[bluee]
Во Франции крах ТВ-контракта почти на миллиард евро. Лига сидит в кредитах и лишилась роста[/bluee]
Чемпионат Франции остался практически без телевизионных денег: в пятницу лига и компания Mediapro договорились о расторжении контракта, который должен был обеспечивать клубам по 780 миллионов евро за сезон с 2020-го по 2024 год. Всего продажа медиаправ должна была приносить клубам 1,15 миллиарда в год: еще около 330 млн дает Canal+, около 50 – Free.
Этот сезон был первым в новом четырехлетнем цикле – и Лига 1 очень радовалась резкому взлету доходов на 60%. Но на фоне коронавирусного кризиса французский футбол даже не успел пощупать эти деньги. В июле и августе Mediapro заплатила стартовые взносы в размере 143 миллионов евро (уже для этого компания привлекла деньги акционеров и кредиты), а затем начался кошмар: вещатель не перевел ни цента ни 5 октября (требовалось 172,3 миллиона евро), ни 5 декабря (еще 152,5 млн).
Чтобы понять масштаб беды, нам надо ненадолго вернуться в весну. Тогда чемпионат Франции – единственный в топ-5 – так и не возобновили после начала пандемии. Из-за отмены матчей бродкастеры Canal+ и beIN Sports отказались выплачивать 243 миллиона евро за финальную часть чемпионата. Чтобы покрыть дефицит и поддержать клубы в трудный момент, лига взяла кредит – 224,5 миллиона евро с государственной гарантией. Естественно, выплачивать его лига планировала благодаря новому повышенному телеконтракту – требовалось возвращать банку по 55 млн евро в год в течение четырех лет.
На кредит согласились все клубы, кроме «Нима» – 19 из 20 команд получили весной ровно столько, сколько и ожидали.
Неполучение 172 миллионов евро в октябре заставило Лигу 1 снова задуматься о походе в банк: оставить клубы без денег она не могла. Итог – 50 миллионов евро лига достала из собственных запасов, еще 120 взяла в кредит. Сроки возврата жесткие: по 40 миллионов евро в феврале 2021-го, апреле и июне. Лига могла бы рассчитаться перед банками деньгами от двух других вещателей (Canal+ и Free), но после всех страховых взносов, налогов и возвратов кредита у нее оставалось бы по 5 миллионов евро каждые два месяца – и 20 клубов получали бы от телевидения только по 125 000 евро в месяц.
Неполучение следующих 152 млн евро от Mediapro в декабре довело ситуацию до катастрофы: новый кредит лиге уже просто не одобрили бы, так как нет гарантий платежеспособности. Лига чрезмерно закредитована: на ней уже висят более 340 млн евро, по которым не погашено ни цента – и нет никакой уверенности в получении средств от основного вещателя, который просто подставил французский футбол.В итоге сделка, в мае 2018 года преподносившаяся как триумф (на отрезке 2016-2020 французы получали только 726 миллионов евро за сезон, а 1,15 миллиарда – это рывок в сторону Ла Лиги и Бундеслиги), быстро обернулась провалом. Денег нет, основной вещатель уходит, нужно искать новую телекомпанию прямо по ходу сезона.
Кто вообще такие Mediapro? Зачем им поверили?
Mediapro – испанско-китайская компания, которая показывает Ла Лигу в испанских барах и продает права на нее на международных рынках. Она базируется в Каталонии, но ее мажоритарным акционером является крупный китайский инвестиционный фонд Orient Securities Capital Investment Company Limited с широким портфелем – технологии, медиа, игры, здравоохранение и так далее.
Клубы и лига китайцам безоговорочно верили и видели в сделке государственный след: «В то время глава Китая Си Цзиньпин говорил о желании провести ЧМ-2030, китайские инвесторы покупали много разных активов в спорте. Мы думали, что для них наши телеправа и клубы – это инструмент мягкой силы, как Катар поступил с beIN», – объясняет бывший исполнительный директор лиги Дидье Кильо (получил за сделку бонус в размере 500 000 евро, но уже обещал его вернуть).А вот отношение к Mediapro в медиа изначально было скептическим. Le Monde сравнил сделку с браком по расчету, в котором жених не посмотрел на невесту до брака, а увидел только приданое.
Mediapro резко поднял цены на французском рынке и хотел нагреться на прежних вещателях. Но они взбесились и давили новичка игнором (похожая схема уже погубила компанию в Италии)
Раньше матчи чемпионата Франции внутри страны транслировал Canal+, а за рубежом – beIN Sports.
Из-за Mediapro лига отказалась от национального вещателя Canal+, с которым без перерывов сотрудничала с 1984-го, и выбрала исторический шанс на рост доходов (еще раз напомним: + 60%).
Mediapro купил большинство слотов, beIN достались только два матча из каждого тура (суббота 21:00 и воскресенье 17:00 – с гарантией показа главной игры в 28 турах из 38), а Canal+ проиграл борьбу вообще за все.Идея испанско-китайской компании была хитрой: отдать обездоленному Canal+ первый слот (трансляция вечером воскресенья с главными матчами 10 туров) за 330 миллионов евро и заодно договориться с крупнейшей телекомпанией страны о включении канала Telefoot в ее сеть распространения. Таким образом основной вещатель снизил бы затраты с 780 млн евро в год до 450 – и получил бы доступ к большой спортивной аудитории (а это шанс не только отбить вложения, но и получить прибыль).
Старожилам рынка такое отношение не понравилось. И тогда Canal+ купил у beIN Sports сублицензию за те же 330 миллионов евро, стал эксклюзивным дистрибьютором beIN во Франции, а Mediapro жестко отказал в доступе в свои спортивные пакеты. По сути, гиганты рынка вступили в сговор, чтобы посмотреть, как дерзкий новичок справится сам (и, конечно, не верили, что справится).
Нечто похожее с Mediapro уже случилось в Италии. Тогда компания выиграла тендер на показ Серии А с предложением в 1,050 миллиарда евро в год. Испанцы собирались как-то побить Sky, но пока они готовились к частной перепродаже слотов (тактика едина), лига разорвала соглашение – она так и не получила гарантий выплаты всей суммы и не хотела рисковать. Для итальянского футбольного рынка это был только плюс: повторные торги разделили матчи между Sky и онлайн-платформой DAZN, а сумма, хоть и упала по сравнению с вариантом Mediapro, все равно обеспечила нужный рывок – 973 млн евро в год.
План Mediapro провалился: миллионов собственных подписчиков не появилось, лига отказалась давать скидку
Mediapro оказался в ужасном положении: он запускает новый канал для трансляций, гиганты рынка не хотят с ним сотрудничать – а чтобы покрыть затраты, нужно резко привлечь несколько миллионов платных подписчиков. «Чтобы зарабатывать 850 миллионов евро в год, необходимо семь миллионов подписчиков, – критиковал конкурента генеральный директор группы Canal+ Максим Саада. – У beIN Sports, показывающего еще и чемпионаты мира и Европы, Ла Лигу, Серию А и НБА, получилось заработать только 3,5 миллиона подписчиков».Расчеты конкурента были основаны на привычной для французов цене в 15 евро в месяц. Mediapro нацеливался на 3,3 миллиона подписчиков за четыре года, но с гораздо более высокой стоимостью Telefoot:
• за 15 евро в месяц – Лига 1 и Лига 2 и только в онлайне (ноутбук, телефон, планшет)
• за 30 евро (или 25,9 при подписке сразу на год) – французский футбол плюс Лига чемпионов и Лига Европы, к тому же через кабельное ТВ.
Модель Telefoot была слишком оптимистичной.
Mediapro говорит, что сейчас у канала только 600 тысяч подписчиков, но бизнес-план и не подразумевал выхода на окупаемость в течение года. Чтобы не провалиться, Telefoot должен был за полтора сезона набрать еще около 3 миллионов подписчиков. Очень самонадеянно.
Mediapro нечем платить. У вещателя долги в 700 миллионов
Теперь слишком амбициозную модель Telefoot критикуют все, но на самом деле у Mediapro уже давно проблемы с финансами. В 2019-м оборот компании упал на 150 миллионов евро, хотя прибыль до налогообложения, выплаты процентов по кредитам и амортизации (EBITDA) увеличилась на 2 миллиона.
Ее чистый долг – 727 миллионов евро. В октябре компания Moody’s оценила ее на уровне Caa1 – очень высокий кредитный риск, близкий к банкротству. В России такой рейтинг был накануне дефолта 17 августа 1998 года.
В 2018-м Mediapro потеряла трансляции Ла Лиги (хоть и приобрела право дистрибуции за рубежом и трансляции в барах и ресторанах). Компания планировала вылезти за счет чемпионата Франции и выхода на биржу в начале 2020-го. Последнее сломалось из-за коронавируса. С оплатой прав на Лигу 1 тоже возникли проблемы.
«Я не говорю, что у нас вообще нет возможности платить. Мы просто адаптируемся к кризису, который затронул весь мир. Бары и рестораны закрыты, рынок рекламы упал… Да и мы не первые, кто не платит», – отвечал генеральный директор Mediapro Жауме Рурес, явно намекая на весенний отказ Canal+ и beIN.Изначально руководство французской лиги не собиралось разрывать контракт. В лиге понимали, что если избавиться от Mediapro, то доходы чемпионата Франции упадут: Canal+ не просто не предложит так много, но и явно снизит цену. А именно от медиадоходов зависит конкурентоспособность французских клубов (это примерно 47% бюджетов клубов).
Что дальше на ТВ? Победитель – Canal+, который заберет чемпионат за меньшие деньги, а Mediapro заплатит всего 100 млн евро
Но все-таки Mediapro не смог выполнить обязательства – и уходит. Он продолжит показывать матчи, пока не найдется новый основной вещатель, и заплатит лиге 100 миллионов евро (64 млн – как только подпишут соглашение в суде, еще 36 – в первой половине 2021 года).
Если канал Telefoot закроется (это наиболее вероятный исход), то Mediapro обязан вернуть подписчикам деньги за полгода. Если же канал сохранится (но уже без Лиги 1), французским телефанатам придется обращаться в компанию (Mediapro отвечает на запросы клиентов в среднем 52 дня) или судиться.
Для лиги проблемы не закончились – а только разгораются. Нового вещателя нужно найти как можно скорее, а Canal+ категорически отказался подбирать канал Telefoot моментально. Во-первых, на нем висит иск о недобросовестной конкуренции от Mediapro – и любое быстрое действие может быть расценено как элемент сговора. Во-вторых, не обнадеживая лигу и показывая максимальную незаинтересованность, канал сбивал цену.По данным L’Equipe, Canal+ может предложить клубам 590 миллионов евро фикс + 100 миллионов евро бонуса в зависимости от количества подписчиков.
Телеправа во Франции, очевидно, сделают шаг назад и в лучшем случае будут стоить как в эру до прихода Mediapro (максимум 690 млн от Canal+ и 50 млн от Free). На фоне остальных топовых лиг это сделает французский футбол беднее.
Что дальше у клубов? Сокращение лиги и футбольный Spotify
«Это идеальный шторм. Нет матчдей-доходов. Некоторые спонсоры не могут платить. Нет телевизионных денег, которые составляют половину бюджета. Мы видим свет в конце туннеля – это поезд едет прямо на нас», – сказал владелец одного из французских клубов в интервью Financial Times на правах анонимности. Суммарные убытки клубов Лиги 1 за сезон-2019/20, по данным комиссии при лиге (LFP), составили 291 миллион евро.
Кризис всегда провоцирует бурные изменения, поэтому в чемпионате Франции вовсю формулируют реформы.Уже в начале 2021-го клубы обсудят сокращение лиги – с 20 до 18 команд. Босс лиги Венсан Лабрюн не скрывает готовности к реформе: «Нам пора запустить дискуссию».
• По данным L’Equipe, совсем скоро при Лиге 1 появится отдельная медиакомпания, которая будет контролировать создание телепродукта и продажу спонсорских прав. Как и Серия А с Бундеслигой, французы хотят продать долю в этой компании крупному инвестиционному фонду – чтобы было на что вводить новые технологии.
• Ну и главное – французы задумались о новом формате вещания.
«Клубы давно не продают права самостоятельно, но и продажа от имени лиги не очень выходит, – молит о помощи президент «Лиона» Жан-Мишель Олас. – Нам нужен свой Spotify. Надо сделать уникальное предложение по удобной цене для людей. Мы можем снизить цену, сделать платформу, которая учитывает интересы каждого зрителя, и заработать больше благодаря расширению аудитории. Общая продажа единым пакетом уже не так привлекательна».На первый взгляд это может показаться революционной мыслью, но это не совсем так. Подобная технология называется OTT: пользователь платит абонентскую плату и потребляет услуги по запросу. Например, как в Netflix или Spotify.
Ключевое преимущество – просмотр контента с разных устройств. Нужен только интернет. Из-за этого цена подписки гораздо ниже, чем у кабельных каналов. Такие OTT-платформы уже используются в футболе. Например, Amazon Prime в АПЛ (20 матчей), DAZN в Бундеслиге (40 матчей) и Серии А (114 матчей), а греческий ПАОК вообще сделал свое приложение и показывает матчи только там.
Похоже, именно в OTT-платформах будущее рынка футбольных медиаправ. Это подтверждает исполнительный директор АПЛ Ричард Мастерс.
«В последнее время мы много работаем над собственной системой для работы со зрителем. Рано или поздно АПЛ перейдет к сочетанию продажи прав телеканалам и прямых продаж потребителю».
Во Франции прямо сейчас внедрение такой системы невозможно. Хотя кризис медиаправ вполне может привести страну в авангард OTT-революции.