развития виртуальных услуг оплаты / настройки / управления услугой. Уже сейчас контакт-центр уходит от классической модели – прием только звонков. Это работа с обращениями в социальных сетях, ответы на email, а также запросы с сайта.
- Почему для раздачи сигнала выбраны спутники EUTELSAT 9B и ASTRA 4A?
На спутнике ASTRA находятся все телеканалы «Медиа Группы Украина» и «Футбол 1»/«Футбол 2» в том числе. На EUTELSAT находятся еще около 50 премиальных каналов, которые мы предлагаем.
- Аппаратные и программные мощности находятся в Украине?
Да, все находится в Украине. Здесь у себя мы формируем потоки телеканалов и потом отправляем их на uplink (спутниковая передающая станция, которая получает потоки по IP, кодирует, скремблирует, мультиплексирует телеканалы и поднимает на спутник).
- Как организована работа с дилерами/установщиками?
Спутниковый рынок нишевый. Есть основные дилеры, с которыми мы работаем. Среди инструментов сотрудничества различные информационные способы взаимодействия, один из наиболее эффективных – это регулярные общие встречи с партнерами, также разработана и действует финансовая система вознаграждения. Есть также партнеры в ритейле – основные сети «Эльдорадо», «Фокстрот», Comfy и «Розетка».
- Какой процент составляют HD каналы? Насколько они востребованы?
Совсем недавно появилась информация, что все медиагруппы в 2020 году запустят HD версии своих каналов. Так что, да, HD – это актуально.
Сейчас в нашем предложении HD каналов – порядка 30%. В следующем году станет 50 на 50. В результате отказа от карточной системы и перехода на современные ресиверы мы полностью готовы к HD. Остается вопрос обновления парка телевизоров, но это уже не к нам.
Технология DTH гарантирует стабильно хорошее качество HD сигнала, в отличие от того же интернета.
- Каковы, по вашему мнению, перспективы развития спутникового ТВ в Украине и мире в целом?
Будущее, конечно, за гибридными решениями «спутник + интернет». Если говорить об Украине, то завтрашний день спутникового ТВ зависит от того, закодируются ли национальные каналы на спутнике. Каналы медиагрупп – это основные драйверы украинского телесмотрения. Сейчас в спутнике данный сегмент бесплатный. В случае кодирования этих каналов спутниковый сегмент будет развиваться. Бизнес станет более привлекательным, и не исключено появление еще одного спутникового провайдера.
Когда это все-таки произойдет, то станет большим успехом для всего рынка платного ТВ Украины (на момент написания статьи появилась информация, что датой кодировки станет 20 января 2020 года. - Прим. автора).
- Что является драйвером продаж для Xtra TV в настоящий момент?
В первую очередь футбольный контент. Если вы в магазине спутникового ТВ, на радиорынке, в интернете спросите – где смотреть «Футбол» на спутниковой антенне, ответ будет практически единогласный: Xtra TV. Я горжусь тем, что наша компания эксклюзивный ретранслятор каналов «Футбол 1»/ «Футбол 2» в спутниковой технологии. Но, с другой стороны, это большая ответственность и дополнительная нагрузка на всю компанию по обслуживанию наших футбольных абонентов. Поскольку топовые футбольные матчи транслируются вечером с плавным перетеканием в полночь, мы просто обязаны в это время быть начеку в плане техобслуживания.
- Недавно в прессе появилась информация о продаже платформы Vega оператору мобильной связи Vodafone. Как это повлияет на Xtra TV?
Не так давно произошло разделение бизнесов, раньше это все была компания «Диджитал Скринс», частью которой являлась и Xtra TV. Но в декабре прошлого года Xtra TV стала отдельным юридическим лицом. Сегодня это самостоятельная бизнес-единица, так что вероятная продажа Vega на нас никак не повлияет. У Xtra TV есть хорошие возможности укрепиться на рынке, занять свою нишу и продолжать развивать бизнес. Для этого мы уже отказались от карточек и перешли на «боксы», привлекая новых пользователей. И, как я уже говорил, кодирование украинских каналов станет большим толчком в развитии бизнеса. А далее – усовершенствование собственного продукта и сервисов.