Что нового?
Пикник ТВ

This is a sample guest message. Register a free account today to become a member! Once signed in, you'll be able to participate on this site by adding your own topics and posts, as well as connect with other members through your own private inbox!

Новости SpaceX, Falcon 9, Dragon и Starship

[Impact]SpaceX благополучно приземлила космических туристов миссии Polaris Dawn у побережья Флориды[/Impact]

Аэрокосмическая компания SpaceX и Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) США завершили проведение миссии Polaris Dawn, в рамках которой был совершён первый в истории выход в открытый космос космических туристов. Корабль Crew Dragon вместе с экипажем приводнился в Мексиканском заливе у берегов Флориды в 03:36 по местному времени (10:36 мск).
image.webp
«Миссия Polaris Dawn завершена. Спасибо за помощь, которую вы оказали нам при выполнении этой миссии», — сказал после посадки капитан корабля Джаред Айзекман (Jared Isaacman). Компанию ему составили пилот Скотт Потит (Scott Poteet), бывший подполковник ВВС США, а также специалисты миссии Сара Джиллис (Sarah Gillis) и Анна Менон (Anna Menon). Что касается выхода в открытый космос, то за бортом Crew Dragon побывали Айзекман и Джиллис. Они провели в космическом пространстве около восьми минут, находясь в постоянном контакте с кораблём.
image.webp
Отметим, что этап входа корабля Crew Dragon в атмосферу Земли наблюдали члены экипажа Международной космической станции. «У нас был довольно хороший вид на вхождение Polaris Dawn в атмосферу. Все мы столпились в куполе, наблюдая за этим. Для нас это было весьма впечатляюще», — рассказал астронавт NASA Майк Барратт (Mike Barratt), входящий в состав экипажа орбитальной станции.

image.webp
Что касается самой миссии Polaris Dawn, то её организовал и профинансировал миллиардер Джаред Айзекман, ставший одним из участников полёта. Ранее он также финансировал миссию Inspiration4, в рамках которой SpaceX провела в 2021 году первый в истории полёт корабля Crew Dragon на околоземную орбиту с частным экипажем. Миссию Polaris Dawn планировалось провести в 2022 году, но её неоднократно откладывали по техническим причинам.
image.webp
Миссия Polaris Dawn, как и Inspiration4, имеет историческое значение, поскольку в ходе её реализации впервые был проведён выход в открытый космос с борта частного корабля. Именно это и стало причиной того, что запуск миссии несколько раз откладывали. SpaceX необходимо было разработать собственный скафандр, пригодный для выхода в космическое пространство, а также модифицировать Crew Dragon для выполнения этой задачи.
 
[Impact]SpaceX грозит штраф из-за нетерпеливости Илона Маска[/Impact]

Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) предложило оштрафовать компанию SpaceX на $633 009 за якобы имевшие место нарушения лицензий на запуски в прошлом году. В ответ глава компании Илон Маск (Elon Musk) угрожает подать в суд на FAA, обвиняя регулятора в «некорректном, политически мотивированном поведении».
spacex_rockets.jpg

Предлагаемые штрафы связаны с двумя инцидентами, произошедшими с разницей в несколько месяцев в прошлом году. Судя по данным FAA, оба случая выглядят так, будто Маск просто не хотел ждать разрешения FAA на использование новых пусковых площадок, поэтому SpaceX осуществила запуски с них без соответствующей лицензии от регулятора.

В первом случае для июньского запуска индонезийского спутника связи на ракете Falcon 9 была задействована диспетчерская в Hangar X. Однако SpaceX обратилась за разрешением FAA на использование этого объекта всего за месяц до пуска, и по состоянию на дату запуска 18 июня FAA такое разрешение не предоставило. Помимо этого, SpaceX сообщила FAA, что намерена пропустить одну из обязательных процедур в процессе подготовки к запуску, и в итоге так и не провела этот 2-часовой этап несмотря на то, что это является частью требований FAA. За эти нарушения в совокупности компании грозит штраф в размере $350 000, сообщает агентство.

В другом инциденте, связанном с июльским запуском спутника EchoStar XXIV, SpaceX применила аналогичную тактику «не жди, а действуй». На этот раз проблема заключалась в недавно построенном резервуаре для ракетного топлива в Космическом центре им. Кеннеди. В июле SpaceX подала запрос на пересмотр плана площадки, но 28 июля при запуске EchoStar XXIV использовала неутвержденный резервуар для ракетного топлива. За это нарушение FAA предлагает оштрафовать компанию на 283 009 долларов.

«Безопасность определяет всё, что мы делаем в FAA, включая юридическую ответственность за надзор за безопасностью компаний с лицензиями на коммерческие космические перевозки, — сказал главный юрисконсульт FAA Марк Николс (Marc Nichols) о предлагаемых штрафах. — Несоблюдение компанией требований безопасности повлечет за собой последствия».

Маск и FAA регулярно спорят по поводу деятельности SpaceX. Огромный космический корабль Starship уже несколько месяцев стоит на земле в ожидании следующего тестового полёта, что вызывает гнев миллиардера. Полёты Falcon 9 в этом году уже несколько раз были приостановлены как из-за ошибок Starship, так и из-за собственных неудач.
 
[Impact]Космонавт Горбунов впервые отправится в космос 26 сентября на корабле SpaceX Crew Dragon вместе с американским коллегой[/Impact]
Посмотреть вложение image.webp
Запуск корабля Crew Dragon с сокращённым экипажем в составе астронавта США Ника Хейга (Nicklaus «Nick» Hague) и российского космонавта Александра Горбунова к Международной космической станции (МКС) запланирован на 26 сентября. Два свободных места на корабле предусмотрены для последующего возвращения на Землю астронавтов Суниты Уильямс (Sunita Williams) и Бутча Уилмора (Butch Wilmore), которые «застряли» на МКС с июня из-за неполадок с кораблём Boeing Starliner.

«По сообщению NASA, запуск к МКС корабля Crew Dragon с космонавтом "Роскосмоса" Александром Горбуновым отложен на 26 сентября. Ожидается, что экипаж прибудет на космодром на мысе Канаверал (штат Флорида) 21 сентября», – говорится в сообщении «Роскосмоса». Изначально старт был запланирован на 25 сентября.

Запуск корабля Crew Dragon будет произведён при помощи ракеты-носителя Falcon-9. Полет состоится в рамках соглашения о перекрёстных полётах «Роскосмоса» и NASA. Вместо штатного экипажа в количестве четырёх человек на МКС отправятся лишь двое, чтобы затем обеспечить возвращение на Землю астронавтов Уильямс и Уилмора в феврале 2025 года. Их корабль Boeing Starliner 7 сентября вернулся на Землю без экипажа из-за возникших неполадок.

Этот полёт станет первым для космонавта «Роскосмоса» Александра Горбунова. В 2018 году он был зачислен в отряд космонавтов, а до этого работал инженером в корпорации «Энергия» и участвовал в запусках грузовых космических кораблей с космодрома Байконур.
 
[Impact]SpaceX сообщила Конгрессу США о неспособности FAA выполнять свою работу[/Impact]

SpaceX подвергла резкой критике Федеральное управление гражданской авиации (FAA) США, обвинив ведомство в неэффективном надзоре за ракетными запусками. Компания направила в Конгресс США письмо, в котором заявила о неспособности FAA идти в ногу с развитием коммерческой космической отрасли. Это обращение последовало за предложением FAA оштрафовать SpaceX на $633 009 за нарушение правил при двух запусках Falcon 9 в 2023 году.
image.webp

Компания опубликовала открытое письмо, адресованное Конгрессу США, в котором заявила: «На протяжении почти двух лет SpaceX выражала свою обеспокоенность неспособностью FAA идти в ногу с индустрией коммерческих космических полётов». Компания подчеркнула: «Очевидно, что агентство не только не имеет достаточных ресурсов для своевременного рассмотрения документов на выдачу лицензий, но и направляет свои ограниченные ресурсы на области, не связанные с общественной безопасностью». SpaceX утверждает, что такой подход напрямую угрожает национальным приоритетам и подрывает способность американской промышленности к инновациям.

Письмо было направлено четырём ключевым законодателям, включая сенатора Марию Кантуэлл (Maria Cantwell) от Демократической партии и представителя Фрэнка Лукаса (Frank Lucas) от Республиканской партии, возглавляющих научные комитеты в Сенате и Палате представителей. SpaceX подвергла критике Управление коммерческого космического транспорта (AST) — подразделение FAA, ответственное за надзор за ракетными запусками. Компания заявила, что AST не удалось модернизировать и оптимизировать свои правила из-за нехватки ресурсов и неправильного использования имеющихся полномочий.

image.webp

Критика SpaceX последовала за предложением FAA оштрафовать компанию на $633 009 за несоблюдение правил запуска при двух полётах ракет Falcon 9 в 2023 году. Несмотря на относительно небольшой размер штрафа, генеральный директор SpaceX Илон Маск (Elon Musk) заявил, что планирует подать судебный иск в связи с утверждением, что именно политические соображения вынуждают FAA к чрезмерному регулированию его компании.

В четырёхстраничном письме SpaceX опровергает основания FAA для наложения штрафа. Компания настаивает, что следовала всем нормативным требованиям, а AST слишком медленно реагировало на незначительные изменения в запусках Falcon 9. «Что касается этих вопросов, то следует отметить, что в каждом случае SpaceX предоставила AST достаточное уведомление об этих относительно незначительных обновлениях лицензии, которые никак не влияли на общественную безопасность. Тот факт, что AST не смогло своевременно обработать эти незначительные обновления, подчёркивает системные проблемы в AST», — утверждает компания. Эти изменения, по мнению SpaceX, касались небольших технических корректировок, не влияющих на общую безопасность космических запусков.

Похоже, что SpaceX эскалирует конфликт с FAA, призывая Конгресс вмешаться. Компания аргументирует, что неэффективность регулятора ставит под угрозу конкурентоспособность американской космической отрасли в мире. В 2023 году SpaceX осуществила рекордные 87 орбитальных запусков, что составляет значительную долю от общего числа 186 успешных орбитальных запусков в мире за этот период. FAA отказалось комментировать происходящее. Однако главный юрисконсульт агентства Марк Николс (Marc Nichols) заявил: «Безопасность определяет всё, что мы делаем в FAA. Несоблюдение компанией требований безопасности повлечёт за собой последствия».
 
[Impact]За два ближайших года Илон Маск собирается отправить на Марс пять беспилотных миссий SpaceX[/Impact]
23.09.2024
По традиции, минувшее воскресенье Илон Маск (Elon Musk) использовал для уведомления общественности о своих планах, на этот раз его откровения касались перспектив развития частной аэрокосмической компании SpaceX. До конца 2026 года она должна отправить на Марс пять беспилотных миссий, успех которых мог бы заложить фундамент для последующего полёта к этой планете космического корабля с экипажем на борту.
Посмотреть вложение image.webp
Как уже отмечалось Маском ранее, выбор такого графика обусловлен благоприятными астрономическими условиями для полётов, поскольку в этот период Земля и Марс будут минимально удалены друг от друга. Если беспилотные миссии на Марс позволят отработать посадку на поверхность планеты, то пилотируемая миссия отправится через четыре года. Если же беспилотные миссии завершатся неудачей, запуск обитаемого космического корабля к Марсу компания SpaceX отложит ещё на два года.

В этом году Маск уже заявлял, что посадка первого беспилотного космического аппарата на поверхность Марса должна состояться в ближайшие пять лет, а обитаемая миссия будет запущена через семь лет. Ракета-носитель Starship недавно продемонстрировала способность завершить облёт Земли с приводнением в Индийском океане. Однако, в этом году SpaceX приняла решение задержать запуск лунной миссии Artemis 3, которая подразумевала высадку людей на Луне, до сентября 2026 года. Ранее считалось, что осуществить этот полёт NASA сможет в конце 2025 года. Японский миллиардер Юсаку Маэдзава (Yusaku Maezawa) на этом фоне в июне текущего года отменил свой туристический полёт на Starship, который предусматривал облёт Луны и возвращение на Землю.
 
[Impact]Starship прошёл предстартовую проверку к пятому тестовому полёту[/Impact]
24.09.2024
В сети X (бывшая Twitter) глава компании SpaceX Илон Маск (Elon Musk) сообщил, что корабль Starship и ускоритель Super Heavy полностью готовы к пятому тестовому запуску. Оба прошли проверку заправкой топливом, а также необходимое предстартовое тестирование систем. Ракета может стартовать в самое ближайшее время. Проблема заключается только в получении лицензии на полёт от регулятора, а это может затянуться на месяцы.
Посмотреть вложение image.webp
По словам представителей SpaceX, бюрократические препоны начинают напоминать искусственное затягивание выдачи разрешения на полёт. Регулятор уходит в обсуждение деталей, которые, по большому счёту, не имеют критического значения. Например, изменение траектории полёта ускорителя привело к новой экологической экспертизе, хотя это никоим образом не повысит безопасность самого запуска. По предыдущим прогнозам, разрешение на пятый тестовый запуск может быть выдано FAA не раньше ноября, хотя корабль и ракета фактически готовы к нему уже с первых дней августа. Август и сентябрь уже вылетели из графика, октябрь может последовать за ними.

image.webp

Между тем, готовность ракеты и корабля Starship напрямую определяет возвращение человека на Луну — первую за более чем 50 лет высадку астронавтов на спутник. Корабль Starship должен доставить к Луне посадочный модуль, что предусмотрено программой NASA Artemis. Без него программа не сможет выдержать даже сильно сдвинутые сроки.

Посмотреть вложение image.webp

В комментариях под лаконичным сообщением Маска о готовности Starship к пятому полёту пользователи едва ли ни призывают его к мятежу. Например, советуя «случайно» запустить ракету во время репетиции обратного отсчёта. Илон Маск не пойдёт на подобный шаг, но публика явно на его стороне, а не стороне чиновников. Впрочем, вряд ли сообщение о готовности Starship к пятому полёту рассчитано на перекличку почитателей компании. Возможно, день «Х» действительно близко и ракета вскоре уйдёт в пятый тестовый полёт, знаменательным событием которого обещает стать возвратный подхват ускорителя в воздухе «палочками для еды» стартовой фермы.
 
[Impact]SpaceX подняла со дна океана обломки первой ступени Starship[/Impact]
24.09.2024
Глава SpaceX Илон Маск (Elon Musk) опубликовал в социальной сети X изображение, на котором запечатлено, как сотрудники компании поднимают со дна океана часть первой ступени гигантской ракеты-носителя Starship, которая использовалась во время последнего испытательного полёта одноименного корабля. «Как руины футуристической, давно вымершей цивилизации», — написал миллиардер в сообщении, сопровождавшем упомянутый снимок.
image.webp
Напомним, SpaceX разрабатывает систему Starship для осуществления космических полётов к Луне, Марсу и более удалённым объектам. Для вывода корабля Starship на орбиту используется огромный ускоритель Super Heavy. В собранном виде вся система достигает высоты в 122 метра. Обе ступени спроектированы таким образом, чтобы их можно было использовать повторно, и оснащены двигателями Raptor — 33 двигателя на носителе и шесть двигателей на корабле.

К настоящему моменту было проведено четыре испытательных полёта Starship, в рамках каждого из которых пуск проводился с площадки SpaceX Starbase в Южном Техасе. Первые два тестовых пуска прошли в апреле и ноябре 2023 года, а ещё два старта состоялись в марте и июне 2024 года. Обломок ракеты, которую достают из океана сотрудники SpaceX на опубликованном снимке, являлся частью носителя Super Heavy, который стартовал в июне. Несмотря на то, что миссия была признана успешной, во время приводнения первая ступень получила повреждения — на снимке можно насчитать только 14 двигателей Raptor и не ясно, нашли ли специалисты SpaceX остальные 19 двигателей.

Параллельно с этим SpaceX готовится к проведению пятого испытательного полёта. Компания заявляла о готовности к проведению этой миссии ещё в конце августа, но, вероятно, получить разрешение на пуск от Федерального управления гражданской авиации США SpaceX сможет не раньше конца ноября. Ведомству потребовалось дополнительное время для оценки влияния пусков Starship на окружающую среду.
 
[Impact]FAA оштрафовало SpaceX за нарушение правил: $633 тыс. за запуск без разрешения[/Impact]

Компания SpaceX Илона Маска снова оказалась в центре внимания Федерального управления гражданской авиации США (FAA) из-за нарушений при проведении космических запусков. Глава FAA, Майк Уитакер, выступил на слушаниях в Конгрессе, где заявил о необходимости штрафа в размере $633 тыс., наложенного на SpaceX за нарушение регуляторных правил при двух пусках ракет в 2023 году.
1153.jpg

Причины Штрафа: «Запуск без Разрешения»
Уитакер подчеркнул, что компания SpaceX должна работать на "высочайшем уровне безопасности" в соответствии с федеральными стандартами. По его словам, SpaceX провела запуски в июне и июле 2023 года без надлежащего разрешения FAA, что и стало основанием для наложения штрафа. Речь идёт о пусках с космодрома на мысе Канаверал во Флориде, в частности запуске, при котором на орбиту был выведен индонезийский телекоммуникационный спутник.

Кроме того, Уитакер отметил, что FAA задерживает выдачу разрешения на проведение следующего испытательного полёта ракеты Super Heavy с космическим кораблём Starship, так как SpaceX не завершила анализ звукового излучения, что является необходимым условием для продолжения испытаний. По прогнозам FAA, запуск Starship вряд ли состоится раньше конца ноября 2023 года.

Реакция SpaceX
SpaceX отреагировала на эти обвинения, полностью отвергнув заявления Уитакера. Представители компании заявили, что SpaceX остаётся самым безопасным и надёжным провайдером космических запусков в мире и строго соблюдает все меры безопасности при выполнении операций. Они также подвергли критике штраф и указали на несоответствия в выдвинутых обвинениях.

Критика Маска
Илон Маск не остался в стороне и открыто раскритиковал FAA после объявления о штрафе. Маск заявил, что SpaceX наказывают за «мелочные вопросы», не связанные с реальной безопасностью, в то время как более серьёзные проблемы в Boeing остаются без должного внимания. Уитакер, комментируя критику Маска, отметил, что не видел его заявления, но подчеркнул важность равного подхода ко всем космическим компаниям. По его мнению, Boeing и SpaceX должны иметь одинаковые стандарты контроля, системы управления безопасностью и программы защиты информации.

Будущее Starship
Одним из главных факторов задержки следующего испытания Starship является необходимость завершения анализа звукового излучения, которое может оказать влияние на экологическую обстановку в районе запусков. Этот анализ должен быть завершён до выдачи FAA соответствующей лицензии. SpaceX надеялась на более быстрый прогресс, но ведомство дало понять, что процесс сертификации продолжится как минимум до конца ноября.

Заключение
Штраф в $633 тыс., наложенный на SpaceX, подчёркивает серьёзность подхода FAA к безопасности космических запусков. В то же время, конфликт между Илоном Маском и американским регулятором ставит под вопрос темпы разработки проектов SpaceX, в том числе и таких перспективных, как Starship. Остаётся надеяться, что обе стороны смогут найти компромисс, позволяющий продолжить стремительное развитие частной космонавтики без ущерба для безопасности.
 
[Impact]Илон Маск призвал главу FAA уйти в отставку[/Impact]
Илон Маск вновь оказался в центре внимания, на этот раз из-за его резкой критики в адрес Федерального агентства гражданской авиации США (FAA) и его главы Майка Уитакера. Маск публично призвал Уитакера уйти в отставку, обвинив агентство в торможении развития космических программ США и создавая преграды для компании SpaceX.
Посмотреть вложение image.webp
Причины конфликта с FAA
Конфликт Маска с FAA начался после того, как агентство оштрафовало SpaceX за два запуска ракеты Falcon 9, якобы проведённых без должных разрешений. Это вызвало возмущение главы SpaceX, особенно на фоне ключевой роли компании в проектах NASA, таких как доставка лунного посадочного модуля. Маск обвинил FAA в бюрократизме и чрезмерной зарегулированности, которая, по его словам, мешает прогрессу американских космических программ.

На слушаниях в Конгрессе, где обсуждались неудачи компании Boeing, Майк Уитакер сослался на недавние штрафы в адрес SpaceX на сумму $633 тыс., отметив, что их цель — обеспечить соблюдение требований безопасности. Уитакер подчеркнул, что безопасность — приоритет агентства, и оно не будет идти на компромиссы ради ускорения коммерческих запусков.

Маск критикует бюрократию и экологические претензии
Маск утверждает, что FAA тормозит развитие его компании, задерживая выдачу лицензий и слишком строго подходя к экологическим требованиям. В частности, задержка с пятым запуском Starship, по словам FAA, произошла из-за позднего предоставления данных по акустическому загрязнению. Однако SpaceX настаивает на том, что она соблюдает все нормы, включая разрешения от Техасской комиссии по качеству окружающей среды (TCEQ).

Публичные заявления Илона Маска
Кульминацией конфликта стало публичное заявление Маска в социальной сети X, где он призвал Майка Уитакера покинуть свой пост. Этот призыв можно рассматривать как попытку привлечь внимание общественности и властей к сложившейся ситуации и ускорить процесс урегулирования споров с FAA.

Последствия для космической отрасли США
Данный конфликт между SpaceX и FAA может иметь серьёзные последствия для всей космической отрасли США. С одной стороны, регулирующие органы обязаны обеспечивать безопасность полётов и соблюдение всех экологических норм, но с другой стороны, чрезмерное регулирование может замедлить развитие частных космических компаний, которые играют важную роль в достижении амбициозных целей, таких как возвращение человека на Луну и отправка миссий на Марс.

Этот конфликт, вероятно, продолжит развиваться, и его исход может повлиять на то, как будет регулироваться космическая индустрия в ближайшие годы.
 
[Impact]SpaceX Dragon Crew-9: Успешный Запуск Миссии с Экипажем на МКС[/Impact]

28 сентября 2024 года в 20:17 по московскому времени с космодрома на мысе Канаверал, штат Флорида, ракета Falcon 9 компании SpaceX успешно стартовала, отправив на орбиту космический корабль Dragon с двумя астронавтами на борту — россиянином Александром Горбуновым и американцем Ником Хейгом. Это был первый запуск Falcon 9 с площадки SLC-40, который завершился успешной посадкой первой ступени ракеты на сушу, а не на морскую платформу.
nasa.jpg

Особенности Миссии Crew-9
Миссия Crew-9 представляет собой важный этап в программе регулярных полётов к Международной космической станции (МКС). Этот запуск стал 72-й экспедицией на станцию и 10-м полётом космического корабля SpaceX Dragon с экипажем. В отличие от обычной штатной миссии, Crew-9 включает только двух членов экипажа, что связано с текущей нестабильной ситуацией с кораблём Boeing Starliner, который не смог безопасно доставить своих астронавтов на Землю.

Задержка Запуска из-за Погодных Условий
Первоначально запуск был запланирован на 25 сентября, однако из-за неблагоприятных погодных условий его пришлось перенести дважды — сначала на 26 сентября, а затем на 28 сентября. Тем не менее, ракета Falcon 9 стартовала точно по расписанию 28 сентября в 13:17 по местному времени.
https://youtu.be/Je_p6ZgOJRM
Полёт и Стыковка с МКС
После отделения первой ступени ракеты и её успешной посадки, корабль Dragon продолжил своё путешествие к МКС. Ожидается, что через 28,5 часов, 30 сентября, в 00:30 по московскому времени, он автоматически пристыкуется к станции. Астронавты проведут на орбите около пяти месяцев, после чего вернутся на Землю на этом же корабле.

Важная Задача Миссии
Миссия Crew-9 выполняет также роль "спасательной операции" для двух астронавтов NASA, Суниты Уильямс и Бутча Уилмора, которые остаются на МКС после задержки возвращения Starliner. Корабль Dragon в рамках миссии Crew-9 вернёт их на Землю в феврале 2025 года.

Запуск этой миссии подчёркивает важность международного сотрудничества в космосе и демонстрирует прогресс в технологии многоразовых космических кораблей SpaceX.
 
[Impact]Нештатная ситуация с Falcon 9: SpaceX приостанавливает запуски после проблем с миссией Crew-9[/Impact]

Компания SpaceX временно приостановила запуски своей ракеты Falcon 9 после того, как во время последней миссии Crew-9 возникли технические проблемы с её второй ступенью. Миссия, которая состоялась в субботу, 28 сентября, была направлена на доставку астронавта NASA Ника Хейга и космонавта «Роскосмоса» Александра Горбунова на Международную космическую станцию (МКС) на борту капсулы Crew Dragon с кодовым названием Freedom.
Qq4MyEU9zJkpqoRJg8w5iW-970-80.jpg.jpg

Проблемы со второй ступенью ракеты Falcon 9
Старт Falcon 9 с площадки комплекса SLC-40 на мысе Канаверал во Флориде начался по плану. Первая ступень ракеты успешно выполнила своё задание, вернувшись на Землю для последующего использования. Однако на этапе работы второй ступени возникли неполадки: был зафиксирован нештатный сход с орбиты. Вторая ступень, как и планировалось, упала в океан, но это произошло за пределами целевой зоны, что вызвало дополнительное расследование инцидента.

SpaceX сообщила, что все последующие запуски Falcon 9 временно приостановлены до выяснения первопричины сбоя. В частности, был отложен запуск ракеты с 20 спутниками компании Eutelsat OneWeb, запланированный на 29 сентября с базы Ванденберг в Калифорнии.

Повторяющиеся проблемы с Falcon 9
Это уже второй случай проблем с Falcon 9 за последние три месяца. 11 июля 2023 года произошёл аналогичный инцидент: утечка жидкого кислорода во время запуска 20 интернет-спутников Starlink привела к тому, что аппараты не достигли заданной орбиты и были потеряны. Тогда причиной сбоя стал дефект в баке с жидким кислородом второй ступени ракеты. SpaceX оперативно исправила проблему, и полёты были возобновлены после короткого перерыва.

Что дальше?
SpaceX сейчас проводит тщательное расследование причин последнего инцидента. Компания подчёркивает, что безопасность является для неё главным приоритетом, и возобновление запусков произойдёт только после того, как будет окончательно установлена и устранена причина неполадок.

Точные сроки возобновления запусков пока не названы, однако SpaceX обещает предоставить обновлённую информацию, как только ситуация прояснится.
 
[Impact]Космический корабль SpaceX Crew Dragon с российским космонавтом успешно пристыковался к МКС[/Impact]

28 сентября 2024 года космический корабль Crew Dragon компании SpaceX, в рамках миссии Crew-9, успешно доставил экипаж из двух человек на Международную космическую станцию (МКС). В состав экипажа вошли космонавт «Роскосмоса» Александр Горбунов и астронавт NASA Ник Хейг. Стыковка корабля с орбитальной станцией состоялась в 00:30 по московскому времени. Трансляция процесса сближения и стыковки велась в прямом эфире на сайтах NASA и SpaceX.
642.jpg

Старт миссии Crew-9
Миссия началась 28 сентября, когда ракета-носитель Falcon 9 с кораблём Crew Dragon стартовала с комплекса SLC-40 на мысе Канаверал во Флориде. Старт состоялся в 20:17 мск. Интересной особенностью этого запуска стало то, что первая ступень Falcon 9 была успешно возвращена на сушу, а не на плавучую платформу в океане, как это обычно происходит. Этот старт стал первым с данного комплекса, что позволило применить такую схему посадки первой ступени.

Особенности миссии Crew-9
Миссия Crew-9 уникальна по нескольким причинам. В отличие от большинства предыдущих миссий, экипаж на борту Crew Dragon состоял из двух человек, что вдвое меньше стандартного состава. Такое решение было принято в связи с необходимостью вернуть на Землю двух астронавтов, Бутча Уилмора и Суниту Уильямс, которые остались на МКС дольше запланированного.

Первоначально Уилмор и Уильямс были доставлены на орбиту на борту корабля Boeing Starliner в рамках краткосрочной миссии, рассчитанной на 10 дней. Однако из-за проблем с двигателями Starliner их пребывание на станции затянулось на несколько месяцев. В результате NASA приняло решение вернуть Starliner на Землю без экипажа, так как использование корабля для транспортировки людей стало небезопасным. Теперь Уилмор и Уильямс вернутся на Землю на борту Crew Dragon в феврале 2025 года, что стало дополнительной задачей для миссии Crew-9.

Приостановка запусков Falcon 9
После запуска миссии Crew-9, SpaceX временно приостановила все дальнейшие запуски ракет Falcon 9. Это связано с тем, что во время субботнего пуска была зафиксирована проблема с второй ступенью ракеты. Вторая ступень, как и было запланировано, упала в океан после выполнения своей задачи, однако это произошло за пределами целевой зоны. Это стало причиной для дополнительного расследования.

Инженеры SpaceX сейчас работают над выяснением причин возникшей проблемы. Запуски Falcon 9 будут возобновлены после того, как сбой будет выявлен и устранён.
 
[Impact]SpaceX запустила межпланетную станцию Hera для изучения астероида, по которому NASA врезало спутником[/Impact]
08.10.2024
Вчера в 17:52 по московскому времени ракета SpaceX Falcon 9 стартовала со станции Космических сил на мысе Канаверал, Флорида, отправив на отлётную траекторию европейскую межпланетную станцию Hera («Гера»). Аппарат посетит двойную систему астероидов Дидима и Диморфа для оценки ударного воздействия зондом-камакадзе DART, что поможет в будущем отклонять от Земли опасные астероиды.
image.webp
Миссия DART завершилась в октябре 2022 года, когда 750-кг зонд врезался в астероид Диморф размерами около 160 м. Диморф вращается вокруг заметно большего, 780-метрового астероида Дидим. Удар изменил орбиту Диморфа, сократив длительность одного оборота примерно на 32 мин до 11 ч 23 мин. Если это оказалось возможным сделать с подопытным астероидом, то может получиться в случае смертельной угрозы Земле от другого астероида. Однако учёным не хватает данных для точных расчётов. Зонд ЕКА «Гера» должен восполнить этот пробел.

Первоначально планировалось, что «Гера» полетит вместе с DART’ом и снимет на видео процесс удара. Власти ЕС затянули принятие бюджета миссии, и она теперь состоится на годы позже столкновения. Впрочем, это не отменяет её исключительную ценность. В настоящий момент учёные не располагают данными о точной структуре и даже рельефе обоих астероидов. Всё что у них есть — это мутные снимки с итальянского кубсата, который был сброшен с зонда DART за минуты до гибели, а также наблюдения с телескопов.
image.webp
Считается, что зонд DART образовал ударный кратер на поверхности Диморфа и выбил из него груду валунов, пыли и других обломков. Наблюдения в телескоп «Хаббл» помогли обнаружить в шлейфе как минимум 37 крупных валунов. По некоторым признакам, Диморф не был монолитным теплом и представлял собой слипшуюся под действием гравитации гору камней. Нетрудно представить, что удар по такому скоплению приведёт к иным результатам, чем удар по монолиту.

На борту зонда «Гера» и двух кубсатов-разведчиков — Milani и Juventas, которые он сбросит при приближении к Диморфу, в общей сложности 12 научных приборов. На станции установлены три камеры, тепловизор, лидар и приборы для измерения гравитации в системе астероидов. На кубстатах также установлены камеры, радары и датчики. Как минимум один из них попытается совершить посадку на астероид. Задача всего этого оборудования заключается в получении наиболее полных и точных данных об астероидах, их строении, составе и орбитах. Только точная информация поможет построить наиболее совершенную модель расчётов отклонения опасных от Земли астероидов методом кинетического удара.

Ракета SpaceX Falcon 9 выложилась на все 100 % во время запуска станции «Гера». Она разогнала её до рекордной скорости 43 042 км/ч — это самая большая для этой ракеты скорость в её истории. По этой причине первая ступень и разгонный блок не возвращались на Землю. Это же послужило разрешением FAA для SpaceX совершить запуск. Разгонный блок, с которым возникли проблемы в процессе запуска пилотируемой миссии на МКС около недели назад, в случае с «Герой» не возвращался на Землю для затопления в океане, а унёсся прочь от планеты. Все остальные запуски Falcon 9 пока приостановлены на время расследования аномалии.
image.webp
В марте 2025 года зонд «Гера» совершит облёт Марса для гравитационного манёвра и сделает близкие снимки одного из его спутников — Деймоса. К целевой системе астероидов станция доберётся в октябре 2026 года. Это станет началом полугодовой миссии «Геры» по изучению Диморфа и Дидима. Наибольшее сближение станции и Дидима должно составить примерно 1 км. Некоторою тревогу у учёных вызывают обломки астероида, которые могли задержаться в системе после удара зондом DART. Но предыдущие миссии зондов к комете и другим астероидам позволяют предположить, что серьёзной угрозы не ожидается.

Запуск миссии, кстати, прошёл, что называется, по краю. В районе космодрома набрал силу ураган «Милтон». Ракета взлетела в самый последний момент перед этим. Но отправка в космос станции Europa Clipper 10 октября по причине урагана отменена.
 
[Impact]SpaceX объявила дату пятого запуска Starship, но полёту может помешать регулятор[/Impact]
09.10.2024
Компания SpaceX сообщила, что пятое лётное испытание корабля Starship может состояться уже в ближайшее воскресенье, 13 октября. Все системы корабля пребывают в состоянии готовности, равно как и инфраструктура вместе с командой. Главным препятствием для проведения тестового полёта остаётся отсутствие разрешения Федерального управления гражданской авиации США (FAA).
image.webp
В принципе, корабль Starship и ускоритель Super Heavy были готовы к тестовому запуску уже в начале августа. Затем между FAA и SpaceX возник конфликт. Точнее, конфликт перетёк в общественное пространство. Управление обвиняло компанию в безответственном отношении к запускам и наплевательской позиции по экологии, тогда как SpaceX выставляла FAA и её чиновников в очень неприглядном свете как ретроградов и едва ли не как вредителей, тормозящих космическую программу США. Глава SpaceX Илон Маск (Elon Musk) договорился до того, что публично призвал главу FAA Майка Уитакера (Mike Whitaker) уйти в отставку.

Если пятый тестовый полёт Starship состоится в воскресенье или на это хотя бы будет выдано разрешение FAA, это будет означать победу Маска над системой. Хорошо это или плохо, но общественность не вникает в детали конфликта и безоговорочно находится на стороне SpaceX. К слову, даже с разрешением полёт может не произойти чисто по техническим причинам или из-за плохой погоды.

Пятый тестовый полёт Starship должен стать шагом вперёд в программе многоразового использования ускорителей и кораблей. Компания запланировала подхват возвращающегося ускорителя краном — «палочками для еды» — на ферме для обслуживания. Это будет первое испытание подобного рода. В случае какой-то неувязки ускоритель будет уведён в сторону океана и затоплен в Мексиканском заливе. Всё очень шатко, поясняют в SpaceX.

Корабль Starship будет затоплен в Индийском океане, но это будет сделано нежно — с помощью повторного запуска двигателей корабля в атмосфере. Это должно доказать возможность мягкой посадки корабля. Окно для запуска откроется в 07:00 утра по местному времени, а в Москве в этот час будет 15:00.
 
[Impact]SpaceX разрешили возобновить запуски ракет Falcon 9, Starship приготовиться[/Impact]
12.10.2024
В пятницу Управление гражданской авиации США (FAA) уведомило компанию SpaceX, что ей разрешено возобновить запуски ракет-носителей Falcon 9. Этой рабочей лошадке компании и всей американской космонавтики было запрещено взлетать с 28 сентября, после аномалии с двигателями второй (разгонной) ступени, которая улетела за границу зоны разрешённой для затопления.
image.webp
«11 октября FAA уведомило SpaceX, что ракете Falcon 9 разрешено вернуться к регулярным полётам, — сказано в пятничном заявлении агентства. — FAA рассмотрело и приняло результаты расследования под руководством SpaceX и корректирующие действия в связи с аварией, произошедшей с миссией Crew-9 (28 сентября)».

Экипаж корабля SpaceX Dragon миссии Crew-9 в составе из россиянина и американца был благополучно доставлен на МКС. Через время после отделения капсулы от разгонного блока двигатели второй ступени должны были ещё раз включиться, чтобы направить разгонный блок в атмосферу Земли для утилизации и затопления останков в океане. Двигатели вовремя не запустились, и разгонный блок был затоплен за пределами установленной безопасной зоны. Пострадавших не было, но подобные ситуации чреваты происшествиями и недопустимы.

Для ракет Falcon 9 это стало третьей аварией за три последних месяца. Первый инциден в этой серии произошёл 11 июля, когда утечка топлива на верхней ступени привела к потере 20 интернет-спутников SpaceX Starlink. Это привело к приостановке запусков ракет-носителей примерно на две недели. Затем, 28 августа, первая ступень Falcon 9 не смогла благополучно приземлиться после успешного запуска Starlink. Снова ракета полетела три дня спустя. Инцидент в миссии Crew-9 стал третьим в этой цепочке, что также примерно на две недели проиостановило запуски Falcon 9.

Запуск 7 октября европейской межпланетной станции Hera на ракете Falcon 9 стал исключением. Разгонный блок, находящийся под следствием, в любом случае не должен был вернуться на Землю, и FAA не стало запрещать запуск.

Также в пятницу SpaceX сообщила, что она всё ещё надеется получить разрешение регулятора на запуск 13 октября пятой испытательной миссии Starship.
 
[Impact]SpaceX снова запустила Starship и поймала его первую ступень с первой попытки[/Impact]
13.10.2024
Аэрокосмическая компания SpaceX провела пятый испытательный пуск гигантской ракеты Starship с одноименным кораблём и первой ступенью Super Heavy. Старт был проведён с площадки космодрома Starbase в Бока-Чика, штат Техас, в 08:25 по местному времени (15:25 мск). Нынешний пуск примечателен тем, что SpaceX впервые сумела осуществить мягкую посадку первой ступени — её подхватила в воздухе установка Mechazilla, словно палочками для еды.
image.webp
С момента предыдущего тестового запуска Starship, который состоялся в июне этого года, инженеры SpaceX внесли ряд изменений, в том числе для повышения термической защиты корабля. Была проведена работа по замене обшивки Starship, а закрылки получили дополнительную защиту от воздействия высоких температур.

Сегодняшний пуск позволит SpaceX войти в историю, поскольку компания сумела первой в мире осуществить посадку своей сверхтяжёлой ракеты, для захвата которой использовалась специальная башня Mechazilla, размещённая на территории Starbase прямо у стартового стола Starship. Такой подход позволит в будущем быстрее готовить ускорители к новым запускам.
Посмотреть вложение image.webp
До сегодняшнего дня SpaceX провела четыре испытательных полёта Starship, два из которых состоялись в апреле и ноябре 2023 года, а ещё два — в марте и июне 2024 года. Последний тестовый пуск SpaceX признала успешным, несмотря на то, что во время приводнения первая ступень получила серьёзные повреждения. Система Starship разрабатывается для проведения космических полётов к Луне, Марсу и более удалённым объектам.
https://giphy.com/gifs/fWe4RJXhaOenLFdlQa?utm_source=iframe&utm_medium=embed&utm_campaign=Embeds&utm_term=https%3A%2F%2F3dnews.ru%2F1112397%2Fspacex-provela-pusk-korablya-starship-i-vpervie-posadila-raketu-super-heavy
Для доставки корабля Starship на орбиту SpaceX задействует гигантскую первую ступень Super Heavy с 33 двигателями Raptor. В конструкции корабля Starship предусмотрено 6 двигателей Raptor. В собранном виде высота системы Starship достигает 122 метров. Обе ступени системы являются многоразовыми и после отработки технологии посадки их можно будет использовать для проведения повторных пусков.

Отметим также, что Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) США выбрало корабль Starship в качестве пилотируемого посадочного модуля для доставки двух первых экипажей программы Artemis между лунной орбитой и южным полюсом спутника нашей планеты.
 
[Impact]SpaceX завершила пятый тестовый полёт Starship[/Impact]

Сегодняшний пятый тестовый полёт космического корабля Starship от компании SpaceX стал важным этапом в развитии сверхтяжёлой космической системы, которая разрабатывается для будущих полётов к Луне, Марсу и другим космическим объектам. Полёт завершился успешным приводнением в Индийском океане, однако его финальная стадия вызвала определённые вопросы из-за произошедшего после приводнения взрыва, о котором пока не было официальных комментариев.
Посмотреть вложение image.webp
Основные этапы миссии
Космический корабль Starship и ракета-носитель Super Heavy стартовали с площадки Starbase в Техасе в 08:25 по местному времени (15:25 мск). Этот запуск особенно примечателен тем, что компания SpaceX успешно использовала установку Mechazilla для захвата первой ступени ракеты — Super Heavy, которая отделилась спустя 7 минут после старта и была поймана у поверхности Земли. Это достижение представляет собой ключевой шаг к реализации концепции многоразового использования первой ступени ракеты.

После отделения первой ступени, корабль Starship продолжил движение в космосе, пройдя фазу орбитального полёта. Спустя примерно 45 минут после старта он вошёл в атмосферу Земли, где столкнулся с фазой пикового нагрева. Во время этого этапа произошёл инцидент — один из четырёх закрылков корабля возгорелся. Несмотря на это, Starship успешно достиг заданного квадрата в Индийском океане, где и произошло его приводнение.
Посмотреть вложение image.webp
Вопросы после полёта
Через несколько секунд после приводнения корабля в 16:30 мск случился взрыв, который сопровождался яркой вспышкой. На данный момент нет информации от SpaceX о причинах инцидента, и ведущие трансляции также не дали никаких комментариев. Взрыв может быть связан с процедурой аварийного самоуничтожения или непредвиденными обстоятельствами при приводнении, но официальных данных пока нет.

Предыдущие тестовые полёты и планы на будущее
Ранее SpaceX провела четыре тестовых полёта Starship: по два в 2023 и 2024 годах. Основная цель этих испытаний — проверить ключевые системы и возможности аппарата для его использования в дальних космических миссиях. Разработка Starship является частью амбициозных планов компании, которые включают полёты к Луне в рамках программы Artemis, а также к Марсу и более далёким целям в Солнечной системе.
image.webp
SpaceX уже подписала контракт с NASA на доставку двух первых экипажей программы Artemis между лунной орбитой и южным полюсом Луны, что подчёркивает важность и потенциал Starship для будущих пилотируемых космических миссий.

Заключение
Пятый тестовый полёт Starship продемонстрировал важные достижения, такие как успешный захват первой ступени ракеты и возвращение корабля в атмосферу. Однако произошедший после приводнения взрыв остаётся открытым вопросом, требующим дальнейшего анализа. SpaceX продолжает совершенствовать свои технологии и приближаться к созданию многоразовой системы для полётов в дальний космос.Посмотреть вложение 1
 
[Impact]Vast представила дизайн орбитальной капсулы Haven-1 с деревянными элементами интерьера[/Impact]
14.10.2024
В 2025 году компания SpaceX планирует запустить Haven-1 — инновационную космическую капсулу, разработанную компанией Vast. Этот проект знаменует новую эру в коммерческом освоении околоземной орбиты, предвосхищая завершение эксплуатации Международной космической станции (МКС), которую NASA намерено затопить в океане в 2030 году. Haven-1 может стать одним из первых частных обитаемых модулей, предназначенных для научных исследований и космического туризма.
Посмотреть вложение image.webp
Готовясь к завершению эры МКС в 2030 году, NASA делает ставку на коммерческий сектор в создании и эксплуатации будущих орбитальных модулей. Haven-1, разработанный калифорнийской компанией Vast, представляет собой одну из таких альтернатив. Более того, компания уже представила окончательный дизайн своей футуристической космической капсулы. Её запуск запланирован на 2025 год с использованием ракеты-носителя Falcon 9 — «рабочей лошадки» SpaceX. Тем не менее, столь амбициозные сроки реализации проекта вызывают вопросы.
https://youtu.be/efSaGWcmLgQ
Значительным преимуществом проекта является участие в нём Эндрю Дж. Фёстела (Andrew J. Feustel), бывшего астронавта NASA, привлечённого в качестве консультанта по дизайну. Фёстел, за плечами которого три космические миссии, отметил: «Мы извлекаем уроки из этого опыта, внедряя инновации для совершенствования нашей жизни и работы на космической станции. От систем связи и коммуникаций до организации личного пространства и взаимодействия с коллегами на борту — каждая деталь разработана с учётом опыта астронавтов, который лежит в основе нашей работы».
Посмотреть вложение image.webp
Опубликованные компанией Vast концептуальные изображения и видео Haven-1 демонстрируют разительный контраст с обликом МКС. Вместо загромождённой лаборатории с оборудованием и проводами, выступающими из каждого угла, интерьер Haven-1 поражает минимализмом и аккуратностью.
Посмотреть вложение image.webp
Большая часть оборудования скрыта в стенах за панелями. Одним из элементов дизайна станут огнестойкие рейки из кленового шпона, привносящие естественное тепло в традиционно стерильный и утилитарный интерьер космической станции.
image.webp
Компактность Haven-1 повышает вероятность успешной реализации проекта. Станция представляет собой единую, относительно небольшую капсулу, что можно увидеть на опубликованной схеме. Для сравнения, МКС, строительство которой началось в конце 1980-х годов, является крупнейшим искусственным объектом на околоземной орбите. Для доставки основных компонентов МКС потребовалось 42 космических полёта. По данным NASA, она превосходит по размерам шестикомнатный дом, имея шесть спальных мест, два санузла, тренажёрный зал и смотровую площадку с обзором в 360 градусов.
Посмотреть вложение image.webp
Амбиции Vast не ограничиваются Haven-1. При успешной реализации первого проекта и размещении экипажа из четырёх человек, к 2028 году компания планирует построить и запустить более крупный модуль. В долгосрочной перспективе, в 2030 году, Vast намеревается создать станции с искусственной гравитацией для экипажей до восьми человек. Реализация этих масштабных планов потребует значительных инвестиций от крупных заказчиков, возможно, даже от самого NASA, которому будут необходимы платформы для научных исследований на низкой околоземной орбите.

Посмотреть вложение image.webp
Параллельно с развитием коммерческих проектов на околоземной орбите, NASA сосредоточена на более амбициозных целях — постоянном присутствии на Луне, где планируется добывать воду из кратеров. Кроме того, рассматривается возможность строительства лунной топливной базы для будущих миссий на Марс и к астероидам, богатым ресурсами.
 
[Impact]SpaceX запустила Starship и поймала его первую ступень с первой попытки. Видео.[/Impact]

https://www.facebook.com/reel/1086515426240500
 
[Impact]SpaceX показала яркие кадры пятого полёта Starship высокого качества[/Impact]
16.10.2024
Компания SpaceX в соцсети X (бывшая Twitter) поделилась свежими высококачественными снимками первой ступени Super Heavy и корабля Starship во время совершения ими пятового тестового полёта, который состоялся 13 октября 2024 года. Полёт был по-настоящему историческим. Первая ступень с первой попытки была подхвачена механизмами обслуживающей фермы, а корабль мягко приводнился в океане. Предоставленные кадры отображают несколько моментов этого полёта.
image.webp
На самом первом кадре виден процесс отделения корабля Starship от первой ступени Super Heavy. Корабль уже запустил двигатели (ракета отделяется «по горячему» — уже с запущенными двигателями) и начал процесс отделения. На корпусе Super Heavy отчётливо виден штырь, за который ферма обслуживания позже подхватит первую ступень (с другой стороны ступени есть такой же штырь), а также решётчатые закрылки, которые помогут ступени спланировать в сторону фермы.
image.webp
На следующем кадре запечатлён корабль при входе в атмосферу, что ведёт к разогреву его оболочки до тысяч градусов.
image.webp
На третьем кадре Земля видна на фоне закрылка корабля. Во время предыдущего неудачного для корабля четвёртого тестового полёта этот элемент ракеты сильно обгорел и разрушился. В этот полёт компания позаботилась, чтобы у неё была возможность следить за этим элементом на всех участках полёта.
image.webp
Четвёртый кадр показывает хвостовую часть корабля на фоне Земли и Солнца. Позже корабль войдёт в атмосферу и успешно спустится на воду в Индийском океане.

Ещё одним и стоящим в тени героем события можно назвать сеть спутниковой интернет-связи SpaceX Starlink. Без постоянного скоростного канала связи, предоставляемого сетью Starlink, все связанные с полётом корабля кадры могли бы вовсе не появиться. Данные с камер и датчиков Starship постоянно передавались на Землю через сеть Starlink. Яркие и красочные кадры первой ступени и корабля в движении — это также заслуга SpaceX по выстраиванию группировки Starlink.
 
Назад
Сверху