[dropshadow=blue]Апокалипсис сегодня: как скандал вокруг Facebook сотрясает мир[/dropshadow]
Солнце померкнет, звезды падут с неба, и еще 10 далеко идущих последствий утечки данных
В США распространено такое явление, как «преппинг». Препперы активно готовятся к концу света, обустраивая подвалы и бункеры, а порой даже начинают жить в них заранее. Так вот – только человек, проведший последние две недели глубоко под землей, мог не слышать о том, что глобальный катаклизм уже произошел. История вокруг Facebook и компании Cambridge Analytica – один из самых крупных скандалов в истории интернета, и о том, чем он закончится, можно лишь гадать, но некоторые последствия уже очевидны.
Если вы тоже все это время были в бункере, то суть истории такова. Компания Cambridge Analytica, офис которой расположен в Великобритании, занимается сбором данных потенциальных избирателей и на основании этих данных с помощью специального ПО составляет их «портреты». Угадывая по ним политические (да и любые другие) предпочтения пользователя, компания может не только предсказать, как он проголосует, но и порекомендовать своим клиентам, как склонить пользователя в пользу их кандидатов.
Cambridge Analytica получила огромный массив данных от лектора Кембриджского университета Александра Когана, который создал приложение thisisyourdigitallife. Это приложение анализировало профили воспользовавшихся им пользователей в духе «познай самого себя», и – с их согласия – собирало личные данные как самого пользователя, так и его друзей. Сам сбор данных был законным (что не означает «этичным»), а вот их передача политтехнологам из Cambridge Analytica – скорее всего, нет. Утечка затронула, по некоторым оценкам, около 50 млн пользователей. Впрочем, доскональных разборов произошедшего хватает; нас же интересует то, какой эффект произвел разразившийся за этим скандал.
1
Падение акций, падение репутаций
На момент написания статьи рыночная капитализация Facebook просела до $444,55 млрд – при том, что еще 16 марта этот показатель составлял $537,9 млрд. За тот же период цена акции Facebook упала с $185,09 до $153,03, хотя за последние дни уже фактически стабилизировалась. 19 марта было зафиксировано крупнейшее за последние 4 года падение акций Facebook в течение суток.
Ведущие экономические издания бросились подсчитывать не только финансовый ущерб, но и репутационный – вплоть до подсчета лайков под постами Марка Цукерберга с COO Facebook Шерил Сэндберг, в которых те извинялись перед пользователями. При этом был сделан вывод, что репутация Сэндберг пострадала больше: у нее 11% негативных реакций против 3% у Цукерберга. Есть мнение, что причина тому то, что Цукерберг давно укоренился в представлении пользователей как «злой гений», тогда как операционного директора компании многие считали принципиальной бизнесвумен.
Уразумев, что извинений в собственных аккаунтах недостаточно, руководство Facebook купило рекламные площади в газетах The Observer, Sunday Times, Sunday Telegraph, Sunday Mirror, Sunday Express и других, чтобы разместить извинения и там. «Мы ответственны за защиту вашей информации. Если мы не справляемся, то мы недостойны этой ответственности», – гласит обращение.
По-видимому, из-за скандала откладывается и выпуск анонсированной компанией смарт-колонки. Даже люди, которые отмахиваются от теорий о том, что Facebook подслушивает своих пользователей, сейчас подумают дважды, прежде чем установить дома такой девайс.
2
#DeleteFacebook
Где бойкот, там и хэштег с призывом к нему присоединиться. К флэшмобу #DeleteFacebook присоединились сотни юзеров, а некоторые именитые пользователи не упустили шанса записать себе плюсик в карму. Так, из Facebook исчезли официальные страницы компаний Tesla и SpaceX, а ироничный Илон Маск прокомментировал это в Twitter словами «Какой еще Facebook?» – так, будто их никогда там и не было.
Журнал Playboy удалил свою страницу, подчеркнув, что стоящие за ним люди «не хотят быть соучастниками сомнительных практик [Facebook]». Среди селебрити и брендов, ушедших из соцсети – певица Шер, компания Mozilla, британская группа Massive Attack, актеры Уилл Феррелл, Джим Керри и другие. Знаменитости уточняют, что это временный перерыв – до тех пор, пока Facebook не наладит ситуацию с приватностью.
3
Судьба бизнеса в Facebook
Бизнес тоже не торопится прощаться с соцсетью навсегда. Так, американский производитель техники Sonos заявил, что уберет свою рекламу не только с Facebook, но и с Instagram, Google, YouTube и Twitter. Радикальное решение, если не упоминать о том, что компания объявила бойкот всего лишь на неделю.
Но то, насколько громко бизнесмены хлопают дверью, – не особенно важно.Важно то, как изменится их собственная этика. Как известно, Марк Цукерберг в скором времени даст показания в качестве свидетеля перед Конгрессом. Власти США и других демократических стран, в свою очередь, постараются положить конец подобным утечкам данных. А это значит, что бизнесу придется пересмотреть свой подход к сбору и анализу личной информации клиентов. Если штормит такого гиганта, как Facebook (при том, что самих Цукерберга и ко вполне могут признать непричастными к утечке), то какому-нибудь региональному ООО и вовсе нужно дуть на воду.
4
Могут пострадать легальные исследования
Если компании станут аккуратнее в сборе и анализе информации, то логично думать, что делиться ею с исследователями они будут еще неохотнее. Где гарантия, что обратившийся к ним ученый не окажется следующим Александром Коганом? До сих пор Facebook был прекрасным полем для исследований – с его помощью предсказывали вероятность уличных протестов, изучали связь социальной активности с самооценкой у девочек-подростков и так далее. Прецедент Cambridge Analytica значительно затруднит подобные проекты в будущем.
5
Пользователи озаботились безопасностью своих данных
Не только государство решило бороться с утечками данных – сами пользователи бросились повышать уровень сетевой грамотности. Колумнист The Guardian опубликовал собственное исследование, которое продемонстрировало, что Google хранит 5,5 Гб данных о нем («это примерно 3 миллиона вордовских документов», – комментирует он). Размер аналогичного «досье» Facebook составил 600 мегабайт. «Сюда включены все сообщения и файлы, которые вы или вам когда-либо отправляли, все контакты в вашем телефоне, все отправленные аудиофайлы», – пишет автор.
Журналист также обнаружил, что Google Drive хранит давно удаленные им резюме, бюджетный план и PGP-код, с помощью которого он шифровал свою почту. Если бы не скандал с Facebook, многие из юзеров жили бы в неведении относительно того, что с их информацией делают другие сайты – принадлежащий Google сайт YouTube, например, хранит всю историю просмотров пользователя.
6
Facebook тоже демонстративно озаботился безопасностью данных
Помните, как из условий пользования iTunes сделали захватывающий комикс? Похоже, из нынешних правил Facebook получилось бы что-то более зловещее. На фоне скандала Facebook решила обновить дизайн меню настроек пользователя, чтобы упростить управление личной информацией. Кроме того, в ближайшие несколько недель компания обещает обновить условия использования, чтобы пресловутый «мелкий шрифт», объясняющий, как именно и кем используется ваша информация, был читаемым и понятным.
7
Авторитет Data Science еще никогда не был так высок
Никого уже не удивляет, что система супермаркета Target способна определить беременность покупательницы до того, как она сама о ней узнает. Такой гипотетический маркетинговый оракул может угадать, что вы предпочитаете – пепси или колу, – даже если в вашем списке покупок не было ни той, ни другой. Ситуация вокруг Cambridge Analytica оказала науке о работе с данными двоякую услугу – с одной стороны, способности невидимых аналитиков пугают, а с другой – к ним прониклись небывалым уважением. А значит, услуги специалистов по Data Science будут востребованы как никогда.
8
Повод для пиара других соцсетей
Скандал стал поводом для CEO многочисленных мелких соцсетей выйти вперед и заявить: «Альтернатива Facebook существует. Это мы». Например, в сети снова вспомнили об Ello – платформе для творческих людей, которой в 2014 году пророчили славу «убийцы Facebook». Манифест компании гласит, что в традиционных соцсетях «вы являетесь продуктом, который покупают и продают». Ello же (по крайней мере на словах) стремится к более прозрачному подходу к данным своих пользователей.
Еще одна компания, Disciple Media, использует похожую антимонопольную и почти что нью-эйджевую риторику. Ранее она создавала нишевые мини-соцсети – например, для группы Rolling Stones, – но сейчас хочет создать полномасштабное приложение-конструктор, своего рода анти-Facebook, где можно будет создавать закрытые группы с собственными правилами.
Приложение Vero, которое еще недавно обещало составить конкуренцию Instagram (пока само не очутилось в центре скандала), обещает, что в нем нет никакой рекламы, никаких темных алгоритмов, никакого data-майнинга. В общем, лучшего повода для самовосхваления у соцсетей еще не было.
9
Предвыборная паранойя будет усиливаться
Собранный Cambridge Analytica массив данных предположительно был использован избирательным штабом Дональда Трампа. На сайте самой компании также сообщалось, что она сотрудничала с властями Малайзии и «создала таргетированную кампанию для освещения школьной реформы в федеральном штате Кедах с 2008 года» (в ответ на возмущение оппозиции правительство опровергло обвинения). Также предполагается, что компания могла повлиять на выборы в Кении, Индии и Бразилии.
Бывший руководитель исследований в Cambridge Analytica Крис Уайли утверждает, что афиллированная с их материнской компанией SCL Group фирма из Канады могла нелегально повлиять на исход голосования по Brexit. (Сам Уайли раскаивается в том, что помог создать компанию, которая «позволяет обманывать демократические процессы».)
Эксперты по информационной безопасности уверяют, что аналогичных манипуляций в преддверии выборов в Украине бояться не стоит. Но, как мы увидели выше на примере Google, прищучить один Facebook недостаточно для того, чтобы исключить любую возможность злоупотребления данными.
10
Главная проблема – не в утечке данных
Этот вывод стал напрашиваться задолго до скандала с Cambridge Analytica. Facebook – это платформа, на которой держатся социальные связи, планы и работа многих людей. «Все СМИ знают, что они – лишь мелкие арендаторы на огромной индустриальной ферме Facebook», – пишет Wired. А слова конкурентов Цукерберга о том, что люди для Facebook – это товар, не лишены смысла. Как агрохолдинги продолжают формировать пищевые привычки покупателей даже после того, как меняют упаковки и состав своих продуктов, так и Facebook – даже без каких-либо утечек данных и политической рекламы – продолжит формировать картину мира пользователя до тех пор, пока тот остается частью его экономики.