[shadow=blue]"ГОЛОС РОССИИ". 85 ЛЕТ[/shadow]
29 октября – ровно 85 лет с того дня, как началось регулярное радиовещание из Москвы на иностранных языках для зарубежных слушателей.
Первые передачи Московского радио прозвучали в эфире 29 октября 1929 года на немецком языке. А 7 ноября репортаж с Красной площади передавался уже на двух языках — немецком и французском. В конце декабря началось вещание и на английском. Построенная в Москве к октябрю того же года "Радиостанция ВЦСПС", тогда самая крупная в Европе, обеспечивала хорошую слышимость. И хотя в то время радиоприемники были еще не очень распространены, уже после эфира первых программ стали поступать отклики от слушателей, которые проявили большой интерес к материалам и о жизни в Советской России, и о политике нашего государства на международной арене. Фактически это стало прорывом информационной блокады, созданной вокруг нашей страны. И по мере того, как увеличивалось число языков вещания (в 1933 году их было уже 8), росла и аудитория Московского радио. А вместе с этим и количество наших друзей за рубежом.
Это вызывало нескрываемую тревогу в определенных кругах западных стран. Особенно у пришедших в 1933 году к власти в Германии нацистов, которые первыми в истории прибегли к глушению в эфире наших радиопередач. А в канун нападения на СССР Геббельс подготовил распоряжение о мерах, призванных "заглушить" само Московское радио. Реализация распоряжения была намечена на 22 июля 41-го года, когда планировалось провести массированную бомбардировку Москвы. Геббельс в тот день хвастливо заявил, что "Москва сегодня перестанет говорить".
Налет фашистских бомбардировщиков состоялся. И одна из бомб упала в самый центр квадратного внутреннего двора здания в Путинковском переулке, где с 1938 года размещались редакции Иновещания. Упала, но, к счастью, не взорвалась. Вещание не прерывалось ни на минуту. И 7 ноября 41-го года репортаж о параде на Красной площади, откуда советские воины уходили прямо на фронт, звучал уже на 20 с лишним иностранных языках.
Война в корне изменила характер передач Московского радио. На протяжении почти четырех лет их содержание по всем направлениям было подчинено задаче — борьбе с фашистским агрессором. Особое внимание уделялось вещанию на оккупированные европейские страны, где Московское радио чаще всего являлось единственным источником правдивой информации. С учетом того что оккупанты под страхом смертной казни запрещали слушать наши передачи, были введены ночные сеансы, во время которых рассказывалось не только о положении на фронте, но и о движении сопротивления в странах Европы. Передавались материалы об опыте партизанской войны. После войны в адрес Московского радио от наших слушателей из освобожденных стран пришли тысячи благодарственных писем. А председатель Всемирного совета мира Фредерик Жолио-Кюри, сам активный участник движения Сопротивления, при посещении нашей французской редакции заявил: "Глубокое волнение овладевает мной, когда я выступаю у микрофона, через который во время долгих лет войны и оккупации летело в эфир столько слов ободрения и надежды. Передачи Московского радио оказали большую услугу французскому движению Сопротивления".
В послевоенные годы, прорвав информационную блокаду, наше Иновещание продемонстрировало способность достаточно эффективно влиять на слушателей, формируя у них объективное представление о внешней политике Москвы и тем самым расширяя за рубежом круг если не друзей, то уж как минимум людей, относящихся к нашей стране без предубеждения или враждебности. Война показала, что наши передачи способны и на большее. Что они могут способствовать даже мобилизации людей на активные действия. На оба эти качества и была сделана ставка в условиях холодной войны, которую наши вчерашние союзники развязали после разгрома фашистской Германии. Наряду с широким показом внутреннего развития страны важнейшими направлениями работы Иновещания стали пропаганда борьбы международной общественности за мир и разоблачение агрессивной политики Североатлантического союза во главе с США.
Понятно, что для выполнения этих задач требовались очень квалифицированные журналистские кадры. А ведь не секрет, что долгие годы наше радиовещание на зарубежные страны работало без вывески, в полузакрытом режиме, авторские материалы звучали в эфире под псевдонимами. Тогда-то Иновещание и прослыло "могилой неизвестного журналиста". Однако с середины 50-х годов ситуация стала кардинально меняться. Анонимность исчезла из нашего эфира. Работа журналиста Иновещания становилась все более престижной. Когда было принято решение организовать корреспондентскую сеть радио и телевидения за рубежом, то обеспечить его выполнение удалось только благодаря высокопрофессиональным журналистам Иновещания. Первый зарубежный корпункт был основан осенью 1956 года в Париже. Затем последовали Лондон, Берлин и, как говорится, далее везде. Выходцы из Иновещания впоследствии сформировали основной костяк и группы политических обозревателей Гостелерадио — элиты нашей международной журналистики. Впрочем, стартовой площадкой Иновещание стало не только для журналистов, но и для многих ныне известных политиков, государственных и общественных деятелей, ученых. Передачи Иновещания — продукт коллективного творчества. И в этом всегда была высока роль переводчиков и дикторов, считавшихся лучшими специалистами в стране. Достаточно вспомнить Бориса Ефимовича Белицкого, который блестяще объединил в себе обе эти непростые профессии. Нужен высококлассный переводчик для процесса над сбитым американским пилотом Пауэрсом — лучшего, чем Белицкий, не нашли. Сопровождать Юрия Гагарина в одной из первых его зарубежных поездок в Англию и обеспечить достойный перевод беседы первого космонавта Земли с английской королевой — опять только Белицкий. В его лице наше Иновещание оказалось причастно и к благополучному исходу одного из самых драматических событий второй половины ХХ века — разразившегося к осени 1962 года Карибского кризиса.
Когда в ответ на размещение в Турции американских ядерных ракет "Юпитер" советские ракеты тайно были завезены на Кубу, и это вскрылось, мир реально оказался на грани ядерной войны. Никаких "красных телефонов" для контактов между Белым домом и Кремлем тогда еще не было. И в создавшихся условиях, когда счет шел даже не на дни, а на часы, единственным оперативным каналом связи с Вашингтоном оказалось наше Иновещание. Именно Белицкий в считаные минуты перевел тогда и прочитал у микрофона в эфир послание Хрущева американскому президенту, в котором сообщалось о решении правительства Советского Союза убрать ракеты с Кубы. Реакция последовала незамедлительно. В ответном послании Кеннеди говорилось: "Уважаемый Председатель, я сразу же отвечаю на Ваше послание от 28 октября, переданное по радио, хотя я еще не получил официального текста, так как придаю огромное значение тому, чтобы действовать быстро в целях разрешения кризиса".
Так же, как советские ракеты с Кубы, с территории Турции были вывезены американские "Юпитеры". Историческая роль, которую наше Иновещание сыграло в предотвращении ядерной войны, существенно повысила и его международный авторитет, и его значение в системе средств советской внешнеполитической информации.
Руководителем Иновещания в то время был Энвер Назимович Мамедов, назначенный в начале 62-го года первым заместителем председателя Комитета по радиовещанию и телевидению Совета министров СССР. По единодушной оценке наших ветеранов, его приход ознаменовал начало периода расцвета Иновещания, его "золотого века". Действительно, в обстановке острого идеологического противостояния двух систем число иностранных языков, на которых велись передачи, увеличилось вскоре до 70. Прежде всего за счет национальных языков народов Азии и Африки, что обеспечило этим народам, по признанию их лидеров, серьезную моральную поддержку в национально-освободительном движении. Общий объем передач превысил 250 часов в сутки. Существенно улучшалась слышимость наших передач, росли мощности их технического обеспечения. Ну, а наглядным показателем эффективности нашей работы были, конечно, письма слушателей, приходившие со всего мира на Пятницкую, 25 в количестве до двухсот тысяч в год. Иновещание уже не скрывало, как прежде, своего лица. Свое 50-летие Московское радио торжественно отметило в Большом театре, где Сергей Георгиевич Лапин, возглавивший в 1970 году Гостелерадио, по поручению Президиума Верховного Совета СССР вручил большой группе работников Иновещания первые государственные награды…
После распада СССР лучшие традиции отечественного радиовещания на зарубежные страны продолжило радио "Голос России", оставаясь одним из важнейших инструментов защиты национальных интересов нашей страны на международной арене. Эта задача приобретает сегодня еще большую актуальность и значение в условиях той информационной войны, которая развернута против России на фоне украинского кризиса.
Понятно, что новые технологические возможности дальнейшего совершенствования российского радиовещания на зарубежные страны открыл интернет. Организационное же вхождение "Голоса России" в холдинг Международного информационного агентства "Россия сегодня" открывает для нас дополнительный творческий ресурс, умножает инструментарий эффективного диалога России со всем остальным миром.