[Impact]Сценарист документального проекта «Ирина Билык. 5:0» Елена Елагина – о своей работе[/Impact]
Наталия Тютюненко - 23 Апр, 2020
Посмотреть вложение 3
В субботу, 25 апреля, в 11:00 на «Интере» – премьера документального проекта собственного производства «Ирина Билык. 5:0». Он посвящен двойному юбилею звезды: Ирина родилась 50 лет назад, с момента первого выхода на сцену прошло 30. «Медиасат» задался вопросом: каково это – работать над сценарием документального проекта о судьбе артиста? С какими сложностями и неожиданностями приходится сталкиваться? Об этом и расспросили сценариста проекта «Ирина Билык. 5:0» Елену Елагину.
— Работать над сценарием о биографии современника наверняка непросто. Тем более, что уж об Ирине Билык мы знаем практически все. Как вы подступились к этой задаче?
Мало информации – плохо, а много информации – еще хуже. На самом деле, работать над биографическим фильмом (будь то «сага» о популярном певце или крупном политике) – очень увлекательный процесс. Все начинается с элементарного: чтения биографии. Человек родился, пошел в школу… С первой неожиданностью мы столкнулись именно в этом пункте: Ирина Билык окончила среднюю школу в 1987 году, а в музыкальное училище имени Глиера поступила в 1989. И возник вопрос: а где она провела эти два года? Чтение многочисленных интервью не дали ничего. Информации – ноль. Включив этот вопрос в студийное интервью Андрея Данилевича с Ириной Билык, мы получили прекрасный эксклюзив.
Вообще для сценариста очень важны простейшие математические навыки. Однажды, для одного документального фильма, мы записывали интервью в Николаевском музыкальном училище об их известном воспитаннике. Снимая (так просто, для перебивки), его учебный табель, я увидела, что дата рождения – другая, не та, что заявлена в официальной биографии. Оказалось, певец «скостил» себе 3 года, чтобы поучаствовать в одном престижном международном музыкальном конкурсе. Поучаствовал, победил и стал известным! С разрешения певца мы об этом его секрете рассказали.
Или еще один, более трагичный пример. Однажды мы делали программу об истории любви семейной пары: он – известный актер, его жена – в прошлом костюмер. Против их любви были все в театре. Ибо он, уже умудренный опытом, совратил ее, практически подростка. За них заступилась только одна актриса, назовем ее В.А. – мегаизвестная и мегапопулярная. Полгода мы пытались договориться с ней об интервью. Она отказывалась. И мне совершенно была непонятна причина отказа. Потом мы «додавили» и интервью с ней все же записали. Чудесная программа получилась, вышла в эфир. И только спустя много лет, когда и известный актер, и его жена умерли, читая статью о них и машинально рассматривая на фотографии дату ее рождения и дату ее смерти на могильном кресте, я поняла ВСЕ. А не было, оказывается, никакого «совращения малолетней», не было никакой «запретной любви», о которой с таким упоением рассказывала эта пара. Девушка просто омолодила себя на пять лет. Именно поэтому мегаизвестная актриса не хотела давать интервью. Она не хотела врать. Участвовать в «черном пиаре»… И тогда мне стало очень грустно. Жалко их, как-то жалко себя, потому что ведь ты сам обманулся, поверил в эту сказку и рассказал эту ложь другим.
Это самое неприятное, что может быть. Для меня очень важно, чтобы документальный фильм был правдив. Рассказ об Ирине Билык оказался именно таким. Правдивым и искренним. И, как оказалось, об Ирине Билык мы знаем далеко не все.
Посмотреть вложение 2
— В чем особенность сценария такого проекта?
Документальные проекты (возможно у кого-то это не так) – по большому счету, хорошо спланированная, но все же – импровизация. Могут неожиданно всплывать детали, которые существенно меняют структуру фильма. В случае с Ириной Билык, нам удалось реализовать процентов 40 от задуманного. Вначале сложно было состыковать очень напряженные графики наших звезд: у Ирины Билык уже начался гастрольный тур, а у Андрея Данилевича – сложный график записи программы «Касается каждого».
Дополнительным форс-мажором стала информация, что у Андрея вот-вот должен родиться третий сын. Естественно, мы выстраивали съемки, учитывая и этот фактор. Насколько я знаю, Александр Данилевич-младший благополучно появился на свет в воскресенье, когда практически все было уже отснято.
И вот, когда мы все запланировали и частично отсняли, в стране объявили карантин. Интервью в машине, съемки во время гастрольного тура, интервью коллег оказались сорваны. Например, Макс Фадеев, даже будучи в Таиланде, был готов ответить на наши вопросы, но – заболел.
— Это был ваш первый опыт работы над подобным проектом? Наверняка есть отличие – снимать о гениальном ученом, как Борис Патон, или о суперзвезде, как Ирина Билык?
Нет, это был не первый, не второй и не двадцатый мой опыт работы со звездами. В свое время на телеканале «Интер» выходил проект «Формула любви», где я работала. Так что общения с артистами мне всегда хватало. На самом деле нет никакой разницы, о ком снимать историю. Главное правило: нужно, чтобы именно тебе было интересно. Герои это очень чутко ощущают. Это, без сомнения, есть у Андрея Данилевича. Он настолько участвует в процессе, ему действительно все интересно, и это чувствует любой интервьюируемый.
– Поделитесь каким-то забавным, интересным закадровым моментом?
Мы очень хотели, чтобы в процессе интервью Андрей Данилевич, подобно иллюзионисту, буквально из воздуха извлекал всякие «артефакты»: семейные фотографии Ирины. При этом главным условием режиссера было, чтобы на общем плане во время студийной записи их не было видно. Эх, жаль, что никто не додумался сделать фото: как все эти «артефакты» были скотчем закреплены позади его кресла. И вот здесь нужно отдать должное Андрею. Он сам выстроил все фотографии по порядку, не глядя, наощупь их вытаскивал. И – ни разу не ошибся!
Посмотреть вложение 1
Андрей Данилевич вообще поразительный. Когда-то, работая над документальным фильмом «Первая мировая. Дело Принципа», мы с Андреем и съемочной группой исколесили почти всю Европу. Где открывается человек больше всего? Скажу точно: в командировке. Так вот: такого четко организованного в работе и очень тактичного в общении человека – поискать.
— Почему вы лично решили взяться за сценарий фильма об Ирине Билык? Может быть, было какое-то свое представление о ней, которое решили подтвердить или развеять?
Мне просто интересны люди. Андрей Данилевич как-то рассказывал, что был влюблен в Ирину Билык. Это была его мечта – поговорить с ней по душам. У меня тоже накопилось много вопросов. Вообще, каждая история человека, который сделал себя сам, всегда интересна. Подобного рода проекты – отличные мотиваторы, потому что, когда их смотришь, невольно примеряешь на себя «чужую кожу». Кто может похвастаться, что получил звание Заслуженной артистки в 26 лет? Ну, только София Ротару и… Ирина Билык.
— Какой вы увидели Ирину Билык за время работы над проектом?
Ирина – очень открытый человек. Помните, в «Бриллиантовой руке» было: «– А что, если… – Не стоит. – Ясно. Тогда, может быть, нужно… – Не нужно. – Понятно. Разрешите хотя бы… – А вот это – попробуйте». Так вот, такого не было.
— Кто еще принял участие в съемках фильма из ее близкого окружения?
Очень интересно было пообщаться с ее старшим сыном Глебом – он очаровал нашу съемочную группу своей воспитанностью и анти-звездностью. Биография ее мужа Аслана – это совершенно отдельная история. Представьте, его дед был по национальности иранцем. Он дошел во время Второй мировой войны до Берлина, и там ему попалась в руки трофейная «Лейка». И вот этот старый, но в рабочем состоянии фотоаппарат, он подарил Аслану. Почему из всех внуков (а в семье дедушки и бабушки было 12 детей) – он выбрал именно его – для всей семьи загадка. Но именно с легкой руки деда мальчик получил профессию. Все, что связано с фото и видео, стало его страстью на всю жизнь.
— Почему и кому стоит посмотреть этот документальный проект, на ваш взгляд?
Я думаю, что этот фильм – с одной стороны подарок фанатам Ирины Билык, а с другой – презент поклонникам Андрея Данилевича. Их обоих интересно не только слушать, но и наблюдать за их реакциями и интонациями. Благодаря тому, что Ирина Билык и Андрей Данилевич – профессионалы, запись в студии длилась нон-стоп почти два часа. Эти два часа можно без монтажа выдавать в эфир. Но есть хронометраж. И, конечно же, от некоторых сюжетных линий пришлось отказаться. Но мы надеемся, что закончится карантин, осенью пройдут юбилейные концерты Ирины Билык, и мы сделаем продолжение нашей истории.
mediasat