[shadow=blue]Нацсовет разбушевался. Мальчики для битья - «Зеонбуд», «112-Украина» и Курченко[/shadow]
Дома, говорят, и стены помогают. Возвращение заседаний Нацсовета в отремонтированный актовый зал положило конец уютным домашним посиделкам в кабинете Главы. Оказавшись в родной песочнице, грозное семичленное ведомство показал игрокам телерынка, кто тут настоящий регулятор индустрии и серьезный конституционный орган.
Большой курултай открылся на торжественной ноте
Свое место заняла независимая пресса,
а кровно заинтересованная в исходе заседания,..
затаив дыхание, следила за последними консультациями членов Нацсовета
Начали с голосования за членов Общественного совета при Нацсовете
Оставим на время абсурдность факта, что Нацсовет сам выбирает себе общественный контроль, допрашивая потенциальных контролеров, соответствуют ли те будущей роли. Голосование, как вы уже знаете, состоялось.
Александр Глущенко
и Ольга Большакова были переизбраны в новый состав Общественного совета
К ним присоединилась журналист ГО «Телекритика» Марьяна Кучерук (более известная как Марьяна Закусило)
Остальные избранные на заседании не присутствовали, так что портретно я их представлю вам чуть позже. Членами Общественного совета также стали профессор тележурналистики у Поплавского Александр Макарский, переизбранный из прошлого состава юрист Игорь Розкладай, секретарь Национального союза журналистов Украины Сергей Омельчук, еще один представитель интересов ИТК Игорь Коваль, Виктория Веселовская (в резюме зкоторой начится управление николаевским телеканалом «Так ТВ»), эксперт по телекоммуникациям Роман Химич, директор «Европейской медиа платформы» Оксана Приходько, директор «Телекоммуникационной палаты Украины» Константин Грицак, руководитель НАМ Катерина Мясникова, Татьяна Попова (глава Интернет ассоциации Украины) и Татьяна Попова, руководитель кризисного медиа-центра.
Среди новых членов панели контролеров оказался и находящийся под домашним арестом Денис Бугай, адвокат Сергея Курченко - дока в наблюдательных советах (возглавлял оный в Брокбизнесбанке) и, как заметил Григорий Шверк, «уважаемый в правовых кругах юрист». Катерина Котенко призналась, что понятия не имела об уголовной истории Дениса, ну а сам он в борьбе с правоохронительными органами теперь сможет светить новым членством в госструктуре. Андрей Соломаха, ранее входивший в Общественный совет, в этот раз не подавал свою кандидатуру, но орган все равно получился с душком скандальности.
А вот другой уважаемый юрист - Ирина Стройко - в Общественный совет не прошла: видимо, работа в «1+1 медиа» помешала
«Когда мы были в Одессе, нам предлагали создать общественные советы при представителях Нацсовета на местах», - внезапно напугал присутствующих своим заявлением глава Нацсовета Юрий Артеменко
Наверное, не стоит разводить столько бюрократии на местах...
Острый вопрос раскодирования сигнала «Зеонбуда» и развития цифровой сети в целом рассматривали без представителя компании. Почему «Зеонбуд» не прислал делегата - неизвестно, но аппарат заверил присутствующих, что приглашал компанию неоднократно.
«Мы стоим на защите потребителей. Они имеют право смотреть цифру в открытом виде, и если купили телевизор, который может принимать сигнал DVB-T2, они должны иметь такую возможность», - открыл тематическую дискуссию глава Нацсовета... и грянул гром.
Рассмотрение вопроса «Зеонбуда» больше напоминало судебный процесс, только почти без стороны защиты.
В роли прокуроров - почти все члены Нацсовета,
свидетели обвинения - Валентин Коваль
и Александр Глущенко
А вот Александр Ильяшенко взял на себя роль адвоката
Для начала Юрий Артеменко напомнил, что еще предыдущий состав Нацсовета в разъяснительном письме поставил требование - обязательный открытый прием населением 32 каналов и запрет на их кодировку.
Олег Черныш отметил правомерность претензий ведомства: «Все помнят историю про якобы технические проблемы «Зеонбуда». Когда это оправдание не прошло, они начали придумывать другие отмазки. Компания, которая наш лицензиат, позволила себе не исполнить простое и понятное решение. Это не только пренебрежение регулятором, это еще и угроза информационной безопасности Украины. Конечные собственники «Зеонбуда» неизвестны, и мы не исключаем, что это другое государство. Сегодня мы наблюдаем откровенный саботаж. Нужно выносить предупреждение, но я считаю, нужны и другие, более жесткие решения».
Адвокат Ильяшенко попросил высокое собрание относиться к вопросу не как к одиночному случаю, а системно, мотивировав это тем, что с «Зеонбуда» пылинки нужно сдувать - ведь без него в следующем году переход на цифровое вещание не состоится. «Зеонбуд» один в этом поле, и если размахивать шашкой, в итоге можно остаться у разбитого корыта. Продравшись через этот набор словесных клише, я поняла одно: монополисту на рынке все дозволено.
И.о. генпрокурора Юрий Артеменко упрямо гнул линию обвинения: «Они тормозят процесс внедрения цифры и вредят отрасли. «Зеонбуд» пытается манипулировать мнением общественности и пытается манипулировать Нацсоветом. Знаете, сколько ко мне лоббистов с вопросами о «Зеонбуде» обращаются? Но я не люблю, когда нас пытаются обдурить, и держат за дураков, мне это неприятно. Они врут, что не получили письма, когда получили, врут, что есть технические сложности, когда их нет. Я не люблю, когда мне врут».
Так, перефразировав Высоцкого, Глава вернул дискуссию в обвинительное русло. Позже, на брифинге Юрий добавил, что распространяться о фамилиях лоббистов «Зеонбуда» в разных политических силах не станет, но у они у него есть.
Возвращаемся к так называемому суду. Свидетель номер 1 - Валентин Коваль - подтвердил, что отправил от лица компании М1 письмо в ответ на запрос «Зеонбуда», и что все компании группы StarLight готовили аналогичные письма. Что характерно, одиозный монополист попросил телеканал предоставить подтверждение, что он сам несет ответственность за распространение контента за пределами Украины, но как объясняет Коваль, в договоре есть пункт 5.6, в котором указано, что вещатель отвечает за все риски, связанные с возможными нарушениями об авторских правах, поэтому позиция «Зеонбуда» выглядит странно.
Второй свидетель - Александр Глущенко - избрал другую тактику: «На кону 10 млн абонентских устройств, которые должны продаться. Зеонбуд пытается саботировать отключение кодировки по экономическим причинам. Технически это за 5 минут делается, я точно знаю. Телеканал «Мега», например, вещает все время открыто, а по воскресеньям по спутнику они транслируют «Формулу 1» и вещают в открытом виде на Европу. Никаких проблем с правообладателями у него нет».
Итог подвел Артеменко: «Я буду инициировать подачу заявления в прокуратуру. Нацсовет со своей стороны примет самые жесткие меры».
Александр Ильяшенко попытался посоветовать присутствующим воздержаться от кардинальных решений - во избежание юридических последствий для самого ведомства.
Ответственный же за юридические вопросы Григорий Шверк возразил - «Зеонбуд» если в чем и квалифицирован, так это в эпистолярном жанре: «Они забросали нас письмами, но это все мелочи. Нацсовет выдал лицензию, в которой есть норма, что вещание должно быть обеспечено в открытом виде. Нацсовет интересуют отношения между «Зеонбудом» и телеканалами только умозрительно. Наша компетенция - следить за исполнением лицензии. Компания ее не исполняет. Эта юридическая часть вопроса может сейчас быть проголосована без каких-либо претензий. Авторские права и технические возможности - проблемы носителя лицензии. Если они построили такую сеть, которая не позволяет вещать открыто, хотя в лицензии сказано наоборот, то нам нужен новый оператор лицензии», - веско заявил заместитель главы по правовым вопросам.
Резюмировал все практичный Олег Черныш - дальше оттягивать некуда: «Аналог в июне будет отключаться. Нам нужно время, чтобы, возможно, пролицензировать другого оператора мультиплекса. Нам нужно открыть доступ на рынок производителями сеттопбоксов и приемников».
Таким образом, Нацсовет решил признать нарушение и вынести «Зеонбуду» предупреждение. Напомню, если в установленный двухнедельный срок компания не раскодирует сигнал, это станет повторным нарушением, повлечет за собой второе предупреждение и, вероятно, закончится судебным делом.
Но голосование по срокам устранения нарушений внезапно оказалось скандальным - такого бардака я, признаться, не вспомню. «Зеонбуд» просил отсрочки на 4,5 месяца до 1 января 2015 года. Григорий Шверк предложил 30-дневный срок вместо обычного недельного на устранение нарушений - мол, это стандартная практика для Нацсовета в сложных вопросах.
Вероятно, что месячный срок дал бы возможость «Зеонбуду» заблокировать решение раскодировать сигнал с помощью решения «гуманного» суда - прецедентом уже стала попытка нардепа Бориса Колесникова судиться с «Зеонбудом» с требованием запретить раскодировать сигнал его канала XSport (несмотря на то, что это противоречит лицензии канала). 15 августа суд отклонил иск канала, но за 30-дневный срок можно найти другой суд, и подготовить другой иск.
Попытки Юрия Артеменко проголосовать за недельный срок окончилась провалом несколько раз, как, впрочем, и попытка проголосовать за месяц, в итоге Ольга Герасимьюк, не выдержав бессмысленных голосований, назвала происходящее «цирком» и отказалась голосовать за компромиссные две недели. Но в итоге окончательное решение - вынести компании предупреждение и дать две недели на устранение нарушений - набрало уже шесть голосов членов: Герасимьюк таки подняла руку «за», почему-то изменив свое мнение. Александр Ильяшенко, естественно, от голосования воздержался.
Придя к временному компромиссу с вопросами цифры, Нацсовет разделался с телеканалом Сергея Курченко и фигурантом панельного скандала «Меню ТВ». У носителя лицензии то же нарушение с предупреждением и тот же двухнедельный срок, чтобы стать паинькой. Между прочим, Олег Черныш и Григорий Шверк воздержались в голосовании. Если Шверка в этом вопросе хоть как-то можно понять (все-таки, «Меню ТВ» - это его детище, с которым трудно расстаться даже после продажи), то позиции Олега Черныша я так и не смогла найти объяснение.
В юридической ловушке Нацсовет оказался и с телеканалом Z-tv (он же «Подростковый канал», он же «ЖИТТЯ телеканал»). Впрочем, название значения не имеет - телеканал никогда не вещал, что и показали результаты мониторинга. Новый собственник поставил условие: будет финансировать вещатель после того, как ему переоформят лицензию. Что, естественно, возмутило Юрия Артеменко: «Вы Нацсовету условия не ставьте. Если купил лицензию, пускть финансирует. Или лишается ее».
Что любопытно, на заседание наконец-то явился представитель канала - юрист Алексей Базин, который представлял почему-то экс-руководство, которое продало канал. Честно признался, что здесь он просто так - поскольку печать и все документы в кабинете директора, а сам директор - на морях за границей.
В итоге телеканалу одновременно переоформили лицензию в связи со сменой собственника - потому как вопрос технический, и нет юридических оснований не переоформлять. При этом вынесли предупреждение в связи с нарушением, что по сути - первый шаг в сторону лишения его лицензии.
Заседание снова почтил Андрей Соломаха от лица «112-Украина». Вчера он, кстати, отмечал день рождения
В этот раз вопросы о собственниках канала смеха у Андрея не вызывали. Впрочем, когда директор по развитию сети «112 Украина» снова отказался ответить главе Нацсовета, кто же владеет вещателем, его переадресовали сюда: если, мол, не знаешь, так учи. Сообщив собравшимся, что «Да, Медианяня знает все», Андрей косвенно подтвердил и информацию моих источников о новых собственниках канала.
С «Новым форматом ТВ» разобрались по-быстрому: нарушения, которые выявил мониторинг - отсутствие фильмов и обширное информационное вещание, канал не исправил, поэтому ему без вопросов вынесли предупреждение. А вот во мнении, что делать с остальными компаниями, входящими в структуру «112», члены Нацсовета разошлись. Владислав Севрюков предложил вынести предупреждение сразу: эфир, мол, аналогичен, а значит нарушения у компаний - те же, что и у «Нового формата ТВ». Григорий Шверк высказался категорически против и спросил Андрея Соломаху, готов ли он взять ответственность, чтобы представляемые им компании таки получили проверку. Получив утвердительный ответ и переголосовав еще несколько раз, Нацсовет таки принял решение об объявлении предупреждений всем компаниям, составляющим «112 Украина». Шверк по-прежнему был против, а Ильяшенко - воздержался.
- Я голосовал против, - прокомментировал мне после заседания Григорий, - потому что считаю, что Нацсовет должен быть регулятором, а не тираном. Я согласен, что если бы мы назначили проверку, то через неделю по ее результатам с высокой вероятностью выдали бы то же предупреждение, которое выдали и так. Предупреждение по результатам только мониторинга сэкономило работу аппарату ведомства. Но у телеканала должен быть шанс оправдаться за нарушение и высказать свою позицию, в чем и состоит суть проверки.
Впрочем, один голос ничего не изменил - решение по «112 Украина» принято.
Кстати, на брифинге Севрюков рассказал довольно любопытную штуку: оказывается, канал «112», транслируяся на пяти региональных цифровых частотах, ничего не нарушает, несмотря на четко прописанное в лицензиях «региональное вещание». Они, мол, создали одну компанию, которая производит общий контент, и им они якобы обмениваются. Хотя еще две недели назад тот же Севрюков наставивал, чтобы компании выделили хотя бы 1-2 часа в день для регионального вещания. Парадокс...
Еще одно, не менее любопытное, решение принял Нацсовет по результатам проверки канала «Украина».
Представитель телеканала, которому вменялось нарушение программной концепции, смог оправдаться, найдя в Совете нежданного союзника
Нарушение канала «Украина» касалось объемов детского программирования, которые не соответствовали прописанным в программной концепции канала. Катерина Котенко вдруг встала на сторону вещателя: обязательная квота детских программ в эфире общенациональных вещателей представляется ей лишней.
Со своей стороны отмечу, что вопрос обязательных детских программ не смущал бы общенациональные телеканалы, если бы законодательство о рекламе позволяло бы им монетизировать контент, а не работать на заведомо убыточный слот. Так что вопрос детского программирования на общенациональных вещателях вынесли на глобальное обсуждение с представителями всех вышеуказанных вещателей, а канал «Украина», не ожидавший такого счастья, отделался легким испугом - ушел с заседания без предупреждения (нарушение канала было принято к сведению).
Также Нацсовет переофрмил лицензию канала News One (ООО «Новини 24 години»), который, как известно, в январе этого года перешел от Вадима Рабиновича к члену Партии регионов Евгению Мураеву. В структуре канала Мураев поменял директора - вместо Андрея Дегтярева им стал Антон Аверьянов. А вместе с этим и редакционный совет, куда вошли Антон Аверьянов, Дарина Огир, Максим Кречетов и Александр Татохин.
На брифинге вернулись у вопросам цифровой сети, и в частности - что будет с «Зеонбудом»:
- Мы двигаемся сразу в нескольких направлениях. Ильяшенко и Черныш соберут на следующей неделе рабочую группу с Зеонбудом, Укрчастотнагляд, РРТ. Со своей стороны я инициирую обращение в Генпрокуратуру. Рубильник от всего телевидения страны находится в руках неизвестных собственников - это стратегическая ошибка. Чтобы обезвредить этот монополизм, мы и планируем на среду встречу рабочей группы, будем рассматривать вопросы дальнейшего развития цифры, искать пути финансирования DVB-T2 и внедрять схемы измерения. Мы обратились в Госкомрадиочастоты с просьбой просчитать сеть, развитием которой займется концерн РРТ. Красная кнопка должна быть в руках государства. Сеть будет строить концерн РРТ, - рассказал Глава Нацсовета.
Впрочем, так ли все гладко в концерне РРТ - тоже большой вопрос, которым я обещаю заняться. А пока поздравляю Нацсовет с обретением клыков и желаю впредь их не терять.