СТРАННЫЕ РАДИОИМПУЛЬСЫ ИЗ ДРУГОЙ ГАЛАКТИКИ: А МОЖЕТ ВСЕ-ТАКИ ИНОПЛАНЕТЯНЕ?
С самого момента их открытия, около 10 лет назад, быстрые дискретные радиоимпульсы не перестают удивлять ученых. Эти межгалактические всплески радиоизлучений уже имеют определенное объяснение, однако, согласно новой гипотезе, они могут иметь технологическую природу. Некоторые исследователи предполагают, что эти быстрые радиоимпульсы могут использоваться некоей внеземной цивилизацией в качестве средства для ускорения своих космических аппаратов. Следует признать, что предположение крайне спорное со множества сторон, но идея стоит своего рассмотрения хотя бы потому, что сами по себе эти импульсы являются ну уж очень необычными.
Наверняка, читая о том, что радиоимпульсы (FRB) могут создаваться некой продвинутой космической цивилизацией для перемещения в межзвездном и межгалактическом пространстве, вы можете подумать, что находитесь не на околонаучном ресурсе, а на каком-нибудь сайте об НЛО, где обычно и варится подобная инфостряпня. Но правда в том, что к такому предположению пришли довольно видные в своих кругах ученые – Ави Лоэб и Манасви Лингэм из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики. Но даже в этом случае, перед тем как рассматривать этот пока необъяснимый феномен с точки зрения искусственного, а не естественного астрофизического происхождения, необходимо собрать гораздо больше доказательств, чем имеются сейчас.
Кратко напомним о том, что впервые быстрые дискретные радиоимпульсы (Fast Radio Bursts, FRB) были обнаружены учеными австралийской обсерватории Паркса в 2007 году. И к настоящему моменту астрономами было зафиксировано 17 эпизодов этих миллисекундных вспышек радиоизлучений. Исследователи пытались объяснить их с точки зрения самых разных космологических явлений: сверхмассивных нейтронных звезд, гамма-излучения, звездных вспышек, звездных катаклизмов и т. д. Однако их истинный источник выделить по-прежнему никому не удалось. Единственное, в чем уверены ученые, – FRB-сигналы приходят к нам из-за пределов нашей галактики, преодолевая расстояния в несколько миллиардов световых лет.
При отсутствии у науки убедительной теории об их происхождении Лоэб и Лингэм выдвинули предположение (и не без причины) о том, что в создание этих радиовсплесков могли бы быть вовлечены какие-нибудь внеземные цивилизации. Натолкнуло на эту мысль ученых то, насколько странными являются эти FRB-сигналы. Во-первых, они невероятно горячие: их уровень яркостной температуры составляет 1037 (яркостная температура не совсем температура в привычном своем понимании. Как правило, с помощью этой величины определяют интенсивность микроволнового излучения звездного объекта, вроде того же пульсара).
Составное изображение FRB 121102, берущего свое начало в тусклой и очень далекой галактике, расположенной примерно в 3 миллиардах световых лет от нас
«Для создания такого уровня наблюдавшихся излучений необходимо иметь объект, обладающий очень горячей поверхностью», — комментирует Лоэб.
«Нам не известен ни один астрономический объект, способный генерировать такой уровень радиоизлучений с таким уровнем яркости, в десятки миллиардов раз превосходящий уровень яркости тех же самых мощных из известных нам пульсаров».
Еще одна загадка FRB-сигналов связана с их повторяющейся природой, которая, впрочем, не имеет какого бы ни было определенного уровня предсказуемости. Ученые считают, что это противоречит тем эффектам, которые могли бы быть ожидаемы со стороны какого-то катаклизмического события вроде звездного коллапса, при котором мощнейший взрыв создавал бы высокий уровень яркостной температуры. Помимо этого, наблюдаемый спектр FRB-сигналов сконцентрирован в определенном диапазоне, что совсем не было бы ожидаемо со стороны тех же пульсаров.
«Все эти зацепки наводят на мнение об их искусственном происхождении», — говорит Лоэб.
В своей работе ученые рассмотрели и вероятность создания этих далеких импульсов неким очень мощным инопланетным передающими устройством. На базе этой идеи Лоеб и Лингэм рассмотрели теоретическую возможность создания подобного устройства, а также предположили потенциал его использования. Исследователи пришли к выводу, что если бы подобное устройство работало на базе солнечной энергии, то площадь объекта, собирающего и генерирующего из света необходимый уровень энергии, должна была бы в два раза превосходить размер нашей Земли. Такой площадью может обладать какая-нибудь огромная планета или большая космическая мегаструктура вроде гипотетической сферы Дайсона.
Для защиты от разрушения подобной конструкции под воздействием невыносимых температур, скорее всего, понадобилось бы использование некой системы жидкостного охлаждения. Такая конструкция транслятора, по мнению ученых, стояла бы далеко за пределами наших технологических возможностей, но тем не менее не нарушала бы законы известной нам физики, что уже само по себе хорошо.
Что же касается целей, для которых внеземная цивилизация могла бы построить подобное устройство, то, по мнению ученых, оно могло бы использоваться в качестве межзвездной или даже межгалактической сигнальной системы, сообщающей другим разумным формам жизни о существовании другой цивилизации.
«Можно представить себе и излучатель, который создает направленные радиоволны и может использоваться в качестве своеобразного светового паруса. Схожий с обычным парусом, который направляется ветром, световой парус получает нужный импульс для движения из энергии света, теоретически позволяя разогнаться до световой скорости», — продолжает Лоэб.
Для возможности создания необходимого импульса и придания ускорения световому парусу, такой излучатель должен обладать невероятной мощностью. Вполне возможно, что уровень этой мощности настолько велик, что хватит для придачи ускорения объектам весом в несколько миллионов тонн (представьте себе 20 огромных круизных лайнера в качестве примера). По мнению Манасви Лингрэма, такой излучатель сможет отправлять в межзвездное или даже межгалактическое путешествие огромные космические корабли с пассажирами.
Что интересно, наша цивилизация тоже планирует в недалеком будущем использование световых парусов для межзвездных перелетов, правда на куда менее масштабном уровне. Физик-теоретик Стивен Хокинг и российский миллиардер Юрий Мильнер считают это отличной идеей и поэтому решили в прошлом году инвестировать 100 миллионов долларов в проект Breakthrough Starshot. А в начале этого года ученые из Института Макса Планка рассмотрели возможность использования аппарата на солнечном парусе для исследования Альфы Центавра, являющейся ближайшей к нам звездной системой.
То есть ученые ведут к тому, что FRB-вспышки, которые мы улавливаем на Земле, могут являться «утечкой» или побочным выбросом инопланетной системы, создающей эти импульсы для ускорения инопланетных космических аппаратов.
«Радиолучи рассекают разные уголки нашего неба, потому что их источник меняет свое расположение относительно нас», — объясняет Лоэб.
«Это может быть связано с особенностью вращения объекта, генерирующего эту энергию, либо с самим вращением звезды или же всей галактики в целом, где находится этот источник. Время от времени лучи направляются прямиком к Земле и заодно приводят в замешательства наших астрономов».
Как бы там ни было, но подобного объяснения хватило для того, чтобы работа Лоэба и Лингэма была принята к публикации в научном журнале Astrophysical Journal Letters.
Понятное дело, что необходимо провести гораздо больше работы и собрать более убедительные доказательства. И все же многие ученые соглашаются с тем, что сигналы эти очень странные. Например, директор исследовательского института SETI Эндрю Симеон, указывает на то, что эти FRB-сигналы, как ничто другое, заставляют ученых рассматривать самые разные и порой даже фантастические и безумные идеи об их источнике. Симеон, не принимавший участие в обсуждаемом сегодня исследовании, поддерживает работу гарвардских астрономов, даже если она имеет несколько нетрадиционный подход.
«Мы не можем исключать возможность того, что аномальные сигналы, вроде этих быстрых радиоимпульсов, могут создаваться внеземной технологией. И хотя это маловероятно, эта идея все равно должна оставаться одной из возможностей, которую не следует сразу же отбрасывать», — говорит Симеон.
«Работа Лингрэма и Лоэба предлагает интригующую идею о специальной технологии, стоящей за пределами нашего понимания традиционных форм коммуникаций или радиолокационных систем (систем направленной передачи энергии), способных производить кратковременные радиоимпульсы. И хотя сам по себе этот вариант является очень спорным, он представляет отличный пример того, что в подобных обсуждениях мы должны быть открытыми к абсолютно любым предложениям и предположениям, особенно когда речь идет о поиске потенциальных сигналов внеземных цивилизаций».
Несмотря на это замечание Симеона, новую гипотезу не следует рассматривать чем-то большим, чем очередное предположение, пытающееся объяснить природу странных радиоимпульсов, поэтому делать какие-либо выводы уже сейчас будет глупо. Сейчас вообще наблюдается тенденция — как в СМИ, так и среди общественности — делать выводы раньше времени. В качестве одного из последних примеров можно рассматривать очень странное поведение звезды KIC 8462852, вся информация о которой так или иначе сводилась к теориям об инопланетянах, нежели к чему-то более научному и обоснованному с точки зрения астрофизики.
Лоэб соглашается с тем, что его гипотеза может звучать слишком фантастической, однако, по мнению ученого, ее не стоит исключать просто потому, что она может для кого-то прозвучать слишком причудливой.
«Одним из наиболее удивительных аспектов, связанных с занятием наукой, заключается в том, что каждый может исключить ту или иную возможность только после предоставления достаточного количества убедительных доказательств более подходящей идеи», — говорит Лоэб.
«Наука имеет множество примеров, показывающих неразумность исключения самых разных возможностей только на основе чьих-то предрассудков, так как в конечном итоге это всегда приводит к застою, а не прогрессу. Даже если мне кажется, что на основе собранных данных можно вывести предположение об искусственном источнике FRB-сигналов, я бы без проблем принял другое объяснение этого явления, если бы мне предоставили более точные данные. Наука – это опыт познания. Мы выясняем, как работает природа, отбрасывая неверные варианты в первую очередь с учетом проведения наблюдений, а не согласно нашим предрассудкам».